Что будет, если отменить ЕГЭ
М. Баченина:
- В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.
А. Милкус:
- Здравствуйте.
М. Баченина:
- У нас в гостях профессор Высшей школы экономики, академик Российской академии образования Виктор Александрович Болотов.
В. Болотов:
- Добрый день.
А. Милкус:
- Не случайно мы вас пригласили. Во-первых, Виктор Александрович был заместителем министра образования Российской Федерации, когда вводился ЕГЭ, а потом был первым руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор, который и вводил ЕГЭ. Вас называют отцом ЕГЭ. Мы традиционно много лет весной с Виктором Александровичем обсуждаем очередные предложения по отмене ЕГЭ. Каждый раз мы пытаемся разобраться, с чем это связано. На этой неделе группа депутатов опять предложила отменить ЕГЭ. Предлагается, чтобы те, кто хочет поступать в вуз, сдавали ЕГЭ, а те, кто не собирается, не сдавали. Кое-что у пояснительной записке депутатов у меня вызвало искреннюю поддержку. Я разделяю точку зрения. Депутаты пишут, что зашкаливает уровень стресса учащихся, связанный с ЕГЭ, а также финансовые затраты родителей на подготовку к испытаниям. Многие вынуждены нанимать репетиторов.
Давайте попробуем для начала спрогнозировать, как может проходить сдача экзамена, выпускные испытания для школьников 11-го класса, если этот закон будет принят?
В. Болотов:
- Давайте по очереди отвечать на вопросы и предложения. Первый сюжет. Я напомню, для чего мы вводили ЕГЭ. По поручению правительства и Госсовета, кстати. Надо было дать шанс талантливым ребятам из провинции возможность поступать в ведущие университеты Москвы, Питера, других крупных городов. К моменту начала эксперимента ситуация была плачевной – ребята из провинции, по сути дела, почти не имели шансов поступить в ведущие вузы. При вузах были платные подготовительные факультеты, недешевые, там расценки были немаленькие. Тогда же были репетиторы, которые работали, как правило, в тех вузах, куда ребята собирались поступить, которые тоже были очень недешевые. Чтобы выровнять шансы для ребят из провинции, и вводился ЕГЭ.
Теперь по тем возражениям, которые вы привели. У нас два обязательных экзамена – математика и русский язык. Причем у математики два уровня – базовый и профильный. Вспомню великого академика Михаила Ломоносова, который говорил, что математика ум в порядок приводит. И напомню, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Проверять уровень освоения этого языка – дело государственное. Там до сих пор не вводят (хотя я об этом неоднократно просил филологов, но они сопротивляются) разделения языка на два уровня – базовый и уровень для будущих филологов. Эта проблема не решена. Филологи категорически не соглашаются с этим. Может быть, так же, как с математикой, дойдут до разделения русского языка на базовый и профильный.
А что, депутаты не понимают, что математика работает на общее развитие, ее надо проверять, а не делать вид, как часто бывает, три ставим, два в уме? А русский язык? Тоже бог с ним? Это все разговоры в пользу бедных – про математику и русский язык. Остальные экзамены в форме ЕГЭ – для тех, кто собирается поступать в вуз. Они выбирают те предметы, которые нужны для поступления в конкретный вуз на конкретную специальность. Это их добровольный ход. И никто всех детей хором не гонит на сдачу физики, химии, обществознания в форме ЕГЭ. Это выбор ребят.
Стрессы. Любой экзамен – стресс. И вначале, когда вводили ЕГЭ, вместе с медиками проводили эксперименты в нескольких университетах, замеряли давление, пульс у тех, кто сдавал экзамен в обычной форме, и у тех, кто сдавал в форме ЕГЭ. Кардинальных отличий не нашли. Вспомните себя, когда поступали в университеты, вы что, не волновались?
М. Баченина:
- Сильно волновались.
В. Болотов:
- Число суицидов после не сданных экзаменов и в советские времена было немалым. Это все разговоры: читать Пастернака не читал, но гневно его обсуждаю.
