Инженер — это не только про логику, это ещё и про красоту
Е. Афонина:
- Приветствуем всех слушателей радиостанции «Комсомольская правда». И я сегодня предлагаю в какой-то степени, может быть, подвести итоги уходящего от нас особого года, Года науки, в России он был именно таким. Ну, и поговорить о том, к чему может привести вот это удивительное желание, когда не просто какие-то научные достижения рождаются, но и появляется не просто необходимость, а возможность и интересные идеи, как об этих открытиях рассказывать.
Именно для этого мы пригласили сегодня в студию начальника Управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана, руководителя стратегического проекта «Бауманская креативная индустрия»Марину Добринец. Марина Владиславовна, здравствуйте.
М. Добринец:
- Здравствуйте.
Е. Афонина:
- Знаете, сразу хочу вас спросить. Я понимаю, что вам как, в том числе, и победителю конкурса «Лидеры России», и человеку, который действительно понимает, как важно заниматься не просто популяризацией науки (очень такое громоздкое слово), а просто доступно и интересно рассказывать о самых сложных открытиях, вот для вас этот уходящий год, Год науки, он чем примечательным в какой-то степени стал?
М. Добринец:
- Вообще, замечательный год. Потому что у него же два названия, он Год науки и технологий. И для нашего Бауманского университета оба эти слова значат очень много. Это новые открытия, это новые лаборатории, это усиление коллективов, это повышенное внимание всех – и обычных людей, и тех, кто занимается научной деятельностью, ко всему, что сегодня создается в лабораториях. Год очень важный, и, конечно, за один год всех вопросов не решишь, но мы очень рады, что много мероприятий прошло, мы видим всплеск интереса молодежи, что для нас крайне важно, к теме науки и вообще к профессии «исследователь». Потому что это особое такое ремесло, особое занятие. В общем, можно сказать, что в этот год и мы многое сделали, и для нас было сделано очень многое.
Е. Афонина:
- Вы ведете одно из направлений в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». А что это за направление?
М. Добринец:
- «Креативная индустрия» это такой необычный проект для сложного технического университета. Все привыкли от нас видеть либо что-то железное, либо что-то, что нельзя пощупать, но что точно приведет к чему-то железному в будущем. А вот этот проект, который родился у нас на стыке науки, инноваций, технологий и искусства, что несвойственно бауманцам, и вот мы решили, что нужно объединить все эти усилия и сделать специальные площадки, специальные программы, которые будут раскрывать в ребятах этот творческий потенциал и способствовать тому, чтобы мы как можно больше изобретали нового.
Е. Афонина:
- То есть это такой синтез искусства и науки, получается?
М. Добринец:
- Да, совершенно верно, это такое объединение, полезное и той стороне, и другой, для того чтобы создавать новые продукты и новое качество этих продуктов.
Е. Афонина:
- А что в итоге получается, мне интересно, когда работает и творческая мысль, и вот такая креативная, к каким идеям это может привести, к воплощению этих идей? В чем они?
М. Добринец:
- Ну, это огромное количество продуктов. Мы даже не задумываемся сегодня, но, я не знаю, картинные галереи в онлайн-формате, или в VR-формате. Это создают, с одной стороны, люди, которые умеют разрабатывать диджитал-продукты. С другой стороны, нужно понимать искусство, как его правильно преподнести, для того чтобы показать.
Сегодня технологии помогают изучать мир по-новому, а искусство помогает доставить эти новые знания в человека так, чтобы ему было интересно, так, чтобы это было образно, понятно, показательно. И вот на стыке этих вещей рождаются и новые профессии в том числе.
Е. Афонина:
- Марина Владиславовна, мне интересно, вот такие креативные компетенции, о которых вы сейчас говорите, они… Как сами инженеры воспринимают эту креативную компетенцию, нужна ли она им?
М. Добринец:
- Вы знаете, как говорится, все новое это хорошо забытое старое. Потому что если мы действительно посмотрим в историю инженерной школы и вспомним, например, первого русского инженера Владимира Шухова, то те его конструкции, которые он возводил (и Шуховская башня, и крыша ГУМа, и многие эти сетчатые конструкции), они же были не ради красоты. На самом деле это инженерные решения, с учетом экономической ситуации, небольшого количества металла. И нужно было найти, с одной стороны, прочные решения, удовлетворяющие всем требованиям с инженерной точки зрения, а с другой стороны, экономически выгодные стране с учетом дефицита материалов. Но в итоге получились те произведения искусства, которые мы сегодня… И мы приписываем, что Шухов, может быть, он еще и архитектор. Но на самом деле это человек-инженер, и его мысль была инженерная. Это значит, что технологии и техника и, по сути, искусство, они всегда были между собой взаимосвязаны. Просто сегодня мы придаем этому особый… Особый взгляд на это обращаем, особое значение этому придаем. И уже начинаем понимать, что не просто уникумы должны сами состыковывать эти вещи, а давайте мы в государстве, в наших университетах будем делать такие программы, чтобы люди окунались и в искусство, и в инженерию, и вольно или невольно как можно больше рождались вот эти новые интересные проекты.
Е. Афонина:
- Как это здорово. А что уже в университете сделано? И что в рамках этого стратегического проекта реализовано?
М. Добринец:
- В Бауманском университете есть большая платформа, для того чтобы этот проект запустить. И нужно сказать, что мы его, конечно, не с чистого листа, не с пустого места начинаем. У нас очень сильно развиты творческие компетенции, но все это находится за пределами образовательной программы. У нас хорошие свои клубы, у нас есть свой Art Club BMSTU. Это такая целая братия ребят, это сотни студентов, которые и поют, и танцуют, и изучают звук, и делают, собирают гитары, и музыкальные композиции свои на компьютерах сегодня создают. У нас, конечно, есть свой технопарк. Это все, что связано с диджитал-технологиями, которые тоже в искусство сегодня внедряются.
Мы вот поговорили про VR, про геймдизайн и т.д. Ну и, конечно, здесь нужны профессиональные компетенции программистов. У нас ведущий факультет в этом направлении, мы совсем недавно, кстати, взяли премию, «РуСофт» первое место нам отдал по подготовке IT. И, базируясь на этом, мы, конечно, можем добавлять туда креативные компетенции, и получаются хорошие продукты, web-продукты, приложения и т.д.
Ну и, конечно, у нас есть кафедра промышленного дизайна в университете, потому что это тоже часть креативных индустрий. Очень важно, чтобы та продукция, которую мы выпускаем, инженерная, техническая, была еще и так упакована, и так преподнесена пользователю, чтобы он ее захотел купить, чтобы она максимальную пользу ему приносила.
У нас в университете есть молодежные конструкторские бюро. И, наверное, нашей публике тоже известен такой проект, как родстер «Крым». Это такой студенческий автомобиль, который ребята создали. И задача была – сделать его, с одной стороны, технологичным, а с другой стороны (возвращаясь к промышленному дизайну), сделать его таким симпатичным и таким притягательным, чтобы было желание купить именно этот автомобиль, выбирая из транспортных средств с небольшим бюджетом. Я думаю, что ребятам это точно удалось. И недаром мы сегодня видим повышенный спрос к этому яркому, такому молодежному, драйвовому родстеру.
Ну и, конечно, есть телестудия, конечно, есть своя радиостанция, конечно, есть свои фотографы. Конечно, мы проводим свои мастер-классы, у нас есть своя кафедра лингвистики. Это всё тоже сюда дают плюс, в креативную индустрию. Но и еще очень важная компетенция, которая у Бауманского университета уже существует на сегодняшний день, это в принципе опыт связывания вот таких разных областей в единое. В 90-х годах у нас появился факультет «Инженерный бизнес и менеджмент», когда мы поняли, что экономисты – это хорошо, инженеры – это хорошо, но нужны люди на стыке двух этих специальностей. Нужны управленцы, которые будут руководить предприятиями, которые будут знать, с одной стороны, инженерную специфику, с другой стороны, экономическую, и будут готовы завтра уже выходить, что называется, в производство. Или, например, стыковка еще двух интересных направлений. Это все, что связано с юридическими вопросами, с защитой интеллектуальной собственности, с раскрытием преступлений и тоже с технологиями. То есть мы все с удовольствием наблюдаем сериалы по телевизору, где с помощью технологий - кто на связь вышел сотовую, в компьютере пошевелились – и вот преступление раскрыто. Но такие специалисты не только в телевизоре. Сегодня таких специалистов нужно готовить для нашей отрасли, для наших специальных служб. И Бауманка тоже это делает, сочетая два разных направления.
Ну, а теперь мы взялись за новое дело. Есть искусство, есть, в том числе, театральное искусство. И очень много технологий, которые там используются. И инженеры, которых, доучивая креативным навыкам, мы получим тех самых людей, которые ставят фантастические шоу, которые делают подъемные механизмы и сцены настолько мобильными, чтобы, вообще, какое-то сумасшедшее воображение было, которые работают со светом, которые создают саунд для всего того шоу, которое происходит. В том числе сегодня это тоже направление на стыке инженерии и искусства.
Е. Афонина:
- Сегодня у нас с вами очень интересный разговор, на мой взгляд. Мы с вами наконец-то понимаем, что инженер – это не только про логику, это не только про науку, это еще и про красоту и искусство. И вот благодаря нашей гостье мы как раз в этом не просто убеждаемся, мы в этом убеждаемся на конкретных примерах. В студии с нами начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана, руководитель стратегического проекта «Бауманская креативная индустрия» Марина Добринец.
И, Марина Владиславовна, вот вы знаете, вы, действительно, очень много интересных проектов сейчас для наших радиослушателей, я думаю, просто открыли. Потому что многие даже не подозревали, что такое можно создавать на базе МГТУ им. Баумана. Но у меня возникает сразу вопрос. Ребята, которые принимают участие, студенты, вот в этих проектах, это какие-то особые ребята, талантливые, одаренные, с какой-то, я не знаю, там профессиональной сценографической жилкой, или еще какой-то? Или это любой студент может в этом принимать участие?
М. Добринец:
- Мы здесь, конечно, не берем на себя роль воспитанников и не заменяем собой все художественные университеты, которые есть. Мы, скорее, выходим с ними в симбиоз. Потому что наша задача, в том числе, не только научить бауманцев креативным навыкам, но и стать такой инженерной помощью, инженерной платформой, инженерной площадкой для тех творческих людей, которые хотят масштабировать свое творчество, которые хотят добавлять цифровые какие-то скиллы, так скажем, в свое творчество, что позволит им сделать его более доступным, более масштабным и привлечь как можно больше пользователей.
Поэтому здесь, не подменяя те творческие компетенции, которые есть, я, наверное, осмелюсь и скажу, что в креативных индустриях может заниматься любой человек и любой человек может найти себе там место.
Е. Афонина:
- Вот я знаю, что Бауманку ждет очень важное событие - в 2023 году открывается новый кампус. И это, конечно, уже совсем другой уровень, другой масштаб. Вот появятся ли новые возможности для студентов в связи с этим по развитию креативных компетенций?
М. Добринец:
- Да, безусловно. Но это не новый кампус, да, это вторая очередь кампуса, так скажем. И это очень важный момент для нас. Потому что мы не открываем новое пространство где-то в отрыве от того, что есть. Мы именно дополняем тот храм науки, который существует сегодня, новыми возможностями благодаря новым пространствам. И в этом новом пространстве в центре Москвы появится такая инфраструктура, мы называем ее Академией креативных индустрий, это как раз таки будет все то, чтобы ребята могли сочетать науку, технологии, предпринимательство и искусство.
Мы планируем, что там будет большое количество лабораторий, в том числе лаборатория цифрового дизайна, лаборатория 3D-моделирования, креативный кодинг. Это вот все то, что по созданию виртуальных пространств и дополнению нашей реальности еще какими-то прекрасными вещами. Мы планируем, что мы сделаем арт-студию, сделаем лабораторию саунд-дизайна. Потому что сегодня озвучка, конечно, это очень интересное направление. И с технической точки зрения очень интересное. У нас есть лаборатория изучения звука в университете, но мы сейчас занимаемся изучением звуков промышленных, да, где там шумопоглощение должно быть или, наоборот, где-то усиление звука. Но очень интересно, если под другим немножко углом посмотреть на эту лабораторию, то что они могут создать для прекрасного мира, для театров, для кино, для искусства и так далее. и вот тут мы тоже хотим их немножко развернуть в эту сторону искусства и сделать такую особую саунд-дизайн лабораторию.
Ну, и, конечно, вот в самом начале вы говорили о том, что важное направление, не направление, а важная задача сегодня – чтобы люди в широком смысле этого слова узнавали о том, что происходит в стране, что делает наука, какая она – российская наука сегодня, и чтобы мы создавали очень правильный образ о том, что действительно есть, а не о том, что вот нам, значит, всяческим образом стараются рассказать, в том числе из-за бугра.
Поэтому одно из направлений мы выбрали science communication лаборатория. Это то место, где любой человек, ученый, не обладая никакими компетенциями, может научиться правильно рассказывать, как это делать, как сегодня коммуницировать, какие социальные сети существуют, какой контент нужно для этого готовить. Они живут в удивительном мире. Они часто не догадываются, наши ученые-исследователи, о том, в каком удивительном мире они живут. Они уже научились писать научные статьи в лучшие журналы мира. Теперь очень хочется, чтобы они еще научились и писать такие простые тексты и показывать такие там интересные видео и фотографии.
Е. Афонина:
- То есть вы из них, что, блогеров будете делать?
М. Добринец:
- И блогеров в том числе. Чтобы мы, обычные люди, тоже могли знакомиться с этим удивительным миром науки и исследований.
Е. Афонина:
- Ну, вы знаете, я вам могу сказать, что да, пользуется невероятной популярность, вот как это ни удивительно, да, сложные темы, которые рассказываются очень интересно, визуализируются каким-то образом, собирается многомиллионная аудитория, просмотры зашкаливают. И это как раз доказывает, что тяга к этому есть. А как подавать – вот этому порой люди или, ну, это самородки иногда, да, вот они сами до этого доходят, ну, или, действительно, если есть такая возможность, можно научить.
У меня же тогда вопрос возникает: это будет какая-то корректировка в рамках уже существующих программ обучения? Или будут новые специальности, которые, ну, например, вот в следующем году уже появятся?
М. Добринец:
- Мы ставим себе такую амбициозную задачу и, честно говоря, сразу по двум этим направлениям. С одной стороны, мы себе поставили такой KPI, что к завершению программы развития нашего университета, к 2030 году мы сделаем так, что во всех направлениях подготовки, во всех наших специальностях ребята будут получать профессиональные креативные компетенции. Это значит, что мы будем пересматривать образовательные планы, дисциплины, которые туда входят, и добавлять вот эти компетенции, чтобы на выходе они у них были. Это первая задача. То, что касается широкой массы. Нужно обратить внимание, что сегодня в университете учится 27 тысяч студентов. То есть это, действительно, такой большой, масштабный проект. И большая, масштабная задача.
Е. Афонина:
- Это целый город.
М. Добринец:
- Да, это, действительно, целый город – Бауманка. Бауманка большая, интересная и такая очень смелая. И второе направление, которым мы будем заниматься, это, конечно, новые специальности, да, то, о чем мы говорили. Новые профессии. Ну, нельзя сказать, что это профессии завтрашнего дня. Я бы, честно говоря, сказала, что они сегодняшние, и что нужно успевать просто отвечать на этот вызов современной молодежи. Потому что они сегодня хотят быть там, я не знаю, заниматься анимацией, причем science анимацией, то есть всем, что связано с наукой. Они сегодня хотят в виртуальном пространстве создавать другой мир и рассказывать, в том числе, про науку об этом. Нужно просто находить эти новые специальности и удовлетворять этот спрос, который уже существует. Этим мы тоже будем заниматься.
Е. Афонина:
- Ну вот удивительно, да, Марина Владиславовна, мы говорим о университете имени Баумана, технический университет, да. И говорим об искусстве, о красоте, о культуре. Вот в таком случае у Бауманки какая миссия, вот если мы говорим именно об этом направлении?
М. Добринец:
- Ну, я бы сказала, что, ну, миссия университета не меняется, да, на самом деле тут, наверное, очень громко будет так заявить. Но для нас сегодня важно создать пространство, которое будет стимулировать ребят получать эти креативные компетенции. Мы видим, мы понимаем, что мы живем не в вакууме. Сегодня экономика претерпевает изменения. И мы знаем, что следующий век – это век экономики знаний. И в зависимости от этого должен измениться и портрет выпускника. И вот поэтому очень важно, у нас уже есть и научные компетенции, у нас уже есть на самом деле отчасти и креативные компетенции. У нас уже есть, конечно, исследовательские компетенции у ребят. И мы просто хотим все это совместить и создать пространство, которое будет это максимально масштабировать и тиражировать.
Е. Афонина:
- Ну и, наверное, финальный вопрос. Опять же, я просто хочу напомнить нашим радиослушателям, что наша сегодняшняя гостья – Марина Добринец, это выпускница собственно МГТУ Баумана, инженер. И вот, опять же, вот для меня это, конечно, закончить с красным дипломом технический вуз – это что-то невероятное. Но именно вам я и хочу задать этот вопрос. А вот какой мир будущего рисует для себя инженер, который заканчивает такой уважаемый технический университет?
М. Добринец:
- Ну, я, наверное, тут вообще остановлюсь только на определениях, если вы позволите, и кратко отвечу на этот вопрос. Я бы сказала, что новое качество жизни и новый мир он технологичный, он безграничный, потому что цифра не имеет границ. Он мультидисциплинарный, потому что именно на стыке разных дисциплин сегодня рождается новое знание и новые технологии. И самое главное, он, конечно, должен быть гармоничным. И вот эту гармонию, я очень надеюсь, что в нашу жизнь и сегодня приносит искусство, и если мы будем чаще к нему обращаться, то мир будет еще более гармоничным и таким приятным для каждого, кто в нем живет.
Е. Афонина:
- Да, ну что, Бауманка в очередной раз доказывает, что студент этого вуза, выпускник этого университета – это и физик, и лирик. И это здорово. Слияние техники и красоты, логики и искусства – это великолепно. Спасибо вам огромное. Я думаю, что наш разговор был интересен нашим радиослушателям, которые открыли для себя столь уважаемый университет, может быть, с неизвестной для них стороны.
С нами в студии была начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана, Марина Добринец. Марина Владиславовна, спасибо.
М. Добринец:
- Спасибо.