Неонацисты идут на реванш, а русский народ впервые в новейшей истории назван государствообразующим
Е. Афонина:
- В студии ведущие программы – Андрей Баранов…
А. Баранов:.
- Здравствуйте. И Елена Афонина.
Е. Афонина:
- Мы приветствуем наших радиослушателей. Как всегда, программа «Национальный вопрос» по воскресеньям выходит в прямом эфире. Сегодня у нас будет две темы, причем, они так или иначе между собой связаны. Мы поговорим о том, что впервые в официальном документе было сказано, что государствообразующим является русский народ – это очень важное уточнение, которое, кстати, в свое время было немножечко подкорректировано в редакции новой Конституции, которую мы принимали…
А. Баранов:
- Ну да, была единая историческая общность еще в советские времена – советский народ.
Е. Афонина:
- Да. А затем уже, когда поправки в Конституцию рассматривали, то там тоже государствообразующий русский было, и вот «русский» убрали. А теперь это появилось. Что это значит и в какой этап новый вступает наша страна, об этом мы и поговорим.
А. Баранов:
- И еще там сказано о том, что Россия – это государство-цивилизация – и тоже мы обязательно обсудим, что значит этот термин.
Е. Афонина:
- И поскольку государство-цивилизация продолжает отстаивать свои интересы и сохранять свою историческую память, не удивительно, что это вызывает злобную реакцию, причем, доходящую уже до… ну, не знаю, вот как сказать про то, что происходило в Прибалтике, в Германии той же… Давайте с Германии и начнем.
А. Баранов:
- Это лютая ненависть просто. Германия впервые за 80 лет, считай, после окончания Великой Отечественной войны, второй мировой войны в Европе и капитуляции гитлеровского рейха, впервые власти Берлина на 9 мая запретили демонстрировать советскую и российскую символики. То есть, георгиевская ленточка, российский триколор. Ну, это можно еще как-то списать на специальную военную операцию, которую Европа и Германия осуждают и не приветствуют. Но запрещено красное знамя Победы, запрещены советские песни, запрещены символы советских орденов и чуть ли не сами ордена на груди тех ветеранов, которые еще живы. Такого себе немцы не позволяли никогда. Видимо, сейчас они обнаглели настолько или почувствовали себя безнаказанными в такой степени, что решили пойти на святотатство. Они запретили победителям быть победителями.
Е. Афонина:
- Давайте сейчас и попытаемся понять, почему это произошло в этом году. На связи с нами историк, публицист Евгений Спицын. Евгений Георгиевич, здравствуйте.
Е. Спицын:
- Здравствуйте.
Е. Афонина:
- Как вы можете объяснить то, что происходило 9 мая, в частности, в Берлине? И почему Германия, которая очень щепетильно относилась к тому, чтобы ее никоим образом не рассматривали в контексте нацистского прошлого, вдруг неожиданно в этом году показала, на что она способна.
Е. Спицын:
- К этому все шло. Единственное, что я предварю свое выступление одним замечанием. Дело в том, что вчера я слушал, к сожалению, не полностью, выступление Александра Григорьевича Лукашенко в Брестской крепости. Я считаю, это выдающееся выступление. Там все сказано прямым текстом, что сейчас происходит в Европе и почему это происходит. Мы действительно по доброте своей душевной простили эти народы, даже пошли на примирение с этими народами, прежде всего, с немцами. Я уж не говорю про финнов, венгров, румын, болгар, которые были военными сателлитами нацистской Германии. Мы вообще никоим образом это не поминали в советской пропаганде. Более того, от себя отрывали в прямом смысле кусок и отдавали им. Причем, сразу после войны. Воссоздавали там экономику, социальную сферу и т.д. Сейчас это все называют оккупацией. То есть, они все эти десятилетия жили за счет советского народа, причем, жили лучше советского народа, как сыр в масле катались, были равноправными членами единой семьи народов социалистических стран, а сейчас они превратились в полурабов американцев и прочих западных европейских хозяев. А то, что сейчас это произошло, это уже давно готовилось. Там много можно назвать причин. В частности, то, что на территории ФРГ по сути дела никакой денацификации по факту не проводилось. Если в идеологии ГДР, то есть, восточных земель Германии действительно была тотальная денацификация, это действительно был оплот антифашистов в Европе, то Федеративная Республика Германии, наоборот, была оплотом недобитых фашистов. Далеко за пределами ходить не надо. Один из канцлеров Германии второй половины 60-х годов, Курт Шлезингер, был членом НСДАП с 1933 года. У них, например, западногерманский МИД был просто забит членами НСДАП, ну и так далее.
Потом уже, когда мы вывели наши войска и началось продвижение НАТО на восток, надо было естественным образом создавать идеологическое оправдание этому движению. Идеологическим оправданием мог стать только антисоветизм, за антисоветизмом, естественно, последовала русофобия, а в условиях кризиса империализма, как общественно-экономической системы, или как у нас раньше говорили, формации, капитализм будет защищать себя наиболее агрессивной формой идеологии. И здесь сразу на ум приходит знаменитое определение Димитрова, высказанное им на 7-м Конгрессе Коминтерна 1935 года. Что фашизм – это есть отрытая террористическая диктатура наиболее шовинистических кругов финансового капитала. Ни дать ни взять, что называется, абсолютно точно. И мы можем смотреть на Украину, мы можем смотреть на Германию, Францию и т.д. У нас обычно связывают идеологию фашизма и нацизма исключительно с Германией, но я напомню, что родиной этой идеологии стали Франция и Великобритания. Немцы были лишь усердными учениками тех персонажей, которые создавали эту идеологию еще в 18 веке.
А. Баранов:
- Ну да, у англичан это только называлось по-другому, а то, что они творили в своих колониях, это настоящий нацизм по сути. Но вы правы, действительно, не только в Германии речь об этом шла, но все-таки, если говорить о Германии, то в 1990 году был договор подписан, при объединении ФРГ и ГДР, в том числе, и с нашей стороны, и там пункт 2 гласил, что правительство Германской Демократической республики и Федеративной республики Германии подтверждают свое заявление о том, что с немецкой земли будет исходить только мир. Но мы видим, что сейчас в Германии ГДР уже почила в бозе, а правительство ФРГ открыто помогает киевскому режиму вести войну против России и российского народа. Это прямое нарушение договора. Мы что-то можем сделать в этой связи в юридическом плане?
Е. Спицын:
- Нет, в юридическом плане мы уже ничего не можем сделать. Единственное оружие – это побеждать в СВО. Они никаких уговоров, никаких соглашений не будут признавать и не будут исполнять. Они уважают только право сильного. Они сами все время воспитывали и себя самих, и другие народы, что существует право сильного. Вот в ответ мы должны точно таким же образом – прекратить верить в их клятву, увещевания, обещания и т.д. Уже все, наелись. И любой исторический опыт показывает, что все договоренности с западом рано или поздно будут разорваны и растоптаны, когда они чувствуют свою силу. А вот когда им дашь по зубам, причем, хорошенько дашь по зубам, то они сразу становятся в стойло. Вот когда мы дали по зубам Наполеону, потом дали по зубам Гитлеру, вот теперь, видимо, пришла пора дать хорошенько по зубам всем…
А. Баранов:
- По зубам-то да, но я маленькую историческую справочку приведу. Рузвельт, 1944 год. Цитата. «Мы должны быть по-настоящему жесткими с Германией и я имею в виду весь германский народ, а не только нацистов. Немцев нужно либо кастрировать, либо обращаться с ними таким образом, чтобы они забыли думать о возможности появления среди них людей, которые бы хотели вернуть старые времена». Черчилль. «Расстреливать всех без суда и следствия» - тех, как он считал, ответственными в этом. И только известная цитата Сталина, великолепная на тот момент: «Гитлеры приходят и уходят, а Германия и немецкий народ остаются» - сыграла свою роль тогда. А сейчас, получается, нам жестче надо было быть тогда?
Е. Спицын:
- Дело в том, что вот то, что сказали Рузвельт и Черчилль, это называется «а посмотритесь-ка вы в зеркало». Потому что они одного поля ягоды, что называется. Это лишь определялось многовековой борьбой англосаксов и германцев…
Е. Афонина:
- А сейчас к нам присоединяется так же автор и руководитель проекта «Путь домой» Анатолий Бублик. Анатолий, здравствуйте.
А. Бублик:
- Добрый день.
Е. Афонина:
- Евгений Юрьевич, мы вас прервали, продолжайте, пожалуйста.
А. Баранов:
- Да, мы пожалели немцев по большому счету, спасли их от той судьбы, которую им англосаксы уготавливали. Но это оборачивается сейчас вовсе не благодарностью потомков немецких, а наоборот, оскалом жутких зубов и клыков. Почему так происходит и что с этим делать?
Е. Спицын:
- Да, ну, это была внутривидовая борьба англосаксов с германцами, она началась еще с середины 19 века. Не случайно еще в ходе первой мировой войны, в 1916 году Аксфид и другие лидеры Антанты проводили Парижскую конференцию и рассматривали там вопрос о пастеризации Германии, то есть, фактически ликвидации всего ее промышленного потенциала и т.д. и т.п. Эту идею они лелеяли всегда. Они лишь в начале 30-х стали накачивать Гитлера, особенно после смерти Пилсудского, как ударный кулак против Советского Союза. А идеологически они никоим образом друг от друга не отличались. И действительно, особенно у Черчилля была идея, условно говоря, всех нацистских преступников просто расстрелять. Он так и сказал – а чего мы будем валандаться? Сталин сказал – нет, мы их будем судить, чтобы показать всему миру преступления нацизма, организаторов этих массовых преступлений против всего человечества. Так что ничего удивительного в том, что англосаксы, американцы, британцы и прочие разные шведы подобным образом друг о друге высказываются. Более того, если, не дай бог, они, условно говоря, одержат победу над Россией и ее расчленят и уничтожат как государство и цивилизацию, они потом друг другу в глотки вцепятся.
Е. Афонина:
- Ну, здесь можно вспомнить слова нашего президента – зачем нам такой мир, в котором не будет России? Так что давайте мы вернемся в день сегодняшний.
А. Баранов:
- Буквально зачитаю парочку сообщений от слушателей и пойдем дальше. Пермский край пишет: «Если переиначить слова Сталина «Гитлеры приходят и уходят», то нужно добавить «а последователи его в Германии остаются». Что ж, четкое замечание. Челябинская область: «Как-то наши медиа не заметили знаковый факт. В середине 2000-х годов со стен рейхстага убрали почти все надписи наших солдат. Объяснили, что все восстановят по новым технологиям. И…».
Е. Афонина:
- Ну а вот реальность. В Берлине 8 и 9 мая люди приходили к советским мемориалам в Трептов-парке и Тиргартене несколько человек принесли на акции запрещенные георгиевские ленты, якобы, оскорбили полицейских, за что были задержаны – примерно 10 человек. В Молдавии задержали около 200 человек, их оштрафовали за ношение георгиевской ленты. Это по Кишиневу. А уж про Прибалтику мы вообще молчим. Для «гвоздик, свечей и советской ностальгии» - с таким лозунгом в Литве и Латвии полиция выбросила на помойку все цветы, которые в день Победы люди принесли к мемориалам советских солдат. И именно поэтому мы просили Анатолия сейчас рассказать нам, Анатолий, вы наверняка следили за тем, что происходит в Латвии, Литве, Эстонии – как прошло празднование 9 мая для этих прибалтийских стран? И каковы итоги? Что рассказывают те, за чьей судьбой вы внимательно следите?
А. Бублик:
- Начну с того, что мы следили не только за Прибалтикой, мы следили в принципе за всеми странами, которые участвуют в нашем проекте, а это все-таки порядка 40. Но, конечно, события, которые разворачивались именно в этих трех странах, они затмили все, что было до этого в нашем мире. Когда того же латыша, который просто нечаянно наушник выдернул и рядом находящиеся люди услышали, как у него играет музыка, «Журавли», когда его повалили и теперь он считается преступником номер один в стране, конечно, это полный абсурд. Были десятки задержаний в этих трех странах. Я не могу говорить о сотнях, потому что новости оттуда доходят сюда в очень урезанном виде, но то, что передали нам очевидцы, это десятки задержаний. Причем, задерживали не только за георгиевскую ленту. Достаточно было сказать что-то по-русски и это считалось уже намерением оскорбить местных полицейских или нарушить правила. Вы только что сказали о том, что в Германии происходило задержание десятков человек за георгиевскую ленту, так вот, если вы одели просто брючки и футболочку цветов, которые напоминают флаг Российской Федерации, к сожалению, за это в Эстонии можно было огрести дубинкой.
Е. Спицын:
- Кстати, это лишний раз доказывает всю фальшивость так называемой западной демократии, которую нам навязывали как эталон. Нам ведь говорили о том, что там существует подлинная свобода слова, подлинная свобода мнений, что есть неотъемлемые права человека и гражданина, и т.д. Ничего там давным-давно нету. Раньше они еще каким-то образом микшировали это, обвешивали гирляндами, поскольку существовал Советский Союз и огромный социалистический лагерь. Они боялись просто, панически. В этих странах еще существовали мощнейшие коммунистические партии – в той же Франции, Италии, ФРГ и т.д. А когда мы сами сдались, сами подняли лапки кверху, предали своих отцов, матерей, дедов, бабушек, и пошли на поклон к западу, вот мы и получили. Поэтому когда мы говорим «а», надо говорить и «б». Честно признаваться себе, что этого бы не произошло никогда, если бы мы не предали собственную историю, собственную страну.
Е. Афонина:
- Евгений Юрьевич, давайте я эту тему продолжу в таком ключе. Вы абсолютно правы – нам есть за что сейчас себя поругать. И здесь, Анатолий, смотрите, казалось бы, две совершенно не связанные между собой истории. Вот та тема, которую мы обсуждаем с людьми, которые живут в Прибалтике и, кстати, знакомый нашей семьи живет в Эстонии. Он писал, поздравлял нас с 9 мая, и мы спросили его – как вы там держитесь? Он сказал – держимся, но нам на работе – и мне и жене – было строго сказано: только посмейте 9 мая выйти на улицу, вы будете тут же уволены. Просто выйти на улицу в этот день и оказаться где-то вблизи мемориала или каких-то мероприятий – все, сразу увольнение. Вот смотрите, трагедия, которая произошла в Санкт-Петербурге 10 мая – автобус, водитель, Мойка, семеро погибших – и вдруг выясняется, что этот человек два года назад получил гражданство нашей страны. Получил в легкую. Замечательно. И все вспомнили о том, что многие годы те, кто приезжает, защитники русского мира, из Прибалтики, приезжают в Россию и годами не могут получить российское гражданство… а вот теперь за что нам себе пенять? За то, что у нас в России они преступники, потому что объявлены в розыск у себя на родине за поддержку России! Анатолий, это так?
А. Бублик:
- Я вам больше скажу. Я думаю, вы понимаете, что я нахожусь в автомобиле, на новых территориях – мы с 9 мая путешествуем по новым территориям с группой товарищей – это фонд поддержки фронта «Русский мир» и как раз таки антифашисты Прибалтики. Это ребята собрали несколько автомобилей гуманитарной помощи, привезли с собой артистов, все это оплатили, и устраивают здесь концерты на фронте. Мы им помогаем с организацией. Так вот, часть этих ребят бьются по году и более за то, чтобы получить гражданство. Часть ребят хотят пойти служить, но их не берут, потому что у них нет гражданства. Там настолько серьезно поставлено разрешение на службу в армии, что без гражданства он не может пойти служить. То есть, он приходит, подписывает контракт, приходит получать документы, а его начинают кидать из одной инстанции в другую. В итоге ребята, которые готовы пожертвовать своей жизнью, для того, чтобы защитить и нас с вами, и всю нашу страну, они не могут сделать этого. Получается какой-то казус непонятный…
Е. Афонина:
- Да, и в частности потому, что они в базах значатся как объявленные в розыск своей страной. Вот, говорят, в 2019 году, когда эта норма появилась, а там просто галочку ставят в личном деле человека – объявлен в розыск. Украинцы прямо массово всех тех, кто с 2014 года в Донбассе, они массово их внесли в базу террористов и теперь они в России, желая получить наше гражданство, не могут этого сделать, потому что они террористы. Ну, это же абсурд! Но это же есть. Это реальность.
А. Бублик:
- Это реальность. У нас до сих пор требуется справка об отсутствии судимости от людей, которые приезжают получать вид на жительство или гражданство Российской Федерации. И это не ребята из Азии, а это ребята из недружественных стран.
А. Баранов:
- Да, здесь еще много нужно делать чего…
Е. Афонина:
- Анатолий, спасибо вам огромное за то, что вышли к нам на связь. Автор и руководитель проекта «Путь домой» Анатолий Бублик был с нами.
А. Баранов:
- Буквально еще несколько комментариев приведу. Из Финляндии наш слушатель Юрген пишет: «Благодарить нас никогда не будут. Помните, еще Жуков сказал, что мы их освободили и они нам этого не простят. Вон даже немцы из злобы проглотили взрыв газопроводов, который питал их землю дешевым газом». Свердловская область: «Нам надо извлечь горький урок. Нам нельзя быть добренькими ванечками ко всем подряд и помогать, отдавая последнюю рубаху».
Е. Афонина:
- Ну, конечно, здесь хотелось бы перейти к теме, что у нас появился наконец-то, слава богу, теперь уже официальный документ, что русский является государствообразующим народом, но еще один вопрос Евгению Юрьевичу хотелось бы задать.
Евгений Юрьевич, подводя как бы черту под тем, как в недружественных странах проходило празднование 9 мая, ну, как Украину не вспомнить и эту женщину, которую показали, наверное, все. Что называется, одна против совершенно осатаневших от собственной безнаказанности нацистов на Украине, которая вышла и пыталась объяснить, что это форма моей мамы, в которой она вернулась с фронта и что если бы не то, что произошло в 1945-м, то вас бы не было. Но – бесполезно…
А. Баранов:
- Да, звездочку они требовали снять с пилотки, ну и все остальные атрибуты.
Е. Афонина:
- Евгений Юрьевич, что, бесполезно уже?
Е. Спицын:
- Да, бесполезно. Пока там существует этот фашистский режим, что-либо объяснять, бесполезно. Более того, я надеюсь, когда этот режим наконец рухнет в тартарары и Россия воссоединится со своими историческими землями, нам придется потратить уйму времени и огромные силы, чтобы перекодировать сознание таких же русских, которые вот эти десятилетия жили с промытыми мозгами. Ведь они промывали им мозги, начиная со времен горбачевской перестройки. Посмотрите, сколько на это ушло времени. Чтобы обратно перекодировать сознание целой нации, уйдет не меньше времени. Причем, делать надо будет это профессионально, так же, как они это делали, а не для галочки. У нас, к сожалению, многие вещи до сих пор делаются для галочки. Это ведь надо какое огромное количество воспитать преподавателей высшей школы, учителей, так выстроить систему пропаганды, агитации и т.д. Понадобятся огромные усилия огромного количества людей. Даже сейчас на освобожденных территориях, я вас уверяю, немало тех, кто держит фигу в кармане, тех, кто ждет не дождется, когда Россия потерпит поражение. Но вот тут, смотрите, самая главная и, казалось бы, очевидная вещь - вдалбливать в голову украинцев, что их родные и близкие гибнут не за интересы Украины, а за интересы запада. Они сами это говорят прямым текстом, что вы воюете за наши интересы, а не за свои…
Е. Афонина:
- Вы знаете, замутненному сознанию очень сложно посмотреть на происходящее со стороны, поэтому вопрос Украины действительно будет решен и каким образом, мы, похоже, сейчас уже потихонечку видим. Спасибо за ваше участие в нашем эфире. Историк и публицист Евгений Спицын был на связей с нашей студией. Вы знаете, что еще нужно нам возвращать, как мне кажется? Это нашу гордость и самосознание, что мы являемся русским народом. Вот это тоже потихонечку, с 90-х размывалось, вымарывалось, что мы вообще некая биомасса россиян и т.д. Вот теперь очень важно, что указ президента об утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения в соответствии с федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации содержит четкую формулировку, что именно русский народ является государствообразующим, а Россия – это государство-цивилизация.