М. Баченина:
- А в чем вы видите проблему, что ЕГЭ был воспринят столь негативно? Это диверсия? Либо это неправильная пиар-кампания?
В. Болотов:
- Конечно, вы правы про пиар-кампанию. Нету пиар-кампании. Что мы делали в свое время много лет назад? Мы брали интервью у ребят, которые из провинции поступали в ведущие вузы – в Бауманку, Физтех, Высшую школу экономики. Ребята откровенно говорили, что не рискнули бы поступать в эти ведущие вузы, особенно ребята из дальней провинции: билет на самолет или на поезд, надо жить как-то, и так далее. Если не Единый госэкзамен. Для них это шанс попасть в хороший вуз. Давайте поговорим с ними – против они ЕГЭ или за него. Когда во времена ковида встал вопрос об отмене ЕГЭ, с медиками говорили, которые тоже высказывали обеспокоенность ситуацией, мы стали это обсуждать в медийной пространстве, школьники-выпускники стали активно просить сохранить ЕГЭ. Помню письмо от одной девочки: «Я готовилась для поступления в университет два года. В нашем городе этой специальности нет. Что же мне делать? Ехать в этот город у нас нет денег, чтобы поехать и рисковать – поступлю – не поступлю без ЕГЭ. Давайте оставим ЕГЭ?» Многие старшеклассники хотят, для них это шанс – одновременно поступать в несколько университетов на несколько направлений подготовки.
А. Милкус:
- Очень ценный разговор. Потому что мы разговариваем с человеком, который не отрицает, что он является отцом ЕГЭ. Действительно, при его руководстве в Министерстве образования, а потом в Рособрнадзоре ЕГЭ и вводился в нашей стране.
М. Баченина:
- ЛДПРовцы, которые продвигают это предложение, говорят, что это несовершенная система проверки знаний. А вдруг я такой везучий, что расставлю галочки там, где нужно? Я утрирую. Мол, когда ты отвечал по билету, было про тебя и твои знания все понятно.
В. Болотов:
- Давайте так, явно депутаты не видели заданий на ЕГЭ. В глаза не видел, но гневно осуждаю. На сайте ФИПИ в общей доступности лежат экзаменационные задания для ЕГЭ прошлого года, варианты на этот год. Пусть депутаты сядут и поугадывают.
А. Милкус:
- За двадцать лет, в 1999 году был первый эксперимент, когда было пять регионов, уже практически четверть века, а общество никак не успокоится. Конечно, Федеральный институт педагогических измерений очень серьезно изменил тесты. Первые тесты были – четыре варианта, нажми нужный. Сейчас такого нет, над каждым вопросом нужно подумать. Но почему мы за 25 лет не доделали ЕГЭ? я всегда выступал за то, что шансов должно быть больше, чем один. И депутаты правильно говорят, что это серьезный стресс. Почему ребенок не может пересдать или сдать несколько раз ЕГЭ?
В. Болотов:
- А когда вы поступали в университет, вы могли переждать экзамен?
А. Милкус:
- Раньше Петр I боярский детей просто назначал, кто идет в навигацкую школу, кто нет. Мы улучшаем жизнь, почему мы не можем улучшить жизнь выпускников?
В. Болотов:
- А почему вы не говорите про МГУ? У них есть свои экзамены.
М. Баченина:
- Меня это тоже всегда возмущало. Лучший вуз страны, а права на него уже не имеем.
В. Болотов:
- Давайте говорить по-честному про пересдачу, второй шанс. Про это говорили еще тогда, когда я занимался ЕГЭ, чтобы дать ребятам право пересдавать. Хотя в обычные государственные университеты никакой пересдачи экзаменов не было. Как сдал так и стал. Нервничал ты, переживал, билет не тот попался.
А. Милкус:
- И на выпускных экзаменах в школе нельзя было пересдавать.
В. Болотов:
- Школьную двойку можно было пересдать осенью.
А. Милкус:
- Если ты сдал математику и русский ниже порога, ты должен пересдать в резервные дни. Иначе ты не получишь аттестат.
