Юрий Красовский: «Договорные матчи нужны только мошенникам!»
«Будем развиваться вместе!»
- Юрий Васильевич, сейчас сложное время для российского спорта. Но, тем не менее, он жив и важную роль в этом играет поддержка бизнеса. Насколько важна сейчас эта помощь?
- Наш спорт сегодня находится на плаву, благодаря двум основным факторам. В первую очередь, это огромный интерес россиян к спортивным событиям. Наш спорт побил все существующие рекорды по посещаемости. Например, тур Сборной России по хоккею собирал полные стадионы по всей стране. Мне из Челябинска звонили, просили билеты достать! Мы такого не видели давно. И благодаря такой поддержке, даже несмотря на международные баны, спорт не только выживает, но и развивается. В какой-то мере это, возможно, ответ россиян на те несправедливости по отношению к нам, которые существуют в спорте. Пьер де Кубертен, говорит: «О спорт, ты – мир!», но сейчас на Западе все совершенно по-другому.
Государство многие годы ведет политику развития и национального спорта, и большого спорта, и детского спорта, и массового спорта. И, конечно, целевые отчисления от букмекерской деятельности играют большую роль. И мы видим и слышим, что руководители федераций и функционеры от спорта высоко оценивают это участие. И я думаю, что мы будем вместе развиваться – и букмекеры, и российский спорт.
«Мы гордимся своим вкладом»
- Эти отчисления для бизнесменов наказание? Или та самая социальная ответственность?
- Разговор о целевых отчислениях начался, я думаю, в 2010 году. Инициативу проявили некоторые владельцы футбольных команд: вы же зарабатываете на спорте, вы бы могли давать отчисления на развитие. Опытные бизнесмены понимали, что неправильно то, что букмекерский бизнес находится в одном ряду со всем игорным бизнесом. В отличие от рулетки, блэкджека, игровых автоматов букмекерский бизнес – это интеллектуальный спор. Нужно знать статистику, футболистов, хоккеистов и т.д.
И вот в 2010 году начались встречи с тогдашним министром спорта Виталием Мутко. Олег Журавский был президентом Национальной Ассоциации букмекеров, а в дальнейшем он стал президентом Первой саморегулируемой организации, обязательной для букмекеров. И, конечно, нас эта идея, которая переросла в проект, очень заинтересовала. И целевые отчисления начались тогда. Нам очень хотелось, чтобы букмекеры делали целевые отчисления на развитие национального спорта.
Сегодня на рынке остались достаточно крупные, зрелые букмекерские компании, которые, я уверен, гордятся своим вкладом в развитие национального спорта.
- Это положительно сказалось и на имидже букмекерства?
- До того, как казино, игровые автоматы уехали в игорные зоны, букмекерский бизнес был не виден в России. Ставки делали дедушки с газетой «Советский спорт» под мышкой. Это были палатки, какие-то подвальчики. Когда мы начали свою деятельность, получив лицензию в 2009 году, у нас с Олегом появился слоган – «Культура букмекерства». То есть у нас в планах было строить красивые клубы, куда могли прийти игроки, клиенты, провести время.
«Конкурируем с черным рынком»
- Люди начали доверять?
- Да, росла и степень доверия. Мы же видим, что в лотереи в России никак не могут набрать те обороты, которые были в СССР. А мы знаем, что Олимпиада-80 в принципе финансировалась за счет «Спортлото». Точно так же и букмекерский бизнес. Степень доверия – это важнейший фактор.
Олег Журавский был достаточно публичным человеком, ценил эту публичность и очень правильно использовал ее для повышения степени доверия всей отрасли. Ну и, как мне кажется, сегодня основная часть общества, знакома с букмекерством… Очень часто критикуют букмекеров люди, которые ничего о нас не знают. Но те клиенты, которые сталкиваются с легальным букмекерством, они имеют огромный позитив, это факт. Легальная отрасль в России сегодня очень четко регулируется. Букмекеры достаточно ответственные сегодня, и регулятор ответственный.
- Но не все играют по правилам!
- Да, наш конкурент - нелегальный бизнес, черный рынок, это онлайн-казино и онлайн-букмекеры. Естественно, там никакого регулирования, никаких гарантий, деньги могут пропасть с депозита, ставку могут не выплатить. Данные игроков неизвестно куда уплывают. Они не платят налоги, они не платят целевые отчисления.
В легальном букмекерском бизнесе риски сведены к минимуму.
«Привлечение молодой аудитории»
- Как вы относитесь к медиаспорту, который сейчас набирает огромную популярность?
- Уже несколько лет приток молодой аудитории в большой спорт (я имею в виду зрителей) уменьшается. Конечно, эта тенденция беспокоит и нас, и федерации. Люди сейчас хотят короткие новости, читают заголовки и очень редко проваливаются глубже. То же самое происходит со спортом. Вы знаете, Федерация хоккея России по инициативе Романа Борисовича Ротенберга инициировала и зарегистрировала новый вид спорта, это хоккей 3х3. И когда мы проводили первые турниры, то зафиксировали огромный интерес и приток молодой аудитории.
Медиаспорт – это симбиоз настоящего спорта и социальных сетей, наших блогеров, которых в настоящее время очень много. Но мы же понимаем, что блогер, который имеет 5-7 или 10 миллионов подписчиков, это не простой человек, он популярный. Судьба нас свела с ребятами, которые организовали медиабаскетбол. Финал третьего сезона в мае был невероятным событием! Даже нас, руководителей, перед этим матчем разрывали на части очень влиятельные люди, которым нужны были билеты.
