Феномен «стеклянной скалы». Почему женщины-руководители чаще добиваются успеха как кризис-менеджеры

Анжелика Сулхаева обсуждает вместе с главой Мастерской управления «Сенеж» Марией Афониной, чем женский стиль управления отличается от мужского и как эти преимущества использовать на благо себе и своей компании

А. Сулхаева:

- Здравствуйте! С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». Мы стараемся делать все возможное, чтобы женщины, которые мечтают делать карьеру, получили заряд вдохновения, полезных советов, чтобы исполнить свою мечту. И чтобы они поверили в то, что каждый наш новый день – это и есть наше время, время женщин.

Сегодняшняя наша гостья обязательно внесет в эту задачу свой весомый вклад. Встречайте! Проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей», координатор программы «Женщина – лидер», практикующий психолог Мария Афонина.

Мария, здравствуй!

М. Афонина:

- Здравствуй!

А. Сулхаева:

- Мы будем говорить о женщинах и их карьере. О разных женских стилях управления, о том, чем, возможно, женский стиль руководства отличается от мужского и отличается ли. И о том, как эти преимущества использовать на благо себе и своей компании.

Начать хочу с цитаты, которую узнает каждый житель страны – цитата из «Служебного романа»: «Людмила Прокофьевна Калугина – директор нашего статистического учреждения. Она знает дело, которым руководит. Такое тоже бывает, Людмила Прокофьевна приходит на службу раньше всех, а уходит позже всех, из чего понятно, что она, увы, не замужем. Мы называем ее «Наша мымра».

Честное слово, я не припомню ни одной сцены в фильме, когда бы героя-мужчину представляли таким несколько уничижительным образом! С момента выхода «Служебного романа» прошло 45 лет. Что-то изменилось в восприятии женщин на руководящих должностях или нет?

М. Афонина:

- Мне цитата из своего монолога откликнулась: «она руководит делом, которое тоже знает». «И такое тоже бывает». Вот, мне кажется, эта цитата точно имеет место быть сейчас, потому что если уж женщина берется за дело, то она абсолютно точно его знает. И в процессе его реализации узнает его точно лучше.

Ну, а если говорить непосредственно про женское лидерство, про то, как относятся к этому феномену россияне, то не так все и печально. Есть две цифры процентов, есть 49% и 49%, которые нам говорят о том, что все-таки россияне относятся к этому феномену либо нейтрально, либо позитивно. Правда, честности ради надо сказать, что 50% из этих ответов принадлежат тем же женщинам. И вот что интересно, в женщин больше верит молодое поколение.

И есть три причины, которые выделяют россияне, которые способствуют продвижению женщине по карьере. Это ее личные качества – 45%, желание и личная заинтересованность и поддержка окружающих. Мне кажется, это очень сильно отражает действительность, потому что, с одной стороны, ты должен обладать потенциалом для того, чтобы расти. Ты должен иметь дерзость об этом заявить. И для женщины крайне важно, чтобы ее поддерживали и окружающие, и руководители, и поддерживала семья.

А. Сулхаева:

- Статистика, которую вы озвучили, она очень интересная и достаточно неплохая, но есть еще и другие данные. Мы их приводили в нашем эфире в других выпусках. Повторю, например, по данным университета Синергия более половины россиян на вопрос, хотели бы они, чтобы у них была руководителем женщина, ответили, что не хотели бы. И среди них были и женщины, и мужчины. И как бы каждая третья женщина говорила, что нет, есть с чем сравнить, я бы не хотела, чтобы у меня руководителем была женщина.

Насколько это распространяется? На все ли отрасли? Или, может, в политической сфере это больше применяется? Готовы ли видеть россияне женщин на серьезных должностях?

М. Афонина:

- К сожалению, вынуждена подтвердить те статистические данные, про которые вы сказали. Действительно, женщину хотят видеть на руководящей позиции, но не на топ-руководящей позиции. Идеально, когда женщина приходит хорошим заместителем и делает дело, которое она знает, как мы с тобой поняли.

Почему так? Есть статистика, которую мы смотрим. И почему вот не хотят доверить женщине высокие посты, в том числе, в политике? Это связано с эмоциональностью женщины. Говорят, что мы такие эмоциональный прекрасный пол, что не совсем можем со своими эмоциями справиться. И вторая история, которую люди отмечают – это мягкость характера. Женщина, с одной стороны, стереотип, а другой стороны, мы понимаем, что природа все равно нас создавали как хранительниц очага, как маму. И это внутренная потребность женщины, мне кажется, в этой реализоваться. Поэтому мягкость характера, действительно, присутствует. И да, действительно, присутствует эмоциональность. Другой вопрос, а что с этим делать? Может, это и преимущество.

А. Сулхаева:

- Я и хотела задать вопрос: неужели это плохо? Может, эти качества помогают в каких-то ситуациях женщинам по-другому смотреть на решение каких-то проблем и трудностей? Как с этим быть? С одной стороны, это такие качества, которые, действительно, у нас есть ролевые модели мужчин-лидеров, которые жесткой рукой ведут свои коллективы к успеху. На самом деле, это и мой пример. Я всегда видела перед собой мужчин-руководителей, которые являются такими харизматичными лидерами. И когда я на них смотрела, я всегда была уверена, что именно так и никак иначе должен поступать руководитель. Когда я сама стала руководителем в 2013 году, мне было 23 года, я попыталась скопировать эту ролевую модель, потому что другой у меня не было, но я очень быстро ощутила внутренне, что она мне не подходит. Этот костюмчик суровый, жесткий, управляющий железной рукой, он просто на меня не примеряется никак. Костюм вроде красивый, но не сидит.

Тогда я поняла, что мне проще выстраивать какую-то кооперацию, какую-то командную работу, двигаться как-то вместе, вдохновлять своих сотрудников. И после того, как я поняла, что в этом есть мое преимущество, стало как-то попроще жить и работать. И успешные какие-то показатели показывать. Может, женщинам просто перестать копировать мужчин?

М. Афонина:

- Мне кажется, что в целом это можно отнести к мужчинам и к женщинам, когда мы копируем другую модель поведения. Даже если она нам кажется успешной. Но если она не отвечает нашим внутренним ценностям, не отвечает нашей аутентичности, то это будет копия. А копия, она всегда хуже оригинала. Мне очень в этом смысле нравится метафора «Займи свое место, потому что другие уже заняты». И ты пришел в этот мир таким вот особенным, удивительным, уникальным, с набором только своих качеств, которых больше ни у кого в этой жизни нет. И это ведь просто кощунство, когда ты это не используешь, а пытаешься на себя надеть костюм, шляпы и ботинки других людей. И стать как будто бы таким же успешным. Но ведь у каждого из нас, наверное, свой путь. И, наверное, свои смыслы. В этом смысле мы в мастерской управления «Сенеж» сейчас очень внимательно смотрим на такой интеллект, который называется «Коэффициент сердца». И очень внимательно его исследуем. Мне кажется, что сейчас время пришло стать самими собой. И особенно это очень важно для лидера, для руководителя, для человека, который ведет за собой людей. Потому что за лидером, когда идут, когда он понимает, куда он идет, он вдохновлен целью, он понимает, что он к этой цели придет. И он настолько лучится этой историей, что просто получает последователя.

