Как с пользой и для родителей и для детей организовать летние каникулы
А. Милкус:
- Здравствуйте, наши уважаемые радиослушатели! Это «Родительский вопрос». И у нас есть сюрприз, со мной замечательная соведущая, надеюсь, что это будет постоянно – Мария Баченина. Человек, у которого есть премия за верность науке, за замечательный цикл научных передач на Радио «Комсомольская правда»
М. Баченина:
- «Передача данных». Спасибо, Александр Борисович, постараюсь оправдать ваши ожидания.
А. Милкус:
- И сегодняшний наш гость – эксперт, замечательный психолог и ведущий эксперт института образования Высшей школы экономики, главный редактор журнала «Исследователь» Алексей Сергеевич Обухов. Здравствуйте, Алексей Сергеевич!
А. Обухов:
- Я вас всех приветствую!
А. Милкус:
- У нас программа с банальными вопросами, но каждый раз эти вопросы родители задают и не очень слушают советов. Надеюсь, мы сегодня сформулируем их так, чтобы они прислушались.
Несколько дней назад моя хорошая знакомая, внимательно относящаяся к воспитанию 12-летней дочери, мне жаловалась. Она приехала на дачу, она не читает школьный список литературы. Как ее заставить читать?
Я ей сразу: не надо ее заставлять. И в глазах мамы ужас, что ребенок не прочтет этот список школьной литературы. Как объяснить маме, что тревожиться не надо? Или надо? Может, я не прав.
А. Обухов:
- Для содержательного чтения на дом, мне кажется, это странное действие, поскольку летом много чего можно делать, помимо того, что читать книжки. Другое дело, что увлечь чтением книжки вполне, особенно пребывая вместе с ребенком где-то на даче, вполне реалистичная история. Заставить читать книги – это дело не просто не благодарное, а полярный эффект тому, которого добиваются. Отбить желание и вкус к чтению интересной литературы.
Другое дело, что такой ход, если ребенок не читает, ввести в режим жизни семьи на даче, вечернее чтение книги, это вполне реалистичная история. Более того, тут можно сначала совместно выбрать книгу, с какой начать. На лето бывают вполне себе интересных книги в списках, которые можно начинать читать вместе, передавая друг другу по главе, увлекаясь сюжетом. А там дальше вроде как маме нужно куда-то отъехать, а сюжет уже захватил. И тут вдруг ребенок и начнет читать сам.
Другое дело, идея, что школа задала и это от корки до корки нужно выполнить, мне кажется, она пагубна сама по себе, поскольку школа давно перестала рассчитывать реальные возможности по объему времени в деятельности ребенка. И та идея, что зададим больше, будет знать лучше, она патологична, поскольку это не так. Не от объема, а от качества освоения той или иной информации, проживания ее и проработки особенно в деятельности зависит эффект. А летом самое интересное – это что-то изучать на природе в новых местах, в новом пространстве, наконец, покинуть те привычные застенки, а школа вроде как закрылась на лето, а вот застенки дома тоже стоит покидать.
А. Милкус:
- Правильно я понимаю, что вы говорите о том, что заинтересовать чтением, и не беда, если это произведение будет не из школьной программы? Не из списка.
А. Обухов:
- В школьной программе могут быть вполне интересные книжки. Я про то, что заставить читать подростка книжки, потому что школа велела, это не эффективно. А через совместные действия с ребенком, на то оно и лето…
М. Баченина:
- Я могу подтвердить. У меня два примера и оба эффективные. Я вернулась с мыслями в третий класс и я не прочитала ни одной книги за лето. И мне поставили два за дневник чтения. А моя тетя-библиотекарь, она нашла подход. Она смотрела список, говорила, боже, Крапивин – это же жутко интересно! «Мальчик со шпагой»! Я ей доверяла, тетя – это не мама, не папа, это друг, товарищ, соратник и брат. «Машк, там так про любовь!», все, это был наш с ней пароль вечный: «Таня, там есть про любовь?» - «Есть!». Есть или нет, я читать начала.
А с сыном я сейчас практикую то, о чем сказал Алексей Сергеевич, «Алиса в стране чудес», вечернее чтение. И сюжет, на мое удивление, захватил. И книга еще приятная на ощупь.
А. Обухов:
- Я бываю часто в отдаленных селах. И обязательно там посещаю сельские библиотеки. И почти все библиотекари этих отдаленных сел говорят, что летом у них сильно повышается число читателей за счет приезжающих на лето детей, которые в какой-то момент начинают скучать, особенно если в этих селах отсутствует устойчивое телевидение или интернет…
А. Милкус:
- А таких сел у нас много! И даже в центральной части страны.
