Девушка в ИТ: настоящее или будущее?
А. Сулхаева:
- Добрый день, дорогие друзья. Вечер пятницы, а это значит, что в эфире Радио «Комсомольская правда» программа «Женские истории».
И. Осадчая:
И мы, ее ведущие, Ирина Осадчая…
А. Сулхаева:
- И Анжелика Сулхаева. Сегодня будем разрушать стереотипы, смело изучать мир IT и искать, а какое же место у женщин в этом мире, есть ли оно, и какие возможности открывает нам национальный проект «Цифровая экономика».
И. Осадчая:
- Приветствуем наших спикеров. В студии сегодня прекрасная женская компания. Юлия Азарова, руководитель направления b2b маркетинга компании «Skillbox».
А. Сулхаева:
- И Анна Мещерякова, сооснователь и генеральный директор компании «Платформа «Третье мнение». Здравствуйте, наши дорогие гости.
Ю. Азарова:
- Добрый вечер.
А. Мещерякова:
- Здравствуйте.
И. Осадчая:
- Хочу напомнить нашим слушателям, что по оценкам экспертов, у нас в стране существует серьезный дефицит IT-специалистов, он оценивается до 1 миллиона. Такой статистикой в рамках Петербургского экономического форума поделился вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий вопросы развития информационных технологий. У меня сразу вопрос к Юлии. Юлия, как этот кадровый голод планируется удовлетворить, какие программы и механизмы предполагает национальный проект «Цифровая экономика»?
А. Сулхаева:
- Прежде чем вы начнете отвечать, хочется вообще дополнить, что как-то это очень неожиданно. Ведь, казалось бы, IT-специальность – это то самое, что должно сейчас развиваться уверенными темпами, и мы везде слышим о том, что айтишники – это самые востребованные профессии, и все туда, собственно, смело идут. А как же так, что кадровый дефицит?
Ю. Азарова:
- Да, случилось так, что в стране действительно сейчас существует кадровый дефицит именно IT-специалистов. И государство помогает сейчас решить этот вопрос, чтобы к следующему году кадров стало больше. И одна из таких возможностей .Это программа, которая создает образовательные возможности для населения, чтобы получить IT-специальности.
А. Сулхаева:
- Давайте тогда поподробнее об этом поговорим. Какие IT-специальности есть в рамках цифровых профессий, как можно принять участие в этой программе, вообще, где и в каких условиях поучиться и повысить свою квалификацию?
Ю. Азарова:
- Да, конечно. Skillbox в середине мая 2022 года начал участвовать в этом проекте. И на платформе появилось 9 образовательных программ по программированию, 8 профессий, и одна профессия отдельно, она называется «операционный менеджмент». В топ этих всех профессий вошли Python-разработчик, специалист по Data Science, инженер по тестированию и Java разработчик.
Цифровые профессии, они вообще будут разной длительности, обучение на платформе будет разной длительностью, от 9 до 24 месяцев, в зависимости от сложности программы. И до конца 2022 года планируется, что этих программ станет намного больше, до 100 профессий. И определенная группа лиц может получить 50-процентную скидку или вообще получить образование по этим профессиям бесплатно.
И. Осадчая:
- Я тут тоже хочу напомнить нашим слушателям о том, что программа «Цифровые профессии», она достаточно широкая, и очень здорово, что у нее как раз есть вот этот социальный аспект. То есть размер скидки, которую могут получить люди, например, может варьироваться до 75%. Например, молодые мамы сколько получают скидку, 50 или 75%? Молодые мамы, студенты, люди, которые без работы сейчас. Они могут пройти это обучение с существенными скидками. И это прекрасно.
А. Сулхаева:
- Это ли не стимул, для того чтобы закрыть кадровый дефицит наконец-то в самом перспективном направлении, я считаю.
Ю. Азарова:
- Да, действительно, пользователь может на платформе цифровых профессий перейти в каталог профессий, выбрать профессию определенной компании. Нажимаете кнопку «пройти регистрацию» и оставить свою заявку. Также это можно получить обучение через портал Госуслуг. Процесс там занимает еще меньше времени, потому что половина данных уже заполнена, так как вы авторизованы. И принять участие могут люди от 16 до 65 лет. Скидки действительно действуют до 100%.
А. Сулхаева:
- Даже так?
Ю. Азарова:
- Да. Бесплатно могут пройти обучение люди с ограниченными возможностями, безработные, которые стоят на учете в центре занятости. 75% получают родители с детьми до 3 лет с зарплатой ниже среднего по региону прожиточного минимума, безработные, которые не стоят на учете в центре занятости, А 50% получают скидку родители с детьми до 3 лет с зарплатой выше среднего по региону, студенты высших учебных заведений, техникумов и колледжей и работники бюджетных организаций. Также граждане, которые получают зарплату ниже среднего.
И. Осадчая:
- То есть охват максимально широкий. Вообще мы видим как раз на примере этого проекта, этой программы «Цифровые профессии», мы, собственно, усиливаем тренд на постоянное, такое непрерывное образование. Мы с вами как бы взрослые, видим, что сейчас нужно бежать быстрее, чем все остальные бегут. Но при этом хорошо бы такую же траекторию задать и нашим детям, и нашим близким, и нашим старшим. Я как раз хотела Ане адресовать вопрос. Как люди, которые прошли обучение по программе «Цифровая профессия», они находят работу после этого, есть ли связка с бизнесом? На примере вашего проекта. У вас же несколько стартапов, которыми вы управляете. Люди гарантированно могут работу получить после курсов цифровых профессий?
А. Мещерякова:
- Во-первых, что хочется сказать? Очень приятно сейчас, услышав перечень профессий, как раз подтвердить, что у нас ровно такой же, на 100% совпадающий перечень и список топовых вакансий, который действует перманентно, то есть постоянно. Поэтому здесь мы уже видим такое совпадение образовательной программы…
А. Сулхаева:
- …и реальных потребностей бизнеса.
А. Мещерякова:
- И реальных потребностей бизнеса. Это первый момент. Второй момент. Чем раньше мы начинаем совмещать все-таки образовательную деятельность с практическим опытом, тем лучше. Поэтому как можно скорее нужно соединять образовательные программы с вопросами стажировки, то есть соединять тот теоретический материал, который дается в образовательной программе, с реальными потребностями бизнеса. И поэтому в нашей компании вот сейчас заканчивается, завершается летний период, и у нас завершается период стажировок. И большинство специалистов, которые проходят стажировки летние после образовательных программ, остаются работать на постоянной основе. Это отличная возможность совмещения обучения, практики и уже получение, собственно, реальной работы и начало своей карьеры в IT.
А. Сулхаева:
- Слушайте, это замечательно. Потому что мы все прекрасно понимаем, что учиться можно бесконечно много, но если ты не можешь применить свои навыки, полученные образовательным путем, в реальной жизни, то смысл этого всего теряется.
Юлия, вам вопрос от меня. Есть такая еще одна категория людей, которые с интересом смотрят в сторону IT. Это люди старше 30-35 лет, то есть уже такое, больше старшее поколение, которые думают о своем каком-то новом карьерном росте, новой траектории, профессиональном развитии, может быть, даже о смене вообще в принципе своей деятельности. Какие возможности в рамках нацпроекта появляются у взрослых студентов, которые вдруг решили, проснулись в 50 и сказали: всё, не хочу быть инженером, хочу быть айтишником?
Ю. Азарова:
- Хочется сейчас, наверное, сказать о том, что такие люди не новички в нашей сфере. Потому что в целом 35 плюс – это наша основная категория пользователей платформы и наши студенты основные. А еще хочу дополнить, сказать о том, что после прохождения обучения на цифровые профессии каждый слушатель, который закончил обучение, он получает диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей специальности, на которую он обучился. Это еще одна возможность войти в профессию, когда ты еще не был никогда разработчиком, не был никогда дизайнером или не получал до этого такое образование. Еще эти студенты, обучившись на нашей программе, они во время обучения… У нас индустриальное обучение, у нас преподают преподаватели – текущие бизнесмены, которые на своих кейсах помогают студентам осваивать именно практически навыки. И, соответственно, студент, выходя и обучаясь на этой платформе, на этой программе, он получает портфолио с кейсами, дипломы профессиональной переподготовки, и он уже может полноценно идти устраиваться на работу, имея за собой вот такой опыт.
И. Осадчая:
- Прекрасно. Практический опыт – это очень важно и дает такое подспорье в трудоустройстве затем. Давайте обратим взор на подрастающее поколение. Вот слушает сейчас нас мама 8-9-классника и думает, какими проектами, программами можно воспользоваться из тех возможностей, которые предлагает нацпроект «Цифровая экономика». И здесь я, наверное, немножко приоткрою завесу. Есть проект…
Мы знаем, что в нацпроекте «Цифровая экономика» есть проект «Код будущего», по которому ученики 8-11 классов смогут пройти бесплатные двухлетние курсы и освоить современные языки программирования. Мы знаем, что программирование – это новая нефть, и, в общем, кто владеет языками программирования, тот владеет миром. Поэтому понятно, что это такая история востребованная. И самое важное, что программа достаточно длительная, срок обучения – 2 года. Скоро на портале Госуслуг можно будет пройти тестирование, и как раз по итогам тестирования будет определен уровень знаний школьников, и как раз записаться можно на соответствующий курс, в зависимости от этих результатов тестирования.
У меня вопрос к Анне. Вы как мама как считаете, насколько полезны эти курсы для старшеклассников, что они дают, и вообще, нужно ли такое погружение в программирование для старшеклассников?
А. Мещерякова:
- На мой взгляд, это чрезвычайно важно. Потому что есть миф, что программирование – это скучно. И есть миф, что это для мальчиков. Есть убеждение, что если я развиваюсь в гуманитарных дисциплинах, то программирование – это не для меня, и я просто не буду этим заниматься, я схожу на обязательные уроки информатики, и на этом всё. Поэтому мне кажется, что эта возможность для старшеклассников освоить азы, базу языков программирования – это просто расширение границ для будущего студента, который на самом деле может как раз для себя эти мифы развеять и осознать, что это не так сложно, это не так скучно, на самом деле здесь есть элементы творчества. И даже если профессия будет выбрана в итоге другой, понимание того, как устроена постановка задачи для IT-специалистов, как вообще создать новый технологичный продукт, понимание некоторой вот этой логики, как строится код, это очень полезно. И даже если молодой специалист будет не непосредственно писать код, будет не программистом, а будет, например, продакт-менеджером или будет продуктовым аналитиком или бизнес-аналитиком, вот это мышление современное – это как такая основа, которая позволит на самом деле лучше себя представить на рынке, даже если выбранная профессия будет из смежной сферы.
И. Осадчая:
- У меня вопрос к нашим двум гостьям. Я хотела, чтобы каждый из вас высказался. Как вы считаете, вот эти все усилия по сокращению кадрового голода и по продвижению цифровых профессий, насколько они быстро и как, собственно, повлияют на экономику нашей страны? Сейчас перед всеми нами стоит серьезный вызов в области цифровизации, и как вы считаете, какие ваши прогнозы и видение этой ситуации?
Ю. Азарова:
- В России сейчас действительно есть дефицит кадров IT, как мы уже сказали, один миллион специалистов не хватает и, если ничего не предпринимать, то к 2027 году по статистике будет нехватка двух миллионов кадров. Поэтому проект «Цифровые профессии» как раз таки предназначен решить вот эту проблему нехватки кадров. В столице достаточно много образовательных учреждений, которые помогают специалистам получать необходимые знания и навыки, в регионах это не так распространено. И вот эта онлайн-платформа, которая позволяет учиться независимо от того, в каком регионе ты находишься, независимо от того, работаешь ты пять дней в неделю и два у тебя выходных, ты можешь в свое свободное время зайти на платформу, распределить свою нагрузку и получить именно те знания, которых не хватает сейчас экономике, стране и конкретному человеку, соответственно, проект «Цифровые профессии» он дает возможности людям из регионов получить недостающие знания и находясь, допустим, в городе Перми, работать в Яндексе или в Skillbox удаленно, тем самым закрываете те необходимые вакансии, которые нужно закрыть для компаний, для страны, для бизнеса.
А. Сулхаева:
- Дополните что-то, Ань?