Сейчас с нами на связи публицист, член Союза писателей России Егор Холмогоров. Егор Станиславович, здравствуйте.
Е. Холмогоров:
- Здравствуйте.
Е. Афонина:
- А вы можете объяснить нам, что это сейчас меняет?
Е. Холмогоров:
- Это меняет прежде всего в контексте данного указа подход к преподаванию истории России. Что все-таки мы видим историю России, как историю великого русского народа. Он в своем потоке могучем, историческом, разлившемся на две части света, на всю северную Евразию, конечно, он увлекает за собой другие народы, и сыны этих народов органически зачастую в него вливаются, либо становятся нам союзниками, и вот этот мощный исторический поток, начинающийся минимум в 9 веке, а на самом деле, конечно, истоки русского народа, истоки нашей антропологии, истоки нашей культуры можно проследить на много тысячелетий назад. То есть, это все еще не называлось русским, но было как бы нами по сути уже, то есть, мы не неоткуда взялись что называется на этой территории, наши предки здесь жили тысячелетиями, мы один из наименее не двигавшихся куда-либо народов мира в этом смысле. То есть, что называется, в эпоху мезолита, 10 тысячелетий назад уже можно найти людей, которые являются, судя по генетическим анализам, прямыми предками кого-то из нас на этой же самой территории. Допустим, на Оленьем острове в Карелии. То есть, вам важно понять, что вот эта история народа, она представляет собой органическое единство. Да, у нас было много в истории усобиц, смут, гражданская война была и т.д., но в общем и целом все хорошие добрые русские люди занимались строительством, созиданием великой России. И нам это удалось. Потому что, даже если сравнить с огромным количеством других выдающихся народов, выдающихся языков и т.д., мы, как любят говорить американцы, в топе. То есть, очень мало кто создал и настолько великую культуру, и настолько самобытную цивилизацию, и сохранял совершенно достаточно, с одной стороны, вселенскую, с другой стороны, уникальную религию, и как бы добился столько всего и в пространственном распространении, и в распространении ввысь… как-никак, мы все-таки первые в космосе – первый в космосе был русский человек, и всегда Юрий Алексеевич Гагарин подчеркивал, что он как бы не только советский человек, советский офицер, а он русский человек. Об этом он говорил неоднократно.
То есть, с чем мы столкнулись, скажем, в 90-е годы и потом это по инерции длилось достаточно долгое время, а начало этого процесса положили еще в 20-е годы, когда во имя некоего интернационализма, во имя мировой революции сносили памятники Скобелеву, Нахимову, вы знаете, с какой формулировкой в Севастополе с 1927 году снесли памятник Нахимову? С формулировкой, что он оскорбляет турецких моряков, заходящих в порт.
А. Баранов:
- Это, конечно, безобразие! Это глупейшая совершенно акция, да.
Е. Холмогоров:
- Да. Слава богу, потом восстановили, поставили новый, но что интересно, как бы все равно позаботились о турецких моряках. В старой версии Павел Степанович стоял с таким кривым палашом, который был взят в Осман-паши, а в новой версии ему дали прямой, чтобы никого не оскорблять.
А. Баранов:
- Ну, тогда были большие надежды, что Турция станет тоже социалистической…
Е. Афонина:
- Егор Станиславович, а что, в наши дни не такое происходит, когда – ладно, вы там в сторонке постойте, вы русские, у вас страна есть, а вот нам нужно налаживать контакты с нашими соседями, поэтому не сметь обижать, не сметь затрагивать чувствительные струны их души и прочее…
Е. Холмогоров:
- Безусловно, есть такая проблема. И очень важно, чтобы в рамках нового указа, в рамках новой концепции преподавания все-таки и уважение, и престиж, и подлинная история русского народа ставилась на первое место. Потому что, знаете, нас периодически просто даже подставляют в некоторых республиках, когда – вот мы вас сейчас отвезем возлагать цветы к монументу национальным героям, а эти национальные герои были бандиты, которые устроили в тылу у нас мятеж, резали, что называется русских женщин и детей, а не только солдат, а потом, когда их перевешали и расстреляли, они превратились в мучеников. То есть, вот, к сожалению, наша история очень часто строится по принципу за счет русских наращивания вот этих, что называется, альтернативных версий истории.
