Парфюмерные компании оценили первые результаты введенной маркировки
В России первый месяц действует обязательная маркировка парфюмерии. По словам первого вице-президента ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолта Хамзатова, легальные производители уже смогли оценить первые результаты нововведения и зафиксировать увеличение продаж. Хотя в преддверии запуска маркировки существовали панические ожидания дефицита и роста цен на старте продаж, на практике они не подтвердились.
После окончательной отладки системы рыночная доля легальных производителей может вырасти в два раза. А первый масштабный эффект можно будет оценить после покупательского ажиотажа на 8 марта, считают эксперты. Напомним, в июле 2020 года обязательная маркировка была введена на табак, лекарства и обувь. В октябре цифровой учет стал обязательным для парфюмерии, фототоваров и шин. Следующими на очереди оказались продукты легкой и молочной промышленности, их начнут маркировать в 2021 году.
Инновация не всегда внедряется легко. В частности, негативное влияние оказала пандемия, которая поставила на паузу многие крупнейшие проекты компаний. Однако уже сейчас видно, что идея маркировки, реализуемой Центром развития перспективных технологий (создан в 2017 году холдингом USM, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс групп»), поддерживается как легальным бизнесом, так и потребительскими ассоциациями. Отмечается, что незаконный оборот товаров в той или иной степени затрагивает любые сферы рынка. И негативные последствия этого явления ощущают на себе как производители, так и разработчики и потребители. Среди основных нарушений, с которыми сталкивается рынок: неуплата налоговых и таможенных платежей, фальсификация, нарушение интеллектуальных прав и многое другое.
Сопредседатель комитета по цифровым инициативам АКОРТ Анна Орлова отмечает, заранее определить объем незаконного оборота в той или иной сфере попросту невозможно. В качестве примера она приводит рынок меховых изделий, где контрафактной продукции оказалось намного больше, чем ожидалось: «После введения маркировки мы увидели, что объем рынка в разы больше первоначальных оценок экспертов, а соответственно — и масштабы незаконного оборота тоже».
Первый вице-президент ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов отмечает, что подобная ситуация наблюдается сейчас и на парфюмерном рынке. Этот сегмент малоизучен, но доля контрафактной продукции однозначно высока.
«Парфюмерия — отрасль малоизученная, но уровень контрафакта в ней очень высокий, поэтому введение маркировки очень даже обоснованно. Несколько раз в месяц в Ассоциацию поступают запросы от таможенников: на границе задерживают явные подделки и пытаются найти товаропроизводителей. Такую продукцию видно невооруженным взглядом: красивое французское название нанесено на плохо приклеенные этикетки. Однако в большинстве случаев потребитель, особенно на этапе покупки, не может сделать вывод о подлинности парфюмерии», — отмечает Хамзатов.
Введение маркировки, по словам эксперта, поддержит всех участников легальной товаропроводящей цепочки. Благодаря платформе «Честный знак» покупатели смогут проверить подлинность парфюма, отсканировав QR-код с помощью смартфона.
Одной из самых распространенных претензий в адрес маркировки является неподготовленность системы и кадров. Однако, как пояснила Анна Орлова, перед внедрением цифрового учета в каждой сфере обязательно проводятся пилотные проекты. Оператор системы совместно с представителями бизнеса разрабатывает подходящие инструменты и действенную систему. «Помимо проведения открытых встреч, вебинаров и консультаций, создаются рабочие группы при профильных ассоциациях, где происходит апробация, анализ всех бизнес-процессов, связанных с внедрением маркировки.
Со стороны бизнеса возникают предложения по доработке системы. И регулятор слышит бизнес-сообщество. Регулярно проводятся проектно-экспертные группы на площадке координатора проекта Минпромторга, где вносятся соответствующие предложения», — объяснила Орлова. Глава информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков также отмечает важность проведения «пилотов». Ведь наибольшая проблема инноваций, по его мнению, связана с неразрешенными организационными вопросами, как на стороне бизнеса, так и на стороне оператора. «Внедрение инструментов маркировки и отслеживаемости товаров требует тестового периода: необходимо создать четкую систему в виде программного обеспечения, наладить эту систему на компьютерах, наладить систему у производителей, поставщиков, государства. И только после тестового периода запускать все в работу», — отметил Кусков.
В свою очередь советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко сообщил, что существуют приверженцы мнения, что контролировать настоящие серые обороты на рынке невозможно, а значит, и сама маркировка не имеет смысла. В ответ на это мнение Свириденко отметил: «Мы придерживаемся взгляда, что, если это не накладывает непомерные издержки для бизнеса, маркировка может существовать, так как проблема контрафакта, в основном импортного, действительно есть. И от этого проигрывают наши производители, те, кто работает по правилам». Советник также добавил, что в аппарате бизнес-омбудсмена предложили также создать совместные штабы для улучшения коммуникации с предпринимателями. В проекте онлайн-касс этот подход сработал. Не исключено, что она окажется эффективным инструментом и при внедрении маркировки.