Опасное увлечение. Играя на дорогах, дети рискуют своей жизнью
А. Челышев:
- Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим об опасных играх на дорогах, в которые играют дети, к сожалению. И лето – время более высокого риска попадания детей в ДТП, летом дети больше времени проводят на улице и чаще оказываются на проезжей части одни. Невнимательность, неправильная оценка ситуации, повышенная самоуверенность, отсутствие чувства самосохранения – это все может стоить жизни.
Как убедить школьников в том, что игры вблизи дороги или на проезжей части – это большая смертельная опасная глупость, об этом мы сегодня поговорим. На связи со студией директор института психологии Калужского государственного университета, кандидат психологических наук Татьяна Белинская. Татьяна, здравствуйте!
Т. Белинская:
- Здравствуйте.
А. Челышев:
- По традиции начнем с нашего блока статистики. Итак, в период с 14 по 20 июля на дорогах России по предварительным данным произошло 2183 дорожно-транспортных происшествия, погибли 265, получили травмы 2773 человека. Погибли 52 пешехода, 451 пешеход получил ранения. Из этого числа погибших один ребенок-пешеход, 117 детей-пешеходов. Так же за минувшие 7 дней произошло 85 ДТП с участием пьяных водителей, 61 авария, при которой водители отказались от медосвидетельствования. Жертвами всех этих ДТП стали 17 человек, еще 242 получили травмы. За минувшие 7 дней произошло 366 автоаварий, в результате которых погибли 16 детей. Еще 403 получили травмы, 11 из погибших детей были пассажирами транспортных средств. Еще 4 водителями, 3 на мотоциклах, 1 на велосипеде, 1 погибший ребенок был пешеходом. Такая печальная статистика.
Возвращаемся к главной теме. Татьяна, насколько опасны игры на дороге? И насколько они сейчас распространены как явление?
Т. Белинская:
- Я думаю, что говорить надо не столько о распространенности, нужно говорить об опасности явления. Особенно если оно распространяется через социальные сети. И опасность заключается в том, что в социальных сетях все достаточно быстро становится известным. И мы никогда не можем там предугадать, каким будет результат. Потому что подростки моментально снимают, выкладывают, запускают флешмобы, поэтому первый момент опасности даже единичного явления…
В. Мельников:
- Извините, я бы хотел вас немного перебить, может, чтобы слушателям было более понятно, что такое опасные игры. Мне кажется, чтобы слушатели понимали о чем идет речь. И как бы они могли их сравнительно просто определить, если вдруг они смотрят, что происходит с их детьми в компьютерах.
Т. Белинская:
- Нет, мы говорим об опасных играх как об играх, связанных с риском для жизни ребенка. И, конечно, взрослый, наблюдая со стороны, понимает, что если ребенок стоит, выкручивает самокат, выкатывает его на дорогу, играя в это, если мы говорим, что он подражает какому-то моменту, перескакивает быстро через дорогу, все это связано с рискованным поведением на дороге. И с поведением, которое создает угрозу для жизни.
В. Мельников:
- Опасная игра, допустим, дети играют во дворе рядом с проезжей частью в футбол. Это опасная игра, про которую мы сегодня говорим?
Т. Белинская:
- Нет, мы говорим о явлении, которое связано с транслированием в соцсетях, как примера. Опасная она по любому. Мы говорим о тех играх, через которые можно манипулировать подростком. Воздействуя на него. И мы говорим об этих играх как о части большого явления, воздействия на сознание подростка. Ведь деструктивное поведение может быть не только связано с поведением на дороге, оно может быть в принципе рисковым. И когда мы говорим о подростках, когда говорим о воздействии на этих подростках с целью каким-то образом привлечь их к деструктивному поведению, к рисковому поведению, я считаю, что мы сегодня говорим об этом.
В. Мельников:
- Мне кажется, тут важно причинно-следственную связь тоже потом для того, чтобы побороться с явлением, определять, потому что возьмете другую ситуацию, допустим, дети устроят перегонки на велосипедах. И делают это на проезжей части. Ведь это тоже некая опасность. Но эта опасность вряд ли связана с той проблемой, про которую мы сегодня говорим.
Т. Белинская:
- Нет, это, конечно, тоже опасно, но мы говорим о распространении каких-то моментов, которые могут повторяться, которые могут стать примером для окружающих подростков. Но механизмы, на самом деле, сходные. Там будут иметься и в этом поведении тоже. Ведь много основано на подражании, на желании поменять свой статус в группе, просто тот сегмент, о котором мы говорим. Он немного другой сегодня, вы правы.
А. Челышев:
- Татьяна, какие явление в обществе способствуют тому, что воздействия через соцсети достигают своей цели?
Т. Белинская:
- Вот если посмотреть на то, что психологи говорят, мне кажется, одно из наиболее опасных называют системы разорванных связей в обществе. Если вы посмотрите, то цифровизация тоже имеет два края – один положительный, а другой негативный. И если посмотреть время, которое подросток сегодня уделяет живому общению в семье, в образовательной организации, со сверстниками, времени общения в социальных сетях, это совершенно другое общение, потому что оно не требует такой включенности, у тебя может быть не два друга, с которыми нужно устанавливать и поддерживать отношения, может быть 24 друзей, ты можешь очень быстро кого-то куда-то собрать, позвать. И в этом есть как плюсы, так и минусы.
Второй момент. Есть такая тенденция в обществе, давно ее отмечают, как инфантилизация общества, инфантильное общество – это преобладание не взрослых людей. И вот если мы говорим о том, что у нас возникают какие-то опасные явления, то такому невзрослому обществу, склонному к демонстративности тоже достаточно сложно таким явлениям противодействовать. И это как опасные тенденции психологами отмечаются сегодня с точки зрения влияние тоже.
А. Челышев:
- Вы говоря «не взрослые» имеете в виду не по возрасту?
Т. Белинская:
- Нет, нет, я имею в виду психологически незрелые. Именно с позиции ответственности, с позиции того, как я пользуюсь свободой. И насколько я готов отвечать за свои поступки.
А. Челышев:
- Давайте представим еще одного нашего гостя. К нам присоединилась Наталья Михайловна Кузнецова, начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения, Научный центр безопасности движения МВД России, кандидат психологических наук. Наталья Михайловна, здравствуйте!
Н. Кузнецова:
- Здравствуйте!
В. Мельников:
- У меня вопрос, который я хотел задать. Наша передача связана с безопасностью на дорогах. И опасные игры связаны с ситуациями на дорогах. Я попрошу уточнить, какие явления в обществе, про которые вы рассказали, именно характерны и с чем надо бороться, чтобы проблем с опасными играми вокруг или на дорогах стало меньше? Общая как бы канва опасных игр, она очень большая. Нас интересует более прикладная составляющая.
Т. Белинская:
- Если мы с вами говорим о тенденциях, которые я назвала, мы говорим, допустим, общество разорванных связей. Вот вопрос: что вы будете делать, если вы обнаружили, что ребенок, который вам близок, опасно играет на дороге? Вот в разных состояниях общества ответ на этот вопрос будет разный. Потому что в том состоянии общества, которое достаточно инфантильно, демонстративно и имеет не очень глубокие связи друг с другом, количество людей, которые пройдут мимо, особенно если ребенок будет чужой и незнакомый, будет больше. Поэтому эти тенденции имеют чисто прикладной характер. Они связаны с тем, как люди поступят по отношению к другому человеку. И они связаны с тем, насколько легко манипулировать сознанием людей. Если общество инфантильно, если люди взрослеют позднее, то влиять на таких людей проще.
А. Челышев:
- Наталья Михайловна, мы в самом начале успели поднять вопрос о том, насколько опасные игры на дороге распространены сейчас как явление. Может быть, с точки зрения массовости этого нежелательного контента в интернете на проблему посмотрим?
