Над Донбассом не только снаряды и ракеты, но и звезды. Литература, как средство восстановление мирной жизни
В. Алфимов:
- Здравствуйте, дорогие друзья. Программа «Новороссия. Герои нового времени».
А. Малькевич:
- Благодаря поддержке президентского фонда культурных инициатив мы запустили такой цикл длиною, мы надеемся, в целый год и задача рассказать о тех, кто непосредственно в новых субъектах Российской Федерации в вернувшихся наших регионах строит мирную жизнь, кто созидает, кто развивает и через истории этих людей рассказать о том, насколько это прекрасная земля, наша земля, какие там прекрасные люди и какими яркими проектами преисполнена их жизнь там.
В. Алфимов:
- Да, как они живут сейчас и как будут жить уже в ближайшем будущем. У нас в гостях Александр Кофман, председатель Общественной палаты Донецкой народной республики и учредитель и организатор фестиваля фантастики «Звезды над Донбассом», и вообще творческий человек, как мы выяснили перед эфиром. Здравствуйте, Александр.
А. Кофман:
- Здравствуйте. Как обидно, понимаете, фестиваль уже три года является крупнейшим мультикультурным, а вот для прессы он по-прежнему фестиваль фантастики. Нет, фестивалем фантастики он начинался в 2019 году. Сейчас это мультикультурный фестиваль, на него приезжают не только писатели-фантасты, а музыканты, актеры… сейчас, пожалуй, это самый крупный мультикультурный фестиваль России.
А. Малькевич:
- Саш, тогда я с другого угла зайду. Ведь тебе доводилось принимать участие и в боевых действиях. Ты был министром иностранных дел республики, одним из создателей Донецкой народной республики, а, получается, что сейчас ты поменял амплуа, потому что творчество, книги, в том числе, проект «Азбука регионов», мы об этом тоже поговорим. Это какой-то другой Кофман сейчас?
А. Кофман:
- Ну, достаточно такой провокационный вопрос. Почему другой? Да, до майдана я долгие годы играл в «Что? Где? Когда?». До майдана я точно так же дружил с российскими писателями, как дружу с ними и сейчас. Наверное, действительно, с появлением каких-то административных возможностей удалось реализовать себя на том или ином поприще. Но директору по развитию банка или же крупной торговой сети тяжело организовать Всероссийский фестиваль, а председателю Общественной палаты проще. Наверное, как-то так. А так я не думаю, что я поменялся.
А. Малькевич:
- До майдана ты занимался творчеством, вот про этот творческий период расскажи побольше, чтобы мы познакомились с совсем молодым Сашей Кофманом.
А. Кофман:
- Ну, совсем молодой Саша Кофман, это, наверное, 10-й класс школы. Пришел к нам тогда Вадим Ефимов, достаточно неплохой был игрок команды «Стирол», горловской, и предложил организовать школьный клуб «Что? Где? Когда?». Собрал команду разных школ, команда Макеевки сразу выстрелила вверх, потому что тогда это были всеукраинские игры, на них иногда приезжали, в том числе, российские команды, в Донецке проводили съемки телеигры «Шоколадная сказка». И на этой «Шоколадной сказке» команда Макеевки стала шестикратным победителем.
А. Малькевич:
- Вместе с тобой?
