«Его задача — выполнить обещания президента»: надолго ли Мишустин на посту премьера

Михаил Мишустин
Депутат Госдумы Василий Власов и политолог Геворг Мирзоян в программе «Радиорубка» поспорили, является ли Мишустин техническим премьером до ближайших выборов или это надолго.

Скачать передачу [mp3, 44.2 МБ]

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


А.Челышев:

- Итак, депутаты Госдумы проголосовали за назначение Михаил Мишустина на пост премьер-министра. За – 383, воздержалось – 41, против – 0. Ничего в этом странного нет. Те, кто против кандидатуры, обычно воздерживаются – это традиция. Итак. Ближайший час мы посвятим разговору о том, кто такой Михаил Мишустин и надолго ли он пришел в правительство, и может ли он стать преемником и прочее, прочее… Итак, наши гости сегодня. Депутат Госдумы Василий Власов. Доцент департамента политологии финансового университета при правительстве России Геворг Мирзоян. Добрый вечер!

Итак, новый премьер = будущий президент? Или все-таки это слишком далеко идущий вывод? Для начала я попрошу каждого из вас свою точку зрения озвучить.

Г. Мирзоян:

- Новый премьер подходит под конкретные задачи. Его конкретные задачи очерчены в лучшем случае на полтора года, то есть, до следующих выборов в Госдуму, если они будут. Либо до досрочных выборов, если они будут досрочно. Дальнейшая политическая судьба господина Мишустина во многом будет зависеть от того, выполнит ли он свои функции, которые были на него сейчас возложены. Если да, если при этом он сможет выиграть аппаратную борьбу внутри кремлевских башен и доказать, что он готов работать в новой политической системе, которую сейчас выстраивает Владимир Путин, он может стать президентом. Но пока так вопрос не стоит. Пока его конкретная функция – поднять экономику и выполнить те обещания, которые дал Владимир Путин.

А. Челышев:

- Сразу вопрос – сможет ли он выполнить поставленные задачи? Про Медведева и его кабинеты в разных их видах тоже постоянно говорили все – задачи не выполнены. Тем не менее, Дмитрий Анатольевич оставался премьер-министром и ушел вот только сейчас. И, опять же, не в опалу попал, а стал вторым человеком в Совете безопасности.

Г. Мирзоян:

- Во-первых, второй человек в Совете безопасности – это еще надо посмотреть на его функции, которые там будут. Может быть, это будет просто политическая ссылка, со всеми вытекающими. Во-вторых, премьер-министр Медведев сидел на своем посту не для того, чтобы что-то выполнять. У него были две основные функции. Первое – Путин дал слово и Путин, как мужик, слово держал, после 2012 года оставить Медведева премьером, поскольку Медведев ушел нормально, цивилизованно в 2012 году. А во-вторых, Медведев исполнял роль громоотвода, на которого можно было сбросить все различные проблемы в экономике и ошибки действующей власти. Сейчас, конечно, громоотвод был бы полезен, интересен, но сейчас, в преддверии выборов 2021 года, власти нужно срочно заниматься другими, более приоритетными вещами.

А. Челышев:

- То есть, ваша, Геворг, позиция – Мишустин это…

Г. Мирзоян:

- Технически конкретный премьер под реализацию конкретных задач с возможной перспективой на повышение, если он все выполнит на отлично.

А. Челышев:

- Хорошо. Василий, вам слово.

В. Власов:

- Сегодня в Госдуме жаркий день, Михаил Владимирович со всеми фракциями до голосования встретился и, конечно, первое впечатление очень положительное, многие вопросы, которые были заданы ему, как оппозиционной партией, так и правящей партией, он ответил и отвечал достаточно честно… Я с коллегой не соглашусь, что Михаил Владимирович на полтора года – до выборов в Госдуму. Во-первых, сразу хочу всех успокоить, никаких досрочных выборов в Госдуму не будет. Второе – всегда, когда мы сравниваем премьер-министров в определенный период времени их работы, а их – на секундочку – это десятый, если мы не будем два раза Дмитрия Анатольевича брать, потому что он два раза был премьер-министром, то это, получается, десятый премьер-министр. То есть, если на 20 лет разделить, то в среднем раз в два года новый премьер-министр…