А когда ты имеешь последователей, на первое место выходит твое умение создавать доверие, слушать других людей. И только будучи собой настоящим ты это можешь делать в долгосрочной перспективе. Потому что можно и чужой костюмчик надеть, чужой пиджачок, но через какое-то время тебе в нем станет некомфортно и тесно.

А если мы переносим эту метафору на жизнь, то копирование стиля в нашем случае, если мы переходим к времени женщин, мужского стиля, оно в долгосрочную перспективу не сильно сыграет. И то, где мужчина прекрасен в своей власти, в своей силе и мужественности, женщина не сможет стать такой же. Это будет не конгруэнтно – есть в психологии такой термин – конгруэнтность, когда ты являешь то, кто ты, на самом деле, есть. И поэтому сейчас во время «Сердечного коэффициента», когда этот интеллект становится очень важным и ведущим, очень важно понимать свою аутентичность, как развивать доверие, как управлять своим впечатлением. И это возможно, когда ты делаешь благодаря тем качествам, искренне. И благодаря тем качествам, которым тебя наделила природа, это очень важно в себе анализировать, выявлять. И дальше это очень важно в себе развивать.

А. Сулхаева:

- Можешь рассказать поподробнее про этот «Сердечный коэффициент»? Меня очень заинтересовало. И почему именно сейчас, в наше время он стал настолько весомым и актуальным? Что произошло в нашей современной действительности, чтобы мы поняли важность этого коэффициента?

М. Афонина:

- Предпосылок, на мой взгляд, много. Наверное, первая предпосылка про то, что сейчас очень много рутинных задач, автоматических действий заменяет машина, искусственный интеллект. И мы прекрасно понимаем, что через какое-то время много профессий, на которые учились мы в свое время, даже на которые сейчас учатся студенты, они перестают быть актуальными. Время очень быстро меняется. И даже есть роботы-рекрутеры, а мой любимый пример – это роборт-психотерапевт. Я по образованию психолог. И для меня было удивительным, когда я узнала, что есть такой бот, который тебя терапевтирует, ты его устанавливаешь в качестве приложения. И он с тобой общается, разговаривает, правда, на английском, но это еще и классно, что ты качаешь свой английский. Ты берешь его себе, он тебя каждое утро спрашивает: а как твои дела?

А. Сулхаева:

- Это совершенно удивительно! Мне кажется, это не может быть эффективным. Ведь ключевое качество психолога – он погружается в твою индивидуальную ситуацию. У любого бота набор каких-то стандартных ситуаций. А если у человека более сложная история? Требуется реально человеческое погружение?

М. Афонина:

- А вот смотри. Мы с тобой и идем к ответу, почему сейчас именно этот коэффициент становится важным. Если закончив мысль про бота-психотерапевта, он первично с тебя снимает твою тревогу, возможно, какие-то депрессивные настрои.

А. Сулхаева:

- Вдох-выдох, посчитай до десяти!

М. Афонина:

- Он очень интересно с тобой общается. Например, спрашивает с утра, как твое настроение, как твои дела. Понятно, что у него есть определенный алгоритм. Мне, как практику, очень интересно было ему написать, что вот плохо мои дела сегодня. И тогда он тебя спрашивает: ну, подожди. Может, что-то хорошее вчера случилось? Говорю, ничего не случилось хорошего. Он говорит: может, вы что-то вкусное съели? Может, вчера была хорошая погода? Да, была хорошая. Ну, так вот! Вот оно – хорошее!

Понятно, что у него есть своя алгоритмика, по которой он идет. Тем не менее, ведь такое первичное снятие тревоги у человека, оно происходит, когда ему дается возможность выговориться. И в какой-то степени этот бот эту тревогу снимает. Я на себе проверяла. Другой вопрос, что потом этот бот, так как он программируется на определенное время, а я его запрограммировала себе на утро, через какое-то время он меня просто достал своими вопросами: как у тебя дела. До свидания, бот! Поэтому я завершила свою подписку на него в течение месяца.

Когда у тебя более глубинная история, тут уже бот тебя не спасет. У тебя может уйти твоя ситуация в такое направление, куда бот просто не догадается пойти. И сейчас, когда мы понимаем, что большое количество рутинных функций на себя берет интеллект, телефон, я, когда свой телефон выпускаю из рук, я его теряю, понимаю, что огромная часть моей жизни может куда-то кануть!

А. Сулхаева:

- Паника!

М. Афонина:

- И начинается паника. И все эти детоксы, которые практикуют сейчас осознанные люди, они вот не просто так. И что никогда не сделают машины? Хотя никогда не говори никогда, но, по крайней мере, на текущем моменте абсолютно точно. Они не смогут выстроить доверие. Передать тепло. В хорошем смысле подстроиться и быть на одной волне. И вот это то, что сейчас очень важно. В век автоматизации, огромного количества информации очень хочется человеческого общения. И еще в эту копилку мысль про прошлый год, который нас всех закрыл на изоляцию. И вот когда ты выходишь оттуда, но не хватает людей. И поэтому «LQ» - он самый молодой из интеллектов. Его предложил Джек Маа – это основатель «Алибабы». И до этого у нас есть интеллекты «VQ» - коэффициент жизнестойкости, до него пришел «IQ» - это эмоциональный интеллект и до этого был «IQ» всем нам известный традиционный. Если первые два можно померить, IQ точно, ты можешь узнать уровень своего интеллекта и EQ тоже. То что VQ, что LQ пока совершенно не исследованы, потому что нельзя пощупать твою идентичность, твою мягкую силу, уровень создания доверия, хотя и к этому сейчас психологи тоже идут.

Резюмируя ответ на твой вопрос, мир, в котором мы сейчас живем, мир неопределенности, непредсказуемости, он, как раз, и просит от нас человечности. Лидерства другого формата, другого стиля. И здесь женщины.

А. Сулхаева:

- Исходя из этого, раз у нас новый мир, требующий человечности, то женщина, в том числе, в политике, на высоких должностях, она то самое, что, наверное, нужно нашей цивилизации, нашему обществу. Почему тогда все же до сих пор у нас в стране, может, не только в стране, но и в мире есть какой-то элемент не полного доверия женщинам, как лидерам, руководителям, в том числе, политическим.

М. Афонина:

- То, что я уже сказала, статистические данные про излишнюю эмоциональность и про то, что…

А. Сулхаева:

- Так это же хорошо!

М. Афонина:

- Вот это нужно еще как-то показать. И второй, как мне кажется, очень важный элемент – это отсутствие таких вот репрезентативных ярких образов женщин, которые, действительно, многого достигли. И показав на которых можно сказать, что вот, смотрите, вот она молодец. Скорее. Это больше образы мужчин, нежели женщин. И вот над этим, мне кажется, нужно работать, создавать, демонстрировать эти образы, ролевые модели нам самим. И я знаю, что в твоей передаче именно такие женщины и собираются, которые показывают своим примером, что я могу туда идти не как копия прекрасного мужчины. Я могу туда идти сама идентично. И при этом я сохраняю баланс. Я сохраняю семью, то, что я мама, сохраняю себя саму. И продолжаю на это уделять внимание.

А. Сулхаева:

Вернемся к тому, каким набором качеств женщина-лидер обладает в отличие от мужского стиля управления. И вообще, они чем-то различаются? Есть такое расхожее мнение, что от пола не зависит лидерство.

М. Афонина:

- Если есть такое понятие, как женское лидерство, наверное, оно есть не просто так. Наверное, в нем есть смысл разобраться. И, наверное, все-таки отличия есть. Если говорить про стиль лидерства, про какие-то вещи, которыми лидер вдохновляет, мотивирует, наверное, здесь набор стандартный. Он единый. Понятно, что лидер должен брать на себя ответственность, должен понимать, куда он движется, должен план себе какой-то в голове представлять. Он должен собирать команды, обладать навыком тиминга – создания команд. Причем, сейчас эти команды распределенные. У меня, например, команда – многих из команды не вижу месяцами, они даже физически работают в других городах. И это не мешает выстраивать работу эффективно. И это тоже задача лидера, управленца. Задача – собрать таких людей не похожих, чтобы их коллаборация, их сотрудничество позволяло достигать экстраординарных результатов. И несомненно - это необходимость развиваться.

А. Сулхаева:

- Это универсальные такие потребности?

М. Афонина:

- Да. Скорее, это качества и характеристики – такие вот показатели лидерства. А вот дальше очень важно посмотреть на ту самую идентичность, про которую мы уже начали разговор. И если говорить про женщину, про ее психологическое здоровье, про ее гендер, про ее физиологию, здесь точно мы можем сказать, что мужчина отличается от женщину. По разным характеристикам. Мы, например, в программе «Женщина – лидер» не просто развиваем женское лидерство, но и исследуем этот феномен, потому что нам интересно посмотреть, насколько женщины реализуют повестку, свой лидерский потенциал иначе. И оно, действительно, подтверждается. И что же у нас есть такого, чего нет у мужчин? И, возможно, у мужчин есть спектр того, чего нет у нас. Интересный момент, программа успешная и интересная. И мужчины ко мне подходят, говорят, Маша, тебе пора делать программу по мужскому лидерству. Это так забавно! С другой стороны, друзья мои, ну, вот совсем это будет мне не близко. Поэтому – сами.

А. Сулхаева:

- У меня то же самое происходит: пора делать программу «Время мужчин».

М. Афонина:

- Это прекрасно! Если такая потребность будет, то явно появятся мужчины, которые хэто движение возглавят, но пока этого нет.

Что это за качества? Это то, что продиктовано природой, нашей физиологией. Это и большее количество гормонов, которые управляют состоянием женщины, возможно, от этого идет наша эмоциональность. И не стабильность. Мы с утра можем быть в одном состоянии, настроении, потом гормоны перестроились, вот мы к вечеру в другом эмоциональном состоянии. С одной стороны, возможно, это будет считываться как эмоциональная нестабильность, с другой стороны, это гибкость, умение работать в условиях изменений. И есть целые программы, которые направлены на работу в условиях изменений и неопределенности, когда вот у таких лидеров, которые четко идут по заданным рельсам, их просто сбивают и говорят: друзья, будьте готовы к другому! Поменяйтесь чуть-чуть!

А. Сулхаева:

- Потому что у нас мир каждый день меняется!

М. Афонина:

- Да. И тогда получается, что вот это качество про эмоциональную нестабильность, оно рождает гибкость, маневренность, подстройку к изменениям. Почему-то моя любимая лиса приходит на ум. Это удивительное животное! Она подстраивается и под природу, она может быть ярко-рыжей, красивой, при этом природа начинает засыпать, она меняет свой окрас. Может максимально долго выжидать, потом подойти к своей жертве с неожиданной стороны. Хвост ее управляет ее движением, это просто совершенно прекрасная история! Она использует свои сильные качества для того, чтобы быть в природе, чтобы жить.

Мне кажется, что это классная метафора, которая говорит о том, что если ты будешь относиться к качеству эмоциональности, да, ты эмоциональная, да, сейчас какой-то тезис или поведение сотрудника у меня тоже может вызвать слезы, радость, но, с другой стороны, это делает меня настоящей. С другой стороны, это делает меня гибкой, более подвижной к изменениям.

Вторая история, например, про мозг. Говорят, что женщины и мужчины имеют разную структуру, разную конфигурацию внутри, причем, даже раньше был такой стереотип, что мозг женщины меньше.

А. Сулхаева:

- Весит меньше.

М. Афонина:

- Кстати, это стереотип был развенчан, но вот если посмотреть в глубину физиологии мозга, то мне лично откликается история про связи между полушариями. У нас есть левое и правое. Можно по-разному относиться к этой теории, но у мужчин больше связи внутри полушарий, а у женщин между полушариями. Что это нам дает? Возможность мультизадачности. И я думаю, что тоже наблюдала историю, когда мужчина прекрасен в том, что он делает одно дело, делает его глубоко, качественно, стопроцентная такая совесть. Взялся – делает. И это прекрасно. С другой стороны, какую-то мелкую задачу он уже не примет, потому что он уже весь в этом деле, он должен довести до конца.

А. Сулхаева:

- Докопать до угля.

М. Афонина:

- Да. А женщина – иначе выстроена. И мы можем одномоментно выполнять несколько задач, хотя справедливости ради надо отметить, что если мы хотим суперкачественный результат, нужно наступить на горло своей песни и сконцентрироваться на чем-то одном, но при этом мы можем собирать информацию своим боковым зрением. И это, кстати, элемент того, что у нас интуиция изначально лучше развита, чем у мужчин. И это то, что в настоящем мире, в котором мы живем, оно крайне необходимо, потому что порой мы не знаем точного ответа на вопрос. И мы делаем порой задачи, проекты, которые на сто процентов спрогнозировать их результат очень сложно. И в этом смысле ты можешь углубляться, делать миллионы расчетов, пробовать разные стратегические подходы, много разных техник, но вот женщина, она как-то вот раз: а мне кажется, что вот нужно направо. Почему? Она даже может не объяснить тебе, но это быстрая реакция того, что уловила, заметила, прочувствовала, быстро это как-то сконфигурировала, сделала какой-то свой прогноз. И, на самом деле, мне, как женщине, у которой руководители, как правило, мужчины, весьма сложно объяснить свое решение просто интуицией. Как правило, мужчины ее не слышат. Им очень сложно это делать. Поэтому должно быть объяснение. И, в принципе, его можно дать. Оно легко дается, просто на это надо время.