В. Болотов:
- Вторая сдача экзаменов. Для второй пересдачи надо создавать новый комплект экзаменационных вопросов – на всю Россию, от Калининграда до Сахалина. Те же вопросы не пойдут. Это недешево. И второй сюжет – это пункты проведения ЕГЭ должны работать. Не дать же это все на откуп университетам? Иначе получим то же самое, что было в 90-е годы. Школа заключает договор с университетом о дружбе и любви. В этой школе выпускные экзамены приравниваются к вступительным. Они сдают в школе эти экзамены, в комиссию входят преподаватели университета. И это автоматически считается вступительным экзаменом. Влияет это на неравенство при поступлении в вуз?
М. Баченина:
- Да.
В. Болотов:
- Ведь не всякая школа могла быть договорной. А ученики из соседних школ должны были ехать в университет и поступать там. Еще один пример – подготовительные курсы. Откровенная реклама в публичном пространстве. Кто не ходить на наши подготовительные курсы, у того нет шансов поступить на выбранное направление подготовки. Подготовительные факультеты были доступны только тем детям, которые в транспортной доступности были. Из Московской области не наездишься на подготовительные курсы. Это тоже ситуация неравенства. Каждый год были скандалы, связанные с нарушением правил прием в вузы, когда «своим» детям делали особые условия для сдачи экзамена.
А. Милкус:
- В 90-е годы, при том, что мы жили очень скромненько в основном, зарплаты были очень невысокие, для того, чтобы поступить в престижный вуз, нужно было взять в репетиторы человека из приемной комиссии, который знал задания, которые будут на приемных испытаниях. А можно было просто договориться. Я знаю людей, которые платили 60 тысяч долларов за поступление. Я знаю людей, которые за три года работы в приемной комиссии построили себе дачки в ближайшем Подмосковье. Все об этом знали. В первые годы введения ЕГЭ был страшный скандал со Вторым медом, который просто замечательным образом принял большое количество людей, которых в жизни никогда не существовало, они вписывали фамилии от балды, и их зачислили. И случайно один из программистов это вычислил. Они зачислили неких людей с расчетом, что они не придут, их же нет. И смогут взять тех, кто ниже в списках, кто не должен был поступить, троечников на освободившиеся места. Они настолько смелы были, что количество мертвых душ там было 80%. И на эти места должны были быть зачислены люди, с которыми уже договорились.
В. Болотов:
- До сих пор так делают университеты. Вводят дополнительный экзамен, который проводит университет, который проходит так, как вы рассказываете, по такой же схеме. «Правильные» ребята сдают хорошо, а остальные не сдают или сдают плохо. Это продолжается до сих пор. Меды в этом плане продолжают отличаться не в лучшую сторону.
Дальше, что еще было в те времена, кроме таких совсем наглых схем. Были сюжеты, связанные с тем, что за день до проведения вступительного экзамена звонят из приемной губернатора и говорят: обеспечь, чтобы эти ребята поступили. И диктуют список. Такое телефонное право и в советские времена было, не только в 90-е. Блатные ребята спокойно сдавали и получали хорошие баллы.
А. Милкус:
- Виктор Александрович, давайте говорить честно, ЕГЭ нужно как-то развивать и т.д. Аргумент, который говорит о том, что нужны дополнительные деньги, для того чтобы создать новый комплект контрольно-измерительных материалов, что нужно создавать для пересдачи дополнительные пункты или снова собирать пункты приема экзаменов и т.д., это не аргумент, на мой взгляд. Если мы исходим из интересов страны, из интересов детей, то можно и потратиться, не такие уж большие деньги.
В. Болотов:
- Я соглашусь с вами, Александр Борисович. Но пусть депутаты, раз они такие добрые, заодно в законе напишут, из чьих бюджетов должна финансироваться эта вторая пересдача. Я за саму идею полностью, я уже говорил и в прессе – в «Известиях», «Коммерсанте», что идею второго экзамена я полностью поддерживаю. Единственно, непонятно, из каких бюджетов финансировать всю эту пересдачу.