Г. Мирзоян:

- Ну, так нельзя делить… есть 90-е годы…

В. Власов:

- Да, когда постоянно менялись. И есть последние 10 лет, когда существует определенная стабильность… То, что касается задач, которые перед правительством стоят. Согласитесь, что на долю правительства Медведева выпало принятие не самых популярных мер… Сейчас перед командой, которая будет собрана из профессионалов, Михаила Владимировича Мишустина, реализация, во-первых, послания президента, а, если мы возьмем процентное соотношение, то последнее послание, насколько я помню, было выполнено на 81%... Я думаю, что в этот сложный период – и экономическая, и международная ситуация всегда накладывает определенный след на то, что происходит в правительстве… я думаю, что Михаил Владимирович надолго…

Г. Мирзоян:

- В роли кого?

В. Власов:

- Думаю, что в премьер-министры. То, что будет, может быть, через полтора года или то, что будет через 6,5 лет, мы не можем судить. Мы будем исходить из того, что этот человек не антикризисный менеджер, которого поставили на полтора года, чтобы он потом ушел. Я думаю, что этот человек, который, возможно, и следующий состав правительства возглавит и будет работать.

А. Челышев:

- Я понимаю, что особого спора у нас, наверное, сегодня не получится, но и не надо, сейчас не то время… Вопрос для голосования нашим слушателям я поставлю такой – Мишустин это надолго или нет? Уважаемые господа, с вашей точки зрения, вот с вашей точки зрения, приход Мишустина, как человека, который по сути создал современную систему администратирования налогов России, оцифровал ее, это какой сигнал, это о чем говорит?

Геворг Мирзоян

Г. Мирзоян:

- Это говорит о том, что в Кремле умеют считать и что в Кремле видят цифры. Цифры весьма нехорошие для действующей власти. Я имею в виду, конечно, соцопрос. Результат, как говорится, в табличках. И он печальный. Почему? Потому что у всех органов государственной власти, кроме института президентства, отрицательные рейтинги. Число людей, которые не доверяют правительству, премьеру, Госдуме, выше, чем тех, кто доверяет. Это очень плохо для действующего государства. Власть тоже видит и, думаю, осознает степень недовольства, которая сейчас существует среди образованного городского слоя населения, особенно в крупных городах. Последствия мы видели на московских митингах, инспирированных благодаря ошибке администрации Собянина. Это был фитиль, тем не менее, мы видим, что горючего материала для протеста более, чем достаточно. Власть понимает, что, для того, чтобы успешно выйти на выборы 2021 года и выйти с рейтингом «Единой России» не 33%, а какого-то более серьезного, нужно срочно создавать определенные положительные истории в экономике, в демографии, во всем. Именно поэтому Путин дает такие указания и, поскольку действующий кабинет не способен был их выполнять, мы это видели по действиями финансово-экономического блока, ставится администратор. Человек, который умеет это делать, знает, может и готов.

В. Власов:

- Мы сегодня во фракции ЛДПР как раз этот вопрос обсуждали. Самое интересное, что Дмитрий Анатольевич Медведев возглавляет партию «Единая Россия». В этом плане Михаил Владимирович, который сменил его на посту председателя правительства, человек беспартийный И я думаю, что в этом плане как раз учитывая те тезисы, которые сказал Владимир Владимирович в своем послании, об усилении роли парламента, и в этом плане усилении роли политических фракций, которые в парламенте работают, я думаю, что диалог с правительством может выйти на новый уровень. Потому что не будет четко выраженной позиции партии «Единая Россия» в словах и в действиях господина Мишустина, а будет консолидированный диалог и с политической оппозицией… мы еще не знаем, во-первых, кабинет министров… может быть, это будет новое коалиционное правительство, как при Примакове.

Г. Мирзоян:

- А зачем коалиционное правительство сейчас, когда у партии власти большинство?

