Энергии через край: в ЛДПР предложили занять детей на переменках теннисом и шашками
И. Измайлов:
- Здравствуйте. В эфире радио «Комсомольская правда» программа «А что бы сказал Жииновский». Это проект, в котором вы услышите самые пророческие выступления Владимира Вольфовича. Кроме того, гостями эфира становятся его ближайшие соратники по партии ЛДПР. Вместе мы обсуждаем, как обустроить Россию по заветам Владимира Жириновского. Сегодня в студии заместитель председателя Госдумы, член фракции ЛДПР Борис Чернышов. Борис Александрович, здравствуйте.
Б. Чернышов:
- Здравствуйте.
И. Измайлов:
- Сейчас – первая рубрика. – «Слово Владимиру Вольфовичу». Много сейчас говорят про образование, конец учебного года, оценки, ЕГЭ. Поэтому давайте сразу же послушаем Жириновского про образование, что говорил Владимир Вольфович.
Владимир ЖириновскийПолитик. Создатель партии ЛДПР- Самая важная проблема. И Министерство образования должно быть одно из ведущих. И мы все хорошо знаем, что такое образование, все были в детском саду, в школе, вуз, кто-то и в аспирантуре. Поэтому, наверное, это самый знакомый, близкий нам предмет, о чем мы все здесь можем рассуждать. Почему мы все заинтересованы? Нам нужны самые образованные руководящие кадры, чтобы врач не убивал больного в больнице, чтобы жилец в Москве не стрелял из ружья. Он тоже в чем-то прав. Что вы шумите в мегафон, кто разрешил магазин делать в жилом доме? Необразованные чиновники. Ружье охотничье может быть у человека. Но кто дал право нарушать покой людей? Под окном в мегафон будут орать, предлагать купить шубу. Всё от необразованности. В Артемовске вся семья уничтожена, расстрелял отец. Экономики он не знает. Или глава администрации не знает. Образование должно быть везде. Хирург забывает какие-то инструменты в теле больного. Мы про него говорим, а кто про медсестру будет говорить? Виновата-то она, медсестра. Что у нее в голове?
Поэтому образование нужно везде. Полицейские, мы знаем, случаи были в Казани, еще злоупотребления. Должны быть все образованными. Одни в 17-м всё разрушили необразованные, другие необразованные в 91-м всё разрушили. Сейчас некоторые необразованные не могут разобраться. Кто вам разрешил курс рубля делать таким, почти 100 рублей уже (80 рублей)? Кто вам такое право дал? Наши ресурсы позволяют 1 к 1 делать. За денежной единицей стоят ресурсы страны. Самая ресурсобогатая страна – Россия, а рубль самый слабый. Кто такие министры там экономического блока? Это какой Гайдаровский форум? Назвать именем человека, который один из главных разрушителей страны, а другому памятник устроили. Образование имеет роль. Надо сделать школу, пускай работают столько, сколько им надо, в том числе и в субботу, и в выходной. Я понимаю, нужна доплата, но там спортивные базы, там библиотека, там есть учителя, воспитатели, там есть ученические коллективы. Надо больше привлекать мужчин-учителей.
И. Измайлов:
- Я добавлю. Борис Чернышов – в 2020-2021 годах заместитель руководитель Рособрнадзора, сейчас самый молодой зампредседателя Госдумы.
Б. Чернышов:
- Да, так и есть. Я и в прошлом созыве был зампредом комитета по образованию и науке, сейчас – председатель попечительского совета Российского биотехнологического университета. Поэтому с образованием всю жизнь. Дед у меня был замдекана физфака Воронежского университета.
И. Измайлов:
- По следам. Потомственный.
Б. Чернышов:
- Да. Кандидат технических наук, кстати.
И. Измайлов:
- Вы многое успели так сказать.
Б. Чернышов:
- Да. Хорошие учителя. Владимир Вольфович мой учитель.
И. Измайлов:
- Приходится слышать, что с образованием все хуже и хуже у нас нынче. Что с образованием в стране?
Б. Чернышов:
- С образованием не хуже, не лучше, оно просто меняется. И многие из нас не готовы к этому изменению. Мы все привыкли к тому, что есть определенный эталон – советское образование. Во многом это действительно лучшее образование. Но время меняется, новые подходы, новые методы. Мы в какое-то время окунулись в европейские форматы образования, Болонский процесс для нас был важным, хоть мы туда и не вступали. Очень сложно нам сейчас выходить из Болонского процесса, потому что мы в него не вступали. Но очень хотелось бы выйти из него в последнее время. И мы упорно из него выходим.
И. Измайлов:
- Это неважно, что не вступали, но выйти надо.