А. Обухов:
- Да. И начинают читать.
А. Милкус:
- Родители, хороший совет! Если вы выбираете дачу, выбирайте дачу, где плохо работает интернет.
А. Обухов:
- Хотя тоже такой тонкий момент. Я вчера был на даче у друга под Звенигородом. И там два ребенка разного возраста. Один скоро пойдет в школу, другая школу вот-вот закончит. Я туда приехал вчера днем. Говорю, у вас тут усадьба рядом, давайте сходим. И лучше всего поддержали эту идею отнюдь не взрослые, а дети. А дальше, понимаете, усадьба как-то связана или вписана с литературой и в литературу. И это можно все легко завязать друг от друга.
Понятно, что к каждому ребенку свой подход, но родитель, если он озадачится этой задачей, он найдет тот ход, как заинтересовать чтением той же литературы. Любовь к чтению – это очень важная часть в развитии и воспитании. Если ребенок читает много, что ему интересно и кто-то ему помогает новигировать в интересной литературы, это даже компенсирует недостатки школы. Человек сам научается работать с информацией, подбирать ее под себя. Мне кажется, что это очень важная задача.
Но я бы точно лето не схлопывал к задачам чтения литературы.
А. Милкус:
- Не обязательно руководствоваться списком литературы, который дал учитель. В интернете есть много списков книжек, которые хорошо бы прочитать летом, которые увлекают чтением, которые составили известные педагоги-литераторы. Это и список Осоновой, и Аси Штейн. Посмотрите внимательно. Антон Скулачев, разные…
А. Обухов:
- Вы говорите про Асю Штейн и Антона Скулачева, с Асей мы вместе уже почти тридцать лет работаем и возим детей, увлекаем разным чтением. С Антоном мы дружим соседними школами. И это, действительно, так, что это те люди, которые сами умеют увлечь чтением, поэтому составили список из понимания, что детей цепляет.
А. Милкус:
- Не обязательно летом вгрызаться в ту школьную программу, которую предстоит пройти. Если ребенок будет читающий, если ему будет интересно, тогда, когда придет его время, а не тогда, когда решили методисты, он эти замечательные книжки – русскую классику, стихи прочтет.
М. Баченина:
- У меня другая проблема. 11-летний сын. Подросток. Он не ходит гулять. Да, у него нет друзей «на районе», как сейчас любят говорить. И те, с кем он знакомится, его чаще отталкивают. Компании нет.
А. Обухов:
- Могу повториться и быть занудой в какой-то мере. Дело в том, что любые дела, если они начинаются как зачин, это очень важно – действие вместе. Мы понимаем, что и мы-то ходили во многом гулять, потому что нам было с кем там гулять. И мы не ради гуляния ходили. Если мы говорим, что у ребенка гулять не с кем, это вполне, особенно для младшего подросткового возраста может быть такая проблема, потому что запрос на взаимодействие со сверстниками есть, а способа, навыка, опыта ну, нет.
А. Милкус:
- Алексей Сергеевич, эта проблема, что дети не гуляют, не общаются, не умеют общаться, ведь это же правда, идешь, подростки сидят на лавочке и все друг с другом общаются переписываясь в чате. Но ведь эта проблема и нашей урбанистики, наших городов, потому что у нас нет дворов. Я вырос во дворе. И хотел бы я, не хотел бы, я общался со всеми, кто в этом дворе жил. И родители меня отпускали, потому что это двор и все видят, что происходит.
Проблема – нет двора. С другой стороны, вот вы, когда рассказывали, как вы ночами подростком ходили на биостанцию, я не уверен, что большая часть родителей согласится отправить молодого человека лет 11-12 одного через лее…
М. Баченина:
- Почему через лес?
А. Милкус:
- Это я фантазирую.
А. Обухов:
- Не одного. Я был с приятелем.
А. Милкус:
- Но тоже с таким же.
А. Обухов:
- Но там надо оговориться, что отпускала меня не мама, а бабушка и дедушка. Бабушка у меня было 1916 года рождения старой закалки и представления о том, что хорошо и что плохо еще из старой интеллигенции досоветского периода. Она воспитывалась людьми, которые выросли тогда. А дедушка так просто академик. Но в этом плане он был в науке, ему было все равно, главное, чтобы не мешал внук ему заниматься наукой.