В. Власов:

- Ну, согласитесь, есть и в истории Российской Федерации, и в истории других стран, когда политическая партия имеет свое большинство, но так же есть и другие политические партии, которые имеют определенный процент и количество мандатов в парламенте, соответственно, они двух-трех министров могут направить. Еще один важный момент. Вообще очень много изменений анонсировал Владимир Владимирович Путин в своем послании. И в том числе, изменение и увеличение роли Совета Федераций и парламента, и здесь я вернусь к словам коллеги, который сказал о том, что институт президента в процентном соотношении доверия возрастает, а к органам законодательной власти или там исполнительной – низкое. Вот, я думаю, что усиление как раз оппозиции и роли оппозиции в Госдуме, роли парламентских партий лишь будет стимулировать. Ведь есть возможность теперь не просто голосовать за депутатов, которые будут принимать бюджет, а эти же депутаты, если поправки в Конституцию будут приняты, они будут формировать правительство. То есть, люди де-факто получают возможность своими голосами формировать правительство. И в этом плане я вижу рост рейтингов в ближайшей перспективе Госдумы и Совета Федерации, а также нового правительства, которое возглавит Михаил Владимирович.

Г. Мирзоян:

- Но лишь в том случае, если поменяется и качественный состав депутатского корпуса. Я понимаю, что как бы вам это неэтично говорить, но мы понимаем, что целый ряд депутатов, извините, понабрали по объявлениям и они не то что не понимают в принципе государственного управления, они даже пиаром не умеют персональным заниматься.

В. Власов:

- Коллега, стоит отдать должное, что фракция ЛДПР и Владимир Вольфович Жириновский много раз поднимали вопрос о ротации депутатов Госдумы. Будет это работать или не будет, мы не знаем, но раз в год 10%... Я, кстати, не исключаю, что в ближайшее время, в связи с ростом роли парламента, может быть, через созыв, допустим, возврат опять к выборам по партийным спискам и отмена одномандатных округов…

Г. Мирзоян:

- Наоборот. Выборы должны как раз проходить по одномандатным округам. Потому что люди должны сами понимать, за кого они голосуют и кто от них идет во власть.

В. Власов:

- Но при этом ротация невозможна. Потому что, если в одномандатном округе вы выбираете депутата Госдумы, он на пять лет там и его фракция убрать не может. Если приходит бездельник и человек, который вносит антинародные законопроекты, фракция будет иметь право в случае ротации заменить на следующего по списку. То есть, люди отдали голос за партию, за ее список.

Г. Мирзоян:

- Вот в этом и ключевой момент, что снимать или убирать депутата, которого избрал народ, должен народ. Если вы хотите говорить о ротации, то можно вполне ввести такой же вариант, как в американском Сенате – каждый год переизбирается треть депутатского корпуса. Это хороший вариант. Почему я говорю про одномандатные округа? Потому что главный смысл выборов, как института такового, не в том, чтобы большинство выбирало своего депутата. Смысл в том, чтобы люди понимали – человек, который наверху, они его поставили, чтобы у них была сопричастность к конкретному депутату, а, значит, к государственной власти. Если у людей будет сопричастность к власти, вера в то, что они влияют на это, что они выбирают, и гораздо меньше будет возможности в стране устроить майдан и т.д. В этом смысл выборов. Поэтому людей нужно стимулировать приходить на избирательные участки и голосовать за конкретного реального человека. Чтобы у людей была ответственность, и чтобы у человека тоже было понимание, что его избрал конкретный регион и он должен защищать интересы этого региона. Я далеко не фанат США, но здесь концепция работы американского конгресса, мне кажется, абсолютно правильной, когда конкретный конгрессмен защищает конкретный свой регион.

В. Власов:

- Я с вами отчасти согласен…

А. Челышев:

- Ну, так как мы с вами приняли, что в ближайшее время у нас выборов в Госдуму не ожидается, по крайней мере, досрочных, давайте вернемся к новому кабинету министров и господину Мишустину лично. Давайте сообщения почитаем. «О какой ответственности министров за результаты работы высказался Мишустин? Речь идет об увольнении?» Вот смотрите, народ прежде всего интересует ответственность министров за результаты работы, а не что-то другое.

