Летние каникулы: советы педиатра, как правильно оздоровить детей

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
В гостях у Марии Бачениной и Александра Милкуса главный внештатный детский специалист по профилактической медицине, академик Российской Академии наук, президент Союза педиатров России Лейла Намазова-Баранова

М. Баченина:

-Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос», у микрофонаМария Баченина и Александр Милкус. У нас сегодня в гостях главный внештатный детский специалист по профилактической медицине, академик Российской Академии наук, президент Союза педиатров России Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова. Здравствуйте, добро пожаловать.

Л. Намазова-Баранова:

- Здравствуйте, спасибо за приглашение.

М. Баченина:

- Скажите, пожалуйста, летом у педиатров становится меньше работы? Или летом дети также болеют, как и в другие сезоны?

Л. Намазова-Баранова:

- Начнем с того, что у педиатра круглый год два фронта работ. Это, что называется, куративные, то есть там, где мы лечим уже начавшиеся болезни, и профилактические, то есть там, где мы пытаемся предотвратить какие-либо нарушения здоровья. Профилактический фронт совершенно, как говорится, зимой и летом одним цветом. То есть понятно, что мы занимаемся развитием ребенка, поддержкой грудного вскармливания, вакцинацией и так далее абсолютно круглый год, независимо от дней недели, праздников и так далее. Что касается лечения, то есть куративной педиатрии, то небольшие изменения, конечно, есть. Если на длинном горизонте прошлого посмотреть, то в целом июнь - это еще достаточно много приходов в поликлинику, в различные медицинские организации со всякими проблемами. Июль - как будто бы становится поменьше, но тут надо понимать, что в это время очень активно родители куда-то уезжают с детьми и стараются теплый сезон использовать для выездного отдыха. А вот в августе мы видим опять огромное количество приходов к нам, потому что возвращаются как раз те, кто уже съездил на моря, на другие воды, с различными проблемами, уже вновь возникшими там. Поэтому, в принципе, так прямо откровенно сказать, что летом у нас меньше работы, нет, не могу.

М. Баченина:

- Может быть, это какие-то другого типа заболевания? Мы хотели про профилактику, как сберечь здоровье и поправить его летом.

А. Милкус:

- У нас вся программа будет посвящена профилактике, как оздоровить ребенка летом. Но сейчас, насколько я знаю, у молодых родителей очень популярно оздоравливать детей и самих себя, всякими БАДами, витаминами и тому подобное. Нужно ли поддерживать такое движение? Мне кажется, что химия все равно химия.

Л. Намазова-Баранова:

- Хорошо, тогда зайдем издалека. Действительно, наша повседневная жизнь, особенно если мы живем в больших городах, не находимся, в условиях, когда мы можем сорвать что-то буквально на ближайшей грядке, помыть и тут же положить себе на тарелку, это предполагает, что многие продукты питания мы покупаем в магазине, даже фрукты и овощи, которые покупаются на рынке, они покупаются, безусловно, не каждый день или два раза в день, они покупаются хотя бы на несколько дней, и это предполагает, что они хранятся в холодильнике. Так вот, любой фрукт или овощ, положенный в холодильник, начинает моментально терять витамины, которые в нем содержатся. Лучше вновь купленное по возможности съесть и покупать маленькими партиями, на один прием пищи.

К сожалению, сегодня человечество без синтезированных витаминов и микроэлементов практически уже рационально не проживет. Даже семьи, где есть большие финансовые возможности, где можно покупать разнообразные продукты, в том числе фрукты и овощи свежие круглый год, даже в этих семьях, если регулярно озадачиться измерением концентрации витаминов и других очень важных микроэлементов в крови, то мы увидим дефицитарность по многим позициям. Прежде всего это относится к витамину D. Что такое витамин D? Его даже не витамин теперь называют, а гормон иммунной системы, настолько у него огромные, разнообразные функции, очень-очень важные для организма. Так вот, витамин D вырабатывается в нашей коже под действием прямых солнечных лучей в основном. Чтобы иметь достаточное количество витамина D в организме, нам нужно круглый год ежедневно примерно 20-30 минут проводить на открытом солнце, причем без одежды и без солнцезащитных кремов. Это совершенно невозможно, особенно в условиях нашей средней полосы России, в большинстве регионов нашей необъятной страны. Соответственно, совершенно очевидно, что таким путем мы его, к сожалению, в достаточном количестве не получим. Есть небольшое количество одного из витаминов, то есть одна из разновидностей, которая поступает к нам с пищей, например, из растительных продуктов, но она, с точки зрения метаболизма, то есть обменных процессов, менее эффективна. Поэтому основной приток витамина D должен осуществляться извне.

