Инструмент развития: российские учителя стали отказываться от оценок
Похоже, российские школы скоро перейдут на безоценочную характеристику учеников. Сейчас ответ школьника четко по учебнику равняется пяти баллам, а ошибка карается «двойкой», с позором занесенной в дневник красной пастой.
Современные преподаватели считают, что такая система не стимулирует ученика развиваться, а служит инструментом для страха перед неправильно выполненным заданием. По мнению учителей, ребенок будет лучше учиться, если будет видеть результаты своей работы, а не отношения педагога.
Например, в московской школе 1561 решили отказаться от оценок в начальных классах. Здесь самим ученикам предлагается проанализировать свою работу.
На чистописании — подчеркнуть удачно написанные буквы. А на полях изобразить вертикальную шкалу отметок: чем выше расположен крестик, тем выше сам ученик оценивает свою работу.
В вологодской школе 26 перешли на 10-балльную шкалу шесть лет назад. По новое модели оценки ставят, если ученик сам этого захочет. Хотя это даже не оценки, а уровень: школьник сам понимает, где ему нужно «поднажать», что повысить знания.
«Надо, прежде всего, менять не отметку, а отношение к ней в обществе. Отметка должна быть инструментом развития ученика, а не наказания. Она должна выполнять функцию обратной связи, без неё обучение невозможно. Поэтому надо понять, как правильно ее организовать, какими критериями наполнить», — рассказала Лариса Рослова, завлабораторией Института стратегии развития образования РАО.
Эксперт отметила, что менять устоявшуюся пятибалльную систему все равно рано или поздно придется. Ее получится усовершенствовать вместе с приходом в школы цифровых технологий, пишет «Российская газета».
Недавнее исследование показало, что больше половины российских учителей против отмены домашних заданий. Сами ученики тоже не считают, что «домашки» нужно отменить, но они хотели бы сделать их более практическими.