А. Милкус:
- Чтобы не путался под ногами. Хорошая воспитательная стратегия!
А. Обухов:
- Кстати, про то, как я увлекся игрой в шахматы. К деду приходили иногда другие академики. И после их совещаний каких-то они играли партию, а то и не одну в шахматы. И по определенным правилам меня допускали до просмотра этой партии только при условии, что я не мешаю, не комментирую, не задаю глупых вопросов в этот момент.
Мы знаем, что увлечь чтением можно, только если ты сам читаешь или вместе с ребенком читаешь. То же самое с прогулками. А если мы сидим упорно дома, детей только насильно выгоняем гулять, то ребенок это рассматривает, что он маленький, а взрослые родители сидят дома, не гуляют, это их прерогатива. А мы знаем, что у тех же подростков желание быть взрослым, как ни странно, существенный жизненный мотив, хотя сейчас это тоже не у всех, это трансформируется у многих, но все же. И вот та идея, что прогулка, если хотеть, чтобы твои дети гуляли, то ты должен тоже гулять и получать от этого удовольствие. Кроме того, если люди интеллектуальной профессии, то есть известный феномен Пуанкаре, о нем много пишет и говорит сейчас Диана Богоявленская – известный специалист по психологи творчества, одаренности. Оно связано с тем, что Пуанкаре в своих дневниках писал, что все основные его великие математические открытия происходили в момент его прогулок. И вот это вот хождение, кроме того, сейчас известный феномен билатериальной стимуляции мозга – эта двигательная активность, что мы левой и правой, правой и левой, она активизирует и процессы мозговой активности, которые позволяют разрешать те задачи и вопросы, над которыми мы интенсивно думаем. Тут очень важно, что не просто я гуляю, вдруг что-то мне сверху спускается как озарение.
Другое дело, что на прогулке, особенно совместной прогулке, по ходу дела можно о чем-то поговорить, обсудить, на что-то обратить внимание, это очень важная задачка. Задачка по жизни. Более того, прогулки могут быть очень разного типа. Я вот никак не соберу свой старый велосипед, но вот у меня друзья часто стараются прогулки варьировать способом: пешком, на велосипеде или еще каким-то средством. Для того, чтобы разные типы активности были и так далее.
Другое дело, что задача при этом вовлечения ребенка в круг сверстников, с которыми им интересно, это тоже немаловажная задача, если мы говорим о младшем подростковом возрасте. Но здесь очень важно понять, найти какое-то пространство и вид деятельности, которые бы увлекали твоего ребенка. И там были бы дети, которые тоже этим увлечены.
А. Милкус:
- Алексей Сергеевич, действительно, серьезная проблема – создать вокруг ребенка круг общения. Это тоже задача родителей? Или как повезет?
А. Обухов:
- Действительно, школа – это такая вещь, которая обязательная. И там сложится или не сложится, непонятно. И для этого круг сверстников по интересам, для этого есть огромные ресурсы того, что у нас формально называется дополнительное образование, которое может быть разных форм, организаций. Дополнительное образование – важное пространство для самореализации. Тут ключевой момент, что взрослый за ребенка решил, что ему нужно и он будет заниматься этим, а очень важно поддержать этот интерес. И помочь включиться. Притом, что та идея, что все дорого, ну, иногда бывает, но часть нет. Часто просто не посмотрели, что есть, что можно использовать для развития ребенка. И дополнительное образование – это круг по интересам. И тот момент, что нахождение себе товарища, сверстника, который заинтересован той же проблемой или той же тематикой, тем же видом деятельности, это, скорее, не школа. Порою очень важно, чтобы дополнительное образование было не в школе, а в ином пространстве, в том числе, социальном, где подросток, например, у которого сложная коммуникация в школе, он мог бы найти это пространство, где коммуникация бы разворачивалась независимо от отношений в школе.
Это очень важная составляющая. Другое дело, все наши исследования в институте образования, дополнительного образования обнаружили, что использование дополнительного образования сильно определяется родителями.
М. Баченина:
- Ой, неправда! Не факт. Я и все мои знакомые, прислушиваемся: а чего ты хочешь, ты точно хочешь? Иногда насильничаем, конечно, но все равно даем…
А. Обухов:
- Я немного про другое. У нас сейчас действует государственная программа, где очень четкий показатель доведения до 80% популяции детей, которые бы были включены в дополнительное образование. Во многих регионах этот показатель был очень маленький. И вот обнаружилось, что во многих регионах это большая проблема, что много детей не используют для своего развития ресурс дополнительного образования. Не потому, что его нет. И самое сложное, что требует отдельных усилий, оказалось, что именно позиция родителей в отношении ценностей дополнительного образования, что это важно и нужно.