А. Милкус:
- Регионы уже жалуются. Из региональных. А из каких еще?
В. Болотов:
- Ну, экзаменационные билеты должна Федерация брать, а вот пункты проведения – конечно, регионы. Но не деньги, подчеркну, тех, кто сдает второй раз. Были и такие проекты, и такие идеи высказывались: давайте сделаем второй экзамен платным для тех, кто хочет сдавать.
М. Баченина:
- Как ужасно.
В. Болотов:
- Я категорически против. Опять мы попадаем в ситуацию неравенства.
А. Милкус:
- А я категорически не против.
М. Баченина:
- Саша, представьте себе, когда-нибудь у нас рухнет экология, и у вас не будет денег на шлем с кислородом, а у меня будут. Вот вам, пожалуйста, пример.
А. Милкус:
- Я о другом. Я знаю страны, где есть пересдача. То есть один раз ты получаешь комплект заданий и сдаешь, второй раз ты чувствуешь, что подготовился получше, и ты готов сдать. Там стоимость на наши деньги – 500 рублей. Она символическая.
М. Баченина:
- Я поняла, пошлина так называемая за бумаги, канцелярию.
А. Милкус:
- Да. И в данном случае, наверное, это полностью не компенсирует все расходы организаторов этого экзамена, но это добавляет ответственности.
М. Баченина:
- Но тогда они могут выбирать лучший результат? У нас же будет без этого права, второй раз обнуляет первый. А когда ты платишь деньги…
А. Милкус:
- Вот это мне тоже важно. Мы же зачем делаем экзамены? Для того чтобы показать подготовку человека. Вот в данном случае не сложилось, перенервничал, встал с левой ноги.
В. Болотов:
- Я полностью поддерживаю то, что Рособрнадзор сделал практику обнуления. Не будут люди таскаться еще раз – а вдруг сейчас повезет? На везение уже рассчитывать не надо. Вот это правило серьезно уменьшит число детей, которые захотят сдать второй раз. Они достаточно ответственный выбор делают и понимают. На самом деле, вот первый раз сдавал, плохо себя чувствовал или все знаю, а вот эту тему не знаю. Ну, бывает такое. Вот он идет второй раз пересдавать, потому что будет лучше себя чувствовать, тему, которую не знал, может повторить, и вот он идет второй раз. То есть для мотивированных детей это хороший повод для второй сдачи. А для тех, кто, извините на халяву хочет еще раз попробовать – вдруг лучше будет, а потом выберет тот, который получше, это суета пустая. Поэтому я поддерживаю, что исключается первый экзамен.
А. Милкус:
- Виктор Александрович, на самом деле ребята, которые, может быть, хотели бы пересдать, у них практически нет на это времени. Условно говоря, они сдают русский язык, и результаты появляются дней через 10-15. А если он пересдает в резервный день, у него остается дней 5, для того чтобы принять решение, что-то подтянуть и выйти на пересдачу.
В. Болотов:
- Александр Борисович, вы полностью правы с этим вопросом. Ответ я на него не знаю, нам это скажут в Рособрнадзоре, Анзор Ахмедович Музаев, может быть. Но вы правы, график пересдачи надо согласовывать с правилами приемной комиссии. Нужны перерывы между первой и второй сдачей, чтобы человек имел время подготовиться получше. И нужно время приемным комиссиям. И нужно издать приказ о зачислении в конце августа. Этот график, вы правы, это проблема, на мой взгляд, она техническая и может быть решена.
А. Милкус:
- Я бы еще одну тему поднял. Мы с вами много раз дискутировали, говорили про ЕГЭ, и это повторяется снова, с новыми предложениями. И во многих разговорах вылетает вторая часть правил приема в вузы, когда мы говорим о Всероссийской олимпиаде школьников, мы говорим о вузовских олимпиадах, которые являются не то что дополнением, но являются еще одним путем для поступления в вуз талантливых ребят. И там как раз со стрессами полегче. Если мы говорим про прием в вузы, то надо учитывать, что ЕГЭ является одной из частей системы, и концентрироваться только на нем очень странно. Очень много ребят поступает по олимпиадам, талантливых ребят, которые уже весной, когда заканчивается олимпиадная пора, они знают, что у них 100 баллов, либо они поступают в вуз без экзаменов. Им нужно набрать на ЕГЭ, по-моему, 70 баллов по своему предмету. И если они побеждают в олимпиадах, им набрать эти 70 баллов легко.