А. Кофман:
- Не всегда. Я играл только в двух играх и, да, мы в них тоже победили. Там в команде три человека только играет, а играть хотелось всем. Был у нас такой Игорь Блох, мальчик просто с квадратной головой, как у нас было принято говорить, изумительной эрудиции, и он, как торпеда, пер нашу команду вперед. Плюс были обычные чемпионаты по «Что? Где? Когда?», на них мы тоже занимали очень высокие места. Но это все была школа. А когда школа закончилась, руководитель нашего клуба Вадим Ефимов сказал, что со студентами он заниматься уже не будет. Мне это показалось очень обидным и оскорбительным. Ну, как, ты два года развивал в нас потребность, мы полюбили молоко и сметану, а теперь все? И тогда я поднялся и объявил о том, что создаю свой клуб «Что? Где? Когда?». И тогда я столкнулся с совсем иной стороной интеллектуального движения, с конкуренцией, не всегда с честной, но при этом должен отметить, что именно тогда я и познакомился с теми, с кем нежно и трепетно дружу до сих пор и дорожу этой дружбой. Это Андрей Козлов, Максим Поташов, Александр Друзь. Это люди, которым я в любое время могу позвонить и они всегда пойдут навстречу. Я думаю, Андрей Анатольевич Козлов даже не помнит эту историю, а тогда, в бурные 90-е, конкурирующий клуб обвинил меня в том, что я аферист и не имею никакого отношения к интеллектуальному движению и сказал об этом нашему потенциальному спонсору - тогда это был первый пивоваренный завод Донецка, который потом стал пивзаводом «Сармат». И ночью ко мне таки приехали бандиты. А тогда еще не было ни мобильных, ничего. Я по городскому телефону среди ночи позвонил Друзю и Друзь посреди ночи звонил Козлову, и они срочно посреди ночи отправляли мне факс на приемную пивзавода о том, что я приглашен на Брейн-ринг и о том, что они знают кто я, что я. Благодаря этому факсу, пивзавод «Сармат» очень долго нас потом спонсировал. Кстати, название «Сармат» так же принадлежит идее Донецкого областного клуба «Что? Где? Когда?». Покойный Юрий Павленко, директор завода на тот момент, с которым мы после этого конфликта очень сильно подружились, вышел на нас с просьбой придумать интересное название для сорта пива. Мы придумали «Сармат» - это все-таки исторически справедливо, на этих территориях когда-то жили сарматы, а потом это название стало торговой маркой всего продукта.
А. Малькевич:
- Вот даже сейчас ты настолько интересно рассказываешь один эпизод из своей жизни, а ведь у тебя, как у главы Общественной палаты ДНР, а до этого министра иностранных дел, да по сути ты и сейчас во многом такой неформальный министр внешних сношений региона, потому что ездишь в разные российские регионы, выступаешь. Вот что можно за минуту-две рассказать такого яркого о Донецкой народной республике, о Донбассе, например, Валентину, чтобы он все понял и захотел приехать буквально завтра же? Короткую рекламную кампанию такую…
А. Кофман:
- Пока мы с тобой общаемся, грохочет так, что у меня сотрясаются стекла, и при этом есть интернет… Дончане зачастую любят Донецк неосознанно. Спроси у дончанина, за что он его любит, он объяснить не сможет. Для того, чтобы дончанин сам понял, за что он так любит свой город, свой регион, необходимо, чтобы приехал гость из России и восхищенно ходил по улицам. Мы не замечаем… мы с ними выросли. Мы не замечаем нашей замечательной архитектуры, когда мне москвичи говорят, какая у нас редкая красивая архитектура, я удивленно на них смотрю и говорю – в Питере же красивее! Ничего ты не понимаешь, говорят. Ну, может быть. Я процитирую Чичерину. Я очень хорошо отношусь к Юле, я по-прежнему поклонник ее нового творчества – то, которое началось с 2014 года. «Здесь все по-другому, здесь даже воздух другой». Вот это правда – у нас действительно все по-другому. И вот чтобы это понять, нужно приехать. Ну, Малькевич уже просто в заложниках, он отказался приехать с 13 по 19 мая в Мариуполь на фестиваль, на 6-й фестиваль «Звезды над Донбассом», Валентин, вашего паспорта у меня нет, я не могу настаивать, но я просто приглашаю.
В. Алфимов:
- Хорошо. Спасибо большое. Я только одну правку внесу. Вы сказали «гость из России». Да вот уже нет, не гость из России…
А. Кофман:
- Разумеется, мы территория Российской Федерации. Разумеется, мы Россия. Но во многом мы были Россией и до присоединения. Я никогда не забуду, как в 2019 году один из либералов на фестивале сказал, что Донецк это самый русский город, который он видел. Но при этом ментальные границы будут стираться еще несколько лет, поверьте. Еще несколько лет мы будем говорить «из России», «в Россию» и т.д. Хотя, конечно же, мы все одна большая Россия и были ею задолго до принятия нас в состав.
В. Алфимов:
- Собственно, поэтому мы сейчас и находимся в одном государстве. И – слава богу.
Александр, 2014 год, майдан полыхает, Донбасс понимает, что мы так не хотим, мы хотим жить по-человечески, в любви и мире, а не вот с этой хунтой. Какой был этот 2014 год? Как вы попали на выборы? Александр Кофман тогда на выборах Донецкой народной республики набрал 11% голосов. Это учитывая, что у Захарченко было 79%. Это второе место. Это очень круто! Как это все было?