Е. Афонина:
- Егор Станиславович, естественно, не мог пройти мимо такой формулировки современный русский философ Александр Гельевич Дугин и, в частности, он сказал следующее. «После того, как это было прописано, никто не имеет права оскорблять русских. Русофобия является расизмом и ни в самой России и за ее пределами никто не имеет права оскорблять русских только за то, что они русские. Вот за это мы отныне будем нещадно карать любого».
А. Баранов:
- Да, но здесь, есть подводный камень, Егор Станиславович. Другие народы России не обидятся, что старший брат узаконен? Я более чем уверен, что сейчас наши недруги за рубежом именно эту карту начнут разыгрывать по полной – вот он, колонизатор, вот он сам себя объявил старшим братом…всем взять, так сказать, по козырек и не пикнуть – что русский скажет, то другие обязаны будут делать. Мне кажется, что сейчас именно на этот пунктик будут давить.
Е. Холмогоров:
- Хорошо, зададимся простым вопросом. А какова альтернатива? Альтернатива очень простая. Разбегание России во все стороны, ее расчленение по всевозможным этническим границам, причем, не только действительным, но и выдуманным. Мы на примере Украины отлично видим, как можно выдумать как бы целый этнос, целую нацию и оторвать огромный кусок земли, посеять там кровь, смерть, нацизм и т.д. то есть, просто Россия не русоцентричная она распадется на десятки, на сотни осколков и фрагментов. И на этой земле начнется отчаянная просто вражда и резня. То есть, например, не будем вспоминать какие-то регионы, где у нас еще сравнительно недавно, четверть века назад шла война, посмотрим на регионы спокойные. Знаете, сколько всяких внутренних потаенных страстей таится, скажем, в нашем милом тихом Поволжье, сколько там, что называется шушуканий по деревням, как не нравится один этнос другому. Не русские, а именно вот между собой. И вот если это ощущение доминирующей исторической силы в виде того, что это Россия, что у России есть народ, что называется, достаточно и сильный, и властный, и боеспособный, для того, чтобы построить всех при необходимости, если вот это ощущение исчезнет, если исчезнет ощущение хозяина, то я вас уверяю, что это будет не расцвет ста цветов, а это будет резня ста сепаратизмов, причем, сепаратизмов зачастую внутри тех народов, которые мы сейчас с вами считаем единым, что называется. Две-три как бы субэтнические группы одного народа будут рвать друг друга в разные стороны. То есть, либо есть могучая сила русской народности, русской государственности… то есть, вот вы проповедуете русский этнический национализм, какой ужас и т.д., а я всегда отвечаю, что этнический национализм – это просто основа. Точно так же, как семья основа. Это основа солидарности большой группы людей. А вот дальше эта большая группа людей строит более высокие этажи общества, она строит государство. Она иногда строит империю, она строит цивилизацию, она строить церковь и т.д. И вот русский народ своей солидарностью выстроил вот эти высокие этажи и на этих высоких этажах живут достаточно успешно, на мой взгляд, люди всех народов. То есть, кто-то при этом записывается в русские, кто-то не записывается, это, что называется, свободное право каждого.
А. Баранов:
- Вы знаете, есть очень хорошая формула Расула Гамзатова. Вот его слова. «В Дагестане я аварец, в России дагестанец, за границей – русский».
Е. Холмогоров:
- Да, я полностью согласен, это прекрасная формула, но только нам нужно сейчас, что называется, быть всем и русскими внутри страны тоже. Потому что у нас, к сожалению, фронт проходит не только по внешним границам. Он у нас внутри сейчас…
Е. Афонина:
- А давайте сразу конкретный пример. Одна и та же дата, одно и тоже событие – 100-летие со дня рождения Юлии Друниной и 100-летие со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы. Скажите, пожалуйста, торжества по поводу кого были мощнее?
Е. Холмогоров:
- Я боюсь, что замечательный поэт Юлия Друнина вообще практически забыта. То есть, она как бы не входит в область интересов, что называется, ни наших министерств и ведомств, ни нашей общественности. Булат Окуджава - человек весьма и весьма противоречивый, мягко скажем – достаточно вспомнить все то, что он наговорил в эпоху, когда…
А. Баранов:
- Да, в 90-е годы он показал себя настоящим…
Е. Холмогоров:
- Да.
Е. Афонина:
- Нет, просто вы заговорили о сепаратизме, а ведь это как раз вот к тем событиям, чеченским, это же туда, он же поддерживал террористов…
А. Баранов:
- В 1995 году Булат Шалвович дал интервью «Новой газете» и сказал дословно следующее: «Когда-нибудь Басаева назовут героем, потому что это первый человек, который попытался остановить это кровопролитие».
Е. Афонина:
- Да, да, это к разговору о том, что мы здесь сами не можем в своей истории разобраться, и в том, какие акценты делать. И, смотрите, вот дальше. Буквально трагедия в Санкт-Петербурге и одно весьма уважаемое издание говорит о том, кто пришел на помощь, спасал людей и – внимание! – гражданин Дагестана пришел на помощь утопающим.
А. Баранов:
- Это не отменяет, конечно, подвига и мужества этого человека…
Е. Афонина:
- Нет, просто формулировка, да. Дальше смотрим турецкое издание, там рассказывают о том, как сейчас граждан Таджикистана обратно на родину отправляют, и там тоже пишут – и граждане Чечни, и граждане Дагестана. Это все равно, как если бы в Турции написать «гражданин Мармариса» или «гражданин Алании»… примерно то же самое. Что это?
Е. Холмогоров:
- А турки очень жестко, кстати, сами на это реагируют. То есть, у них там всюду слова Ататюрка «какое счастье быть турком» и какой бы ты ни был этнического происхождения – курд, армянин – все равно ты турок. Мы в данном случае, что называется, позволили себе слишком много в этом смысле вольности, но они нам в каком-то отношении достались еще от советских времен, но вместо того, чтобы бороться с этой проблемой, мы ее зачастую даже растравливаем. Что действительно у нас есть республики, есть пространство, в котором молодые люди растут с мыслью, что они не столько граждане России, сколько они принадлежат исключительно к этой республике и т.д., выступают в спорте, допустим, исключительно с флагом этой республики, то есть, никакого соотношения себя с Россией нет, а иногда еще и идут такие шепотки, что, вот, наши герои сражались против России, Россия захватчик и т.д. Это вот еще одна причина, по которой нам необходимо единая версия истории России, в которой мы можем сказать – да, Шамиль был отважный, смелый человек (не Басаев, конечно), но при этом должно быть четко сказано и показано, что ничего, кроме блага присоединения Кавказа к России не принесло, что это и увеличение численности, и развитие экономики, и культуры. И сам Шамиль это признавал, и нужно показывать, насколько эту борьбу этих повстанцев тамошних поддерживала Англия и т.д. А то, знаете, некоторые люди размахивают таким зеленым флагом со стрелами, а им говоришь – а ничего, что этот флаг вам английский шпион нарисовал? А, нас не смущает, как бы, что называется, главное, что под этим флагом боролись против русских захватчиков. То есть, нам нужно, чтобы у каждого школьника в мозгу, какого бы он ни был этноса, была единая четкая версия истории, которая связывает с Россией и показываем ему, почему то, что он в России, то, что он родился в России и вырос в России – это хорошо, это важно и это правильно.
Е. Афонина:
- Спасибо вам огромное, Егор Станиславович. Очень интересно было погрузиться в эту тему, потому что такие решения они знаковые и очень хочется понять смысл происходящего. И вы нам его очень четко объяснили. Публицист, член Союза писателей России Егор Холмогоров был вместе с нами.
Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста на любой удобной платформе и слушайте, когда удобно!