«Компенсировали себе инфляцию»: экономист объяснил, почему неравенство в России вернулось к уровню трехлетней давности
Профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал сообщение Росстата о том, что по итогам 2024 года неравенство в России выросло и вернулось к уровню трехлетней давности.
По его словам, Росстат отслеживает доходы разных категорий населения по уровню материальной обеспеченности групп населения.
«Обычно все население делится на 10 групп. В первой сосредотачиваются лица, имеющие наименьший доход. И далее выделяется группа, которая имеет максимальные доходы. Постоянно идут замеры, как увеличивается эта дифференциация доходов в процессе развития и экономики. Ну и понятно, что, если коэффициент Джини растет, то дифференциация увеличивается. Неравенство доходов означает, что самая богатая часть населения сосредотачивает у себя максимальное количество доходов, а всем остальным остается не так много. А именно от доходов среднего и предсреднего класса зависят темпы экономического роста, потому что основными потребителями как раз и является вот эта группа населения. Чем больше они денег в магазин принесут на все те вещи, которые производит страна, экономика, предприятия, отрасли, тем выше темпы экономического роста. А доходы богатых граждан не так важны, потому что предметы роскоши, если они приобретаются, не развивают экономику. Ну и плюс, если у небольшого количества человек все почти доходы соберутся, то это не значит, что будет приобретено ровно столько яиц, картошки, машин, сколько бы приобрели все оставшиеся группы населения», — сказал он.
Сафонов отметил, что Росстат фиксирует рост коэффициента еще и потому что малообеспеченные граждане, получают самые низкие доходы, в первую очередь, пенсии и пособия, растущие только с темпами индексации. У других категорий граждан, которые имеют основные доходы от бизнеса, недвижимости, накоплений, они росли либо темпами на уровне инфляции, либо выше. Поэтому рост доходов высокодоходной группы как раз связан с тем, что они компенсировали себе инфляцию более высокими темпами в виде доходов от бизнеса, от своей деятельности, инвестиций в банковские вклады, пояснил экономист.
Ранее Росстат сообщил, что в России впервые с 2004 года сократилось до нуля количество семей, которым не хватает денег, чтобы купить еду.