Б. Чернышов:
- Надо выйти так, чтобы громко хлопнуть дверью. И многие процессы, которые были запущены тогда - вопрос, связанный с бакалавриатом, с магистратурой, аспирантурой, которую добили за несколько десятилетий, сейчас Валерий Фальков, министр высшего образования и науки, пытается восстановить утраченные позиции - это все то, с чем мы сейчас работаем. Конечно же, Единый госэкзамен, который, по сути, абсолютно правильная идея, система коррупции, которая была долгие годы, выстраивалась в высшем образовании, когда, по большому счету, ты приходил на экзамен, а тут сидели уже олимпиадники, причем внутренние. У меня один товарищ занимался с репетитором, это очень дорого стоило, но как-то удивительно, на внутренних экзаменах одного из университетов набрал 100 баллов, занимаясь с тем, кто составлял эту олимпиаду. Сейчас, конечно, все по-другому, все резко изменилось, мы это понимаем, мы согласны с этим.
И все эти моменты, которые сейчас дезавуировали себя в том же Едином госэкзамене, когда профильные предметы становятся сложнее, и парню или девчонке из села, из школы, где не хватает педагогов, тяжело. Вопросы, связанные с травлей учителей в школе. Я внес не так давно закон о том, чтобы у государства одним из своих главных принципов в образовании была защита чести и достоинства учителя. Ну, как мы занимаемся воспитанием, а при этом вытираем ноги об учителя, давая ему непонятно как сформированную зарплату в регионах, нет единых принципов, подходов при формировании единого базового оклада? Вообще нет этого единого базового оклада. И получается, что крупные регионы, по большому счету, пылесосят и забирают всех учителей. Это те проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся. И плюс ко всему это огромное количество инициатив в сфере образования.
Есть две темы, которые для любого человека, что называется, специалитет для них. Это тема образования и тема здравоохранения. Потому что мы все учимся всю жизнь и болеем всю жизнь и, так или иначе, этим занимаемся. И вот разные инициативы там – от того, чтобы отменить домашние задания… Ну, не нравятся нам домашние задания в школе. Мой друг, вице-спикер, заместитель председателя Госдумы, мой визави от «Новых людей» Влад Даванков сегодня вышел с этой инициативой. Это глупость. У меня была похожая инициатива, но немножко в другом формате. Мы же самостоятельные работы никак не можем убрать из школы. Вот ребенок позанимался в классе с учителем, пусть он в той же школе позанимается еще чуть-чуть по времени, решит самостоятельно что-то, посоветуется, переговорит с преподавателем, с учителем, тот ему укажет на какие-то ошибки, и идет домой. Вот в этом плане отмена домашнего задания возможна. А потому что оно не нравится, это из серии: давайте добьем наше образование.
И главная проблема сегодня - это, конечно, недостаток педагогических кадров, особенно в регионах, особенно профильных направлений, предметников. В некоторых регионах такой дефицит доходит до 40%. То есть 40% преподавателей, педагогов по физике, химии, математике, их не хватает. Даже если посмотреть на карту Москвы, самые высокооплачиваемые – педагоги в сфере информационных технологий, информатики, математики, физики и поменьше получают те, кто занимается обществознанием, историей.
И. Измайлов:
- Премьер Мишустин сегодня говорил, что нужны математики и физики. А вот что Владимир Жириновский говорил про идею убрать оценки в школе.
Б. Чернышов:
- Оценки не нужны. Ну, как не нужны? Нужно немножко посвободнее к этому подойти. Потому что оценка может ранить. Владимир Вольфович, скажите нам, как, по-вашему?
Владимир ЖириновскийПолитик. Создатель партии ЛДПР- Оценки давайте уберем из школы. Вообще любые оценки. Это же раздражает – тот двоечник, троечник, на второй год оставим. А давайте уберем оценки, пускай учатся. Их надо все убрать. Дамоклов меч, все время мы ребенка вводим в зону риска – плохой учитель и дома ему не с кем заниматься. Вот сейчас Михаил Владимирович говорит: родители. Они в 6-7 часов уставшие придут домой. Где у них время заниматься детьми? Вот ребенок сейчас дома, а с кем он будет сейчас общаться? А вечером родители устали, они уже не могут. А в школе учителя устали. Вот проблема – разрыв. Нужен третий фактор.
И. Измайлов:
- Про оценки в школах. Поможет это?
Б. Чернышов:
- По большому счету, это может помочь ребятам, которые очень чувствительные, очень серьезно переживают из-за этого всего. Ведь много было случаев, трагических случаев, к сожалению. Знаете, здесь работа школьного психолога очень важна. У нас действительно дефицит школьных психологов. Если видят, что ребенок крайне впечатлительный, здесь как-то надо помягче. Потому что кто-то получает себе тройку или двойку, а потом приходит и чуть до суицида это не доходит. Такие факты были. В одном из регионов недавно разбирались мы, вовремя продиагностировали одного мальчика, который слишком близко к сердцу воспринимал неудачные результаты при обучении. Спасли. Но все равно это проблема. А знаете, что нас приучило к этому? Единый госэкзамен. Мы будем сегодня вокруг этого Единого госэкзамена вертеться, до тех пор, пока не начнем о нем разговаривать серьезно, я надеюсь, что и слушатели подключатся к этой теме. Мы привыкли к тому, что любая оценка – для нас это что-то финальное такое, решается судьба из-за этого.
И. Измайлов:
- Борис Александрович, к нам присоединяется ваш коллега, сенатор от ЛДПР Ирина Кожанова, мастер спорта по спортивной гимнастике.
Б. Чернышов:
- Вы знаете, какая Ирина молодец! Ирина – супер! Она и в образовании, и в спорте, и во всех вопросах дока! Вот такая у нас Ирина Кожанова от ЛДПР!
И. Кожанова:
- Добрый вечер, дорогие коллеги, очень рада слышать. Борис, спасибо большое за такое представление меня.
И. Измайлов:
- Как у вас лето проходит? Вроде каникулы, а тут все разговоры, как ни странно, опять про школу. Куда ни посмотришь новости – то про ЕГЭ говорят, то про уроки физкультуры – хотят, чтобы врач стоял на каждом уроке.
И. Кожанова:
- Да, много чего интересного, но, тем не менее, мы же все понимаем – конец учебного года это сразу же начало нового учебного года. Подготавливаются и учебные заведения, подготавливаются родители отправлять своих малышей в первый класс. И, конечно же, родители, которые выпускают своих детей, готовятся к экзаменам и к поступлению в лучшие вузы нашей страны.
И. Измайлов:
- А как у ребят с физкультурой нынче? Чего-то говорят, что дохленькие стали, да, Борис?
Б. Чернышов:
- Да ладно! Когда у нас такие преподаватели, когда у нас такие неравнодушные люди, как Ирина Кожанова, сенатор от ЛДПР, они дохленькими не будут. Ирина всех зарядит!
И. Кожанова:
- Да, я согласна с вами. Смотрите, я сегодня даже позвонила сыну – он у меня закончил пятый класс, и спросила: Александр, скажи мне, пожалуйста, что тебе нравится в уроках физкультуры? На что он мне ответил, что он очень любит игровые виды, но, конечно, те, что у нас по нормативам всегда на уроках физкультуры были – это челночный бег, прыжки в длину, подтягивание и т.д., это дети любят намного меньше, скажем так. Потому что физические возможности каждого ребенка очень индивидуальные и не каждый может подтянуться, например, по нормативам с 12 лет 15 раз на турнике. Я думаю, даже не каждый взрослый справится. Но тем не менее уроки физкультуры дети, конечно, приветствуют, но бывают еще такие моменты, когда первым уроком стоит физкультура, а дальше, например, контрольная по математике. И настроение к математике совершенно уже другое. Нужно сконцентрировать свое внимание и решать задачи и задания, которые дает учитель.
Б. Чернышов:
- Да, кстати, я помню, когда ты пишешь что-нибудь по физике, а у нас после физкультуры была физика, этот аромат баскетбольного мяча, которым ты бил о пол и закидывал, вот это у меня осталось.
И. Кожанова:
- Да, это память, видите, мы вспоминаем сегодня свои школьные годы.
И. Измайлов:
- А про игровые – я вспоминаю школьные здания, построенные относительно… ничего не приспособлено было – ну, вот те еще, которые давно построены. Теннисный стол не поставишь, в некоторых, говорят, до сих пор заходишь, учителя требуют, чтобы дети не бегали, а ходили по струнке. Энергии через край, ничего там поделать нельзя, на улицу не выйти, теннисного стола нет, мячик не покидать, а вот только урок физкультуры… И сиди…
Б. Чернышов:
- И игрушки прибиты к полу, да.
И. Кожанова:
- Да, тяжелое детство, тем не менее, некоторые директора школ идут на такие моменты, как ставит в рекреации стол теннисный - вот у меня лично, когда я училась, стол стоял и мы там в очередь вставали на перемене поиграть. У нас прямо соревнования были, такая разгрузочка. Поэтому в нашей школе такой прямо суперпроблемы в этом не было.
И. Измайлов:
- Да, здесь, конечно, может, стоит как-то на будущее планировать, хотя сейчас, конечно, школьные комплексы другие уже строят, замечательные, большие, по-моему, там все есть. И горки даже какие-то – съезжают со второго этажа на первый те, кто помоложе.
И. Кожанова:
- Да, да, большие шашки – два стула – и уже детки будут заняты. Это тоже такой элемент, который не требует больших средств, затрат, тем не менее, уже будут заняты. Кстати, это спокойный вид спорта. Не надо будет останавливать никого.
И. Измайлов:
- Мы тут давеча обсуждали изменения в стандарты образовательные, что должны врачи как-то…
И. Кожанова:
- Медкабинеты вы имеете в виду?
И. Измайлов:
- Ну, ребята занимались, бац, сердце остановилось – умер на физкультуре. Ну, что такое? Говорят, что должен врач стоять перед каждым уроком, осматривать детей и на нем ответственность будет.
