Инженер - профессия прошлого или будущего? Где и как на них учат
А. Милкус:
- Как всегда, по воскресеньям, я – Александр Милкус и моя замечательная соведущая Мария Баченина. Я не устаю говорить, что это человек, который получил премию за верность науке и горжусь тем, что мы теперь с Марией вместе этот месяц, июль, решили посвятить вузам. Мы решили посвятить приемной кампании и рассказать вам, как у нас меняется вузовское образование. Напомню, прошлая программа у нас была посвящена академической науке, плавучим университетам, исследованию в области научных знаний, и были у нас представители Астраханского, Архангельского и Дальневосточного университетов. Сегодня мы пойдем по более сложной теме или по более тяжелой, но теме, которой государство сейчас уделяет, наверное, исключительное внимание. Это политехнической или инженерной науке и я рад приветствовать сегодня в нашей студии Владимира Владимировича Миклушевского, ректора Московского политеха. С Владимиром Владимировичем мы знакомы давно, еще со времен, когда он работал в МИСИСе .
М. Баченина:
- Владимир Владимирович, здравствуйте. Добро пожаловать.
В. Миклушевский:
- Добрый день.
М. Баченина:
- Я здесь как представитель родителей не взрослого поколения и я поняла, что я ничего не знаю про то, как выглядят, функционируют и что могут дать моим детям в недалеком будущем нынешние вузы.
А. Милкус:
- Вот смотрите, Московский политех – это такой вуз для многих еще не очень понятный, хотя его собрали из разных институтов, но довольно давно, лет 10 назад уже.
В. Миклушевский:
- В 2016-м.
А. Милкус:
- Да, 8 лет назад. Вот что это за конструкция и как она развивается? Насколько я знаю, вы сейчас участвуете в «Приоритете-2030» и вообще становитесь одним из ведущих инженерных вузов. Но как руководить таким вузом, в котором собраны и институт печати, и вечерний металлургический институт, и другие вузы – там шесть вузов, по-моему, были слиты. Вот как вы создали единую стратегию и вообще, почему институт печати – это политех?
В. Миклушевский:
- Я пришел в Московский политех в 2018 году, когда объединение уже закончилось и по большому счету занимаясь ровно тем, о чем вы сказали, то есть, интеграции разных корпоративных культур я бы так сказал, корпоративных традиций. Здесь очень важно, создавая что-то новое и некую общность новую, не потерять традиции и не потерять истоки. Это такая противоречивая задача, которая…
А. Милкус:
- По тонкому льду шли?
В. Миклушевский:
-Ну, не то что по тонкому льду, у меня есть некий опыт. Когда мы это делали в Дальневосточном федеральном университете, первым ректором которого я был, поэтому здесь уже был какой-то опыт, и, надеюсь, что у нас получается, хотя судить не мне, безусловно, а тем людям, которые в университете работают. В общем, когда эти вузы объединялись, по крайней мере, то, что я знаю, речь шла о том, что это машиностроительные вузы, которые связаны разными машиностроительными технологиями, автомобильными, химического машиностроения, полиграфического машиностроения, были объединены. Естественно, вместе с машиностроением пришли и те специальности, которые сопутствовали. Например, вы задаете вопрос про полиграфический институт. Там, конечно, были и журналисты, и художники, и дизайнеры, и в общем в этом смысле ничего удивительного-то нет, потому что они пришли вместе со своими вузами. И в этом смысле мы достаточно уникальный политех, по крайней мере, я другого такого в стране не знаю, у нас есть тот компонент, которого нет больше ни в одном политехе. И это наша сильная сторона, я считаю. Потому что одна из задач, которую мы сейчас перед собой поставили, как раз вот в этой программе «Приоритет-2030» - внедрить компонент арт там, где это приемлемо и возможно, и уместно, в инженрное образование.
А. Милкус:
- А что такое компонент арт в приложении к инженерному…
М. Баченина:
- Арт – искусство.
В. Миклушевский:
- Да.
А. Милкус:
- Я понимаю. Но, учитывая все-таки, что это базовый такой институт, ядро, вокруг чего объединили, это все-таки МАМИ, то в общем…
В. Миклушевский:
- На примере МАМИ это легче всего объяснить, потому что МАМИ это все-таки автомеханический институт, это производство и разработка автомобилей.
А. Милкус:
- Это знаменитейший институт.
В. Миклушевский:
- Совершенно верно. Кстати, нам в этом году 157 лет. Под новым брендом с 2016 года Политех существует, а вот от истоков – 157 лет.
А. Милкус:
- Вы же можете тогда шесть раз отмечать свой юбилей.
В. Миклушевский:
- Можем много раз отмечать – вопрос не в этом. Вопрос в том, что в России на пальцах двух рук можно пересчитать вузы с такой историей.
А. Милкус:
- Но это один из первых инженерных вузов.
В. Миклушевский:
- Да, да, комиссарское училище, с него мы и начинали.
М. Баченина:
- Но там все-таки про искусство…
В. Миклушевский:
- Да, если говорить про автомобили, то это транспортный дизайн. Это в чистом виде арт-компонента и она существует столько же, сколько существует МАМИ по большому счету, поэтому здесь она интегрирована совершенно понятным способом. Потому что автомобиль без дизайнера не создашь. Как минимум, красивый автомобиль. Можно создать платформу, можно создать тележку, которая ездит, но красивый автомобиль, который будут покупать, который будет нравиться потребителю, конечно, без дизайнеров не создашь. Без транспортных дизайнеров. И эта компонента довольно серьезно развита, у нас одни из лучших дизайнеров, ну, в России точно, но и в мире, потому что наши дизайнеры, выпускники, работают в ведущих компаниях на западе.
М. Баченина:
- И «Тойота». Наш дизайнер создал факел олимпийский, который автодизайнер.
В. Миклушевский:
- Точно, точно.
М. Баченина:
- Да, я тоже горда этим безумно, когда узнала, когда познакомилась с этими людьми. Кстати, я об электромобиле хотела задать вопрос. Потому что в программе «Приоритет-2030» вуз делает ставку на три зеленые технологии. Это доступный электромобиль, это новая водородная энергетика, лазерная оптика и расскажите поподробнее – в чем доступность этого электромобиля?
А. Милкус:
- Мы знаем малодоступный электромобиль – это «Тесла» - он какие-то безумные деньги стоит.
М. Баченина:
- Да. А в нашей стране кто конструирует? Почему мы пока до «Теслы» не дошли?
В. Миклушевский:
- Давайте я начну с более простых вещей. Прежде всего, я не думаю, что какой-то открою секрет, когда скажу, что весь мир переходит на электромобили. Сейчас абсолютно все производители, в их модельных рядах есть электромобили. И это, естественно, не только «Тесла», это и БМВ, и «Мерседес», в общем, трудно сказать, у кого нет. Причин этому несколько. В основном у людей на слуху экология – это тоже понятно – потому что крупные города и выхлоп от двигателей внутреннего сгорания, конечно, отравляет окружающую среду. Но есть и другие причины, которые не менее важны и которые обычно за кадром остаются. Прежде всего, это простота конструкции. Потому что для электромобиля не надо разрабатывать двигатель внутреннего сгорания, который является важнейшим и сложнейшим компонентом современного автомобиля, система управления двигателя внутреннего сгорания и трансмиссию. Всего этого в электромобиле нет. Кроме того, электромобиль легче всего поддается тому, что мы называем беспилотностью. То есть, управление компьютером, без участия водителя. Беспилотность можно поставить и на автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, но просто это сложнее сделать.
А. Милкус:
- Это такой симбиоз – электромобиль ближе к автомобилям с автопилотом?
В. Миклушевский:
- Да, безусловно. Не то чтобы ближе, просто легче сделать. Технически легче сделать. И в этом смысле мы взяли это как базовую нашу компетенцию, именно как развитие этой базовой компетенции, и это не случайно, потому что на самом деле электротранспортом университет занимается лет 15 уже. Мы сделали порядка 15 электробайков, некоторые из них участвовали в довольно знаковых соревнованиях в Испании и, не знаю, освещали ли вы «Байкальскую милю» - это соревнования на льду Байкала, мы в 2020 году установили мировой рекорд скорости на льду – 210 км в час – он еще пока никем не побит – на нашем мотоцикле.
А. Милкус:
- Это авторский, доработанный, это не серийный же?
В. Миклушевский:
- Нет, конечно. Все, что связано со спортивными прототипами, это, конечно, все делается в одном экземпляре и на одну гонку. Потому что, если вы поедете с ним на вторую гонку, с большой долей вероятности вы больше не выиграете, потому что у вас же есть конкуренты, они же смотрят, с чем вы пришли. Естественно, они будут стараться в следующий раз сделать что-то лучше. Поэтому все спортивные автомобили, как правило, делаются на одну гонку, либо после гонок серьезнейшим образом перерабатываются. Мы, например, участвовали в «Формуле студента» - это гоночные автомобили, правда, с двигателями внутреннего сгорания – вот 10 лет и 10 болидов. Каждый раз новый болид.
