Дмитрий Корнев: Я профессиональный военный корреспондент, когда снова понадобился Родине, не думал не идти
В. Алфимов:
- Продолжаем знакомить вас с героями нового времени, с героями специальной военной операции. У нас в гостях майор Дмитрий Корнев. И не просто майор, а старший постоянный корреспондент отдела военных корреспондентов редакционно-издательского центра «Красная звезда» (это центр Минобороны). Так что коллега.
Д. Корнев:
- Да, получается так.
В. Алфимов:
- Вот вы – классический военный корреспондент, напротив слов «военный корреспондент» в словаре Даля должна быть ваша фотография.
Д. Корнев:
- Интересная мысль.
В. Алфимов:
- Ну, профессиональный военный корреспондент. А военный корреспондент профессиональный отличается чем-то от военного корреспондента любого другого издательства, гражданского совершенно? У нас много ребят там работает, и тоже выполняют героически там задачи.
Д. Корнев:
- Не знаю, есть ли какие-то утвержденные стандарты военных корреспондентов сегодня. Могу выразить свое мнение на этот счет, именно понятие военного корреспондента. На мой взгляд, это не только человек, который находится на войне от какого-то издания, представитель любого СМИ, освещающий события, происходящие там, в зоне боевых действий. На мой взгляд, военный корреспондент – это тот человек, который серьезно владеет этой тематикой, серьезно погружен в эту тему, абсолютно владеет необходимыми терминами военной организации, действующих сторон.
В. Алфимов:
- Ну, просто чуть больше погружен в военную тематику.
Д. Корнев:
- Это не «чуть больше», это должна быть абсолютная погруженность в эту тематику. Потому что на своем опыте я вижу то, что там обстановка не терпит таких людей, в общем-то, они, говоря военным языком, отваливаются быстро.
В. Алфимов:
- Как для вас началась специальная военная операция?
Д. Корнев:
- Если в плане психологической стороны, то началась она еще до того, как я вновь надел погоны. Надел я их вновь в мае текущего года. Меня призвали в отдел, предложили восстановиться в звании. Вернее, я был капитаном запаса, а мне позже присвоили очередное воинское звание.
В. Алфимов:
- Давайте восстановим все с самого начала. Вы – выпускник военного университета Минобороны.
Д. Корнев:
- Да, я выпускник 2002 года военного университета, факультета культуры и журналистики.
В. Алфимов:
- То есть журфак.
Д. Корнев:
- Журфак ВУМО.
В. Алфимов:
- Военного университета. Вы отслужили какое-то время?
Д. Корнев:
- Да, я служил в армии. После окончания вуза я отслужил почти 5 лет и уволился по семейным обстоятельствам.
В. Алфимов:
- Собственно, контракт закончился и…
Д. Корнев:
- Могу еще сказать о том, что на тот момент стало одной из причин. Не очень хорошая была социальная поддержка военнослужащих на тот момент.
В. Алфимов:
- После этого вы ушли на гражданку и работали журналистом на гражданке.
Д. Корнев:
- Да, я работал гражданским журналистом. Отработал во всех информационных агентствах наших – ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», РБК, «Интерфакс».
В. Алфимов:
- И сейчас решили вернуться снова на военку?
Д. Корнев:
- Да, я решил.
В. Алфимов:
- Почему?
Д. Корнев:
- Ну, я это пытался сделать еще раньше, в мае этого года, но по определенным обстоятельствам не получалось. Знаете, я в этом плане фаталист. В том плане, что всему свое время. Значит, мое время пришло. Это было абсолютно обдуманное, взвешенное решение с моей стороны. Когда СВО началась, я уже понимал, что такие люди, как я, должны пригодиться армии и стране. Может, это звучит нескромно, но я это чувствовал, это на уровне интуиции было. Опять же, я человек немолодой уже, опытный, и я прекрасно оценивал обстановку, в том числе происходящее в СМИ, политическую, военную. Я понимал, что люди, находящиеся в запасе, как я, будут нужны.
В. Алфимов:
- Давайте откровенно. Вы же понимали, что сейчас восстановитесь на службе и поедете туда, прямо на передок.
Д. Корнев:
- Да, понимал абсолютно. Но от меня этого и не скрывали, это один из пунктов перечня обязанностей, который мне озвучили.
В. Алфимов:
- Два вопроса подряд. Первый вопрос. Вам же страшно было.
Д. Корнев:
- Знаете, я не сумасшедший человек, конечно. Любой нормальный человек, попадающий в зону боевых действий, он боится, естественно, побаивается. Понимаете, можно по-разному реагировать на это. Я надел погоны вновь, я человек военный, я присягу принял в 1997 году. Присяга у нас, как говорится, принимается только один раз. И поскольку я вновь стал человеком военным в полном смысле этого слова, значит, приказы командиров и начальников своих обязан выполнять. В данной ситуации, в ситуации проведения специальной военной операции, мы должны защищать свою Родину.
В. Алфимов:
- Хорошо. Второй вопрос, как и обещал, вытекающий из первого. А семья что сказала?
Д. Корнев:
- Семья, конечно же, взволновалась. В первую очередь, мама и папа. Я скрывать не стал от них, потому что было бы хуже, если бы узнали где-то в процессе они или еще от кого-то. Отец у меня военный, я, так сказать, из потомственной семьи офицера, он достойно… он сказал, что ты взрослый человек, уверен, что ты знаешь, что делаешь. Мама, конечно же, более эмоционально, но тоже приняла это и поддержала. Они поддержали меня, сказали, что будь осторожен. То есть, такие пожелания были быть осторожным.
В. Алфимов:
- Самые первые впечатления от специальной военной операции, когда вы попали туда?
Д. Корнев:
- Я попал в один из крупных населенных пунктов ДНР и увидел следы боевых действий. То есть, разрушенные дома… и сразу ощущение той атмосферы появилось… Что осторожнее надо быть, надо сохранять концентрацию, не давать себе какой-то расхлябанности. Ну, это как-то быстро произошло в моем случае. И я это ощутил не то чтобы прямо мгновенно, но так постепенно, плавно, но очень быстро. Это парадоксально звучит, но это буквально длилось день-два. Потом уже началась боевая работа моя как журналиста военного и я втянулся. И так прошла командировка.
В. Алфимов:
- Самое яркое впечатление из этой командировки?
Д. Корнев:
- Люди, которые как раз делают боевую работу. Их истории, их лица. Знаете, герои моих материалов, которые я подготовил за это время, я постоянно вглядывался в глаза и в лица этих людей, пытался найти вот то, о чем вы спросили меня – может быть, страх, может быть, волнение какое-то. Нет этого у людей. В 99% у людей, с которыми я общался, я не увидел этого. Люди делают свою работу. И делают ее, как мне показалось, абсолютно осознанно. Даже когда я находился в тот период, когда ВСУ зашли в Курскую область и начали с того направления, где я был, перебрасывать подразделения в Курскую область, это немножко людей взволновало, тем не менее, я слышал, что мы будем до конца.
В. Алфимов:
- Никаких упаднических настроений?
Д. Корнев:
- Да, не было.
В. Алфимов:
- Дмитрий Витальевич, вот несколько таких живых ярких историй из зоны спецоперации. Я вот тоже в апреле этого года попал в один из крупных городов. В отпуске, правда, был, семью повез – дети, давайте я покажу вам, как выглядит Мариуполь сейчас. Потому что, когда вы в него приедете уже лет через 5-7, это будет уже цветущий город, цветущий сад.
Д. Корнев:
- Дай Бог!