Г. Мирзоян:

- Потому что народ видит, что предыдущий кабинет работал, по мнению населения, слабо, поэтому сразу возникает вопрос об ответственности. В нормальном государстве ответственность министра – это его дальнейшая карьера. Выполнил поручение – пошел на повышение. Или остаешься на своем посту. Не выполнил – до свидания. Мы видим, что при предыдущем кабинете не так часто министры, которые совершали ошибки…

В. Власов:

- …только если дело на него заводят…

Г. Мирзоян:

- Нет, у нас были министры великолепные, которые совершали ошибки, позорили страну на международной арене, а потом становились вице-премьерами. Господин Мутко, например. Прекрасный допинговый скандал, в который мы влезли, а человек за это не понес ответственности. Поэтому да, конечно, министры, прежде всего, должны отвечать результатом. Результат должен быть налицо. Именно поэтому господина Мишустина и назначили отчасти премьером, потому что человек сделал результат на своем посту. Пусть даже на узкосегментированном посту в ФНС, которым он занимался очень-очень долго, но он сделал там результат. И ему дали шанс сделать результат на всю страну. Пожалуйста. Я только за.

А. Челышев:

- Давайте послушаем фрагменты выступления господина Мишустина сегодня перед депутатами Госдумы и начнем, пожалуй, с того, что Михаил Мишустин рассказал о поручениях президента новому правительству.

М. Мишустин:

- Важнейший вопрос – это, конечно, новое качество управления. Президент поручил правительству быть в авангарде развития страны, обеспечивать экономический рост, создание новых рабочих мест. Это основа эффективной социальной политики и, конечно, без высоких темпов экономического развития социальное развитие страны будет пробуксовывать. В послании обозначены приоритеты, которые стоят перед правительством. Прежде всего, это повышение реальных доходов граждан.

Антон Челышев

А. Челышев:

- Итак, сейчас мы перейдем к разговору о том, кто должен войти в состав нового кабинета министров… Кто из известных или не очень известных людей способен помочь новому премьеру решить эти задачи?

Г. Мирзоян:

- Это вопрос сложный. Надо смотреть на состав Кабмина, надо смотреть на экономический блок. Не знаю, возможно, господин Новак останется, возможно, господин Решкин останется. Вопрос пока сложный. Я не готов на него отвечать.

А. Челышев:

- А всевозможные предположения, которые во множестве гуляют по политическому телеграму?

Г. Мирзоян:

- Гениальные товарищи из политического телеграма не смогли предсказать или прописать отставку правительства. Тем более, никто из этих гениальных людей так и не назвал кандидатуру господина Мишустина на роль пусть даже технического постмедведевского премьер-министра. Потому что было очевидно, что Медведев до 2021 года уйдет. Вопрос – когда уйдет и кем его заменят? Тут надо смотреть. Возможно, если мы говорим о внешнем блоке, то Шойгу, скорее всего, останется. Лавров – он устал, он не очень хочет оставаться – но, может, тоже останется. А по экономическому блоку надо смотреть.

В. Власов:

- Я, как представитель Госдумы, хоть и оппозиция, не исключаю, что, возможно, кто-то из депутатов Госдумы перейдет на работу в правительство. Им будет предложена такая возможность. У нас, несмотря на то, что разные оценки звучат, я соглашусь с коллегой, что действительно никто не смог предсказать, кто же будет. Разные фамилии назывались, но все равно любой депутат Госдумы мог бы перейти работать в правительство Михаила Владимировича.

А. Челышев:

- Еще один фрагмент выступления сегодняшнего Михаила Мишустина в Госдуме давайте послушаем. О методах реализации целей, которые перед новым кабинетом министров стоят.