А что такое дефицит витамина D, распространен ли он в Российской Федерации? До недавнего времени, какие бы мы исследования ни проводили, в каких бы регионах, в том числе в самых южных, там, где солнца много, у детей и у взрослых очень большой дефицит витамина D. Недостаточность и дефицит, это просто отличается от цифр концентрация в крови. Чем это чревато? Уже доказано, что витамин D отвечает за очень многие наши функции. В том числе, его достоверное снижение отмечают при развитии инфекционных болезней. Человек с низким дефицитом D гораздо более подвержен инфекциям, чаще при аллергии. При многих болезнях, включая онкологические. Даже эффект от терапии достигается лучше у тех пациентов, у кого нормальный уровень витамина D, чем у тех, у кого он снижен.

Недавно закончившаяся пандемия COVID чудесным образом повлияла на ситуацию с витамином D, потому что в какой-то момент появились публикации о том, что у тех, кто был госпитализирован с ковидом, в том числе в реанимацию попадал, у них достоверно были ниже уровня витамина D, и это послужило основанием к тому, чтобы активно его принимать. У нас уже несколько лет действует национальная программа Союза педиатров по обеспеченности витамином D, и мы объясняем, особенно родителям, у кого дети с какими-то хроническими болезнями, о том, что необходимо этим заниматься. Это привело к тому, что сейчас чуть-чуть ситуация улучшилась. Многие делают, но многие и не делают. Поэтому привлекаем внимание к необходимости все-таки в спектре различных профилактических мероприятий предусмотреть рациональное питание, но и дотации витаминов, потому что мы не в состоянии всегда только за счет питания этот вопрос решить. Но употребление только БАДов, тем более, честно говоря, их сейчас такое огромное количество, не все они одинаково полезны, - чрезмерно увлекаться ими тоже совершенно не стоит. Все-таки желательно принимать то, что доказано, эффективно, безопасно и полезно.

Но питание - только одна из частей нашей профилактики. Конечно, образ жизни сам по себе. И вот здесь я очень хотела бы привлечь внимание к вопросу, который наверняка у вас, как у ведущих, может быть, даже и не возник. Гигиена сна в отпуске. Отпуск потратить на то, чтобы восстановить нормальные режимы.

А. Милкус:

- Тихий час – это святое.

Л. Намазова-Баранова:

- Я про ночной сон.

А. Милкус:

- Давайте про витамин D, чтобы не получилось так, что после нашей программы все наши слушатели с тройными рядами пойдут в аптеку покупать таблетку витамина D.

М. Баченина:

- У моего старшего ребенка обнаружен критический уровень витамина D. Пусть мамы задумаются над тем, что если вы, мамочки, с самого детства никогда не принимали в профилактических дозах витамин D, то есть на постоянной основе, то вы, пожалуйста, озаботьтесь. Нужно сходить к педиатру, рассказать ему эту историю, и педиатр назначит вам по показаниям, естественно, потому что показания однозначно будут, как были у нас. Не то что он там умирал и хвост отваливался, как говорится, но он стал нервным, ломким, знаете, как Пиноккио, которого забыли смазать. И у него еще плюс пубертатный период, это такой эффект создавало, что мы думали: ребенок мучается прям. И говорит: я схожу с ума. Берется из вены кровь на анализ. И именно педиатр тогда назначает дозу,

Л. Намазова-Баранова:

