Дидюля: Когда играю на концертах, перед глазами кадры из «Кочегара» Балобанова

Белорусский музыкант, композитор, лидер группы «ДиДюЛя» Валерий Дидюля
Осенью 2010 года в прокат вышел фильм Алексея Балобанова «Кочегар». О том, как песни Дидюли попали в фильм и про общение с режиссером знаменитый гитарист рассказал в интервью Радио «Комсомольская правда»

Александр Анатольевич:

- В середине осени 2010 года в прокат вышел фильм Алексея Балабанова «Кочегар». И в нем, как практически в каждой работе Алексея Октябриновича, особое внимание было уделено музыке. В частности, в «Кочегаре» звучат композиции ДиДюЛи. А вот как музыкант попал в фильм, он расскажет сам в нашей рубрике «Вспомнить всё».

М. Антонов:

- Мы любим профессиональных музыкантов, мы любим музыку. И самое главное – мы любим композиции не только которые превращаются в песни, но и инструментальные композиции тоже. ДиДюЛя с нами в прямом эфире. Привет!

ДиДюЛя:

- Доброго всем времени суток. Мы сейчас в Новосибирске находимся. Здесь уже вечереет. Так что всем пламенный музыкальный привет. Давайте пообщаемся.

М. Антонов:

- У нас есть рубрика «Вспомнить всё». Будем вспоминать. Я вспоминаю, как лет двадцать назад мы встретились во время интервью, и я впервые услышал тогда «Водопад», и это было потрясающе. Но я вспоминаю, что было лет 12 назад, когда меня музыка ДиДюЛи напугала. Она из прекрасной и красивой стала жуткой. Это саундтрек к фильму «Кочегар» Алексея Балабанова. Я вообще не знаю, как вы друг друга нашли. Где точки соприкосновения? Как это было?

ДиДюЛя:

- Он меня нашел. Каким-то образом услышал музыку. Точно не знаю. Мне его жена говорила, что-то она слушала, и он краем уха услышал. Какие-то афиши были в Санкт-Петербурге. По-моему, его супруга была на концерте. Я уже тонкостей не помню. Но в любом случае, мне поступил звонок. Алексей представился. Я выслушал его предложение и согласился, конечно же. Поступило предложение: можно ли использовать отдельные композиции в фильме, который он создает? Он честно сказал: многие композиции повлияли на сценарное решение. Потому что Алексей во многих сценариях и в идеях фильма отталкивался от музыки. И в данном случае он честно сказал: есть несколько композиций, которые на него повлияли, на сценарное решение. Можно ли их использовать? Я сказал: конечно же, можно. Я рад с вами был бы увидеться, обсудить.

И мы с ним увиделись. Он приехал в Москву, я его встретил. Мы сели в машину, пока ехали – общались. Прослушали много новой музыки, обсудили все композиции. Я сказал: любую композицию, любую мелодию буду рад и счастлив вам предоставить, если надо, где-то скомпилировать, видоизменить. Давайте сотрудничать. Потому что перед вашим талантом я преклоняюсь. Все достаточно по-рабочему, по-деловому, творчески и музыкально все произошло.

Ничего нового не записывалось, были взяты композиции, которые жили своей жизнью, звучали иногда в концертах. Основная заглавная тема – композиция «Русская», «Сатиновые берега», «Поезд в Барселону». Эти мелодии, которые сейчас у нас звучат в концертной программе, будут звучать в ближайшем концерте в «Крокусе», эти композиции он увидел, услышал, увидел, как они могут быть в фильме. И вот этот контрастный художественный прием, который использовал Алексей Балабанов, он очень по нервам ударил. И по вашим, и по моим, и по зрительским.

М. Антонов:

- Расскажу про прием, когда на фоне очень милой музыки показываются жуткие вещи. И музыка уже не звучит как милая.

ДиДюЛя:

- Более того, хочу вам сказать, что теперь, играя ее в концертах, у меня перед глазами часто очень картинки из фильма. Эти эмоции и эти ощущения, этот напор, эта правда жизни совершенно непростая, это судьбоносные вещи, которые в фильме были показаны.

М. Антонов:

- Когда уже Октябринович снял это кино, когда вы его посмотрели, было такое же ощущение: ничего себе!

ДиДюЛя:

- Да, это было неожиданно. Но я был готов. Я понимал, о чем речь.