М. Баченина:
- Я про доступность предлагаю поговорить.
В. Миклушевский:
- Да, я как раз хочу про это сказать, потому что следующая модель, которую мы сделали, это полностью тоже разработка Политеха – не имея в виду то, что мы полностью ее профинансировали. Мы затратили примерно 50 миллионов рублей на создание беспилотного Смарт-шаттла – это небольшой автобус на 4 места для парковых зон. То есть, мы его впервые показывали на «Армии-2021» Юрию Ивановичу Борисову, вот буквально несколько дней назад я демонстрировал Михаилу Владимировичу Мишустину на ИННОПРОМе. Это прототип пока что, то есть, это первый такой экземпляр. Сейчас мы делаем предсерийный образец и грузовую версию этого Смарт-шаттла. Значит, сделаем первый прототип на ВДНХ. Потому что его надо учить, для того, чтобы он мог ездить.
М. Баченина:
- Вы не поверите, Владимир Владимирович, я – фанат ВДНХ, у меня большая семья и вот первая локация, о которой вы сказали… вернее, когда вы сказали, что для парков, я подумала про ВДНХ. Потому что, пока ты дойдешь куда нужно – это несколько гектаров великолепной, роскошной территории. И все же знают главную аллею, но там есть еще такие места, до которых ты пока дойдешь, а, если ты еще с детьми, то все, тебе уже ничего не хочется. И вот это было бы спасением.
А. Милкус:
- А автопилот там тоже важен? Это ваша разработка?
В. Миклушевский:
- Наша разработка, конечно. И CAN-шина наша. Потому что проблема с теми разработками, которые вот мы часто видим на дорогах в действующих автомобилях, которые ездят, я сейчас компанию сознательно не называю, чтобы никого не обидеть, но это сломанная CAN-шина …
А. Милкус:
- А что такое CAN-шина:
В. Миклушевский:
- Это управление по проводам. Это компьютер и шина, по которой идет все управление автомобиля. Все современные автомобили работают на CAN-шина. Все сигналы и управляющие идут по этой CAN-шина. И как эти сигналы обрабатываются различными устройствами автомобиля? Вплоть до того, что фары включаются через CAN-шину, поворотные сигналы включаются через CAN-шину, все включается в современном автомобиле через CAN-шину… Так вот, действительно, страна у нас большая, вот губернатор Нижегородской области, ему тоже было интересно, в Нижнем Новгороде сейчас тоже есть большой парк, они к юбилею города его сделали, и им интересно, чтобы там у них тоже ездил, и мы договорились, что мы попробуем внедрить на одном из предприятий Нижегородской области нашу разработку. Потому что для нас это чрезвычайно важно. Вот вы правильно говорите – доступно – потому что создать прототип многие могут, а вот серию, вывести его в серийность могут не многие, и для меня это сейчас это одно из важных…
М. Баченина:
- А студенты принимают участие?
В. Миклушевский:
- Конечно. В этом конструкторском бюро как раз студенты и работают. Естественно, под руководством взрослых наставников.
А. Милкус:
- Я думаю, что ребята занимаются очень интересным делом, очень перспективным, но объясните мне тогда, почему автомобиль «Москвич», который возрождается в Москве, возрождается из китайских деталей и китайским концерном? Если у нас есть МАМИ, если у нас есть уже готовые прототипы, почему вот вы говорите, что вы в Нижнем Новгороде будете опробовать? Ну, там же ГАЗ, там же могли создать что-то собственное…
В. Миклушевский:
- Во-первых, с «Москвичом» мы тоже планируем эти переговоры провести обязательно. Кстати, МАМИ был всегда базовым институтом АЗЛК, так что… но так как это все было объявлено месяц назад, мы обязательно будем это все делать, с генеральным директором Прониным мы собираемся повстречаться в самое ближайшее время, но надо понимать следующую вещь. Понятно, что сейчас «Москвич»… ну, я так предполагаю, что нужны какие-то быстрые решения для того, чтобы загрузить конвейер и выдать продукцию, поэтому они справедливо начали с того, что взяли какие-то готовые модели. Пусть китайские, но они хорошие, китайские машины сейчас очень хорошие. Но заявил уже Сергей Семенович Собянин, что «Москвич» будет разрабатывать собственную платформу. Собственный электромобиль именно.
М. Баченина:
- Теперь вы «Москвич» для москвичей.
В. Миклушевский:
- Ну, я надеюсь, что не только для москвичей, но для всей страны… надо сказать, что в моей семье тоже был «Москвич-2140» и мы с удовольствием на нем ездили.
А. Милкус:
- Давайте вернемся, у нас все-таки «Родительский вопрос» и мы говорим про студентов. Вы говорите, что очень интересные проекты. Мы еще не поговорили про водородную энергетику, лазерную оптику – но это все очень современные вещи. Они на острие. Ребята получают у вас уникальный опыт. Я бы хотел тоже быть в команде, которая делает лазеры оптические…
В. Миклушевский:
- Александр Борисович, приходите…
А. Милкус:
- Как вы их втягиваете в эту работу?
В. Миклушевский:
- В этом смысле Политех тоже уникальный институт, потому что мы пионеры среди вузов. Теперь мы, слава богу, не одни по внедрению предмета, которая называется проектная деятельность. Мы были одни из первых и, может быть, даже первые. Что это такое? Это обязательный предмет на всех четырех курсах бакалавривата, когда ребята занимаются проектами. Причем, в смешанных командах. Собственно говоря, Смарт-шаттл, электробайки и то, что я сейчас рассказывал о болидах гоночных и т.д. – это результат работы этих проектных команд. Есть проекты разного уровня. Есть самого высокого уровня, есть попроще. Абсолютно все студенты, всех направлений и подготовки вовлечены в такого рода проекты, которые связаны с их направлением подготовки. Если мы говорим про полиграфический университет, они занимаются шрифтами, оформлением печатной продукции, то есть, это тоже проектная деятельность.
А. Милкус:
- Я видел книжки, которые выпускают студенты, электронные книжки такие – обалденные!
В. Миклушевский:
- Это все результат проектной деятельности. То есть, тут еще что важно подчеркнуть для тех, кто нас сейчас слушает? Ведь люди идут учиться в университет для того, чтобы потом устроиться на работу, для них это важно. То есть, получить знания и устроиться на работу. И вот в Политехе почему это легко делать? Потому что у нас, во-первых, где-то 700 партнеров, так мы примерно считаем. 6 вузов – у каждого были свои партнеры, и новые какие-то появляются каждый день, можно сказать – и многие из сотрудников этих партнеров преподают либо проектную деятельность, либо другие какие-то дисциплины. Потому что мы очень приветствуем, чтобы преподавали не только так называемые академические преподаватели, но и люди из индустрии. Потому что люди из индустрии, как правило, знают самые последние новинки в своей сфере. И это дает возможность студенту увидеть своего будущего работодателя, а работодателю - присмотреться к студенту. У нас подавляющее большинство на 3-4 курсе, как правило, уже знают, где они будут работать.
А. Милкус:
- Кстати, как вы относитесь к тому, что студенты подрабатывают?
В. Миклушевский:
- Мы нормально к этому относимся. Мы часто даже применяем такую практику. Если студент работает и у него есть проект на этой работе, то мы его засчитываем, как проектную деятельность. То есть, оформляем наставником. Мы ему, кстати, платим за это. Это же нагрузка учебная, поэтому мы ему за это платим. Есть же соответствующее правило – все равно нужно документы отчетные делать по итогу всей этой процедуры, ну, чтобы это не было халявой, да. Но мы на это идем и, если это нормальный работодатель, студент работает, он работает по своей специальности, то почему нет?
М. Баченина:
- Я про профориентацию хотела еще спросить. Вот мамы мальчиков, да и девочек, которые из ЛЕГО собирают…
А. Милкус:
- Девочек много, да…
В. Миклушевский:
- У нас действительно примерно половина, и девочек очень много, и девочки тянутся не только к искусству, но и к технологиям…
М. Баченина:
- Мне про профориентирование интересно. Так как у меня дети еще не скоро пойдут в вуз, если они так решат, то я бы хотела им помочь так, как я могу. А для этого мне нужно понять, на что обратить внимание, как вообще понять – Политех – подходишь ты, сынок в Политех или нет? Вот в пед – я бы поняла. А Политех – не знаю.