Н. Кузнецова:
- Да, наверное, мы можем с вами сказать, что в социальных сетях в последнее время участились случаи размещения гражданами вот такого видеоконтента, который пропагандирует противоправное поведение в условиях дорожного движения, включая и факты демонстрации грубого нарушения правил дорожного движения. Надо понимать, что четких таких критериев мы с вами пока не можем выделить, но, тем не менее, мы можем сказать, что к этому нежелательному видеоконтенту мы можем отнести признаки состава административного правонарушения в виде фактов нарушения ПДД. Чаще всего демонстрируются элементы опасного вождения, это несоблюдение скоростного режима, превышение установленной скорости, дистанция впереди идущего автомобиля. И, конечно, демонстрация такого деструктивного поведения, которое содержит угрозу для жизни и здоровья граждан, пренебрежение опасностью.
Вот такой контент мы сейчас отслеживаем, мониторим, фиксируем. И в последнее время случаи размещения такого видеоконтента увеличились. Как вы уже говорили, с чем это связано, с какими общественными тенденциями в обществе, которые как бы объективны по своей природе. Я соглашусь с Татьяной, что, конечно же, информатизация общества идет быстрыми темпами, и не учитывать это невозможно. Это все влияет не только на инфантилизацию общества, упрощает взаимодействие, общение между людьми, но и сказывается на мышлении, на сознании, на восприятии людей.
В. Мельников:
- Коллеги, с одной стороны, мы понимаем, что это большая опасность. А с другой стороны, вспомните игры типа GTA, какие-нибудь фильмы…
А. Челышев:
- Компьютерные игры.
В. Мельников:
- На самом деле там действий, когда демонстрируется скорость и какая-то даже популяризация таких действий… Возьмите какой-нибудь фильм «Такси», да даже советские, отечественные фильмы.
А. Челышев:
- Везде есть погони.
В. Мельников:
- Да, погони везде есть. Я думаю, здесь вопрос изначально темы, которую мы затронули, это именно опасные игры, которые являются такими смоделированными действиями, в которые попадает молодежь, а не просто некая демонстрация. И здесь как раз хотелось бы понять, какие такие кейсы существуют, на которые стоит обратить внимание. Я думаю, что если мы будем говорить о том, что появилось энное количество контента с большой скоростью на автомобиле, ну да, но, наверное, это не сейчас появилось, этого достаточно много, тем более в художественных фильмах.
Н. Кузнецова:
- Вадим, я думаю над началом нашего разговора и над вопросом, который Антон задал как раз радиослушателям. Мне кажется, если мы идем по дороге, то отличить такую игру можно чаще всего по наличию рискового поведения, наличию наблюдателей со стороны и, как правило, людей, которые снимают на телефон. Это будет такими признаками того, что начата такая игра. Если говорить, допустим, о том, что же будет призывать, то призывать будут разного рода ориентированные на подростковые особенности вещи. Ну, например, часто запускаются флешмобы, когда ты можешь присоединиться. Часто идет по принципу используемых приемов в рекламе, в таком призывающем контенте. То есть тот контент, который будет провоцировать такую игру, он будет призывающим, ориентированным на особенности подросткового возраста. Там, где подросток может повторить, где он может повысить свой социальный статус в определенной группе сверстников, там, где он может сепарироваться от родителей, потому что для него сейчас это важно, родители контроль не отпускают. Вот такие, мне кажется, приемы будут как раз свидетельствовать о наличии такого смоделированного момента.
А. Челышев:
- Татьяна, спрашивать, почему именно подростки наиболее подвержены деструктивному воздействию, наверное, нет смысла, психологическая незрелость тому причиной. Давайте поговорим о том, какие именно подростки, может быть, по типу характера более склонны к проявлению опасного поведения вообще и на дороге в частности.
