Психолог Лилия Гладких: «Не перегружайте первоклассника»
«В детей надо вселять уверенность».
Людмила Маслова:Не было печали, просто уходило лето. В понедельник, 1 сентября, у микрофона Людмила Маслова и Юлия Василишина. Юля, привет. Здравствуйте. Ну, вы, друзья, наверное, догадались, что этот эфир у нас посвящён Дню знаний. Дети наши идут в школу. Я всегда говорю: вместе с детьми, конечно, идут в школу и родители. Их тепло встречают педагоги и учителя. Мы пригласили к микрофону нашего психолога Лилию Гладких. Лилия, добрый день.Здравствуйте. Мы хотим вас расспросить о том, как детям, и особенно родителям, настроиться на 1 сентября. Начинайте.
Лилия Гладких:Очень важный вопрос в преддверии 1 сентября. Но вообще, конечно, готовиться к нему стоило бы заранее, хотя бы немного, потому что вся проблема в том, что родители умеют нагнетать обстановку, и волнение родительское чаще всего передаётся детям. И вот если мы, родители, умеем справиться со своими собственными эмоциями и абсолютно спокойно и ровно относиться к тому, что учебный год начинается, то и детям это волнение не передастся, просто потому что у них нет этого опыта.Соответственно, они могут быть более спокойны. Поэтому я бы родителям здесь рекомендовала заняться своим волнением и своими переживаниями по поводу 1 сентября.А нужно ли проводить какие-то предварительные беседы? Ну, ребёнку объяснять, свой школьный опыт вспоминать? Всё зависит от возраста. Конечно, если это первоклассник, мы должны ему немножечко рассказать, куда он идёт, зачем он идёт и что он там будет делать. Но, естественно, не нагнетая обстановку и не говоря: «Ну как же ты будешь справляться в школе? Вот посмотри, ты ещё не умеешь читать или не умеешь за собой ухаживать». Такие фразы обычно вызывают у детей тревогу. То есть — со мной что-то не так, и я могу не справиться. В детей стоит верить и вселять эту веру прямо в разговорах.Рассказывать о том, как вы пошли в первый класс, это, конечно, здорово, и ребёнок вместе с вами будет проживать этот опыт. У них хорошо работает фантазия, воображение, и он вместе с вами как будто бы уже туда сходил. Это снимает остроту новизны, потому что любая новизна, даже хорошая, всё-таки является для нас стрессом. Поэтому если мы сходим с ребёнком, погуляем возле школы… Сейчас, слава богу, есть подготовки: можно и с учителем познакомиться, и детей посмотреть. Это снимает остроту стресса, который ребёнок может проживать.Ну и самое главное — уметь с ребёнком разговаривать и находиться рядом, когда он чем-то делится. Не обесценивать, не говорить: «Ты неправильно понимаешь», а присоединяться к его чувствам, которые у него возникают, даже если он ещё не пошёл в школу. Да, чувства уже могут подниматься. В этот момент важно выслушать ребёнка и разделить эмоции: сказать — «Я понимаю, что ты это можешь чувствовать, да, это возможно в твоей ситуации. Давай посмотрим на это ещё как-нибудь».Чем меньше ребёнок, тем лучше разговаривать через метафоры, сказки, приводить примеры, как сказочные герои справляются с походами в школу. Благо литературы достаточно. Маленький ребёнок должен выходить всегда героем. Со старшими детьми уже другой вопрос — это вопрос передачи опыта. Но чем старше ребёнок, тем менее значим для него опыт родителей. Поэтому если ребёнок запрашивает ваш опыт, мы делимся. Если нет — пытаемся наладить контакт: «А что ты думаешь о своём классе? Есть ли переживания? Как ты себя ощущаешь накануне 1 сентября?»Просто говорить о том, что происходит с ребёнком внутри. Давать поддержку и то самое понимание: «Я с тобой. Я тебя вижу, я тебя слышу, и мне важно, что у тебя внутри». Тогда ребёнок будет более открыт и расположен к диалогу.
Людмила Маслова:Ну, а все трудности начнутся позже. Лилия Гладких у нас у микрофона. Этот эфир посвящён 1 сентября. У меня вопрос немного провокационный, но и деликатный. Как родителям относиться к словам педагогов, которые ругают любимых чад? И как реагировать, если дети критикуют учителей?
Лилия Гладких:Во-первых, во всех таких ситуациях есть эмоции, которые ребёнку так или иначе нужно выразить. И если мы понимаем, что ребёнок — это наш человек, мы должны быть на его стороне. Прежде всего, важно обозначить эмоции, позволить их прожить и высказать. Он имеет на это право. Даже если эмоции кажутся неподобающими в отношении взрослого, они уже возникли, и их не убрать.Чтобы ребёнок был здоров психологически и физически, ему важно понимать: всё, что он чувствует, — это правильно. Только после того как он прожил эмоции и высказал их, мы можем смотреть глубже: какую потребность задели, что осталось неудовлетворённым и почему ему стало так больно, что он перешёл на агрессивные словесные или физические проявления.Это всегда про страх. Ребёнок становится агрессивным и уходит в защиту тогда, когда ему страшно. Поэтому важно спросить не «почему ты так отреагировал на учителя», а «что страшного для тебя произошло в тот момент, когда тебе сделали замечание». Тогда появится окошко для контакта и понимания.
Юлия Василишина:А есть ли какие-то сигналы, на которые родители должны обязательно обратить внимание? То есть не просто рассказ ребёнка о школе, а то, что указывает на дискомфорт или проблему, во что родителям стоит вмешаться?
Лилия Гладких:Прежде всего, это состояние ребёнка. Если ребёнок был активным и вдруг стал пассивным — обращаем внимание. Если он раньше много спал, а теперь перестал, или наоборот. То же самое с едой. То есть маркеры самые простые: как ребёнок ведёт себя обычно. Если вы видите, что поведение изменилось, задаёмся вопросом — что происходит внутри.Любые изменения — сигнал. У каждого ребёнка свой ритм. И если ритм меняется, значит, что-то случилось. Также важна эмоциональность: если ребёнок чрезмерно возбужден или, наоборот, замкнут, это повод насторожиться. Проверяем, как он спит, ест, отдыхает. Важно, чтобы у него было время побыть без нагрузки. Если ребёнок не отдыхает, усталость накапливается, и появляются срывы или апатия. Это тревожные знаки для родителей.
Людмила Маслова:Как вы относитесь к тому, что современные родители стараются после школы нагрузить ребёнка — художественная школа, музыка, спорт? Где польза, а где вред?
Лилия Гладких:Каждый ребёнок уникален, и нагрузки должны подбираться индивидуально. Одному комфортно быть постоянно занятым, а другому это утомительно. Родители часто амбициозны и хотят, чтобы ребёнок «успел всё». Но особенно для первоклассника новые нагрузки нужно вводить постепенно. Сам по себе первый класс — уже стресс: новый коллектив, учителя, образ жизни, ответственность. Поэтому лучше новые кружки начинать во второй четверти, когда ребёнок адаптируется. И вводить поэтапно, наблюдая за реакцией.
Юлия Василишина:До начала учебного года остались считанные дни. Есть ли список обязательных лайфхаков для родителей?
Лилия Гладких:Наладить режим дня — это важно. Постепенно переходить к ранним подъёмам и укладыванию спать. Для маленьких детей это работает идеально. Ну и главное — входить в контакт с ребёнком, быть для него близким человеком, понимающим и разделяющим его чувства.
Людмила Маслова:Категорически согласна с Лилией Гладких. Психолог в преддверии учебного года была у нас в гостях на радио «Комсомольская правда» в Нижнем Новгороде. Низкий вам поклон, приходите к нам ещё.
Лилия Гладких:Я бы хотела поздравить родителей, бабушек и дедушек и, конечно, детей с началом учебного года. Это новый интересный путь, который, дай Бог, мы осилим с улыбкой и спокойствием. Всё будет хорошо!