М. Мишустин:

- Как реализовать эти задачи? Во-первых, президент отметил, что необходимо запустить новый инвестиционный цикл. А для этого в ближайшее время принять пакет законопроектов о защите поощрения капиталовложений. И не только принять, а добиться, чтобы они заработали повсеместно. Кроме того, нужно продолжать снимать избыточные административные барьеры, эффективно провести и закончить реформу контрольно-надзорной деятельности. Важно также улучшать предпринимательский климат, чтобы люди, которые занимаются бизнесом, в том числе, молодые люди, чувствовали себя уверенно и защищенно, могли развивать свою дело, создавать новые рабочие места и, главное, повышать заработную плату сотрудникам. Конечно, для стабильного притока инвестиций, для роста экономики необходимы так называемые длинные деньги. Это одна из важнейших задач Центрального банка, но, конечно, финансово-экономический блок правительства будет, как и прежде, оказывать здесь необходимое содействие и активно участвовать в этом.

А. Челышев:

- По сути, новому правительству придется продолжать делать то же самое, чем занималось правительство Медведева и, в частности, видимо, активнее проводить в жизнь регуляторную гильотину и все прочие…

Г. Мирзоян:

- Ну, не совсем так. Потому что финансово-экономический блок правительства Медведева занимался тем, что собирал деньги – в кубышки, в фонды… и, когда речь шла о том, что эти деньги нужно тратить, давайте вспоминать, какой минус строил постоянно Минфин из серии «нет, нельзя, наше, родное, а, не дай бог, кризис…»

А. Челышев:

- Ну, если так, то мы должны вспомнить, что основоположником этой политики был господин Кудрин, а господин Мишустин считается человеком Кудрина…

Г. Мирзоян:

- Считается. Но господин Мишустин, как я понимаю, занимал нейтральную позицию. То есть, он технократ, его дело – выполнять обещания президента, для этого и поставлен. А президент в своем послании провозгласил рекордную программу по социально-экономическим тратам. Там сотни миллиардов рублей должно быть потрачено на реализацию всех его программных заявлений. Собственно, мы видим опять же, как предыдущий кабмин занимался саботажем майских указов президента, других социальных программ, которые делал президент. А господин Мишустин поставлен для того, чтобы эти указания выполнять. Здесь уже вопрос не просто в том – обманет Путин население или не обманет, выполнят ли министры указание президента или нет, на кону выборы 2021 года, выборы определяющие, потому что у нас будет новая Госдума. Госдума, где, я надеюсь, будут гораздо более ответственные депутаты, чем сейчас. Депутаты, которые будут отвечать за принимаемые ими решения, голосовать за или против, а не всей фракцией удалятся из серии «мы здесь не при чем, мы в этом не участвуем». Их не для этого избирали. Либо да, либо нет…

В. Власов:

- Фракция ЛДПР всегда отвечает за свое голосование. А то, что касается использования тех денег, которые в определенные периоды современной России правительством были накоплены, возможно, действительно, это связано с выборами в Госдуму 2021 года. Я думаю, что для всех политологов, да и для наших слушателей, прекрасно понятно не самое хорошее положение партии большинства, мягко говоря.

Г. Мирзоян:

- 33% опросы дают.

В. Власов:

- Рейтинги, опросы, выборы в законодательные собрания, выборы губернаторов показывают, что люди не так хорошо относятся, а особенно, как вы понимаете, подорвало доверие пенсионная реформа, очень серьезно, некоторые считают, что в два раза. Так вот, я думаю, что люди, которые прекрасно это понимают, сказали – все, хватит копить, пора тратить. И тратить не просто так, а инвестировать и вкладывать в малый, в средний бизнес… Вот видите, как просто по стечению обстоятельств, мы сейчас в радиостудии находимся, а на телеэкране на одном из телеканалов как раз господина Кудрина показывают и Счетная палата, которая недавно сказала, что там несколько миллиардов растрачено недолжным образом… Это тоже деньги, которые можно тратить. И в этом плане, я думаю, что, если в Российской Федерации – а страна у нас богатейшая – все деньги, которые выделяются на те или иные направления, будут копейка в копейку доходить до людей…

Г. Мирзоян:

- Ну, это нереально….