А. Мещерякова:
- Я хочу сказать, что у нас в IT-сфере есть такая фраза, я думаю, что это не точно, но говорят, что в IT время идет в десять раз быстрее. То есть, все очень быстро меняется и то, что сегодня актуально и очень нужно, завтра уже все может поменяться и будет нужно там совсем другое. Поэтому я очень сильно верю в эту теорию и успешность таких маленьких шагов. То есть, то, что сегодня делается, это, во-первых, уже не маленькие шаги , по образовательным программам мы сегодня видим, насколько это масштабно и какие есть льготные, в том числе, возможности для разных групп населения. Я хочу сказать, что эти шаги как раз дают нам возможность успеть сегодня. Не опоздать завтра, а сегодня сделать максимум для того, чтобы решить те задачи, которые сегодня стоят перед нами, перед российскими компаниями, перед нашим обществом, поэтому, мне кажется, что любых усилий на самом деле всегда будет мало, потому что IT развивается очень-очень динамично, но давайте поддерживать то, что есть сейчас, максимально об этом говорить, привлекать и действительно здесь нет каких-то региональных границ. По сути, IT как отрасль открыта. Нет региональных, нет возрастных, нет гендерных, никаких границ нет, поэтому, с одной стороны, есть сложность и вызов, нам нужно двигаться очень быстро. С другой стороны, нет никаких барьеров. Пусть их не будет у нас и в голове.
Ю. Азарова:
- Я хочу здесь дополнить, что на примере компании Skillbox мы поддерживаем индустриальное образование и как лидеры техрынка, мы следим за текущими потребностями и тенденциями изменения рынка и все наши программы, которые мы предоставляем для цифровых профессий, они актуализируются постоянно.
А. Сулхаева:
- А вот об этом я как раз хотела бы вас спросить, потому что у меня родился именно этот вопрос из ответа Анны. Действительно, сфера IT – это та сфера, в которой нужно ну просто постоянно развиваться. Потому что каждый день выходят новые какие-то тренды, обновления и т.д. Вот как, собственно, вы сказали, что вы следите за этим и актуализируется свои программы, а как именно это происходит? Есть какой-то аналитический отдел, который целыми днями мониторит, смотрит, что нужно менять, исходя из тех изменений, которые происходят? И как, собственно, вообще студентам прививаете эту мысль? Ведь важно не только обновлять образовательные программы, но еще и чтобы люди, которые учатся на этих образовательных программах, понимали, что вот на этом их обучение не заканчивается. Они сегодня закончили один курс, а завтра уже должны начать следующий курс и постоянно повышать свою квалификацию, иначе они просто отстанут в этой профессии.
Ю. Азарова:
- Ну, это, наверное тенденция рынка и здесь если не подстроился, ты отвалился, да, от него. Сейчас говорят специалисты и чар- сферы о том, что не так важно расти вверх, важно отращивать вот этот хвост компетенций, когда ты расширяешь вокруг себя знания, а не растешь только в одном направлении. Соответственно, у нас это комплексный продукт, за продуктом следит большое количество сотрудников – у нас есть продюсеры, методологи, у каждого направления. Соответственно, курсы у нас прикладные и программы предоставлены от главных экспертов рынка, которые находятся постоянно в работе, они существуют в реалиях, они постоянно смотрят за тем, куда двигается мир, куда двигается непосредственно то направление, которое они развивают, и масштабно реконструируют свои курсы и образовательные треки, и актуализируют их для того, чтобы всегда находиться в актуальной повестке.
И. Осадчая:
- Поскольку наша тема звучит сегодня как девушки в IT, настоящее или будущее, не могу не спросить – сколько девушек, женщин в IT уже сейчас и сколько выбирают цифровые профессии? И, возможно, есть данные по тому, какие именно профессии девушкам симпатичны.
Ю. Азарова:
- Да, у меня есть такая информация, но мы смотрели исходя из нашего пользователя Skillbox, именно нашей платформы, мы видим, что 57% обучающихся составляют именно женщины.
А. Сулхаева:
- Ух ты! Это круто!
Ю. Азарова:
- Да, достаточно много. Но здесь важно учесть, что есть такое направление, тоже оно считается IT-направлением – дизайн. Ну, оно тоже представляет IT-сферу, это вэб-дизайнеры, число женщин там составляет 69%.
А. Сулхаева:
- Ясно понятно, откуда столько айтишников обучающихся. За счет дизайнеров.
Ю. Азарова:
- Ну, в программировании, конечно, пока на платформе у нас лидируют мужчины – это 67%.
А. Сулхаева:
- Ань, скажите, пожалуйста, вы в предыдущем своем ответе затронули такую тему, что на сегодняшний день нет каких-то гендерных границ в профессии. Ну и действительно, вот, собственно, по примеру, который Юля привела, мы видим, что девушки, женщины все больше интересуются цифровыми профессиями, но тем не менее, стереотип в обществе, может быть, границы нет, а вот стереотипы, они существуют. И в принципе любого спроси на улице, для кого больше подходит специальность программиста, все вам дружно ответят, что, конечно же, для мужчины. Вот как с этим быть? И как, может быть, действительно, помочь девочкам, девушкам, женщинам освобождаться от этого стереотипа и понимать, что, в общем-то, действительно, границ-то не существует, можно осваивать любую профессию, невзирая на пол. На своем примере, я думаю, вы можете рассказать об этом.
А. Мещерякова:
- Во-первых, мне очень радостно сказать о том, что у нас в компании, в команде непосредственно программистов есть девушки и они очень успешны. Они очень структурированы, они очень хорошо работают в командах. Они очень хорошо взаимодействуют с другими командами. То есть, те так называемые софскилы, которые есть у девушек, скажем так, коммуникационные возможности, возможности где-то лучше, быстрее структурировать информацию. Они помогают и в профессии. Поэтому мы это видим и каждый раз, когда есть возможность пригласить на позицию разработчика девушку, мы обязательно это смотрим и обязательно даем такую возможность, шанс и всячески поддерживаем таких кандидатов. Я не могу сказать, что у нас есть какие-то специальные квоты, хотя есть компании, которые как раз такие квоты открывают. Мы пока к этому не пришли, как раз по той причине, которая у нас сегодня такая ключевая, да – кадровый голод. Нам пока не до квотирования, нам пока нужно насытиться и, собственно, заполнить те ставки, которые есть.
По поводу стереотипов – как раз очень важно от них освобождаться в самом начале, когда мы учимся в школе, когда мы выбираем профессию. Важно понять, что мы все настолько разные, вне зависимости от нашего пола, мы разные. И где-то мы более интравертные, где-то мы более экстравертные и, собственно, в первом случае выбор профессии разработчика, программиста, он может быть подходящим, вне зависимости от нашей гендерной принадлежности. То есть, нужно освобождаться от этого как можно раньше и поэтому те программы, которые сегодня мы проговорили и анонсировали, они как раз помогут.
Что касается вообще работы в IT-компании, то здесь у девушки очень много возможностей, потому что сегодня важно быть лидером своей команды, если это команда продукты, если это команда разработки, да, если это в целом компания. Очень важно быть лидером своей команды, мотивировать, вдохновлять, вести за собой и часто у девушек, у женщин это очень хорошо получается и, поскольку IT просто растет, и процент IT-компаний возрастает, то и процент девушек, женщин, руководителей IT-компаний так же будет возрастать.
Ю. Азарова:
- В марте проводили исследование по, у нас есть программа «MBA. Лидеры изменений» совместно с СПбГУ и на эту программу приходят в основном женщины из IT. То есть, 12% у нас – это обучаются на этой программе женщины из IT топливо-энергетического комплекса, строительства, промышленности.
И. Осадчая: :
- То есть, женщины не боятся изменений и не боятся возглавить движение. Вот это?
Ю. Азарова:
- Да, женщины из IT – они не боятся идти на более высокое обучение, да, на более сложное обучение и именно из IT-отрасли.
А.Сулхзаева:
-Анна как раз, собственно, и есть та самая ролевая модель, пример успешной женской карьеры в сфере IT, в 22 года, я напомню нашим слушателям, которые, может быть, даже и не знали об этом, но теперь точно узнают, в 22 года Анна стала директором IT-компании, а сейчас она серийный венчурный предприниматель со стартапами в сфере инновационного здорового питания «суперфудс» так называемого и искусственного интеллекта в здравоохранения, как раз компания «Третье мнение».
И. Осадчая:
- Анна, ваша компания научилась производить сервисы, которые умеют в медицине многое, да, например, предотвращать падение пациентов в больничных палатах, читать различные диагностические снимки. Все это звучит, как магия. А расскажите, пожалуйста, как это происходит, как эти сервисы готовятся?
А. Мещерякова:
- Выглядит действительно как магия. В искусственном интеллекте на самом деле все намного проще и можно разложить по полочкам и рассказать, как это работает. Искусственный интеллект – это цифровые помощники. Мы помогаем врачам, помогаем медицинским сестрам справиться с рутинными операциями. Вообще искусственный интеллект в медицине сегодня – это, наверное, самая, я думаю, не ошибусь с такой постановкой, самая интересная сфера вообще применения технологии искусственного интеллекта. Потому что возможности безграничны. И сегодня искусственный интеллект делает свои первые шаги. Справляется с самыми простыми рутинными операциями. Например, мы можем определить, насколько быстро, качественно, вовремя медицинская сестра оказывает уход за пациентами, которые находятся в больничных палатах. Для этого устанавливаются самые обыкновенные камеры в палаты, в коридоры больниц и мы ведем умное видеонаблюдение за тем, что с пациентом все происходит по графику – уход оказывается в полном объеме. И мы помогаем медсестрам ничего не пропустить. По сути являемся таким цифровым ассистентом медицинской сестры.
Поэтому у нас сегодня медицинские сестры получают вот такие обычные, самые обыкновенные «умные» часы, на которые приходят пуш-уведомления, с тем, что вот конкретно в эту палату к этому пациенту нужно немедленно прийти, потому что у него какое-то тревожное событие. Вот так мы помогаем медицинским сестрам.
И это оказалось очень полезно в пандемию. И наша система помогла в два раза сократить физические контакты медицинских сестер с инфицированными пациентами. И в 50 раз, просто только вдумайтесь вот в эту цифру, в 50 раз сократить время реакции на тревожные события. То есть в 50 раз быстрее медсестра может помочь.
-Что касается диагностических изображений, то тоже хочу поделиться такими цифрами, которые нам всем будут понятны. Только вдумайтесь, сто миллионов рентгенограмм – снимков, да, грудной клетки мы с вами, как жители нашей страны, выполняем каждый год.
Но вся эта нагрузка попадает на врачей-рентгенологов. Сейчас у нас в стране зарегистрированный дефицит врачей-рентгенологов, тема дефицита здесь тоже очень-очень актуальна, как и в IT-специальностях, более 25 тысяч человек. По медицинским сестрам цифра более 120 тысяч специалистов единовременно не хватает. И здесь как раз алгоритмы искусственного интеллекта помогают автоматически просмотреть весь этот колоссальный объем, эти миллионы исследований и отсортировать поток, условно, на зеленое и на красное. На то, что содержит патологию, и то, что является абсолютной нормой.
А. Сулхаева:
- Заместят все, и не останется живых врачей. А как же так? А как же забота?
А. Мещерякова:
- Да, как раз здесь мы говорим о том, что это не замена, это помощь. И построена эта помощь на медицинском знании. То есть для того, чтобы алгоритм научить не пропускать какие-то отклонения от нормы и патологические состояния, необходимо привлечь к сотрудничеству тех самых врачей, тех самых медиков, которые дефицитны и которые очень нужны. Именно они обучают алгоритму искусственного интеллекта, много-много-много раз показывая машине, что есть что.
И. Осадчая:
- Анна, как разработанная вашей компанией мультимодальная платформа в будущем может повлиять на медицину и подход к диагностике, лечению пациентов?
А. Мещерякова:
- Кажется, что сейчас существует такое недоверие к искусственному интеллекту в целом. И тем более применительно к такой чувствительной сфере как здравоохранение, здоровье людей. И мы считаем, что здесь искусственный интеллект может помочь сместить акценты. То есть определять патологию как можно раньше.
Здесь вот технологии искусственного интеллекта и вообще массовое такое внедрение цифровизации в российскую медицину поможет в принципе избежать этих вещей, этих моментов и сохранять здоровье.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что мы верим и продвигаем концепцию, что внедрение такой мультимодальной платформы, широкое внедрение, масштабирование по всей стране и, прежде всего, в первичное звено, то есть в поликлиники, то есть туда, где мы с вами приходим проходить программу диспансеризации, поможет справиться с массовым скринингом и вообще не допустить возникновения, наверное, самых критичных заболеваний – это сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, сахарный диабет. Вот такая цель перед нами стоит.
А. Сулхаева:
- Ань, у меня такой вопрос родился, пока я вас слушала. Вот, действительно, у вас такой уникальный карьерный путь, с 22 лет до вот на сегодняшний момент серийный предприниматель венчурный, со стартапами. Как вы к этому пришли? Я думаю, что таких серийных предпринимателей в этой сфере не так много в нашей стране. А хочется, чтобы их становилось больше. Поэтому немножко раскройте вот этот ваш, вот вашу личную историю, для того, чтобы наши слушательницы, возможно, вдохновились примером и смело шли учиться и вообще получать образование в этой среде?
А. Мещерякова:
- Если говорить о моем пути, о моем опыте, я с детства знала, что буду предпринимателем. Все, что вокруг происходило, я все время анализировала на предмет, насколько где-то что-то можно сделать лучше. Насколько можно сделать лучше какой-то продукт, какую-то услугу. И вот это важно не пропустить. И поэтому вот этот потенциал предпринимательский хотелось бы, чтобы программы образовательные раскрывали как можно раньше. И рассказывали не только о цифровых профессиях, но и о том, что такое предпринимательство. О том, что создавать свое – это не страшно. И вообще нужно как можно раньше попробовать что-то создать.
Сейчас в старших классах школы есть проектная деятельность. И, на мой взгляд, это тоже очень хорошая возможность для старшеклассников попробовать себя в роли такого, может быть, где-то даже и предпринимателя. И здесь, кажется, у кураторов, у преподавателей есть возможность не пропустить вот эту искру предпринимательскую.
Так было и у меня. А вообще в IT как в отрасли я оказалась относительно, относительно случайно. Но сразу понравилось. И, собственно, осталась, осталась уже в отрасли, осталась в профессии.
И уже вот в этой среде познакомилась со своим партнером – с разработчиком системы распознавания лиц. И это стало такой ДНК, технологическим ДНК уже компании «Третье мнение» - именно эту технологию, возможность распознавания образов мы применили к медицинским данным, к медицинским изображениям, к видеопотоку из больниц. И на этой базе, собственно, получилось создать новую компанию, которая IT-компания, медицинская компания. И у нас называется «Медтех». Очень интересный сегмент, очень интересная ниша. Поэтому тоже нашим слушателям предлагаю обратить и на нее внимание.
Я знаю, что есть даже специализированные программы, которые помогают и врачам овладеть IT, да, навыками, для того, чтобы, есть даже такая профессия – IT-медик. Вообще у нас в штате «Третье мнение» есть врачи. Это врачи, которые совмещают работу в больницах и работу в наших, в нашей компании. И продукт, вот этот IT-продукт, вот эти цифровые медицинские помощники они создаются вот на таком стыке. Прям в таком симбиозе врачей, программистов, ну, и тех, собственно, лидеров команд, которые все это соединяют.
А. Сулхаева:
- Хочется на самом деле в завершение нашего эфира услышать какие-то слова поддержки от наших спикеров молодым девушкам, которые, может быть, сейчас находятся на распутье и думают: а какую профессию мне выбрать? И сомневаются: а получится ли у меня быть успешной в IT?
А. Мещерякова:
- Есть исследование, согласно которому именно в России IT-компаний, IT-стартапов, основанных женщинами, больше, чем, например, в Европе. Там не очень большой разрыв, но он есть. И это дает нам возможность и уверенность двигаться вперед и реализовывать наши идеи. Вообще в IT у женщин очень много интересных направлений. Они называются такие «импэк??-направления», то есть это направления с высоким социальным эффектом, с социальной значимостью. Это образование, это здравоохранение,
Это сфера здорового образа жизни и здорового питания. И везде есть IT-составляющая, IT-компонента. И, на мой взгляд, нам, женщинам, стоит обратить внимание на IT с этой точки зрения. На эти нишу. И у нас очень большие перспективы. Нужно в себя верить, нужно начинать. И даже первая неудача может стать очень важным этапом, очень важным шагом на пути к нашему успеху.
Ю. Азарова:
- Мне хочется дополнить, как представителя именно направления образования, что важно попробовать, попробовать, и такая возможность в Skillbox есть. Можно получить бесплатный период пробный по любым направлениям, которые представлены на Skillbox. Соответственно, если хотите попробовать себя в IT, зайдите на сайт, посмотрите профессии, попробуйте вот этот бесплатный период. В любом случае это будет полезным. Потому что вы узнаете новое, вы погрузитесь в новую для себя сферу, вы попробуете. Ваше оно или не ваше - вы поймете только тогда, когда вы действительно окунетесь в это направление и что-то сделаете самостоятельно. Поэтому удачи вам.
И. Осадчая:
- Здорово. Отличные пожелания.
А.Сулхаева:
- Это был очередной выпуск программы «Женские истории». Мы благодарим наших прекрасных спикеров. Сегодня в нашей студии были Юлия Азарова, руководитель направления В2В маркетинга компании Skillbox.
И. Осадчая:
- И Анна Мещерякова, сооснователь и генеральный директор компании «Третье мнение». На этом прощаемся, дорогие друзья, и ждем вас в следующую пятницу в 18.00 на Радио «Комсомольская правда». До новых встреч.