- Есть профилактические дозы витамина D, которые нам нужны для того, чтобы поддерживать здоровье. А вот как в вашей ситуации, нужны иногда и лечебные - высокие дозы. Но они, как вы справедливо упомянули, назначаются по показаниям. И, конечно же, я совершенно с вами согласна, назначать что-то просто так - это совершенно неправильно, это неврачебный подход. Мы все-таки должны точно знать, какая ситуация, для чего делается очень простой анализ. И, основываясь на том, какой уровень у какого конкретного ребенка, или, например, у членов семьи, потому что даже в одной семье это может отличаться, у кого-то будет небольшая недостаточность - уровень от 20 до 30, тогда мы назначим одну дозу, а у кого-то будет действительно ниже 10, и тогда доза будет совершенно другая. И просто так это эмпирически решить совершенно невозможно. Вроде бы вся семья питается похоже, тем не менее, есть особенности. Действительно, ребенок в пубертате, безусловно, нуждается в большем количестве витамина D, поэтому у него истощение ресурсов произошло быстрее, чем, например, у взрослых членов семьи.

Это очень важная тема, особенно для тех, кто задумался о будущих детях, кто собирается стать ответственными родителями. Прежде, чем приступить к зачатию, желательно бы убедиться, что в вашем организме достаточно витамина D, чтобы этот процесс тоже, кстати, прошел эффективно и очень успешно.

М. Баченина:

- А я думала, только железом пугают, что, мол, ребенок из вас высосет все железо.

Л. Намазова-Баранова:

- Самый, наверное, яркий пример, это с другим витамином, с фолиевой кислотой. Если мы назначаем фолиевую кислоту за полгода до планированной беременности, как минимум, то эффективность профилактики различных пороков нервной трубки, то есть нервной системы, в три раза эффективнее, чем если мы начинаем с первых дней беременности. Вот это окно программирования здоровья будущего человека открывается до момента зачатия. Многие молодые люди не очень это понимают. Надо вступать в этот период очень ответственно, точно зная, что с тобой все в порядке, твое здоровье абсолютно в порядке, у тебя достаточно различных витаминов и микроэлементов, включая, конечно, железо.

Результаты наших последних исследований научных на достаточно больших когортах российских школьников показали, что именно дефицит железа напрямую коррелирует с академической успеваемостью, с познавательными функциями ребенка.

М. Баченина:

- А вот железо тоже надо, как витамин D, давать профилактически с детства? Либо тут не надо таких игрушек, надо к врачу сначала?

Л. Намазова-Баранова:

- К врачу – точно. Есть косвенные признаки дефицита железа в организме, но это под силу оценить только врачу. Лучше основываться на конкретных анализах. По нашему стандартному клиническому анализу крови, где эритроциты, где гемоглобин и так далее, мы не сможем сказать точно, как ситуация с железом обстоит, потому что не всегда гемоглобин снижается настолько, чтобы заподозрить, что железа мало, и так далее. А вот в биохимическом анализе, когда мы именно измеряем железо в сыворотке крови, мы можем достоверно сказать, достаточно в организме железа или нет.

А. Милкус:

- Я знаю, может быть, небольшое количество, но все-таки достаточно количество активных родителей, которые, наоборот, закармливают витаминами. Вот мы говорим, что нужно сначала провести медицинские исследования, анализы, потом делать выводы. Но я знаю людей, которые начитались специальной литература, они закармливают ребенка таблетками всякими, я имею в виду витаминами, БАДами и тому подобное. Как определить, что передозировка витаминов, передозировка лекарств?

Л. Намазова-Баранова:

- Вы правы, есть и такая категория родителей. Хочется привлечь внимание к тому, что, конечно, такой подход абсолютно точно не является рациональным. И иногда он свидетельствует о том, что не хочется лишний раз вообще телодвижения делать и идти к медикам, а гораздо проще, конечно, купить, тем более, сейчас на всех углах, даже в магазинах, в супермаркетах предлагаются различного рода «полезные» препараты, БАДы с витаминами, микроэлементами и прочим. Научного обоснования здесь бывает, к сожалению, очень часто мало. Ведь лекарства, когда регистрируются, они проходят очень-очень серьезный процесс клинических исследований, в которых доказывается не просто эффективность на больших-больших когортах многотысячных, а еще и безопасность применения этого конкретного лекарственного средства. Для БАДов регистрация упрощена. Именно поэтому очень многие производители предпочитают выпускать БАДы, потому что их проще гораздо выпустить на рынок. Но это не значит, что про БАДы мы имеем ту же информацию, что про лекарства. Ведь действительно, витамин D как лекарство можно купить в аптеке, а можно вроде бы такой же витамин D, содержащий БАД, купить без всякого рецепта в супермаркете, и вроде все то же самое, и дозы те же самые. Но лекарство – это всегда строгий контроль, в том числе того, какое количество препарата содержится в каждой партии, в каждой отдельной таблеточке, в каждой отдельной капле раствора, если мы говорим про раствор. С БАДами, конечно, такого строгого контроля нет. И самое главное, не было предшествующих исследований.