А. Кофман:
- Начнем с того, что изначально мы хотели восстановления закона, торжества закона на территории Украины. Мы выступили против антиконституционного переворота, который произошел в Киеве. Это очень важно. Мы не были сепаратистами, мы требовали федерализации и восстановления законной власти в Киеве. Закончилось это 2 мая в Одессе, когда там сожгли людей и уже нацистское государство сделало вид, что этого не произошло. Виновные не понесли наказания и т.д. Вот с этого момента мы уже взяли в руки оружие. Стало понятно, что добром это не кончится. 9 мая по приказу Авакова было сожжено здание УВД в Мариуполе, я с друзьями лично вывозил обожженных милиционеров, которые отказались следовать преступным указаниям Авакова и стрелять в мирных протестующих. Более того, ведь очень интересно, кто сжигал здание. На здание были направлены якобы внутренние войска МВД, люди в милицейской форме, только абсолютно татуированные. Вы понимаете, что у сотрудника милиции не может быть татуировки. То есть, уже сейчас понятно, что Аваков выпустил из тюрем заключенных, нарядил их в форму и отправил на штурм Мариупольского УВД. То есть, маховик закручивался, закручивался, но при этом надо понимать, что, когда меня называют одним из создателей Донецкой народной республики, это не совсем так. Более того, я был одним из противников именно Донецкой народной республики или Луганской народной республики. Мы с Олегом Царевым бились над тем, чтобы это все была единая территория, так называемая Новороссия, которая потом могла расширяться. Именно с этой целью мы создавали парламент союзных республик, парламент, куда входили представители от двух регионов – ЛНР и ДНР. А потом, в связи с Минскими соглашениями, идея парламента Новороссии получилась как бы не востребована и парламент заморозил свою деятельность. И так остались две республики – ЛНР и ДНР. Потом выборы, я шел на выборы и прекрасно понимал, что я проигрываю Александру Захарченко – мы тепло дружили и я понимал уровень доверия к нему. Моя задача как раз на выборах была получить площадку для популяризации идеи совместного государства – Новороссии. Потом, заняв второе место на выборах, мне позвонил Саша и говорит – ты вечером приди, я буду формировать правительство. Я говорю – так я ж вице-спикер парламента союза народных республик. Он говорит – ничего страшного, приходи. Я пришел, мы сидим в зале, объявляются должности. Александр Кофман – министр иностранных дел. Я после заседания захожу к Саше и говорю – ты бы меня еще послом в Буркина-Фасо отправил для полного счастья! То есть, ты выбрал на должность министра человека, который совершенно не владеет иностранными языками и весьма смутно знает географию. Конечно же, я шутил, тем не менее. Саша сказал – ничего, у тебя все получится. И. собственно, те задачи, которые стояли передо мной, а именно популяризация непризнанной республики и объединение таких же непризнанных республик по миру – с этой задачей, наверное, я справился. К нам приезжала делегация из Венеции, «Лига севера», к нам приезжали представители Техаса, Каталонии, мы максимально популяризировали свою непризнанную маленькую страну. Ну а потом Минские соглашения, с которыми я не мог смириться и поэтому я уступил место Наталье Никаноровой. И три года преподавал в созданном нами же в бытность министерства Донецкой юридической академии, а потом получил приглашение возглавить Общественную палату. Но это уже произошло в 2019 году, почти через год после гибели Александра Захарченко.
В. Алфимов:
- Вы сказали, что вы с представителями Техаса общались, сейчас, конечно, это особенно актуально. Сейчас они не пытаются с вами связаться, узнать, как что сделать? Вопросов не задают?
А. Кофман:
- К сожалению, нет. Сейчас я достаточно скептически отношусь ко всем этим проявлениям техасского народовольчества – я не очень в это верю. Может быть, я ошибаюсь, но, мне кажется, что это больше игра на публику. Как в свое время был референдум в Каталонии. Им просто заплатили и они быстренько все переиграли. Я вам скажу в качестве примера. Как я смеялся, первые, кто добежал до 11-го этажа ОГА и к нам пришли представители властных структур, а конкретно представители Рината Ахметова, нам предлагались колоссальные деньги.
В. Алфимов:
- Для чего? Чтобы вы сдались?
А. Кофман:
- Чтобы ушли. Ну, там в машине лежат, говорят, приходите, разбирайте сумки и уходите.
А. Малькевич:
- Я разволновался после такого. А сколько там в сумках было? Они же должны были примерно сказать.
А. Кофман:
- Озвучено было 70 миллионов долларов на 11 человек, которые сидели в кабинете – первое так называемое правительство.
А. Малькевич:
- Это серьезно. В 2014 году представители пришли, вас 11 человек, они говорят – 70 миллионов долларов… как бы по 6 миллионов на человека, получается. Достойно.
В. Алфимов:
- Конечно, это очень приличная сумма.
А. Кофман:
- Это еще до Одессы, еще до 2 мая. Это где-то середина апреля. 6 апреля произошел захват ОГА, ну, может быть, 8-9 апреля.
А. Малькевич:
- Ну, раз уж Ахметова вспомнили, я провокационный вопрос задам. Саш, я правильно понимаю, что построенный им стадион, шикарный «Донбасс арена» - это единственное здание в Донецке, которое не было обстреляно за это время?
А. Кофман:
- Сань, а кто тебе сказал, что он его построил? Тебя обманули. Этот стадион называют «памятник слезам донецких предпринимателей». Наклонили весь Донбасс, чтобы его построить. Да, принадлежал он Ахметову.
А. Малькевич:
- Хорошо, я неправильно сказал – построили всем миром, а забрал его себе Ахметов. Но при этом, я правильно говорю, что там нет никаких следов обстрела?
А. Кофман:
- Неправильно. В него прилетало как минимум дважды. Просто он стеклянный, поэтому получалось так, что несколько фрагментов стекол выбило, а здание как бы цело. Нет, нет, туда тоже прилетало. Но очень мало, ты прав. И прилетать начало уже года эдак с 2016-17-го. Первые два года не прилетало, да.
А. Малькевич:
- То есть, я к тому клоню, что он мог кому-то заплатить на той стороне, чтобы по его хозяйству не сандалили?
А. Кофман:
- Он достаточно много кому заплатил, потому что в принципе у него все было хорошо.
В. Алфимов:
- Вернемся к моменту, что вы бывший на тот момент действующий министр иностранных дел. А чем вы занимались? Для нас, отсюда, из Москвы, представляется, что у ДНР, которая объявила независимость, есть министр иностранных дел и кто-то общается с вами, кроме Москвы, для нас это несколько дико. Чем вы занимались?
А. Кофман:
- Я и говорю – популяризация республики на мировом пространстве. Выставки рисунков детей «Дети рисуют мир», которая облетела почти всю Европу. Организация представительств, которые были, естественно, общественными организациями за рубежом.
В. Алфимов:
- У ДНР были свои представительства за рубежом?
А. Кофман:
- Разумеется. Чехия, Финляндия, Германия. А на самом деле гораздо больше государств. Люди, которые поддерживали ДНР, регистрировали у себя в стране общественную организацию, называли ее представительство Донецкой народной республики и представляли как бы наши политические интересы. Ну, понятное дело, что все это не имеет никакого отношения к официальным политическим диалогам между государствами на площадках ООН и прочее. Но это все попытка показать, что мы здесь, мы существуем, мы цивилизованные. Разумеется, Европа, прекрасно понимая, что Украина лжет, продолжала ей верить все эти годы. Все так. Но мы делали все, что мы можем. Опять же, контакты с Южной Осетией, с Абхазией. С Осетией, которая признана уже Российской Федерацией, была единственная возможность во избежание санкции проведение каких-то международных расчетов, что было сделано, в том числе, и министерством иностранных дел разработана эта концепция – как переводить финансовые средства из России в ДНР, в обход всех международных санкций. Для этого очень сильно нам помогла Южная Осетия, которая признала нас и была признана Российской Федерацией.
А. Малькевич:
- Саша, ты дружишь с большим количеством писателей нашей страны, но одни из самых теплых отношений у тебя с Лукьяненко.
А. Кофман:
- Я с Сергеем в прекрасных отношениях, но не могу сказать, что меньше дружу с Сергеем Чекмаевым, или Андреем Лазарчуком, или Алексеем Боровицким. Саша, это даже некорректный вопрос – кого ты больше любишь, маму или папу? С Романом Злотниковым мы очень тепло дружим, с Олегом Дивовым.
А. Малькевич:
- Хорошо. Но я имел в виду твой проект «Электронные библиотеки Донбасса». Расскажи о нем, пожалуйста.
А. Кофман:
- На самом деле это проект больше психологический и политический. Ну, давай будем откровенны. Любую книгу сейчас можно украсть на Флибусте и ничего за нее не заплатить. Но чем старше ты становишься, чем достойнее ты становишься, тем больше ты хочешь, чтобы тебя не обвиняли в этом мелком воровстве, и даже чтобы ты сам себя не обвинял. Поэтому использование пиратских ресурсов со временем становится достаточно некультурным таким поведением. И когда Сергей сказал, что для Донбасса всего его книги бесплатны, возникла идея выложить все его книги на определенный ресурс, разместить на стенде QR-код с портретом Лукьяненко, чтобы по QR-коду попадать в хранилище всех книг этого автора. В дальнейшем к этому проекту присоединились все остальные участники «Звезд над Донбассом», книги которых не были отягощены какими-то договорами с издательствами. И, таким образом, большая часть участников разместилась на стендах. В парке Щербакова стоят стенды, в мае мы их обновим, потому что погодные условия регулярно приводят в негодность часть из них. Такая же библиотека висит на стенах Мариупольского госуниверситета. То есть любой желающий может подойти, навести телефон на QR-код и получить доступ ко всем книгам того или иного автора.
Еще раз повторюсь, это больше психологический и политический проект. Во-первых, на стендах подписи авторов, то есть они этой подписью подтверждают согласие на дар книг. А во-вторых, так честнее, наверное. И плюс популяризация самих авторов, тоже не надо забывать.
В. Алфимов:
- А насколько авторы охотно готовы с вами работать? Я объясню, почему спрашиваю. Прямо перед Новым годом мы писали интервью с Захаром Прилепиным, он снимает фильм про Донбасс, и 70% актеров отказываются, когда узнают, о чем он, чтобы не замазаться, из-за своих политических пристрастий или из-за боязни последствий. Ваши авторы, ваши партнеры насколько легко готовы с вами сотрудничать?
А. Кофман:
- Есть очень хороший анекдот, когда жена прибегает домой и мужу говорит: «Ты представляешь, меня сейчас вон там, за углом, обозвали, ну, женщиной с пониженной социальной ответственностью». А муж говорит: «Ты не ходи там, где тебя знают». Я к чему говорю? Общаться нужно просто в той среде, в которой люди нас поддерживают. Я ни от одного писателя из нашего круга не услышал отказа приехать на Донбасс, подарить свои книги и т.д. В моем окружении множество актеров, которые также поддерживают Донбасс, множество музыкантов. Разумеется, есть те, которые отказываются. У меня вопрос к Захару. А зачем он им предлагал вообще, других нет? Предложи Охлобыстину, предложи Безрукову, предложи Диме Певцову. Есть множество актеров, которые целиком и полностью за нас. Собственно, именно поэтому я сейчас и собираю Всероссийскую ассоциацию творческих деятелей, чтобы эти вопросы даже не возникали.
А. Малькевич:
- Я вижу прямо, как изменился в лице мой московский коллега. И должен задать тебе любимый вопрос от столичных журналистов.
А. Кофман:
- Отчего изменился в лице? Я не понял.
А. Малькевич:
- Я поясню. Потому что ты создаешь всероссийскую ассоциацию из Донецка, то есть там будет центр этой ассоциации? Не в Москве, не в Петербурге? Кстати, я вспомнил, что я питерский, и тоже возмутился.
А. Кофман:
- Ты питерский? Я думал, ты херсонский. Саша, ассоциация должна базироваться, конечно же, в Москве. Это всероссийский федеральный кейс. А то, что ее создает Донецк, ну, простите. Донецк, да, он более пассионарен, он более конкретен, наверное. Наша с тобой общая приятельница Мария Медушева, она постоянно меня критикует за то, что мне понравится какая-нибудь моя фраза, и я везде ее потом вставляю. Ну, а как сейчас не сказать, что когда я был в Карелии, я на презентации «Азбуки Карелии» сказал, что мы находимся в месте, откуда пошла русская земля. А приехал я оттуда, откуда эта русская земля будет возвращаться домой.
А. Малькевич:
- Красиво. Между прочим, как опытный пиарщик Александр Кофман еще один свой мощный проект обозначил – «Азбука регионов». Я понимаю, когда все начиналось с «Азбуки Донбасса», а потом понеслось – «Азбука Запорожья», «Азбука Херсона». Он даже «Азбуку Чечни» написал.
В. Алфимов:
- Что это такое?
А. Кофман:
- Саша, пишу «Азбуки» не я, пишет их в большинстве своем Волков, за исключением «Азбуки Карелии» и «Азбуки Забайкалья», там писали местные авторы. Пишет «Азбуки» российский писатель-фантаст, сценарист и т.д.
В. Алфимов:
- Так что это за «Азбуки» такие?
А. Кофман:
- Это долго рассказывать на самом деле. Это книга, в которой каждая буква посвящена чему-то, что близко жителям того или иного региона. Если на «Д» в «Азбуке Донбасса» это, конечно же, Донбасс, то на «Б» в «Азбуке Урала» это, конечно же, Бажов, «Ч» - это Чусовая, «Е» - это Ермак. Это если мы говорим об Урале. Если мы говорим о Донбассе, то «Ш» - это шахта, «У» - это уголь, «Т» - это террикон. Если мы говорим о Херсоне, то «К» - Кинбурнская коса, «земли в море полоса, здесь Суворов гнал врагов от российских берегов». «Азбуки» замечательно иллюстрированы донецкой художницей Дариной Лысаковой, тоже бессменной участницей нашего фестиваля. Она, может, обидится, но я скажу. Это специалист, писатель, иллюстратор, которая выросла на нашем фестивале. В 2019 году это была молоденькая девушка, а сейчас это очень маститый писатель и художник. Вот такие «Азбуки» мы сделали для Херсона, Харькова, Запорожья и мечтаем, чтобы они вышли в каждом регионе Российской Федерации.
А. Малькевич:
- На самом деле это красочные книги, с этими красочными четверостишиями, о которых я говорил. Саша, поскольку мы в начале 2024 года, есть еще какие-то секретные, не секретные творческие планы помимо Ассоциации, помимо «Азбук» и фестиваля, который будет в мае в Мариуполе? Над чем работает Александр Игоревич Кофман?
А. Кофман:
- Ну, процитировав один из моих любимых фильмов, «Погодите вы, голубчик, с картиной, дайте ему со статуей разобраться». А если серьезно, мы бьемся над сериалом, но очень тяжело идет сценарная часть. Не знаю, может быть, в этом году и не сможем податься на заявку, потому что очень многое не получается.
А. Малькевич:
- Сериал игровой?
А. Кофман:
- Да, сериал игровой о детях Донбасса, оставшихся здесь, не уехавших в 14-м, и чего они достигли к 22-му, условно говоря.
А. Малькевич:
- Я правильно понимаю, что вы хотели сделать его юмористическим?
А. Кофман:
- Он придумывался еще до СВО. В Донбассе в принципе сейчас тяжело делать что-то юмористическое. Это была бы драмеди. И там есть очень интересные решения, очень интересные ходы, но сложить это все воедино у нас пока не получается, поэтому не знаю. Очень пытаемся, надеюсь, получится, но пока вот так.
Валентин, с удовольствием ждем вас в Донецке и в Мариуполе на фестивале.
В. Алфимов:
- Я с удовольствием к вам приеду. И сделаем большой красивый репортаж в «Комсомольскую правду» об этом. Александр, спасибо вам большое.
У нас в гостях Сергей Волков, писатель, сценарист и автор той самой «Азбуки» сначала Донбасса, потом Запорожья и Херсона, всех наших новых регионов.
Сергей, мы с главой Общественной палаты Донецкой Народной Республики Александром Кофманом разговаривали и как раз затронули тему «Азбуки» вашего авторства, которая рассказывает про новые регионы. Расскажите нам про «Азбуку» поподробнее, что это такое. Потому что я, например, не очень представляю. Ну, я знаю «Азбуку», которая была у меня в школе 35 лет назад, а «Азбука новых регионов», она что из себя представляет».
С. Волков:
- В 2019 году Александр Кофман выступил инициатором проведения в Донецке фестиваля фантастики, тогда он назывался просто Фестиваль фантастики «Звезды над Донбассом». И два десятка писателей-фантастов из России приехали туда, чтобы поддержать молодую Донецкую Республику, вообще Донбасс, Луганскую Республику, безусловно, тоже, встретиться с читателями, которые многие годы были как бы экранированы от российской культуры, литературы, фантастики. И вот в процессе этого фестиваля, в процессе разговоров как-то зашел разговор о том, что начинать культурное, интеллектуальное воспитание нужно с детей. Потому что дети – это наше будущее, и нужно с самых младых ногтей. И плюс к этому, конечно, должно быть патриотическое воспитание, чтобы дети с детства знали, в какой стране они растут и в каком регионе.
