Елена Маринина, директор фонда «Инносоциум»: «Задача любого креативного проекта – полететь, а наша – приделать ему крылья»
Основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во многих секторах экономики обеспечивают результаты интеллектуальной и творческой деятельности. Это глобальный тренд, в котором свое место есть и у России. О том, что такое креативная экономика и как государство поддерживает творческих предпринимателей, рассказала Елена Маринина, замдиректора фонда «Росконгресс», глава фонда «Инносоциум» и председатель рабочей группы по развитию экосистемы креативного (творческого) предпринимательства и сервисной экономики в России (создана Фондом Инносоциум и Агентством стратегических инициатив).
«РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ТАЛАНТОВ»
- Елена, давайте начнем с терминологии. Креативные индустрии – что это такое?
- Тут сложно дать четкое определение. Об этом еще идут споры. Креативные индустрии – это обычно и экономика, и культура. Наш интерес к ним в Росконгрессе вырос из социальной активности. Фонд «Инносоциум» был сформирован как социальная платформа для диалога представителей бизнеса, власти и общественных организаций. И в ходе этого диалога выяснилось, что одним из главных трендов является развитие гуманитарной экономики, экономики талантов. Это искусство, дизайн, игровая индустрия, архитектура, кино, музыка. И все, что из них синергетическим образом проистекает. Есть креативные индустрии в чистом виде, а есть креативные профессии традиционных областей экономики. Так что развитие креативных индустрий затрагивает все сферы экономики страны.
- Почему такой большой интерес к ним именно в последние годы?
- Доля креативного сектора в экономике неуклонно растет. И лидерами являются такие страны, как США, Япония, Австралия. Мы приближаемся к среднему уровню по экономическому развитию в сфере креативных индустрий – это почти 3%. А хотим выйти на 7% ВВП. Меры по ускоренному развитию сектора креативных индустрий, предпринятые в России, дают реальные результаты. По количественным показателям он развит на среднемировом уровне, по качественным близок к состоянию развитых стран. При этом, я считаю, потенциал креативных индустрий в нашей стране используется далеко не полностью.
- У вас стоит задача создания экосистемы креативного предпринимательства. В чем заключается эта работа?
- Свою цель мы видим в помощи тем, кто производит товары и услуги, основанные на использовании результатов интеллектуальной деятельности, которая не может быть автоматизирована. Речь идет о весьма внушительном перечне занятий. При этом для успешного развития предпринимательства в сфере креативных индустрий, требуются особые условия. Благоприятная экосистема не может появится вдруг. Наша группа изучает потребности и работает над созданием благоприятных условий для развития гуманитарного сектора экономики. Мы разработали методологию создания креативных кластеров. Особое внимание уделяем вопросам сохранения традиций и исторического наследия, поддержке народного творчества и развития национального производства в регионах. Это и формирование кластеров в регионах (например, в бывших промзонах), и организация сообществ по интересам. Наша задача – создать такой эгрегор, общественную кумулятивную энергию, которая произведет что-то совершенно новое, инновационное. Создать диалог между профессионалами традиционных индустрий с инновационными молодыми идеями. На этом стыке наработанного опыта и неожиданных начинаний и зарождается та самая креативная экономика.
КРЕАТИВ КАК ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ
- Почему именно в этой сфере необходимо вмешательство государства?
- Мне кажется, на данном этапе креативные индустрии находятся еще в социальной ответственности государства. Это тот сектор, который нуждается в мощной поддержке. А Агентство стратегических инициатив в данном случае является той объединяющей силой, которая может создать инструментарий поддержки для творческих предпринимателей.
- В чем их отличие от обычных предпринимателей?
- Это упаковка, наверное. Добавленная стоимость любого продукта. К примеру, мы сейчас наблюдаем мощный рост гастрономической инфраструктуры в Москве. Открывается много новых интересных ресторанов. Это яркий пример креативной экономики. Задача этого сообщества людей – создать такой синергетический продукт, где соединятся дизайн пространства, маркетинговые механизмы, особенности кухни и сочетание традиций.
- Получается, с этой точки зрения креативная экономика – та экономика, которая позволяет продать условный бифштекс в 10 раз дороже, чем он стоит на самом деле…
- Вы сейчас говорите, что задача креативной экономики - продать некую фикцию. Но в данном случае мы выходим на новый вопрос – насколько инновационные продукты важнее, чем традиционные? Эти два процесса взаимосвязаны. Традиция, которая уводит нас, скажем, в народные художественные промыслы, к культурному наследию. Насколько они важны в современном мире? Мы знаем хоббитов, эльфов. В нашей мифологии существует много интересных образов, которые еще не использованы…
- И которые создают хорошую добавленную стоимость в плане продажи продуктов…
- Да. И в создании совершенно новых индустрий. Опять же, гейминг, кино. Например, на Севере существует образ Золотой бабы – это богиня, которая из недр земли дает силы людям, связана с космосом. Такой визуальный образ, который можно развить и дать ему современное звучание. Или интересный народ – чудь белоглазая. Он давным-давно расстроился из-за того, что на Земле происходит, и ушел жить под землю.
- Можно ли это монетизировать? Вот эти старые мифы, традиции, промыслы…
- Мы знаем сейчас успех корейского медиа-кластера. Знаем, как побил все рейтинги сериал на Netflix – эти «Кальмары». Там же использованы старинные образы. Мы говорим, что наша задача, как рабочей группы АСИ, в том, чтобы связать настоящее и будущее, юг и север, чтобы включить представителей креативных индустрий в общую систему государственных механизмов. Нам удалось сформировать экосистему, объединяющую более 6 тысяч партнерских организаций. Среди них - институты развития и фонды, госкорпорации и частные компании, общественные объединения, федеральные и региональные органы власти. Мы используем эти наработанные за время нашей деятельности связи, чтобы привлечь финансирование креативных проектов, сформировать пул инвесторов для поддержки перспективных стартапов. Занимаясь конкретным проектом, мы стремимся к тому, чтобы технология его успеха стала известна и доступна всем заинтересованным, чтобы эффект был системным. Если мы видим необходимость корректировки ГОСТа или отмены неактуальных за давностью лет ограничений, мешающих развивать перспективный стартап, то проводим комплексную работу чтобы снять ограничения для всей отрасли.
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
- Как мы знаем, идея – это лишь 5% от результата. А все остальное – некая технология. Получается, вы помогаете в этих рутинных процессах?
- Вот вы прямо это и сказали. Именно! Задача любого проекта – полететь. А наша задача – приделать ему крылышки, что называется. Недавно мы с главой АСИ Светланой Чупшевой были на встрече у министра культуры Ольги Любимовой. Обсуждали, как сохранить здания культурного наследия, как сделать так, чтобы бизнес мог их использовать и возрождать, содержать их надлежащим образом. Также работаем с Министерством промышленности и торговли по развитию природных мест бытования и укладов в регионах. Создан специальный проект, который называется ТЕТРА. Задача этого проекта – возродить те ремесла, которые были утрачены или существуют, но их можно осовременить и вывести на общероссийский и международный рынок. Для этого и существует тонкая и сбалансированная поддержка. В первую очередь это культурно-историческое наследие. Сохранение и популяризация традиций, развитие туризма. У традиционных промыслов большой потенциал, который позволяет создавать рабочие места в регионах, как на производственных площадках, так и в туризме. В России насчитывается около тысячи территорий, где развиты уникальные народно-художественные промыслы. Мы провели анализ развития территорий, где расположены производства. Результаты показали, что большая часть из них находится в малых и средних городах с населением до 100 тысяч человек. Отток населения из них за последние годы составил 7,5%. Наша задача - остановить эту тенденцию.
- Дайте примеры того, как государство помогает креативным предпринимателям.
- В рамках фонда «Росконгресс» у нас возник проект «Форум креативного бизнеса». Он проходит в первый день ключевых международных и российских форумов, где присутствует президент или премьер. Сейчас мы готовим очередной такой форум, который пройдет в феврале в Сочи. Он должен будет объединить представителей креативных индустрий из российских регионов. Планируем создать там выставку, где в современном цифровом пространстве представим объекты креативных индустрий из разных регионов. Попытаемся показать, какие практики нужно масштабировать на всю страну. Мы не предоставляем непосредственно финансирование, но создаем возможности для их продвижения в широком смысле. Занимаемся продвижением как традиционных креативных индустрий, так и новых форм.
- Каких именно?
- К приоритетным направлениям нашей деятельности относится создание и модернизация цифровых творческих и сервисных продуктов и услуг, которые обладают высоким потенциалом для глобальных рынков. Не меньший потенциал для капитализации и создания рабочих мест мы наблюдаем в сфере гастрономии. Всемирная туристская организация утверждает, что выбор путешествия на 30% зависит от возможности попробовать оригинальную, интересную кухню. Особенное внимание уделяем такому направлению, как продакт-дизайн. По сути, это весь цикл формирования продукта: от задумки до его вывода на рынок.
КАК ПРЕВРАТИТЬ БУЛОЧНУЮ В МОДНОЕ КАФЕ
- Приведите, пожалуйста, пример продакт-дизайна.
- К примеру, мы хотим придумать какую-нибудь новую булочку. Нужно понять, что сейчас на рынке пойдет. Наверное, это должна быть какая-то низкокалорийная или безглютеновая булочка. При этом она должна быть красивой и стильно упакованной. У нее должна быть легенда, интересное название. Все это и есть креативная индустрия. По сути дела, это серьезный экономический процесс, когда нужно придумать продукт, просчитать его стоимость, понять, за какие деньги он продаваем в рознице. Понять дистрибуцию и кто потребитель этого продукта. Это все входит в задачи продакт-дизайна.
- То есть, с помощью креативных технологий обычная булочная может превратиться в модную точку общепита?
- В такое место силы. Мы недавно завершили интересный проект с Агентством стратегических инициатив и Google. Это был проект «Бизнес-наставники в помощь малому бизнесу, пострадавшему в пандемию». В основном это были рестораны, салоны красоты, пекарни, мастерские по пошиву одежды, парикмахерские. Порядка 700 таких бизнесов по всей стране участвовали в этой программе с наставниками. Результат - их выручка выросла в среднем на 15 - 20 процентов (подробнее – см. «Только цифры»). И им не пришлось сокращать людей в своих бизнесах. Это говорит о том, что не обязательно всегда сразу давать деньги. Есть другие инструменты, мы их и стараемся использовать. Предоставляем точки роста, стажировки, возможность получить заказы от крупных компаний.
- В Москве и Санкт-Петербурге, наверное, креативных кластеров довольно много. В регионах какая ситуация?
- Это, наверное, наиболее значимая проблема - низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных городских агломераций. Креативные индустрии необходимо развивать везде. Сейчас мы участвуем в реализации в регионах пилотного проекта по созданию креативных кластеров - «центров концентрации талантов». Помогаем создавать комфортную среду для развития деятелей культуры и искусства. Высокую эффективность показывают коворкинги, которые можно использовать в качестве выставочных пространств для реализации проектов начинающих художников. Мы продолжаем формировать в креативном сообществе культуру сотрудничества, чтобы бизнес, власть и общество на равных могли участвовать в развитии экономики. Города концентрируют в себе умных и талантливых людей, обеспечивающих развитие новой экономики. Но параллельно с этим естественным процессом нам сегодня важно стимулировать создание точек роста в регионах, обеспечивать формирование инфраструктуры, благоприятной для развития креативных индустрий в малых городах.
- Есть ли зарубежный опыт, который можно использовать?
- Вспоминаю опыт создания креативного кластера на табачной фабрике под Флоренцией, которая является столица модной индустрии. При этом проводить досуг там было негде. В результате там взяли старую американскую табачную фабрику, разработали архитектуру и создали там среду, которая привлекла работников творческих индустрий. А они уже стали магнитом для остальных. Появилась инфраструктура с маленькими бутиками, кафе, библиотекой, с мультимедийными центрами, кинотеатрами, офисами. Возник новый район. Мы уверены, что у креативных кластеров в малых городах хорошая перспектива. Они станут новыми точками притяжения, пространством для творческих экспериментов. Само пространство будет определять и поддерживать развитие своих резидентов.
- То есть, нам нужно стремиться к тому, чтобы создавать в регионах такого рода магниты, которые бы привлекали людей?
- Именно. Главное отличие и особенность креативных индустрий в том, что основной их ресурс – это человеческий капитал. Музеи, кафе, места, куда приходят творческие люди, они влекут за собой развитие целой инфраструктуры, куда уже идут другие люди тратить деньги.
«ХОРОШИЕ МОЗГИ НУЖНЫ ВСЕГДА»
- Какие планы сейчас у вашей рабочей группы на ближайшую перспективу?
- 9 ноября у нас будет проходить demo day, на котором мы будем подводить итоги акселератора АСИ. Мы провели его со всеми регионами. И у нас сейчас получается 15 проектов – победителей, они будут делать питчинги – презентации своих проектов. Сейчас они проходят программу с наставниками, чтобы научиться красиво это делать. Далее представители бизнеса и министерств будут смотреть и предлагать им потом свою поддержку.
- Насколько наша креативная индустрия привлекательна для инвесторов?
- Хорошие мозги нужны всегда. Если говорить про Силиконовую долину, то они большие мастера эти мозги у нас оттягивать. Существует ряд проектов, где они обучают молодежь делать проекты. Двадцатилетние вообще лишены комплексов. Они быстро во всю эту динамику встраиваются. И получается такое картофельное поле стартапов. Они их делают один за другим. В результате создается кумулятивная энергия. Понятно, что не все предпринимательские идеи приживаются, но те, которые приживаются, потом выстреливают во всякие цифровые суперблокбастеры. Нам нужно стремиться к созданию такой же атмосферы.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Польза наставничества
Антикризисная менторская программа «Бизнес-наставники» дала возможность участникам получить поддержку опытных бизнесменов и экспертов, чтобы адаптировать свой бизнес к реалиям нового времени. С февраля по июль 2021 года обучение в программе прошли 560 предпринимателей из 75 регионов России. Зарегистрирован 221 наставник, которые провели 295 групповых и индивидуальных консультаций.
Согласно статистическим данным около 80% предпринимательских проектов закрываются в первый год своего существования. При этом выживаемость бизнеса, имеющего наставников, составляет больше 90%. Результаты участников программы показывают, что 91% смогли использовать информацию и навыки, полученные во время групповых занятий, 38% увеличили выручку уже по итогам первого квартала 2021 года, 45% увеличили конверсию в своих аккаунтах в социальных сетях, 14% создали новые рабочие места.