Что касается передозировок. Они точно так же имеют клинические проявления, по некоторым симптомам можно уже заподозрить наличие передозировки. Они проявляются чрезмерным количеством того или иного витамина в крови. Безусловно, такие ситуации бывают. Может быть, вы даже вспомните, когда Советский Союз развалился, была такая эпопея в середине 90-х, когда очень много было отравлений жирорастворимыми витаминами, А и D в Сибири, А история была очень простая. На птицефабрике где курам надо было добавлять по каплям эти витаминсодержащие растворы, они выносились сотрудниками и использовались в быту для приготовления еды. Но в них концентрация была совсем иная, она-то была рассчитана, что по каплям этим куром будут капать, чтобы они несли правильные яйца. И, естественно, те, кто готовили, используя это масло, свою обычную еду, они очень быстро перенасытились, у них проявились симптомы отравления. Потом эту историю распутали, и стало все понятно, что все в жизни закономерно.

Иногда случая гипердозировок имеет место. Когда, например, по каким-то причинам маме назначили высокие лечебные дозы, многотысячные, а она, не подумав, перенесла их на ребенка, у ребенка тоже могут быть серьезные симптомы передозировки. Знаю такие истории, когда люди покупали, почему-то особенно на выезде в Арабских Эмиратах, еще где-то, БАДы тоже с очень высокими дозировками, но не обратили внимания, что это не обычное количество единиц витамина в капле, а высокое, и начали давать маленьким детям, тоже получили различные передозировки. Все, что неправильно употребляется, может привести к очень серьезным последствиям для здоровья, вплоть до развития камней в почках и так далее. Медики не зря так долго учатся. Мы действительно много знаем и готовы этими знаниями делиться. Поэтому лучше все-таки перед принятием решения о том, чтобы начать даже профилактическую историю, посоветоваться с педиатром.

А. Милкус:

- Как правильно организовать питание? Ведь сейчас у нас в школах, по крайней мере до средней школы, младшая школа питается горячими обедами в школе. Там продуманные блюда, продуманная дозировка, продуманное меню, соответствующее возрасту. Начинаются каникулы, и дети предоставлены, хорошо, если бабушке, хорошо, если прабабушке. Сейчас у нас длинный век бабушек и прабабушек. Или просто мама ему оставляет питание какое-то. Как здесь быть, как скорректировать или научиться правильно питаться за те летние месяцы, которые выпали на оздоровление?

Л. Намазова-Баранова:

- Сложные вопросы. Начну немножко издалека. Ведь за одну секунду переучить человека в чем-либо невозможно. Культура питания - это тоже процесс, который формируется в течение длительного времени. Быть родителем - это очень тяжелый труд. Не все понимают, когда планируют зачать и родить ребенка, что им надо приготовиться, в том числе, к тяжелому труду. Про что я сейчас? Конечно, здоровое питание предполагает достаточное количество времени, которое этому уделяется. Понятно, что гораздо проще купить что-то замороженное и разогреть в микроволновке. Гораздо проще заехать куда-то в пункт быстрого питания, что-то перехватить. И, естественно, если родители настроены на это, дети-то точно также воспринимают этот тип питания.

В чем трагедия, например, горячей еды в школах? Не вся съедается. Очень многие дети говорят, что они это не будут, потому что они такое не едят. О чем это говорит? Значит, в семьях их не приучили к тому, что нужно есть горячую еду, что суп или горячее второе блюдо - это обязательный компонент, например, обеда. Многие говорят, что они утром не едят, и мамы не готовят, а провожают в школу, там позавтракаешь, тебе все равно там что-то дадут, и так далее.

Возможно, сейчас какие-то слушатели начнут говорить: о чем она там вещает? У нас времени нет. Поверьте, у меня двое детей, к сожалению, не получилось стать многодетной мамой, но планирую стать многовнучной бабушкой. У меня уже двое внуков, и я знаю, о чем я говорю. Сложно, но можно самоорганизоваться и обеспечивать своим близким питание в соответствии с правилами. Сложно, но можно объяснить даже подростку, в чем проблема, например, перекусов в пунктах быстрого питания. Сложно, но можно обойтись без доставок, а готовить все-таки самим. Мне кажется, последняя история с ботулизмом показала, насколько люди поверхностно относятся к своему питанию. Нельзя настолько не думать о своем здоровье, здоровье своих близких.

Когда рождается ребенок, конечно, надо настроиться на то, что придется попыхтеть. Понятно, что заниматься очень внимательно его питанием надо не только в течение первого года жизни. Как у нас обычно? Вот до года дорос, сидеть начал, посадили за стол. Тут всегда всплывает фраза: огурец в одной руке, сосиска в другой. И все, с этого момента ребенок уже вот на общем столе, что он хочет дальше, то он и ест. Это неправильно. Вообще вот эти все подходы, что ребенку ставится несколько блюдечек, что схватил, что захотел есть, то он и поел. Это он сам выбрал. Нет, конечно же, никакого выбора здесь нет. Свойство детского организма, свойство глаза - будут выхватываться, скорее всего, какие-то яркие вещи или какие-то, которые удобно взять в руку. Но, безусловно, это не является оптимальным подходом к организации питания. Все-таки питание было, есть и будет основой нашего здоровья.

Поэтому надо тратить время на приготовление правильных блюд. Хочу еще раз подчеркнуть, до трех лет каждый ребенок нуждается в специально подготовленном для него питании. С года он не может есть общий стол, для него все равно должны продолжать использоваться специальные детские продукты.

А. Милкус:

- Что такое специальное питание, что это значит?

Л. Намазова-Баранова:

- Возьмем так называемую молочку, молочные продукты. Ведь мы не просто так на первом году для ребенка используем, естественно, материнское молоко, и примерно с 4-6 месяцев добавляем различные виды прикорма - вот эти пюрешки овощные, фруктовые, каши, в том числе с добавлением адаптированных специальных молочных смесей. Даже там, где есть молочный белок, то он специальным образом переработан. Почему это делается? Потому что кишечник младенца не приспособлен для переваривания нормального коровьего белка - белка коровьего молока. Многие родители считают, что после года можно уже использовать обычное коровье молоко, в пакетах или в домашних условиях, прокипятив его. Это неправильно. Еще с года до трех кишечник ребенка должен дозреть. У него должна сформироваться соответствующая ферментативная система, сама слизистая должна немножко повзрослеть для того, чтобы это все для него безболезненно проходило. С года до трех тоже есть специальные молочные продукты именно для детей этого возраста. Предполагаются, что их нужно давать малышам.

Точно так же и все остальное. Например, какие-то переработанные продукты, которые взрослые спокойно переварят, конечно, малыши такого возраста не очень хорошо. переносят. Поэтому приготовление для них специальной пищи, прежде всего, конечно, горячей, не бутербродов, а именно горячей пищи, обязательно.

М. Баченина:

- Часто говорят, что дети первого год детского сада, начальной школа, подростки, мол, не переваривают уже молоко, им не нужно. Что об этом говорят педиатры? Они могут пить молоко?

Л. Намазова-Баранова:

- Молоко и, собственно, молочный белок – это очень полезный продукт. Рост человека в течение жизни очень во многом зависит от того, сколько белка, прежде всего молочного, он получил за свой первый, второй, третий год жизни. И поэтому мы бьемся за грудное вскармливание, но предполагается, что с определенного времени в виде сначала адаптированных, а затем и не адаптированных продуктов человек получает, в том числе белки, коровьего молока. Самая большая нация в мире – это жители Нидерландов, голландцы. Они все такие огромные, двухметровые. Подсчитано, что как раз за первые три года жизни они потребляют больше всего в мире молочного белка. А, например, достаточно низкорослые азиатские люди, Юго-Восточная Азия - Филиппины, Малайзия и так далее, - у них ведь вообще в диете молока молочного нет. У них совсем другой вариант питания, где молочный белок практически отсутствует.