В. Болотов:
- Александр Борисович, вы полностью правы, ЕГЭ не единственный способ поступления в вузы, олимпиады – тоже способ, которым пользуются. И вузы, Высшая школа экономики в частности, отслеживали, как первый год учатся ребята, которые поступали по ЕГЭ или по олимпиадам. Что зафиксировано было? Что ребята, которые побеждали во всероссийской олимпиаде, хорошо сдавали первую сессию, те, у которых был большой балл по ЕГЭ, тоже, в общем, нормально сдавали первую сессию, то есть никаких разрывов не было. А вот с вузовской олимпиадой не все так просто. Каждый год Минобрнауки вынужден исключать из списка олимпиады, которые проводятся в том или ином университете. И вот Вышка тоже все время отслеживает, как поступают ребята. А каждый университет имеет право засчитывать чужие вузовские олимпиады или не засчитывать. И вот мы, к сожалению, очень многие олимпиады университетские не засчитываем у себя, потому что у нас нет уверенности, что ребята сдавали сами. Поэтому все непросто с внутривузовскими олимпиадами.
А. Милкус:
- Виктор Александрович, когда возникли эти олимпиады, их было в списке, по-моему, около 200, и тоже тогда Минобр рассматривал, какому вузу дать. Там же еще общественные организации проводили, не только вузы. Но работа идет постоянно, это живая работа. По-моему, сейчас осталось в списке 50 или 60 всего.
В. Болотов:
- Последнюю цифру не знаю, но каждый год их резали.
А. Милкус:
- Те, кто жульничает на этих олимпиадах, они прекрасно понимают, что это, может быть, последний год жульничества. Система, на мой взгляд, работает.
В. Болотов:
- Тут в чем ситуация? Опять возникает вопрос неравенства. Если я провожу олимпиаду по всей России… Физтех, например, так делает, и чтобы попасть на олимпиаду Физтеха, можно и не жить в Москве. В остальных университетах, как правило, надо жить в том же городе. И логистика начинает влиять на возможность поступления ребят из провинции.
М. Баченина:
- Меня смущает, что звучат следующие аргументы. Принятие законопроекта… Я напоминаю радиослушателям, законопроект, когда человек смог бы выбирать, сдавать ему ЕГЭ или традиционные экзамены, мы сегодня отталкиваемся от этого предложения. Так вот, принятие законопроекта позволит в первую очередь проводить более качественный отбор среди кандидатов на поступление в колледжи, училища и техникумы, а также увеличит приток желающих получить профессиональное образование. Я ничего против не имею…
В. Болотов:
- А при чем здесь ЕГЭ-то?
М. Баченина:
- Не знаю, при чем, но дело не в этом. Что я вижу, когда читаю? Ну, конечно, у нас еще меньше станет людей с высшим образованием. У меня такое ощущение, что мы просто на уменьшение стараемся. Мне бы хотелось, чтобы вы прокомментировали это мое впечатление.
В. Болотов:
- Давайте так, Мария. Когда вводился ЕГЭ (и ОГЭ, кстати), в школах начали активно отговаривать ребят сдавать ЕГЭ: вы не сдадите, ваш уровень знаний не позволит вам получить порог и т.д. И учителя активно работали с этим. Ну, ЕГЭ в каком-то смысле способ проверки качества работы учителя - если у меня были пятерки, то почему я на ЕГЭ порог не преодолел?
М. Баченина:
- Да, логично.
В. Болотов:
- Поэтому такая агитация за то, чтобы не сдавать ЕГЭ, она была всегда. И часть школьников, по нашим опросам, на самом деле уходили после 9 класса в колледж, чтобы уйти от сдачи ЕГЭ в старшей школе. Но посмотрите, процент школьников, которые выбирают после 9 класса не старшую школу, а колледжи, растет. Уже почти половина школьников после 9 класса выбирают колледжи. Выборочно опрашивали этих ребят. Лейтмотив: я хочу раньше встать на ноги, я хочу начать жить на свои деньги, замуж выйти или жениться и т.д., то есть я хочу…
М. Баченина:
- Самостоятельности я хочу быстрее.
В. Болотов:
- Да. И это у многих ребят, которые выбирают колледжи, сегодня является главным мотивом, почему он идет в колледж.
А. Милкус:
- Я напомню, есть цифры, по-моему, 2022 года, в разных колледжах опрашивали ребят. От 9 до 12% ребят по окончании колледжа готовы сдать ЕГЭ и идти дальше в вуз, то есть около 10%.
М. Баченина:
- Подождите. После колледжа все равно нужно сдавать ЕГЭ для поступления в вуз?
В. Болотов:
- Нет. Колледж не дает права для автоматического зачисления в университет, но университет может для этих ребят делать другой, упрощенный набор экзаменов. Это право университета.
М. Баченина:
- Тем более, если там есть целевые программы. Сейчас на это делается акцент.
В. Болотов:
- Если ты окончил строительный колледж и собираешься идти в строительный университет, то, конечно… А если ты окончил строительный колледж и собираешься поступать на юрфак, то, извини меня, иди, сдавай ЕГЭ и конкурируй со всеми школьниками, которые учились в старшей школе. Это тоже разумная вещь.
М. Баченина:
- Да, наверное.
В. Болотов:
- Ну, я принципиально изменил свою траекторию.
А. Милкус:
- Да, надо показать, готов ли ты дальше учиться по другой специальности. Многие вузы вообще выпускников колледжа зачисляют на второй курс, если ты идешь по тому же направлению подготовки, по которому ты закончил колледж.
В. Болотов:
- Александр Борисович, это отдельная большая тема, там есть плюсы и есть подводные камни.
А. Милкус:
- Подводные камни, как мы с вами видим, есть везде, даже в такой уже отработанной процедуре, как ЕГЭ.
М. Баченина:
- А у меня такое впечатление, что мы с вами, так или иначе, в нашем обсуждении приходим к профориентации. Что чем раньше мы создадим такие условия, что человек сможет сориентироваться, хотя бы предположить, в какую сторону ему направить свои стопы в будущем, и чем больше будет таких специалитетов – спецклассов, колледжей и т.д., тем будет проще жизнь и будет лучше экономике. Я не права?
В. Болотов:
- Абсолютно правы. И многие школы и в советские времена имели такие профили, и эта практика сохраняется во всей России. Рекомендую посмотреть на опыт Москвы, где предпрофильное обучение в старшей школе уже несколько лет активно вводится, в плотном контакте с Московским городским педуниверситетом они эту практику осуществляют, что там не было перекосов, и вполне успешно. Но тут есть одна проблема непростая. Тоже были опросы. Когда профильное обучение в старшей школе вводили, стали опрашивать 9-классников - знают ли они свои предпочтения, какой профиль им нужен, естественнонаучный или гуманитарный? Польше половины четко говорили, какой профиль их интересует, причем некоторые говорили еще точнее – физика, химия, математика и т.д. А часть детей сказали, что они не знают, им либо им всё не нравится, либо, наоборот, они заинтересованы… Что делать с этими детьми, которые не смогли сделать в 9 классе выбор? Вот это вопрос, который надо отдельно обсуждать, и по какой программе этих детей учить.
М. Баченина:
- Раньше таких отправляли в путешествие, чтобы они опыта набрались, и к ним бы этот ответ пришел. Но сейчас не те времена.
В. Болотов:
- С этими ребятами, конечно, надо работать. Ну, маленькие они еще.
М. Баченина:
- Да, не созрели просто. Им просто нужно время, мне кажется.
А. Милкус:
- Мне кажется, мы один вопрос упустили, когда обсуждаем Единый госэкзамен. Я опять сошлюсь на записку депутатов, которые говорят о том, что многие дети, для того чтобы сдать ЕГЭ, вынуждены нанимать репетиторов. Ведь одни из тех, кто против ЕГЭ, это школьные учителя. Потому что уровень подготовки учителей далеко не всегда таков, что можно было бы подготовить своего ученика на высокие баллы, и дети действительно вынуждены идти к репетиторам. Вот смотрите, Москва достаточно долго уговаривала, чтобы учителя, особенно старших классов, сами сдали ЕГЭ. Многие согласились, многие сдали, но далеко не у всех высокие результаты. В регионах я тоже не очень уверен, что те учителя, которые преподают в старшей школе, готовы сами сдать на 100 баллов ЕГЭ. Как здесь быть? Нам бы сначала все-таки, наверное, подтянуть учителей школьных, а не уповать на репетиторов? Репетиторские расценки для подготовки к ЕГЭ, они зашкаливают.
М. Баченина:
- И не только для подготовки к ЕГЭ. Я вам могу как мама 13-летнего школьника сказать, сколько плачу за английский, за русский, литературу и т.д. по списку.
В. Болотов:
- Коллеги, это отдельный сюжет – учитель и качество его работы. Я скажу так. Пособия для поступающих в вузы были всегда Я в свое время, будучи аспирантом, по этим пособиям работал с выпускниками школ, и им читали вступительные экзамены прошлых лет Новосибирского университета (я сам из Красноярска), МГУ, Физтеха и т.д. И эта практика была всегда. Никогда школа не гарантировала поступление в ведущие вузы на элитные специальности, ну, кроме спецшкол, которых было очень мало. Но если ты нормальный ученик, и ты учишься в нормальной школе, набрать 60-70 баллов ты вполне можешь. Мы тоже делали такие оценки. 100 баллов – нет. Когда школу хвалят за 100-балльника, это некоторое лукавство. Потому что отдельно работали со 100-балльниками, как они готовились. Либо репетиторы, либо родители, либо большая активность самого ребенка, который в интернете… Сейчас есть сервисы в интернете, которые позволяют лучше узнать физику, химию, математику и т.д.
А. Милкус:
- Я читал много откликов на это предложение депутатов, с которого мы начали, и, естественно, отклики диаметрально противоположные. Люди старшего возраста, которые сами не сдавали ЕГЭ, они все говорят: да, мы поддерживаем, нам это не нужно. Очень много откликов в социальных сетях, то есть там, где живет публика помоложе: я сдавал экзамен в 2016 году, в 2018 году, я поступил в нормальный вуз, не трогайте ЕГЭ. Виктор Александрович, вы же помните, каждый год проводили социологические опросы после Единого госэкзамена. И очень интересно менялись цифры. По мере того, как поколения сдавали, проходили Единый госэкзамен, проходило его принятие. Потому что все больше ребят смогли поступить действительно в московские, питерские вузы. Мы можем вспомнить, что в 90-е годы соотношение приезжих и москвичей было 70 на 30 или даже 80 на 20. Сейчас соотношение диаметрально противоположное, 20-25% - это москвичи. И я знаю ребят, которые поехали поступать и учатся в приличных вузах Поволжья, потому что они решили, что в Москве они конкуренцию ребятам из регионов не выдержат. На мой взгляд, если изучить паблики и отклики в разных средах, то мы получим очень интересные социологические явления. Большинство молодежи и большинство людей среднего возраста, у кого дети уже прошли ЕГЭ, принимают ЕГЭ. Другое дело, что, конечно, его надо совершенствовать, никто с этим не спорит.
В. Болотов:
- С этим я согласен полностью. По поводу опросов. Знаете, очень много спекуляций, и у социологов есть такая негласная формула: скажите, какой ответ вам нужен, и мы вам подберем правильную выборку и правильную анкету сделаем, и все проголосуют за развал Советского Союза.
М. Баченина:
- Виктор Александрович, спасибо вам большое.
Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно.