По каким пунктам иска России в Европейском суде Украине не отвертеться: Водная блокада Крыма и русский язык

Национальный вопрос
И отреагирует ли вообще ЕСПЧ на исковые требования России?

Е. Афонина:

- Приветствуем вас! В студии ведущие Андрей Баранов.

А. Баранов:

- Здравствуйте! И Елена Афонина.

Е. Афонина: А сейчас мы переходим к важное теме, которую не могли пропустить. Россия впервые в своей истории обратилась в Европейский суд по правам человека с межгосударственной жалобой против Украины. Об этом говорится в сообщении Генпрокуратуры нашей страны.

Москва намерена обратить внимание мирового сообщества на грубые и систематические нарушения прав человека украинскими властями, зафиксировать в международно-правовом поле многочисленные факты преступных деяний, заставить власти Украины прекратить их совершение.

А. Баранов:

- Список довольно обширный. Претензии, начиная с 2014 года – с майдана, с событий в Донбассе, с убийства людей гражданских. Вспоминается водная блокада и электрическая блокада Крыма со стороны киевских властей. Речь идет о гибели российских журналистов, других российских граждан, о страшных трагических событиях в Одессе 2 мая 2014 года и многое другое.

Е. Афонина:

- У нас в гостях лидер движения русских украинцев «Парус», автор книги «Украинцы, мы русский», Юрий Кот. Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Ю. Кот:

- Здравствуйте!

Е. Афонина:

- У многих возникнет вопрос: а что мы так долго ждали? Семь лет должно было пройти, чтобы эта жалобы поступила в ЕСПЧ.

Ю. Кот:

- Россия не импульсивное государство. Она старается много раз взвесить, чем сделать какие-то шаги. Подобное обращение впервые в истории России произошло. О чем это говорит? К этому обращению готовились. А вопрос, какие цели преследуются? Здесь, на мой взгляд, надо обратить внимание на несколько фактов. Вы правы, когда говорите, что Россия хочет обратить внимание мирового сообщества. Но сообщество сообществу рознь. Если мы говорим о Британии, об определенных силах в Америке, то они прекрасно все знают, что происходит на самом деле. Не только знают, а некоторые люди в этих силах являются прямыми участниками подобных противоправных действий на Украине.

Мы можем вспомнить сынка Байдена, самого Байдена, Нуланд, специалистов МИ-6 и так далее.

С другой стороны, человек прекрасно понимает эти вещи и задастся вопросом: зачем тогда мы обращаемся к тем, кто по факту является архитекторами этой ситуации? Вплоть до сожжения Одессы. Зачем мы это делаем? Мы прекрасно понимаем, что нам, скорее всего, откажут или сделают вид, что не заметят. Но не так все просто.

Вот вы говорите, почему раньше не делали. Потому что ситуация была другой. Мир изменился, Россия изменилась, на Украине все, мягко говоря, не сладко. Да и в Европе, честно говоря, налицо раскол всех со всеми. Мы даже может обсуждать сейчас геополитический конфликт Британии и США, по крайней мере, по украинскому вопросу точно. И по поводу желания со стороны Британии создавать свой союз – Австралия, Новая Зеландия.

Конечно, момент выбран очень важный и очень правильный. На фоне чего происходит это обращение? На фоне встречи Меркель с Зеленским, где звучит два главных месседжа: вы должны выполнять минский соглашения, говорит Меркель. Более того, после этого через несколько дней из бундестага звучит фраза, что Киев не выполняет формулу Штайнмайера. Параллельно мы с вами слышим о встрече Путина и Байдена. И Байден, и Путин – все говорят, что необходимо выполнять минские соглашения. США это и делает. Путин и Байден взяли на себя обязательства – заставить Украину выполнять минские соглашения.

Представим, что скептики правы. Евросоюз и их юридические инстанции игнорируют или говорят, что это все неважно. Определенная реакция со стороны ЕСПЧ есть, они уже говорят, что не собираются реагировать на требования Украины по отношению к Киеву. Мы понимаем, что это будет больше политическое решение.

Что может сделать Россия? России ничто не мешает заморозить свое участие в ЕСПЧ. Равно как и на площадке ПАСЕ. Россия может сказать, если вы не хотите с нами общаться, значит, вы не с нами не хотите общаться. Те обвинения, которые предоставила Россия, они абсолютно доказательны. Если ЕСПЧ, который претендует чуть не на главную роль в мире по правам и свободам человека, отказывается брать во внимание железобетонные аргументы и факты и обвинения, так кому нужен этот ЕСПЧ?! Это будет удар по авторитету этого органа. И сделает это Россия. И если Россия откажется участвовать в этом органе, то и другие могут это сделать. Играть в эти поддавки!

А. Баранов:

- Знаете, что сейчас сделает ЕСПЧ? Примет эту жалобу к рассмотрению и будет ее рассматривать год, два, три. Такова процедура. А там либо падишах помрет, либо ишак помрет. И мы останемся ни с чем.

Ю. Кот:

- Дай бог здоровья Байдену, пусть живет много лет.

А. Баранов:

- Я не его имел в виду, я вспомнил древнее сказание Насретдина.

Е. Афонина:

- Расследование малайзийского «Боинга» длится семь лет…

А. Баранов:

- Это не ЕСПЧ.

Е. Афонина:

- Нет, я про другое. О том, насколько может затянуться процедура.

А. Баранов:

- И этот замах упадет бессильно!

Е. Афонина:

- А здесь такой объем информации.

Ю. Кот:

- Думаю, что не упадет. Повторюсь, Россия взвесила. И даже если ЕСПЧ начнет тянуть кота за хвост, на самом деле, будет делать хуже только себе. Россия будет просто-напросто травить их этим: ребята, почему вы этого не делаете, какое вы имеете право? Это и политическая история. Запад настолько политизирован нашу с вами жизнь, что теперь они на этот же кукан и напоролись. Сейчас мы их начнем троллить и политизировать. Хватит! После встречи с Байденом очень сильно изменилась позиция России вообще по ключевым и важным вопросам. Особенно что касается вопроса южнорусских земель, то есть, Украины.

Думаю, что ситуация с ЕСПЧ – это многоходовка, в которой мы, в любом случае, останемся в выигрыше.

Е. Афонина:

- Тем более, если учесть, что президент в своей статье об историческом единстве русских и украинцев упоминал оценку Верховного комиссара ООН по правам человека, мы понимаем! Что общее число жертв, связанных с конфликтом в Донбассе превысило 13 тысяч. Это оценка независимая. И пройти мимо этого невозможно!

А. Баранов:

- Уважаемые радиослушатели, как вы думаете, как отнесется ЕСПЧ к этой просьбе, к этой жалобе? Одобрит ее или замотает?

И вот что нам пишут. Из Финляндии: «Опоздали. Надо было лет двадцать тому назад обращаться, а семь лет назад забирать свое, как и Крым». Питер: «Поддержит. Беспроигрышная партия!». Саратовская область: «Евросоюз и ее институты не считают нашу страну рукопожатной, поэтому нет, не будут рассматривать или будут тянуть годами».

Е. Афонина:

- Несколько дней назад, когда была зарегистрирована межгосударственная жалоба против Украины, ЕСПЧ отклонил запрос от России от применении к Украине обеспечительных мер в связи с недостаточным доступам к русскому языку в школах и СМИ. И водной блокады Крыма. Формулировка была удивительная: «Из-за отсутствия серьезного риска, непоправимого ущерба основному праву в рамках Европейской конвенции о правах человека».

А. Баранов:

- И будет примерно то же самое в ответах на другие наши пункты обвинения или исковые заявления.

Е. Афонина:

- Зато громкое дело на прошлой неделе ЕСПЧ сказал, что Россия должна обеспечить всем равные права и свободы на территории своей страны.

А. Баранов:

- Имеется в виду секс-меньшинства и прочим.

Е. Афонина:

- И зафиксировать браки однополых пар. Вот это волнует ЕСПЧ! А то, что 13 тысяч человек погибли!

А. Баранов:

- 14 тысяч.

Е. Афонина:

- Это никого не волнует.

У нас звонок от Юрия из Томска.

Юрий:

- Добрый день! Думаю, что это формализм и самоуспокоение. И самообман. Неужели Европа не видит, что на протяжении многих лет не только Украина, но и страны Балтии нарушали права, свободы и демократии в отношении русскоязычных, которые предусмотрены различными международными конвенциями. Я думаю, что инициаторы из России выдвинули данные инициативы для того, чтобы лишний раз поболтать с нашими невероятными союзниками в стенах Совета Европы в лице Слуцкого, того же Толстого либо Пушкова, которые только балаболят, но ничего сделать не могут.

Е. Афонина:

- Хочу вам напомнить, что с ПАСЕ не просто поболтали, но и из ПАСЕ и вышли!

А. Баранов:

- И они сразу заскулили: вернитесь обратно!

Е. Афонина:

- Тут ваша логика не вяжется.

Юрий Владимирович, есть ли у нас основания по некоторым пунктам быть уверенными, что Украине не отвертеться?

Ю. Кот:

- Коротко прокомментирую звонок. Такие люди нередко встречаются, которые говорят, что они там просто поболтать! А что они там должны делать? Скирдовать сено? Железную дорогу укладывать? Изначально это площадка для того, чтобы люди разговаривали, озвучивали и формулировали смыслы.

Итак, к вопросу. Безусловно, Одесса. Это история, которую все знают. Она абсолютно морозится во всех смыслах и самой Украиной, и Европой, и об этом надо говорить. Думаю, что есть все шансы рассчитывать на пункт с обвинением не закрытия неба вокруг, когда пролетел самолет – погибший «Боинг». Обязательно!
Безусловно, история с перекрытием воды. Это геноцид! Они могут придумывать какие угодно оправдания, но чиновники, которые сидят в ЕСПЧ, это не те люди, которые живут в Европе. Люди-то все видят. И мы используем ЕСПЧ, чтобы показать людям, живущим в Европе, что смотрите, какие уроды вами правят! Ваши чинуши, законодатели, они что делают? Они покажут, как они плевать хотели на весь мир на основополагающие основы и принципы? И правила. Здесь вопрос в том, чем больше ЕСПЧ будем юлить, петлять или отказывать, тем хуже для них. А мы, в принципе, можем развязать себе руки. Вы привели хороший пример по выходу из ПАСЕ и как они заскулили, завыли там. Ничто не мешает нам повторить то же самое с ЕСПЧ. Я уверен, что если Россия будет выходить из ЕСПЧ, это будет скандал мирового уровня, причем, не по отношению к России, а по отношению к ЕСПЧ! Потому что наши факты и обвинения позволяют сказать, что если вы отвергаете то, что мы предъявляем, то что с вами разговаривать? Думаю, что такая же история была бы, если бы Россия отказалась от SWIFT. Он был просто лег!

Е. Афонина:

- Понятно. Спасибо, Юрий Владимирович! У нас есть еще рычага давления!