И. Кожанова:
- Вообще для этого у нас существуют педиатры и терапевты, которые проверяют здоровье наших юных граждан и которые делают допуски к уроку физкультуры. Всегда так было и есть. Я, например, считаю, что медицинские кабинеты нужно сохранять в школах, потому что разные бывают моменты. И первую медицинскую помощь оказать, и коленку могут разбить, и все бывает. Это дети. Поэтому эти кабинеты нужно сохранять в обязательном порядке.
Б. Чернышов:
- Вообще не только в школах. Вот были мы как-то в одном из университетов и на встрече мальчику-студенту стало плохо. Приступ эпилепсии. И если бы не быстрая реакция медиков-спасателей, тех, кто приехал на скорой помощи, возможно, был бы трагический исход. И оказалось, что в этом университете нет медкомнаты. Для меня это было просто таким откровением. В попытке оптимизации пришли к этому.
И. Измайлов:
- То есть, он был, но оптимизировали?
Б. Чернышов:
- Да, да. И вот я говорил про игрушки, прибытие к полу. Я вспоминал, честно говоря, в одном из регионов мы решили эту ситуацию. Спортзал был просто с дырками в покрытии – на полу дырки просто. Ты не поиграешь, не позанимаешься – травмоопасно. Мы решили, конечно, эту ситуацию, но все равно – это все-таки те моменты, как, знаете, «в каждой шутке есть только доля шутки».
И. Кожанова:
- Я могу сказать даже больше. У нас в спортивных школах закрыли медицинские кабинеты. То есть, представляете, секция по виду спорта, а медика внутри учреждения нет. И даже в случае моем, а я вот тренировалась в одной школе, там кабинет сейчас закрыли. Вот я срывала мозоли и мне медик, естественно, сразу обрабатывала руку. А теперь этого нет. Это тоже вот оптимизация прошла не там, где надо.
И. Измайлов:
- Кстати, каждого кандидата в водители требуют уметь оказывать первую помощь и, наверное, конечно, неплохо было бы, чтобы и учителя умели – ну, мало ли что случится?
Б. Чернышов:
- Учителя отвечают уже за все.
И. Измайлов:
- Нет, не то что ответственность, но просто чтобы, если что, конечно… они ж не безразличные люди.
И. Кожанова:
- И в стрессовых, чрезвычайных ситуациях тоже нужно уметь и понимать, как действовать. Это вообще каждый гражданин должен знать и уметь.
И. Измайлов:
- Да, времена диктуют. Спасибо, Ирина. Ну, лето впереди, я думаю, что игровые виды спорта сейчас… Вот, сенатор ЛДПР, пожалуйста, мастер спорта по спортивной гимнастике Ирина Андреевна Кожанова. Борис Александрович, следующий вопрос по школьному питанию всегда возникает. Тут какие проблемы, что надо сделать? Вот Владимир Вольфович тоже по этому поводу хотел высказаться. Послушаем?
Владимир ЖириновскийПолитик. Создатель партии ЛДПР- В нашей стране услугами общественного питания пользуются практически вся страна. Родильные дома, дома малютки, детские ясли, детский сад, школы, вузы, армия, колонии все. Все больницы. В каждом учреждении есть столовые. И городское питание – кафе, рестораны. То есть, практически вся страна каждый день что-то берет из системы общественного питания. Поэтому что надо сделать? Создать министерство общественного питания. Это важная сфера. И мы давно это предлагаем. И в Думе дополнительно комитет по общественному питанию. Это же самое важное. Все, кто кормит наших граждан, они должны подчиняться городскому тресту столовых, республиканскому тресту, федеральному министерству. Если будет целая колонна цепочников, вертикаль, они будут отслеживать, контролировать. Вот дети заразились – понос, тошнота, рвота – ну, ведь они инфекцию получили в свой организм, она не сразу проявится. Могут пройти годы. И потом ребенок, уже став взрослым, заболеет. Значит, надо санитарную обработку проводить, чтобы нигде никаких крыс, мышей, никто там не бегал. Они разносчики. Просто грязь убирать. Санитарные книжки есть у всех, кто готовит питание у нас? Должны быть санитарные книжки. И постоянный медосмотр. Санитарные врачи должны регулярно посещать столовые, общественный контроль. На время, пока, может быть, трудно нам овощи делать без микробов, давайте пока отменим все салаты. Подавать только горячую пищу, суп, второе блюдо, компот, кисель.
Б. Чернышов:
- Это правильно. Я вот вчера от фракции ЛДПР направил письмо в Роспотребнадзор. Нужно добавить в бесплатное питание, которое вот сейчас малышам даем, фрукты. Обязательно. У нас сейчас этого нет, к сожалению, ожирение 3% детей страдают от этого и рост каждый год на 10%.