Любому ребенку нужен белок молока, при условии, конечно, что он его переносит, потому что бывают некоторые случаи, когда есть аллергия достаточно выраженная или непереносимость еще какая-то. Но это, как правило, очень-очень редко, и, естественно, это требует коррекции питания. Это значит, что если мы что-то исключаем, мы должны чем-то другим это скомпенсировать. Вот так просто что-то взять и исключить ни в коем случае нельзя. Поэтому пьет ребенок, переносит ребенок – прекрасно. Значит, он может дальше потреблять.

А. Милкус:

- Теперь давайте про гигиену сна поговорим.

Л. Намазова-Баранова:

- Дело в том, что последнее исследование, которое мы в прошлом году провели, показало, что младшие подростки, учащиеся пятых классов, к сожалению, по причине того, что слишком много времени проводят в гаджетах, чаще всего это за счет часов сна. Например, в обычные дни в среднем на круг ребенок где-то до трех часов находится в использовании каких-либо гаджетов, а выходные и праздничные дни или на каникулах - более половины находятся пять и более часов. Это время, когда они не бегают, не прыгают, не спят, они сидят перед экраном гаджета.

Почему мы привлекаем внимание к нарушению гигиены сна? И продолжительность сна уменьшается, и качество сна уменьшается. Имеет ли это какие-то долгосрочные последствия? Безусловно. Нарушенный сон - это основа развития многих-многих болезней. Если про какие-то неврологические заболевания люди задумываются, то, например, связи недостаточности сна с развитием избыточной массы тела и ожирения вообще, как правило, никто не придает значения. А, предположим, уже развившееся ожирение у ребенка - это практически приговор на всю жизнь. Ожирение - это ведь не просто где-то чуть больше отложилось жира, это иммунное воспаление, которое идет, как правило, в ногу со многими другими болезнями. И это уже дальше очень сложно победить.

Поэтому, естественно, летний период - это не просто время, когда ребенок может ложиться спать в час, в два, потому что мы вместе смотрим кино, потому что мы пошли в гости поздно, вернулись и так далее. Летний период, каникулярный период - это, прежде всего, время оздоровления. Вошли в каникулы, неделю на раскачку, как говорится, для всей семьи - ради бога. Но потом надо все-таки сделать так, чтобы выйти на нормальный режим дня, с нормальным сном именно в ночные часы. Потому что, опять же, многие наши процессы в организме происходят в этом чередовании - темное время суток - сон, светлое время суток - активность. Если лечь, условно говоря, в 4 часа утра и спать до 12, от этого пользы большой не будет. Многие-многие процессы разбалансируются, и здоровье ухудшится только еще больше.

А. Милкус:

- Если ребенок поздно лег спать, и бабушка сердобольная говорит: он поздно лег, пусть он выспится, и он просыпается в 12 часов дня, - это плохо.

Л. Намазова-Баранова:

- Вы поймите правильно. Если это разово, ну, поздно вернулись с дня рождения, поздно легли, поздно встали, - никаких проблем. Главное, чтобы это не было системой. Каждый день ложиться в 4 утра и вставать в 12 час дня – это плохо, это удар по здоровью. Разово - никаких проблем. Если он так один раз поспит, а потом со следующего дня будет ложиться в десять, в половине одиннадцатого и спать, условно, до восьми-девяти, это все абсолютно нормально.

И еще очень важно, чтобы в момент, когда ребенок спит, в его комнате не было ни телевизора, ни компьютера, ни телефона. Это тоже совершенно недооценено родителями. Голубой экран в момент сна, когда, условно, не полностью выключенный компьютер, подмигивающий такой, это тоже путь к наращиванию избыточной массы тела и ожирению.

