Максим Кадаков: Машины дешеветь не будут
И. Измайлов:
- Здравствуйте. Сегодня с нами главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Приветствую вас. Мы вас слышим каждый день с анализом автомобильных новостей вот уже на протяжении всего года и, мне кажется, замечательная возможность у нас – подвести итоги 2023 года. В целом, если говорить про автомобильный рынок или про огромный автомобильный мир, который давно уже выходит за понятие «рынок», какие главные итоги, что можно было бы сказать? Как вам кажется, мы должны говорить, подводя итоги в целом о ситуации с автомобилями в нашей стране или стоит конкретизировать и разделить этот вопрос на наше отечественное производство и про ситуацию в целом? Ну, там наличие, цены на машины…
М. Кадаков:
- Да все интересно. И в целом, и можно разделить, конечно. И, если говорить о запросе аудитории, что ее интересует, то, конечно, всех интересуют вполне понятные простые вещи. Цена на автомобили, что будет с авторынком в понимании каждого человека в отдельности, то есть, каковы будут у него перспективы в следующем году купить новый автомобиль? Что такое новый автомобиль, на чем мы будем ездить, смогут ли наши автозаводы перейти от обещаний, от ожиданий, от разговоров к выпуску новых автомобилей? Мне кажется, вот это людей интересует. Будет ли чем ремонтировать автомобили и вообще выбор – что делать, ездить все-таки на старой машине или все-таки купить новую? А какую новую?
И. Измайлов:
- Да сейчас уже другой вопрос – владеть своим автомобилем или уже им не владеть?
М. Кадаков:
- Как автомобилист с бензином в крови, я могу сказать, что выбор вот такой жесткий – покупать или отказаться и ездить на общественном транспорте, мне кажется, он стоит перед очень маленьким количеством людей, незначительном. Наверное, кто-то отказывается. Я слышал от знакомых моих знакомых что кто-то сел, взял в руки калькулятор, посчитал и сказал, что на каршеринге выгодно. Возможно. Если вот такая простая, извините, тупая задача – я езжу несколько раз в месяц или один-два раза в неделю, да, тогда можно посчитать. Но автомобиль – это чуть-чуть больше, чем просто четыре колеса. Если у тебя есть семья, если у тебя есть дети, если у тебя есть старые родители, если у тебя есть дача и еще куча вопросов, которые нужно решать, ты не можешь обойтись без своего автомобиля. И хорошо, что вот мы сидим с вами в студии в Москве, да. А в Москве общественный транспорт работает хорошо. Для страны это эталон. Я был в мэрии, слушал отчет по результатам транспорта – Максим Ликсутов, глава Дептранса об этом говорил – мне нечего даже поспорить. Потому что я был во многих странах. В Америке, объездил всю Европу, Китай, Южная Корея, Япония – я везде пользовался общественным транспортом, мне просто интересно было. И я скажу, что в Москве многое сделано так же, как у них, или у них так же, как у нас, а некоторые вещи сделаны даже лучше, чем там. Но это мы говорим о крупных городах. А если человек живет в маленьком районном городке? А если он живет в небольшом населенном пункте, куда автобус, может быть, ходит два раза в сутки? Без своей машины не обойтись. Огромное количество населения живет там, где с общественным транспортом плохо. Поэтому без личного автомобиля едва ли мы обойдемся. А в связи с тем, что все подорожало и у большинства населения реально покупательская способность все-таки упала, конечно, у людей вот этот запрос, у автомобилистов, что называется, он животрепещущий, он за больное задевает. Что дальше-то, я до конца жизни буду на этом автомобиле ездить или у меня все-таки появится возможность купить новую машину? Что будет с кредитными деньгами? Потому что у нас сейчас каждый второй автомобиль покупается в кредит.
И. Измайлов:
- Это отдельный вопрос. Почему нельзя прийти и купить машину за наличные – такой возможности практически нет - навязывают обязательно кредиты, страховки, трейдын…
М. Кадаков:
- Давайте начнем вот с этого. Сейчас, к счастью, пирамида немножко, на мой взгляд, переворачивается, а, может быть, и сильно переворачивается, а она стояла вверх дном. То есть, мы жили в ситуации рынка продавца. Весь 2023 год, да и 2022-й. Когда мы с ума сходили, просто обалдевали от этих цен… и ничего не могил с этим поделать. Почему пирамида переворачивается? Потому что сейчас, как это ни странно, а, может, это даже и не должно быть странным, сейчас количество автомобилей, которые прибывают на рынок – неважно, автомобили, сделанные в России или импортированные откуда-то, в основном, из Китая – превышает количество автомобилей, которые покупаются. То есть, цены уперлись в потолок, покупательская способность уже не может перепрыгнуть эти цены, ключевую ставку опять повысили и нам Центробанк говорит, что, может быть, она повысится еще до 17%, соответственно, кредитные деньги подорожали, а у нас в кредит покупается не только огромное количество новых автомобилей, но и большое количество б/у автомобилей, у людей на б/у машины не хватает денег и они вынуждены идти за кредитными заемными деньгами. И люди сказали – вот эти кредиты, вот эти цены мы уже совсем не тянем. Опять же, не все, но мы говорим о широкой аудитории.
И. Измайлов:
- Главное, те машины, которые два года назад стоили миллион, ушли за три миллиона и люди смотрят и говорят – я мог немецкий автомобиль купить за эти деньги, а теперь мне за эти деньги эконом-класса Китай предлагают. В лучшем случае.
М. Кадаков:
- Да. Так вот, за последние месяцы 2023 года постепенно накапливался непроданный остаток. В декабре он составил почти 200 тысяч автомобилей.
И. Измайлов:
- Четверть миллиона стоят непроданные.
М. Кадаков:
- Да, пятая часть миллиона стоят непроданные. Откуда эти машины? Дилеры стояли в очереди за дилерством новых брендов или и не новых брендов, которые уже работали. А как сейчас китайские компании дилеров принимают в свои ряды? Раньше они бегали за дилерами, ну, там несколько лет назад, а дилеры говорили – у нас тут Киа, Рено, Ниссан, а вы тут со своим китайским брендом?! Да на фиг вы нам нужны. А сейчас наоборот. Дилеры стояли весь 2022-й и 2023-й в очереди к производителям – давайте мы будем ваши машины продавать. А производитель говорил – вы в каком городе хотите? В Орле? В Костроме? В Саратове? Так у нас там уже по два-три дилера, нам больше не надо. Ну ладно, раз уж вы хотите, вы будете у нас тоже дилером, но вы сразу у нас выкупите 100 автомобилей. Выкупите. Или 200 автомобилей. И так стояли машины на складах, а вот эти новые дилеры еще накупили себе на склады автомобилей. У производителей эти автомобили числятся проданными, переданными в дилерскую сеть, а они стоят у дилеров не проданными, потому что люди их не покупают. И вот сейчас накопился этот остаток и сейчас дилеры наконец-то начинают давать какие-то скидки. Трагикомизм ситуации в том, что повышение утильсбора и прочие вот эти, в том числе, повышение ключевой ставки и т.д., в прайс-листах до конца не отыграно. Если бы покупательская способность не уперлась в потолок, цены бы в январе-феврале-марте продолжили бы расти. Но она уперлась, поэтому цены расти в прайс-листах не будут, но и опускаться они, скорее всего, в 2024 году не будут. Но дилеры, чтобы распродать эти машины, они будут давать преференции. И они уже дают скидки. Кто-то дает 200 тысяч, кто-то 300, кто-то 400 – в зависимости от того, сколько машин на складе, какова цена и какие возможности есть. Почему они дают эти скидки? И тут мы возвращаемся к формированию цены. Почему в Китае машина стоит миллион, а у нас два с лишним? Потому что, когда вы покупаете ее за миллион, вы должны ее привезти, растаможить, заплатить НДС, заплатить акциз, вы должны поставить эту ГЛОНАСС, вы должны заплатить утилизационный сбор сумасшедший теперь, вы должны пройти сертификацию, а это миллионы рублей, которые потом размазываются на все проданные автомобили, и, если вы продается автомобиль в ноль, вы ничего не зарабатываете. А в ноль – это у нас уже 2 миллиона. Но все хотят заработать! И машину продают за 2400000, которую купили в Китае за 1000000. То есть, продавец зарабатывает не миллион четыреста, а они зарабатывают на двоих 400 тысяч.
И. Измайлов:
- А еще сверху банк, страховые…
М. Кадаков:
- Это отдельно. Я говорю сейчас про лобовую продажу. Так вот, чем сейчас нам, покупателям, стало чуть, может быть, посвободнее дышать? Тем, что вот с этих прибылей, с этих доходов, которые имели и дилеры, и представительства китайских компаний, они нам будут давать скидки. Да уже дают. И наконец-то мы себя почувствовали покупателями.
И. Измайлов:
- Где-то 100-150 тысяч?