Василий Власов

В. Власов:

- Мы надеемся, что при новом правительстве по крайней мере больше будет доходить… То есть, не будет теряться ни в закупках, ни по карманам, ни на взятки, а будет уходить на конкретное дело, на строительство, на поддержку малого и среднего бизнеса и других направлений. Думаю, тогда те результаты, о которых сегодня и Михаил Владимирович говорил, и о которых говорил Владимир Владимирович в своем послании, они будут достигнуты и, я думаю, что – а хватит ли этого времени, полтора года, до выборов в Госдуму, чтобы все это реализовать? Потому что, как вы понимаете, любая глобальная реформа, любые глобальные изменения – это надолго. А наши люди уже устали, когда им обещают – подождите, подождите… И заметьте, этот 2020 год в политической жизни нашей страны стал такой мерой. Все говорили – после 2020 года будет вот это, будет вот это…

Г. Мирзоян:

- Будет коммунизм!

В. Власов:

- Да, наподобие. Всем – по квартире. Средняя зарплата – 100 тысяч рублей везде. И все хорошо живут. Но, как вы понимаете, к сожалению, это не так. И, я думаю, что вот здесь этих полутора лет может и не хватить партии большинства для того, чтобы реализовать все намеченные предложения и идеи.

А. Челышев:

- По крайней мере, достаточный срок для того, чтобы получить какие-то первые результаты и по ним уже судить о том, насколько эффективно ведется эта работа. Еще один фрагмент выступления нового премьер-министра. Вот как господин Мишустин охарактеризовал недавнее послание президента России Федеральному собранию.

М. Мишустин:

- Хорошо понимаю, что прозвучавшее вчера послание нужно воспринимать, прежде всего, как программу социальной справедливости, основанной на наших традиционных ценностях, обращенную к людям, к их самым насущным проблемам. На первом месте – забота о детях, о семье, о росте их достатка и о повышении качества жизни. Благодаря макроэкономической стабильности и профицитному бюджету, у нас имеются финансовые источники для реализации всех поставленных президентом задач, начиная уже с января этого года. Одновременно нам нужно незамедлительно качественно подготовить все законодательные акты, которые необходимы и по которым будет вестись эта работа. Эта работа уже начата, совместно с парламентом, здесь я рассчитываю на вашу поддержку… Поскольку реализация задач, поставленных в послании, во многом касается регионов, считают необходимым организовать четкое взаимодействие с субъектами Российской Федерации. Нужно так выстроить систему взаимодействия с регионами, чтобы люди своевременно получили новые выплаты и важно довести до семей точную информацию о том, как они могут без проволочек, без нервотрепки получить помощь.

В. Власов:

- Важнейший момент, о котором сказал Михаил Владимирович, у нас, вот, если прочитать любой закон, все очень хорошо – и всем выплаты положены, и материнский капитал, и инвалидам, и пенсионерам… Как только спускаешься на землю, приезжаешь в регион и начинаешь разбираться в каждой ситуации, понимаешь, что там недоглядело местное руководство, там недоглядела местная администрация и вот уже вы видите пенсионера, у которого и пенсия ниже прожиточного минимума, где-то мы видим, что материнский капитал пытаются обналичить, и огромное количество компаний, которые, к сожалению, на этом спекулируют. То есть, я думаю, что прошлая работа Михаила Владимировича как раз таки и будет стимулировать многих сотрудников на местах и ведомства на местах, и министерства на местах, чтобы те льготы, которые нашим гражданам положены, они были выполнены в стопроцентном объеме.

А. Челышев:

- И не только льготы, а движение в принципе денежных масс.

В. Власов:

- Да. Потому что много мы слышим с телеэкранов, из радиоэфиров, а потом, когда ты реально с этим сталкиваешься на земле… там справку принеси, а она стоит денег, а мы про такое не слышали… То есть, очень важно повысить качество услуг и качество выплат непосредственно на земле, на местах.

Г. Мирзоян:

- Если бы речь шла о том, что они просто недоглядели, я бы еще где-то что-то понял. Речь не о том, что они недоглядели, а речь о том, что они не сделали. Это принципиально разные вещи. Каждый год мы становимся свидетелями грандиознейшего позорища, когда идет прямая линия президента с населением и десятки людей обращаются к президенту с просьбами из серии «у меня в селе дорога не проложена». Эти вещи должны решать местные власти. А если местные власти их не решают, соответственно, местные власти нужно гнать в шею. А почему они не решают? Потому что у них нет ответственности, у них нет понимания, что они ответственны перед электоратором, у них нет понимания, что их дальнейший карьерный рост зависит от позиции электората. Это все негативные последствия суперцентрализованного президентского правления, который Путин сейчас отчасти именно поэтому и убирает.

