Калининград: блокада или санкции
А. Баранов:
- Здравствуйте. Это «Национальный вопрос». В студии Андрей Баранов. Сейчас начнем с другой проблемы. Калининград. Там узел завязался крепкий. Чреват он тем, что Россия может вступить в прямую военную конфронтацию с НАТО. Я напомню, что 18 июня литовские железные дороги прекратили транзит в Калининград ряда товаров, попавших под санкции Евросоюза. В первую очередь речь идет о всех видах металлов, вплоть до гвоздей, цементе, строительных материалах, удобрениях и другой продукции. Через несколько месяцев это табу должно распространиться на уголь, затем на нефть. Также прекращено пока движение через фуры. Очень быстро секретарь российского Совбеза Николай Патрушев сообщил, что российский ответ будет практическим, не заставит себя долго ждать и затронет все население Литвы. Заметьте, что заявление было сделано даже не на уровне МИДа (хотя от МИДа было тоже кое-что сказано), а от лица Совбеза, принимающего в том числе решения о войне и мире.
И тут начались игры. Руководитель внешнеполитической службы Евросоюза Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз не планирует блокировать сообщение между Россией и Калининградом, но хочет в то же время избежать обхода санкций. Потом появились сведения, что Брюссель не будет препятствовать транзиту. А вчера президент Литвы заявил, что Литва оставляет под своим контролем эти санкции и не допустит ничего, что позволит их обойти.
Возникает вопрос, кому верить. Мы сейчас поговорим об этом с нашим постоянным экспертом Александром Носовичем. Он специалист как раз по странам Прибалтики, живет в Калининграде и, естественно, сейчас находится на острие событий. Александр, у меня три версии происходящего есть. Либо Литва и Евросоюз договорились проиграть, как по Райкину, в колеса и насосы. Один говорит одно, другой другое, сумятицу вносят, а на самом деле тянут время. Вторая версия. В теле Евросоюза некая сепаратистская группа такая создается из Польши, стран Прибалтики, возможно, некой румыно-молдавской конгломерации, где взводным будет Польша, которая, несмотря на Брюссель, будет выполнять указания британцев (и, естественно, Вашингтона), и в данном случае идет на рожон с Россией, памятуя заявление Бориса Джонсона о том, что воевать будем до последнего украинца. И третья версия. Литва совсем потеряла берега, действует в одиночке, со шпагой на танке, чтобы показать всем остальным, вот какая она принципиальная, поддерживайте или держите меня, не могу, сейчас рубаху на себе порву. Чего Литва добивается этой провокацией? Действует по сценарию, который ей старшие дяди написали, или это дурацкая самодеятельность? Какое у вас мнение на этот счет?
А. Носович:
- Самое главное, что Литва в лице ее первого лица подтвердила, что она имеет к этому отношение. Потому что всю эту неделю имел место трагифарс под названием: я не я и лошадь не моя. Министр иностранных дел там заявлял, что мы тут вообще ни при чем, это всё санкции Евросоюза, мы получили бумагу от Еврокомиссии, исполняем эту бумагу, соответственно, запрещаем транзит.
Сейчас карты раскрыты, маски сброшены, что называется. Да и так специалистам было прекрасно понятно, что без Литвы в этой истории обойтись никак не могло. Я имею в виду не саму блокировку транзита, а принятие решения о блокировке. Потому что, как нас сейчас пытаются уверить в Евросоюзе, когда принимали очередной пакет санкций против России, там просто забыли про Калининград. Ну, учитывая, кто работает в Евросоюзе, какие чиновники, я вполне допускаю, что какой-нибудь португалец или итальянец, сидящий в Брюсселе, делегированный туда, может и не знать, где находится Калининградская область и про ее специфику. Но Литва-то, когда обсуждался этот пакет санкций, когда она его читала, ее представители прекрасно видели, что там на этот раз в отличие от всех предыдущих пакетов нет сноски на Калининградскую область. То есть сознательно пошла на политический кризис, на международный кризис, заложила в этот санкционный пакет бомбу замедленного действия, которая сейчас и сработала. Поэтому, конечно, это всё литовская активность. Самостоятельная или нет? Я думаю, инициативная, то есть инициатором была Литва, но согласованная. Потому что, какая бы Литва ни была борзая, без согласования она бы ничего делать не стала.
А. Баранов:
- У меня два вопроса к вам. Всем известно, что когда в начале века Литва вступала в Евросоюз, было сказано, что Россия признаёт ее границы послевоенные в ответ на то, что Литва обязуется не чинить никаких препятствий поставкам в Калининград, в том числе и военных грузов. Во-вторых, это же ведь поставки из России в Россию, как с Алтая уголь, допустим, идет в Ярославскую область. При чем здесь санкции Евросоюза, которые направлены на экспорт из России различных материалов? Просто так получилось, что в данном случае через чужую территорию, но это же не экспорт, это из России в Россию. Они что, вообще с печки там упали? Элементарного не знают.
Итак, почему не учли особенности договора с Литвой при ее вступлении в ЕС и то обстоятельство, что эти поставки не являются экспортом?
А. Носович:
- Ну, на второй вопрос можно ответить бюрократически. Там написано, что под санкции попадают все товары российского производства. То есть независимо от того, на экспорт они идут или не на экспорт. Если гвоздь сделан в России, то он не может попасть в Калининградскую область через Литву.
Но главный вопрос первый – почему нарушено соглашение о транзите, в ответ на которое Литва смогла вступить в НАТО и Евросоюз в 2004 году. Мой ответ в том, что это провокация. Сознательная провокация, которая призвана протестировать реакцию России на такого рода поведение, как Россия будет реагировать. Может, она начнет жаловаться, в Европейский суд обращаться, предлагать проанализировать санкции и соответствие конкретных принятых санкционных мер политике Евросоюза.
А. Баранов:
- То есть обсуждать эту проблему.
А. Носович:
- Да, обсуждать. Но Россия повела себя совершенно не так, она отказалась играть по европейским правилам. То есть она отказалась легитимировать эти санкции, начиная их обсуждать, правильно они работают или неправильно. Санкции против России, они в принципе незаконны, по определению это враждебный акт, и Россия их обсуждать не будет. Поэтому Москва сразу перевела этот вопрос в русло национальной безопасности. И сразу им не Набиуллина какая-нибудь начала заниматься, а секретарь Совета безопасности. Поэтому сейчас вопрос стоит о переходе с экономического уровня давления…
А. Баранов:
- Александр, каким может (или должен) быть ответ России, который, как заявил Патрушев, затронет всех литовцев?
А. Носович:
- Я три группы возможных ответов могу выделить – экономические, политические и военные.
А. Баранов:
- Начнем с экономических.
А. Носович:
- О военных пока говорить рано. Первый уровень – экономические. Они, в общем-то, уже очевидны. Со вчерашнего дня Калининградская область получает электроэнергию в изолированном режиме, в автономном. То есть у нас заработали те мини-электростанции, которые создавали на случай, если Литва отключит нас от электричества (а такое могло быть).
А. Баранов:
- А их мощностей хватает на всю область?
А. Носович:
- Да, хватает. Эта система уже несколько раз тестировалась, работала уже в изолированном режиме. Поэтому тут нам беспокоиться не о чем. Но главное, что теперь мы можем с чистой совестью отключить саму Литву от системы электроснабжения. Литва получает львиную долю нужного ей электричества по советской энергосети, она называется БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва). Альтернативных источников подключения у нее не хватает. Они есть, это кабели по дну Балтийского моря со Швецией, кабель с Польшей, но если отключить Литву от БРЭЛЛ, то для всех потребностей литовцев в электричестве не хватит.
А. Баранов:
- А это легко отключить, это не затронет Латвию и Эстонию?
А. Носович:
- Да, можно только Литву, технические возможности это позволяют. Так что это и есть те самые проблемы, с которыми столкнется каждый житель Литвы, население, о чем сказал Патрушев. Это наиболее вероятная мера, и она уже почти принята. То есть остался только последний шаг, чтобы ее принять, потому что предпоследний – отлучение Калининграда от БРЭЛЛ, он уже сделан.
Вторая мера тоже экономическая, но не такая мощная, как отключение от энергосети, это встречный, зеркальный запрет транзита, который идет между Польшей и Литвой. У Польши и Литвы есть общая граница, но им выгоднее все это время было сообщаться друг с другом по железной дороге через Калининградскую область. Во многом это связано с тем, что в Польше распространена европейская колея, узкая, а в Прибалтике действуют российские железнодорожные сети, ширококолейные. И когда они связываются друг с другом по железной дороге, перемещая товары, они в Калининградской области их разгружают, перегружают с одной колеи на другую, и эти товары едут дальше, в Прибалтику или в Польшу соответственно, и дальше в Западную Европу. Этот транзитный маршрут Россия вполне может им перекрыть, и на это уже намекал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
А. Баранов:
- А большой поток грузов идет по фурам из Литвы через Калининград?
А. Носович:
- Нет, сейчас этот поток падает все последние годы по понятным причинам – санкции, очереди на границе.
А. Баранов:
- Александр, есть такой полуэкономический, полуполитический вопрос. Насколько я знаю, между Литвой и Белоруссией существует безвиз, и литовцы гоняют через границу пачками за дешевым бензином, сигаретами, картошкой и т.д. Может быть, перекрыть им этот безвиз?
А. Носович:
- Это вопрос к белорусам, а не к нам.
А. Баранов:
- Тем не менее, мы же союзные государства.
А. Носович:
- Но белорусам его вполне можно задать. Лукашенко же вчера на встрече с Путиным сказал, что начало блокады Калининградской области – это начало войны. Вот пусть делает выводы соответствующие.
А. Баранов:
- Давай насчет начала войны. Сувалкский коридор, 100 с лишним километров вдоль польско-литовской границей между Белоруссией и Калининградской областью. Если что, мы просто пробьем его военным путем и обеспечим транзит в Калининградскую область через Белоруссию. Но это вступление в прямую военную конфронтацию со страной НАТО. Что здесь мы можем ждать и как нас поступать?
А. Носович:
- Пока что Сувалкский коридор это скорее фантом натовских аналитиков, пропагандистов, специалистов по стратегическим коммуникациям, а не реальный геополитический вопрос. Пока что Россию не довели до того, что она вынуждена будет пробивать этот коридор в Калининград. Потому что все-таки остается связь с Калининградской областью по Балтийскому морю. Сейчас эта связь может покрыть все потребности нашего региона, даже если Литва перекроет и пассажиропоток, и оставшуюся часть грузопотока, и Польша из Европы не будет пропускать сюда импорт. В любом случае, в режиме острова мы выживем. Но это если говорить о ближайшей перспективе. А если говорить о более долгом горизонте планирования, то тут возникает такой вопрос, как милитаризация Балтийского моря странами НАТО.
А. Баранов:
- Да, оно превращается в натовское озеро, если вдруг Швеция и Финляндия все-таки войдут в НАТО.
А. Носович:
- Они так открыто и говорят, что Балтика станет внутренним морем НАТО. А когда она им станет, я предлагаю вспомнить, что сказал американец на Совете Безопасности ООН в марте. Он тогда намекнул, что Америка может арестовывать во исполнение режима санкций российские корабли в нейтральных водах, блокировать России морские пути, не пускать ее в мировой океан.
А. Баранов:
- Ну, это война. Что это за пиратство такое? Все-таки флот у нас остается.
А. Носович:
- Если до этого дойдет на Балтике, тогда, конечно, останется пробивать Сувалкский коридор, и тогда вопрос уже будет не о том, как изменятся границы Литвы, а о том, будет ли такая страна существовать в принципе.
А. Баранов:
- Скажи, а простые литовцы это понимают, готовы ли подать голос протеста или разделяют настрой своего руководства?
А. Носович:
- Простые литовцы по большей части понимают. Те опросы, которые проводятся в Литве (не конкретно по этой ситуации, по ней пока социология не опубликована, но вообще по отношениям к соседям), показывают, что большинство населения считает само собой разумеющимся иметь хорошие отношения с соседями, с любыми, хоть то Россия, хоть то Белоруссия. И искренне не понимают той политики, которую проводит ее руководство.
Другой вопрос, что сегодня население Литвы запугано до ужаса собственными властями. Там проведена такая охота на ведьм, что страшно не то что комментарий написать в запрещенной в России сети Фейсбук, но и поставить лайк какому-то комментарию, который говорит, что давайте все-таки поаккуратнее, не доводить дело до войны, мы же первыми в войне погибнем. Поэтому на простых литовцев здесь рассчитывать не приходится, они просто забитые жертвы, которые погибнут первыми, и сами это прекрасно понимают.
А. Баранов:
- Вот нам пишет Константин из Свердловской области. «Конечно, нам пора принять более крутые меры против литовских врагов. Нельзя нам больше терпеть и прогибаться. Иначе враги примут эти уступки за нашу слабость и совсем сядут нам на голову».
Ну, трудно не согласиться с таким мнением. Саша, а у вас, калининградцев, какие настроения? Есть ли тревога или, не приведи господь, признаки паники какой-то?
А. Носович:
- Я сейчас иду по центру Калининграда, он практически пустой, весь город на пляже. У нас все спокойно. Это не значит, что у нас тут благодушие и полный покой, у нас, конечно, тревожно. Я постоянно слышу обрывки разговоров, все обсуждают эту ситуацию. Но здесь нет даже намека ни на какую панику. А нет паники, потому что мы стреляные воробьи, коренные калининградцы, мы привычны к таким ситуациям, и у нас никогда не было иллюзий о том, что такое литовская власть, являются ли эти люди для нас хорошими соседями. Не было, поэтому мы все эти годы готовились к тому, что будет блокада, и особенно последние месяцы. Мы ждали, что она еще в марте начнется. С нашей точки зрения, они даже запоздали немного.
