Не твоя, вот ты и бесишься: почему нас раздражает чужая культура
Каждому из нас, уверен, случалось с недоумением смотреть на других. И задаваться вопросом: «Как можно такое…?» Такое читать (это глупость), такое есть (это же невкусно), такое слушать (это пошло), говорить такими словами (это грубо). Возмущать может что угодно. Каждый выстраивает для себя иерархию ценностей и со звериной серьезностью ее отстаивает. Такое не только «бывает», такое случается на регулярно основе.
Все мы живем внутри вертикали. Ко всему пытаемся присобачить иерархию ценностей. Постоянно решаем, что из предложенного более хорошее, а что менее. Почти автоматом примеряемся, что более достойно, а чему мы скажем решительное нет.
— Вы слушаете шансон? Фуууу, как можно, это же уголовная культура.
— Моргенштерн?! Асоциальный тип и матершинник. Да и петь не умеет, то ли дело Адель.
— Как, вы слушаете Адель? Это же такая пошлость, сплошные продюсерские поделки. То ли дело альтернативная музыка.
— Альтернативная музыка? Серьезно? Да они сами не понимают, что написали. Это какой-то наркоманский бред. То ли дело бардовская песня — сразу понятно, что человек хороший.
— Бардовская песня? Вас в лесу не теряли?! Это же плохо рифмованные как бы стихи физиков, тоскующих по природе. Не позорьтесь!
— Вы, все! Слушайте внимательно человека с консерваторским образованием. Повторять не буду: настоящая музыка, МУЗЫКА — это классика. Вы Баха хоть раз слушали?
Уверен, каждый слышал или даже говорил что-то подобное. Тема не важна. С тем же успехом я бы мог выдумать примеры про литературу или стихи. Или фильмы. Или готовку. Что вообще происходит?
Культура и бескультурье
Исторически сложилось так, что всем нам привита оппозиция культура/бескультурье. Мы привыкли к вопросу «что такое хорошо и что такое плохо?» Решить, что есть плохо, и начать против него всячески бороться. Может показаться, что это нормальное положение вещей. Это ведь нормально — иметь собственное мнение, решить для себя, что нравится, а что нет.
Безусловно, это так. Каждый решает для себя, что ему удобно, полезно, приятно и интересно. Каждый имеет право любить и слушать что хочет. С этим я не спорю. Плохо — когда человек от мысли «мне это не близко» плавно переходит к фразе «это плохо». Вот тут начинаются проблемы. Проблемы с той толерантностью, про которую я недавно писал.
Беда в том, что мы пытаемся навязать свое мнение людям. А когда на человека нападают, он защищается. Особенно, если нападают на что-то для него ценное. Вооружившись такой установкой на плохое/хорошее, культурное/бескультурное мы портим отношения с другими и вредим себе.
Как быть? В свое время меня очень вдохновила мысль М.Л. Гаспарова, недавно умершего филолога и переводчика. Человека необыкновенно зрелого. Она помогла мне посмотреть на вещи иначе. Хочу ею поделиться.
Не твоя
Если очень коротко, то его идея сводилась к тому, что не бывает плохой или хорошей культуры. Есть чужая культура. Не твоя. Дальше пойдет моя интерпретация.
Нет вертикальной иерархии. Есть что-то горизонтальное. Не скажу, что от слов «плохо» или «хорошо» надо отказаться совсем. Но их, как и акваланг, не надо таскать с собою везде. Будет здорово если получится отказаться от рефлекса все оценивать. В рамках каждой отдельной области есть традиции, нормы, может даже нормативы, которые помогают отделить зерна от плевел. Этот мост лучше, чем другой (потому что стоит долго и выдерживает большую нагрузку). Эта музыка ритмичная, поэтому под нее удобнее танцевать на дискотеке.
Но когда вы ищете рифмы у Гомера, и ругаетесь на их отсутствие — это уже странно. Их там и не должно быть. В смысле рифм, Гомер, конечно, хуже Ершова. Оценки возможны только в рамках какой-то системы. Сравнивать вещи из разных ценностных пространств бессмысленно. Мы же не сравниваем горячее, фиолетовое и деревянное.
Я не говорю, что надо любить все. У вас свой вкус, свои пристрастия. Но, давайте честно, «шансон плох» и «шансон — не моя музыка» это разные утверждения. Внутри каждой из культур есть свои достижения. Это понимаешь, как только погружаешься в какую-то тему. Стоит отбросить снобизм, и ты внезапно обнаруживаешь, что Эминем отлично читает рэп, а Моргенштерн — качает. Если вас не качает, не слушайте.
Подозреваю, что наше возмущение чуждым и непонятным идет от страха. Мы не знаем, что с ним делать. Это немножко детская позиция: «в мире должно быть только то, что мне нравится, остальное пусть уйдет». Ведь когда мы объясняем другим, почему Адель или шансон плохи, мы думаем не про музыку, а о себе, которым так неудобно жить в мире, где есть такое непонятное.
Про чужие культуры хорошо знают антропологи. Люди, изучающие другие культуры. Африканским пигмеям с другими стандартами морали, красоты, права, мы можем даже простить непохожесть на нас. Но только потому, что «они еще недоразвитые, им можно». Кстати, опять вертикаль: развитые мы/отсталые они. Оно само, я не специально! Только вот какая штука: культуры отличаются не только от материка к материку или от страны к стране. От квартиры к квартире, от человека к человеку тоже. Хотя это сложнее признать.
Понимание того, что не бывает плохой культуры, а бывает чужая, помогает не нарушать границы, которые так нам нужны. Я вот не люблю селедку, но точно знаю, что для многих людей она очень вкусная. У меня просто не селедочная культура. И, да, я часто страдаю от тех, кто не мыслит мир без селедки под шубой, когда они пытаются меня накормить ею. Тоска печаль.
Те, кто хочет подробностей и не против аудио-формата, может послушать подкаст «Не твоя культура (вот и не трожь)».
Григорий Никонов, психолог, преподаватель, автор подкаста «Психозаметки» (Psy notes) на Яндекс.Музыке, Apple и Google Подкастах.