А. Челышев:

- Мы запустили машину для голосования с очень простым вопросом – Мишустин это надолго или ненадолго? И, если в самом начале нашего разговора примерно вровень шли эти кривые количества дозвонившихся, то позиция Мишустина надолго начала потихонечку выходить вперед и сейчас она превышает противоположную примерно втрое. То есть, текущий показатель 73,85% за то, что надолго, а 26,15% - что ненадолго. То есть, подавляющее большинство дозвонившихся считают, что Мишустин надолго. А мне почему-то кажется, что они не считают так, а хотят этого.

Г. Мирзоян:

- Вопрос несколько некорректен, потому что – что значит надолго? В роли кого? В роли министра или даже премьер-министра? Да, возможно. Человек суперпрофессионал, его нет смысла увольнять, он у себя в ведомстве все сделал прекрасно. Вопрос в роли кого? Мы же обсуждаем господина Мишустина в роли потенциального преемника – а это совершенно другой вопрос. Может ли он стать преемником? Я уже озвучил свою позицию. Все будет зависеть от того, справится ли он с поставленными задачами и насколько он справится. Потому что, еще раз, при суперпрезидентской республике на роль президента нужна личность аля-Путин со всеми его плюсами. Если мы берем президентско-парламенсткую республику, где все не держится на личности президента, а держится на институтах, которые укреплены и созданы должны быть за этот очень короткий промежуток времени в 4 года, тогда президент должен быть администратором, президент должен управлять процессами, быть идейным вдохновителем и при этом распределять полномочия, быть определенным гарантом… То есть, нормальный классический президент в президентско-парламентской республике. Вот на эту роль, возможно, господин Мишустин и сгодится, если он, повторю, докажет свою способность справляться не только с задачами уровня отдельного ведомства ФНС, а если он сможет перенести этот свой опыт на глобальные проекты и на глобальную систему государственного управления.

А. Челышев:

- Человек, который умеет собирать деньги, означает ли, что он автоматически умеет и тратить их правильно?

Г. Мирзоян:

- Здесь не вопрос умеет собирать и умеет тратить, а вопрос в том, что умеет ли он концентрироваться на нужных задачах и добиваться их решения. Умеет ли он правильно видеть нужные задачи, вычленять их? Потому что, еще раз, задачи, которые стояли перед нашей страной в нулевые годы, и задачи, которые стоят перед нашей страной в конце 10-х годов, совершенно разные задачи. Тогда нужно было собирать страну. Тогда нужен был президент-силовик. Сейчас стоит вопрос о развитии страны. Президент-мытарь? Ну, почему бы и нет? Президент-экономист? Президент, который умеет реализовывать проекты, связанные с развитием бизнеса, с развитием экономических свобод, с созданием гражданского общества – это совершенно другие задачи, чем поддерживать стабильность. Развитие и стабильность - у этих двух целей зачастую противоположные инструменты достижения.

А. Челышев:

- Василий, с вашей точки зрения, получается, пришло время наконец кубышку распечатать и потратить с умом?

В. Власов:

- Я думаю, да. Учитывая, что, думаю, в пределах ближайших шести месяцев Михаил Владимирович облетит большинство регионов Российской Федерации и на месте уже будет понимать, что необходимо делать и что требуется людям. В этом плане, думаю, определенную положительную роль сыграет и новый состав правительства, который придет ему на подмогу. А то, что касается вашего первоначального вопроса – надолго ли и в ключе кого? Я думаю, что, как Михаил Владимирович будет в ближайшие там этот состав до ближайших выборов в Госдуму точно и, я думаю, что и следующий цикл правительства Российской Федерации… а вот то, что касается его как президента возможного, здесь я вам скажу, что никто из политологов и уж тем более госслужащих, вам не может этого сказать.

А. Челышев:

- Спасибо большое!