Мы с вами из определенного круга, которые сами это использовали. И видим в этом ценности. И у нас с этим проблем нет. Но те родители, которые сами не занимались дополнительным образованием, которые чаще всего не имеют высшего образования, они не видят ценности в образовании, в том числе, даже социальной ценности.
Мы сейчас работали с рядом регионов, где приходилось, а там строили фантастические всякие центры дополнительного образования в каком-нибудь горном ауле, а оказалось, что там годы полтора нужно искать пути и дорожки к родителям, чтобы сказать, что отпустите ребенка туда, там не страшно, там интересно, там будет он занят делом.
М. Баченина:
- Да, беру свои слова обратно. Имела в виду, что «нет, пойдешь на дзюдо, и все!».
А. Милкус:
- Ничего такого в этом плохого… Не знаю. Как можно спрашивать у ребенка, хочешь этого или не хочешь, когда он не знает? Он должен попробовать.
М. Баченина:
- Тогда узнает.
А. Милкус:
- Я считаю, что чем больше кружков, которые человек посетил, допустим, ему не понравилось, он попробовал что-то еще, это лучше. Он при этом нащупывает свой путь.
М. Баченина:
- С этим даже спорить не буду ни за что! Вы правы на сто процентов! Просто иногда человек говорит, нет, я выступать боюсь, хоть я и знаю, что я артист. И ты не будешь туда заталкивать. В эту театральную студию.
А. Милкус:
- Со временем придет сам.
М. Баченина:
- Вот именно! К славе-то.
А. Милкус:
- Алексей Сергеевич, один из моих собеседников, когда мы обсуждали дополнительное образование, сказал, что есть критический день, когда ребенок понимает, его это или нет. Это восьмое занятие.
А. Обухов:
- Число «восемь» не знаю, насколько оно экспериментально доказано, другое дело, что есть этап первичного восприятия, адаптации, включения, есть некоторые фазы. У детей они по-разному с точки зрения числа занятий, это зависит еще от типа занятий, частотности и так далее.
Другое дело, что договориться о каком-то числе, и оно не бесконечное, оно вполне охватываемо сознанием самого ребенка, что давай ты проживешь этот адаптационный период, дальше примем решение. Это правомерный ход. Первый эффект, особенно у детей, которым трудно адаптироваться к новому, потому что нет богатого опыта принятия разнообразия и новизны – это очень важная задача. Этот момент, попробовать прожить адаптационный период – это важная часть. Это как в психологии туристических групп, кризис какого-то дня.
А. Милкус:
- Третий и седьмой.
М. Баченина:
- Это как в супружестве годы.
А. Обухов:
- Да. И в этом плане подтвердить число «восемь» мне трудно, но то, что важно пережить адаптационный период и после него принимать решение, с одной стороны, не надо затягивать то, что мучает. С другой стороны, нужно разобраться: тебе интересно или просто страшно, потому что новое, никого не знаешь, ни с кем не подружился, поэтому после первого или второго занятия говоришь, что не хочу туда ходить.
М. Баченина:
- Алексей Сергеевич, лето – это повод вырваться из застенок, в первую очередь, дом. А если родители никуда не уезжают в отпуск, какие походы, мероприятия, допустим, сесть на транспорт любой и съездить на ВДНХ – это вырваться или это еще не вырваться? Примеры нужны, чтобы было ощущение у ребенка – вырвался! Впечатления!
А. Обухов:
- В любом случае должна быть новизна пространства с новизной деятельности. Все большие города сейчас предоставляют огромный репертуар возможностей, более того, можно подобрать как раз под своего ребенка какие-то интерактивные действия и программы, а не просто прийти на скучную экскурсию или еще куда-то. В Москве вообще действует такая большая программа «Москва – город открытий», которая подразумевает интенсификацию разных видов активности, которые могут выполнять образовательную ценность, даже которая в голову не придет (на каких-то производствах, в каких-то неожиданных местах и территориях). Это действительно очень важно.
А. Милкус:
- Давайте мы Москву не будем рекламировать, все знают, что в Москве большие возможности.
А. Обухов:
- В Петербурге еще выше.