Хотя сейчас, что мне нравится, ситуация меняется. По крайней мере, в моей команде мои коллеги говорят, что Маша, раз тебе кажется, значит, так и нужно делать. И это очень круто. Причем, я говорю, слушайте, попробую вам объяснить. И много встречаю сейчас ответов: нет, не надо, мы верим тебе.

А. Сулхаева:

- Потому что это неоднократно подтверждалось на практике.

М. Афонина:

- Вот. Абсолютно. У нас с тобой уже получается гибкость, которая сейчас необходима. Интуиция, многозадачность. И еще очень крутое преимущество женщины – это ответственность. Это то, чему учат в первой ступени на всех лидерских курсах – возьми на себя ответственность. Она звучит по-разному. Может называться проактивным поведением, выйди из зоны комфорта, выйди из-под черты. Есть интересная модель лидерства. А женщина этим обладает от природы, потому что мы изначально более ответсвенны за семью, продолжение рода. Здесь очень интересная история работает, потому что, думаю, никто не будет спорить с тем, что давным-давно женщина была хранительницей очага, отвечала за все. И женщины были более склонны к долголетию, потому что мужчина пошел, победил, принес, пошел снова победил, но его съел тигр. Ну, что делать… А женщина нацелена на продолжение рода, она следит за детьми, она за ними наблюдает.

Сейчас в современной ситуации, когда мир такой неоднозначный, принять ответственность за свое решение, взять ее на себя полностью, не только за свое решение, но и за решение команды, это дорогого стоит. И этому учат лидеров, а у нас это есть от природы.

А. Сулхаева:

- Женщины бывают в этом плане тоже разные. Некоторые, наоборот: я – девочка, я не хочу ничего решать, хочу платьишко. Такая позиция имеет место быть, и она довольно распространенная. А у мужчин достаточно большое количество по жизни возникает, начиная от историй с армией, когда им надо защищать свою страну учиться, заканчивая тем, что они в нашем патриархальном устройстве являются кормильцами. И обеспечивать должны безопасную жизнь для жены, матери своих детей и потомства.

Мне кажется, что мужчинам тоже склонно иметь ответственность.

М. Афонина:

- Несомненно. И есть женщины, которые хотят платьишко, но это не про лидерство, про какую-то внутреннюю потребность и это нормально. Мы же не говорим, что давайте пойдем и все станем лидерами. Это и не нужно.

А. Сулхаева:

- Согласна.

М. Афонина:

- Но если мы говорим про феномен женского лидерства, то здесь ответственность входит в ту самую модель компетенций. И изначально это то, что у нас есть от природы, как эмпатия, например. Эмпатия – это тоже качество лидера, которое, кстати, напрямую работает на эмоциональный интеллект, на создание доверия, потому что благодаря эмпатии мы можем почувствовать другого человека, почувствовать атмосферу в нашей команде, отношение к задаче конкретного сотрудника. И эмпатия – ей обладают больше женщины первоначально и в большем градусе, нежели мужчины. Это развиваемое качество на сто процентов и абсолютно, тут надо наблюдать за поведением человека, за собственным поведением. Но благодаря тому, что у женщины это вшито от природы. И ты можешь интуичить ситуацию и в моменте переговоров эмпатийно настроить к себе собеседника. И вот уже через десять минут ему кажется, что я ее всю жизнь знаю!

А. Сулхаева:

- И это, вообще, я сам придумал!

М. Афонина:

- Это просто идеальная история, когда человек уходит и думает, что это моя идея. Это классное решение, к которому я сам пришел.

А. Сулхаева:

- Убеждение – это абсолютно женская черта. Да.

М. Афонина:

- И это коммуникация, кстати, сложные переговоры, куда частенько берут женщин, чтобы они могли обстановку создать.

А. Сулхаева:

- Полного доверия.

М. Афонина:

- Абсолютно.

А.Сулхаева:

- Почему мужчины больше верят в женщин, чем женщины?

М. Афонина:

- Возможно, это связано со стереотипами, которые живут у женщин, наверное, в большей степени в голове. Это про то, что все-таки место женщины и ее основная задача – реализоваться как мама, как жена, как супруга. И у многих женщин, как мне кажется, нет такого точного понимания, что это можно совместить. И порой это история про то, что вышла хорошо замуж, родила детей, ну и какая же здесь карьера? Либо ты потеряешь свою семью и будешь ее выстраивать… А ведь на самом деле это можно совмещать, и этот баланс, его можно поддерживать. Другой вопрос, что нужно просто к этому приложить какие-то дополнительные усилия, по крайней мере, в части планирования, в части того, чтобы самому понять, как ты это хочешь выстраивать, как ты хочешь идти вперед. Может быть, поэтому. Все-таки много очень стереотипов сейчас у нас ходит. Я бы с этим связала.

У меня часто спрашивают про липкий пол и стеклянный потолок, что если липкий пол, если стеклянный потолок. И я всегда отвечаю, что это все только в нашей голове, все эти метафоры. Но недавно я услышала крутую метафору, хочу ею поделиться, про стеклянную скалу, glass cliff называется. Это когда к управлению организацией приглашают женщину, когда организация находится в кризисе. И это заведомо либо провальная история, либо так себе тема.

А. Сулхаева:

- Почему?

М. Афонина:

- Мужчины не идут на этот риск, потому что они не хотят портить себе карьерную историю, они понимают и просчитывают эти риски очень серьезно, и тогда берут женщину и говорят: ну, попробуйте. И в большинстве своем женщина с этим справляется. Она действительно ставит себе эти цели, каким-то невероятнейшим образом вовлекает и вдохновляет свою команду, что двигается вперед. Но сама по себе история так себе, что есть компания, она не так, чтобы перспективная, а скорее наоборот…

А. Сулхаева:

- Ну, поднимешь, будешь молодежь, нет – ну и не жалко.

М. Афонина:

- А если нет, все же понятно было, женщина же. Сейчас изучаю этот феномен. Причем как только начинается подъем организации, мужчины опять приходят к рулю…

А. Сулхаева:

- Спасибо, до свидания.

М. Афонина:

- Да. Очень забавная история. Но она же тоже про то, что еще одно качество, которое у нас есть от природы, какая-то немыслимая вера. Потому что если женщина чего-то очень сильно хочет, то весь мир будет способствовать достижению ее цели.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, это еще какая-то связь с Вселенной, которая нам, наверное, тоже природно дана, в какой-то период мы ее немножко подзабыли, и сейчас все эти истории про женскую силу, осознанность, все эти медитации и вообще приход к своей изначальной природе, они немножко погружают и возвращают нас к истокам, к нашей какой-то природной магии и силе.

М. Афонина:

- Да, я эту историю очень поддерживаю и считаю, что ее ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. По крайней мере, все, что сейчас происходит, оно все про это, оно транслирует именно эти посылы. Не зря, что появляется большинство и программ, и тренингов про женщин – и про осознанность, и про волшебство. И это все очень сильно закономерно, потому что мир достаточно сложный, многогранный и изменчивый. И когда ты не знаешь, как действовать наверняка, когда ты не можешь просчитать результаты, самое время, наверное, обратиться к какому-то волшебному миру, к Вселенной, к какой-то энергетике.

А. Сулхаева:

- Кстати, об образовательных программах и тренингах. Программа «Женщина-лидер», она зачем нужна? Мы с тобой уже затронули тему того, что не все женщины хотят быть лидерами, не всем это нужно. Почему есть целая программа «Женщина-лидер» в Мастерской образования «Сенеж», чему она учит женщин, и какие женщины туда приходят?

М. Афонина:

- Прекрасный вопрос. Хочется сразу здесь сделать такую классную ремарку, что когда мы запустили эту программу в 20-м году, нас поддержала Валентина Ивановна Матвиенко, Галина Николаевна Карелова, практически в каждой программе очень внимательно и с участницами общаются, и нам уделяют очень много времени. После анонса этой программы стало появляться много программ именно в бизнес-образовании. Я занимаюсь женским лидерством, наверное… Ну, с 14-го года точно. И когда я вставала на этот путь, когда начинала изучать этот феномен, смотрела, там просто крутили у виска и говорили: боже мой, ну какое женское лидерство, нет никакой разницы. Потом это стало приходить. Так как это вводится обычно с тренингов личностного роста. Так как я в образовании очень много лет работаю, все такие интересные штуки, прежде чем перейти в бизнес, они сначала заходят в личностный рост. И такие программы стали появляться. А вот сейчас они появились в бизнесе.

Про что это? Это про то, что феномен не на 100 процентов, но признан. Что да, действительно, есть разница в подготовке женщин-лидеров (если говорить бизнес-языком), и есть, вероятно, инструменты, благодаря которым женским лидерские качества усиливаются, где-то форматируются и фокусируются на достижении целей и результатов. Возможно, пошел такой суховатый язык, но коль уж мы говорим про программу, наверное, это говорить правильно. Кто наши участницы? Это в первую очередь управленцы. Потому что для нас очень важно, чтобы у женщины был управленческий опыт от двух лет минимум. Но, как правило, если брать такой портрет нашей участницы, это от 5 до 10 лет в среднем управленческий опыт. Это яркая лидерская позиция, которую мы интервьюируем. То есть мы с каждой женщиной проводим достаточно серьезное, глубинное интервью, чтобы понимать ее цели, ее мотивы, а главное, насколько она будет готова инвестировать свое время в программу. Потому что программа интенсивная, программа 4,5 месяца идет, но за это время твой мир сильно переворачивается. Но для того чтобы он перевернулся, нужно очень много инвестировать для этого времени и усилий.

На мой взгляд, это совсем небольшие входные требования, но они очень важные, для того чтобы у нас была такая хорошая целевая аудитория. И ее же, кстати, наши участницы отмечают в качестве такого бонуса огромного. Потому что программа заканчивается, а коллаборации остаются, проект остается, остается дружба, кстати.

А. Сулхаева:

- Участницы продолжают общаться, формируют некое такое сообщество «Женщина-лидер».

М. Афонина:

- Да, абсолютно верно. Они формируют сообщество, они формируют свои проекты, они даже компании организовывают свои. Они придумывают новые проекты. Мало того, что есть проекты, которые продолжают жить, которые в программе создаются, продолжают жить и другие проекты, они рождаются у наших участниц. Это про участниц. А если говорить про саму программу, то помимо образовательных инструментов, которыми мы как раз и развиваем те компетенции, про которые мы с тобой уже успели поговорить, как женские особенные, так и лидерские общие, мы используем деятельность в виде социального проектирования.

А. Сулхаева:

- Согласна. Мы много говорили о том, какие есть уникальные компетенции у женщин-лидеров, какие есть преимущества женского стиля управления, но нераскрытым, наверное, остался один вопрос – как их в себе обнаружить. Ведь среди них все равно у каждой есть свои уникальные способности и особенности. Как их найти, как в себя поверить, как их развивать? - Тут, наверное, больше как к практикующему психологу вопрос.

М. Афонина:

- Как в себе их обнаружить? Тут ничего не придумано лучше тестов. Диагностических тестов много. У нас на программе, например, такие тесты тоже есть, которые позволяют тебе создать свой профиль и понять, какие у меня сейчас есть компетенции выраженные, какие у меня прекрасно представлены, а какие требуют моего внимания.

Как правило, современная андрагогика (наука обучения взрослых) нам говорит о том, что все-таки нужно обращать внимание на развитие тех качеств, которые у тебя уже представлены, в хорошем смысле в избыточном порядке. Потому что именно они твои ключевые преимущества, потому что именно они твои сильные стороны, и именно благодаря развитию этих качеств ты станешь тем самым аутентичным лидером, которого сейчас просит наша окружающая действительность, наша современность.

При этом, если у тебя такие качества, например, провалены, как навыки управления или навыки коммуникации, или навыки организации, это вообще не проблема, это все докручивается очень просто, и это можно сейчас делать и онлайн-курсами, и куча литературы очень хорошей, которую ты можешь почитать.

Второй момент, как ты можешь их в себе обнаружить, это поработать в мини-группе с другими участницами (и у нас такая практика есть). Мне кажется, ты можешь пройти тест, но когда ты в работе, такой непосредственной деятельности встречаешься день за днем с другими людьми, с которыми ты делаешь совместную какую-то работу, это самое прекрасное зеркало, которое может быть. Причем в программе у нас тоже есть такая интересная история. Есть групповая динамика, определенным образом созданная. Ну, понятно, что мы ее и проектировали, мы ее и понимаем, но мы всегда ее ждем с такой опаской, это экватор программы, когда уже вау-эффект от того, что я попала, как это круто, у меня такая классная возможность, он уже прошел, когда ты уже понимаешь, что тебе нужно работать, и ты уже думаешь…

А. Сулхаева:

- Где взять на это время. Я как участница программы «Женщина-лидер» понимаю, что в середине программы был самый такой жесткий момент, когда нужно было себя настроить и взять себя в руки.