Т. Белинская:
- Один момент только из подросткового поведения я вам скажу, наверное, который имеет здесь значение. Характер человека на самом деле до подросткового возраста мы с вами и не видим. Вот такое пробуждение ярких черт, оно как раз начинается в подростковом возрасте, и многие родители как раз отмечают, что все было замечательно, был послушный, хороший ребенок, и вдруг в подростковом возрасте начинаются какие-то моменты. Я бы назвала три категории, которые в основном склонны. Это ребята с таким истероидным складом личности. Родители как их могут распознать, чтобы понятно было? Это ребята, которым нравится выделяться. Фактически это такие актеры, которым очень нравится привлекать внимание к себе, которые демонстративны, которые хотят всяческого внимания. И если они его позитивно не получают, то достаточно часто хорошим способом становится приобретение такого негативного внимания.
Достаточно часто в такие игры могут вовлекаться ребята гипертимного склада. Таких ребят вы тоже легко поймете, это такие легко заводящие знакомства, связи, склонные к увеселениям, к компаниям, недолго удерживающие общение, они тоже могут втянуться в такую игру. Отдельной категорией, наверное, которая тоже может втянуться в такую игру, станут ребята эпилептоидного склада, и их вы как родители или учителя узнаете по тому, что это ребята, склонные к протесту, особенно в ответ на давление. Или это ребята, которые хотят попробовать свои силы – могу я или не могу. Но это будет тогда скорее не демонстративное поведение. А вот протестное поведение может быть демонстративным, если вы начинаете как родитель (или как учитель) пережимать, передавливать, то к таким эпизодам ребята тоже будут склонны.
То, что касается других категорий, складов характера много, эти три я назвала как основные, а все остальные просто будут подвержены другим рискам, наверное, менее связанным с дорогой, я бы так сказала.
Н. Кузнецова:
- Я хотела немного дополнить и сказать о том, что любая акцентуация будет толкать к проявлению манипуляций окружающим вниманием, заботой, ценой риска на дороге, добиваясь, таким образом, одобрения, поощрения, признания. Наверное, из общих тенденций нужно сказать, что любой подросток, у которого нарушен естественный ход развития, тоже может быть подвержен и склонен к проявлению девиантного поведения, а рискованное поведение на дороге мы можем рассматривать как элемент такой девиации. То есть, когда нет возможности удовлетворить потребность быть взрослым, потребность быть самостоятельным. Вот такое противоречие. С одной стороны, я хочу быть взрослым, но у меня нет возможности брать на себя ответственность или я не умею это делать. Как уже мы говорили, противоречия между тем, что я хочу принадлежать какой-то группе, и в то же время мне хочется выделиться из этой группы, проявить индивидуальность.
И вот если эти потребности возраста, задачи возраста (а они есть в каждом возрасте, включая подростков) не реализуются естественным, нормальным образом (ну, не научили, не уследили, не усмотрели педагоги и родители), то это тоже своеобразная такая почва для возможных рисков, и не только на дороге, а вообще проявление рискованного поведения.
В. Мельников:
- Коллеги, вот вы сейчас рассказываете про то, что активные дети, которые хотят стать лидерами, хотят сделать для себя некую заметность. На самом деле я думаю, что многие родители сразу хотят узнать в тех, кто всячески стремится проявлять лидерство и своих детей, и становится немножко страшно, что, по сути, это большая масса на самом деле потенциальных подростков, детей, кто попадет под это дело. Может быть, здесь немножко уточнить? Мне кажется, что если мы говорим о том, что те, кто действительно хочет проявить себя, находится в зоне риска. Я думаю, сейчас многие пойдут домой и скажут: а не занимаешься ли ты этим?
Т. Белинская:
- Вадим, все ведь сказано на самом деле. Если развитие идет нормальным ходом, если он играет в театральной студии, ходит в кружок, ну и пусть он выделяется. Если он выступает на конференциях, да даже среди своих друзей, пусть выделяется. А вот если ход нормального развития нарушается, у него потребность есть, а реализовать он ее не может, вот тогда надо беспокоиться. Беспокоиться надо, когда у него не получилось. И это сразу существенно сузит круг ребят, которые могут в эту категорию попасть.
В. Мельников:
- Я думаю, что здесь может помочь развитие движения ЮИД. Потому что именно в этой организации как минимум дети могут реализовать себя в массе направлений, про которые мы сегодня говорим.
А. Челышев:
- Ответ на вопрос пришел от слушателя, если увидит, что ребенок играет на дороге: поколочу! А если ребенок чужой, тоже поколотите?
А кто вовлекает в это во все детей?
Н. Кузнецова:
- В начале этого года мы поставили себе задачу посмотреть, кто вовлекает детей и взрослых, кто размещает видеоконтент, который в себе содержит признаки такого деструктивного поведения. И проанализировав, мы взяли 30 видеороликов, размещенных на разных площадках, большинство размещено на YouTube, на втором месте Instagram, Facebook и ВКонтакте. Мы брали те блоги, где суммы подписчиков не менее 50 тысяч. Примерно психологический портрет тех лиц, которые размещают подобный контент, это возраст от 23 до 30 лет, это блогеры профессиональные, потому что количество подписчиков у них достаточно большое. И в своих роликах они помимо эпизодов из личной жизни, демонстрируют возможности автомобилей либо это блогеры, сфера их профессиональная или сферой обсуждения является автосфера. И там тоже не только демонстрация возможностей автомобиля, но и конструктивные технические способности автотранспорта.
А. Челышев:
- Спасибо, Наталья Михайловна. Мы по традиции на Питерском международном экономическом форуме проводили ряд интервью с главами регионов о ситуации на дорогах. И сегодня у нас на очереди Липецкая область, губернатор Игорь Артамонов, так же в записи принимал участие заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности МВД России генерал-майор полиции Олег Евгеньевич Понарьин.
А. Челышев:
Добрый день, дорогие друзья! У нас в гостях губернатор Липецкой области Игорь Артамонов. Наш разговор в расширенном составе. К нам присоединяется заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин. Поговорим о реализации проекта федерального проекта безопасности дорожного движения в Липецкой области. Олег Евгеньевич, Липецкая область у нас входит в число регионов, где есть риск недостижения показателей? Или Липецкая область у нас в зеленой зоне?
О. Понарьин:
- Все под риском ходим, но это тот случай, когда у нас есть уверенность, что область работает хорошо. Начиная с 2019 года реализации национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» мы наблюдаем не только устойчивое снижение всех показателей аварийности, но самое главное достижение тех целевых показателей, которые очень жесткие, но установлены на период до 2014 года, а сейчас до 2030 года. И за пять месяцев этого года мы так же видим, что Липецкая область находится в зеленой зоне. Есть, конечно, некоторые моменты, которые требуют повышенного внимания – это пресловутая пьянка за рулем, ну, это распространенная болезнь, к сожалению. Есть вопросы, связанные с дорожной инфраструктурой. По нашим сведениям объем работ, связанных с освещением дорог, он не такой, какой бы нам хотелось. Чем больше будет освещенных дорог, тем и этот резерв будет использоваться и работать на благо и области, и страны.
В. Мельников:
- Мне кажется, тут назревает вопрос, как это удается сделать.
И. Артамонов:
- У нас плотное взаимодействие с ГБДД и с руководством ОВД. Мы внимательно анализируем месте происшествий, у нас наложены на карту все точки, где происходят аварии, в том числе, со смертельным исходом, и идет принятие решений. Что мы там делаем? Меняем знаки дорожные, усиливаем экипажами, мы ставим там камеры, меняем режимные скорости. Это все постоянно подвергается анализу и мы работаем с этим совместно с муниципальными службами и так далее.
