Как заставить мигрантов соблюдать наши законы

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с экспертом Института стран СНГ Иваном Скориковым обсуждают, возможно ли ассимилировать мигрантов в России

Е. Афонина:

- Приветствуем вас! В студии ведущие программы: Андрей Баранов.

А. Баранов:

- И Елена Афонина. Здравствуйте!

Е. Афонина:

Итак, и у нас есть тема, к которой мы постоянно возвращаемся. Мигранты и как они выстраивают отношения с жителями России, порой нам не очень нравится. И мы пытаемся понять, что мы можем сделать в той или иной ситуации.

Одна такая очень громкая история стала основанием того, чтобы в очередной раз затронуть тему не просто мигрантов, но и мигрантов-таксистов. Произошла она в Санкт-Петербурге 8 апреля. Александр Владимирович ежедневно возит из пригорода свою супругу к ближайшей станции метро, по дороге столкнулся с хамством водителя такси, который просто нагло подрезал его машину, далее жена опускает окошко, видимо, не очень лестных пару слов комментариев высказывает. Дальше начинается настоящий кошмар. Водитель такси решил, что ему нанесено оскорбление. Останавливает машину Александра Владимировича, прижимает ее к обочине и начинает выяснять пока словесно отношения. К этой перепалке присоединяется сын Александра Владимировича, который находился около этой станции метро. Юрий выступил защитником отца и мамы. Далее эскорт продолжает движение в сторону полиции, на что согласился и сам водитель такси. Но неожиданно по дороге он обрастает все большим количеством машин такси с явно мигрантами за рулем, которых, видимо, этот таксист призвал на помощь. И далее очередная остановка. И словесная перепалка перерастает в физические и довольно активные действия со стороны таксистов-мигрантов. В ход пошли ножи и биты. Юрий, сын Александра Владимировича, в больнице, сам Александр Владимирович серьезно избит битами, у него были большие синяки и гематомы.

Дальше. Иди с синяками в травмпункт, потом прямиком в полицию! Все происходящее снимали многочисленные водители, которые притормаживали и ехали дальше. И никто не попытался даже помочь!

А. Баранов:

- Интересный феномен тоже! Эти, значит, собрались по первому свистку с ножами и битами, принялись молотить. А наши россияне, скажем так, сниму и хайпану, в сеть выложу, еще куда, как эти самые молотят нашего! Никто не вмешался. Не сказали «наших бьют». Я не призываю ни к каким конфликтам межнациональным, пока ни на кого ничего не вешаю. Но где же наша корпоративность?!

Е. Афонина:

- И дальше со всеми этими доказательствами сам Александр Владимирович идет в правоохранительные органы, на что получает отворот-поворот. Ему говорят, что…

А. Баранов:

- Наши доблестные полицейские ему сказали, что, Лена?

Е. Афонина:

- Знаете, это дело – висяк. Искать мы их будем долго, скорее, не найдем вовсе. Внимание, это притом, что все снимали и фиксировали.

И вот вопрос. Бывают в жизни ситуации, когда мы пользуемся такси. И не дай бог, если за рулем этой машины окажется человек с явно неуравновешенной психикой. А что в данной ситуации делать с такими водителями? Мы им доверяем свою жизнь и здоровье. И еще и платим деньги.

А. Баранов:

- Давай оговоримся, что бывает неуравновешенный характер и у славян-водителей.

Е. Афонина:

- Итак, как заставить мигрантов соблюдать наши законы? Звоните нам, пишите.

И у нас на связи эксперт института стран СНГ Иван Скориков. Иван Иванович здравствуйте!

И. Скориков:

- Добрый день!

Е. Афонина:

- Вы в курсе этой истории?

И. Скориков:

- Да.

Е. Афонина:

- Здесь плохо все! На что следует обратить внимание в данной истории?

И. Скориков:

- Внимание на эту историю уже обратили. Сейчас, если вы наберете в поисковом запросе «Петербург» и «мигранты», вам высветятся десятки сообщений, начали замечать то, на что раньше смотрели сквозь пальцы. Эта тема была подхвачена СМИ и правоохранительными органами. Вы в курсе громкого заявления МВД, федерального ведомства о том, что всем нелегалам до 15 июня нужно обязательно легализоваться. Если нет, то будут отправлены восвояси.

Я, кстати, скептически отношусь, что это можно сделать физически. И государства той же Средней Азии будут вывозить своих соплеменников, но жесткое такое заявление было сделано. Какие-то действия, акцент проблемы подхвачен обществом и СМИ. И властью.

Е. Афонина:

- Тема шире, чем частный случай. Но такси – тема, где мы реально можем столкнуться с неадекватными людьми, которых никто не проверяет на вменяемость и прочее. В частности, журналист и писатель Юлия Латынина обратила на эту проблему свое внимание.

Ю. Латынина:

- В московском такси работает большое количество мигрантов. И работает большое количество разных людей, в том числе, и москвичей. Я лично, как пользователь московского такси, готова платить большие деньги за то, чтобы быть уверенной, что ко мне приехал человек, который приблизительно отличает Хорошево-Мневники от Люблино. И хотя бы знает, что это находится в разных местах. И чтобы ко мне приехал человек, про которого я уверена, что он последние 20 часов не провел за рулем. Мне его жалко. Я знаю, что он зарабатывает, что он спит в своей машине, что он работает как проклятый. Но я просто сто процентов вам скажу, что если завтра мы введем стопроцентный запрет на то, чтобы киргизы, таджики, узбеки и так далее работали в московском такси, в нем, извините, остались русские, армяне, грузины, дагестанцы, извините за политкорректность, украинцы, потому что они совсем по-другому водят машины, в отличие от человека, который родился в Киргизии, права свои получал за деньги где-то рядом с баранами в горах. И если мы завтра введем стопроцентный запрет на работу этих людей в московском такси или просто скажем, что в московском такси могут работать только те, кто сдаст русский язык, знание Москвы и так далее. Если мы это сделаем, да, цены вырастут на 10-20%, но всем нам будет безопаснее.

Е. Афонина:

- Согласны с Юлией Латыниной, Иван Иванович?

И. Скориков:

- Да. В кои веки соглашусь с этим человеком. По всем другим вопросам обычно не соглашаюсь. Действительно, государство должно этим озадачиться. Дело не в том, что они демпингуют цены, даже получая права на своей исторической родине, приезжают сюда водить, не зная город. Дело в том, что в какой-то момент они могут захватить целые области. Мы сейчас говорим о таксопарке, но есть и строительная сфера, овощебазы.

А. Баранов:

- Очень большой отклик от слушателей. Разные мнения, но в основном: не заставить выгнать и все. Пишут, что русских затуркали, потому и боимся. Мигранты хозяевами себя чувствуют, как во Франции негры. То ли еще будет. Попробуй тронуть не русского, сразу закроют в тюряге. Пишут, что уже давно известно, что стоит чуть против шерстки их погладить, они звереют. Всех на историческую родину!

Москвич спрашивает: а на доблестную работу полиции не хотите обратить внимание? Да, хотим. Что значит: «висяк» ? За такие вещи сразу надо привлекать к ответственности. Этот случай стал гласным, получит и с полицейского угла случай свое развитие.

Вера пишет, люди заступились – получили уголовный срок. Что вы хотите? Вот человек, который от педофилов мальчика спас.

Е. Афонина:

- Большинство пишет…

А. Баранов:

- Подожди, Лена! Хабаровск: несколько раз ездил в такси с водителями-мигрантами, был поражен чистоте, аккуратности вождения, хорошему знанию города и хорошему русскому языку. Однако на ремонта квартиры столкнулся с мигрантами, безобразно себя ведущими. Люди везде разные.

Пожалуй, это наиболее усредняющий отклик, но проблема есть.

Е. Афонина:

- Тем более, что проблема вышла на тот уровень, о котором сказал Иван Иванович Скориков. Зам главы МВД нашей страны Александр Горовой обратился к представителям стран СНГ с просьбой провести профилактическую работу с нелегалами, которые находятся на территории России, чтобы не доводить дело до принудительного выдворения.

Официальные цифры. Согласно данным МВД на территории нашей страны незаконно находятся 120 тысяч граждан Азербайджана, более 60 тысяч граждан Армении, 49 тысяч граждан Казахстана, более 115 тысяч граждан Киргизии, 247 тысяч граждан Таджикистана, 332 тысячи граждан Узбекистана и 152 тысячи граждан Украины. Как они это высчитали? Это нелегалов.

Историк и журналист Николай Сванидзе предложил мигрантов интегрировать и ассимилировать.

Н. Сванидзе:

- В том, что касается проблем мигрантов, огромную роль играет коррупция, но коррупция не причина того, что к нам едут мигранты. Коррупция – одна из составляющих проблем мигрантов для нас. Кстати, для мигрантов она еще хуже работает, чем для нас с вами. Мигранты платят большие деньги, их зажимают, их отнимают, они сдают свои документы. Они бесправны. Мигранты бесправны, не мы с вами – коренные москвичи и питерцы. Мы с вами подойдем к полицейскому на улице, скажем, что вот я живу в таком-то доме, подъезде, вот у меня то-то и то-то. И полиция примет, так и ли иначе, к рассмотрению вашу жалобу. А мигрант – никто. Пешка. Пыль под ногами.

Они должны быть интегрированы в наше общество. И пока они не интегрированы вследствие коррупции полицейской, канцелярской, бюрократической, да, вот это плохо. Если их интегрировать, если они станут частью нас, будут учиться в наших школах вместе с нашими детьми, учить русский и литературу, читать Пушкина в подлиннике, во втором поколении они станут такими же, как и мы. А дома они будут продолжать строить, между прочим.

Е. Афонина:

- Как мы видим, среди оппозиции тоже нет единого мнения.

А. Баранов:

- Юлия Латынина и Николай Сванидзе принадлежат к нашему либеральному лагерю, напомню.

Е. Афонина:

- Да. И между собой поспорили в этом вопросе.

Иван Иванович, оценим идею – интегрировать мигрантов.

И. Скориков:

- Господин Сванидзе не сказал, как интегрировать. Он сказал, что нужно, но, по-моему, мы этим занимаемся все время наших независимых государств. Проблема в том, что они должны быть готовы к интеграции еще на входе на территорию Российской Федерации. И те мигранты, которые готовы к этому, они прекрасно интегрируются, они оформляют согласно законам трудовые патенты, здесь оседают. Их дети учатся вместе с нашими детьми. И они во втором-третьем поколении здесь, можно согласиться, растворяются среди российской нации, становятся русскоязычными людьми, даже забывают свою культуру и язык.

Но большинство из тех, кто приезжает сейчас в Россию, это уже дети тех, кто учился в СССР, которые не учили русского языка. Я говорю, о ком наши граждане сейчас возмущаются в сообщениях.

Е. Афонина:

- Вот в этой драке принимали участие молодые люди 16-25 лет.

А. Баранов:

- Откуда 16 лет?

И. Скориков:

- Они никогда не учили русского языка. Они не жили в общей стране. И они должны, если хотят интегрироваться, готовыми быть там, на своей родине это все выучить. А они приезжают вслед за своими дядями, тетями, братьями.

И важный вопрос. Ведь то, о чем мы говорили по поводу МВД, что всех нелегалов после 15 июня будет выдворять, нужно понимать, что у нас всех берут под одну гребенку. Есть украинцы и молдаване, например, которые абсолютно интегрированы на культурном, на языковом уровне, на ментальном уровне в российскую среду. И их мешать вместе со среднеазиатскими мигрантами не корректно. И нужен дифференцированный подход. Когда мы говорим о соотечественниках, которые приехали сюда трудиться, да, они не хотя получать здесь гражданство, а временно трудоустроены. И когда мы говорим о мигрантах. Более того, нужно понимать, что страны – Узбекистан, самые большие цифры, Таджикистан, ведь власти этих государств заинтересованы, чтобы их граждане оставались в России, чтобы они на нелегальном положении даже здесь находились и сами себя кормили за счет отчисления и план граждан Российской Федерации.

Е. Афонина:

- Прошу прощения, у нас телефонный звонок. Андрей из Таганрога.

Андрей:

- Здравствуйте! Простите, хотел сделать замечание на то, как репортаж у вас начался. Вы начали не с того, что мигрант, вы начали - таксист. Есть один участник движения, есть второй.

Е. Афонина:

- Это его профессия – таксист. Понимаете?

Андрей:

- Мигранты не только в такси работают.

Е. Афонина:

- С мигрантом за рулем я могу не столкнуться. Я могу столкнуться с мигрантом, который в такси работает. Я к нему сажусь на заднее сидение.

А. Баранов:

- Мы о конкретном случае.

Андрей:

- Везде в основном мигранты. Это и наша вина.

А. Баранов:

- Андрей, мы поняли вашу озабоченность, спасибо!

Е. Афонина:

- И спасибо говорим эксперту института стран СНГ Ивану Ивановичу Скорикову.

И. Скориков:

- Спасибо!

Е. Афонина:

- Посмотрим, как будет осуществляться эта инициатива зама главы МВД о том, чтобы до 15 июня все нелегалы из нашей страны выехали. Посмотрим. Времени остается не много.

До следующего воскресенья!