Мы расцениваем медиаспорт как некий вход в большой спорт. У нас аудитория третьего сезона баскетбольной медиалиги, была больше второго сезона в 10 раз. Невероятные цифры, невероятный охват, очень добрая атмосфера, культурная, приятная молодежь, без фриков. Зрелые ребята, которые в принципе не пьют, не курят, которые занимаются спортом.
«Откуда у мошенников деньги?»
- Когда федерация проводит турнир, все понятно. В медиаспорте не боитесь договорных матчей, махинаций?
- Ну вот, мы говорили с вами про отличное регулирование в России букмекерской отрасли, и это как раз вопрос регулирования. Существует федеральный закон, в котором сказано, что мы имеем право принимать ставки только на спортивные события. Мы не можем принимать на скорость ветра, на кандидатов в президенты. Но там же точно так же сказано, что мы имеем право принимать ставки на спортивные события, которые находятся в едином календаре, ЕКП так называемом. Медиаспорт может войти в этот календарь, только если его возьмет федерация. В данном случае, если мы говорим про баскетбол, это Федерация баскетбола России. И (о, чудо) в третьем сезоне наши баскетболисты вошли в единый календарь, и теперь они находятся под регулятором – Федерацией баскетбола России. То есть это и регламент и правила.
Если говорить о договорных матчах, очень многие думают, что в договорных матчах основной участник – это букмекер.
- Это не так?
- Нет, конечно, это неправильная позиция. Очень просто объясню. Я всегда задаю вопрос: скажите, а вот мошенники, которые организуют договорные матчи, где они прибыль берут? Им надо футболистам, хоккеистам, теннисистам раздать деньги за договорные матчи. А где они берут деньги? Они их выигрывают у букмекеров. То есть мы находимся в одной лодке с федерациями и лигами, рядом со спортсменами. Мы понимаем, что когда они идут договариваться, они, после того как договорятся на определенный выигрыш или определенный счет, делают огромные ставки у букмекеров. И мы выплачиваем эти деньги, если мы проигрываем, если мы не знаем, что это договорное событие. Поэтому здесь все очень просто. Мы находимся по разные стороны с мошенниками, потому что они нас обыгрывают.
- Следите за этим?
- Первый, кто видит «странные события», это, конечно, мы. То есть, если мы понимаем, что боксер - аутсайдер, а на него очень много ставок – это подозрительно. Мы сразу это видим, и начинаем их ограничивать. Букмекеры общаются и делятся информацией между собой и с федерациями. Естественно, мы видим, кто эти клиенты. Если это новые игроки, новые аккаунты, это вдвойне, втройне подозрительно.
Поэтому что касается медиабаскетбола, мы за этим следим. Потому что мы следим не только за ними (ну, потому что нам интересен спорт), мы следим за своей копейкой. Ну, и нужно понимать, что такие договорные события, они вытаскивают деньги и, естественно, они занижают, в том числе, целевые отчисления.
«Сахар может довести до смерти»
- Букмекеров еще обвиняют в том, что они заражают людей лудоманией. Как вы к этой проблеме относитесь?
- Да, есть такая проблема. Ну, такая проблема есть, я думаю, и у кондитерского бизнеса. Есть люди, которые не могут остановиться, и у них сахар, и это может довести до смерти. Скорее всего, это определенный тип людей, которые фанатеют от каких-то вещей, и неважно от каких. Если он не станет лудоманом в игорном бизнесе, может быть, станет фанатом чего-то еще… Он будет 5 раз в день есть колбасу с нитратом и от холестерина умрет.
Тем не менее, эта проблема есть, мы с ней боремся уже много лет на уровне СРО (саморегулируемая организация). В принципе сегодня все букмекеры имеют систему ограничений. То есть игрок может сам ограничиться на определенный срок. У нас есть самоограничения, которые мы даем на 6 и 12 месяцев. И никто не может эти самоограничения снять раньше. На самом деле, конечно, в беттинге в разы меньше таких лудоманов, чем в других игорных бизнесах – в казино или в игровых автоматах. По нашей экспертной оценке, это 0,002% от нашей активной базы.
- Совсем незначительный процент.
- Ну, опять же, я повторюсь, что сегодня на рынке остались зрелые букмекерские компании, которые точно не будут гнаться за коротким рублем, чтобы вот здесь и сейчас заработать больше. Все прекрасно понимают, что если игрок встал на этот путь и переходит определенные границы, конечно, букмекерская отрасль его потеряет. Более того, у него будут неприятности в бизнесе, на работе, в семье. Поэтому, конечно, система самоограничений работает. И вы знаете, что периодически и регулятор, и Минфин возвращаются к закону о лудомании. Они работают достаточно эффективно и на уровне СРО. Сегодня нет обязательного СРО, но, тем не менее, структуры остались, и члены организации собираются, активно участвуют. Также СРО получают жалобы, просьбы, и это могут быть просьбы родственников. И, конечно, на эти просьбы всегда все реагируют и ставят эти ограничения.
- Спасибо вам за этот разговор!
- И вам. Я хотел бы обратиться к любителям спорта. На самом деле, что такое букмекерский бизнес – это эмоциональная часть досуга, а не способ заработка. Некая приправа к спорту состоящая из спортивного азарта, проверки интуиции и личного везения. И, конечно, мне хотелось бы, чтобы наши клиенты точно так же подходили к букмекерскому бизнесу и спорту. И чтобы не переходили определенные границы семейного бюджета. Это и есть культура букмекерства.