И. Измайлов:
- Это нигде не дают или это регион…
Б. Чернышов:
- Нигде не дают, этого нету, это не регламентируется и вот сейчас нужно давать свежие овощи, особенно сезонные, которые вот сейчас пойдут. Это крайне важно. Потому что норма для человека 400 грамм свежих овощей и фруктов. Дефицит есть. Поэтому мы от ЛДПР добиваемся того, чтобы это было. А еще больше новостей по этой теме читайте в моем Telegram-канале.
Кстати, я требую, чтобы те, кто не хочет поступать в университеты, ЕГЭ не сдавали. Ну, не хочет человек больше заниматься образованием – чего привязались?
И. Измайлов:
- А он и так, по-моему, не сдает.
Б. Чернышов:
- Иногда бывают случаи. Кто-то сдает – не получается. Что я предложил недавно от себя. Возможность пересдачи ЕГЭ в этом же году. Первый раз сдал – не получилось. Еще время для пересдачи. А университетам запланировать небольшую квоту в контрольных цифрах приема в бюджетных местах или направить туда, где остались невыбранные места ребят, чтобы учились. Ну, чего мучить людей? Зачем год терять?
И. Измайлов:
- Это вообще очень странная вещь. Это тот случай, когда то, что очевидно – неочевидно. Правда, довольно странно, что, если ребенок не сдал экзамен, у него вообще нет шанса никакого…
Б. Чернышов:
- Так же странно и глупо, как отменять домашние задания в школе. Вот смотрите – отменим домашние задания… все ушли на каникулы, а «Новые люди» решили отменить домашние задания для тех, кто на каникулах. Спасибо, товарищи. Скажу честно, у вас инициатива получилась – вы ее отменили.
И. Измайлов:
- Это будут новые люди, да, без домашнего задания.
Б. Чернышов:
- Да, потому что они живут в новых форматах, потому что они ищут домашнее задания во время каникул… может быть, поэтому они «Новые люди» - не вовремя делали домашние задания?
И. Измайлов:
- Не делали. Там и двоек не ставили…
Б. Чернышов:
- Да, там им ничего не ставили.
И. Измайлов:
- Нет домашнего задания – нет двойки. Ничего нет вообще.
Б. Чернышов:
- Нет домашки – нет проблем.
И. Измайлов:
- И можешь не приходить вообще в принципе.
Б. Чернышов:
- У нас у ЛДПР другой немножко подход. Мы должны понимать, что образование должно быть логичным. Если человек по большому счету четыре года – 8-й, 9-й, 10-й, 11-й класс занимается только одной целью – либо натаскать себя на ОГЭ, либо на ЕГЭ, тогда какой толк от школы? Никакого толку. У нас некоторые родители что сейчас применяют? Они на домашнее обучение отправляют ребят и натаскивают их на экзамены. Их натаскивают на определенного типа задачи, задания… Важно, чтобы образование должно формировать человека, который может что-то сам сделать. Инженеров – в хорошем смысле этого слова. Человек, который мыслит, думает, знает, мечтает, а не человека, который на определенную функцию натаскивается. Мы сформировали для экономики целое поколение людей, которые могут написать красиво резюме, «продать» себя на собеседовании и в итоге ничего. Поэтому проседаем. И об этом говорил Владимир Вольфович, когда говорил о том, что в университеты на первый курс без экзамена. Это правильно. Плохо учишься – отчисляют.
И. Измайлов:
- Да, Владимир Вольфович Жириновский про ЕГЭ сейчас нам как раз напомнит.
Владимир ЖириновскийПолитик. Создатель партии ЛДПР- Я сам сдал сотни экзаменов. Это стресс, это мешает. Это вовсе не означает уровень знаний. И школьники мучаются. Все старшие классы они ждут этот ЕГЭ, ЕГЭ, родители, репетиторы. Пол-страны бегает, чтобы помочь сдать – это не нужно. И что? До печальных событий доводит это дело тоже. ЕГЭ убрать. Экзамен не нужный. Всех нужно принять, в течение первого года отсеются те, кто действительно не могут учиться. Плюс неправильно выбрали профессию.
- Сколько же денег будет истрачено на их образование за это время, пока мы узнаем, что они негодны?
- Все нормально в этом смысле. Отсев идет всегда. Поэтому это не играет роли.
Б. Чернышов:
- У нас сегодня количество бюджетных мест самое высокое за всю историю нашей страны. Это важно. Вот это в подтверждении слов Владимира Вольфовича. Немножко статистики. ЕГЭ сегодня действительно это огромная психологическая нагрузка на 16-17-летних ребят. 73% выпускников жалуются на стресс из-за сдачи ЕГЭ, а 22% принимают успокоительные препараты. Понимаете, мы прямо с 15 лет по людям хлыстом – давай! Кого мы формируем? Инженеров или инвалидов?
И. Измайлов:
- С другой стороны, противники что говорят? Ворье сидит, коррупция. Только ты уберешь этот ЕГЭ, тут же потекут транши из карманов в карман и вот эти приемные комиссии разжиреют, будут приезжать туда на дорогих машинах.
Б. Чернышов:
- Давайте совершенствовать единый госэкзамен. Действительно, сегодня технологии позволяют. Это либо цифровое портфолио – человек приходит, все его успехи, волонтерская, спортивная деятельность, в школе искусств, экзамены – все это просто оцифруем, превратим в баллы. И получим, что за одинаковые достижения формируется рейтинг этих людей по этому цифровому портфолио. Это первый выход.
Второй выход. Буквально через несколько лет технологии позволят проводить аудирование человека. Вот вы принимаете у меня экзамен, задаете вопросы и стоит камера, как здесь. И потом с помощью технологии искусственного интеллекта, всех этих оцифрованных вещей, мы можем посчитать, какое количество слов, лексикон, те обороты, образность речи – и сказать: человек думающий перед нами сидит или нет. Для математики другая вещь. Там задачу прорешать. Но все равно в целом нужно определить человека – какой человек перед тобой сидит, насколько он развит? Это важно.
И. Измайлов:
- А если, как Владимир Вольфович предлагал, июнь наступил – всех принимаем в вузы, кто куда хочет – и потом первый семестр прошел – не але, значит, до свидания.
Б. Чернышов:
- Правильно. При этом еще можно заключать дополнительные договоры. Формат целевого обучения. Мы в Госдуме, в том числе, и ЛДПР об этом говорила, и другие партии об этом говорили, и инициатором была Ирина Яровая. Изменили подход к целевому обучению. То есть, раньше непонятно было, как приходить, как набирать эти целевые места, по сути, деньги чтобы за тебя платили за обучение, сейчас мы изменили весь подход, будет создана единая цифровая платформа и молодой человек или его родители заходят на эту цифровую платформу – вот хочу обучаться медицине – хорошо, Калужское министерство здравоохранения ищет себе пять врачей и дает целевые места. Все. Подписываешь прямо на этом портале договор между университетом, тобой, как абитуриентом, и министерством здравоохранения Калужской области. Отучился – вот тебе и первое место работы.
И. Измайлов:
- То есть, ничего не платишь?
Б. Чернышов:
- Ничего не платишь.
И. Измайлов:
- Они за тебя платят. А ты идешь работать?
Б. Чернышов:
- Да. Такая система распространена в Московской области, в частности, Московский государственный областной университет – у них целый там формат – именно Московская область платит за специалистов, которых готовят для региона.
И. Измайлов:
- По-моему, они там в Московской области дом тебе дают, участок…
Б. Чернышов:
- Ну, да, там есть разные подходы. И это важно. Сейчас это очень важно. Поэтому мы в ЛДПР выступаем за такие форматы, чтобы удобно было, чтобы люди понимали, как и что происходит. У меня однокурсник, мы учились с ним в Высшей школе экономики, пошел заниматься социальными науками. Через пару лет разочаровался, стал фотографом – сейчас продает вертолеты.
И. Измайлов:
- Как это?
Б. Чернышов:
- А деньги бюджетные ушли на него. Он сам не разобрался. Он пошел туда, куда пошли.
И. Измайлов:
- А в Высшей школе экономики он на бюджетное место…
Б. Чернышов:
- Да. Ну, хорошо сдал единый госэкзамен, поступил. Вот ЕГЭ.
И. Измайлов:
- Да, вот, говорят из регионов ребенок может сейчас приехать, учиться, пожалуйста.
Б. Чернышов:
- Ну, я вот уже говорил про регионы. Сейчас такая профильная часть у экзаменов сложная становится, что ребята из регионов, ну, нехватка там педагогов по физике, по математике. Он эту профильную часть не может решить. И по большому счету, что в Москве самые лучшие учителя, Москва всех запылесосила…
И. Измайлов:
- Да разные тоже…
Б. Чернышов:
- Нет, самые лучшие здесь учителя. Отбирают, ищут, все дела. Конечно, патриоты своих регионов остаются в регионах, очень хорошие учителя тоже. Но здесь Москва покупает звездочек, создавая условия, возможности, квартиры дают, зарплаты высокие. И что делать этому ребенку? У него просто нет возможности получить такой же доступ к информации, к знаниям, и он остается у себя, у разбитого корыта. ЛДПР выступает против такого подхода.
И. Измайлов:
- Убираем все это ненужное, даем четыре года с восьмого класса спокойно учиться…
Б. Чернышов:
- И получается нормальная личность.
И. Измайлов:
- Да, и потом спокойно поступаем.
Б. Чернышов:
- Да, и поступает. И работает. И создает добро для своей страны, и работает на экономику, и страна больше денег…
И. Измайлов:
- Или – чемодан, самолет, США.
Б. Чернышов:
- Не надо! Хватит вам США! Только в России! Вы забудьте о таких оборотах! Только в России! Жить, работать и развивать нашу страну – это подход нашей партии, ЛДПР!
И. Измайлов:
- Да, родина выучила, значит, надо, чтобы здесь применяли.
Б. Чернышов:
- Конечно, а куда еще?!
И. Измайлов:
- Вы почти… Корректно сказать: вы будете баллотироваться в градоначальники?
Б. Чернышов:
- Я могу ответить. 23 марта этого года лидер ЛДПР Леонид Эдуардович Слуцкий анонсировал, что партия выдвинет на грядущих выборах мэра Москвы меня. Поэтому будем стараться. Сейчас объявят выборы, будет процесс выдвижения, будет процесс регистрации.
И. Измайлов:
- Но выдвинут вас.
Б. Чернышов:
- Если партия поддержит, мы сделаем хороший результат, пойдем во благо москвичей.
И. Измайлов:
- Если надо, значит, надо.
Б. Чернышов:
- Да.
И. Измайлов:
- Вы учились в МГУ.
Б. Чернышов:
- Да, я выпускник МГУ и Высшей школы экономики.
И. Измайлов:
- Кандидат технических наук.
Б. Чернышов:
- Бакалавриат в Вышке.
И. Измайлов:
- Нерусское слово.
Б. Чернышов:
- Нельзя забыть, оно осталось в законах. Но мы обязательно будем биться за то, чтобы слово «бакалавр» нашло русский эквивалент. Магистр МГУ и кандидат технических наук, доцент, председатель попечительского совета Российского биотехнологического университета. Два лучших университета в России – Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского и Российский биотехнологический университет.
И. Измайлов:
- Университет мировых цивилизаций прямо сейчас, готов ребят взять на обучение из Белгородской области. Расскажите.
Б. Чернышов:
- На самом деле очень хорошее решение, которое было принято президентом, они были в коммуникации с губернатором Белгородской области, что ребята из того района, где идет сейчас активная фаза боевых действий, они будут поступать без экзаменов. Это правильно, и мы это поддерживаем. И мы готовы в Университете мировых цивилизаций принять этих ребят. Всячески поддержим, полностью поддержим эту инициативу. И вообще, без экзаменов нужно принимать ребят из Курской области…
И. Измайлов:
- Четыре региона.
Б. Чернышов:
- Ну да, эти граничащие регионы с зоной СВО, их нужно поддержать. Двойной стресс на них. У родителей какой стресс. ЛДПР за это выступает. Сейчас не время каких-то формальностей. У нас бюджетных мест… Еще раз повторю, в этом году рекордное количество бюджетных мест на 1000 поступающих.
И. Измайлов:
- Мишустин говорит: нужны математики, физики, айтишники.
Б. Чернышов:
- Вообще наше российское образование должно стать, наконец-то, снова одной из основ нашего экспорта. Вот экспорт, который мы давали за рубеж, у нас было много тех, кто учился в нашей стране, потом стали президентами, лидерами стран, и сейчас на международной арене те люди, которые по-доброму относятся к нашей стране, посещая ее, учась в Москве, в других городах, вспоминают Россию и поддерживают Россию.
И. Измайлов:
- Не какая-то там злобная Меркель сидит, а лучше бы, чтобы там Иванова была, выученная здесь.
Б. Чернышов:
- Ну почему Иванова? У нас ребята сейчас, депутаты из Киргизии, кто-то из них учился здесь, я знаю, один учился в Воронежском государственном техническом университете, кто-то в Москве учился в строительном университете. Вот был парламентский форум Россия – Африка, так там каждый второй учился в российских университетах. Это первое. Но это разговор не про то, что мы такие добренькие, должны всем бесплатно. За это платят большие деньги те государства, которые направляют сюда студентов. И мы не должны упускать эти деньги. Российское образование на самом деле по многим направлениям передовое. Я говорил уже про биотехнологии. Я говорю сейчас про медицину, про вопросы, связанные с дорожным строительством, вопросы, связанные с сельхоз всеми вещами. Вон в Тимирязевской академии какие крутые просто проекты. Там по 2-3 лаборатории на факультет. И все это открыто для студентов. Нужно поддерживать такие форматы.
И. Измайлов:
- Что хочется сделать в Москве? Не программа, а так, от души, что бы хотелось сделать?
Б. Чернышов:
- Безопасности больше нужно сделать.
И. Измайлов:
- Да здесь и так вроде самый безопасный город.
Б. Чернышов:
- Вот такие элементарные вещи. Просто кто-то не видит это из окна своего служебного авто, а ты ходишь по Москве, тебя может сбить какой-то товарищ, который развозит еду. Я с ребенком иду – чуть не задавили ребенка.
И. Измайлов:
- Им скоро в затылок будут лететь какие-нибудь предметы.
Б. Чернышов:
- Вот такие элементарные вещи. Понятно, что нужно продолжать стройку, нужно делать безопасными детские площадки. Вчера был в Южнопортовом районе. Детская площадка. Там какие-то штыри торчат непонятные. То есть ребенок может бежать и зацепиться. В Восточном округе недавно был такой случай, когда ребенок просто поранил себе щеку из-за того, что напоролся на детской площадке на какую-то железяку. Вопросы капитального ремонта. Вот спускаемся в подвалы. Капитальный ремонт якобы проводили, по документам всё приняли, но видно, грибок, все это десятилетиями не чинилось.
И. Измайлов:
- Знаете, что сейчас модно? Капитальный ремонт фасадов. Стоит старый дом, и вместо того, чтобы там трубы поменять, лифты, главное – красиво фасад покрасить.
Б. Чернышов:
- ЛДПР за то, чтобы людям было хорошо, спокойно и безопасно. Вообще нужно сделать так, чтобы богатые москвичи помогали бедным. Предлагаю здесь историю, связанную с налогообложением. Тем, кто получает за 20 миллионов в год, нужно прогрессивную шкалу налогообложения сделать.
И. Измайлов:
- Это вообще давнишняя история.
Б. Чернышов:
- У нас есть те, кто в коммуналках еще в Москве живет.
И. Измайлов:
- У нас есть звонок. Рамазан, слушаем вас.
Рамазан:
- Я свое повествование начну с того, что меня вообще мало волнует то, что говорил Жириновский. Меня волновало то, что он делал. А получалось как? Почти 30 лет он постоянно визжал: я за русских, я за бедных...
Б. Чернышов:
- Во-первых, это некорректная фраза: визжал и т.д. Человек, который аналитически предсказал ряд актуальных событий, не может визжать, извините меня, пожалуйста.
И. Измайлов:
- Рамазан, вопрос-то будет?
Рамазан:
- Он за русских, он за бедных, а как дело доходило до голосования, как правило, голосовал против бедных, за антисоциальные законы, а стало быть, против русских.
Б. Чернышов:
- Это кто вам сказал? Люди живут в стереотипах. Легко жить в стереотипах, Рамазан. Давайте по фактам. ЛДПР всегда голосовала вместе с народом.
И. Измайлов:
- Здесь хочется отметить, что Жириновский говорил о русских тогда, когда это…
Б. Чернышов:
- …было немодно, знаете ли.
И. Измайлов:
- Да, немодно как минимум.
Б. Чернышов:
- И неактуально.
И. Измайлов:
- В отличие от нынешних времен.
Б. Чернышов:
- Сейчас у нас все за русских, все за Россию. А давайте посмотрим, как было в 90-х, когда на него лгали, когда ему мешали, когда выключали микрофон, когда он выходил и один говорил: русским быть. А сейчас у нас каждый второй – патриот, а, что называется, при вскрытии мы видим, какие они все «патриоты» на Лазурных берегах.
И. Измайлов:
- Жириновский с первого появления говорил, что он русский, в то время, когда здесь говорили: я европеец, мои дети едут в Лондон жить.
Б. Чернышов:
- Он всю свою жизнь связал с Россией.
И. Измайлов:
- Нина из Москвы пишет: «Обучение. Мне понравилась система в Эмиратах. Человек учится бесплатно, но если он хочет уехать за рубеж, он должен отдать все, что на него истратило государство. Сейчас же мы тратим деньги на обучение, таким образом, кормим Америку, европейские страны. Конечно, нужно поддержать науку, чтобы люди не стремились за рубеж».
Б. Чернышов:
- Нина – молодец. Спасибо вам за этот вопрос. Абсолютно так. Вот это идеология целевого набора. Кстати, в Эмиратах, чтобы вы знали, нет ни одной, что называется, эмиратской школы.
И. Измайлов:
- Нет школ?
Б. Чернышов:
- Не в плане того, что школ нет. У них есть школы, но в основном это европейские, турецкие, американские, где образование идет по нормативу тех стран, которые там открывают эти школы. По идеологии, по местным обычаям практически ничего не остается. Они адаптируют эту программу под мусульманский мир и т.д., но, к сожалению, этого нет. Поэтому, Нина, вы правильно сказали, это идеология целевого обучения. Государство тратит… Я посчитал, кстати. На нас с вами государство тратит от рождения до того, как мы получаем образование, те, кто получает степень, вообще до 50 миллионов уходит. Это на инфраструктуру, на стипендии, на общежития, на скидку на проезд. Кстати, ЛДПР предлагает: хватит эти полумеры вообще. У нас студенты получают всего лишь 50% скидку на пригородный транспорт, на электричку. Чего брать со студента со стипендией 1,5 тысячи рублей? Чего состригать эти копейки?
И. Измайлов:
- А летом он едет отдыхать, набираться здоровья…
Б. Чернышов:
- А летом вообще снимается эта скидка. Это ужас. И второе. Стипендию надо нормальную сделать. Ну, что такое, в момент обучения он подрабатывает. Ни туда, ни сюда. Вернем России лучшее образование.
И. Измайлов:
- Заместитель председателя Госдумы, член фракции ЛДПР Борис Чернышов. Владимир Вольфович Жириновский, все равно бессменный лидер ЛДПР, с нами всегда.
Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста и слушайте, когда удобно!