«Экстренно латать дыры в бюджете»: аналитик рассказал о текущем влиянии цен на нефть на экономику РФ
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал влияние новых пошлин США и решения ОПЕК на цены на нефть и экономику России.
По его словам, когда речь идет о нефти, то это история про доходы федерального бюджета, то есть экономика может расти, но это может не приносить достаточный объем доходов федерального бюджета.
«По заявлениям вице-премьера Александра Новака, по итогам 2024 года у нас около 30% доходов бюджета все равно от нефтегазового комплекса. Это значительно меньше, чем было в 2010-х годах, тогда было и под 50%. То есть в этом плане у нас определенная диверсификация произошла. Надо относиться, к нефтегазу, скорее, как к нашему конкурентному преимуществу, потому что если бы у нас этого не было, то у нас дела бы были бы еще хуже. Проблема в том, что у нас бюджет на 2025 год сверстан, исходя из цены 69,7 долларов за баррель нашего сорта Urals, и курса рубля по отношению к доллару 96 за доллар. Сейчас оба параметра другие. В моменте наша нефть падала до 50 долларов за баррель, и рубль слишком крепкий, около 85, 86 за доллар. Получается, что мы в рублевом выражении нашу нефть планировали продавать за 6 700 ₽ за баррель, а продаем сейчас чуть ниже, наверное, 5 000 ₽ за баррель. Вот получается мы недополучаем доходов бюджета. Пока это не какая-то трагедия, все-таки это очень краткосрочное пока падение, но если дальше цена нефти будет ниже, чем мы планировали, то придется ускоренно тратить ликвидную часть фонда национального благосостояния. И министерству финансов нужно будет более активно выходить на рынок заимствований, то есть размещать облигации, то есть займ будет увеличиваться. И если опять же дальше пойдет вот такое отставание доходов от расходов, дефицит, то не исключено, что к середине года, может быть, придется определенные сроки бюджета пересмотреть. То есть уменьшать расходы бюджета придется», — сказал он.
Эксперт отметил, что для России, конечно, сейчас совсем не вовремя подобные турбулентности на нефтяном рынке.
«И сейчас стоит ожидать, что одна из первых идей, которую может правительство проработать, это снижение выплат нефтяным компаниям. Правда, это приводит к подорожанию топлива на внутреннем рынке, придется, соответственно, к этому готовиться нашим автолюбителям», — пояснил он.
Юшков подчеркнул, что нефтянка в России часто воспринимается как некая дойная корова, но она не бездонна, и нефтяная нагрузка налоговая на нефтянку, и на газовый сектор и так гораздо больше, чем на многие другие, тот же самый банковский сектор.
«Поэтому один из вариантов — это поднять опять же налоги, чтобы увеличить доходы бюджета. Но тут важно не зарезать корову, которая дает молоко, в виде нефтяной отрасли. К нашей нефтяной отрасли надо очень осторожно относиться, нельзя бесконечно повышать налоги, иначе мы будем просто снижать объемы добычи и не с чего будет брать налоги в итоге. Поэтому если уж увеличивать налоговую нагрузку, то надо присмотреться и к другим отраслям, которые не менее рентабельны сейчас и имеют гораздо меньшую налоговую нагрузку. Правительству нужно будет очень осторожно относиться к вопросам повышения доходов и, может быть, делать это плавно на многие отрасли, а не закладывать только на один привычный нам нефтегазовый сектор. Лучше действительно перестраховаться и закладывать более пессимистичный сценарий. Пусть в итоге дела обстоять будут лучше, чем прогнозировали. Но надо быть готовым, что действительно, у нас есть определенные проблемы, и относиться к этому серьезно. То есть, да, рынок ребалансируется, безусловно, если цены будут оставаться низкими. Но нам нужно думать, как жить и при относительно низких ценах продолжительный период. Лучше как базовый брать более пессимистичный сценарий, чем потом как-то экстренно латать дыры в бюджете», — подытожил он.
Ранее экономист, аналитик, кандидат экономических наук Николай Кульбака заявил, что новые американские пошлины грозят всему миру серьезным кризисом.