Молодым предпринимателям дадут миллиард рублей

Корпоративный директор АСИ Елена Мякотникова и руководитель проекта Центра молодежных инициатив АСИ Даниил Герасимов
Чтобы претендовать на финансовую поддержку, нужно зарегистрироваться на платформе «Конструкториум»

В ноябре этого года Агентство стратегических инициатив (АСИ) объявило о создании партнерского фонда «Молодежная предпринимательская инициатива». Это первый в России частный венчурный фонд посевных инвестиций и инвестиций ранних стадий в проекты, основателям которых от 14 до 24 лет. Первой воронкой для отбора перспективных проектов станет платформа-навигатор «Конструкториум». О первых результатах работы платформы в эфире радио «КП» рассказали Елена Мякотникова, корпоративный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Даниил Герасимов, руководитель проекта Центра молодежных инициатив АСИ.

«18 ТЫСЯЧ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ»

- Елена, давайте начнем со статистики. Сколько в России молодых ребят, которые уже занимаются бизнесом?

- Когда мы поднимали эту проблематику чуть больше полутора лет назад, статистика была нулевая. Несовершеннолетние не могли заниматься предпринимательской деятельностью. И это вызывало большие сложности. Сегодня у нас 16 801 человек в возрасте 16 - 17 лет зарегистрированы в качестве плательщиков на профессиональный доход.

- Самозанятые?

- Да. И есть даже 14 - 15-летние подростки (546 человек), которые уже платят налоги. Процедура пока несовершенная, поэтому мы пока точно не представляем, какое количество ребят у нас работают в теневой зоне. Но эти цифры – более 17 тыс. несовершеннолетних ребят, которые уже платят налоги, говорит, есть очень большой потенциал.

«ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНЫЙ НАВИГАТОР ПО МЕРАМ ПОДДЕРЖКИ»

- Как возникла идея создать платформу для молодых предпринимателей?

- Она появилась по запросу ребят. Примерно год назад, в сентябре прошлого года, они представили президенту те проблемы и барьеры, с которыми столкнулись. И попросили дать им возможность их решения. В частности, помочь в этом должна была платформа. Мы провели десять стратегических сессий с регионами. Обсуждали, проектировали вместе с молодежью. Отдельно работали школьники, студенты, молодые предприниматели, стартаперы. И ребята сами конструировали то, что им нужно.

- Конструировали в каком плане?

- Сами создавали платформу. Говорили: вот это нужно именно так. К примеру, сейчас невозможно ребенку или молодому предпринимателю разобраться в имеющихся мерах поддержки. Их больше тысячи. Можно прочитать десяток различных сайтов и попробовать понять, как это можно сделать. Но это сложно. И был большой запрос от молодежи: мы понимаем, что меры поддержки существуют, но понять, где, в какой момент, на какой грант и как податься, совершенно невозможно.

- Даже взрослому, опытному предпринимателю со штатом бухгалтеров это сложно понять и получить...

- Да, и здесь важно было услышать ребят. К примеру, мы сначала спроектировали навигатор по мерам поддержки на свой вкус. Шли от министерств, ведомств и регионов. Но ребята настояли на том, что у нас неправильный подход, не человекоцентричный. Что навигация должна быть удобной, интуитивной. Тогда нам пришлось все эти меры поддержки полностью пересобирать. И теперь они идут не от министерства или от того, кто предоставляет меру, а от благополучателя. Молодежь, заходя на «Конструкториум», набирает информацию про себя. И под конкретного молодого предпринимателя подбираются все имеющиеся в стране меры поддержки.

«ПОДБОР КОМАНДЫ И ПОЛУЧЕНИЕ ПАТЕНТОВ»

- Даниил, расскажите, от чего вы исходили, каким образом должна была строиться платформа?

- Мы исходили из того, что даже взрослому человеку сложно строить бизнес. А молодому человеку, тем более ребенку 14 - 16 лет, у которого есть блестящая идея, бизнес строить супертяжело. Поэтому мы попытались на нашей платформе решить самые серьезные проблемы предпринимателей в целом и адаптировать решения этих проблем именно под молодую аудиторию. Добавили небольшой элемент геймификации, очень гибкий фильтр на этих мерах поддержки, чтобы человек под стадию проекта, под свои нужды подобрал конкретную меру в конкретном регионе. И так же делали остальные сервисы.

- Например, какие?

- Например, сервисы по подбору команды. Одна из самых серьезных проблем в предпринимательстве - когда нужно найти компетентных коллег и партнеров. На нашей платформе это есть. На ней можно собрать команду. Ребята могут зайти, посмотреть на работающие проекты, на интересы потенциальных кандидатов, на то, какой у них бэкграунд. Руководители проектов могут пригласить себе новых ребят в команду. А человек, который хочет поработать в стартапе или развивать какую-то сферу, может за один клик обратиться в стартап и сказать: я очень хочу работать именно в вашей сфере, потому что меня это зажигает.

- Это в основном удаленная история?

- Да, стартап из Оренбурга может найти себе компетентного финансиста из Москвы, из Калуги, и это будет прекрасно работать.

«НУЖНЫ НЕ ДЛИННЫЕ ЛЕКЦИИ, А КОРОТКИЕ ПОНЯТНЫЕ РОЛИКИ»

- Вы сказали, что акцентировались на болях, это нормальный маркетинговый подход. Что выяснили? Чего больше всего не хватает молодым предпринимателям?

- Не хватает многого. Из основных болей – команда и образовательные курсы. И у нас на платформе это представлено. Есть как комплексный образовательный курс, так и курсы по определенным темам: маркетингу, финансам и т.д. И одна из самых больших проблем, на наш взгляд, - это патентование. Для молодого человека, который придумал гениальное изобретение, технологию или разработку, достаточно трудно понять, как сделать так, чтобы эта технология работала на него, как оставить ее за собой. У нас на платформе работает навигатор по патентной поддержке.

- Елена, а в чем проблема с образованием? Сейчас же очень много курсов, в том числе онлайн? Учись - не хочу.

- Мы сначала тоже так думали. Но оказалось, что запрос на образование другой. В форме геймификации. Короткими трех-, максимум семиминутными роликами, очень простыми, с большим количеством инфографики, очень доступным языком. Это другой уровень образования. И на него есть большой запрос. А на курс из 26 лекций по полтора часа от какого-нибудь профессора - на это запроса нет.

- Даниил, вы согласны с этим?

- Абсолютно. Я недавно смотрел статистику по тому, как пользователи платформ досматривают онлайн-курсы. До конца доходят единицы. Речь про классические лекции в формате 45 - 50 минут, которые читают профессора, на доске, с бумажечки. В эпоху соцсетей, когда внимание молодого человека готово отвлечься буквально на каждую мелочь, эти ролики трехминутные, максимум 10 - 15-минутные, которые содержат самую суть проблемы, - это наиболее действенное средство.

«ПОДДЕРЖКУ ПОЛУЧИТ НЕ СВЕЖАЯ ИДЕЯ, А ПРОРАБОТАННЫЙ ПРОЕКТ»

- Даниил, многие начинающие предприниматели, тем более молодые, скажут: идей-то у меня полно, а денег нет. Что делать в таком случае?

- Отсутствие средств для запуска проекта – одна из самых распространенных проблем. Особенно среди ребят, которые еще живут с родителями. Наша платформа – это фильтр для проектов, которые могут получить доступ к фонду в миллиард рублей. Чтобы подать заявку на финансирование, нужно зарегистрироваться на платформе, загрузить свою идею, пройти образовательный курс, найти команду. А затем как меру поддержку - выбрать фонд и заполнить заявку на финансирование. Фонд уже будет рассматривать, давать ли поддержку и в каком объеме.

- Елена, а какие критерии для выбора проектов?

- Достаточно мягкие. У нас есть частный инвестор - Алексей Репик. И хотя он позиционирует себя как венчурный капиталист и планирует зарабатывать на этих проектах, но для него это еще и социальный проект. Для ребят это право на ошибку, право на попробовать. Поэтому мы поддерживаем идеи, которые находятся на стадии еще такого досемечкового состояния. И помогаем их развиться, дойти до состояния, подходящего для последующих более серьезных инвестиций.

- Как происходит процесс отбора?

- В зависимости от идеи. Происходит автоматическое тестирование на степень зрелости проекта и команды, потому что инвестиция идет, в первую очередь, в команду. А дальше даются рекомендации. Например, что тебе нужно взять в команду маркетолога, упаковщика, финансиста и так далее. Или нужно пройти простые образовательные курсы - по анализу рынка или продвижению в Instagram. Предполагается, что финансирование будет получать не совсем свежая идея, с которой ты проснулся сегодня с утра, а та, за которой уже стоят расчеты, анализ рынка, способов продвижения, целевой аудитории и так далее.

Начинающему предпринимателю до того, как получить первые миллионы, придется самостоятельно проделать достаточно серьезную работу.

- Есть ли какие-то интересные проекты, которые уже появились на платформе?

- Мне очень нравятся проекты в сфере креативных индустрий. Например, проект Светланы Островской. Он помогает с интуитивной навигацией по музеям или центрам культуры. Когда человек, отвечая на несколько простых вопросов, перемещая картинки вправо или влево, составляет свой определенный профиль предпочтений. И под него в любом музее составляется индивидуальная схема посещения, которая гибко адаптируется. Если человеку не нравится, он ставит дизлайк, программа сразу же переформулирует: хорошо, тогда тебе надо идти не направо, а налево. Нам этот проект очень нравится, потому что за креативными индустриями мы видим большой потенциал. Это новая нефть.

- Первые идеи, которые появились, они в основном в какой сфере?

- В первую очередь, высокотехнологичные идеи. Они связаны с биотехнологиями, с компьютерными разработками. Идей, связанных с производством из опавшей листвы, экоблокнотов, открыток у нас не так много. Много интересных проектов, связанных с новыми подходами работы с соцсетями – интересные решения для Instagram, боты для Telegram-каналов и так далее.

«НЕПРЕРЫВНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ РЕБЯТ»

- Даниил, каким вы видите будущее проекта? Через год, через два, через пять.

- Планы наполеоновские. Очень хотелось бы, чтобы как можно больше ребят по всей России пользовались нашей платформой, возможностью получить финансирование от фонда. Лично мне очень хотелось бы, чтобы миллиард разлетелся как можно быстрее.

- Елена, а у вас какое видение?

- Мы видим платформу как непрерывный ресурс для поддержки ребят, начиная с 14 лет. Возможно, в какой-то момент времени мы будем снижать этот возраст до 12 лет и поднимать верхнюю границу до 30 - 35 лет, чтобы больше людей могли получить поддержку. От ребят, которые участвуют в различных мероприятиях, слышим следующий запрос: пожалуйста, не бросайте нас. Вот мы поучаствовали в этом конкурсе, очень интересно, мы прошли акселерацию, получили грант. Мы реализуемся, но мы хотим дальше! Мы хотим постоянного обучения и общения в определенном сообществе с определенными ребятами и наставниками.

СПРАВКА РАДИО «КП»

«Конструкториум» – онлайн-платформа по развитию молодежного предпринимательства. Она включает образовательный блок, навигатор по мерам поддержки, помогает с поиском и формированием команды (в том числе из разных городов), подбором наставника и, при необходимости, оказывает помощь с защитой авторских прав. Все это должно серьезно упростить создание бизнеса и ведение предпринимательской деятельности для молодых стартаперов.

Чтобы попробовать свои силы, молодому предпринимателю нужно зарегистрироваться на платформе «Конструкториум» и пройти предварительный отбор Центра молодежных инициатив АСИ. После этого успешные проекты попадут на рассмотрение Инвестиционного комитета Фонда «Молодежная предпринимательская инициатива» и в случае успеха получат полный спектр мер финансовой и организационной поддержки.

КСТАТИ

На каких условиях будут давать деньги?

- Инвестиции будут осуществляться в обмен на долю в проекте. При этом возможно инвестирование как в существующую компанию, так и поддержка при создании новой компании.

- Срок рассмотрения проектов до принятия решения при наличии всей необходимой информации составит около 1 месяца.

- Предпочтение будет отдаваться проектам, требующим инвестиции в размере от 500 тысяч до 50 миллионов рублей.

- Пакет документов для рассмотрения проекта инвестиционным комитетом Фонда содержит питч-дек с описанием проекта, которое по возможности полно отвечает на основные вопросы (нерешенная проблема, предлагаемый продукт/идея, статус разработки, кто и почему будет платить, юнит-экономика (если применимо), размер рынка, сравнение с конкурентами, команда, сколько нужно инвестиций и когда и что будет на них достигнуто), бюджет проекта с планом затрат и продаж.