В. Алфимов:
- Мне кажется, с нашими темпами восстановления, мне кажется, вообще сомневаться не стоит. И я говорю – а вот сейчас вы увидите следы войны, вот как люди жили в этом всем. И, честно говоря, очень яркие такие ощущения…
Д. Корнев:
- Самая первая история для меня, когда я приехал на СВО, это был мой первый выезд на линию боевого соприкосновения – долго мы ехали, три часа – плюс волнение, конечно, было определенное. В общем, когда в нужную точку прибыли, в подразделение танковое, я встретился с экипажем танковым и он состоял из дяди – командира танка и его двух племянников. Это абсолютно семейный экипаж. И они воевали на Южнодонецком направлении, сами они из Бурятии. Вот такой семейный экипаж, абсолютно осознанный, как выяснилось в процессе общения, сделан был выбор ими. Тоже волновались их родные. И вот они громят врага… Они брали Старомайорское, брали Угледар, скорее всего в дальнейшем. Я думал поначалу, что это, может быть, что-то такое искусственно созданное. Нет, говорят, мы сами попросили так, чтобы мы оказались в одном танке, в одном экипаже.
В. Алфимов:
- То есть, не командиры их туда засунули?
Д. Корнев:
- Нет, никто специально это не монтировал – ни по приказу, ни для какой-то галочки, они так сами решили и им пошли навстречу и сделали такой экипаж. Воюют прекрасно, умело и мы в пример многим их ставим.
В. Алфимов:
- Вот интересно, каково воевать вместе со своими родственниками?
Д. Корнев:
- Как они сказали на мой такой же вопрос – для чего это, как это влияет вообще? – они сказали, что нам это помогает. Мы лучше друг друга понимаем, а в танке порой в бою доли секунд, раздумывать особо некогда.
В. Алфимов:
- Еще что запомнилось яркое?
Д. Корнев:
- Второй момент, который для себя отметил, это один из последних моих выездов – крайних там говорят приехали мы на позицию артиллерийских подразделений длинноствольной артиллерии, это было под Угледаром… на той досягаемости до Угледара, с которой работали артиллеристы, и я задаю вопрос – вы примерно представляете, по кому вы работаете? Кто ваши цели? Они говорят – да. И так рукой мне один из военнослужащих показал – вот там французские наемники, вот там польские, вот там грузинские. Я, конечно, догадывался, но то, что с нами воюет не ВСУ в чистом виде, а мы уже давно противостоим мощным организациям военным, это факт.
В. Алфимов:
- Вы, хоть и журналист, но все-таки вы военнослужащий. Вы участник боевых действий.
Д. Корнев:
- Точно так.
В. Алфимов:
- Соответственно, вам положены все социальные гарантии, которые есть у бойцов, которые выполняют задачи спецоперации.
Д. Корнев:
- Да, насколько я знаю, сейчас государство в лице Госдумы, правительства… я недавно читал эту новость – более 112 специальных законов…
В. Алфимов:
- Обратите внимание, товарищи слушатели, что Дмитрий Витальевич говорит о том, что он восстановился на службе не для того, чтобы получить социальные гарантии, а по зову сердца. А про социальные гарантии он тогда не думал, а, может, даже вообще не знал.
Д. Корнев:
- Вы правы. Я не думал в первую очередь об этом – это точно. Мысли-то другие на самом деле были. Приносить пользу максимальную армии и родине своей. Может, это пафосно звучит, но это так.
В. Алфимов:
- Пользуетесь ли уже чем-то из того, что вам положено, как участнику боевых действий?
Д. Корнев:
- Я еще не успел оформить свои льготы до конца, поскольку недавно прибыл из зоны боевых действий. Но я знаю, что положены выплаты, положена 50-процентная скидка на оплату ЖКХ, детям в детский сад бесплатно, потом транспортный налог – освобождается участник СВО.
В. Алфимов:
- Можно купить большую мощную машину и ничего тебе за это не будет.
Д. Корнев:
- Да. Для родственников есть определенные льготы. Я вот собираюсь скоро изменить свой социальный статус – жениться собираюсь – и моя супруга сможет этим воспользоваться в какой-то мере.
В. Алфимов:
- Вы с парнями общаетесь там на передке, чего они говорят про социалку?
Д. Корнев:
- Да, я задавал своим собеседникам вопросы такие же, и почти все из них говорили – да, в регионе, в котором живут их родные и близкие люди, если это семейный человек – да, моего ребенка устроили без очереди в детский сад. Мама и папа оплачивают ЖКХ с 50-процентной скидкой. Да, бесплатный проезд в транспорте.
В. Алфимов:
- 5 ноября исполняется 105 лет военному университету. Вы, как выпускник, я просто прошу вас сказать пару теплых слов о нем. Кстати, вас не звали еще туда преподавать?
Д. Корнев:
- Меня еще пока не звали туда преподавать, ну, может, я еще не готов… Да все может быть, я не исключаю такого поворота в своей карьере. В принципе, готов делиться своим опытом.
В. Алфимов:
- Надеюсь, что нас слушает сейчас руководство военного института.
Д. Корнев:
- Мне было бы интересно. Потому что опыт работы военной журналистики у меня кое-какой есть. По поводу военного университета. Знаете, у меня с вузом, который я окончил, он такой нитью через жизнь мою прошел, потому что мой отец – офицер, он тоже когда-то учился в нем, только тогда это была военно-политическая академия имени В. И. Ленина. Уже тогда этот вуз был в моей жизни. Со временем я в 1997 году тоже стал курсантом этого вуза, проучился в нем пять лет. Конечно, когда уже прошло более 20 лет после выпуска, я вспоминаю те годы – конечно, хочется всегда вспоминать только добрые истории, а они только и вспоминаются.
В. Алфимов:
- Конечно. Плохое все забывается. Да плохого и не было, я уверен.
Д. Корнев:
- Знаете, это тогда казалось плохое. Сейчас вспоминаешь это и весело в общем как-то все… ну, обычные курсантские будни они такие.
В. Алфимов:
- Тем, кто сейчас раздумывает – идти в военный университет или ну его на фиг – что скажете?
Д. Корнев:
- Во-первых, раздумывает человек не только над тем, пойти в военный университет или нет, он раздумывает над тем, что свяжет свою жизнь с армией. Я скажу так – мне есть с чем сравнивать. Когда я поступал в конце 90-х годов, это была совсем другая армия. К сожалению, и мой отец тогда месяцами не получал довольствия денежного, нам, курсантам, не вовремя его давали. Оно было небольшим, но нам и того не давали. Ну, были тяжелые времена у всей страны. Сейчас, конечно, все иначе. И если человек, который решается на такой шаг, думает о социальной стороне этого дела, то я вижу, что военного человека государство поддерживает. Предоставляется жилье, выплачиваются вовремя деньги. Знаете, денег много не бывает. Достойное денежное довольствие. Чем отличается военный университет от других военных вузов? Военный университет готовит, практически все факультеты в нем представлены, человека и по гражданским специальностям, в том числе. То есть, военные юристы, военные переводчики. Всегда можно применять свои силы и там, и там. Военная судьба может сложиться по разному у человека, так же, как и гражданская. Но ты, по крайней мере, будешь обеспечен гражданской профессией.
В. Алфимов:
- Всегда найдешь себя на гражданке.
Д. Корнев:
- Да. Так же и журналистика. У меня личный пример такой в жизни был – работал прекрасно в гражданских СМИ. Поэтому такая универсальность нашего вуза привлекательна, как мне кажется.
В. Алфимов:
- Поздравляем военный университет с юбилеем!
Д. Корнев:
- Да, я хотел бы поздравить альма-матер с этой датой, пожелать больше чтобы из стен этого вуза выходило как можно больше достойных офицеров, которые будут с честью защищать свою родину.
В. Алфимов:
- Спасибо большое. У нас в гостях был майор Дмитрий Корнев, старший постоянный корреспондент отдела военных корреспондентов редакционно-издательского центра «Красная Звезда» Минобороны. Дмитрий Витальевич, мы вам желаем, чтобы никогда у вас никаких ранений, никаких контузий, ничего не было, когда вы в следующий раз поедете в зону СВО.
Д. Корнев:
- Спасибо за добрые пожелания. Вам тоже желаю всего хорошего!
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью