Татьяна Журавлева, АСИ: «Главный запрос от граждан – на улучшение экологии в городах»
В России 1117 городов. Но большинство населения тяготеет к крупным мегаполисам. Потому что там больше работы и более комфортная городская среда. Как сделать так, чтобы не только крупные мегаполисы, но и небольшие города были удобными для жизни? Этой важной задачей занимается Татьяна Журавлева, руководитель Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ). О том, как обустраиваются наши города и в чем заключается роль жителей, она рассказала в эфире Радио «Комсомольская правда».
ШАГОМЕР И КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР
- Татьяна, в октябре завершился второй этап вашего акселератора, который называется «100 городских лидеров». В этот раз до финала дошли проекты из 27 городов России. Расскажите, есть ли среди них какие-то уникальные и интересные решения, которые при этом можно масштабировать на другие города?
- В этом году у нас появился один из уникальных даже в мировом масштабе проектов, аналоги которого есть только в США и в Израиле. Команда из Сургута придумала «Шагомер». Это умное приложение для города, которое одновременно популяризирует здоровый образ жизни и помогает благоустройству города. Как это работает? Очень просто. Администрация города говорит: «Друзья, мы готовы благоустроить часть парка или часть вашего двора, если вы пройдете 500 тысяч шагов за определенный период времени».
- Получается такой элемент игры, модной сейчас геймификации…
- Да, да. Жители включаются в эту историю, начинают больше ходить пешком. Это хорошая социальная акция. Люди больше двигаются. В итоге и здоровье улучшают, и город к лучшему изменяют. При этом аналоги в Израиле и в Америке - это коммерческие маркетплейсы. Их суть - ты ходишь, набираешь определенное количество шагов и можешь обменять их на разные скидки. Сургутяне же придумали историю, связанную с благоустройством города, что уникально не только для России, но и в целом для мира. Думаю, в следующем году он будет развиваться. Губернатор ХМАО подтвердила, что хочет использовать приложение во всех городах региона. Мне кажется, это прекрасно.
- Интересно. Давайте второй проект.
- Это история из малого города Сысерть, который под Екатеринбургом и где проживают 30 тысяч человек. В самом центре там находится заброшенный железоделательный заводТурчаниновых-Соломирских, построенный в XVIII веке, который давно никем не используется. В 90-е он перешел в частную собственность, его пытались несколько раз восстанавливать, но ничего не получалось до определенного момента, пока не появилась команда активистов, которые хотят сделать там креативный кластер. Полноценный, работающий. Они подключили к этому процессу весь город. И сейчас при помощи Минстроя России там идет благоустройство центральной части.
- Чем уникален этот проект?
- Это называется тактическим урбанизмом - когда для изменений не нужны большие капитальные вложения. Здание завода – огромное. Это памятник архитектуры, объект культурного наследия, вокруг которого создали временные конструкции, деревянный коворкинг, огромную сцену, на которой даже выступал симфонический оркестр Свердловской области. Запустили несколько помещений, отремонтировали их собственными силами, при помощи волонтеров и активных горожан, и там начали появляться небольшие бизнесы. Летом проходимость этой площадки составила 4 - 5 тысяч человек в день. Для маленького города это очень много, поэтому все резиденты, которые там появились, вышли в плюс.
- Давайте в двух словах поясним, что такое креативный кластер?
- У жителей небольших городов, как правило, немного альтернатив выбора работы: либо на завод или другие еще оставшиеся промышленные площадки, либо в сферу услуг, либо в офис. А как быть с теми молодыми людьми, которые хотят стать дизайнерами, художниками, музыкантами? Которые хотят заниматься IT-сферой, рекламой, медиа? Как правило, в большинстве российских городов для них сейчас нет никакой инфраструктуры. Так вот, креативный кластер - это то место, где все эти профессии могут развиваться. И самое главное, что отличает креативный кластер от любого другого общественного пространства, - там арендуют помещения компании или отдельные предприниматели, так называемые резиденты. И задача креативного кластера - сделать так, чтобы у этих резидентов прибыль только возрастала. То есть они не просто арендаторы, а те люди, с которыми стоит совместная задача – генерировать общую прибыль. Это одно из отличий.
И второе - творческая атмосфера либо то, что называется экономикой знаний.
- В общем, чтобы не только картины рисовать, но и зарабатывать на этом.
- Желательно.
- Насчет городов понятно. А как быть с сельским поселениям? Для них есть какие-то решения?
- Для них тоже есть история, которая может тиражироваться, - это чудесный якутский проект «Сайдыы». На сельских территориях создали некое подобие общественного центра, в котором можно получить и дополнительную профессию, и образование. То есть, этакий дом культуры современного типа, абсолютно понятный для местных жителей, но, с другой стороны, уже оснащенный современными технологиями. Этот проект пользуется колоссальной популярностью в регионе! В этом году его запустили на четырех территориях, и там это самое популярное место. При этом он может тиражироваться в любом селе.
ИНИЦИАТИВА – ОТ ГРАЖДАН, БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
- Инициатива по благоустройству - от кого она в первую очередь должна исходить?
- Знаете, инициатива на сегодняшний момент может исходить хоть от властей, хоть от жителей, хоть от бизнеса. Неважно, от кого - это не самое главное. Самое главное - то, какой следующий шаг, как она внедряется, каким образом реализуется. И здесь очень важно, что обсуждение этой инициативы и ее внедрение сейчас невозможно без жителей в подавляющем большинстве регионов. Запрос от жителей на изменение всегда настолько артикулирован и настолько четкий и понятный, что главное - его качественно отработать. Важно людей слышать. Понимая этот запрос, мы вместе с Минстроем России, разработали стандарт гражданского участия. Сейчас его реализуют более 20 регионов, к концу года он уже выйдет как нормативный документ, поэтому будет условно обязательным для остальных регионов тоже, когда любая инициатива по благоустройству проходит несколько этапов обсуждения с жителями.
- Что это дает?
- Снижается уровень конфликтов в процессе обсуждения, каким образом делать, например, парк? Он будет классическим или современным, ставить там лавочки или качели? Все это обсуждается с жителями, которые имеют непосредственное отношение к парку. Вот это качественное вовлечение - основа любой инициативы, которая потом внедряется в городе. Или не внедряется, если жители скажут, что им это не нужно.
- Правильно ли я понимаю, что этот стандарт - для чиновников? Что они обязаны вовлекать жителей в принятие решения по тому или иному благоустройству?
- Тут тонкий момент. Для чиновников этот документ, безусловно, обязательный. Год назад почти все регионы сделали хороший шаг - начали уходить от формализма публичных слушаний и общественных обсуждений. Известно, что на публичные слушания выносится уже готовый проект, за который жители должны просто проголосовать. К счастью, такое все реже и реже встречается в нашей практике. Но стандарт не только для чиновников. Потому что за любым городским изменением кроме администрации еще стоят проектировщики, архитекторы, подрядчики. Они теперь тоже понимают, что в том числе и от качества вовлечения жителей в процесс работы зависит финальное отношение горожан к их проекту. Стандарт также и для жителей городов – у них больше не будет неизвестных пространств, где не понятно - то ли там будут плитку класть, то ли газон косить.
- Какой бы вы им посоветовали алгоритм действий для инициативных горожан если их местные власти, скажем так, немного глухи к просьбам жителей?
-Во всех регионах сейчас есть система рейтингового голосования. Когда на уровне муниципалитета выбирается территория, которую необходимо благоустраивать или изменять. В рамках этих процедур можно предлагать, во-первых, свои территории, а потом, на втором этапе, предлагать какие-то решения для них. Вторая вещь, которую всегда можно сделать, - пойти на открытые платформы. Например, на краудплатформу Центра городских компетенций АСИ 100gorodov.ru. Мы поможем опубликовать запрос на изменение, обсудить его вместе с жителями и уже с этой фактурой прийти к властям. Это всегда намного более продуманная позиция, нежели вы просто, как инициативный гражданин, приходите и говорите - мы хотим оставить условный тополь здесь. Всегда должна быть взвешенная позиция, а не просто формат «мы хотим, чтобы все осталось, как есть». Самое главное, что в городах сейчас появляется все больше и больше конструктивного диалогов власти и жителей. Это меня очень сильно радует.
ПАНДЕМИЯ ВНЕСЛА КОРРЕКТИВЫ
- В последние полгода мы живем немного в другом мире. Что изменила пандемия? Как поменялось представление о том, что должно появиться в городах?
- Самый главный запрос - на экологию: чистые воздух и воду, зеленые города, по которым можно передвигаться не только на машине, но еще и на велосипеде, и пешком. Сейчас с несколькими городами мы прорабатываем тему зелено-водного каркаса. Что это такое? Это значит, что мы по-другому теперь смотрим на озеленение. Нам не важно количество деревьев, нам важно качество – что сажать и где сажать. Потому что это напрямую влияет на наше здоровье - чем мы дышим и как мы дышим. Например, в одном из городов пытались создать можжевеловую рощу. Но ничего не прижилось, потому что надо было сначала с посоветоваться с дендрологами, а уже потом деньги тратить.
Еще одно наблюдение: возник серьезный запрос на 15-минутные районы.
- Что это значит?
- Что люди хотят выйти из дома и в радиусе 15-минутной пешей прогулки дойти до магазина, парка, детской площадки, кафе и в идеале до работы. Это запрос на совершенно иную мобильность в городе, когда человек может достаточно быстро удовлетворить все базовые потребности.
- На какие направления в Агентстве стратегических инициатив планируют делать ставку при отборе проектов уже в 2021 году?
- Первое - это то, о чем мы с вами говорили в самом начале, - создание в городах инфраструктуры под развитие креативной экономики. Второе – совместно с Минтрансом и с РосдорНИИ будем продолжать развивать тему другой городской мобильности, другой доступности в городах. То есть, решать, каким образом сделать города более комфортными для пешеходов, велосипедистов, для людей, которые передвигаются общественным транспортом. Это тоже отдельная большая тема, которая возникла в период пандемии. Например, огромную популярность и хорошее тиражирование в этом году получила практика дополнения велосипедной инфраструктуры в городах. Мы даже сделали для городов отдельное руководство о том, как правильно создавать такую инфраструктуру. Ну и, конечно, это все будет увязываться и синхронизироваться с проектами благоустройства и изменения облика наших городов к лучшему, чем мы базово и занимаемся.