«О сокращении инфляции можно забыть»: эксперт оценил возможность нового экономического кризиса в России
Директор Института социально экономических исследований Финансового университета при правительстве России, экономист Алексей Зубец в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал сообщение Центробанка РФ о возможности нового экономического кризиса в России.
В своем новом отчете регулятор отметил признаки стагфляции, при которой рост экономики замедляется, но цены на товары продолжают расти. По данным Центробанка, охлаждение внутреннего спроса пока не привело к снижению цен. Это означает, что замедление роста экономики связано с ограниченным предложением товаров и услуг. Увеличить производство сейчас невозможно из-за санкций, нехватки рабочей силы, снижения доходов бюджета от экспорта нефти, а также сокращения инвестиций в производство из-за высоких рисков и других факторов. В дальнейшем рецессии удастся избежать, только если не будет значительного падения цен на энергоносители.
«Стагфляция налицо, у нас есть торможение экономики, вызванное высокими ставками ЦБ, с одной стороны и инфляция, которая никуда не денется, несмотря на все усилия, просто потому что есть чрезвычайные бюджетные расходы, и они растут. Окончания спецоперации в следующем году не предвидится. Ну, по крайней мере, мы можем говорить о как бы переходе спецоперации в некую латентную фазу, но то, что в 2025 году мира с Западом у нас не будет — это на 90% понятно. Если она продлится, то денежный поток, который поддерживает эту спецоперацию — зарплаты военных, инвестиции в производство и восстановительные работы на новых территориях, в общем, полный набор расходов, он никуда не денется. Мы знаем, что в бюджете нет сокращения этой статьи, связанной с чрезвычайными расходами. Если это так, то про сокращение инфляции до 4-4,5 %, о котором говорит ЦБ, можно забыть, и мне не очень понятно, о чем они вообще говорят», — сказал Зубец.
Он пояснил, что, с одной стороны, инфляция как была, так и останется, с другой стороны, за счет повышения ставки ЦБ делает невозможным развитие производства. Денег много, их надо обеспечить товарной массой. Для этого нужно внутреннее производство, а оборудование и технику, необходимые для развития этого производства, в условиях санкций закупить сложно. В условиях ставки до 23%, о которой заявил ВТБ, вообще о развитии бизнеса можно забыть, даже низкокапиталоемкого.
«Ну и понятно, что бизнес любой будет закладывать растущую ставку в свои затраты. То есть своими действиями ЦБ просто еще раз подстегивает инфляцию. И действительно риски стагфляции в нашей стране, при продолжении этой, скажем мягко, неумной политики, они налицо. А если говорить о кризисе глубоком и серьезном падении экономики, то нет, этого не будет. Мы сейчас достаточно отстаем от глобальной экономики с ее кризисами. Если говорить о каких-то косвенных текущих индикаторах состояния российской экономики, то мы видим по-прежнему низкое предложение рабочей силы, рост желаемых зарплат. Кроме того, не снижается число компаний, которые ищут персонал, и другие косвенные макроэкономические индикаторы, в частности, число дорожных аварий тоже не падает, а падение числа аварий на дорогах — это признак кризиса. Ну вот пока что мы не видим ничего такого катастрофического в нашей стране. Более того, вот эти косвенные индикаторы скорее говорят о продолжении развития, несмотря ни на что, несмотря на политику ЦБ, и я думаю, что эти тренды развития продлятся и в 2025 году», — подытожил экономист.
Ранее профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов прокомментировал сообщение о том, что стоимость минимальной корзины продуктов на месяц на одного человека в России с начала 2024 года выросла на 10,6% и составила почти 6,7 тыс. рублей.