А. Баранов:
- Все-таки за Литвой стоят натовцы. Черт их знает, а вдруг такие, как Борис Джонсон, возьмут и скажут: а давайте начнем махаться с русскими, не выдержат они на два фронта – с Украиной, с Литвой, еще где-нибудь. Есть же такое опасение?
А. Носович:
- Есть такое опасение, безусловно. Но тут нас ободряет то, что они нас боятся больше, а не меньше, чем мы их (именно нас, Калининградскую область). Потому что, как нам говорят военные эксперты, когда мы задаем этот вопрос, если кто-то посягнет на Калининград, то ракетами накроет половину Европы. Ракетами и из Калининграда, и из России. И первые эти ракеты, надо понимать, полетят на Вильнюс и на Варшаву. Потому что кто бы там за ними ни стоял, кто бы ни принял на самом деле это решение, ни принудил их исполнять, но, как у Булгакова было сказано, хозяин же не душил ребенка платком в лесу. То есть конкретно транзит перекрыла Литва, область заблокировала Литва. То есть она и будет нести всю полноту ответственности за это решение.
А. Баранов:
- Ну, не знаю насчет Польши и Литвы. Вот в Финляндии нас слушают, Юрген нам пишет: «НАТО впишется за Литву? Совсем не факт. Они сами боятся даже намека на ядерную войну и берут на слабо российскую власть. Надо спокойно делать свое дело и достигать своих целей, не оглядываясь на своих западных партнеров». Вот такое мнение из Финляндии. Кстати, финнам тоже мало не покажется, Юрген. Потому что они тоже себя ведут как-то странно. Если они думают, что отсидятся, то ветра дуют в разные стороны в Европе. Не дай бог, дойдет до того, о чем мы сейчас говорим, и радиация накроет всех. И это кошмар.
Саша, вот такой аспект. В Инстаграме под сообщением про остановку транзита через Литву в Калининград в Германии оставили тысячи комментов, и всё про Кёнигсберг. Типа, раз уж послевоенные границы вдруг начали тлеть, то не пришла ли пора поговорить о воссоздании Восточной Пруссии? В основном молодежь, конечно, пишет. Почему спрашиваю? Тот же секретарь Совбеза Николай Патрушев сообщил на днях о том, что в Калининградской области нейтрализованы попытки продвижения подконтрольными Германии некоммерческими организациями проектов создания так называемой немецкой автономии. Скажи, есть ли в области настроения в пользу кёнигсбергизации, скажем так, вашего региона, или все это дело под контролем, или нельзя недооценивать такой опасности?
А. Носович:
- Уже нет такого. Те, кто верит в то, что область можно германизировать, это какие-то абсолютные маргиналы, городские сумасшедшие, их число измеряется самое большее – десятками, а то и единицами конкретных психов, которые сидят в социальных сетях и что-то там пишут про Кёнигсберг. Но для того чтобы сейчас мы в этом отношении могли быть более или менее спокойны, была проведена огромная работа по зачистке всего пронемецкого поля, которое на самом деле существовало в Калининградской области, и было очень значительным и очень влиятельным.
А. Баранов:
- А оно за счет чего существовало, за счет этих НКО, или молодежь резвилась там?
А. Носович:
- За счет НКО? Господа, да за счет генерального консульства Федеративной Республики Германии в Калининграде, которое поддерживало все эти НКО. У нас немецкие фонды, фонды с немецким финансированием чувствовали себя очень вольготно. Например, когда я учился на историческом факультете, как сейчас помню, у нас фонд Эберта (близкий к ныне правящей социал-демократической партии Германии) сидел в том кабинете, в котором в Советском Союзе сидел КГБшник, прикрепленный к институту. Таких историй было много.
А. Баранов:
- Скажи, а сейчас германское консульство работает или оно закрыто?
А. Носович:
- Сейчас консульство работает…
А. Баранов:
- Они присмирели?
А. Носович:
- Они присмирели, они не стремятся отсюда уходить в отличие от поляков и прибалтов. У нас в польском консульстве остался один человек, все остальные уехали, латвийское консульство закрылось практически всё, там только сторож сидит. Только литовское консульство работает, потому что его держит та самая тема транзита. И у нас за счет работы этого консульства продолжается пассажиропоток по железной дороге. Калининградцам РЖД там оформляет упрощенные шенгенские визы для перемещения из России в Россию. Как долго это продлится, я не берусь судить. У нас ходят слухи, опасения, что закроется и оно.
А. Баранов:
- Вот тут пишут из Нижегородской области: «Слушайте, а давайте пульнем. Посмотрим на эти тараканьи бега». Нет, давайте пока пулять не будем, а сделаем, как говорит наш уважаемый эксперт Александр Носович, подождем. Саша, спасибо большое.