М. Кадаков:
- Кто-то 100, а кто-то 200, а кто-то 300. И это лучше, чем рост. Все уже забыли про скидки. И вы говорите – вы даете мне скидку в 200 тысяч? А вот там, за углом, мне дают скидку в 200 тысяч и еще шины зимние в подарок. И тебе этот дилер говорит – 200 тысяч, шины в подарок и два ТО бесплатно. То есть, ну, хоть какое-то движение в сторону покупателя. Вот поэтому, я считаю, что какой-то позитив в конце 2023-го, в начале 2024-го есть. Конечно, машины, которые стоили 2,5 миллиона, она не будет стоить полтора. Она не будет стоить даже два. Но если тебе ее предлагают за 2300000, это все равно приятнее, чем 2500000. Если тебе ее предлагают за 2200000, это все равно приятнее, чем 2500000. Но прайс вниз не пойдет, мы все равно в прайс-листах будем видеть вот эти сумасшедшие цены, но от них дилеры будут вот эти маркетинговые предложения нам делать.
И. Измайлов:
- Но вот у нас была отечественная сборка… Отечественный автомобиль сейчас тоже стоит не миллион…
М. Кадаков:
- Ну, все вокруг дорожает, и автомобили тоже дорожают. Это все связанные вещи. Если пресловутые куриные яйца дорожают, в которых, как выясняется, есть импортная составляющая. Я в жизни не мог себе представить, что в куриных яйцах, как в автомобилях, есть импортная составляющая… То есть, дорожают компоненты. Даже наши родные «Лады» по-прежнему импортозависимы. «Гранта» с «Нивами» меньше, «Веста» больше. «Аура», которую будут выпускать во второй половине 2024 года, тоже зависима. Даже УАЗ, казалось бы, наш кондовый, обычный УАЗик, железный, он тоже импортозависимый, и довольно сильно. И поэтому ценник, да. Значит, все дорожает, потому что дорожает – раз. Во-вторых, когда вокруг тебя все дорожает… ну, понятно, что китайский автомобиль за 2,5 миллиона не является прямым конкурентом «Весты», который можно купить за 1,5 миллиона, за 1,6, за 1,7. Вроде не прямой конкурент. Но все равно. Если человек дотянулся до китайской машины, значит, он не купил, возможно, «Весту». Все равно конкуренция. И если вокруг вот эти машины подорожали, понятно, что есть какое-то желание, что, может быть, и мы цены поднимем? Почему бы нет. Это работает все. И, конечно же, хорошо, что в этой истории государство все-таки помогало нам, покупателям…. Если человек покупает автомобиль в кредит, то ему вот это субсидирование все-таки помогает, какая-то помощь есть. Другое дело, что мы этим субсидированием разгоняем банки и страховые компании, и реальная выгода, которую получает потребитель, она меньше. Но потом тебе надо страховку оформлять, потом ты влезаешь в этот кредит. Ушлые люди как делают?
И. Измайлов:
- А почему нельзя не в кредит купить?
М. Кадаков:
- Видимо, государство выгодно, чтобы банковская система нормально работала, а это очень хороший драйвер – продажи автомобилей. Большой объем, это розничный рынок, это очень хорошо. И, видимо, страховые. И что люди делают? Они покупают автомобиль в кредит, оформляют кредит на самый короткий срок, досрочно его гасят, заключают договор с возможностью досрочного погашения, прерывают страховой договор…
И. Измайлов:
- Но уже внесли – там несколько месяцев нельзя этого делать…
М. Кадаков:
- Все равно, хотя бы часть возвращается, и это лучше, чем сидеть год или два в этом кредите. Все равно это выгоднее. Я говорил уже давно, во всех инстанциях – давайте введем вычет налоговый. Как в случае с покупкой недвижимости. Если государство мне за покупку отечественного автомобиля готово что-то компенсировать, и у меня есть полная сумма, как вы говорите, я прихожу, покупаю автомобиль и в следующий налоговый период, когда я отчитываюсь, у меня 20% в счет моих налогов возвращается. Так же можно ограничить – один раз в сколько-то лет, или это семейный автомобиль, или для многодетных. Неважно. То есть, ограничители могут быть те же самые. Но тогда тебе вернутся все 20%. Представляете, насколько это будет выгодно для людей?! Вот сейчас появился такой законопроект, не знаю, пройдет он или нет, но, мне кажется, это было бы очень здорово.
И. Измайлов:
- А насколько корректно или в чем разница в сравнении, может быть, с уже поздними советскими временами… машина практически недоступна – то есть, не гнали из Китая и не было Китая, но свое производили не в таком количестве, чтобы была возможность это массово продавать. Но вот смысл общий берем – автомобиль недоступен…
М. Кадаков:
- Если я правильно уловил смысл вашего вопроса, вы говорите о покупательской способности населения?
И. Измайлов:
- Наверное, да.
М. Кадаков:
- Мы вернулись в 2023 году к ситуации как раз советского времени. Все почему-то говорят, что тогда было лучше. Но на самом-то деле нет.
И. Измайлов:
- Но яйцо копейки стоило, хлеб копейки стоил…
М. Кадаков:
- А сколько стоил автомобиль?
И. Измайлов:
- Как квартира. 6000 за ВАЗ и 9000 за «Волгу».
М. Кадаков:
- Это в начале 80-х. Потом «Волга» стала стоить 10, а потом резко 15 тысяч. «Жигули» стоили в начале 80-х где-то 6-7 тысяч, «Нива» стоила в середине 80-х где-то 10300, «Волга» стоило 15000. Берем пресловутую зарплату инженера – 120-140 рублей… Делите, условно, 7000 на 140 и вы получаете 50 зарплат. А еще – очередь. Мы были одной из немногих стран в мире, где новая машина стоила дешевле, чем бэушная. Вы покупали новую машину, вы могли тут же на авторынке продать ее вдвое дороже. Потому что бешеный дефицит. Где-то к 2010-2013 годам мы пришли к ситуации, когда за средний автомобиль нужно было отдать 28 зарплат. А теперь мы вернулись опять к тому, что за машину надо отдавать… сколько сейчас стоит средний автомобиль?
И. Измайлов:
- Миллиона три с половиной.
М. Кадаков:
- Ой, это вы хватанули! А кто-то скажет, подождите, я не получаю 70, я зарабатываю 40. 40 умножаем на 50 – 2 миллиона рублей. И за два миллиона рублей мы покупаем либо самый дешевый китайский автомобиль, либо дорогую «Весту». Последние «Ларгусы» тольяттинской сборки продавали за 2, 2100-2200.
И. Измайлов:
- Это кошмар, конечно. При том, сколько зарплат ты можешь откладывать на автомобиль, с учетом подорожавшей еды, ЖКХ и т.д.
М. Кадаков:
- Мы это не берем. Поэтому мы вернулись к ситуации, которая была в Советском Союзе. За исключением того, что, если у тебя есть вот эти 50 зарплат, ты сейчас можешь прийти и купить. А в Советском Союзе при наличии денег ты должен был еще в очереди простоять 5 или 7 лет. А до этого должен был еще профсоюзный комитет утвердить твою заявку, поставить тебя в очередь… а если ты хулиган – то нет. Поэтому, конечно, вот это относительно сладкое время – начало 10-х годов – оно прошло. Это факт.
И. Измайлов:
- Максим Александрович, отечественный автопром, ВАЗ, ГАЗ, который готовит нам новую «Волгу» и говорит, что ищет партнера для того, чтобы шильдик была возможность перевесить. Про «Оку» вспомнили. Кстати, почему мы не можем что-то новое, зачем вот это старое брать? «Москвич» в 2023 году представил новый автомобиль. В целом, что с нашей автоотраслью, вспоминая отдельное поручение президента пересадить чиновников на отечественный автопром, для которого, видимо, большой госзаказ нужен и большое производство, и не повысит ли госзаказ цену?
М. Кадаков:
- Наши автозаводы и наше производство – это один большой вопрос. Я об этом могу говорить очень долго, программы не хватит. Но если коротко ответить, то проблем гораздо больше, чем кажется. И со стороны обычного автолюбителя, который не погружен в вопросы автопрома и который говорит – ну, что, они не могут «Тойоту» скопировать? Что, они не могут автоматическую коробку передач скопировать? Я всегда вот эту аллегорию привожу. Что представляет себе человек? Что завод автомобильный – это черный ящик большой. Туда идут эшелоны с углем, со сталью, с пластиком, а оттуда выходит автомобиль. Конечно, не так. Основные компетенции автозавода – это спроектировать автомобиль, изготовить кузов, покрасить, как правило, двигатель делает сам завод и проектирует. Иногда, очень редко, какие-то трансмиссионные дела. Коробки передач очень часто закупают, но, бывает так, что делают – хотя бы механические коробки. Автоваз, например, все механические коробки сам делает, а не только двигатели. Какие-то детали подвески делают. А все остальные комплектующие заводы покупают.
И. Измайлов:
- И так же было в советское время.
М. Кадаков:
- Ну да. Потому что завод не делает шины, завод не делает стекла, фары и т.д. Иногда бывают какие-то включения, да. Например, концерн Хёнде сам коробки передач, в том числе, автоматические, делает. Это чтобы для понимания, насколько сложно нашим заводам. Если бы у них был выбор огромный – хочешь эту коробку автоматическую, хочешь – эту. Пошел и купил. Вот как с шинами. По шинам есть выбор и все это понимают. У нас довольно много шинных заводов. Автозавод бросает клич, выставляет тендер – нам нужно такое-то количество шин такого-то размера. Шинные заводы делают свое предложение. И выбирается один или два партнера. На эти машины такие шины, а на эти машины – такие шины. Но по ключевым компонентам проблема. И именно поэтому мы не можем так быстро взять и спроектировать какие-то автомобили. Потому что нечего с полка готовой продукции взять. Где электронные блоки? Где новые двигатели? Где новое все? Это все делается в автопроме очень долго.
И. Измайлов:
- А где? Нам надо самим делать?
М. Кадаков:
- Еще раз говорю. Автопром – это не черный ящик, внутри которого все это кто-то делает. У нас проблемы есть с химической промышленностью, у нас есть проблемы с производством определенных пластиков. У нас есть проблема с мехобработкой и т.д. Это не проблема Автоваза или ГАЗа, или УАЗа. Это проблемы отрасли промышленности в целом. Химической, металлургической и какой угодно еще, вплоть до текстиля. Ведь автозавод же не выпускает текстильную обивку или кожаную обивку для своих сидений? Он у кого-то это заказывает.
И. Измайлов:
- Да, это вопрос об экономике в широком смысле.
М. Кадаков:
- Конечно. Вот почему мы говорим, что мы не можем слезть с китайской иглы? Если вы директор завода и если вы покупаете, условно, генератор и вы видите, что российский генератор стоит 5000 рублей, а точно такой же генератор из Китая вам стоит уже здесь, на заводе, с привозом, 3000 рублей, а они одинаковые, какой вы купите? Конечно, китайский. И хорошо, если есть выбор. А иногда просто его нет. Ведь только недавно, в июле 2023 года в Костроме было запущено производство АБС, а в самом конце декабря запустили производство систем стабилизации. И на сто процентов они собираются из китайских комплектующих.
И. Измайлов:
- А это частники пришли?
М. Кадаков:
- Нет, это компания «Телма», это наш главный производитель электронных компонентов для автомобилей и есть программа локализации до 2026 года. К 2026 году системы стабилизации, которые мы сейчас все компоненты покупаем из Китая, на 75% будут локализованы. К чему я говорю? Что быстро в автопроме ничего не рождается. Особенно когда автозаводу негде взять комплектующие, которые ему нужны. Где ты возьмешь автоматическую коробку? Нет в стране производства автоматических коробок. Только покупное. И неважно – робот этом, гидроавтомат или вариатор. И в этой ситуации наши заводы работают. Что они сделали на данный момент, чего мы ждем? Автоваз в этом году начнет выпускать «Ауру». Я единственный журналист, который поездил на «Ауре» уже. С возрожденным мотором 1.8 в паре с вариатором. Мотор 1.8 импортозависимый, там есть комплектующий распредвал, клапаны механизма, фазовращатель – там много чего, к сожалению, покупного. Что-то Китай, что-то из Турции, что-то из других направлений. Тем не менее, в массе своей это наш мотор. Тот, который был, 1.8, на «Весте». Вариатор полностью покупной. Есть планы его локализовать, но пока он полностью покупной. Даже поженить мотор с вариатором нужно уметь. Это тоже время. Это калибровки, это сертификация, это прогон автомобиля по всем программам, в том числе, и сертификация. Да, вам же еще заводу и гарантию нужно дать, вы же не хотите купить автомобиль, который ломается. К чему я говорю? Вот эта «Аура», на которой я поездил, мне очень понравилась. Я проехался на ней по трассе М-12 в тот день, когда президент открыл эту дорогу, полностью, на всем протяжении. Кстати, большое событие, я считаю, что очень хорошо, что у нас такие дорогие появляются. Мне машина понравилась. И вариатор работает, и связка вот этого мотора 1.8, 122 силы, с этим вариатором очень хорошая. Сзади места навалом. Черный верх, белый низ, новый пластик, новая обивка – белая кожаная обивка сидений. Именно на эти машины будут пересаживать, в том числе, чиновников. Будут более простые версии, например, с тканевой обивкой…
«Искра» разрабатывается – это новая «Гранта», ее называли новая «Гранта», а на самом деле это «Искра», которая попадает по размерам и по цене между «Грантой» и «Вестой». Это будет делать Автоваз. «Лада «Искра». Производство начнется на стыке 2024-2025 года, скорее всего, в начале 2025-го, продажи, соответственно, будут где-то ближе к весне-лету 2025 года. На базе «Весты» делают кроссовер. Но это будет более высокий, солидный, крупный автомобиль, чем-то отдаленно напоминающий «Весту». Совсем отдаленно. «Ларгусы» запустят в производство в мае 2024 года, причем, одновременно и бензиновую машину, и электрический «Ларгус». Я был на запуске опытного производства…
И. Измайлов:
- А ценники какие ожидаются?
