Эксперт предостерегает против экспортных пошлин на металлургическую продукцию
Мировой экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, привел к новому явлению в глобальной торговле: перечень ограничений для экспорта заметно расширился. Однако, как отмечает директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев, кризис не всегда несет негативный характер. Именно в период нестабильности у игроков рынка появляются возможности для маневров и перспективы получить большую часть рынка, чем в условиях стабильности.
«Если из-за ограничений экспорта предложение начинает сжиматься, то именно это и формирует условия для экспансии — не надо специальных затрат, все само идет в руки. Как на бирже — акции нужно скупать во время падения», — говорит эксперт.
Данильцев отмечает, что мировой рынок металлопродукции — полуфабрикатов и готового стального проката — достаточно консервативен. Основные игроки рынка давно определились — это Бразилия (средняя доля в мировом экспорте за последние пять лет — 4,0%), Канада (1,9%), США (2,6%), Индия (3,4%), Корея (8,8%), Россия (8,9%), Украина (4,7%), Тайвань (3,4%), и каждый из них крепко держит свою долю уже много лет. Исключение составляют только лидеры рынка Китай и Япония, которые демонстрируют существенные колебания. Так, Китаю удалось завоевать большую долю на рынке, после того как экспорт Японии и Украины сократился (за последние 10 лет доля Японии в мировом экспорте полуфабрикатов и готовых стальных изделий упала c 14 до 10,8%, а Украины — с более 8,3 до 4,7%), но позже Японии удалось отстоять свои позиции, правда, ушло на это около пяти лет.
Благодаря низким издержкам производства и массированной государственной поддержке рынок металлопродукции увеличил свое присутствие в мировом экспорте в 24 раза (с 2611 тыс. метр. тонн в 1990 г. до 63744 тыс. метр. тонн в 2019 г.). В связи с этим сохранение своей доли на рынке поможет обеспечить России сохранение стабильности в экономике. При этом предприятиям приходится действовать в условиях жесточайшей конкуренции, оказывая сопротивление странам с более дешевой рабочей силой и финансовыми ресурсами для инвестирования (Китай и Индия).
«Экспорт продукции черной металлургии обеспечивает присутствие российского бизнеса на глобальном миром рынке, поддерживает экономическую активность в регионах и в российской экономике в целом. В структуре российского экспорта на эту группу продукции приходится от 4% до 5,5%, и по удельному весу она уступает только минеральному топливу, химической продукции, цветным металлам, машинам и оборудованию», — подчеркивает Данильцев.
В декабре Россия ввела на полгода экспортную таможенную пошлину на отходы и лом черных металлов в размере 5%, но не менее 45 евро за тонну. Причиной стал рост цен на лом металлов. В Минэкономразвития сообщили, что такая мера необходима, чтобы предотвратить рост цен на строительные материалы и промышленный металлопрокат. В Минпромторге добавили, что 80% цены арматуры составляет цена лома, и если введенные пошлины не помогут, то придется вводить более жесткие меры.
В связи с этим Александр Данильцев предупреждает, что российские экспортеры вступают в крайне чувствительный этап. Дело в том, что мировой рынок начинает постепенно восстанавливаться после пандемии, оживают экономики азиатских стран, в том числе и Китая. И именно этот период можно считать наиболее благополучным для захвата новых рынков, чем, несомненно, постараются воспользоваться активные экспортеры.
Эксперт отмечает, что в этой ситуации особенно важно дать возможность российским предприятиям возможность увеличить долю на рынке, которая оставалась стабильной порядка 25 лет. Он добавил, что экспортеры нуждаются в поддержке, также и потому что в отношении российских экспортеров наблюдаются дискриминационные ограничения, в частности со стороны Евросоюза.
«На этом фоне конкурентная среда станет более жесткой, потребуется еще больше усилий для удержания доли. Поэтому так важно не уступить ее сейчас», — добавил Александр Данильцев.