М. Афонина:

- И вот это очень важно пройти. Как раз когда мы попадаем в такую историю… Сейчас все говорят: выйти из зоны комфорта. Фактически это и есть тот самый выход из зоны комфорта, но очень нативный (тайну тут открываю небольшую, но ладно). И ты понимаешь, что подустал, тебя уже эти сотоварищи начинают немножко раздражать, напрягать, обязательно есть кто-то, кто говорит: мы должны быть первыми, мы должны быть лучшими…

А. Сулхаева:

- …баллы зарабатывать.

М. Афонина:

- А ты думаешь: боже мой, у меня очередной проект, у меня моя работа, может быть, ну его? И как раз на этой точке самая крутая твоя обратная связь, очень природная и очень искренняя, и ни один тест этого не покажет. Потому что тест, он же прогнозирует, как ты поведешь себя в ситуации. А у нас сейчас народ, тестами избалованный, и порой мы даем социально желательные ответы…

А. Сулхаева:

- …подбираем где-то.

М. Афонина:

- Да, где-то там приврали. Видим свой профиль и говорим: боже мой, какой прекрасный человек, идеал вообще, как же я до сих пор не президент. Но когда ты реально начинаешь работать, когда ты реально входишь в проект, и если ты еще будешь это осознанно наблюдать и делать для себя пометки, это тот невероятный кладезь, который ты на 100 процентов обнаружишь.

И есть еще третий элемент. Это наши кураторы, те наставники, с которыми мы работаем в программе. Это люди, которые тебя ведут по определенному скрипту, но которые очень четко возвращают, в случае если динамика пошла куда-то не туда, то поведение, которое в данный момент неэффективное. Мне кажется, три эти элемента (твоя осознанность, когда ты попадаешь в нестандартную ситуацию, обратная связь других людей и тестирование), ну, лучше профиля ты себе не придумаешь, у тебя на выходе очень хороший профиль получается.

Как развивать? Для меня любое развитие возможно только в работе, только в деятельности. Анжелика, мы с тобой можем бесконечно любоваться на мотивационных спикеров и думать: ну, как красиво говорит и пишет, - но пока ты сам не пройдешь эту дорогу, пока сам не набьешь шишки, пока ты сам не научишься создавать команду, не научишься быть частью этой команды… Опять же, в программе зашит такой элемент, когда сначала мы команду создаем, потом мы в этой команде выбираем капитана. А там же все лидеры, все же хотят быть капитанами, но кто-то становится один. И ты в этой рамке, в этом проекте встаешь на другую роль, и ты выбираешь ту роль, которая для данного проекта сейчас максимально нужна, даже если ты хотел быть капитаном, но сейчас ты, например, исследователь или эксперт. И в этом проекте ты должен выбрать такую роль, ты пройти должен эту роль. Ты должен принять, что сейчас капитан другой человек.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, управленцам это очень сложно. Когда она привыкла руководить заводом, пароходом и так далее, а тут ты менеджер, организовывай.

М. Афонина:

- На самом деле как человек, который много занимается управленческими тренингами, лидерскими тренингами, я могу сказать тебе абсолютно со стопроцентной уверенностью, что лучшие лидеры, лучшие управленцы получаются из тех людей, которые умеют исполнять, то есть которые прошли этот путь.

Мне очень нравится цитата Сергея Владиленовича Кириенко (он вообще для меня такой кладезь цитат). В свое время он сказал такую фразу, что если мы принимаем решение, на моменте принятия этого решения ты можешь вносить много идей, ты можешь отстаивать свою точку зрения, но если решение принято коллегиально, ты его исполняешь, это уже принятое решение. Как обычно у нас, женщин, бывает? Вроде как решение приняли, где-то что-то недоговорили, где-то встали в позу и подумали: ну ладно, тут все должны догадаться, - и потом на каком-то этапе это все начинает скрываться. И вот это тоже крутая обратная связь, которая говорит о том, что нужно, наверное, развивать навыки убеждения, навыки…

А. Сулхаева:

- …прямолинейности в том числе.

М. Афонина:

- Да.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, это сложно женщинам дается.

М. Афонина:

- Крайне сложно. Потому что эмпатичность, наша интуиция, наша мягкость, мы подстраиваемся, мы где-то отходим в сторону, и это очень круто, это на самом деле очень хорошее качество, но иногда нужно и зубки показать.

А. Сулхаева:

- Да, в разных ситуациях нужно все-таки применять эти, в том числе мужские качества. Мы затронули еще одну тему. Про то, что не хватает в публичном поле ярких женщин-лидеров, ярких женских образов руководителей, для того чтобы женское лидерство как-то активнее развивалось.

А. Сулхаева:

- Ведь многие женщины, которые могли бы быть руководителями, даже где-то этого хотят, часто просто не чувствуют в себе достаточной уверенности и такого импульса к тому, чтобы заявить о себе. Как ты считаешь, почему это происходит? Может быть, с помощью в том числе программы «Женщины-лидеры» это можно менять и помогать женщинам, которые видят в себе потенциал лидерский, его применить?

М. Афонина:

- Полностью с тобой согласна. Потому что и моя личная психолого-педагогическая практика, которую я проводила, и моя коучинговая практика показывает, что у женщин, к сожалению, действительно с уверенностью в себе не так все хорошо, как у мужчин. Это правда, и это нужно признать. И на самом деле это круто, потому что мы эту правду теперь знаем. Вот когда ты про себя это знаешь, на мой взгляд, это уже 70 (если не 90) процентов успеха. Потому что остальное ты просто можешь добрать. Уверенность в себе, или ассертивное поведение, как это называют психологи, вполне себе развиваемая вещь, вполне себе развиваемая история. Она развивается технологично, то есть, есть инструменты, которые позволяют это делать. Ну, например, это твой язык, который ты выстраиваешь, это те обороты, это та речь, которую ты говоришь. Например, убираешь слово «проблемы» и ставишь слово «задачи». Ну, это такая классика жанра. Возможно, это слышится сейчас как-то искусственно, но когда ты учишься, когда ты какой-то навык тренируешь… Вспоминаем, как мы учились писать. У нас были прописи, ты там эти буквы вырисовываешь. Но ты сначала должен научиться нарисовать букву, а потом ты уже ей придаешь свой почерк.

Поэтому сначала ты научаешься включать в свою речь и выкидывать из нее слова, которые тебя показывают как неуверенного человека. И вот здесь работает очень интересный эффект. Чем больше инструментов уверенного поведения неуверенная девушка в себе использует, тем более уверенной она смотрится со стороны. И когда она будет видеть эту обратную связь, будет расти ее уверенность в себе. То есть сначала нужно это попробовать на внешней оболочке. То есть не сразу с уверенностью можно поработать изнутри. Понятно, что можно идти двумя способами, но хотя бы это делать в виде своего образа, в виде своего позиционирования, в виде своей речи. Это первая история. И мы про это учим. То есть мы говорим о том, как выстраивать свой личный бренд. Мы говорим о том, как правильно своим имиджем, своим стилем выстраивать впечатление о себе, как управлять впечатлением. И это тоже то, чему сейчас можно научиться. Сейчас очень много есть дизайнеров, стилистов, которые работают с женщинами, в том числе управленцами.

А. Сулхаева:

- Педагогов по речи тех же самых.

М. Афонина:

- Педагогов по речи – пожалуйста. И у нас в программе тоже это несомненно есть. Второй очень важный момент. Если это какая-то глубинная история… Ну, у нас таких женщин нет в программе, им, как правило, нужно чуть-чуть дошлифовать какие-то вехи. Но если мы сейчас говорим про бОльшую аудиторию, не совсем про аудиторию, которая может к нам прийти на программу, ты, например, понимаешь, что ты пока в себе не сильно уверен, то здесь есть куча наставников, психологов, психотерапевтов, марафонов, которые развивают эту уверенность. И они все на самом деле рабочие, можно выбрать на любой вкус, на любой кошелек. Даже они есть в бесплатном формате. Тут, правда, нужно быть очень аккуратным, потому что еще есть и шарлатаны, которые называют себя психологами. Но, по крайней мере, даже у них ты можешь набрать такие зерна, благодаря которым ты можешь развивать свою уверенность.

Еще раз. Уверенность, ассертивность – это то, что можно в себе развить. Но ты можешь в себе развить только то, что ты признаёшь сейчас пока дефицитным. Потому что еще такая женская черта – находиться в иллюзии. То есть мы находимся в иллюзиях: у нас все прекрасно, у нас все хорошо…

А. Сулхаева:

- А сами все дураки.

М. Афонина:

- Это, конечно, очень плохо. Знаете, это как я тут стою в пальто белом, такая гордая, такая одинокая, такая достойная, и меня никто не признал пока. Это, конечно, не очень хорошо. А вторая вещь, я про нее тоже уже говорила, по-моему, это поддержка. Нам очень нужна поддержка. И эту поддержку мы оказываем в программе. У нас на протяжении всей программы работают кураторы, которые, мне кажется, просто сродняются с командами, которые ведут команду и к результату, и к общему, и к личному результату. И это тоже очень важно.

Кстати, я тут еще один момент вспомнила, по поводу личного результата. Для того чтобы выращивать в себе уверенность, нужно ставить перед собой свои личные цели. Потому что когда мы работаем в организациях (я сейчас не говорю про свой персональный бизнес, про какую-то свою предпринимательскую деятельность, а я говорю, например, про госслужбу, про работу в крупной корпорации, в крупной компании), ты работаешь, несомненно, на цели организации. И это абсолютно нормально, это твой контракт, это то, куда ты инвестируешь свое время и получаешь за это материальное вознаграждение. И круто, если цели организации, цели твоей компании тебя мотивируют настолько, что они становятся твоими. Но порой это не так. И тогда, для того чтобы выращивать свою уверенность, очень важно ставить свои собственные прорывные цели. И у нас есть такой формат работы на программе, как цель-прорыв, которую очень многие наши участницы выносят с собой, забирают с собой как самую большую ценность. Потому что, помимо того, что они добиваются результатов в виде прироста личных компетенций, в виде социальных проектов, в виде создания коллаборации нетворкинга, они еще и добиваются своих очень простых, как будто бы личных целей, личных результатов. Для кого-то это отпуск, для кого-то это книга, для кого-то это диссертация. Даже у нас в первом потоке человек замуж вышел. Вот просто поставил себе такую цель.

А. Сулхаева:

- Шикарно.

М. Афонина:

- Отлично, на мой взгляд. И это мотивирует. То есть когда ты понимаешь, что ты это можешь достигнуть, когда ты это можешь сделать, значит, ты можешь и все другое. Если ты для себя постарался и смог, значит, ты…

А. Сулхаева:

- Целеполагание вообще решает все в нашей жизни.

М. Афонина:

- Да.

А. Сулхаева:

- Коротко о личном. С таким бешеным ритмом жизни, с таким графиком как удается избежать какого-то такого профессионального выгорания, где удается черпать то самое вдохновение, для того чтобы дальше идти к таким амбициозным целям?

М. Афонина:

- Хороший вопрос. Признаюсь, мне его часто задают. У меня на него очень много на самом деле ответов. У меня прекрасная семья. И, наверное, первое вдохновение – это моя семья, это мой любимый, это мои трое детей, каждый из которых меня развивает, вдохновляет по-своему. Это мегаинтересная и глубокая старшая дочка, с которой мы много говорим про психологию, и где-то она уже мне возвращает какие-то мои мысли, где-то я что-то не вижу. Это эмпатичная Наденька, моя средняя дочка, которая считывает мое состояние просто удивительным способом. Ей это настолько природой дано, она может подойти, обнять, сказать мне: «Мамочка, я люблю тебя», просто поцеловать и убежать. Ты в это время сидишь, работаешь или сидишь в это время на Зуме, но это так здорово, это так тебя питает.

А. Сулхаева:

- Понимает, что именно это было нужно тебе в этот момент.

М. Афонина:

- Да. Я не знаю, как она это понимает, не знаю, откуда она это знает. Она это делает, и это совершенно безбашенно, если можно так сказать про ребенка. Сынок, он очень быстрый, очень спортивный, очень юркий, за ним глаз да глаз. Но он такой особенный, и ты с ним постоянно находишься в таком физическом тонусе, потому что ему постоянно что-то нужно, ему постоянно нужно что-то узнать. Это мой любимый, он просто прекрасен, мой супруг, который меня очень поддерживает во всем, что я делаю, и у нас с ним такая замечательная командная семья. Это возможность с ним и по работе что-то обсудить, и очень часто в отпуск мы берем разные интересные стратегические планы и всё это обсуждаем. Мне это совершенно не мешает. Есть разные мнения. Есть мнение о том, что семья не должна пересекаться с работой. Для меня работа – это часть моей жизни, и поэтому она очень сильно вплетается в семью. Я с удовольствием беру своих детей на программу в «Сенеж», они у меня туда мечтают поехать. Сейчас у нас идет, например, в «Сенеже» огромный форум «Территория смыслов». Я закрываю смены, вручаю сертификаты нашим будущим модераторам, и у меня что Наденька, что Николай говорят: «Мама, можно мы с тобой поедем закрывать смену? Это же такое место силы». Мне кажется, это очень важно. Потому что когда ты позволяешь включаться своим родным и близким в семью, когда ты не закрываешься, не ставишь этой границы, это вдохновляет. Это первый момент.

Второй момент - это, наверное, мое личное пространство, которое я очень берегу, это мое творчество. У меня есть прекрасная новость. Буквально недавно зарегистрирован мой товарный знак – «Лисосказки». В ближайшее время я буду думать про публикацию.

А. Сулхаева:

- Для наших слушателей нужно повторить, что такое «Лисосказки», что это за хобби, которое помогает то самое вдохновение черпать.

М. Афонина:

- «Лисосказки» - это проективные сказки, которые я пишу, главными героями которых являются лисы. Мне кажется, что каждый человек немножечко лис, он немножечко хитренький, он, конечно, очень красивый, он очень умный, если надо, он коварный, если надо, он очень шустрый. И мои лисы проживают разные этапы своей жизни, они встречают героев, они проходят через испытания, они сталкиваются с выбором, иногда они выбор делают неправильный и потом в финале есть некое такое резюме мое. Но это очень проективные сказки. То есть когда ты читаешь эту сказку, ты всегда в ней видишь что-то свое, что-то особенное. Причем, что самое интересное, как любая проективная методика, ты, например, прочитав эту сказку через месяц, можешь вообще сделать для себя другой вывод. И любая сказка у меня заканчивается фразой «Все герои вымышленные и являются отражением вашего внутреннего мира». Это, конечно, про любую сказку, но мои лисы, они такие яркие, интересные.

А. Сулхаева:

- То есть человек видит там то, что на самом деле сейчас его самого волнует или где-то у него на подкорке отложилось.

М. Афонина:

- Абсолютно верно. Это история про здесь и сейчас, про твою личную проекцию. Это твое личное зеркало, в которое ты посмотрел, увидел и подумал: как же так, этот лис, а я-то молодец. А на самом деле вы в данный момент одинаковые. Мне кажется, иметь такое хобби… Вообще иметь какое-то хобби, которое позволяет тебе раскрываться, которое позволяет тебе творить (ну, для меня это творчество, для кого-то это спорт), это очень и очень важно.

Наверное, есть еще третий элемент. Это моя личная практика с клиентами, я ее практически сейчас забросила, потому что все мое время, вся энергия, вся любовь уходит в мою любимую «Россию – страну возможностей» и Мастерскую управления «Сенеж». Тем не менее, есть клиенты, с которыми я работаю, которых я веду, с которыми мы работаем над их амбициозными целями. Я беру только клиентов, у которых мегаамбициозные цели, к которым они не знают, как подойти. И это меня тоже очень сильно вдохновляет и развивает.

А. Сулхаева:

- В финале нашей программы традиционная рубрика «Пять советов от гостя». Мария, как практикующего психолога, руководителя образовательной программы «Женщина-лидер» прошу дать нашим слушателям пять практических навыков, вещей, которым стоит научиться женщинам, которые хотят стать яркими, хорошими лидерами.

М. Афонина:

- Врасплох меня застает такой вопрос.

А. Сулхаева:

- На самом деле мы о них уже говорили. Тут просто мы подводим некую такую черту и квинтэссенцию нашего эфира выжимаем в эти пять практических рекомендаций.

М. Афонина:

- Знаешь, меня смутило слово «совет». Мне кажется, что совет это такая история… Ну, его должны попросить. Я никогда не даю советы, и я для себя приняла решение, что не спешу причинять добро или давать какие-то свои консультационные услуги тем, кому они не нужны, даже если я вижу, что просто на 100 процентов это сейчас человеку надо. Поэтому, если позволишь, я скажу 5 вещей, которые меня вдохновляют. Возможно, они откликнутся нашим слушателям, но не в форме совета, а в форме какой-то своей обратной связи, своей рефлексии. Что меня вдохновляет?

Меня вдохновляют и мотивируют люди, которых я люблю и которые мне близки по ценностям. Это семья, это мои друзья, это мои коллеги. Это выбор общения с людьми, которые меня вдохновляют. И отсюда второе мое правило, что ли, по жизни. Я стараюсь минимизировать свое общение с людьми, которые являются токсичными, с людьми, которые постоянно ноют, постоянно находятся в негативе. Я считаю, что эти люди тянут в свое поле всех, кто в этом поле оказывается. Если по сути своей работы такие люди мне встречаются, то я могу просто порекомендовать, что с этим делать. Но, что удивительно, когда я для себя эти первые два правила взяла, мой мир, мое окружение прирастает именно людьми из первой категории. Потому что чем больше мы сами излучаем добро, чем больше мы сами излучаем позитивную энергию, тем больше людей к нам приходит.

И это третий совет. Я постоянно работаю над тем, чтобы быть на позитиве, чтобы любую ситуацию рассматривать в части своих возможностей, а не в части каких-то своих проблем. И ровно так же я отношусь к людям, которые мне встречаются. Порой бывает (и это абсолютно нормально), что тебе человек не нравится, тебе человек несимпатичен. Я сейчас не говорю про людей токсичных, которые такие извечные нытики. Например, сейчас в коммуникации с человеком я понимаю, что он меня чем-то напрягает. И для меня это крутая рефлексия. Это означает, что что-то есть во мне, что сейчас этот человек затронул, и я с удовольствием над этим поработаю. То есть когда ты смотришь на людей в том числе и как на возможных учителей для себя. Это же круто, что он мне сейчас проявился именно так, он же мне меня проявил прежде всего. Потому что мы видим ровно то, кем мы являемся, мир это огромное зеркало.

Следующее мое такое кредо – учиться. Я уверена в том, что развитие, развитие и еще раз развитие – это путь к долголетию, это путь к интересной жизни и это путь к тому, чтобы ты был интересен другим людям. В моем случае я сейчас получаю дополнительное образование в части своей профессиональной деятельности в коучинге и изучают английский язык. Этого очень мало, Анжелика, этого крайне мало. Но, с другой стороны, так как я работаю в образовательном центре, инновационном хабе…

А. Сулхаева:

- …ты постоянно учишься.

М. Афонина:

- Я постоянно общаюсь по долгу своей профессии с теми людьми, с которыми просто мало где можно встретиться.

Наверное, финальная история, финальный мой принцип – давать себе отдых и понимать, что для тебя конкретно отдых. Потому что для меня, например, отдых – это не сон, это не лежание с книжкой. Для меня это активная история, для меня это общение с друзьями. И когда ты осознанно это делаешь и осознанно понимаешь, что ты сейчас отдыхаешь, сейчас это твой отдых, это очень круто. Потому что отдыхать нужно обязательно. Мы не можем объять необъятное, все зависит от нашего ресурса, а свой внутренний ресурс нужно очень любить.

Ну, и, наверное… Это будет уже шестая история, но она, наверное, объединит все, что я сказала. Это любовь к себе и любовь к окружающим.

А. Сулхаева:

- Замечательные советы. Спасибо большое. И спасибо, что пришла.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!