В. Алфимов:
- То есть получается, что «Азбука» - это в прямом смысле слова азбука для детей, а не книжка, стилизованная под детскую, но для взрослых?
С. Волков:
- Это азбука для детей. Это «с чего начинается Родина? С картинки в твоем Букваре». Это, собственно, она и есть. «Азбука Донбасса», в ней буква Ш – это шахта, У – уголь, А – абрикос донецкий и т.д. При этом Р – это Родина наша Россия всегда. Потому что есть малая Родина и есть большая Родина. И в этих наших «Азбуках» эта мысль идет красной нитью, что есть маленькая Родина, которую маленький человек познает, изучает, там Ш – шахта, Т – террикон, но при этом М – это Москва, столица наша, Р – это Родина наша Россия, Ф – это наш флаг. Идет этот момент и познавания своего региона, и познавание своей большой страны, своей Родины. В этом главный лейтмотив «Азбуки».
В. Алфимов:
- Чем отличается «Азбука Донбасса» от «Азбуки Запорожья» и «Азбуки Херсона»?
С. Волков:
- Есть еще третья – «Азбука Харькова». Поскольку мы говорим о Новороссии, планируется еще Азбука Николаева» и «Азбука Одессы». Отличаются они, прежде всего, регионами. Везде своя специфика. В Херсоне речь идет и о Днепре, и о лиманах, и о каких-то вещах, связанных с проводкой судов через шлюз (Ш – это шлюз). Там один из крупнейших шлюзов.
В. Алфимов:
- А в Донбассе – шахта.
С. Волков:
- Да. В харьковской «Азбуке» свои нюансы, например, метромост харьковский упоминается, университет, памятник Пушкину, который сейчас снесен, но будет обязательно восстановлен, я уверен в этом. В Запорожье, соответственно, и Запорожская атомная станция упоминается, и какие-то другие моменты, связанные с Днепром, со степями, с памятниками культуры, с памятниками природы, заповедниками. То есть это региональные «Азбуки» для детей, где очень простыми четверостишиями, очень понятными для 5-6-летних (это на них ориентировано) объяснили всё, без всякой политики, я хочу заметить. Там никто не говорит о том, что мы что-то завоюем или что-то захватим. Просто ребенку рассказывается на русском языке о его родном крае.
В. Алфимов:
- Как для ребенка сделать «Азбуку», в целом понятно. А для вас? Давайте мы с вами пойдем по регионам. Донбасс – это что? В первую очередь какую буквы вы бы назвали мне сейчас и рассказали про нее?
С. Волков:
- Донбасс, конечно, в первую очередь ассоциируется не только у меня, но, наверное, у всех с шахтами, углем, металлургией какой-то. Потому что там на букву «И» у нас игла из стали, которую на Донбассе ковали. Это зарифмовано.
В. Алфимов:
- Харьковская область?
С. Волков:
- Харьков – город университетов, город наукоемких производств, город метромоста, который один из крупнейших в Европе. В то же время Харьковская область, там очень много такой природы, которой больше нет нигде, там какие-то заповедники, усадьбы.
В. Алфимов:
- Херсонская область, я готов поспорить, вы сейчас будете говорить про Днепр.
С. Волков:
- И про Днепр, и про лиманы, и про косу знаменитую, где Суворов воевал, Кинбурнская. И, естественно, море, отдых какой-то, курортные места описаны у нас в «Азбуке» тоже. И самое главное, конечно, это поля, пшеница, какие-то еще сельскохозяйственные культуры. То есть такой очень залитый солнцем, южный регион.
В. Алфимов:
- Разрешите, про Запорожье я вам свои впечатления скажу. Я там не был, к сожалению. Я делал много интервью с одним из членов администрации Запорожской области Владимиром Роговым. И каждый раз, когда я его слушаю, понятно, запорожские казаки – это само собой, но он каждый раз так хвалится черешней. Я готов поспорить, что на букву «Ч» в «Азбуке Запорожской области» у вас черешня.
С. Волков:
- Вы угадали. Потому что запорожская черешня – да, это их бренд, так скажем.
В. Алфимов:
- Я напомню нашим слушателям, что в Мелитополе есть даже Институт черешни, где подходят к этой замечательной ягоде не просто так, просто где-то высаживают, а с научной точки зрения. И говорят, что она действительно самая вкусная из всех. Мне, правда, попробовать еще не удалось. Но, может быть, и попробуем. Сергей, вы поедете в мае на фестиваль «Звезды над Донбассом»?
С. Волков:
- Поскольку я являюсь в числе тех первопроходцев в 2019 году, отцом-основателем фестиваля «Звезды над Донбассом», у меня даже есть специальный значок, я ездил все эти годы на этот фестиваль. Конечно, поеду.
В. Алфимов:
- Что он нам дал уже? К сожалению, немногие знают подробности этого фестиваля и как он проходит. Есть ли какие-то уже плоды? Он ведь проводится уже достаточно давно.
С. Волков:
- С 2019 года.
В. Алфимов:
- Что он нам дал, что можно потрогать руками или прочитать глазами?
С. Волков:
- Прежде всего, он дал ощущение для жителей новых регионов того, что они являются частью большой России, частью общего культурного пространства. Это самый важный момент. Наша география участников фестиваля расширилась невероятно. Во-первых, он стал международным. Во-вторых, туда приезжают теперь не только писатели-фантасты, туда приезжают и прозаики, так называемая большая литература, туда приезжают издатели, туда приезжают художники, выставки проходят в рамках фестиваля. Например, в Донецке проходила выставка в Художественном музее областном, который, к сожалению, потом пострадал от прилета «Точки У». Актеры, поэты, музыканты в большом количестве. Агитбригады формируются из участников фестиваля, выезжают в войска. Количество участников вначале было 20 с небольшим, сейчас около 300 человек. Это огромный культурный десант. Актеры там встречались с детьми. То есть это не только писатели.
Выпущено несколько сборников. Помимо «Азбуки», которую я тоже считаю детищем фестиваля, выпущено несколько сборников – «Живи, Донбасс», «Донбасс живет», «Юный Донбасс». Это рассказы писателей-фантастов о Донбассе, о новых регионах, о людях, которые там живут.
В. Алфимов:
- В Донецкой Народной Республике скоро добавится еще один, ну, не фестиваль, а научная конференция. На сайте Кремля есть целый перечень поручений Владимира Путина, и одно из поручений – проводить ежегодную конференцию по общественным и гуманитарным наукам в городе Мариуполе на базе Мариупольского государственного университета им. Куинджи. Фестиваль «Звезды над Донбассом», скажем так, он был первой ласточкой, таким мероприятием, куда съезжается огромное количество народа. А теперь еще будет проводиться научная конференция. Как вы думаете, Сергей, может быть, действительно, у нас Мариуполь станет таким центром притяжения, русской Юрмалой, я бы сказал?
С. Волков:
- Я думаю, что сейчас в Крыму напряглись, там еще из-за моря Сочи машет тоже…
В. Алфимов:
- Ну, в Сочи хватает всяких фестивалей.
С. Волков:
- Я думаю, что Крым будет Крымом, Сочи – Сочи. Безусловно, Мариуполь будет Мариуполем, и Юрмала будет завидовать тихонько. Мы были в мае, город на наших глазах просто восстанавливается. Там, где еще вчера были какие-то воронки от мин и выбоины, за ночь кладут новый асфальт. Недавно сообщили, что практически все многоэтажные дома уже восстановлены, и построены новые. Восстанавливался и театр быстрыми темпами, и замечательный круглый, похожий на шатер спортивный Баскет-холл, в котором у нас проходило открытие и закрытие фестиваля. Если туда присоединится еще и наука… Она там очень нужна, потому что Мариуполь, так же как и Донецк, так же как и Луганск, это, помимо тяжелой промышленности, еще и научные города, там везде есть университеты, везде есть научная школа своя, у меня много знакомых ученых из Донецка. Я думаю, что Мариуполь, конечно, должен оттягиваться, так скажем. И он будет, безусловно, центром притяжения.
В. Алфимов:
- Спасибо вам большое. Сергей Волков, писатель, сценарист, был у нас в гостях. Это программа «Новороссия. Герои нового времени». Мы рассказываем о том, как в наших новых регионах живут люди, и как они будут жить, то есть как будут эти новые регионы выглядеть уже совсем скоро.
Подписывайтесь на наш подкаст на любой удобной платформе, чтобы не пропустить новые выпуски о героях, налаживающих жизнь в Новороссии!