М. Антонов:

- Балабанов просто так бы ничего не сделал.

ДиДюЛя:

- Конечно, я понимал, что будет непросто. Я понимал, что масштаб и талант режиссера, его гениальность, правдолюбие и правдорубство, которым он всегда отличался. Тем более, когда мы познакомились, он мне предоставил большое количество видеокассет. Тогда еще были кассеты. И на видеокассетах была вся его фильмография. Он сказал: посмотри, пожалуйста, мои фильмы. Я ознакомился уже более глубоко с творчеством, вник, посмотрел по несколько раз. И понимал, что простого решения точно не будет. Что будет что-то. И на премьере уже, конечно же, все всколыхнуло, взволновало. Это был фильм-вызов, фильм непростой, это был фильм действительный, это был фильм очень честный, однако совершенно неоднозначный. Вначале реакция была очень эмоциональная.

Потом был второй просмотр, третий. Потом были уже эфирные какие-то истории. Критика, пошли какие-то премии, результаты, все, что происходило дальше с этим фильмов. Но первый просмотр был такой сногсшибательный.

М. Антонов:

- С Алексеем была дружба или просто рабочие отношения?

ДиДюЛя:

- Все-таки он был достаточно закрытым человеком, он был в себе, немногословен. Но точен совершенно по формулировкам, знал, что хочет, как он видит. И мы с ним виделись несколько раз. Первый раз мы встречались перед работой над фильмом, обсудили по музыке. Потом были телефонные разговоры. Он мог позвонить в любое время дня и ночи, в два часа ночи, и поговорить, и обсудить идею, может быть, какие-то мысли мои встречно выслушать. Но это было дистанционное, телефонное общение. А потом уже мы на презентации фильма, когда уже был Сергей Сельянов, генеральный продюсер телекомпании СТВ, которая помогала всегда Балабанову в его идеях, фильмах, и вот уже мы вместе встретились и более обстоятельно поговорили на премьере, посмотрев премьеру. Поняли, что появилось новое высказывание, очень неоднозначное, но очень яркое, очень кинематографичное. Это большое авторское кино. И это было понятно совершенно после премьеры. Что очередной фильм – очередная ступенька в российском кинематографе поднялась вверх.

М. Антонов:

- У вас был Братск, Новосибирск сейчас, хороший такой тур. Но в залах некоторых людей не очень много, они просто вмешают не очень много людей. И «Крокус Сити Холл». Есть разница между большим, глобальным концертом – с оркестром, или традиционной концертной программой, которую ДиДюЛя играет в других городах?

ДиДюЛя:

- Разницы, наверное, нет. И там, и там живой звук. И там, и там живое общение. И в том случае, и в другом случае живая музыка, то же самое волнение, трепет перед встречей со зрителями.

М. Антонов:

- И там, и там работать надо руками, в том числе.

ДиДюЛя:

- Да, и там, и там нужно живьем, руками вот этими играть, группу настраивать. И поэтому разницы здесь нет. Другой вопрос, что, конечно, концерт в Москве – это такая определенная очередная веха. Потому что будет и презентация альбома, и прозвучит много новой музыки, и прозвучат наши уже известные композиции. И это, конечно, определенный творческий этап. Зал большой, зал обязывает. Чтобы там все хорошо звучало, хорошо все было по свету организовано, чтобы было вообще все организовано. Ответственность большая для меня и для моей команды. Это всегда очень хорошая школа, как показать инструментальную музыку с необычных ракурсов, граней, показать ее в Москве, в крупнейшем концертном зале. Это ответственно, серьезно, профессионально волнующе. И музыкально здорово.

М. Антонов:

- Пусть и дальше ваша музыка будоражит не только в кино. 10 ноября «Крокурс Сити Холл». Концерт с оркестром, ДиДюЛя, прозвучат, в том числе, и композиции, которые звучали в «Кочегаре», много всего интересного.

Новых мелодий, новой музыки. Берегите руки!

ДиДюЛя:

- Спасибо, друзья. Пускай музыка помогает нам в жизни, пускай она нас возрождает, дает нам веру, дает понять, что мир божественен, бесконечен. И пускай эта музыка дает нам силы.

Хотите больше интервью с крутыми музыкантами, необычные каверы и харизматичный хит-парад с Михаилом Антоновым и Александром Анатольвечием? Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно!