Реальный газ по «Северному потоку-2» пойдет только в 2022-м году
В. Алфимов:
- Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Валентин Алфимов и Валерий Федоров.
А у нас в гостях Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве России.
В. Федоров:
- Константин Васильевич, вы известны выдающимися выводами, книгами, статьями, тезисами, и значительная часть из них посвящена отношениям России с Западом, прежде всего, по нефтегазовому направлению. Поэтому повод для нашей беседы сегодня дала известная вам австрийская компания OMV, если не ошибаюсь, самый давний партнер Газпрома по импорту природного газа (еще с 50-х годов мы поставляем газ в Австрию). И вот представитель OMV сегодня заявил, что уверен, что в декабре будет завершено строительство «Северного потока-2». Очень оптимистичное заявление, особенно после простоя, который почти год продолжался. Вы как считаете, это шапкозакидательство такое или действительно будем 21-й год встречать с «Северным потоком-2»?
К. Симонов:
- Спасибо большое за добрые слова. Уточню. Действительно, Австрия была первой страной Западной Европы, которая заключила контракт с Советским Союзом и получила первый советский газ. Это было, правда, все-таки в 68-м году. Запомнить очень просто. Потому что летние события в Чехии 68-го года очень тесно связаны как раз с первыми газовыми поставками, которые начались через несколько дней, после того как советские танки туда вошли. Но это отдельная история.
Что касается современных реалий. Я не думаю, что «Северный поток-2» будет достроен к концу 20-го года, но я, честно говоря, не вижу в этом особой необходимости и спешки. У нас в последнее время, я вижу, отношение к «Северному потоку-2» такое любопытное. Люди смотрят новости, а новости обычно либо со знаком «точно достроим», либо со знаком «гипс снимают, клиент уезжает, все пропало». И такая реакция населения очень часто как раз завязана на новостную ленту, которая либо выдает историю, что уже корабли встали в точку, завтра начнется строительство, а на следующий день новости: корабли ушли…
В. Федоров:
- Да, в другую точку встали.
К. Симонов:
- Например, в субботу была новость, что «Академик Черский» встал в точку достройки напротив острова Борнхольм, что на самом деле было совершенно не так. Сейчас у нас развиваются технологии, и любой гражданин может спокойно посмотреть в интернете, что происходит сегодня в Балтийском море.
В. Федоров:
- Мы будем смотреть, увидим там какие-то передвижения непонятные. Что они означают? Давайте вернемся к вопросу: будет в декабре «Северный поток-2» или нет? Напомню, вообще-то, его год назад должны были построить. То есть уже отсрочка год. И официальных сообщений от Газпрома, когда же все закончится, нет. А интерес, тем не менее, есть. У нас народ очень интересуется и внешней политикой, и перспективами газа как природного элемента, составляющего основу нашего экспорта. Когда же все-таки построим? И построим ли? Даже об этом речь идет.
Константин Васильевич, вы лицо неофициальное, вы за Газпром не отвечаете, но как эксперт явно посвящены во всевозможные замыслы, планы и т.д. Расскажите нам.
К. Симонов:
- Действительно, в декабре прошлого года были введены санкции против швейцарской компании Allseas, которая являлась основным подрядчиком Газпрома и строила «Северный поток-2» (до этого она строила «Турецкий поток»). Когда оставалось расстояние чуть больше 100 км, были введены американские санкции, и швейцарцы из этого проекта убежали. Вот это действительно произошло ровно год назад, в декабре 19-го года.
Газпром, естественно, рассчитывал на то, что проект будет достроен силами швейцарских подрядчиков. У Газпрома был собственный трубоукладчик «Академик Черский», который теперь известен всей стране, а также трубоукладочная баржа «Фортуна», которая уже принимала участие в строительстве «Северного потока-2» на территории России, в российских водах, но на мелководье. Соответственно, вся закавыка заключалась в том, что «Академик Черский» не имел оборудования по укладке 48-дюймовой трубы, которая используется при строительстве «Северного потока-2». И плюс к этому он еще находился на Дальнем Востоке.
Дальше началась эпопея, что называется, с донастройкой «Академика Черского» и его переходом с Дальнего Востока в Балтийское море. Сначала «Академик Черский» перегнали в Балтийское море в сопровождении судов Военно-морского флота, на всякий случай, чтобы никакие сомалийские пираты или еще кто-то этот корабль не захватили. По пути он останавливался в Сингапуре и там проходил очень серьезный апгрейд. Второй апгрейд он проходил непосредственно в Германии, куда он и прибыл.
Совершенно справедливое было замечание Валерия Валерьевича, что Газпром не делает официальных заявлений. И правильно на самом деле поступает. Потому что если Газпром будет информировать, в каком состоянии находится «Академик Черский», это тоже станет поводом для введения, возможно, каких-то дополнительных санкций против тех людей или компаний, которые вовлечены в процесс донастройки, апгрейда этого самого «Академика Черского». Но совершенно очевидно, что там ставили специальное оборудование, сварочное оборудование, которое позволяет укладывать эту самую 48-дюймовую трубу.
Сейчас «Академик Черский» действительно находится в коридоре этой недостроенной трубы, в экономической зоне Дании, в районе острова Борнхольм, где и нужно эти работы проводить. Баржа «Фортуна» также находится в Балтийском море, и сейчас происходит перегрузка труб на эту баржу. В этом плане я до конца не могу сказать, полностью сварочное оборудование установлено, не полностью, но на самом деле год был достаточным сроком, для того чтобы эти работы были произведены. Я точно знаю, что как минимум дважды «Академик Черский» становился на ремонт (назовем это так). Там речь шла об установке этого оборудования.
Я просто объективно смотрю на ситуацию. Декабрь – это уже непростой месяц, месяц штормов. В этом плане я не совсем понимаю, откуда берутся ожидания, что именно до конца 20-го года труба должна быть достроена. Возможно, это связано с 20 января 21-го года, вступлением в должность президента США Байдена.
В. Федоров:
- Подарок к инаугурации?
К. Симонов:
- Достроить до Байдена эту трубу. Мое резюме заключается в том, что у нас нет необходимости построить «Северный поток-2» до конца 20-го года. Поэтому я даю прогноз, что «Северный поток-2» будет достроен, но мой горизонт прогноза распространяется еще и на следующий год. Потому что я считаю, что зима – не самый лучший период, поэтому не стоит порождать ненужных, каких-то завышенных ожиданий, что за оставшиеся 3 недели мы точно этот проект достроим, но до конца 21-го года «Северный поток-2» может быть достроен. Что не означает, кстати, завершение эпопеи с «Северным потоком-2», потому что дальше начнется вопрос, как он будет использован, попадает он под действие 3-го энергопакета… Но это уже будет следующая серия этого сериала.
В. Федоров:
- Как вы думаете, когда реальный газ пойдет по второй нитке?
К. Симонов:
- Реальный газ пойдет в 22-м году. Потому что мы сфокусированы на достройке трубы. И я уверен, что если мы не достроим трубу, это будет фактически национальным позором.
В. Федоров:
- Многие уже сейчас это национальным позором называют. Потому что уже год все стоит, и вы сейчас говорите, что еще год все будет монтироваться. Такой дорогой проект. Понятно, что аренда всего этого оборудования обходится каждый день в огромные суммы в валюте. И критических стрел по этому поводу очень много с разных сторон, не только с Запада, но и изнутри. Вы говорите, что в 22-м пойдет газ. А дадут ему пойти, как вы думаете?
К. Симонов:
- Прежде чем ответить на этот вопрос, я ремарку сделаю относительно тех слов, которые Валерий сказал относительно того, что все очень дорого, аренда обходится в астрономические деньги. Никакой аренды нет. «Академик Черский», баржа «Фортуна» - это наши суда, которые используются…
В. Федоров:
- Но они принадлежат никому не известным компаниям, как мы знаем.
К. Симонов:
- Они принадлежат всем известным компаниям. Просто эти суда переведены были на компании, потому что эти компании попадут под санкции. Вот и вся история. Это же был просто очевидный ход.
В. Федоров:
- То есть можно не бояться за дорогую аренду?
К. Симонов:
- Там никакой дорогой аренды нет. Понятно, что это газпромовские суда, которые Газпромом и используются.
В. Федоров:
- Будьте осторожны. А то в госдепартаменте США…
В. Алфимов:
- Сейчас послушают наш эфир – и сразу ой-ей-ей.
К. Симонов:
- Поэтому я и сказал, что Газпром правильно молчит относительно того, что с «Черским» происходит. Но там же тоже все это прекрасно понимают. Это касается, кстати, истории с запретом на страховки, этими новыми санкциями, которые включены в военный бюджет США, тоже все это было известно, и относительно сертификационных компаний, страховых компаний. Так что здесь все ясно.
Насчет дороговизны тоже не могу не сказать. Очень часто мы говорим про эту дороговизну. Зачем строится «Северный поток-2»? У многих такое ощущение, что этот проект строится, чтобы наказать Украину, лишить ее транзита. Но лишить ее транзита почему? Потому что расстояние от острова Ямал, новых газовых месторождений, до Германии через Балтийское море примерно на 2 тысячи километров короче, чем расстояние от старых уренгойских месторождений через Украину. В этом плане «Северный поток-2» - это колоссальная экономия на расстоянии, соответственно, экономия при дальнейшем транзите.
Я напомню, что Украине мы платим транзитных денег до сих пор 2-2,5 млрд. долларов в год.
В. Федоров:
- А когда прекратим?
К. Симонов:
- Вот мы в 22-м году запускаем эту историю, и эти 2,5 миллиарда Газпром будет платить сам себе по тарифу, который…
В. Федоров:
- То есть, есть надежда, что с 22-го года мы этих дармоедов из бывшей братской страны снимем с довольствия. Я правильно понимаю?
К. Симонов:
- Теперь по поводу вопроса, как он будет использован. Действительно, вопрос важный. Вернусь к техническим нюансам. Когда газопровод будет построен, он должен пройти сертификацию. А дальше начнется процесс пусконаладочных работ. Его нужно будет заполнить газом. То есть это история, которая (по опыту «Северного потока») займет 3-6 месяцев. К этому тоже надо быть готовыми. Просто я готовлю слушателей к тому, что когда мы достроим, опять начнутся вопросы: а когда заработает? И опять полетят критические стрелы.
В. Федоров:
- То есть мы еще не раз можем вернуться к теме достройки «Северного потока-2».
К. Симонов:
- Эксплуатация «Северного потока-2». Тут действительно есть хитрость, связанная с тем, что Европейский союз в процессе строительства газопровода распространил правила так называемого третьего энергопакета на морские трубы, чего не было раньше. Третий энергопакет предполагает, что независимо от того, собственник ты трубы или не собственник, даже если ты собственник, ты все равно должен дать место в трубе альтернативным поставщикам.
На первый «Северный поток» (у нас уже две трубы лежит в Балтийском море и много лет функционирует) это правило не распространялось. Конечно, этот закон был принят для того, чтобы помешать эксплуатации «Северного потока-2». Собственно, в Брюсселе это особо и не скрывали. Дальше возникает вопрос. Если следовать правилам третьего энергопакета, 50% мощностей принадлежит собственнику трубы, то есть Газпрому, а 50% он должен предоставить неким независимым поставщикам. Этих поставщиков быть не может, как мы прекрасно понимаем. И вот отсюда возникает эта коллизия, что «Северный поток-2» может быть заполнен только на 50%. Но это тоже не так. Потому что если вы посмотрите внимательно непосредственно текст третьего энергопакета, там есть интересные опции, связанные с тем, что вот эти вторые 50% мощности собственник может выставить на аукцион. То есть юридически это то, что экономисты называют трансакционными издержками, дополнительные сложности. Но юридически Газпром вторую половину этой мощности может выставить на аукцион и там его сам у себя купить.
В. Федоров:
- Эти важные юридические и технические детали, о которых вы сказали, наверное, не должны нам помешать помнить о громадном давлении, которое оказывается и на Евросоюз в целом, и на Германию прежде всего, от наших заокеанских друзей, партнеров с целью вообще заблокировать этот «Поток», забыть, списать в убыток все эти деньги и вообще переориентировать Западную Европу с нашего нехорошего, несвободного газа на газ свободы.
К. Симонов:
- Германия – крупнейший потребитель российского газа. Германия – страна, которая объективно экономически нуждается в поставках российского газа как самого дешевого газа.
В. Федоров:
- То есть у них газ свободы, а у нас дешевый газ?
В. Федоров:
- У нас действительно самый дешевый газ. Кстати, если вы помните, была такая идея откупиться от американцев строительством СПГ-терминала в Германии. Сегодня «молекулы свободы» не могут прийти в Германию, там нет ни одного терминала.
В. Федоров:
- Но это германская идея.
К. Симонов:
- Да. Но мало кто обратил внимание, что компания Uniper, которая должна была быть оператором строительства этого терминала, заявила, что у нее вообще нет заявок. То есть никто не хочет покупать…
В. Федоров:
- Никто не хочет покупать свободный газ.
К. Симонов:
- Потому что он дорогой.
В. Федоров:
- Неужели немцы разлюбили свободу?
К. Симонов:
- Немцы любят деньги и умеют считать деньги. И это правильно, и это серьезный аргумент. Поэтому экономически бизнес давно объясняет и продолжает объяснять немецким политикам, что нельзя допустить блокировку этого строительства. Не говоря уже о том, что «Северный поток-2» приходит напрямую в Германию. Германия, кстати, еще превращается в транзитера российского газа.
Таким образом, экономические интересы очевидны, и именно поэтому Германия сопротивляется, и фрау Меркель защищает проект, несмотря на то, что фрау Меркель политическим другом России точно никак нельзя назвать. За последнюю неделю несколько немецких министров поддержали проект. Немецкий парламент принял резолюцию, пусть аккуратную, но поддерживающую «Северный поток-2». Из политических сил Германии только «зеленые» выступают решительно против «Северного потока-2». Остальные все серьезные политические партии Германии либо радикально его поддерживают, как «Альтернатива для Германии», либо более аккуратно, но поддерживают. Поэтому с этой точки зрения Германия по-прежнему настаивает на том, что проект должен быть завершен, и оказывает давление на другие европейские страны.
Теперь что касается Байдена. Байден приходит к власти, в том числе, с лозунгом о том, что Трамп разрушил трансатлантическое партнерство, и Байден его должен восстановить. Байден говорит о том, что он будет советоваться с европейцами. Кстати, в проект военного бюджета, в эти санкции включен пункт, что госсекретарь США перед введением санкций должен проконсультироваться с правительствами европейских стран и еще трех стран, не входящих в ЕС.
Таким образом, позиция Германии пока очень стойкая, и если Байден действительно готов (пусть на словах) послушать Европейский союз, то он обязан выслушать Германию. В этом плане я лично считаю, что пока, несмотря на все трудности, политическая ситуация не настолько драматична, чтобы сделать вывод о том, что «Северный поток-2» не будет достроен и не будет эксплуатироваться потом.
В. Федоров:
- Но не будем забывать, что в Германии выборы будут в бундестаг. И «зеленые» имеют неплохие шансы. Дискуссия о том, что же будет после ковида, куда развиваться нашей планете, она играет на руку «зеленым», климатическая повестка не оказалась похоронена заботой о жизнях людей, наоборот, она странным образом реанимировалась и сегодня прет со всей силой. Поэтому фактор «зеленых» остается важным. Ну и, конечно, не будем преувеличивать суверенитет Германии.
К. Симонов:
- Два слова по «зеленому» фактору. Германия сейчас находится сразу в двух энергетических переходах. Она намерена закрыть атомную генерацию и отказаться от угля. Это означает, что спрос на газ в Германии будет расти. Она просто не выдержит, она не справится без газа.