Чтобы Спилберг просился на Мосфильм. Как сделать российское кино популярным за границей
Ю. Грымов:
- Добрый вечер! Это программа «Культурный код». Сегодня у нас тема: как сделать российское кино популярным за границей? И вообще о расширении индустрии кино. Это очень важно. Конечно, кино входит в наш культурный код. И сегодня мы хотим поговорить о Московском международном кинофестивале, он уже 42-й. Он пройдут с 1 по 8 октября, участвует 180 работ. В основном конкурсе 13 картин из 10 стран.
С нами на связи Стас Тыркин, кинообозреватель «Комсомольской правды». Он еще член отборочной комиссии ММКФ. И я первый раз смотрю в глаза человеку, который отбирает, делает выбор между этим фильмом и этим, чтобы нам с вами было интересно и посмотреть всю картину мира кино. ММКФ – это большая история с 1935 года. Председателем жюри в 35-м году был Сергей Эйзенштейн, на секундочку!
Стас, вы на связи?
С. Тыркин:
- Да.
Ю. Грымов:
- Как вы считаете, сегодняшний ММКФ, пандемия, что там нет людей, шахматная рассадка, мы все это прекрасно понимаем, это сегодняшнее время. Влияние ММКФ – оно сегодня сильное? И когда оно было сильным? Или оно будет сильным? Я имею в виду влияние на киномир, в том числе, на зрителей.
С. Тыркин:
- Я по роду деятельности не могу вам сказать всего, что я думаю, но скажу, чтобы быть справедливым – это единственный фестиваль класса А в нашей стране. Класс А – это есть такая международная федерация кинопродюсеров FIAPF, которая надсматривает над тем, что происходит в мире с кинофестивалями. И она присуждает категории и следит за тем, чтобы они не накладывались друг на друга, соблюдали какой-то регламент, в частности, премьерный регламент, он обязателен для фестивалей класса А.
Короче, как не относись к ММКФ, это фестиваль класса А. В той же формально категории, как Канны, Венеция, Берлин, некоторые другие. Их штук 14 или 11.
Ю. Грымов:
- Нет, их гораздо меньше.
С. Тыркин:
- Или меньше. Нет, туда входят какие-то азиатские.
Ю. Грымов:
- Каирский фестиваль, Торонто, но неважно. Я думаю, что наши радиослушатели, которые увлекаются кино, знают эти фестивали.
Так вот, я про авторитет.
С. Тыркин:
- Про авторитет ММКФ. Я не знаю, в те годы не жил, когда у него, как мне кажется, был авторитет, а именно в годы оттепели. С другой стороны, в перестроечные годы, когда председателем жюри был Роберт Де Ниро, так сказать, страна была кому-то интересна. Это как бы фестиваль существует не на Луне, он существует в этой стране. Здесь и сейчас. И то, что происходит в стране, отражается на фестивале самым прямым образом. Когда есть интерес к России – есть интерес к фестивалю. Когда нет, страна находится немного в самоизоляции. И получайте то, что имеем. К тому же, в этом сезоне у нас самоизоляция еще и глобальная, так что, взятки гладки.
Ю. Грымов:
- Есть еще некое понятие политическое самоизоляции. 35-й год – это, сами понимаете, не самый легкий год для страны и для мира, там уже зрела фашистская Германия. И при этом все равно были цитаты, ссылки, разговоры, мечты иностранных продюсеров и актеров когда-нибудь сыграть с русскими актерами. Сегодня такого почему-то нет. Вы это связываете с политической ситуацией, что мы сейчас в некоей изоляции? Или с качеством картин, которые мы сегодня выпускаем.
С. Тыркин:
- Это вопрос очень сложный. Можно углубляться. Я с вами согласен на таком базовом уровне, но если войти в детали, все равно мы найдем и современных русских режиссеров, у кого вполне себе снимаются иностранные артисты. Другое дело, нужны они там? Хороши они там? Правильно ли там?.. У того же Звягинцева, Мизгирева, Серебренникова снимались иностранные артисты совсем недавно.