Второе. Поскольку мы находимся на федеральной трассе, она прорезает всю область, и чаще попадают в аварии не липчане, но это наши люди, за которых мы отвечаем. И оказание помощи – мы везде по трассе, например, Хлебное, перестроили травматологию и хирургию. Когда человек попадает в аварию, ему сразу экстренно необходима травматология. И рядом с трассой мы посмотрели, это все перестроили. Это помогает спасать жизни. Все экипировано, современное оборудование, обученные врачи, их наличие – это все работает в плюс. И мы не первый год занимаем первые места по школьным командам ГАИ на правила движения. Пропаганда «Езди по правилам» дает свои результаты со школьного сообщества начиная, потому что во многих школах городки, которые оснащены при целеуказания ГИБДД, где там детишки с малолетства могут пройти тренинг, как правильно переходить дорогу, так далее.
О. Понарьин:
- Хотел Игоря Георгиевича поймать за язык насчет детей, но вот, знаете, он даже не досказал. Команда ЮИТ Липецкой области буквально недавно вернулась с международных соревнований и заняла там первое место. ЮИТ липецкий очень мощный и сильный. И он стабильный.
А. Челышев:
- Да, это не первый год попадание в призы и первенства постоянно.
О. Понарьин:
- И от того, насколько губернатор, все структуры области заинтересованы в профилактике детского травматизма, вот и результат.
В. Мельников:
- Сейчас в рамках федерального проекта измеряется отношение населения к тем вопросам, которые реализуются в области безопасности дорожного движения. Есть там региональный разрез. Олег Евгеньевич, обозначьте, какие результаты были получены по итогам прошлогоднего измерения и какие среднестатистические показатели по стране?
О. Понарьин:
- Средняя по России больше 63%, опять же, отрадно, что в Липецкой области уровень удовлетворенности населения вопросами безопасности дорожного движения выше среднего по России. Мы сегодня заметили, что регионы благополучные, где снижение показателей идет, они людьми адекватно и оцениваются. Здесь прямая зависимость – общественное мнение и та картина, которая вырисовывается в реалии.
А. Челышев:
- Можно ли проекты, которые реализуются в Липецкой области, масштабировать на другие регионы, схожие по профилю экономическому, по дорожной сети?
О. Понарьин:
- Мы анализируем все практики, которые существуют. И все лучшее, что есть в регионах, в том числе, в Липецкой области, мы рекомендуем использовать, но в данном случае нам важно, чтобы и власти сами реализовывали и делились опытом. Думаю, что экономический форум, помимо чисто экономики, есть вопросы и по обсуждению вопросов безопасности.
А. Челышев:
- Вопрос, который мы задаем слушателям: как вы поступите, если узнаете, что ваш ребенок играет в опасную игру на дороге? Вот что пишут слушатели. «У нас в поселке был пример. Хороший, добрый мальчишка на мопеде попал под автомобиль, играя в догонялки. Разбил голову, теперь инвалид». «Ситуация чрезвычайная, пора бить в колокола, пора менять социальную сферу, от которой зависит жизнь человека. Несколько раз лично останавливала ребят-подростков в крайне опасных случаях. Разговаривала с ними спокойно, вразумительно, но их ответ был ужасающим: «Это наш выбор». Но когда я сказала: «Поймите, что с того света обратно не вернуться», они ответили: «А что здесь, на этом свете, хорошего?» Я сказала: «Подумайте еще раз о своих родных и близких».
Мне кажется, мы подошли к вопросу о том, как родителям, учителям, в общем, как ответственным взрослым противодействовать втягиванию подростков в это самое рискованное поведение.
Т. Белинская:
- Мне кажется, один из моментов очень важных – момент общения дома. Очень многие родители сейчас находятся не в курсе дел своего ребенка. Те семьи, где продолжается такое общение, где вы знаете, что делает ребенок, почему он это делает, где ребенок не боится сказать свою точку зрения, и ему позволят ее отстаивать и выяснять… Общение, как ни странно, очень простой, но один из самых действенных способов противодействия этому моменту.
Еще на что важно обратить внимание. Вы, наверное, все читаете и слушаете, что сейчас часто говорят, что у нас общество потребления, что мы растим потребителей. Так нельзя огульно говорить про всех, но если с детства в семье в воспитании родитель будет руководствоваться самыми простыми принципами воспитания, такими, например, как развитый социальный интерес, когда с детства говорится о том, что это важно для людей, это важно сейчас для школы, для класса, для твоего двора, для твоих друзей, и потом будет мультиплицироваться в бОльших масштабах. Так вот, развитый социальный интерес – это один из таких очень мощных критериев, по которому мы судим о психологическом благополучии личности.
Н. Кузнецова:
- Я бы продолжила вашу идею, говоря не только про интерес, а я бы говорила о смыслах. Надо таким образом выстраивать взаимодействие (это касается и родителей, и педагогов), чтобы у детей был смысл. Кстати, Антон, вы приводили нам пример: а зачем нам жить, какой смысл?
А. Челышев:
- Только что слушательница написала из Удмуртии.
Н. Кузнецова:
- Поэтому создание каких-то новых смыслов. Время у нас очень необычное, очень сложное, динамичное. Еще один момент. Мы говорим о клиповости нашего сознания, оно разрозненное, все фрагментарно. Если взрослые теряются в таком динамичном мире, что говорить о детях. Поэтому создание этих новых смыслов для детей – это задача взрослого: подсказать, найти, повысить осведомленность относительно жизненных рисков. Речь идет о более широком контексте, потому что риск на дороге – это часть общих жизненных рисков. И говорить детям о том, что действительно жизнь нестабильна, и риск – это часть жизни. Но другое дело, мы должны альтернативу давать, как справиться с этим. Несмотря на то, что это может прозвучать достаточно банально, но спорт может являться одним из способов прокачивания этого канала чувствования и управления своим телом. На что часто дети идут в плане риска. То есть способ прокачивания своих желаний, способ прокачивания своих границ. Причем не любой спорт, а спорт командный, где можно как раз удовлетворить эту потребность причастности к группе, где можно почувствовать и успех, и поражение, и тем самым как бы сказать ребенку: и такое тоже бывает, не все состоит из успеха. Почувствовать эти границы и коллективно пережить, не в одиночестве. И тут будет реализовываться как раз куча этих особенностей возраста, о которых мы говорили раньше, о которых говорила Татьяна.
И еще такой момент. Очень часто мы употребляем это слово – противодействие. Мы идем против чего-то. И, наверное, нам уже пора выработать какую-то терминологию, которая не будет против чего-то, а вместе с чем-то. На самом деле (возвращаясь к фразе Татьяны о налаживании контакта, взаимодействия) задача родителя – не вторгнуться в этот хрупкий внутренний мир ребенка… А он есть на самом деле, даже если мы его не замечаем, он очень глубокий, интересный, не всегда дети его сами распознают и могут погрузиться, но он есть, он существует. И вот вторгаться туда нужно… Вернее, не нужно туда вторгаться, нужно аккуратно вписаться, встроиться. И тогда у нас не будет этого противодействия, тогда мы будем коллективно решать те задачи, которые перед нами стоят, в том числе проблемы рискованного поведения.
Т. Белинская:
- Чуть-чуть хочу добавить. Мы говорим вещи, которые могут со стороны слышаться очень обыденно, и можно спросить нас: а что вы нового сказали? Это как пришел на прием к психологу. «Что тебе сказали?» Мне сказали: «Люби своего ребенка». Я вышел и думаю, как мне его любить.