М. Баченина:

- Даже если он спит в это время? Да, он поддерживается за счет вот этого, это уже доказано. Ну и, конечно, любые телефоны должны оставаться за порогом спальни. В идеале, конечно, на ночь еще и выключать в доме сети Wi-Fi, чтобы эта электромагнитная, гигиена, электромагнитная частота тоже в ночное время сохранялась.

М. Баченина:

- А мы делали целую программу о цифровой гигиене и электромагнитной безопасности, в первую очередь, в наших квартирах и в наших домах. Как правильно устанавливать роутер, где он может быть установлен, какими наушниками пользоваться.

А. Милкус:

- У нас в программе был Олег Григорьев, руководитель лаборатории по неионизирующим излучениям, очень подробно все рассказывал. Для многоквартирных домов проблема, то что вы-то выключите, но если вы посмотрите излучение, которое пронизывает нашу квартиру из соседних квартир с роутерами, которые повсеместно установлены, это, конечно, беда. Один роутер домашний не спасает, к сожалению.

М. Баченина:

- Гигиена сна, правильные традиции питания. Знаете, с чем я столкнулась? Дети сейчас такие: вот это не хочу, то не буду, я не люблю помидоры, а я не люблю огурцы. А недавно так я вообще столкнулась. Я вам цитирую: мы всю неделю едим одно и то же. Ну что это такое? Макароны, гречка, каши, картошка. Сейчас такой яркий видеоряд. Дети не могут уже что-то такое спокойно смотреть, они есть уже что-то традиционное не могут. Потому что эти перекусы какими-то ужасными чипсами, сухариками, конечно, выбивают из колеи. Я вот нашла компромисс. Я сказала ребенку: если ты так любишь эти сухарики, то давай с тобой брать хотя бы те, в которых есть только масло, хлеб, соль и чеснок, специя какая-то, без всяких усилителей вкуса. Понятно, что это должно быть гораздо реже, чем каждый день. Как с этим быть? Как их убедить в том, что есть такое каждый день - прямой путь к гастриту?

Л. Намазова-Баранова:

- Эта тема, конечно, сложная, я бы сказала, многослойная, потому что у нас в стране есть, жители крупных городов, прежде всего, из достаточно обеспеченных семей, кто может себе позволить это неправильное питание, и поэтому его используют. А есть ведь очень много регионов, где, скажем, хлеб – это иногда единственное, что может вообще ребенок себе взять, чтобы заглушить чувство голода. Когда я слышу рассуждения коллег, которые плохо знают региональную ситуацию, о том, что надо убрать отовсюду хлеб, из столовых везде, - я задаю вопрос: а если это единственное, что может ребенок съесть, мы тоже уберем? Если картошка - это единственный овощ, который доступен, например, этой семье, мы ее уберем, мы чем заменим? Мы голодать заставим ребенка? Есть, конечно, такие нюансы.

Тема, что вы подняли тему, этот вопрос, конечно, тоже сложный. Эти перекусы для чего придуманы? Для того, чтобы заглушить чувство голода. Если питаться правильно, по часам, то чувства голода, которое надо заглушать, не возникает. И соответственно, потребность в этой шелухе тоже отсутствует. На возникающее чувство голода мы пойдем и съедим что-то правильное. Надо то же самое выработать у ребенка. Недаром же говорят, что ребенка не надо учить, надо показать своим примером. Все время объясняю родителям. Бесполезно ребенку говорить «не бери шоколадку, не ешь чипсы», если они лежат тут на столе или в шкафчике, в буфете. Потому что понятно, что рука тянется взять и съесть. Если уж вы настроились на то, чтобы как-то минимизировать их в своей жизни, то сделайте так, постройте свой режим жизни и свои закупки таким образом, чтобы и соблазна этого не возникала. Ведь сложнее всего не поддаться соблазну.

М. Баченина:

- Убрать это все из дома, и тогда все будет легче гораздо.

