Делягин: «Цена нефти может упасть хоть до нуля, ее доля в цене бензина абсолютно незначительна»
Если не считать коронавируса, обвалы на нефтяных рынках – тема номер два сегодня. Цены на нефть приближаются к плинтусу, а будут ли стремиться вниз цены на АЗС? Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказал экономист Михаил Делягин.
«История с ценами на нефть отразится на нас не особенно. По нам больше бьет безумная истерика по поводу коронавируса. А цены на бензин, может быть, немножко снизятся, потому что снизилась цена нефти. Но, в целом, у нас в бензине очень большая доля налогов. В прошлом году она выросла до 70% благодаря налоговому маневру, затеянному нашим правительством. А остальные 30 – это все остальное: административные издержки, окупаемость, амортизация, цена на нефть», – отмечает эксперт.
Михаил Геннадьевич подчеркивает, что у нас лишь в прошлом году, благодаря усилиям правительства, выросли цены на бензин. И вся нефтепереработка в стране стала убыточной. Сейчас налоговый пресс немного снизился, потому что он частично зависит от мировых цен на нефть. Но в целом там ситуация достаточно плоха, потому что безумно нерациональна структура налогов.
«Простыми словами – почему не меняются цены на бензин? Не меняются они потому, что существует очень высокий уровень налогов и он не снижается. Цена нефти может упасть хоть до нуля, но доля нефти в цене бензина абсолютно незначительна. Вторая вещь – крупные корпорации, у которых нефтепереработка весь прошлый год работала в убыток. И государство довело ситуацию до того, что, по сути, дотировало нефтепереработку», – рассказал Михаил Делягин.
Так что ключевой момент здесь не произвол монополий, а позиция государства. И вопрос цены бензина – это вопросы к правительству, когда оно нормализует регулирование в этой сфере.
Ведущие припомнили слова Владимира Жириновского, предложившего снизить цены на топливо до 10 рублей за литр. На это экономист заметил, что про десять надо считать.
«Но когда топливо у нас стоило 40 рублей за литр, наши сельхозпроизводители посчитали и сказали, что нормальная цена за литр бензина – 15 рублей. Если бы государство снизило налоги, то за счет повышения деловой активности из-за дешевого бензина государство получило бы больше налогов от активизации всех видов бизнеса, чем оно получает за сверхдорогой бензин.
Сейчас задача государства – максимально стимулировать потребление бензина просто для того, чтобы было для чего добывать нефть. А это означает, что нужно снижать цену бензина и налоги, которыми облагаются производители. И это сегодня магистральное направление. Россия – единственная страна в мире, которая в условиях кризиса повышает налоги», – заключил Михаил Делягин.
Кстати, накануне Михаил Делягин высказался по поводу истерики вокруг коронавируса. По мнению экономиста, в этих условиях глобальные компании будут «продавливать» решение об обязательной вакцинации от коронавируса.