Ю. Грымов:
- Мы же говорим не про паспорт, мы не говорим про гражданство и национальность. Мы говорим про больших актеров, которые вписаны в индустрию кино. Вы сами знаете, что фамилия большого артиста для кинорынка сбыта имеет большое значение, тем более, международный успех.
С. Тыркин:
- По всем последним данным, в общем, в мире уже идут не на артистов. Никакой Джонни Депп и Бред Пит – это не главная приманка, которая привлекает зрителя, это точно, Но мы ушли от темы. Я вот попутно, пока вы говорили, вспомнил, что вот в нулевых годах Константин Лавронин был награжден призом за лучшую роль в картине Звягинцева. И у него была некая определенная международная история. Так же, как и у Ксении Раппопорт, к примеру. И так далее. Нельзя сказать, что этого ничего нет. Это происходит. Но, разумеется, не в тех пропорциях, когда в Москве у Калатозова снималась какая-нибудь Софи Лорен и прочее. Или у Бондарчука кто только не снимался в свое годы!
Ю. Грымов:
- При том, что старший Бондарчук, а Россия тоже была в изоляции, да?
С. Тыркин:
- Он благодаря «Оскару» прорвался в высшие сферы. И так далее. Вспомним «Сибирский цирюльник» Михалкова. Как ни относись к фильму, там снимались иностранные артисты. И довольно крупные.
Ю. Грымов:
- Я не ставлю это в заслугу или в недостаток. Я просто говорю о том, что насколько мы вписываемся.
С. Тыркин:
- На базовом уровне я с вами согласен, что мы в меньшей степени вписаны, притом, что все равно я не могу сказать, что совсем нет интереса к русскому кино. Оно есть. Только что закончившийся Венецианский фестиваль это показал, где было сразу три русских картины, что для Венеции очень много. Она не очень интересуется традиционно русским кино. И кино вообще восточной Европы. И кроме Кончаловского, который последние все фильмы показывал там, там было два фильма молодых режиссеров, которые никогда не были на этом крупнейшем и старейшем, кстати говоря, в мире кинофестивале, организованном Бенито Муссолини. А Сталин, кстати, подглядел у него. И ММКФ был формально вторым по счету. Это очень крупно, на самом деле.
Ю. Грымов:
- Конечно, мы же знаем, что первым кинопродюсером был Сталин, я не шучу. И гений Эйзенштейна раскрылся благодаря этому тирану.
С. Тыркин:
- Сначала раскрылся, а потом закрылся так же.
Ю. Грымов:
- Конечно, а потом пришел Хрущев, который вообще все закрыл. Хрущев все приоткрыл, появились люди, Хрущев закрыл. Потому что даже те люди, которые воспринимали Сталина, как и я, как монстра, но при нем было определенное развитие. И те люди, даже которые отсидели в лагерях, они писали в своих мемуарах о том, что все, культуре точно ноль, потому что пришел Хрущев.
Вы сказали фразу, за которую я хочу зацепиться. Не привлекают сегодня актера зрители. А что привлекает сегодня современного зрителя? Вижу, что вышел фильм «Стрельцов», понятно, что опять футбол, мы отдельно поговорим про спортивные драмы, это отдельная история. Опять Петров и так далее.
С. Тыркин:
- Это реальная статистика, почерпнутая мной из профессиональных изданий иностранных. В России, как всегда, может быть все по-другому. Действительно, на фильмы с Петровым, наверное, ходят. Просто иначе он бы не был в каждом втором русском фильме. Но тенденция такая в мире, что ходят на пакет.
Ю. Грымов:
- На какой пакет?
С. Тыркин:
- На пакет всего. То есть, если мы посмотрим самые окупаемые фильмы, в то же время высокобюджетные, они, как правило, сделаны все по комиксам. И в каких-нибудь «Мстителях» вы найдете больших звезд, но они там совершенно не главное, часть там и нет звезд. И никто не вспомнит фамилии режиссеров, хотя они вполне себе нормальные. И часто хорошие режиссеры.
Это фильмы, которые делают самую большую кассу. И основа их популярности…
Ю. Грымов:
- Это, как раз, говорит о том, что вот я в программе всегда говорим про то, что авторство ушло из кинематографа. Вы так считаете?
С. Тыркин:
- Я не совсем так считаю. Пакет, но мы говорим про коммерческий сектор. Есть совершенно другое – артхаус – слово, которое я не люблю, раньше называлось авторским кино. Оно есть. Иначе не было той же Венеции, которая представила там…
Ю. Грымов:
- Вы сейчас встаете на такую тропинку, с которой я буду спорить, но я просто часто говорю об этом. Авторское кино, понимаете, это Коппола, это Данелия, это Эльдар Рязанов - это авторское кино. Артхаус – не примешивайте в эту категорию экспериментальное кино. Это совершенно не правильно. Вы сами сказали, что люди смотрят комиксы и даже не знают фамилии режиссеров, поэтому авторство исчезает, мне кажется. И ММКФ, как раз, может взять на себя такую смелость – вытаскивать этих авторов.
У нас на связи Мария Безрук, кинокритик и продюсер. Добрый вечер!
М. Безрук:
- Добрый вечер!
Ю. Грымов:
- В этом году председатель жюри Тимур Бекмамбетов. Он заявил следующее: «Я так понимаю свою миссию – помочь замечательному коллективу, талантливым кинематографистам увидеть в фильмах картину нашего будущего». Мария, какое вы видите наше российское кинобудущее?
М. Безрук:
- После «Кинотавра» я его вижу достаточно оптимистичным, потому что чем больше проблем и препятствий у режиссеров, будь то отсутствие бюджета или пандемия, тем острее креативная мысль. И у нас огромное количество авторов, я совершенно с вами не согласна. Есть Юрий Быков, есть Борис Акопов, есть целое поколение, даже уже два поколения режиссеров-авторов, которые пишут сами сценарий, сами снимают фильмы, умеют работать быстро, с небольшими бюджетами. Пример тому Дмитрий Давыдов – победитель «Кинотавра», который снял кино мирового фестивального уровня за полтора миллиона рублей. Наше российское кинобудущее в моем представлении весьма оптимистично.
Ю. Грымов:
- Вы называете, безусловно, имена хороших режиссеров. Конечно, они существуют и снимают кино. Но это единицы. Я говорю про тенденцию. Сегодня люди, снимающие спортивные драмы в большом количестве – это что? Авторское кино или шаблон?
М. Безрук:
- Я считаю, что это индустрия. Я считаю, что без больших бюджетных фильмов не будет авторского кино, потому что авторское кино у нас в России в основном финансируется из государственного бюджета. И в основном министерством культуры. Но также часть авторских фильмов финансируется Фондом кино. Если в Фонд кино не будут приходить деньги, зарабатываемые фильмами того же Тимура Бекмамбетова, Юрию Быкову не на что будет снимать свои авторские фильмы.
Ю. Грымов:
- Вы сейчас или не хотите говорить правду, или уходите от ответа. Какое количество картин Фонд кино выдает безвозвратно на коммерческие картины? Вы знаете эту сумму?
М. Безрук:
- Статистики нет, потому что каждый год…
Ю. Грымов:
- Как нет? Почему? Есть Следственный комитет, он давно разбирался над этим вопросом.
М. Безрук:
- Регулярной статистики нет. Каждый год ситуация разнится. Вы знаете прекрасно, что есть три схемы. Полностью возвратная, частично возвратная и невозвратная. Каждый год эта цифра меняется в зависимости от того, какие проекты подаются. Я не готова сейчас вам сказать в процентном соотношении, какова эта ситуация.
Ю. Грымов:
- Вас не удивляет, что на коммерческие как бы успешные картины выделяются большие деньги налогоплательщиков из государственного бюджета? На коммерческие фильмы без возврата.
М. Безрук:
- На коммерческие фильмы безвозвратно практически не выделяются.
Ю. Грымов:
- Перестаньте! Хорошо, а фильмы Бондарчука? А вот эти его фантастические фильмы? Они же невозвратные.
М. Безрук:
- Как это невозвратные? Они возвратные. И как раз фильмы Федора Бондарчука последние были коммерчески весьма успешными.
Ю. Грымов:
- Я знаю это. Они успешные, но насколько я знаю, вторая часть была невозвратная. Или вы тоже об этом не знаете?
М. Безрук:
- Я не готова это сейчас обсуждать. Мы с вами говорим о ММКФ, давайте поговорим о ММКФ.
Ю. Грымов:
- Давайте. Вы знаете, Кирилл Разлогов отметил, когда он был у меня в эфире, относительно картин. Он говорил (прямая цитата): «Нормальное количество хороших фильмов в этом году - не больше, не меньше». Может, делать фестиваль, на котором будут только хорошие картины? А не просто количество.
М. Безрук:
- Невозможно заранее знать о том, какие фильмы будут в году. Фестиваль – история цикличная. Фестиваль должен проходить каждый год. Мировая индустрия производит кино. Фестиваль – это смотр, понимаете? Это объективный срез. Вот мы приходим и смотрим, какие тенденции в этом году, какие авторы, какие темы, какие артисты. И так далее. Фестиваль не может не пройти, потому что в этом году ситуация может быть субъективно чуть хуже, чем в прошлом. Это термометр, это тот инструмент, с помощью. Которого мировая кинематография понимает, в какой системе координат мы живем. Поэтому фестиваль обязан проводиться независимо от того, какого качества картины делаются в том или ином году.
Ю. Грымов:
- Вы могли бы сейчас сделать предварительный анализ, исходя из того, что представлено на ММКФ, какая картина киномира сегодня?
М. Безрук:
- В этом году нам повезло, потому что в двух основных конкурсах почти половина картин – это ленты российских кинематографистов, крупных российских кинематографистов. И для меня, как для человека, который делает Киноклуб русского кино это очень важно, потому что у меня будет шанс пополнить свой репертуар новыми замечательными фильмами.
Ю. Грымов:
- Спасибо, Мария!
Говорим о кино, о тенденциях, о влиянии, о том, является ли законодателем моды Московский кинофестиваль. На связи у нас Алексей Архипов, кинопродюсер.
А. Архипов:
- Добрый день.
Ю. Грымов:
- Алексей Архипов представляет свой фильм «Москвы не бывает». На что вы рассчитываете, когда участвуете со своей картиной на ММКФ? Какие у вас надежды?
А. Архипов:
- Хотелось, чтобы увидели коллеги по цеху, чтобы увидели профессионалы. Профессиональное мнение очень важно. У нас это премьера. Во многом, надеюсь, участие в фестивале влияет на дальнейшую судьбу фильма, в смысле того, сможет ли он дойти до зрителя.
Ю. Грымов:
- Вы серьезно в это верите?
А. Архипов:
- Да, вполне. А почему нет?
Ю. Грымов:
- У меня есть практика. Мой опыт показал, что если мы говорим про любые московские фестивали, как правило, движение в прокате почти не создается.
А. Архипов:
- Вообще прокат – это отдельная история. Большой разговор.
Ю. Грымов:
- Именно поэтому он не связан с кинофестивалем. А я считаю, что это большое наше упущение. Кирилл Разлогов у нас в гостях говорил очень правильные вещи. Но он сам признался, что он этого не смог достичь. Он сказал: мы бы очень хотели, чтобы даже номинация, участие в фестивале было уже движение и карьерное, и прокатное. Сегодня этого не случилось.
А. Архипов:
- Я хорошо это понимаю. Это абсолютная правда. У нас фестивальная система, система презентации самого интересного с прокатом связана очень слабо. Но это оценка нашей работы.
С. Тыркин:
- Позвольте, я тоже скажу два слова. Я видел фильм «Москвы не бывает» и участвовал в его отборе. Завтра буду его представлять вместе с творческой группой. Можно что угодно говорить про ММКФ, и вы будете правы во многом, но реальная жизнь показывает, что для таких небольших фильмов, с достаточно скромным бюджетом, представляющих то, что раньше называлось параллельным кино, для такого фильма как «Москвы не бывает» важно то, что он будет показан на ММКФ. В то время как другие какие-то фильмы не будут показаны. Отбор у нас имеет место. Не только для маленьких фильмов. Для фильма «Серебряные коньки», который такой большой практически русский Голливуд, тоже важно открывать ММКФ. Русским прокатчикам и продюсерам важно участвовать в ММКФ. Иначе не было бы столько русских фильмов. В том числе фильма Тодоровского, который у нас не последний режиссер и продюсер. Ни других фильмов.
Ю. Грымов:
- Съемочная группа, люди, которые вкладывали туда свой талант, свои надежды и страхи, чтобы они сильно не концентрировались. Чтобы они были заняты собой, желанием рассказать историю. Ну вдруг какое-то невнимание. Чтобы люди не замыкались и не превращались в людей кино, которые сразу начинают на них обижаться. Чудо, что вы вообще снимаете кино.
А. Архипов:
- Мы наше кино снимали вообще без копейки господдержки. Это была наша принципиальная позиция, чтобы мы могли ни на кого не оглядываться. В этом смысле мы понимали, на что мы идем. Мы понимали, что чудеса случаются в основном в нашей жизни поганые. А что делать? Мы очень хотели об этом сказать. И мы сказали.
Ю. Грымов:
- Вы относите свое кино к странному понятию русский Голливуд, как назвал его Стас?
С. Тыркин:
- Если вы посмотрите «Серебряные коньки», вы увидите, о чем я сказал.
Ю. Грымов:
- Я последние десять лет вижу все эти спортивные драмы и удивляюсь мудрости отборщиков, что открывает кинофестиваль спортивный фильм про коньки. А закрывает его тоже спортивный фильм – про фехтование.
С. Тыркин:
- Это немножко другое. Я абсолютно разделяю ваш пафос и скептицизм относительно спортивных драм, которые заполонили русское кино. Но объективно говоря, «Серебряные коньки» не имеют никакого отношения к спортивной драме. Это сказка, совершенно другой жанр. Это «Титаник».
Ю. Грымов:
- «Титаник» - это целый жанр?
С. Тыркин:
- Я привожу вам пример, референс, которым, я уверен, пользовались и авторы. Режиссер Михаил Локшин в свое время снимал рекламу, так же как и вы. Там абсолютно другой бэкграунд, другое отношение к предметному миру.
Ю. Грымов:
- Алексей, ваше кино «Москва не бывает», вы русский Голливуд?
С. Тыркин:
- Это не Голливуд.
А. Архипов:
- Кино очень разное. Есть фильмы-аттракционы, высокобюджетные. Есть артхаус, который имеет свою специальную аудиторию. Мы никакого отношения не имеем ни к аттракционам, ни к русскому Голливуду. Но мы и не артхаусный фильм сняли, как я думаю. Скорее, это арт-мейнстрим. Это то, чего сейчас практически нет в российском кино. Это то, что было в советском кино.
С. Тыркин:
- Как же нету? Посмотрите фильм «Китобой», который всем нравится.
А. Архипов:
- Согласен. Я имею в виду не в смысле того, что это мало снимают. В последние несколько лет появилось очень много в разделе кино для зрителя, но при этом какого-то умного и про что-то. Это то, что в советском кино было главной несущей конструкцией. Я имею в виду, что в прокате этого практически нет. Есть немного людей, которые прокатывают артхаус на свою аудиторию и прокат этих аттракционов. А как раз вот это кино, мне кажется, очень хорошее дело. Мне кажется, зрителю это нужно. Это кино, которое и смотреть интересно, и есть о чем подумать.
Ю. Грымов:
- Спасибо. Я желаю вам, Алексей, сохранять эту уверенность в себе, в коллективе, в зрителях. Хорошей вам прокатной судьбы.
Стас, у меня такой к вам вопрос. Вы сами чувствуете некую ответственность? Алексей Архипов сказал ключевую фразу: мы сделали кино на свои деньги, не прибегали к бюджетным деньгам. «Стрельцов», «Серебряные коньки» - это бюджетные деньги. Вы чувствуете ответственность, что этим независимым продюсерам нужно помогать? Или по барабану?
С. Тыркин:
- Ну как – по барабану? Я не только кинообозреватель в газете, но я еще и куратор, я работаю не только на ММКФ. Я шесть лет вместе с Артемом Михалковым и Полиной Зуевой делал фестиваль «Движение», который проходил в Омске, который был национальным фестивалем кинодебютов. Мы показывали фильмы, сделанные на коленке, сделанные независимыми продюсерами, сделанные без копейки бюджетных денег. Фильм, который получил гран-при в этом году на «Кинотавре» якутского режиссера, его открыли мы на «Движении», его предыдущий фильм «Костер на ветру» получил у нас призы. И вот результат – следующий его фильм уже выигрывает на «Кинотавре».
Ю. Грымов:
- Я понимаю, как делаются фестивали. Это хорошо. Я говорю о том, что я приглашаю в программу режиссеров театра, говорю о театре, о новых спектаклях, о тенденциях. Может, нам есть смысл что-нибудь сделать серьезное в рамках «Комсомольской правды» по поддержке вот этого независимого кино? Очень важно поддерживать людей, которые рискуют. Особенно на старте. Среда очень жесткая, очень невнятная и завистливая. Я считаю своим долгом помогать молодым, начинающим.
С. Тыркин:
- Я в силу своих скромных сил уже это делаю. Фестиваля «Движение», к сожалению, больше не будет. Но мы ищем другие формы. Я всегда освещаю и в газете фильмы не только мейнстримные, но и фильмы, которые обращают на себя внимание, так называемое фестивальное кино, артхаус. Алексей сказал, что у нас редкость арт-мейнстрим. Это неправда. Практически весь конкурс «Кинотавра» этого года – это и есть российский арт-мейнстрим. Фильмы хуже, лучше, удались, не удались, но они имеют некое отношение к арту и к мейнстриму. Обычный зритель сможет их посмотреть и все там поймет. Это не бином Ньютона, чтобы не разобраться в фильме «Китобой» или в новом фильме Ивана Твердовского.
Ю. Грымов:
- Как вы считаете, нас еще долго будут беспокоить спортивные драмы?
С. Тыркин:
- Не мне вам рассказывать, как устроена киноиндустрия. Не только у нас. Наша как раз учится. Та же голливудская киноиндустрия устроена уже гораздо более хитро.
Ю. Грымов:
- Голливудская – это частная история. А когда мы говорим про спортивные драмы, это государственное кино.
С. Тыркин:
- Но они смотрят на какие-то модели и понимают, что если что-то удалось, то нужно бить в эту точку. Если собрали деньги и были успешными у зрителя фильмы «Движение вверх» или «Легенда 17», то нужно продолжать, пока все виды спорта не закончатся. Я разделяю ваш пафос и по-разному отношусь к фильмам «Серебряные коньки» и «На острие». Это и по жанру разные фильмы, и по качеству, и по всему. Но просто вы не абсолютизируйте. Действительно, это такая выставка. Фестиваль в Венеции самый первый и был назван не фестивалем, а выставкой. Что сделали за год, то и представляют. Чем богаты, тому и рады. Если двести фильмов на фестивале, разумеется, не может быть двести шедевров. Понятно, что на любом фестивале есть просто куча балласта.
Ю. Грымов:
- Был прекрасный режиссер Калатозов, который был удивлен модели – бить в одну точку. Он удивлялся тому, что происходило в Америке. Он говорил, что эта модель ужасающая. Потому что в российском искусстве кино всегда художник шел своим путем. Радуясь за того художника, который достиг успеха, но все-таки шел своим путем.
С. Тыркин:
- Вы говорите о художниках, которым несомненно был Калатозов. Но у нас в памяти остаются шедевры. Но если мы посмотрим на советскую киноиндустрию, мы там найдем столько барахла…
Ю. Грымов:
- У нас в гостях был Стас Тыркин. До свидания.