«Задача — добиться реальных перемен»: Большакова о диджитал-изменениях в ЖКХ
Д. Делинский:
— У меня в гостях Ксения Большакова, заместитель директора проектной дирекции Министерства строительства РФ.
Цифровизация – это слово мы с вами узнали немного раньше, чем появилась самоизоляция, коронавирус. Тем не менее, в этом году коронавирус подстегнул все эти процессы, все резко активизировалось, для того чтобы сделать нашу с вами жизнь проще, лучше, комфортнее.
У Министерства строительства есть два взаимосвязанных нацпроекта, они называются «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика». Увязаны эти проекты друг с другом вокруг понятия «цифровой город».
К. Большакова:
— Комфортный город, благоустроенный.
Д. Делинский:
— Участвует во всей этой вакханалии две сотни крупных городов России с населением свыше 100 тыс. человек. Умное освещение, умные светофоры, умные счетчики, удаленный мониторинг состояния зданий – все это уже существует. То есть это не эксперименты, не проекты, это все работает. Что дальше? Мы как—то можем участвовать во всей этой истории?
К. Большакова:
— Конечно. Более того, несмотря на то, что мы регулятор, федеральный орган исполнительной власти, мы всячески стремимся вовлекать наших жителей в формирование комфортной городской среды, формирование умной среды.
У нас в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» есть и федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», где на федеральном уровне поставлена задача по вовлечению граждан.
Мы сейчас совместно с Агентством стратегических инициатив разработали стандарт по вовлечению граждан, где люди могут просто участвовать различными способами… Мы прописываем все эти моменты. Это и с использованием социальных сетей, и с использованием различных каналов коммуникации, опрашиваем.
Люди могут (и должны, мы стремимся к этому) из такого пассивного состояния, скажем так, стать активными участниками развития своих городов. Иными словами, если вы хотите вместо парковки, например, сделать парк, то вы можете в этом участвовать, вы можете пойти в свои органы местного самоуправления, к региональной власти и высказать свое пожелание.
Д. Делинский:
— И в этих стандартах прописано, каким образом я могу это сделать. Точнее, каким образом власть должна организовывать процесс получения обратной связи от людей?
К. Большакова:
Мы даем рекомендации именно органам местного самоуправления, региональным органам власти, как они должны вовлекать, какие есть способы по вовлечению жителей.
Д. Делинский:
— А какие?
К. Большакова:
Мы используем, безусловно, и социальные сети (Instagram, опросы в WhatsApp и опросы в Telegram-каналах), это и физические опросы людей, это какие-то сборы, обсуждения, встречи с местными органами власти, когда обсуждается развитие той или иной территории.
Вообще у нас по нацпроекту стоит задача, что к 2024-му году более 30% населения должно быть вовлечено именно в вопросы формирования комфортной городской среды вокруг себя.
То есть нам это прописано нацпроектом, прописано в нацплане, это утверждено в обновленных нацпроектах. Поэтому мы всячески стараемся вовлекать людей, чтобы они участвовали в формировании среды вокруг себя.
Д. Делинский:
— То есть, по большому счету, в итоге городская власть должна стать ближе к человеку, и человек должен стать ближе к этой самой власти.
К. Большакова:
— Конечно. Это должен быть такой взаимный процесс.
Д. Делинский:
— Коронавирус как-то повлиял на течение этого процесса? Сейчас кабинеты снова открылись, но неровен час, вторая волна, и кабинеты опять закроются.
К. Большакова:
— Кабинеты уже не закроются. Я могу сказать, что коронавирус, безусловно, повлиял в лучшую сторону, как это ни парадоксально. Мы действительно пересмотрели взаимодействие с гражданами. Мы за время коронавируса очень активно проводили вебинары, в которых любой человек мог принять участие, задать свои вопросы.
Мы давали тему, смотрели, какие темы сейчас наиболее актуальные, что сейчас волнует людей, потому что мы смотрим и анализируем всю информационную повестку. И мы провели несколько сотен, наверное, вебинаров, в которых приняли участие десятки тысяч жителей.
Они разговаривали с экспертами, задавали им свои вопросы, могли задать вопросы в чатах. И вот в таком режиме реально живого диалога у нас происходило обсуждение той или иной задачи. То есть мы рассказывали и по темам ЖКХ, например, если что-то волнует, и по темам «умного города».
Мы даже проводили специальные вебинары, такие узкоспециализированные, именно для региональных органов власти, о том, как рассказывать, как фотографировать правильно.
Д. Делинский:
— Даже так?
К. Большакова:
— Мы звали коллег из ТАСС, фотографов профессиональных, диджитал-специалистов, и они учили наши органы власти, как правильно фотографировать. Потому что делают очень много красивых, достойных проектов в регионах, но не умеют их правильно подать, не умеют рассказать даже людям, не умеют рассказать общественности о том, что они делают
Мы рассказывали о том, какие существуют методы, как это лучше сделать. И действительно, такой вебинар пользовался достаточно серьезным интересом.
Более того, мы буквально 1 сентября подвели итоги всероссийского конкурса «Формирование комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях».
У нас в этом году случилось замечательное событие, нам увеличили призовой фонд до 10 млрд. рублей. И 160 прекрасных проектов стали победителями именно в малых городах и исторических поселениях. И в основном это те самые проекты, которые были созданы при участии активных жителей, волонтеров и молодежи.
Мы еще делаем очень большую ставку именно на молодежь. Мы взаимодействуем постоянно с различными молодежными активистами, движениями, которые привлекают молодых активных людей в волонтерскую деятельность именно по благоустройству.
То есть от того, что они просто убирают, грубо говоря, помогают жилищно-коммунальным службам убирать свои города, до того, что они придумывают какие-то новые проекты.
У нас есть курирующий замминистра Егоров Максим Борисович, он каждый раз, когда ездит по регионам, то встречается с молодежью, и они ему представляют свои идеи, свои проекты, которые он рассматривает на полном серьезе и рекомендует: вот это хороший проект, это хороший проект. И они реализуются.
Д. Делинский:
— Государство выделяет деньги на их реализацию, и это все воплощается в жизнь.
К. Большакова:
— Ну, мы всячески способствуем этому. Например, победители нашего всероссийского конкурса, там очень много проектов молодых архитекторов. Есть, конечно, уже опытные проектировщики, но мы стараемся в том числе поддерживать и молодых архитекторов, которые хотят развивать свои города.
И вообще у нас задача молодых, активных, талантливых ребят оставлять в своих городах, чтобы они могли делать вклад и развивать свои города. Это действительно очень важная наша работа, задача. И мы стараемся всячески их поддерживать.
Д. Делинский:
— Сейчас расстояние между обычным человеком и властью сократилось до двух кликов.
К. Большакова:
— Да. Сейчас активно выходим в социальные сети. Вы можете видеть, и курирующий вице-премьер, и сотрудники правительства, они все в социальных сетях, губернаторы очень активные в социальных сетях. Мы тоже активно выходим в социальные сети, мы смотрим их.
Видимо, лето – это был такой подготовительный период. У нас 1 сентября много чего положительного случилось. Мы запустили систему мониторинга инцидентов и аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Теперь мы видим буквально каждый инцидент, каждое событие в каждом регионе. В том числе социальные сети, СМИ различные нам в этом помогают. То есть мы их мониторим.
Мы наладили работу с АНО «Диалог», с АНО «Национальные приоритеты», смотрим различные события, анализируем информационное поле, делаем доклады министру, а он уже в своих поездках по регионам ориентируется на эту информацию, задает вопросы региональным властям.
Грубо говоря, любой человек может в своем аккаунте написать о каком-то событии, и мы это реально увидим. То есть мы ежедневно просматриваем…
Я сейчас не преувеличиваю, у меня действительно сидят люди и просматривают ежедневно порядка 5 тысяч сообщений в социальных сетях о тех или иных событиях и инцидентах. То есть мы видим всё.
У нас есть чат в Telegram-канале «Оперативный мониторинг», который закрытый, он только для нас, но нам скидывают эту информацию, мы ее анализируем. Тут же курирующий профильный замминистра берет эту публикацию, расписывает в регион и задает вопросы: было, не было, правда, неправда? Регион дает ответ.
У нас настоящая задача – сделать так, чтобы наш ЖКХ действительно изменился. Но сначала нужно сделать первый шаг, который, я считаю, мы сделали, — запустить систему мониторинга и аналитики. Потому что у нас есть достаточно серьезная проблема, она всем понятна.
Это изношенность инфраструктуры. Поэтому и происходят эти истории, которые порой доставляют нам серьезные неприятности. Поэтому нужно сначала проанализировать, действительно понять, в каких регионах…
Да даже сейчас, когда неделю эта система работает, мы уже видим примерно причины, и видим те регионы, где происходит наибольшее количество аварий. А значит, кто-то недорабатывает. Значит, мы вызываем региональную власть, задаем вопросы, почему у вас так много этих аварий. Они должны будут отреагировать, потому что варианта нет не отреагировать.
Это такой первый этап. Потом мы хотим всё это проанализировать, оцифровать, ввести определенный индекс и, взаимодействуя с региональными, муниципальными органами власти, ресурсоснабжающими организациями, понимать, куда нам двигаться дальше, что делать в том или ином регионе.
И во многом нам помогают медиа, социальные сети, в том числе и обычные люди.