М. Кадаков:
- Трудно сказать. Мы не знаем, какими будут финансовые механизмы, как будут изменены, но я думаю, что «Аура» будет стоить примерно 2.5 миллиона рублей. Очевидно, что она должна быть дороже «Весты».
И. Измайлов:
- Ну, очевидно, что ВАЗ за 2.5 миллиона рублей вызывает улыбку. Так же, как и УАЗ.
М. Кадаков:
- Да, все это дорого. Но тут надо понимать, что… мне тяжело это говорить, но, друзья мои, вы примите это как данность, к сожалению. Мне это тоже не нравится, но дешевых автомобилей больше не будет. Никогда.
И. Измайлов:
- Не будет, пока рынок не насытится?
М. Кадаков:
- Никогда не будет дешевых автомобилей. Все. Если вы считаете дешевым автомобилем машину за 500-800 тысяч рублей, новую…
И. Измайлов:
- Нет, это понятно.
М. Кадаков:
- А что вы хотите тогда?
И. Измайлов:
- Ну, хотя бы до двух миллионов! Полтора миллиона.
М. Кадаков:
- Пожалуйста, «Искра», которая будет выпускаться, если бы она сейчас вышла, в нынешних деньгах, они была бы по цене между «Грантой» и «Вестой». То есть, на мой взгляд, «Искра» должна будет стоить миллион триста-миллион четыреста. Вот, пожалуйста, современный автомобиль, очень хороший. Я видел, сидел в ней. Красивый дизайн, классно сделано.
И. Измайлов:
- На автомате?
М. Кадаков:
- Там будут разные агрегаты – и с автоматической трансмиссией, и с механической коробкой. Очевидно, что кроссовер на базе «Весты» будет дороже «Весты», дешевле не получится. Меня все спрашивают - будет ли «Ока»? Нет. В ближайшее время ни у кого нет конкретных планов по производству «Оки».
Меня все спрашивают, а будет ли машина типа «Камри»? Больше «Москвича», больше «Весты», может быть, даже больше «Ауры», но меньше «Ауруса», на котором ездят чиновники высшего ранга. Возможно. Может быть, не в 2025 году, но будет. Есть планы такие. И есть даже такие кейсы, на самом деле, даже уже есть разработки по конструкторской документации. Но это будет выпускать не ГАЗ и не Автоваз.
И. Измайлов:
- Максим Александрович, ГАЗ. Вот «Газели» - замечательные, на мой взгляд, автомобили и они умудрились их совершенствовать и как-то двигаться вперед тоже на рынке микроавтобусов, но вот вспомнили про «Волгу».
М. Кадаков:
- Если бы не продали Фольксвагенский завод, который в Калужской области, то, я думаю, что новую «Волгу» мы увидели бы, возможно, буквально сейчас. Первые прототипы. Это мог быть декабрь 2023 года, январь или февраль 2024-го. ГАЗ выходил с такой идеей, было письмо даже члена совета директоров концерна «Порше АГ» Зигфрида Вольфа, который говорил о том, что можно организовать производство, там были описаны вложения и т.д. Это письмо слили немецкой прессе, а письмо было написано нашему президенту, письмо это слили немецкой пресс, в «Шпигель» и, конечно, когда это все было предано огласке, «Фольксваген» сказал, что мы вообще не при чем и т.д. И завод сейчас отошел компании АГР… и сейчас ГАЗ не бросил эту идею – выпуска новой «Волги». А если бы все состоялось, если бы эта идея была принята, что бы из себя представляла новая «Волга»? это не совсем москвичовская история была бы. То есть, это была бы известная платформа, Фольксвагеновская, допустим, «Актавия», на которую бы натянули, грубо говоря, новую внешность. То есть, изменили бы внешность, некоторые панели кузова, бампера, фары и т.д. Визуально для покупателя это был бы какой-то новый автомобиль. А внутренность вся была бы уже известна. Это огромный плюс. У тебя есть производство, которое заточено под это, у тебя есть новый образ, новый облик и это была бы красивая машина.
И. Измайлов:
- Ну, запчасти все фактически уже…
М. Кадаков:
- Комплектующие для производства, а для покупателя запчасти – вдруг если что-то сломается – да. Но не получилось. Вот сейчас ГАЗ не оставил попыток эту «Волгу» сделать, просто сроки сдвинулись. Если все пойдет так, как планируется, уже по новому плану, я думаю, что мы увидим прототипы в середине лета, может быть, в конце лета. Идея будет та же самая, как я и сказал – некая известная платформа и, возможно, новый облик, но уже с другим партнером. А партнер, понятно, откуда. Других партнеров, кроме как из Китая, мы никаких не видим.
И. Измайлов:
- Иран потом как-то сошел с повестки.
М. Кадаков:
- Я говорил как-то, что никаких чудес от Ирана ждать не нужно. Иран не готов работать так, как сейчас принято работать во всем мире. Иран 40 лет находится под санкциями. Когда нам говорят, что с Ирана надо брать пример, умоляю – не надо. Нам не надо жить так, как живет Иран. Это очень все сложно. И они не умеют вести бизнес так, как принято во всем мире. Во всем мире в автопроме надо играть вдолгую, надо вложиться и потом, постепенно-постепенно, отбивать эти деньги. Это не ларек поставить. Иранские компании хотят сегодня вложиться и сегодня деньги получить. Знаете, как в 90-х у нас на рынке было – купил-продал, купил-продал. Мы вам автомобиль поставим на границу, а дальше продавайте сами. Разбирайтесь с покупателями, с запчастями, мы ничего не знаем. Это партнеры на купи-продай, хотя, конечно, они спят и видят, чтобы на наших заводах выпускать какие-то свои автомобили. Но опять же, выпускать из своих комплектующих, чтобы не наше производство развивать, а привозить их из Ирана, чтобы загружать свою рабочую силу, которой там навалом тоже, и чтобы там добавленную стоимость организовывать, а не здесь. Да и машины не самые лучшие. Хотя, если бы иранские машины все-таки начали в большом объеме продаваться здесь, это тоже хорошо. Чем больше конкуренции в относительно низком ценовом сегменте, потому что иранские машины дешевле, чем миллион двести, даже дешевле, чем миллион триста, наверное, не будут.
И. Измайлов:
- Это руль, сиденья и четыре колеса?
М. Кадаков:
- Это типа «Гранты» нашей, только с турбомотором и с вариатором. И вот тебе уже миллион триста-четыреста минимум при больших объемах продаж, а то и полтора при маленьких объемах продаж. Поэтому Иран в этом смысле нам не поможет.
И. Измайлов:
- Но вот на русскую зиму не все пойдет, как мы знаем… и сейчас вот какие-то итоги по этому году можно сказать?
М. Кадаков:
- Китай может делать все, что угодно. Может сделать кузов автомобиля из полностью оцинкованного металла, а может – только часть. И оцинковка может быть разная. И электроника может быть разная. Китайцы в большинстве своем не сильно адаптируют машины под наш рынок – вот как есть, так и везут. И потом уже наши представительства, наши торговые компании говорят – слушайте, нам нужен обогрев руля, сидений, нам нужна оцинковка. Все это считается, находится какой-то баланс и выпускаются автомобили. Китайцы могут сделать все. Это касается не только автомобилей, вам могут аккумуляторы сделать для автомобилей дешевые, а могут сделать дорогие. Все рынком рулится. И, конечно же, никто из китайских компаний, к сожалению, не стремится вложиться в оставленные заводы наши.
И. Измайлов:
- Да, вот что с ними? Калининград…
М. Кадаков:
- Ну, Калининград – это все-таки не оставленный завод. Автотор – это частная компания, которая была всегда контрактным сборщиком. Приходит Хёндэ – вы нам можете машины собрать, укорачивая процесс? Да, можем. Вот собирают. Все. Собрали – отдали, КИА и Хёндэ дальше занимаются продажей сами. Сейчас Автотор выполняет роль не только сборщика, но и сам продает автомобили. То есть, он переквалифицировался, потому что времена изменились. Поэтому Автотор никогда не был никем оставлен. Хозяева, кстати говоря, мне кажется, очень толковые люди, которые сейчас огромные деньги вкладывают, в том числе, в машины российской разработки. В этом году, я думаю, что уже скоро будет представлен небольшой автомобиль класса Л-7, это квадрициклы, так называемые, ну, размером со Смарт, первый Смарт, совсем маленький, двухместный автомобиль, который будет электрическим и который прочат службы доставки, аренды и т.д.
И. Измайлов:
- Востребованная городская история.
М. Кадаков:
- Да. Это будет наша машина, наша разработка, кстати говоря, которая выглядит очень прикольно по дизайну. А с остальными заводами есть проблема. Мы знаем, что сейчас фактически завершена сделка по продаже завода Хёндэ, в этой связи я должен сказать всем владельцам автомобилей КИА и Хёндэ, чтобы они не волновались. Ни компания КИА, ни компания Хёндэ с нашего рынка не уходят. Потому что продажа и обслуживание автомобилей, дилерская сеть и запчасти – это отдельное юрлицо этой компании. «Хёндэмоторрус» остается. То есть, продажи завода не означают уход компании с рынка. Есть масса компаний, у которых нет у нас заводов и они прекрасно работают. Поэтому поставка запчастей, гарантийное обслуживание – все будет вестись так же, как сейчас и идет. Только у Хёндэ сейчас около 200 дилеров в России. Бояться не надо. Что будут на этом заводе выпускать? Поначалу, как минимум, Хёндэ и КИА, потому что там осталось примерно 70 тысяч машинокомплектов. Примерно. Может быть, чуть меньше. Потому что рубильник вырубили – производство остановилось. Все.
И. Измайлов:
- Странно. А почему нельзя было вот этот машинокомплект последний…
М. Кадаков:
- Потому что у вас есть так называемая труба поставок. Вспоминаем – автопром это долгая история, вы не можете каждую гайку каждый день заказывать, у вас поставки идут: что-то из Европы, что-то из России, что-то из Кореи, что-то из Китая, что-то из Индии. И у вас вот эти суда, железнодорожные составы, автовозы идут и идут к вам, а, когда вы приняли решение прекратить производство, вы говорите – все, мне больше не надо. Но вы за все, что к вам идет, заплатили. И за комплектующие. И за доставку. И оно к вам доехало. Вы не выпускаете, а оно к вам едет, едет и едет. И вот эта труба поставок у завода Хёндэ пять месяцев была длиной. Они в начале 2022 года выпускали примерно 13-15 тысяч автомобилей в месяц. Умножаем 14 на 5 месяцев поставок – получаем примерно 70 тысяч машинокомплектов. Машинокомплект – это не комплект автомобиля, собранный в одной коробке, в одном контейнере, а у вас отдельно идут стекла с российского завода, допустим, или блоки цилиндров, или шины. У вас отдельно идут фары, допустим, из Кореи. То есть, это сложная логистика. И вот сейчас новый владелец, поскольку производство полностью работоспособно, у вас есть машинокомплекты на 70 тысяч машин, у вас есть сотрудники, которые знают, как это делается, вы можете включить обратно рубильник и эти машины дособрать. Под каким брендом? Посмотрим, как договорятся. Либо Хёндэ-КИА, а там «/Соларис», «Рио» и «Крета», либо под другим бредом. Нам не так важно. Продаваться они будут. Скорее всего, через ту же сеть Хёндэ и КИА, и обслуживаться там же.
И. Измайлов:
- Очень многое мы не затронули, но предстоящий год весь впереди и ваши практически ежедневные подкасты с анализом рынка автомобильных новостей на нашем радио… Что хотел спросить? Что делать? Ждать или покупать сейчас? А если покупать, то что? Новую? Какую? Или подержанную?
М. Кадаков:
- Если посмотреть на дальнюю перспективу, машины дешеветь не будут ни у нас, ни во всем мире. Будут только дороже. Это нужно принять. Поэтому либо покупать машину сейчас, особенно когда многие дилеры нам готовы давать скидки, и можно торговаться, причем, очень сильно торговаться. Либо, если у вас машина в хорошем состоянии, катайся, дорогой, машина у тебя в хорошем состоянии, тебе еще при таких пробегах ездить и ездить. Содержи только машину в хорошем состоянии и будет тебе счастье. А что будет через 5-7 лет – посмотрим.
И. Измайлов:
- Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков был с нами. Спасибо, до встречи в эфире "Комсомольской правды" .
М. Кадаков:
- Спасибо.
Подписывайтесь на наш новый канал в Дзене, чтобы не пропустить новые крутые интервью!