Вот так же, наверное, и со смыслами. Та радиослушательница, которая прислала сообщение, она же говорит: «Я им сказала: ребята, остановитесь, с того света не возвращаются. Они задали вопрос: «Что делать на этом свете?» Получается, она не значимый для них взрослый, чужой. И эта работа со смыслами, с тем, зачем тебе жить, что бы хочешь делать в жизни, она очень хорошо рождается в любой деятельности, не только в спортивной. Если это учебная деятельность, если это деятельность какая-то коллективная, хобби какое-то, спортивная. Это те вещи, которые в эту деятельность хорошо вплетаются. Поэтому включить ребенка в какое-то занятие – это очень важная тема. Принимать и поддерживать, обсуждать, где-то направлять. Тяжелая каждодневная, трудная работа, на которую всегда у родителей хватает сил. Но включение в деятельность (не обязательно в спортивную) – это тоже такой, казалось бы, простой, но непросто организуемый совет, который работает в этой теме и помогает.
Н. Кузнецова:
- Конечно, интеллектуальные виды деятельности тоже приветствуются, и даже очень, потому что учебу никто не отменял, и образование получать нужно. Но спорт предполагает двигательную активность, которая будет способна снимать напряжение, накопившееся в течение той же учебы. И не все дети могут выразить, вылить эту накопившуюся энергию. Поэтому я говорю в первую очередь о спорте, хотя, естественно, другие виды деятельности, со смыслами, которые позволяют реализоваться ребенку социально приемлемым способом и снять это внутреннее напряжение, которое накапливается, нерискованным способом, а безопасным, экологичным способом, конечно, тоже приветствуется.
В. Мельников:
- Коллеги, я хотел один маленький вопросик задать. Мы понимаем, что есть куча областей, где эти опасные игры могут, так или иначе, проявляться, не только связанные с дорогами. Но в ситуации с дорогами у нас есть громадная работа государства, образовательных учреждений и т.д. по объяснению детям, почему, собственно говоря, действия рядом с дорогой небезопасны и как нужно правильно себя вести. Как вы считаете, эта громадная работа, которая делается, и, собственно, ее результаты мы с вами видим, и то, что мы часто отмечаем, что, например, те же дети советуют родителям, как правильно себя вести, например, не идти на тот же красный, это эффективный инструмент для борьбы с этой тематикой либо это разные области?
Н. Кузнецова:
- Конечно, Вадим, вы абсолютно правы, мы говорим как бы об общих вещах, элементах взаимодействия воспитания детей, но упускаем важный момент, что действительно проблема обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, это государственная задача. И, наверное, начиная где-то с 2006 года, идут комплексные мероприятия по сей день, одной из задач которых и состоит в том, чтобы научить детей культуре безопасного поведения, освоению знаний и т.д. Я хочу сказать, что за последние 10 лет этими комплексными усилиями удалось снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей на четверть, а также снизить другие риски – и социальные риски, и тяжесть последствий. Поэтому, конечно, это комплексная работа, и государство делает очень многое на этом поприще.
А. Челышев:
- Давайте подведем итоги наших опросов, которые мы запустили в социальных сетях: что вы сделаете в первую очередь, если узнаете, что ваш ребенок подвергает себя опасности на дороге? Варианты ответов: накажу; узнаю, кто надоумил; проведу беседу, предупрежу других родителей, предупрежу школу; проконсультируюсь с психологом. И в Одноклассниках, и в социальной сети ВКонтакте подавляющее большинство (80% в Одноклассниках и 77,25% ВКонтакте) заявили, что они проведут беседу. При этом в комментариях к этим опросам и в сообщениях в наш эфир люди пишут: накажу, поколочу. Что делать – колотить или разговаривать? Мне очень нравится сообщение, которое нам один из слушателей прислал: «Лучше, конечно, объяснить, показывать, то есть говорить, но до того, как ребенок начнет опасные игры на дороге. Потому что с ремнем можно и опоздать». Я здесь, пожалуй, соглашусь с нашим слушателем.
Спасибо большое нашим гостям. Мы обязательно продолжим говорить на эту тему в серии наших программ. Спасибо за внимание. Удачи на дорогах.