Сергей Мазаев о Госдуме: Я бы треть из них лишил мандатов. Это просто какие-то случайные идиоты, не имеющие никакого отношения ни к политике, ни к народу
М. Антонов:
- Сегодня у нас в гостях лучшие из «Морального кодекса» - Сергей Мазаев, Николай Девлет-Кильдеев.
С. Мазаев:
- Лучший вокалист «Морального кодекса» и лучший гитарист. У нас еще есть лучший басист, лучший барабанщик и лучший клавишник.
М. Антонов:
- Ну, за 30 лет поменялось очень многое. В преддверии больших концертов, 30-летия… Сергей, объясните. Согласно всем энциклопедиям, группа «Моральный кодекс» с 89-го года. Не получается 30 лет.
С. Мазаев:
- Мы решили отсчитывать срок своего существования, когда появилось название «Моральный кодекс». Вообще собрались мы и познакомились с Николаем в сентябре 89-го года. Это была группа, которая не имела никакого отношения к «Моральному кодексу» в плане музыки и задач. Это была группа Redbearry Heroes, с канадским солистом, которая делала программу, для того чтобы концертировать и развиваться на Западе. Но в силу обстоятельств сложилось так, что солист не мог по техническим причинам приезжать, и я, присоединившись как саксофонист изначально у группе, начали…
М. Антонов:
- Начали перебирать, кто может спеть.
С. Мазаев:
- Нет, просто начали делать что-то. Ну, что сидеть просто так, сложа руки? База есть, инструменты есть. И начали делать потихоньку программу на русском языке. В 90-м году, собственно, у нас появились первые клипы, записали мы альбом. Поэтому 90-й год – это наш год. И название появилось – «Моральный кодекс». Сейчас 2021 год. Это все из-за пандемии. Просто с ноября мы праздник перенесли на апрель.
М. Антонов:
- Просто это праздник, который длится очень долго. Я помню 91-й год, появление клипа (Бондарчук снимал) «До свидания, мама».
С. Мазаев:
- Да, это был наш второй клип. Первый клип был «Я тебя люблю», Миша Макаренков сделал.
М. Антонов:
- Миша Макаренков из «Экспресс-камеры», знаменитой тогда,
С. Мазаев:
- По-моему, да. Мы сняли его в апреле 90-го года. А в эфире он был 12 июля 90-го года. Но мы тогда вышли в эфир под названием «Бриллиантовая рука».
М. Антонов:
- То есть вы еще не были «Моральным кодексом»?
С. Мазаев:
- Да.
М. Антонов:
- Сережа, у вас голос всегда такой был?
С. Мазаев:
- Нет, конечно.
М. Антонов:
- Я сам подростком был и пытался своим неокрепшим голосом петь так… Как вы его нашли?
С. Мазаев:
- Трудно сказать. Я работал перед этим пару-тройку лет в ресторанах, причем в очень модных, престижных. А престижность была за счет музыки всегда, потому что котлеты одинаковые были всегда, салат «Столичный» и т.д.
М. Антонов:
- Знаешь, а вот те лабухи… Пренебрежительно так говорили.
С. Мазаев:
- Было несколько коллективов в Москве, которые задавали тон, весь музыкальный тренд тогда. И я в этих коллективах поучаствовал. Сейчас есть программа «Один в один» на телевидении, а тогда это было просто естественным, надо было петь песню Элтона Джона, как Элтон Джон, Джо Кокера – как Джо Кокера. И все очень копировали. У кого лучше получалось подражать, те лучше и звучали, туда народ и шел. Потому что этого нигде больше не было – ни по радио, ни по телевидению.
А потом, когда надо было петь свои оригинальные песни, мы очень много в студии работали. И я не понимал, честно признаюсь, я был растерян, как все это петь, каким голосом. Ну, вот получилось так, как получилось.
М. Антонов:
- 30 лет, если можно, двумя-тремя словами описать? Даже нет, я не буду просить описания. Сколько раз хотели всё бросить?
С. Мазаев:
- Я ни разу.
Н. Девлет-Кильдеев:
- Ну, у меня были моменты, когда по каким-то причинам…
С. Мазаев:
- Да нет, хотелось попробовать чего-то другого на самом деле, пожить другой жизнью. Потому что я пожил широкой жизнью, а у Коли были моменты, когда он из одного вокально-инструментального ансамбля переходил в другой и третий, и всё.
Н. Девлет-Кильдеев:
- Знаете, у меня был свой проект «Стратосфера»…
С. Мазаев:
- Он и сейчас есть.
Н. Девлет-Кильдеев:
- Он и сейчас есть, просто у нас из основного состава умер один человек, и как-то постепенно все развалилось. И плюс невостребованной у нас является инструментальная музыка, все требуют песен.
М. Антонов:
- Когда Сергей сказал, что попробовал себя в нескольких ипостасях…
С. Мазаев:
- Николай участвовал в самом первом мюзикле, который у нас на постсоветском пространстве появился, «Метро». Это был первый момент, когда Коля уходил на некоторое время из коллектива, а потом обратно вернулся.
М. Антонов:
- А я помню появление Сергея Мазаева в художественном фильме «Копейка» Ивана Дыховичного.
С. Мазаев:
- Это уже на рубеже нулевых годов.
М. Антонов:
- А до этого были «Старые песни о главном».
С. Мазаев:
- Ну, это музыкальный фильм. Музыкальный номер с небольшой подыгровкой. Меня и сейчас зовут, мне вот два сценария прислали, меня постоянно приглашают в кино. Я не актер, никогда им не был и не стараюсь им стать. Потому что это надо учиться, надо все бросать опять или как-то параллельно. Надо хотеть этого прежде всего. Но я не очень как-то…
М. Антонов:
- То есть попробовали и…
С. Мазаев:
- Я не попробовал. Это были мои друзья – и Сорокин, и Дыховичный. И потом я был фанатом Владимира Сорокина (и являюсь им до сих пор).
М. Антонов:
- А Бондарчук, «Обитаемый остров»?
С. Мазаев:
- Это дружеские какие-то моменты. Ну, там эпизод, две секунды я в кадре. Там даже текста нет никакого.
М. Антонов:
- Если вас «Комсомольская правда» по дружбе попросит поучаствовать, например, в выборах в Госдуму?
С. Мазаев:
- Нет, это совершенно непрофильный актив мой, я политикой не занимаюсь. При чем здесь выборы в Госдуму?
М. Антонов:
- Я объясню.
С. Мазаев:
- За кого-то агитировать?
М. Антонов:
- Нет.
С. Мазаев:
- А что делать?
М. Антонов:
- Депутатом.
С. Мазаев:
- Нет, ну что вы.
М. Антонов:
- Я почитал несколько интервью от разных музыкантов, особенно в пандемический период. Я боюсь сейчас ошибиться, но, по-моему, вы тоже говорили, что музыканты – незащищенная категория, вас многое не устраивает.
С. Мазаев:
- У нас вообще вся интеллектуальная собственность, все, что касается интеллектуальной собственности, не защищено. Да и материальная собственность не защищена, по большому счету, вы же понимаете прекрасно, что всякое может произойти.
М. Антонов:
- Пойти и исправить.
С. Мазаев:
- Невозможно.
М. Антонов:
- Один в поле не воин?
С. Мазаев:
- Что значит «пойти и исправить»? Можно и так написать в Госдуму, не будучи депутатом, если это какое-то разумное предложение, депутаты, по идее, должны это рассмотреть. Но этого же не происходит. Посмотрите, какие они принимают законы, посмотрите, какие люди там находятся, что несут некоторые из них. Я бы давно треть точно лишил бы депутатских мандатов, это просто какие-то случайные идиоты, честное слово, никакого отношения ни к политике, ни к управлению народом или государством, ни к чему вообще не имеющие люди. Просто, очевидно, лоббируют чьи-то интересы. Вот недавно одна женщина такое несла. Невозможно себе представить, чтобы такое могла говорить взрослая женщина, имеющая взрослых детей.
М. Антонов:
- Взять и поставить себя на ее место.
С. Мазаев:
- Вы с ума сошли, что ли? Никогда в жизни. Я себе представить не могу даже. Это надо иметь соответствующий образ мыслей. Я не представляю, на чем она основывается в своих высказываниях.
М. Антонов:
- Ну хорошо, а когда вы видите, что коллега, допустим, Сергей Шнуров, который сначала пел: выборы, выборы, депутаты такие-то, - и вдруг сам пошел в политику?
С. Мазаев:
- Очевидно, кто-то ему сказал: чувак, а что ты притикуешь, давай, сам пойди и попробуй наладить там что-то, улучшить ситуацию. Ну и потом Сергей Шнуров, он же не совсем музыкант, он рокер. Он же через «не могу» не проходил в своей жизни, то есть его не заставляли заниматься музыкой в детстве, чтобы погрузить его в настоящий мир по-настоящему. Он просто взял гитару, начал на кухне на ней играть и так потихонечку дорос до группы «Ленинград». Понимаете, о чем я говорю?
М. Антонов:
- Понимаю. У вас за плечами музыкальная школа…
С. Мазаев:
- Нет. Просто есть «надо», а есть «хочу», два разных отправных базиса. «Надо» - это человеческое, а «хочу» - это обезьянье. Вот вам и весь сказ – биология и интеллект.
М. Антонов:
- Но при этом у вас же экономическое образование.
С. Мазаев:
- Нет. Я, к сожалению, не получил его до конца. Два курса – это не считается.
М. Антонов:
- Ну что ж, тогда музыкант – это судьба?
Н. Девлет-Кильдеев:
- Конечно. Это диагноз.
М. Антонов:
- Я понимаю, что история не имеет сослагательного наклонения. «Если бы мне, 20-летнему, такие мозги, я бы, наверное всю жизнь по-другому прожил…» Ребята, вы 30 лет поете песни, у вас сейчас будет седьмой альбом…
С. Мазаев:
- Нет, пока у нас 6 альбомом.
М. Антонов:
- Седьмой ждем в 21-м году.
С. Мазаев:
- Трибьют делается постепенно.
М. Антонов:
- Сказать, что имя Сергея Мазаева или имя музыканта Николая Девлет-Кильдеева никто не знает, это неправда, знают. Но при этом что-то я особняков трехэтажных у вас не вижу, яхт и т.д.
С. Мазаев:
- А у кого из музыкантов вы их видите? У нас таких людей по пальцам пересчитать можно. Те люди, которые собирали стадионы по несколько раз в одном городе, те, конечно, заработали деньги, но это их право. А почему нет? У нас просто никогда не было таких доходов.
М. Антонов:
- А не обидно?
С. Мазаев:
- Нет, конечно. Что значит: обидно, не обидно? Всегда найдется, что у кого-то чего-то больше. Я вообще не измеряю это все материальными какими-то штуками. Я, например, очень много денег истратил из тех, которые я мог, может быть, в какие-то стены кирпичные или деревянные вложить, я их истратил на создание квинтета камерного своего или оркестра эстрадного. Это можно рассматривать как инструмент. Можно рискнуть и попробовать заработать на замок какой-нибудь небольшой, может быть, или на дворец. И потом, дворец, замок – это дело вкуса людей. Я знаю очень много состоятельных людей, которые живут просто в красивых домах, обставленных с очень хорошим вкусом. Не обязательно делать версальские дворцы у себя. Это личное дело каждого. Мне это не нравится.
М. Антонов:
- Сергей, вы ходите по городу, живете в нашей стране. Общество расколото, злости больше. Вот выпустит группа «Моральный кодекс» новый альбом. Не возникает вопрос: а будут ли его слушать?
С. Мазаев:
- Это зависит от того, насколько качественно мы сделаем эту музыку. Зачем искать злой умысел во всех действиях людей?
М. Антонов:
- Нет, не злой умысел. Я пытаюсь прагматизм найти какой-то.
С. Мазаев:
- Да какой прагматизм? У нас это не является бизнесом. У нас вообще отсутствует авторское право в стране как таковое, его нет. Этим занимаются какие-то люди, абсолютно посторонние музыке, музыкальному искусству. И я, например, даже не хочу смотреть в ту сторону.
С. Мазаев:
- То есть вам по РАО…
С. Мазаев:
- Ну, не знаю. Я могу показать, у меня даже бумага есть. 3800 рублей за декабрь пришло авторских отчислений. Мне кажется, если только одна песня какая-то есть у человека, он может такие деньги, наверное, получать за одну песню малоизвестную. Я не хочу на эту тему говорить. Это надо Следственному комитету заниматься, прокуратуре, кому угодно, только не музыкантам. Все равно туда никуда не пускают, ни членов РАО, никого, там какая-то охрана стоит военизированная. Я туда не хожу.
М. Антонов:
- Есть такие поклонники, которые с вами на протяжении 30 лет?
С. Мазаев:
- Конечно.
М. Антонов:
- Вы их знаете?
С. Мазаев:
- Ну, мы их видим на наших концертах, в клубах.
М. Антонов:
- То есть уже с детьми?
С. Мазаев:
- Нет, не с детьми, конечно, но одни и те же лица видно часто. Это приятно. Ну, мне лично тоже нравится музыка. Если бы она не нравилась, если бы было невыносимо ее играть, мы бы давно не играли бы уже. Мне лично нравится, как она у нас исполняется.
М. Антонов:
- Некоторые говорят: может быть, и рад бы что-то сделать, да больше ничего не умею.
С. Мазаев:
- Ну, выпекать хлеб можно научиться. Можно стать мастером маникюра за несколько месяцев. Можно научиться водить машину за 3 месяца.
М. Антонов:
- А душа лежит к этому или нет?
С. Мазаев:
- А кушать-то хочется. Сидеть на заднице – да, это приятное занятие. И ждать, когда ты кому-то станешь нужным. Но это самая большая ошибка людей. Никто никому никогда не будет нужен ни зачем вообще. Только если вы приносите пользу людям, вот тогда вы становитесь нужны. Надо сделать так, чтобы от ваших действий или от вашего присутствия, от чего-то другого людям была польза. Если ты хочешь стать популярным на Западе, значит, должна быть рекорд-компания, которая увидит в тебе возможность заработать. Только тогда ты будешь интересен.
М. Антонов:
- Давайте вспомним, в вашей биографии был коллектив «Автограф», который был крайне интересен Западу. И я помню, как их раскручивали.
С. Мазаев:
- «Крайне» интересен совсем с краю. Крайний именно в самом крайнем случае. Потому что интерес был, скорее всего, у «Автографа» попасть на Запад, как и у всех нас. Но там так сложились обстоятельства, что «Автограф» неправильно себя повел, на мой взгляд. Надо было более усердно работать в Америке над музыкой, над всем, что там нам предлагали. В общем, была какая-то такая вялая история, честно признаться. Я думал, что мы там просто будем дневать и ночевать в студии, с утра до вечера делать новую музыку, стараться вгрызаться в этот рынок. Это же тяжелая конкурентная работа, тем более в то время (это был 89-й год), тогда такие коллективы фантастические были на Западе уже, играли просто феноменально. Мы пришли в гитарный центр, я помню, и там какой-то человек сидит и играет на гитаре. Выяснилось, что это продавец. А мы думали, что это какой-то крутой рокер пришел гитару попробовать. Мы с этим просто не сталкивались раньше, а в Лос-Анджелесе вот такая история. Не получилось просто и всё.
М. Антонов:
- Правда ли, что наша музыка нужна только здесь?
С. Мазаев:
- Ничего подобного. Смотря какая.
М. Антонов:
- Мы можем вспомнить «Автограф»…
С. Мазаев:
- «Автограф» там не был нужен.
М. Антонов:
- Мы можем вспомнить «Радио Тишина» Гребенщикова, можем вспомнить Gorky Park.
С. Мазаев:
- Да, песня Bang.
М. Антонов:
- Первый альбом – и всё.
С. Мазаев:
- Ими просто перестали заниматься. Какие-то свои причины у этого были, но вообще у них была раскрутка, были эфиры на MTV и прочее. Ну, у всех свои причины.
М. Антонов:
- Если к вам сейчас подойдет человек и скажет: «Давайте я вами буду заниматься…»
С. Мазаев:
- Стравинского с Чайковским играют же. Это к тому, музыка нужна или не нужна. Она тоже европейская, эта культура, она была нами в принципе изучена, почерпнута из Европы, мы ее освоили, как и рок-н-ролл, собственно. Я, например, считаю, что Николай играет на гитаре на самом высоком уровне, просто на мировом. И то же самое – Чайковский. Глинка вокальный цикл написал, привез из Италии музыку, русские ее освоили и довели знание этой музыки до того, что Дебюсси приезжал к нам учиться. Русская классическая музыка, русское искусство очень высоко ценится на Западе. Просто для этого нужна соответствующая атмосфера, условия, для ее существования здесь. У нас нет понятия авторского права вообще. Вот радиостанции, что это такое? Это прилавок, на котором торгуют, по большому счету. Есть информационные радиостанции, я их не имею в виду, я говорю о музыкальных, их слушают, потому что там музыка звучит. И реклама там, потому что там хорошая музыка. Так вот, что главное здесь? Этот прилавок, радиостанция или музыка, которая там присутствует?
М. Антонов:
- Ну, одно другое дополняет.
С. Мазаев:
- Никто никого не дополняет. Есть музыка, которую вещают. Вот мы играем концерт. Вы хотите нас услышать? Пожалуйста, приходите, записывайте. Но не рассказывайте нам: мы сейчас вам тут поставим микрофон и т.д. Или как телевидение подглядывать должно. Настоящий журналист, он выискивает, находит информацию. А у нас все СМИ превратились скорее в какое-то рекламное пространство, скажем так, только о деньгах все думают.
М. Антонов:
- «Моральный кодекс» не меняется. Не меняется в том смысле, что копаете вглубь… не пробуете электронику, модные сэмплы…
С. Мазаев:
- Да нет, они были всегда.
М. Антонов:
- Нет, я понимаю, но при этом это не забивает основу, которая как была где-то на грани фанка, джаза, рока… я не знаю, насколько это правильно.
С. Мазаев:
- Да мы не думаем об этом. Мы просто делаем музыку и каждая песня получается, как нам кажется, в оптимальном режиме. Может, там немножечко элементы фанка, тяжелого рока. Главное, донести мысль саму, эмоцию. Музыку - это же эмоции в чистом виде.
М. Антонов:
- Коль, Павел приносит текст, а вы пишите музыку? Музыка пишется сначала, а потом текст?
Н. Девлет-Кильдеев:
- Было по-разному. Первые песни, например, «Я тебя люблю», «До свидания, мама», текст был написан уже на музыку. И потом тоже у нас были разные варианты. Или текст на музыку, или музыка на текст. Какие-то тексты я сам пробовал писать. Ну, у меня, конечно, такие немножко примитивные тексты получались, но на безрыбье, как говорится…
М. Антонов:
- А Сергея вы ставите уже перед фактом?
С. Мазаев:
- Мы испытали страх…
Н. Девлет-Кильдеев:
- Да, были тексты такие псевдофилософские, я бы так сказал.
С. Мазаев:
- Нет, почему, они философские, но опять же, надо относиться с иронией ко всему. К любой философии. Какая бы она ни была.
М. Антонов:
- Да вы ж серьезно поете, у вас лицо серьезное. Как можно относиться с иронией?
С. Мазаев:
- Так это и есть наш вид иронии просто. Если мы будем прокалываться…
М. Антонов:
- То есть, Бастер Китон такой, человек, который совершает смешные поступки, но при этом никогда не улыбается?
С. Мазаев:
- Ну, если так уметь, было бы здорово!
М. Антонов:
- Хорошо. Песня готова. Сергея ставите перед фактом или он может…
С. Мазаев:
- Нет, почему мы делаем все постоянно на репетициях как бы… все нормально.
Н. Девлет-Кильдеев:
- По разному бывает. Некоторые песни рождались в муках определенных…
С. Мазаев:
- Вот, например, «Ночной каприз» и «Ты далеко» Коля прямо принес уже… отдали текст написать, к сожалению, уже ушедшему из жизни… Гурий Атнев, был такой прекрасный парень…
Н. Девлет-Кильдеев:
- Когда помоложе были, делалось все легче, конечно. Сам процесс был легче. Но по мере нашего взросления… мы стали более…
М. Антонов:
- И плюс еще здравствуй коронавирусный год… к сожалению, вот мы с Сергеем буквально недавно разговаривали и вспоминали двух Саш, которые ушли фактически друг за другом - Сашу Зарецкого и Сашу Липницкого… вот задай ему вопрос - он тут же тебе ответит… меноменальный какой-то человек и память академическая была у него.
С. Мазаев:
- Да, он очень любил рок, любил андеграунд, он был одним из гуру андеграунда нашего российского, Саша Липницкий, да. Он у себя дома на даче устраивал такие концерты.
Н. Девлет-Кильдеев:
- Я с ним совсем недавно виделся, играл на юбилее у Алексея Вайта, там был Липницкий, вот мы с ним немножко поговорили и как-то он так… я даже удивился, я думал, он не слушает такой традиционный рок-н-ролл, а, оказывается, он любит такой рок-н-ролльчик.
М. Антонов:
- Ребята, никаких ночных концертов? Если перелет - то дайте отоспаться?...
С. Мазаев:
- Да нет, не в этом бережливость заключается. В здравом смысле, в подходе к себе самому. Надо просто вовремя диспансеризацию проходить, смотреть, в каком состоянии находится твой организм. Понимать, что с тобой происходит. У нас сегодня 21 век на дворе, у нас много всяких клиник. Если у вас есть возможность, вы можете пойти в любую клинику и купить себе страховку. Просто надо следить за собой тщательно, и чем старше, тем серьезнее к этому относиться. Вот и все. Потому что риска-то больше.
М. Антонов:
- Вы вакцинировались?
С. Мазаев:
- Я пока имею антитела, я получил их натуральным способом. Я переболел. 38,5 у меня было один день всего. Но я вовремя использовал лекарства, вовремя провел терапию… Ни запах, ни вкус у меня не исчезали, поэтому я и не думал, что у меня коронавирус, но на всякий случай прошел серию уколов в живот, разжижающих кровь специальных… я никогда сам ничего не делаю, я всегда обращаюсь к специалистам.
М. Антонов:
- Бабушкины рецепты - это не то?
С. Мазаев:
- Почему? Горчица в носки - это отличный рецепт. А уколоться в висок - не буду.
М. Антонов:
- А вот это с перцем?
С. Мазаев:
- Я алкоголь не пью. Совсем.
М. Антонов:
- А у вас, Николай, как с антителами?
Н. Девлет-Кильдеев:
- У меня никаких антител не обнаружено. Мы играли концерт и нас перед этим тестировали. У нас брали анализ крови. И у меня ничего не нашли. Получается, я не болел и никаких антител у меня нет. Но вообще я очень боюсь, у меня был инфаркт и я боюсь заразиться, конечно.
С. Мазаев:
- Тебе надо прививку сделать.
М. Антонов:
- Я - за.
С. Мазаев:
- У меня друг - он врач, хирург, один из самых передовых хирургов в мире, у него своя клиника в Лондоне, в Москве, преподавал в английской королевской академии - он привился в августе и следит за своим состоянием. Он сделал обе порции вакцины и он прекрасно себя чувствует. И многие его друзья… все мои знакомые, которым показано… вот мне не нужно, у меня пока есть антитела, я посмотрю, когда уровень их упадет, тогда надо пойти сделать вакцину…
Н. Девлет-Кильдеев:
- У меня вот умер преподаватель в музыкальной школе, он привился, но ему 76 лет, он сделал прививку и умер.
М. Антонов:
- Видимо, сделал первую…
С. Мазаев:
- Ребята, не надо искать связь с тем, что он привился, поэтому умер. Это могло быть совпадением…
М. Антонов:
- Прививка - это не индульгенция от коронавируса, просто это как прививка от гриппа. Это не говорит о том, что человек не заболеет, просто болезнь может…
С. Мазаев:
- Коронавирус - это разновидность гриппа тоже, почему у нас так быстро эту вакцину объявили, что она у нас есть? Оказывается, наши ученые занимались коронавирусом уже несколько лет до того. И очень много про них знали. Это просто одна из разновидностей. Там просто какие-то параметры поправили в сторону этого коронавируса и вот она, вакцина получилась. Знаете, прилетают даже мои знакомые, иностранцы, летят в Москву, чтобы привиться нашим Спутником…
М. Антонов:
- Сергей, Николай, вы знаете, как сделать хит? Вот сесть и записать песню, которую будут слушать… или любая песня будет хитом, если в нее вбухать большое количество денег?
С. Мазаев:
- Она будет популярной, но как только захочется… ее забудут. А настоящий хит - его не угадаешь. Трудно сказать. Вот мы, например, не думали, что «Первый снег» станет таким большим хитом. Она очень запала людям в душу и она наша самая популярная песня в итоге. Хотя мы вообще не рассчитывали в таком жанре стать популярными…
Н. Девлет-Кильдеев:
- Очень сложно, да. Иногда написал песню - вечером она очень нравится, а с утра встаешь, прослушал - совсем не то.
С. Мазаев:
- Я видел много в интернете, что - сюда, ко мне, я вас сейчас обучу писать хиты… столько таких людей, причем, даже не знаешь, кто он.
М. Антонов:
- А там еще подписано - коуч, тренер…
С. Мазаев:
- Какие хиты его уже звучат в эфире? Почему он себе не напишет? Вы знаете, что написать хит - это круче, чем построить ресторанную сеть даже, по доходности. Ну, если брать цивилизованный мир, а не нашу с вами…
М. Антонов:
- Потому что, как говорит Юлий Лоза, плотик маленький, а кормит хорошо.
С. Мазаев:
- Дело не в плотике и не в Юрии Лозе, а просто дело в институтах, которые работают или не работают в данном обществе. Вот и все. У нас институты все просто отсутствуют наглухо. Вы ж знаете это прекрасно. Кстати, вот «Bésame mucho» - вы можете представить, сколько миллионов раз ее сыграли разные тысячи артистов по всему миру? Вот вам и авторские. Все очень просто. Поэтому сочините «Bésame mucho» и у вас будет все то же самое.
М. Антонов:
- А рецепт один. Сидишь и сочиняешь с утра до вечера. Единицы вложенности жизни - есть такая единица измерения. Вот единица вложенности жизни определяет.
М. Антонов:
- Про концерт 30-летия… а дальше, как обычно бывает - ребята, 30-летие начинаем праздновать в Москве - и дальше поехали по России.
С. Мазаев:
- Не время сейчас раздражать публику этими всякими рок-концертами, потому что, во-первых, денег нет ни у кого после пандемии, сами понимаете, у простых людей. И во многих регионах еще у нас достаточно жесткие условия массовых мероприятий, поэтому нет смысла сейчас дразнить гусей, как говорят. Подождем, когда нормализуется обстановка и попробуем, может быть, съездить в несколько городов, там поиграть людям.
М. Антонов:
- А квинтет? Это к «Моральному кодексу» не имеет отношения?
С. Мазаев:
- Это не имеет отношения к «Моральному кодексу», хотя я участник «Морального кодекса» и я играю в квинтете. Это кларнет и классика. Исключительно. Пять струнных инструментов и кларнет. Все. Академическая музыка. Мы делаем оригинальные переложения фортепианных произведений русских композиторов в основном для такого состава - пять струнных и один кларнет. У нас уже две пластинки выпущены, это «Времена года» Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского. Готовим «Щелкунчик» к записи и готовим сборник «Русская сказка», там будет Метнер, который автор русской сказки сам, тоже переложение с фортепианных… Ребиков, Лядов, Глазунов, Танеев. Очень приятное занятие. Удовольствие просто невероятное играть в этом составе. Вообще играть любую музыку - это удовольствие гигантское. Почему вот вы говорите -30 лет… Да потому что приятно играть просто, понимаете. Когда хорошо играют вокруг тебя, это самое наслаждение большое.
М. Антонов:
- А бытовые удовольствия? Сезон шашлыков, рыбалка, охота…
С. Мазаев:
- Ну, ты ж не будешь 24 часа в сутки жрать шашлык… мясо вообще надо есть два раза в месяц. Больше не требуется для организма… ну, не превращайте праздник в будни!
М. Антонов:
- Да, это один из смертных грехов - чревоугодие - это мы помним.
С. Мазаев:
- Я вообще безгрешен. Забудьте. Со мной о грехах говорить не стоит. Грехов не существует. Существуют просто ошибки, недопонимание… какие грехи? О чем вы говорите?
М. Антонов:
- Я все пытаюсь понять… играть музыку - да. А вот отдохнуть от музыки - это что?
С. Мазаев:
- Нет лучше отдыха, чем сон, как сказал поэт.
М. Антонов:
- Как я вас понимаю.
С. Мазаев:
- Причем, я в армии научился спать даже короткими перебежками. Я могу 20 минут поспать, 30 минут поспать… надо сверху вторую подушка класть. Ложишься на бок, закрываешь уши подушками - и вырубаешься моментально.
М. Антонов:
- А какие войска?
С. Мазаев:
- Партизанские. Железнодорожная авиация… авиапоезда… мы по железной дороге разгонялись и взлетали вверх. Я служил в оркестре в военном, естественно, где я могу служить? Я ж музыкант профессиональный был.
М. Антонов:
- Финальный вопрос. Альбом, понятно, что трибьют, но новый альбом в этом году мы ждем от «Морального кодекса»?
С. Мазаев:
- Нет, я думаю, что мы не успеем. Не готов еще, философски скажем так… Концепции нет музыкальной. Потому что вот пока так… если бы у нас была полная уверенность в том, что мы делаем то, что хотим, то давным-давно бы его уже выпустили. А пока у нас есть сомнения творческие. В этом ничего страшного нет.
М. Антонов:
- Ну, как говорилось в фильме «Офицеры» - будем жить - и тогда новые песни, новые альбомы…
С. Мазаев:
- Конечно. Появятся новые песни - появится новый альбом.
М. Антонов:
- Спасибо большое! Приходите к нам еще!