А. Милкус:
- Я бы прорекламировал и напомнил родителям, что есть такая замечательная история – «Пушкинская карта», которая работает сейчас практически по всей стране. Обратите на нее внимание, на этой карте есть определенная сумма денег, которые ребенок может потратить на свое развитие – входить в городской краеведческий музей, сходить на какой-то образовательный сеанс в кинотеатре, какие-то книжки электронные закачать. Очень хороший проект, многие регионы уже сейчас в него вошли.
А. Обухов:
- Да. Например, я сейчас со студентами ездил в Вышний Волочек и его окрестности. Надо сказать, что малюсенький городок, и там мы нашли огромное количество пространств, где можно развернуть очень содержательную деятельность и взаимодействие с детьми такого исследовательско-поискового характера, познавательного. Ну, помимо очень интересного краеведческого музея там, каждый зал которого может быть отдельным выходом, если он будет сопряжен с какими-то еще задачами. Потому что там удивительный археологический зал, палеонтологический зал. После палеонтологического зала, например, можно сходить на местный какой-нибудь известниковый карьер, найти ископаемые какие-нибудь и т.д. То есть на каждой территории есть что-то.
Я езжу больше по стране, чем хожу по Москве, и я для себя сейчас думаю, куда вписать в график посещение целого ряда музеев Москвы, до которых я никак не дойду, в основном музеи-квартиры кого-нибудь, а в других городах я знаю зачастую что-то с музеями чаще и больше. Но та идея, что на самом деле что-то интересное может оказаться здесь и рядом… У нас очень часто такой феномен слепого пятна, когда мы смотрим куда-то вдаль, если отдыхать, то обязательно куда-то ехать очень далеко, а оказывается, это совсем рядом. Например, я с коллегами недавно ездил, буквально в 20 километрах от дачи места, которые, оказывается, я никогда не посещал. Мне это в голову не приходило, потому что я ездил куда-нибудь на Алтай, в Бурятию или в Мексику, а тут, в 20 километрах от дачи, село Остров, которое со времен великих князей обустраивалось, и, оказывается, там жутко интересная история, архитектура и многое другое.
Так что в этом плане найти место… Я согласен, что в больших городах все перенасыщено, и там проблема выбора, куда пойти. Но и в самых простых населенных пунктах можно найти много чего интересного. Я был в экспедиции с лицеистами прошлым летом в бесермянском селе Юнда в Северной Удмуртии, и там в окрестностях оказалось огромное количество интересных мест. Они интересны с точки зрения культуры бесермян и многого другого. Мы даже не везде успели сходить, и куда местные дети тоже не всегда, как выяснилось, ходят. Другое дело, что можно озадачиться и сходить вместе с семьей. В этом плане совершенно не обязательно ожидать, что только в больших городах, с большим списком мест для разных активностей можно содержательно провести время.
А. Милкус:
- Мы упираемся, конечно, в такую историю: можно пойти, можно включиться. Но даже в небольшом поселке Варнек на острове Вайгач в Баренцевом море, где интернета точно нет, дети бегали по селу с мобильными телефонами (ну, у них музыка, игры были закачаны). Мы не можем обойти эту проблему, что дети все равно ходят куда-то или общаются с планшетом или с телефоном в кармане. Что здесь делать, с вашей точки зрения? Перевести это в какую-то позитивную историю, чтобы походили по виртуальным музеям, послушали интересные образовательные программы, скажем, на канале «Арзамас». Но мы же знаем, что, скорее всего, как только вы отвернетесь, будет многопользовательская или индивидуальная игра, но не эта образовательная история. Что делать?
А. Обухов:
- Мне кажется, здесь важно не в смысле, что выход в виртуальное пространство с помощью гаджета, а с помощью этого гаджета фиксация чего-то интересного здесь и включение в виртуальное пространство. Такого рода прецеденты сейчас появляются, они ширятся. Например, кружковое движение в самое первое лето пандемии придумало проект «Гербарий-2.0», и в него вовлеклось огромное число детей. Такая, что называется, гражданская наука, когда они на своем острове, овраге или еще где-то фиксировали биоразнообразие, определяли (там есть цифровые программы с определителями). Это, оказывается, очень увлекательное дело.
А. Милкус:
- То есть когда ты используешь технику для развития. Есть же программы, можно определять по фотографиям птиц, животных.
А. Обухов:
- И не только по фотографиям, но и по звучанию голоса. Да, есть такие программы.
М. Баченина:
- Созвездия можно изучать.
А. Обухов:
- Да, смотреть на звездное небо, определять созвездия, определять по листам, цветам или плодам виды растений, есть программки подсчета биоразнообразия и многое другое. И это будет сейчас активно развиваться, это уже происходит. Понятно, что есть какие-то платформы типа наших партнеров «ГлобалЛаб», там есть что-то бесплатное, но все-таки это частное предприятие, и они платные. Но есть совершенно открытые программы, и, как оказывается, очень интересные. И для подростков это вполне себе мотив для собственного действия, что ты пополняешь некую общую базу, и другие на тебя смотрят, на цифровые следы твоей деятельности.
Мы сейчас экспериментировали, мы с Якутией сделали такой большой… Скоро Международные интеллектуальные игры начнутся, очный этап. А первый этап у нас был в виде марафона «Открываем мир», видеозадания открытого типа, и там были дети из разных регионов (у нас были дети с 1 по 11 класс) выполняли эти видеозадания открытого типа, на платформе «Реактор» загружали свои ответы, смотрели ответы других, лайкали и т.д. И это, оказывается, достаточно увлекательная вещь. Я привожу конкретные примеры, но это я к тому, что сейчас их будет очень много, это в мире такой тренд происходит. Действительно, вопрос – как мы используем гаджет.
А. Милкус:
- То есть, по сути дела, мы сейчас говорим о том, что если вы хотите, чтобы ребенок чем-то занялся и развивался во время каникул, нужно сначала родителям покопать, что есть интересного. Потому что действительно разнообразие большое. Мы недавно делали программу с коллегами с платформы «Россия – страна возможностей», там тоже очень много всего, одних конкурсов для подростков, наверное, штук 8 или 10.
М. Баченина:
- Знаете, чего не хватает родителям, которые садятся и собираются покопаться?
А. Милкус:
- Времени?
М. Баченина:
- Да нет. Вот я, допустим, собираюсь выделить на это время, но понимаю в первые минут 15, сколько его нужно. Не хватает агрегатора всяких разрозненных вещей, который соберет на одной площадке все возможности. Я жительница Москвы, я журналист, это моя профессия – искать, анализировать и находить. Но я до сих пор не могу найти для своего ребенка то, что ищу, - спортивное ориентирование недалеко от дома. И я поняла, что именно этот (может быть, не столь растиражированный) вид спорта представлен какими-то островками, урывками. То есть не хватает этого канала. Откройте нам трубу, кран, чтобы мы прислонились к нему и жадно пили.
А. Обухов:
- Уже есть. Есть же навигатор дополнительного образования. Другое дело, что он запущен достаточно централизованно, и там шли по формальному признаку. Тут важнее, чтобы появились такие совсем открытые платформы типа Яндекс.Такси, что мы там ищем по определенному цифровому алгоритму, а не за счет волюнтаризма, кто принимает решение: включать - не включать, подтверждать - не подтверждать, и чтобы включиться, надо пройти столько…
М. Баченина:
- …что расхочется. Или лето закончится.
А. Обухов:
- Сама идея того же навигатора дополнительного образования давно есть, и все регионы в нее так или иначе включено, другое дело, как она заработала, насколько она оптимальна по числу кликов тех, кто заявляет активность, и тех, кто использует эту активность. В частности, мы с департаментом образования и науки города Москвы в свое время делали такой аналитический проект, чего не хватает для того, чтобы различными ресурсами чаще пользовались семьи, сами подростки и т.д. Мы утыкаемся действительно в эти технологические решения. Не в смысле, что их нет. Они есть, то есть аналоги есть. Другое дело, что тут еще очень тонкий момент, что те, кто регулирует, власть, грубо говоря, они должны немножко отказаться от прямого управления и создать эту среду, экосистему по определенным правилам и алгоритмам, совершенно не хаос. Эта система могла бы значительно гибче работать.
Нельзя сказать, что к этому не движется. На самом деле процессы у нас, как в любом обществе, противоречивые, но тренд в эту сторону есть. Я думаю, что скоро появится… Начнется, как всегда, с больших городов, что приезжаете в город, и вы по какой-то программке можете выбирать какие-то опции какой-то активности, в том числе образовательной, исследовательской или еще какой-то, это совершать. Уже в инициативном порядке, кстати, школьники… У нас есть такой проект «Топос. Краеведение», связанный с развитием детских краеведческих объединений, когда они, например, предлагают какие-то интерактивные квесты (дети разработали по Бийску, например, или еще что-то). И вот таких инициатив действительно становится больше. Следующий этап развития – когда требуется геолокация, где мы находимся в определенном месте, заходим в одну программку, и к ней как-то всё цепляется.
А. Милкус:
- Я вам скажу, что готов поспорить. Не нужно никаких агрегаторов. Родители могут сами вместе с детьми посидеть, поковыряться, выбрать. Мы уже настолько разбаловались цифровой средой, что хотим, чтобы нам блюдце с голубой каемочкой подали всё, разжевали и в рот положили. Я считаю, что можно посмотреть, и не только на российских сайтах, и на сайтах других регионов очень много интересных программ есть, и можно не ограничиваться своим регионом, может быть, даже туда съездить через Центр детско-юношеского туризма, о котором Алексей Сергеевич упоминал, можно какие-то общие проекты делать. Мне кажется, что тут вариантов действительно много.
И все-таки мы возвращаемся к лету. Алексей Сергеевич, мы же знаем, большая часть учреждений дополнительного образования в июле-августе не работает, и дети остаются сами с собой. Если есть отпуск у родителей, то это на две недели. Раньше они болтались во дворе, а сейчас сидят дома, уткнувшись в компьютер или в смартфон. Тут как раз проблема, которую, наверное, и не решить сейчас.
А. Обухов:
- Знаете, по всей стране есть летние оздоровительные кампании для детей. Единственное, там есть некоторая сложность, что между соседними регионами колоссальный разброс финансирования. Другое дело, что во всех регионах эта программа есть, а в каких-то регионах она действительно может охватывать возможность, что ребенок поедет в какое-то дальнее место в летний оздоровительный лагерь. Сейчас даже самые кондовые лагеря, с советскими традициями трансформируются в такие все-таки образовательные, развивающие программы, а не просто уход, присмотр и маршировка.
Другое дело, что в связи с тем, что куда-то в другой регион ехать в лагерь – это все-таки дорогостоящая история, сейчас увеличивается активность так называемых городских лагерей. Чаще всего их организацию берут на себя учреждения дополнительного образования. Есть действительно разные сложности, поскольку финансово, организационно эта система очень часто на муниципальном уровне, а муниципалитеты не все богатые, и лето – время отпусков, и в этом случае требуется привлечение дополнительных педагогических кадров или дополнительный поиск ресурсов на их оплату. И дальше мы понимаем, что еще огромное количество ограничений по допуску к педагогической деятельности. Они сейчас частично снимаются, например, допуск студентов к той или иной деятельности во временных образовательных каких-то событиях, возможность ведения кружков. Потому что до недавнего времени студент не мог вести кружок, сейчас он хотя бы может это юридически делать.
Другое дело, что мы понимаем, что это стоит всегда денег. Вопрос – кому: родителям, или муниципалитету, или городу. Нельзя сказать, что эта задача у нас активно не обсуждается, не решается. Другое дело, что сейчас произошел такой огромный провал в связи с реальным запретом и ограничением всех этих действий. В2020-2021 году только «Орленок» выбил разрешение при огромном количестве ограничений, что они могут делать и при каких условиях летом 2021 года, например. Только сейчас начинают восстанавливаться эти полноценные программы лагерей в связи с ограничениями, пандемией и т.д. Этот провал действительно последние два года был очень мощный на летние организованные программы работы с детьми, и сейчас идет этап восстановления, он еще не достиг допандемийного уровня (назовем это так).
А. Милкус:
- От этого нам этим летом не легче, хотя действительно сейчас больше детских лагерей открылось. К сожалению, городские лагеря, в большинстве это июнь, и они тоже уже позакрывались.
М. Баченина:
- Не соглашусь. У меня рядом с домом парк, и так до августа будет этот лагерь. Но, с другой стороны, мне неважно, июнь, июль или август. Ребенок два шага прошел – и он уже в лагере. Но я регулярно гуляю мимо территории этого лагеря. У меня эти дети ассоциируются с заключенными. Вот представьте себе городской парк, на каком уровне они сейчас в столице. Вокруг все гуляют, перемещаются, активности какие-то. Оградка, они там сидят (это у них свободное время было) и друг с другом болтают. И я поняла: господи, хорошо, что я не успела купить путевку со скидкой.
Лагерь лагерю рознь. И у меня пока с лагерями сложилась какая-то нестыковка в жизни, потому что все время я то ли обжигаюсь, то ли еще что-то. Знаешь, всему формально соответствуешь, везде галочки поставили, допустили, вплоть до программы кэшбэка, а это всё формализм, нет вот этого…
А. Обухов:
- Тут есть проблемы. Сейчас огромная проблема в том, что чтобы официально все организовать и провести, нужно быть таким мощным и эффективным бюрократом, владеть всеми этими бюрократическими технологиями, что люди, кто реально может работать с детьми, за это не берутся. Это выхолащивание такое происходит. Требования Роспотребнадзора даже к палаточному лагерю такие сейчас, что проще ничего не делать, чем их организовать.
Это не значит, что нет обходных путей или нет каких-то альтернатив. Но дальше мы упираемся в то, что не все действительно могут (это к вопросу доступности) этим воспользоваться. Родители, которые видят в этом высокую ценность и готовы вкладываться (потому что все, что не массово, не стандартизировано, это становится дорого), такие альтернативы есть. Вот я, например, скоро вывожу, и мы организуем большую программу под Якутском, международную исследовательскую школу, где у нас подростки из разных регионов и стран будут проводить мини-исследования в международных командах в течение 12 дней. Это дорогое предприятие. Притом что это делается сильно в складчину, включая и родительский (это не основной) вклад в это. А после этого я через день, возвращаясь из Якутии, везу лицеистов в экспедицию в Башкирию. Но надо сказать, что если бы я это делал со всем оформлением, я бы не смог вывезти туда детей. Мы это как бы родителями ведем. Не я как представитель лицея, школы, это родители вывозят, и мы там живем в глухой деревне. И мы там будем совершать исследовательскую экспедицию. А после этого мы едем с другой командой детей в Уссурийский край, и это очень дорогая экспедиция. И там мы проводим исследования по следам Арсеньева. Это проект, инициированный и поддержанный департаментом образования города Москвы. Я знаю, есть команды по следам Беринга. Ну, вы представляете, где следы Беринга находятся и как туда провести школьников.
А. Милкус:
- У нас недавно ребята под предводительством Матвея Шпаро и при поддержке «Комсомольской правды» ездили аж на Комсомольские острова.
А. Обухов:
- Да-да, и там двое лицеисток наших тоже участвовали. Но мы понимаем, что даже если раньше… В Москве, например, было первенство по туризму, и там была номинация «Экспедиционный туризм». Он сейчас есть, но если раньше это финансировалось, и было понятно, зачем участвовать в этом первенстве, с кучей всяких документов и реально полезных иногда вещей в виде туристического слета, обучающего и проверяющего навыки, отчета по результатам экспедиции, сейчас, когда это не финансируется, не очень понятно, зачем в этом участвовать, с точки зрения позиции организаторов.
А. Милкус:
- Для того чтобы все это организовать, опять стоит вопрос в получении грантов, в отчетах по этим грантам, в обходе всяких ловушек, которые нам приготовил Роспотребнадзор. Так что все не так просто. Поэтому многие дети и сидят дома и без особой пользы для себя проводят эти каникулы. Я надеюсь, что в нашей программе мы хотя бы какие-то горизонты открыли. Алексей Сергеевич, получается, готовь сани летом, а телегу зимой. Если сейчас схватиться, наверное, все это уже организовано, списки составлены, согласованы, и, в общем, уже никуда не пробьешься.
М. Баченина:
- Я против того, чтобы заканчивать нашу столь познавательную беседу так пессимистично. Все равно есть шанс. Я тот самый родитель, который сегодня очень воодушевлен темой. Понятно, что списки составлены, июнь почти заканчивается. Чтобы добиться того, чтобы мой ребенок начал выходить гулять, я составлю программу, куда я с ним пойду, чтобы тоже от скуки не завыть. Потому что я такой человек, которому не нравится то, что ему не нравится делать, даже ради детей. Это первое.
Второе. Ввести в культ чтение на четверых. Мне кажется, это всё вместе, и чтобы всем было здорово, тоже сработает. Начинать надо с малого.
А. Обухов:
- Да не просто с малого. Начинать надо с себя.
А. Милкус:
- В общем, мы заканчиваем программу, как говорит Мария, на оптимистической ноте. Так как у нас программа называется «Родительский вопрос», у нас обращение к родителям. Подумайте в первую очередь о себе, что вы хотите организовать, что вам интересно. И, таким образом, можно увлечь и своих детей, даже детей в пубертатном, тяжелом подростковом возрасте.
Спасибо большое.