В. Миклушевский:
- Ну, на самом деле, конечно, это, наверное, не во всех регионах сделано, но Москва богатый город, поэтому может себе позволить, и Сергей Семенович в системе школьного образования города Москвы сделал разные классы. Сначала мы начали заниматься с инженерными классами, потом с IT-классами, сейчас у нас добавились медиа-классы. То есть, иными словами, это как раз та профориентация, о которой вы говорите, потому что ребята группируются по интересам в этих классах, соответственно, они ездят по вузам. Соответственно, это не только московский Политех. Инженерные классы – это и Бауманка, и Физтех, и МИФИ – абсолютно разные вузы принимают в этом участие. Кроме того, наши преподаватели преподают часть дисциплин специальных в соответствующих школах, дети приходят на так называемые университетские субботы в вуз и, кроме того, мы проводим повышение квалификации педагогов в школах. То есть, такая триединая как бы система. Она довольно таки эффективна. Потому что она комплексная. Потому что понятно, что дети, которые ходили в Политех, они совершенно не обязательно пойдут в Политех поступать, может быть, в Бауманку и точно так же наоборот. То есть, те, которые ходили в Бауманку, пойдут поступать в Политех. Но важно, что это системно и это на самом деле реально работает. Это первое.
А. Милкус:
- Владимир Владимирович, во-первых, в регионах тоже инженерные классы тоже сейчас создаются, и те регионы, школы, которые хотят открыть эти классы, они могут совершенно спокойно бесплатно брать программы московских и медиа-классов, и IT-классов, и инженерных, и педагогических классов, они выложены на сайте городского методического центра, вы просто берете их и делаете в партнерстве с вашими инженерными вузами, предприятиями и т.д. Это не проблема. Кроме того, я хотел бы подчеркнуть, что это предпрофессиональные классы, это 10-11 класс…
М. Баченина:
- Я выпускница такого, только экономического класса, и я яркое подтверждение тому, что это работает.
А. Милкус:
- У меня тоже первое экономическое образование.
М. Баченина:
- И что? А почему мы здесь?
А. Милкус:
- Да, и где мы оказались.
М. Баченина:
- Но все равно, это все неспроста. Потому что вот вы говорите – прийти и прикоснуться, и не обязательно сюда. То есть, все это не напрасно. Потому что когда я туда начала ходить. Я поняла, что мне ближе не химия и биология, а математика и биология.
В. Миклушевский:
- Да, и второе, о чем я хотел бы сказать – это та идея, то поручение президента, которое было, по-моему, два года назад на совете по науке и образованию озвучено – это система 2+2+2 так называемая. Чтобы слушателям было понятно – два плюс два – это бакалавриат и еще два года магистратуры. Так вот, бакалавриат у нас сейчас четырехлетний, предполагается, что он будет, условно говоря, делиться как бы на два этапа. Первые два года, когда человек ,придя в вуз, вдруг понял, что ошибся. Так случается. Потому что, даже проходя вот эту предпрофессиональную подготовку в старшей школе, в любом случае, нужно соприкоснуться со специальностью. Кстати, проектная деятельность дает эту возможность. У нас так называемый перевернутый учебный план, когда мы спецпредметы, в частности, проектную деятельность, не на третьем-четвертом курсе даем, а на первом-втором тоже.
А. Милкус:
- Ну, это же здорово. Этот навык очень важный.
В. Миклушевский:
- Конечно. Ты пришел в лабораторию и попробовал собрать или разобрать автомобиль, и ты понял – твое это или это не твое. Так бывает. И в этом смысле лучше сразу понять. Вот мы часто видим ситуацию, когда человек окончил вуз по какой-то специальности, а потом работает совсем по другой. Потому что это была не его мечта. Его туда засунули родители, либо он сам, может быть, мечтал, но – ошибся. Так вот, лучше это сделать раньше. Потому что иначе это потеряно время, потеряны деньги.
М. Баченина:
- Несчастный человек это.
В. Миклушевский:
- Ну, может, и не несчастный, но, тем не менее, все равно это потери определенные. Поэтому эта система мне лично очень нравится, мы ее сейчас прорабатываем и ждем. Министерство науки и высшего образования с нормативкой, потому что там понятно, что переход после двух лет на другое направление, оно связано с финансированием, потому что финансирование у нас по укрупненным группам специальностей выдается. Ну, министерство утверждает, что оно знает, как решить эту проблему, поэтому, я думаю, что в самое ближайшее время мы начнем реализовывать этот принцип.
А. Милкус:
- Я знаю, что у вас как раз инженерная школа есть в рамках вот этой системы.
В. Миклушевский:
- Инженерная школа – это как раз то, о чем я говорил.
А. Милкус:
- Это во всех получается шести отделениях?
В. Миклушевский:
- Инженерная школа у нас есть для школьников и передовая инженерная школа – это магистратура.
А. Милкус:
- То есть, кроме инженерных классов вы еще работаете …
В. Миклушевский:
- Нет. Инженерные классы и инженерная школа – это одно и то же.
М. Баченина:
- А передовая – это?
В. Миклушевский:
- Передовая – это магистратура. Мы участвовали в конкурсе обрнауки и вот сейчас буквально закончился, 30 июня на совете приняли решение открыть эту школу, передовую инженерную. Это вообще гринфилд внутри вуза, то есть. Это будет построено по другим принципам. Я думаю, это заинтересует тех ребят, которые нас слушают и которые учатся в бакалавриате, не обязательно у нас, может быть, в других вузах. То есть, это обучение на базе действующих конструкторских бюро. Я уже сказал, что у нас есть собственное конструкторское бюро, даже два, внутри университета. Кроме того, у нас есть партнеры – это Автотор, Калининградское крупнейшее в мире автосборочное предприятие, которое сейчас переходит на собственные разработки, у них подписан контракт с Минпромторгом. Как раз на электромобиль, кстати говоря. Это НАМИ – известное конструкторское бюро, которое сделало знаменитый «Аурус». Это КАМАЗ. Даже в двух ипостасях. Это Набережные Челны – головное предприятие – кстати, КАМАЗ будет с «Москвичом» работать, почему мы и понимаем, как сейчас работать вместе с «Москвичом». «Москвич» будет еще одним нашим партнером, я в этом уверен просто. Нет никаких сомнений. И инновационный центр КАМАЗ-Сколково. Вот такие у нас сейчас партнеры в передовой инженерной школе. Каждый из этих партнеров предоставляет своих наставников и свои ресурсы в виде конструкторского бюро, и реальные проекты, которые они там делают. Потому что очень важно учить ребят не на теоретических проектах, а на реальных проектах. И это уже инженеры самой высокой квалификации, это разработчики. Мы вот уже с 2022 года запускаем три магистерские программы в рамках передовой инженерной школы. Собственно говоря, они будут связаны со спортивными автомобилями, с инженерным дизайном и с мехатроникой. Каждая из программ связана с определенным партнером, каждый партнер берет на себя во многом обеспечение, в том числе, преподавательским составом из своих сотрудников.
А. Милкус:
- А зачем вам должность «креативный директор»?
В. Миклушевский:
- Дело в том, что вот тот самый компонент арц, о чем мы говорили в самом начале, мне пришла эта идея и, надо сказать, что она успешно реализуется, мы хотим внедрять компонент арц во все программы обучения. Значит, в разной степени. И мы ввели эту должность, ее заняла Хохлогорская Екатерина, она возглавляла Высшую школу печати медиа-индустрии, а сейчас возглавляет факультет журналистики, и одновременно является креативным директором. То есть, ее задача представлять университет на разного рода мероприятиях…
А. Милкус:
- Российская креативная неделя.
В. Миклушевский:
- Да, где мы с Александром Борисовичем повстречались совсем недавно. И, соответственно, внедрять арткомпонент в разные программы, где он сейчас еще не внедрен. Инженерные, в том числе. Это если коротко. Но, насколько я знаю, еще нет нигде в вузах такой должности, мы в каком-то смысле пионеры, накопим опыт, потом обязательно поделимся.
М. Баченина:
- Интересно.
А. Милкус:
- Я подозреваю, что как раз на инженерных специальностях с первого курса там хорошая математика, хорошая физика…
В. Миклушевский:
- И это тоже. Это никуда не денешься.
М. Баченина:
- Но некий паритет – я на это акцентировала внимание.
В. Миклушевский:
- Все верно.
А. Милкус:
- Я хочу сказать, что так, как развивается московский Политех, развиваются и многие другие инженерные вузы в нашей стране. Обратите на это внимание. И мне кажется, что таким лакмусом, чтобы понимать движуху в инженерном образовании, вы можете на сайте вуза увидеть, что вуз участвует в программе «Приоритет-2030». У нас таких вузов около 100 и это те вузы, которые имеют собственную программу развития, которая знает, на что делать упор и видят будущее в подготовке или видят, как готовить студентов для того, чтобы они получили востребованные специальности. Вот мы взяли на примере московского Политеха, но, я думаю, что и в ваших регионах такие вузы есть. Обращайте внимание. Сейчас страна очень внимательно относится к подготовке будущих инженеров и бюджетные места как раз добавляются именно тем вузам, где программа «Приоритет-2030». Поэтому – Владимир Владимирович, как к вам поступать? Насколько сложно поступать? Какой балл проходной?
М. Баченина:
- Какие факультеты самые популярные?
А. Милкус:
- Куда вообще лучше не соваться, потому что и так конкурс из олимпиадников такой, что... есть же специальности, где только олимпиадники, где ребята, которые не участвовали в олимпиадах, не могут попасть, потому что льготники занимают все места.
В. Миклушевский:
- Совет очень простой. Надо следовать за своей мечтой. Вот если у тебя есть мечта, надо пробовать идти на это направление и не надо никого слушать, не надо ничего бояться. Да, может оказаться, что ты не пройдешь в этом году на бюджетное место, но у тебя есть шанс, если ты хорошо учишься, потом перевестись на бюджет. Понятно, что это, наверное, желательно и хочется поступить на бюджет сразу… у нас более 100 направлений подготовки, мы принимаем на первый курс и более 30 – на магистратуру… Посмотрите, пожалуйста, на сайте, какие самые популярные. Ну, безусловно, IT, помимо автомобилестроения, о котором мы сегодня достаточно поговорили. Безусловно, это дизайн – компьютерный дизайн, автомобильный дизайн. Безусловно, это журналистика, туда всегда очень много желающих, и это достаточно сильный факультет журналистики. Машиностроение, может быть, не так популярно, но, поверьте, за этим будущее и особенно робототехника.
М. Баченина:
- Сейчас это станет очень популярным и очень востребованным.
В. Миклушевский:
- Да, это так. И мы вынуждены будем это развивать. Я имею в виду страну, Россию, и специалисты понадобятся, и надо всегда немножко смотреть вперед. Потому что четыре года пройдет, прежде чем вы выпуститесь, и за четыре года, поверьте мне, произойдут огромные изменения в этой сфере – я имею в виду машиностроение – потому что нам деваться некуда, санкции надолго, все эксперты считают, я тоже согласен, и нам критические технологии надо будет создавать самим. Критические – которые нам никто не подарит и не продаст. В том числе, кстати, и автомобилестроение и электромобилестроение. Поэтому мы этим занимаемся. Мы этому вас научим, вы будете востребованы – наверное, это самое главное. Поэтому выбирайте, у нас очень большой спектр специальностей и тут надо просто смотреть, что вам по душе.
А. Милкус:
- Я знаю, что у вас есть программа лояльности. Что это значит?
В. Миклушевский:
- Это значит, что мы тем абитуриентам, у которых высокий балл ЕГЭ, если они вдруг по каким-то причинам не прошли на бюджетные места – ну, потому что их, например, мало – мы даем серьезные скидки. Допустим, если больше 90 баллов средний балл ЕГЭ, то 30%, потом чуть меньше… Все это на сайте есть. У нас довольно серьезные стипендии для тех ребят, которые хорошо учатся. Опять же, эти баллы они как бы имеют характер накопительный – чем дольше ты хорошо учишься, тем больше у тебя может быть стипендия. Максимальная стипендия примерно 21 тысяча рублей.
А. Милкус:
- Да ладно?
М. Баченина:
- Я вспомнила свою стипендию…
А. Милкус:
- Ты вспомни обычную стипендию в вузе…
В. Миклушевский:
- Потому что наша задача – чтобы ребята не в «Макдональдс» ходили или как он там сейчас называется, подрабатывать… потому что многие подрабатывают сейчас, мы знаем. Но, если человек хорошо учится и мы ему даем нормальную стипендию, чтобы он не бегал по «Макдональдсам» подрабатывать…
А. Милкус:
- Нет, вопрос в том, что сейчас-то появились возможности подработки по той специальности, которую ты хочешь получить.
В. Миклушевский:
- Здесь мы только приветствуем. Здесь мы совершенно не препятствуем, если ребята подрабатывают… Я говорю сейчас про те направления подработки, которые не связаны со специальностью. К сожалению, они тоже имеют место быть.
А. Милкус:
- Я знаю, что у вас много ребят из регионов, есть возможность жить в общежитии, не снимать квартиру и не мыкаться по углам.
В. Миклушевский:
- Да, так и есть. Мы всем иногородним даем общежитие. У нас есть ограничение тем ребятам, которые живут за трассой А101 – это бетонка в простонародии. Ну, сейчас это уже хорошая трасса, это не только бетонка… но всем, надеюсь, понятно, о чем я говорю. Значит, всем, кто живет за этой трассой, мы даем общежитие. У нас 10 общежитий, мы сейчас ремонтируем 11-е и через год будет у нас 11 общежитий. Значит, те ребята, которые имеют наибОльший балл ЕГЭ, могут выбирать первыми. То есть, если у тебя максимальный балл ЕГЭ, ты выбираешь из всех 10 общежитий.
М. Баченина:
- Звездность какая-то!
В. Миклушевский:
- Ну да. Это тоже некая программа лояльности по сути. У каждого же свои приоритеты. Кто-то хочет жить ближе к учебе, кто-то ближе к парку, кому-то ближе к товарищу или еще к кому-то. Чем меньше у тебя балл ЕГЭ, тем меньше у тебя возможностей для выбора. Но в любом случае поселим всех.
А. Милкус:
- А сколько у вас бюджетных мест в этом году?
В. Миклушевский:
- Полторы тысячи бюджетных мест – это бакалавриат. И где-то порядка 400 или 500 – это магистратура.
А. Милкус:
- Нормально.
В. Миклушевский:
- Да, это вполне достаточно и поэтому милости просим. Но еще раз хочу подчеркнуть, что даже если вы по каким-то причинам не прошли на бюджетное место, не надо отчаиваться, у нас есть достаточное количество мест для платного поступления. Они тоже есть на сайте, они указаны. Это условные места. Если указано, допустим, 25 мест на платное отделение, это значит, что 26-го мы точно возьмем. Вот там 126-го не возьмем, у нас физически просто нет возможностей обучать так много людей, но 26-го, и 30-го возьмем на платное отделение. Потому что, если вы по каким-то причинам не попали на бюджетное место, отчаиваться не надо, у вас есть все шансы после одного или двух лет учебы, если вы хорошо учитесь… потому что отчисление все равно происходит, бюджетные места освобождаются, и они в конкурсном порядке точно так же заполняются.
М. Баченина:
- То есть, те люди, которые уже учатся, они как бы в приоритете в очереди стоят на них?
В. Миклушевский:
- Они не только в приоритете, они единственные претенденты, потому что мы на первый курс приняли, условно, 100 человек и они как бы движутся все четыре курса вот эти 100 человек. Потом кто-то отчисляется и на эти свободные места можно претендовать, соответственно.
М. Баченина:
- Владимир Владимирович, как к вам поступить, какой проходной балл?
В. Миклушевский:
- Средний проходной балл в прошлом году у нас был 76, баллы по разным направлениям подготовки абсолютно разные и здесь я просто не смогу сейчас их перечислить – это надо смотреть на сайте, они все есть. Понятно, что в этом году они будут отличаться каким-то образом. Но обычно абитуриенты люди опытные, они это знают, что прошлый год можно ориентировочно только смотреть. Потому что ситуация меняется, люди по-разному сдают ЕГЭ, вся страна по-разному поступает и подает заявления. Год от года довольно сильно отличается. Но ориентир смотреть можно. Кроме того, вы же можете в три вуза подать и на пять направлений внутри вуза, поэтому мы, в силу того, что создали электронную систему внутри вуза, примерно раз в 15 минут, по сути, в режиме реального времени у нас идет обновление рейтингового ряда. Поэтому вы можете видеть, где вы находитесь… почти вживую, и вы можете ориентироваться, и вы будете видеть. Как говорится, все по-честному, никаким образом влиять на рейтинговый ряд мы не можем, потому что это ЕГЭ. Ну, где вы можете себе помочь? Только на внутренних испытаниях – там, где творческие специальности, например, где есть такие испытания, там вы можете улучшить свой результат, который вы получили на ЕГЭ. Во всем остальном все по-честному. С каким баллом пришли, с этим баллом и участвуете в рейтинге.
А. Милкус:
- Я хочу призвать ребят поступать в инженерные вузы страны. Вот мы взяли московский Политех как один из примеров развития нашего инженерного образования в высшей школе. Обратите внимание на вузы у себя в регионе, обратите внимание на столичные вузы, потому что готовят сейчас очень классных специалистов и эти специалисты и специальности будут востребованы, как сказал нам Владимир Владимирович Миклушевский. То есть, вы гарантированно будете иметь работу. И потом, конечно, поступить в магистратуру по техническим специальностям тоже стоит. Ребята, обращайте внимание на инженерные вузы!