Л. Намазова-Баранова:

- Да, намного лучше. Многие программы, не только у нас, кстати, и зарубежные, на выравнивание здорового образа жизни в отношении питания ребенка, построены на том, чтобы в школе, в образовательной организации не было этих вендинговых аппаратов со всей этой шелухой, чтобы не продавались сахаросодержащие колы и прочее, а стояла только питьевая вода. Пей в неограниченном количестве, но вот эту всю дрянь ты взять здесь в школе просто не можешь, ее неоткуда взять. Соответственно, периметр обозначается.

Сейчас благодаря цифровизации, в том числе в медицине, очень интересные карты выстроены. Например, для взрослых уже прорисована карта, где очень четко видно доступность всякого мусорного питания и то, как в этом регионе, например, выглядит проблема с той же избыточной массой тела, с гипертонией, с сахарным диабетом и так далее. Все напрямую связано. Когда мы с самого начала что-то неправильно в жизни организуем, то жизнь и будет на всем протяжении проблематичной. Поэтому мы призываем родителей все с самого начала делать правильно. Мы не устаем повторять, ведь программирование здоровья человека на всю его жизнь осуществляется в очень короткий промежуток. Как минимум, от момента зачатия до конца второго года жизни, это вот так называемые «тысяча дней программирования», как нам представляется, это окно открывается примерно за полгода до зачатия. Соответственно, то, как мы позволим войти человеку в эту жизнь, определит абсолютно на все его десятилетия то, в каком здоровье он будет пребывать. Поэтому так ответственно все, что связано с детьми. Поэтому мы сегодня столько усилий прикладываем к тому, чтобы информировать родителей о том, что правильно и что нет. Поэтому ваша передача о том, чтобы потратить вот эти каникулярные месяцы не на то, чтобы отдохнуть от ребенка, сбагрить его бабушке в деревню и спокойно проводить время за бокалом вина и в разговорах с подругами.

Быть родителем – это очень тяжелый труд, но он того стоит. Когда ваш ребенок входит во взрослую жизнь абсолютно здоровым, успешным, хорошо подготовленным для длинной и благополучной жизни человеком, поверьте, это того стоит. Соответственно, кроме питания витаминов сна, мы, конечно, про физическую активность должны сказать. И здесь тоже очень много мифов. Часто слышу: у нас нет денег на эти ваши все дорогущие фитнес-центры, да откуда взять деньги на эту всю вашу физическую активность? А физическая активность не предполагает поход только фитнес-центр. Она ведь повсюду. Выйти и погулять с ребенком вокруг дома, в ближайшем парке, съездить куда-то в зеленую зону и так далее, - никаких проблем. Не сидеть в гаджете.

Когда я начинала работу, идешь по улице, мамочка с коляской идет и воркует с ребеночком, что-то там ему рассказывает. Сейчас все идут - одной рукой толкают коляску, другой все в телефоне. А словарный запас ребенка напрямую зависит от того, какое количество слов он слышит на первом году жизни. Слышит! Поэтому все вот эти наши песни ребенку... Сейчас же никто не поет ребенку. Ну, мало кто. Все эти книги, прочитанные вместе, рассказы, сказки и так далее, они невероятно важны. Поэтому, естественно, все, что ты вкладываешь ребенку, это все потом сторицей окупается.

Вместо того, чтобы в гаджете сидеть, побежал с ребенком, побегал на площадке, вместе попрыгал и так далее. Я помню, когда дети маленькие были, вся детсадовская группа любила, когда я прихожу забирать, потому что мы начинали во что-нибудь играть. Ну, действительно, взрослый с его фантазией может необыкновенное количество всяких разных забав придумать. Была бы фантазии и желание.

М. Баченина:

- Я вспомнила вчерашний свой пример. Когда младшего ребенка мне нужно было отвлечь от мультиков. Он отказывался. Мы с мужем взяли мягкий, специально купленный для квартиры мяч плюшевый и стали кидать. Мгновенно он присоединился к нам, и мы кидали на троих этот мяч. Уж чего проще - покидать мячик? И, по крайней мере, на часик мы его убрали от экрана. Маленькими шажочками куда-то в светлое будущее.

Друзья мои, я с радостью представлю нашу сегодняшнюю гостью. Главный внештатный детский специалист по профилактической медицине, академик РАН, президент Союза педиатров России Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова была сегодня в «Родительском вопросе». Благодарим вас!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp