Никита Кричевский: У Кудрина забрезжила надежда на возвращение в большую власть

Экономика
Алексей Иванов и Никита Кричевский обсуждают, надо ли убирать вагоны-рестораны, сработает ли рецепт борьбы с бедностью Кудрина и выдержит ли экономика Белоруссии новые санкции

А. Иванов:

- Никита Кричевский в эфире Радио «Комсомольская правда». Человек, который с экономикой на ты. Человек, который за словом в карман не полезет. Я надеюсь, Никита Александрович, вы припасли парочку своих самых злобных комментариев относительно текущего состояния дел и не растратили их всех в каких-то там Telegram-каналах, не будем даже называть их сегодня?

Н. Кричевский:

- Хотя все знают, что это «Антискрепа». Добрый день.

А. Иванов:

- И что, давайте к главным новостям дня.

Н. Кричевский:

- Про вагон-ресторан давайте. Потому что все мое нутро восстает просто против этого решения.

А. Иванов:

- У нас новость. Российские железные дороги собираются попрощаться с концепцией вагонов-ресторанов. Они останутся только в туристических и некоторых самых фирменных поездах железнодорожной сети.

Н. Кричевский:

- Москва – Саратов, я думаю, останутся?

А. Иванов:

- Нет. Сколько в этих вагонах-ресторанах по направлению Москва – Саратов происходило…

Н. Кричевский:

- Сколько там вопросов было решено. Вагоны-рестораны в поездах Москва – Питер отличались тем, что люди там засиживались буквально до утра. И в основном это была творческая интеллигенция.

А. Иванов:

- Что там до утра засиживаться? Там ехать…

Н. Кричевский:

- С утра, когда поезда приходили к точке назначения, выход из вагона назывался «дорога на эшафот». Потому что ты полночи сидел и квасил, решал вопросы, обсуждал вселенские мотивы. А поезд приходит по расписанию. И тебе надо выходить. А проблема в том, что ноги не двигаются, не несут.

А. Иванов:

- Друзья, пишите об историях, которые с вами случались в вагонах-ресторанах. Будете ли вы жалеть о том, что их закрывают? Не хотите ли вы написать руководству РЖД, что не смейте наши скрепы трогать?

Н. Кричевский:

- Там проблема в том, что это уж точно железнодорожная скрепа. Вместо горячего питания предлагается фастфуд. Бургеры, которые можно быстро разогреть и преподнести. Либо, как вариант, подъезжаете к какой-либо станции и заказываете в привокзальном ресторане. Вам несут еду прямо к поезду. Это хорошо, когда поезд стоит 10-15 минут. А если он стоит 2 минуты? Что делать?

А сколько фильмов было снято, где присутствовал вагон-ресторан в качестве антуража? Особенно в ранние довоенные времена, когда в обязательном порядке.

А. Иванов:

- Это же оттепельный шик – ехать куда-то на море, с друзьями, выпивать в вагоне-ресторане.

Н. Кричевский:

- Разговаривать, общаться, смотреть в окно. Это был шарм.

А. Иванов:

- Ничего святого не осталось.

Н. Кричевский:

- Я так понимаю, что дальше РЖД предложит нам поезда-лоукостеры. Останутся только фирменные литерные и прочие поезда, а обычные поезда будут называться лоукостерами. Где нужно будет сесть.

А. Иванов:

- Там тоже без багажа нужно будет ехать?

Н. Кричевский:

- Багаж там будет минимальный. Сел, уперся коленками во впереди стоящее кресло. И едешь по направлению. Дешево и сердито. Вам шашечки или ехать? – спросит нас господин Белозеров.

А. Иванов:

- «И шашлык там крутили из Шариков, которых на станциях ловили», - пишет нам слушатель из Нижегородской области.

Н. Кричевский:

- Этих Шариков устанешь ловить на этих станциях. Не будем вас разубеждать. Нужно пригласить шефа вагона-ресторана, директора, управляющего, который расскажет о том, что там все было ровно не так.

А. Иванов:

- Я разочаровался последним опытом похода в вагон-ресторан. Какая-то деградация наступила.

Н. Кричевский:

- Может. Я тысячу лет не был. Но юношеские воспоминания говорят о том, что это было очень хорошее место.

А. Иванов:

- Алексей Леонидович Кудрин на этой неделе отжигал. Нашел способ победить российскую бедность. Причем победить досрочно, за явным преимуществом, за три-четыре года, а не как сейчас предлагают российские власти и сам президент – к 2030 году. Кудрин сказал: нет, выполним десятилетку за пять лет. К 2025 году мы можем победить бедность, по крайней мере, сократить ее вдвое. Каким образом? Кто за это заплатит?

Н. Кричевский:

- Мы с вами и заплатим. И наши слушатели.

А. Иванов:

- Кудрин на данный момент – председатель Счетной палаты: «Если у человека есть два дома, две машины, то понятно, что он уже не может претендовать на выплату. Если исключить таких получателей, то останутся люди, которым государство может быстро помочь поднять уровень жизни».

Н. Кричевский:

- Вы скажите, кто попадает в категорию бедных при наличии определенного имущества у этих людей? Помимо машины, квартиры и дачи есть еще лодка и трактор.

А. Иванов:

- У меня нет лодки и трактора.

Н. Кричевский:

- И у меня нет.

А. Иванов:

- У Владимира Путина есть прицеп, который он декларирует каждый год.

Н. Кричевский:

- Он попадает в категорию бедных. А вот если у него две квартиры или две машины на семью, тогда он уже не попадает.

А. Иванов:

- Кудрин предлагает, чтобы победить бедность, нужно меньшему количеству людей платить пособия. Интересная логика.

Н. Кричевский:

- Мне доставляет удовольствие слушать вас и восхищаться тем, как вы глубоко посвящены в эту тему. Но все и банальнее, и проще одновременно. Кудрин вновь почувствовал вкус возвращения в большую власть.

А. Иванов:

- Вкус транзита почувствовал?

Н. Кричевский:

- Можно и так. Его амбиции могут простираться минимум на вице-премьерский пост. А это куда более круче, нежели председатель Счетной палаты. А там, чем черт не шутит, и на премьерский. На президентский, конечно, нет. Не та харизма и не тот бэкграунд. И Стабилизационный фонд не Кудрин придумал, а академики Львов и Глазьев. И продавливали его у президента. И продавили. И монетизацию льгот господину Кудрину вспомнят. И снижение ЕСН, после чего у нас образовался дефицит в Пенсионном фонде. И централизацию налоговых поступлений, вследствие чего львиная доля регионов оказалась в дефиците. И лишение экономической основы местного самоуправления. В конце 2010-х годов у нас по стране было из 24 тысяч муниципалитетов 219 самодостаточных. Через несколько лет после того, как Кудрин довел свою налоговую реформу до конца, не осталось ни одного. Все органы местного самоуправления и муниципалитеты много лет дефицитные. Денег нет ни на что.

А основы, на которые они должны тратить деньги и поддерживать от пожарки и скорой до дорог муниципального значения, с каждым годом становится все больше. Кто в этом виноват? Кто угодно, но только не тот, кто является истинным автором этого трагического произведения. То есть Алексей Кудрин. У человека забрезжила надежда на возвращение в большую власть. Как минимум – на вице-премьерский пост. Понятно, что за ним стоят определенные фигуры, лица, силы, которые были бы не против это сделать. Они постоянно подбрасывают тему, что господин Кудрин – это человек, которого знают в мире.

А. Иванов:

- Жалко только, что голосуют граждане Российской Федерации, а не американская элита.

Н. Кричевский:

- Но те, кто 15 лет назад общался с Кудриным, в Европе и в Америке глубокие пенсионеры. Сейчас совершенно другая элита. Сейчас совершенно другие люди. Если Байдену 78 лет, это не значит, что 78-летние вокруг него люди, которые определяют внешнюю политику Америки. Там люди в два раза моложе. И они не знают уже, кто такой Кудрин.

А что касается либеральных воззрений господина Кудрина, то в свое время один из боссов «Опоры России», где я какое-то время возглавлял экспертный совет, мне рассказывал, что когда-то они приезжали к Кудрину в Питер по поводу развития малого предпринимательства. И Кудрин им сказал: о чем мы говорим? Малые предприниматели – это как трава. Она прорастет через асфальт. Им не надо помогать. Они сами все сделают.

А. Иванов:

- Если закатывать каждый месяц, то никакая трава не прорастет.

Н. Кричевский:

- Ровно так они и поступали все последние годы.

А. Иванов:

- «От Москвы до Саратова сутки, можно пережить без вагона-ресторана. А вот дальние поезда на восток, может, надо оснастить «Ласточками»?», - пишут нам слушатели.

Н. Кричевский:

- Не ко мне вопрос.

А. Иванов:

- «Ласточки» все сидячие. До Дальнего Востока опупеешь сидеть.

Н. Кричевский:

- Можно еще «Арматами», «Искандерами» оснастить железную дорогу. Они быстро летят.

А. Иванов:

- «В России слишком длинные дороги». «Видимо, цены такие в вагонах-ресторанах, что почти никто в них не ходит. Последний раз я посещал их году в 2007, чтобы ребенок поел борща. Но тогда работал в нефтяной компании».

Н. Кричевский:

- Мой близкий знакомый несколько лет назад путешествовал на поезде в Кисловодск. Посещение вагона-ресторана входило в цену путевки, как и билет.

А. Иванов:

- Там был шведский стол?

Н. Кричевский:

- Не знаю. Пришли, покушали, и дальше к себе в купе.

Я не про то, что это экономически невыгодно. Я про то, что нельзя все мерить деньгами. Если вы ликвидируете курилку, то вы должны на рабочем месте дать людям альтернативу. Люди приходят на работу не только работать. Вот мы приходим на работу и общаемся, разговариваем, обмениваемся мнениями, эмоциями. Потому что мы таким образом социализируемся. И для нас Радио «Комсомольская правда» – это не только работа, это радость общения. И не столько друг с другом. Это общение с вами.

А. Иванов:

- По поводу Кудрина есть комментарии: «Собчаковский Леша Кудрин забивает баки, пудрит». «Кудрин никогда не был популярен, его унылая физиономия не нагоняет оптимизма». Кудрин слишком скучный для того, чтобы быть публичным политиком.

Н. Кричевский:

- И ладно бы, если бы он был скучным, но делал хорошие вещи, принимал эффективные решения. Так его предложение снизить уровень бедности в два раза, которое было поддержано Всемирным банком, это ровно из той оперы. Это не прокатит. Потому что бедность устраняется, я не знаю, какой долей субсидиями из бюджета, но она устраняется обеспечением людей рабочими местами и высокой зарплатой. Это главное. А то, что вы будете раздавать деньги, это правильно. Но ровно по этому пути уже долгое время идет правительство Мишустина. Мишустин давно продвигает эту идею, и она уже реализуется в сторону большей адресности социальных выплат.

Кудрин выходит и говорит: а вы знаете, что сегодня 26 мая? И все такие: вай! Прикинь, чего она сказал! Да мы и не знали! Так вся страна знает об этом. Правительство это все реализует. А Кудрин выходит и говорит: вот видите, мы бедность можем убрать. Господин Кудрин, давайте возьмем ФНБ, раздадим его людям, которые официально бедные.

А. Иванов:

- Если бы ФНБ раздавали, это было бы еще полбеды. Но мне больше всего не нравится в идее Кудрина, что он предлагает уменьшать бедность за счет того, что будет средний класс раздевать.

Н. Кричевский:

- А это мы с вами.

А. Иванов:

- Люди, которые сейчас не являются бедными, они заплатят за то, чтобы бедными перестали быть другие. Это перераспределение внутри простого народа.

Н. Кричевский:

- Давайте придерживаться моей версии о том, что все кудринские «инициативы» последнего времени – это очередная попытка засветиться и встроиться в предвыборный трансфер. Чтобы занять пост. Высказывает совершенно сумасбродные идеи. И при этом привлекает к себе внимание. Почему он не сказал о ФНБ, о бюджетных остатках? Это же элементарно! Кудрин предложил раздать ФНБ. Только что мы будем кушать, когда у нас действительно будет беда? И где будет Кудрин?

Еще один момент в пользу моей версии о том, что Кудрин мечтает о возвращении в большую политику, в большое управление российским государством. Еще одна инициатива о том, чтобы металлургам, а они у нас нищеброды, Мордашов – номер один в российском списке Forbes с состоянием в 30 млрд. долларов. Там же где-то Лисин, остальные товарищи. Так вот, металлургам нужно в обмен на инвестиции, которые они вкладывают в геологоразведку, предоставлять инвестиционный вычет.

А. Иванов:

- За бедных заплатит средний класс.

Н. Кричевский:

- А все остальные заплатят за то, чтобы металлурги наживались и дальше. Мы же помогаем металлургам, которые сплошь оформлены на кипрские офшоры. Не на сто процентов, как это было раньше, но на 90. Но ведь эти деньги уходят в виде дивидендов, в виде свободного денежного потока не в бюджет России, не на внутреннее потребление, а на Кипр. И там материализуются через строительство тех самых яхт.

Для сравнения. В это воскресенье после того, как в Китае цены на металл вдруг скакнули на 6 %, руководители ведущих крупнейших китайских металлургических компаний были вызваны в Пекин в ЦК КПК для получения жуткой выволочки. После того, как они вышли, цены на арматуру стали прежними. Я хочу жестче. По итогам апреля инфляция в Китае составила 1 % год к году. В апреле продовольственная инфляция показала снижение на 0,7 %. Во всем мире все дорожает, а в Китае вдруг дешевеет. И при этом металлургические предприятия платят высокие налоговые ставки по прибыли, по НДС, по прочему. И пенсионный возраст там 55-60. И они все оформлены на китайские юридические лица, они все в китайской юрисдикции.

И этим людям сказали: ребята, вы руководите предприятиями, которые построены на народные деньги. На партийные, на деньги Народного банка Китая, на кредиты китайских банков. Бюджет где-то рядом. Вы, по сути, наживаете деньги на всем китайском народе. Молодцы! Ровно такая ситуация сегодня у нас. И выходит Кудрин с этим предложением. Потому что он продвигает интересы тех, кто может стать административным, лоббистским или финансовым спонсором его возможного возвращения во власть.

А. Иванов:

- Металлурги за Кудрина?

Н. Кричевский:

- Да. Почему нет? Они наверняка очень многим во власти помогают. И помогали все последние годы. И эти люди, безусловно, Кудрина поддержат. И обеспечат его необходимыми финансами. Могут надавить – и нашу программу закроют. Потому что надо говорить только правильные с точки зрения либералов вещи.

А. Иванов:

- Бекбулат из города Саратова пишет: «Мне будет не хватать вагонов-ресторанов. Там такая аура! Словами невозможно передать! Такое ощущение, что они хотят уничтожить все, что было хорошего в советское время!».

Н. Кричевский:

- Я, конечно, не ставлю знак равенства, но после вагонов-ресторанов можно спокойно перейти к театру. Потому что там тоже аура, духовное развитие. К стадионам. А зачем там зрители на футболе, когда можно показывать это по телевизору?

А. Иванов:

- На удаленочку всех перевести.

Н. Кричевский:

- Конечно. А цирки? А зоопарки? А парки надо застроить. Потому что там люди гуляют, общаются, а зачем? Они должны работать. Повышать ВВП.

Может, это легкое передергивание, но, как мне кажется, это первая ласточка.

А. Иванов:

- Еще комментарий: «Я – за рестораны. Когда едешь и бегом после трудового дня в командировку, вечером хочется спокойно посидеть, отдохнуть, чтобы утром встать с хорошим настроением. И сделать все, как надо!». Наш народ переживает.

Н. Кричевский:

- Наш народ будет переживать еще больше, когда он столкнется с качеством еды фастфуда, который будут предлагать в дороге. Проводники будут говорить, что есть бургер такой и сякой. А сколько ему дней? Месяцев? Лет? А что еще есть? А еще есть чай. А еще есть беляши на остановках.

А. Иванов:

- Давайте дальше. По поводу Кудрина. Не успел прочитать про Всемирный банк. Я удивился, насколько Всемирный банк и Алексей Леонидович Кудрин думают, мыслят и говорят в унисон. Сегодня Всемирный банк представил доклад об экономике России.

Согласно этой организации, уровень бедности в конце 2021 года снизится до 11,4% против 12,1% в 2020 году.

Н. Кричевский:

- Алексей Валерьевич, ну, хватит! Мы же не газету читаем!

А. Иванов:

- Рекомендации Всемирного банка по поводу снижения бедности.

Н. Кричевский:

- Это была моя ирония. Надеюсь, вы поняли. Это по поводу того, что никто не знает о том, что правительство у нас достаточно давно занимается внедрением социального казначейства. Именно той системы, которая позволит внедрять большую адресность при получении пособий. Это уже делается. Всемирный банк о чем думает? Они делают свои рекомендации так: сидят после бизнес-ланча с бургерами и думают, а чего бы русским еще? А давай им предложим адресную социальную? А у них еще есть этот, который был когда-то министром финансов. Кудрин!

А. Иванов:

- Кучно пошли. Есть еще Торговая палата, она на этой неделе выступала за адресность.

Н. Кричевский:

- Потому что наступают для либералов последние времена. У меня такое ощущение. В России точно, по крайней мере. Во всем мире они давным-давно уже не то, что наступили, они давно прошли.

А. Иванов:

- Может, последняя схватка?

Н. Кричевский:

- Последние времена. И они понимают, что если они эти времена сейчас не остановят вспять, не похоронят Мишустина вместе с его правительством, то Мишустин вместе с его правительством похоронит их. Поэтому они пытаются перехватить повестку, инициативу.

Вы бы знали, как, например, последнее время эта вот гребаная либерота поливает меня и Михаила Делягина! Там никакой аргументации нет. Там с самого начала идет переход на личности. Они не могут нам возражать. Им нечего возразить. Они не знают, как это сделать.

Мы им говорим, ребят, вот это государственное регулирование, которое применяется во всем мире давным-давно. Оно же в нынешних условиях очевиднейшим образом – это медицинский факт не ухудшает условия предпринимательской деятельности. Почему об этом никто не говорит?

Те же «сахарники». Они как получали свою сверприбыль, мы же об этом говорили, у них выручка за прошлый год подскочила практически в два раза. Они как работали, так и работают. Получали больше, так и получают по сравнению с позапрошлым годом. металлурги как получали, так и получают. У них все хорошо.

Для сравнения. Новолипецкий «Северсталь» по позапрошлому году заплатили в бюджет порядка 10-20 миллиардов рублей налогов в течение года. «Газпром» и «Газпром нефть» – 1,7 триллиона! Я про «Роснефть» вообще не говорю. У нефтяников 60-70% доля НДПИ, у металлургов – 3,5. И они говорят, а чего вы нас так решили прищемить? «Газпром» государственный, «Роснефть» государственная. Да, у них есть частные акционеры, их много, но преимущественно государственная компания. Можно говорить об отвратительного качества менеджмента «Газпрома», но это государственная компания. Завтра придет другой руководитель и ситуация наладится. Так, как это случилось с РЖД. При всех наших неудовольствиях по поводу отмены вагонов-ресторанов мы должны признать, что Белозеров, конечно, сделал очень много для того, чтобы РЖД впервые за много лет стала прибыльной компанией.

А. Иванов:

- У нас тут продолжают по поводу вагонов-ресторанов, возмущаются ценами, которые были последнее время. Москва – Кисловодск: две тарелки супа 800 рублей. По вкусу борщ никакой. Яичница в вагоне-ресторане 250 рублей. Вот она, прибыльность ваша!

Н. Кричевский:

- Более лучшего и эффективного способа бороться за качество еды в вагонах-ресторанах и за снижение цен, чем их закрытие, придумать невозможно! Если вы закрываете вагоны-рестораны, вы разом решаете все проблемы. Вы не боретесь за качество, за снижение цен. Вы просто закрываете.

А. Иванов:

- Нет человека – нет проблемы.

Н. Кричевский:

- Отдайте вагоны-рестораны известному ресторатору. Посмотрите, что изменится. Ведь в авиакомпаниях тоже качество еды в свое время было отвратительным, ничего, поправились. Правда, в последнее время что-то как-то не так интересно, но тем не менее. Дело ведь в менеджменте, а не в самом наличии вагонов-ресторанов.

К металлургам. Очевиднейшим образом то, что сегодня предпринимается правительством, не ухудшает параметры предпринимательской деятельности. Они должны молиться на Мишустина. Он консервирует текущие условия их работы. Не говорит, что снижайте цены! Он просто говорит, может, вы больше не будете повышать? Металлурги говорят, слыш?..

А. Иванов:

- А мог бы, как в Пекине.

Н. Кричевский:

- С этими людьми невозможно говорить по-человечески! Они будут тебе вспоминать все про тебя! Все пакости, наветы, сплетни со слухами, выдуманные и отвратительные истории, которые не соответствуют действительности. Это я говорю на собственном примере. И они будут это предоставлять как истину в последней инстанции.

Если он говорит правильные вещи, ссылается на международный опыт, говорит, что там вот так… Что?! Да он с утра шнурки не завязал! И ездит на авто иностранного производства, а не отечественной сборки.

После таких «аргументов» поневоле включишь «Россию-1» и начнешь смотреть «60 минут». Потому что эти люди специально толкают основную массу социума в объятия пропагандистов. Они идиоты, не понимают, что они делают. Они просто дураки.

Он хапнули в 1995 году свои активы в результате нелегитимных залоговых аукционов, которым до сих пор не дали должную правовую оценку, хотя Путин предлагал это сделать еще в начале 2012 года. Пересмотр итогов, сказали ему?! Да ты что! Все, забыли.

А. Иванов:

- И сегодня мы все белорусы. Мне кажется, что нет более важной темы и обсуждаемой, что ситуация в Белоруссии. Хотя она больше политическая, но что-то экономическое в ней есть. Мне кажется, что после последней выходки Александра Григорьевича никакого другого выхода у него нет, кроме того, как объединяться с Россией. Потому что иначе Белоруссия, ставшая страной-изгоем, просто не выдержит.

Н. Кричевский:

- Подождите! Я анекдот вспомнил. По поводу Лукашенко, Путина и текущей ситуации. Кабинет Гитлера. Сидит Гитлер и Мюллер. Заходит Штирлиц. Открывает сейф, достает оттуда документы и уходит. Гитлер в шоке! Мюллер, что происходит? А это, говорит, Штирлиц! А почему вы его не арестовываете? Да он все равно выкрутится!

Вот ровно та же история с Лукашенко. У него нет другого выхода? Упасть в объятия Путина и России? И тут я вспоминаю этот анекдот и говорю, ну, 25 лет выкручивался. И на этот раз выкрутится.

А. Иванов:

- В каком плане?

Н. Кричевский:

- Отложит на какое-то время, как это было в этом году уже неоднократно.

А. Иванов:

- Я считаю, что экономика Белоруссии трещит по швам. И трещать будет еще больше только потому, что роль этой страны в мировой системе был в том, что она являлась транзитом между Россией, Китаем и Западной Европой.

Н. Кричевский:

- Я бы не стал так категорично говорить. Ситуация там, конечно, очень тяжелая, но несмотря на это, в республике сохранились госпредприятия. Достаточно активно развивается бизнес. Малый бизнес.

У меня ремонт квартиры. И дизайнер-то был из Белоруссии. И очень хорошо и качественно сделал свою работу.

А. Иванов:

- Почему он не в Белоруссии делает свою работу?

Н. Кричевский:

- Он ее делает и в Белоруссии, и в России. Мы его достаточно долго вытягивали в Москву. И как только восстановилось сообщение между Минском и Москвой, он тут же приехал. И очень качественно сделал свою работу.

Те люди, которые сейчас занимаются ремонтом в моей квартире, они тоже по большей части из Белоруссии. И у меня никаких нареканий к этим людям нет. Это очень хорошая и работящая нация. Классные люди. Технологии и компетенции, которые сохранились с советских времен. Это люди, которые производят до сих пор калийные удобрения, оставили на плаву промышленность. Они помогают России укреплять оборонную мощь, потому что Минский завод колесных тягачей все знают. Это ведущий поставщик российского Министерства обороны. Это очень серьезная экономика. И то, что она оказалась сейчас в таком состоянии, это беда тех людей, которые ей управляют.

А. Иванов:

- То, что белорусы – наши братья, сомнения нет. Но речь о властях.

Н. Кричевский:

- Вот я не понимаю, что значит братья. Вот вы мне брат?

А. Иванов:

- Конечно.

Н. Кричевский:

- Да у меня даже мысли никогда не было, брат он мне или не брат. Мы просто с вами одно целое. Вот мы с белорусами тоже одно целое. У нас один язык, одна история, скажем так, одна власть преимущественно авторитарная. У нас одни проблемы.

А. Иванов:

- Но два президента.

Н. Кричевский:

- У нас два разных президента, разные валюты, но при этом Белоруссия существенно дальше и больше продвинулась по пути, например, социального обеспечения, медицинского обслуживания, образования. Посмотрите, какая шикарная библиотека там выстроена в Минске!

А. Иванов:

- И по пути репрессий подальше пошла. Но это другой разговор совершенно. Просто я хотел сказать, что Белоруссия не только…

Н. Кричевский:

- Я не защищаю Лукашенко. Я говорю о том, что не нужно думать о Белоруссии как о стране, которая становится аналогом Северной Кореи. Ничего подобного! У Северной Кореи есть один козырь в рукаве, который называется Корея Южная. И как только наступит подходящий момент, Северная Корея объединится с Южной. И северные корейцы, а я с ними общался лично неоднократно, они не скрывают о том, что порвут весь мир, когда объединятся.

А. Иванов:

- Мы сдюжим Белоруссию, если нам придется по-настоящему интегрироваться? Мы даже Донбасс до сих пор не переварили.

Н. Кричевский:

- Нам не надо дюжить. Нам надо сделать так, чтобы белорусская экономика была более эффективной. У нас для этого есть мозги, компетенции, есть все условия. У нас есть нынешнее правительство, которое вообще без проблем все это сделает.

Другой вопрос, что белорусам и Лукашенко, в первую очередь, не очень-то и надо. Они формально двумя руками за то, чтобы объединяться, у нас Союзное государство и так далее. А по факту он обещает и обещает год за годом. И ничего не происходит.

Ситуация с самолетом? Никаких особых санкций против России быть не может в принципе.

А. Иванов:

- Против России да, а «Беларуськалий» вполне могут на международных рынках запалить.

Н. Кричевский:

- Могут, но это проблема, которая решается на раз. Объединение с «Уралкалием» и поставки на экспорт через «Уралкалий» через Россию. И так практически со всеми экспортными товарами.

С транзитом? Ну, я не уверен, что Европа его полностью закроет. Я глубоко в этом сомневаюсь.

А. Иванов:

- Это китайский транзит, в первую очередь.

Н. Кричевский:

- И китайский, и европейский. А ссорится с Белоруссией, закрывать транзит – это значит ухудшать отношения с кем?

А. Иванов:

- С Китаем.

Н. Кричевский:

- И с Россией. С двумя крупными странами. Зачем?

Все не так плохо. То, что было сделано в воскресенье, уму не растяжимо! Извините за просторечное выражение. Это акт воздушного пиратства, терроризма. Но говорить о том, что Белоруссия потеряна? Не надо.

А. Иванов:

- Всего вам доброго. Уходим.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!