Сколько времени разрешено тратить на выполнение домашнего задания

М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. У нас сегодня в гостях директор школы «Дмитровский» Вера Андреевна Нилова. Вера Андреевна, Минпросвещения утвердило время на выполнение домашки. Правда, уже конец года. Я помню, как сейчас: когда май на носу, домашка? Нет, не слышали. Сейчас так же у школьников? Или у каких-то классов так, а у каких-то совсем не так? Сказали, что школьники должны тратить 1, максимум 2 часа на домашку. Вот так в Минпросвещения считают.
В. Нилова:
- Ну, не совсем так. Речь шла все-таки о младших школьниках, это 1, 2, 3 и 4 класс. И у них все, на мой взгляд (по крайней мере, в Москве) в порядке в домашним заданием. Потому что есть прекрасный сервис МЭШ, и сервис МЭШ самостоятельно при установке домашнего задания учителем (а у первых классов вообще нет домашних заданий, хочу напомнить, по сей день) сам устанавливает оптимальное время выполнения домашнего задания. Если учитель считает, что прикрепляет дополнительно какое-то, может быть, более сложное домашнее задание, то можно самостоятельно рассчитать, какое же количество времени будет ученик тратить на выполнение домашнего задания. Система суммирует все это и понимает, оптимальное время для выполнения или не оптимальное время, и дает нам, педагогам, определенные сигналы.
Что касается живых школьников, за мою практику в последние 10 лет никто из них не жаловался на домашние задания. Наверное, родители жалуются иногда, но здесь, опять же, все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. А кто-то из детей выполняет задание за 10 минут, а кому-то нужно немножко подумать, поразмыслить, кто-то тратит на это же задание полчаса. Тем не менее, оптимальное среднее время МЭШ позволяет контролировать.
М. Баченина:
- Все говорят: в первом классе нет домашки. Я цитирую: «Согласно данным министерства, в первом классе школьники должны тратить на выполнение домашнего задания 1 час». Иногда оно бывает, что ли?
В. Нилова:
- Мария, речь идет, наверное, о каких-то развивающих заданиях, рекомендуемых. Бывают такие для младших школьников в первом классе. Это рекомендуемые задания для ребят, которые они могут совместно со своими мамами и папами выполнять дома. Но конкретного домашнего задания (по крайней мере, в школе «Дмитровский») в первом классе не задают.
А. Милкус:
- Вера Андреевна, МЭШ еще говорит: не отвлекайся, не лови ворон?
В. Нилова:
- Пока не говорил, но, может быть, скоро заговорит. Очень умная система, ребятам и родителям очень нравится. Знаете, что удивительно? У нас в этом году появился ряд родителей, которые переезжают к нам из других регионов и Подмосковья в том числе. Так вот, они в восторге оттого, что у них больше нет никаких проблем увидеть, куда пошел ребенок, какое у него следующее занятие, что он скушал на обед, что он купил в школьной столовой, и поставить разрешительные метки, в том числе на то, что можно или нельзя ему купить в школьной столовой.
М. Баченина:
- Просто какой-то цифровой колпак над нашими школьниками.
В. Нилова:
- Мария, вы должны подтвердить. Ваш ребенок, насколько я помню, тоже учится в одной из московских школ.
М. Баченина:
- Да, учится.
В. Нилова:
- Но уже, слава богу, не в первом классе.
М. Баченина:
- Нет, не в первом.
А. Милкус:
- Давайте попробуем разобраться. У нас информационный повод – приказ Министерства просвещения. Я не понимаю. Это не первый приказ. Когда я начал углубляться в эти бумажки, я понял, что аналогичный приказ выходил в 2021 году. До этого были санитарные нормы и правила, в которых те же самые цифры повторены. Кроме того, есть рекомендации Института стратегии развития образования, в которых то же самое написано. А зачем нужно каждый раз повторять одно и то же? Это первый вопрос.
И второй вопрос. А как родитель должен следить? Вот вы говорите, что в первом классе нет домашнего задания. А в старшей школе рекомендовано до 3,5 часов заниматься выполнением домашнего задания. А родитель как должен следить – с секундомером, зашел – вышел, по хлопку двери в комнату? Как определять, 3,5 часа ребенок занимался, что рекомендовано Министерством просвещения и Роспотребнадзором, или все-таки 2 часа 28 минут?
В. Нилова:
- Александр Борисович, начну со своего личного видения, потому что это такие философские вопросы, на мой взгляд, вы задаете. Дело в том, что в перечисленных вами документах этот вопрос рассмотрен с разных сторон. Мы к этому приступим, наверное, все-таки к 1 сентября, насколько я помню, к домашним заданиям и нормированию домашнего задания.
А. Милкус:
- Так СанПиНы существуют с советских времен.
В. Нилова:
- Да. Но они рассматривают домашнее задание с точки зрения гигиены и здоровья ребенка. А вот наш новый приказ, я подразумеваю, все-таки про развитие и благополучие семьи. Потому что в нем говорится о том, что младшие школьники должны быстренько сделать домашнее задание, позитивно соответственно, быстро с этим разобраться и пойти гулять со своими родителями.
А. Милкус:
- То есть родители не работают, пошли гулять.
М. Баченина:
- Родители уже пришли с работы. У меня несколько вопросов – и про распределение свободного времени, и про то, что нынешние дети очень любят теперь сидеть дома, а не гулять. А если я и вижу кого-то на улицах, то там только людей в черных худи с черными капюшонами… Еще мне интересен ваш взгляд на то, стоит ли делать уроки с детьми, и до какого возраста им помогать.
А. Милкус:
- В этих же документах написано, что объем домашних заданий не может превышать половины от объема работ, выполненных на уроки. Это как посчитать? Что имеется в виду? Видимо, математики из Физтеха составляли эти бумажки?
В. Нилова:
- Не совсем так. На каждом уроки есть объем изучаемого материала, он подбирается сообразно детскому развитию, сообразно тому, что класс успевает на уроке. Приведу простой пример. Допустим, мы с вами – два первоклассника, и на уроке по математике мы решили 6 примеров. Так вот, давайте с вами посчитаем, сколько примеров мы с вами можем… Ну, давайте так. Второклассники-третьеклассники решили 6 примеров по математике, они были веселые, замечательные. Сколько примеров мы с вами получим на дом?
А. Милкус:
- Половину.
В. Нилова:
- Максимум три.
А. Милкус:
- Еще одна вещь, которая мне не очень понятна. Домашние задания на каникулярное время не задаются. А как же наше традиционное: подтяни такой-то параграф за каникулы?
В. Нилова:
- Александр Борисович, я вас расстрою, но уже и сейчас, может быть, лет 5, домашние задания на каникулярный период не задаются.
М. Баченина:
- И дневники чтения вести не надо?
В. Нилова:
- И дневники чтения вести не надо. Только если вы сами очень любите читать и хотите вести дневник чтения, для того чтобы потом к 9-му или 11-му классу мастерски писать книги.
А. Милкус:
- Не слетаем ли мы в другую сторону под названием халява?
В. Нилова:
- Теперь, Александр Борисович, я примкну к той части родителей, которые ругают школу за то, что они попустительски относятся к детям, попустительски относятся к требованиям к ним, соответственно, нужно с детьми быть жестче. Я правильно понимаю?
А. Милкус:
- Ну, в общем... На праздники учиться не надо, на каникулах, кроме книжки, и то по доброму желанию, не нужно. Надрываться, после школы решать примеры не нужно. Мы кого растим, таким образом, бездельников?
В. Нилова:
- Александр Борисович, я смею с вами не согласиться. Все дело в том, что у современных детей совершенно другие познавательные особенности. Если в наше с вами время они были на бумажных носителях, в книжках, то сейчас у них мир электронных библиотек, мир картинок, мир видео, и они массу информации, в том числе и учебной, познают оттуда. С этим просто нужно смириться и стать современником современным детям.
А. Милкус:
- А это хорошо, что они, вместо того, чтобы читать, смотрят картинки? Я сомневаюсь, что это помогает им в обучении.
В. Нилова:
- Можно рассуждать по-разному. На мой взгляд, у них просто совершенно по-иному складывается учебная деятельность. Она складывается сама по себе при таком обилии гаджетов. И либо мы с вами направляем их в мире гаджетов, в мире информации в нужное русло, либо они направятся сами.
М. Баченина:
- Саша, мы сейчас можем с вами сказать, что критическое мышление у нас хромает из-за того, что картинки сплошные, но мы ничего с этим поделать не сможем. А вообще, какие тогда к урокам? Мне казалось, в старших классах они сидят, корпят… Но по старшим классам, по-моему, нет никаких норм. Или есть все-таки нормы для средней школы, сколько нужно тратить на домашку, и для старших? Или туда не лезет даже Минпросвещения, потому что там ЕГЭ?
А. Милкус:
- Можно я зачитаю? «2-3-й класс – не более 1,5 часов, 4-5-й класс – не более 2 часов, 6-8-й класс – не более 2,5 часов, 9-11-й класс – не более 3,5 часов». Вообще абсолютно непонятно. Ощущение, что люди, которые это писали, они в современную школу заходили много лет назад. Если учитывать, что в большинстве продвинутых школ страны 10-11-классники сидят по 6-7 уроков минимум, плюс всякие дополнительные занятия, особенно во время подготовки к ЕГЭ, а еще мы говорим: еще 3,5 часа, пожалуйста, на домашнее задание. Я помню, не так давно специалисты считали… Я имею в виду то, что регламентировано документами, а не то, что по жизни. Если посчитать, сколько разрешено старшим школьникам заниматься, то это существенно превосходит разрешенный трудовым законодательством объем, который для взрослых, больше 40 часов в неделю у них получается.
Несколько лет назад на конкурсе «Учитель года» Алихан Динаев, замечательный учитель из Грозного. И на последнем конкурсе он сорвал аплодисменты зала, когда рассказал о простой вещи. Он сказал: «Знаете, когда я пришел в школу (он был вузовским преподавателем и его пригласили в школу), не мог понять, почему в 5-м классе дети получают такой объем домашнего задания». Оказалось, что каждый учитель, естественно, считает свой предмет лучшим, важным, и он задавал по максимуму домашнее задание. И он говорил: «Я просто всех собрал и сказал: давайте договоримся по дням, сколько мы будем давать домашнего задания, для того чтобы дети не перегружались, чтобы дети по каждому предмету выполняли домашнее задание». Действительно, его коллеги собрались и выстроили на каждый день примерно одинаковую нагрузку на домашнее задание. И я понял, что это самый простой рецепт, и он у образовательного сообщества вызвал какую-то радость – а так можно было?
М. Баченина:
- Это практически невозможно. Сами посудите, если в один день у нас идет русских несколько, математик несколько, а если география один раз и в этот же день биология, что, биолог скажет: ладно, я уступаю вам, географ (или наоборот)?
А. Милкус:
- Как быть, Вера Андреевна?
В. Нилова:
- Вернусь к началу моего рассказа о том, как работает Московская электронная школа, которая автоматически проставляет время по домашнему заданию, и учитель может сам регулировать. В том числе в этот процесс включается и классный руководитель, цель которого – посмотреть, сколько домашнего задания в целом классу задано на следующий день, нет ли там каких-то больших домашних заданий, не превышаем ли мы нормы. Точно так же, как за этим следят, в том числе, и вручную, кроме МЭШ, еще и заместители директора.
Что касается идеи договориться межпредметными сообществами, а именно по параллелям, например, параллели пятых классов или все учителя, которые работают в одном классе, о том, какой объем домашних заданий мы задаем. Безусловно, это очень сложный процесс, но, тем не менее, учителям часто удается это сделать. В школе «Дмитровский» работают не только методические объединения, но и межпредметные сообщества, а также наши педагоги не реже, чем раз в месяц, собираются педагогами классов, для того чтобы обсудить определенные сложности, которые, может быть, возникают в процессе обучения.
М. Баченина:
- То есть все зависит от договоренности и от желания договариваться, я так понимаю.
В. Нилова:
- Не совсем так. Москва выстроила определенные рамки по домашнему заданию. Когда учитель вносит в Московскую электронную школу домашнее задание, там проставляется автоматически количество времени, которое ученик может потратить на это домашнее задание. Тем не менее, есть функция учителя, он может поправить время, которое он считает важным ученику потратить на это домашнее задание. Естественно, искусственный интеллект. Московская электронная школа – это тоже цифра, но, тем не менее, очень важно, чтобы учителя-предметники между собой коммуницировали.
М. Баченина:
- У меня сын занимается с репетитором по русскому и литературе. Нужно сказать, что он вообще занимается в своем темпе, он в таких, достаточно елейных условиях обучается. Она говорит о том, что программа очень быстро проходится, и многие дети из-за этого не успевают. То же самое с домашним заданием. Все ускоряется, все сжимается, все оптимизируется. Вы это наблюдаете или нет? Дети успевают за всеми этими нормативами, укладываться в них, либо чаще не хватает?
В. Нилова:
- Мария, я вам открою секрет. Дети об этом вообще не думают, они живут в своем темпоритме. А если еще им мама к шестому классу собирает рюкзак и шнурует ботиночки, так вообще хорошо. Это больше родители волнуются по данному вопросу, а ребята по данному вопросу вообще не волнуются.
М. Баченина:
- Вообще у детей такая штука, пока не созреют лобные доли, они со временем не дружат, у них свое собственное какое-то внутреннее распределение времени, и чем младше ребенок, тем он больше славится тем, что он не понимает, как время движется. Да и неохота никому учиться.
А. Милкус:
- Если интересно, то охота. Почему нет?
М. Баченина:
- Все равно всегда интереснее посмотреть телек, комп, какие-то рилсы полистать.
А. Милкус:
- В том-то и вся проблема, что сейчас мы всё больше и больше заигрываем с детишками. Помнишь, у нас был специалист по всяким игровым коммуникациям? Приложение «Берлога», там куча всяких интересных рассказов, как чуть ли не через сказку заинтересовывают детей инженерным трудом. Мы говорим слово «труд», но им это всё разжевывают яркие персонажи, сюжеты, погружение в какие-то квесты и т.д. Мне кажется, что такой, может быть, облегченный вариант постижения жизни и постижения предметов – тоже не самая хорошая вещь, тем более что на носу искусственный интеллект, который вообще всё разжует…
М. Баченина:
- Вера Андреевна, хотела с вами обсудить распределение свободного времени у детей. Какие ваши впечатления? Я понимаю, что и у вас в школе есть кружки и т.д. Кстати, дети туда ходят в охотку либо «не придешь – отключим газ»?
В. Нилова:
- У нас по-другому. Какой кружок не востребован, если к преподавателю не ходят, мы просто закрываем кружок и открываем те, которые востребованы. Поэтому все ходят с удовольствием.
М. Баченина:
- Все ходят, наверное, на робототехнику, компьютерное программирование и прочее?
В. Нилова:
- Нет.
М. Баченина:
- Вышивание у вас есть?
В. Нилова:
- Кружок вышивания или выживания?
М. Баченина:
- Давайте и то и другое.
В. Нилова:
- И вышивание, и выживание у нас есть.
М. Баченина:
- Выживание – это круто, это ОБЖ, нормы какие-то, техника безопасности, оказание первой помощи. Я это очень уважаю и ценю, считаю, что каждому нужно пройти через эти курсы или ходить в такой кружок. А на вышивку действительно ходят? Просто для меня это такой архаизм. Я очень люблю это рукоделие, но, мне кажется, дети сейчас на меня посмотрят и скажут: мама, еще заплатку меня научи делать. А я занимала на конкурсе «А ну-ка, девушки» в 8-м классе первое место. Ну, первой заплатку сделала среди остальных, и лучше всего сделала. К чему я веду? Мне казалось, что сейчас это… Что, ходят на рукоделие?
В. Нилова:
- Конечно. Это очень востребовано. Более того, девочки участвуют и в олимпиадах по труду.
М. Баченина:
- Есть и такие?
В. Нилова:
- Да.
М. Баченина:
- А они дают дополнительные баллы к ЕГЭ?
В. Нилова:
- Называется она олимпиада по технологии, но тем не менее. Более того, я могу сказать, что коллеги из «Серебряного возраста» к нам ходят - и вяжут, и шьют, и очень сильно довольны.
М. Баченина:
- Школы обязали, так сказать, предоставлять свои площади еще и «Московскому долголетию»?
В. Нилова:
- Мы с удовольствием проводим для наших бабушек и дедушек. Наибольшей популярностью как раз пользуется кружок, где можно себе что-нибудь сшить, изготовить какие-нибудь поделки к Новому году, к 8 марта. Пожалуй, еще испанский язык с танцами обязательно должен быть и настольный теннис.
М. Баченина:
- Про свободное время детей. Как они его проводят с точки зрения вас как человека, который детей видит каждый день по работе?
В. Нилова:
- По-разному. Все зависит от ценностей семей на самом деле. Если в семье очень устойчивые ценности, и семья со школой смотрят в одну сторону, то и ребята проводят свой досуг вполне себе определенным образом. Потому что они посещают очень много кружков, в том числе и в школе. Мы их вовлекаем в разные события, которые являются определенной реперной точкой в развитии личности в части дисциплины, например. Это им очень полезно. Если семья считает, что ребенок может проводить время и не с семьей, и не в школе, то, конечно, он, бывает, попадает в разные ситуации, но, тем не менее, с каждой ситуацией мы работаем, и, в конце концов, ребята выруливают в нужное направление. Но бывает по-разному, честно могу сказать. Вы, Мария, заметили про детей в черных капюшонах с черными штанами. Не пугайтесь, пожалуйста, у них внутри скрывается приятная девушка или молодой человек.
М. Баченина:
- Проблема в том, что я не могу понять, даже подойдя близко, девушка это или молодой человек.
В. Нилова:
- А зачем?
М. Баченина:
- Ну как? Я же мать, я присматриваюсь. А то вдруг приведет кого-то, надо понять, молодой человек это или девушка.
А. Милкус:
- Когда приведет, тогда и будешь разбираться. Вера Андреевна, сейчас у нас апогей четвертой четверти. В принципе родителям уже давно надо было задуматься о том, как организовать детям летние каникулы. Как вы считаете, с какого возраста нужно или можно отправлять детей в лагерь? Будет ли у вас школьный лагерь, и какие там будут важные направления? И если мы говорим про домашние задания, если не рекомендовано, все-таки как их убедить книжки-то почитать?
В. Нилова:
- Давайте начнем с первого вопроса, с какого возраста рекомендуется отправлять ребенка в лагерь. Это решает, конечно, каждая семья, но ребят 1-4 класса я бы все-таки подумала о том, что желательно, если семья приняла решение отдать в лагерь, то отдать его в городской лагерь дневного пребывания. Да, конечно, на базе нашей школы будет работать, как мы ее называем, летняя смена в направлениях и инженерном, и медиа, и творчества. И, самое главное, в этом году у нас стартует военно-патриотическая смена.
Что касается второго вопроса – как заставить их читать книжки…
А. Милкус:
- Или убедить.
М. Баченина:
- Именно убедить. Я очень хорошо помню, как я не читала до какого-то определенного класса, а потом ко мне моя тетя (она работала всю жизнь в читальном зала, в библиотеках) нашла ключик. И у нас с ней даже сохранился этот пароль по сей день, когда я уже мама, а у тети уже, считайте, внуки, внучатые племянники. Я спрашивала: «Таня, там есть про любовь?» И даже если книжка техническая, описание какого-нибудь танка, она мне говорила: «Да, Маша, есть». И я понимала, что это интересно. То есть вот этот момент доверия. Один раз доверился, не смог оторваться от книжки – и всё. А тут даже не знаешь, как подобраться. Вы видели читающих детей, Вера Андреевна, они существуют до сих пор?
В. Нилова:
- Да, конечно, я вижу читающих детей. Вообще, что же такое чтение? Это когда ты сидишь, смотришь в бумажную книгу, наверное?
М. Баченина:
- Да, Саша это имел в виду, я полагаю.
В. Нилова:
- Если просто смотреть в бумажную книгу, то, конечно, ребятам не всегда интересно. Но чтение – это же не всегда чтение бумажной книги. Во-первых, книга может быть электронная, с иллюстрациями. Это для более младших школьников. Есть очень примитивный способ заинтересовать ребенка, в данный момент самый простой: «Алиса», включи аудио «Дети капитана Гранта». Аудиоспектакль кажется ребенку сначала очень интересным. Стоит обратить внимание на некоторые интересные моменты этой книги, а потом эту книгу подсунуть. И он прочитает.
М. Баченина:
- Со мной это работало, я всегда любила сначала посмотреть кино, а потом прочитать книгу, хотя у всех наоборот.
В. Нилова:
- Есть еще один запрещенный лайфхак.
М. Баченина:
- Запрещенный? Я полагаю, это применение физического насилия или, как минимум, психологического.
В. Нилова:
- Выйдем из образа директора школы, войдем просто в образ человека или мамы. Найдите известного блогера, который уже написал рэп на то или иное стихотворение Пушкина или по тому или иному тексту классического произведения, и покажите. Потом прочитает.
М. Баченина:
- А есть такие блогеры?
А. Милкус:
-Вера Андреевна, насколько ваши старшеклассники готовы, и вы им рекомендуете в летнее время подработать? Насколько это сейчас популярно? Я знаю, что Сергей Семенович Собянин… Много документов выпущено, для того чтобы правильно регламентировать, защитить трудовые права подростков.
М. Баченина:
- Сейчас же разрешили даже работать в свободное время с 14 лет, и это очень классно.
А. Милкус:
- Да. Мы им разрешили, а они готовы?
В. Нилова:
- Александр Борисович, вынуждена ответить как директор. Я глубоко убеждена, что это должно быть решение семьи. Рекомендовать мы можем все что угодно, но куда же ребенок пойдет работать, как он будет функционировать, это, конечно, решение семьи. Мы организуем со стороны школы летнюю практику в июне…
А. Милкус:
- А это что такое?
В. Нилова:
- Летняя практика? Это часть учебной деятельности. Мы в июне с ребятами 7-8-х и 10-х классов (бывает, даже 6-х) задерживаемся и делаем практические, можно сказать, научные работы, которые их вовлекают дальше в предмет на следующий год, на базе наших партнеров, например, РГГУ, на базе одного из заводов, с колледжами совместно работаем. Ребятам очень нравится. А вот будут или не будут работать старшеклассники, это решение семьи. Опять же, решение семьи какое? Насколько можно ребенка 16 лет убедить при наличии большого количества благополучия пойти куда-то работать? У него должна возникнуть внутренняя мотивация. И это, конечно, не всегда случается.
А. Милкус:
- Уберем директора, возьмем взрослого человека, который просто идет по школе и общается. Вы видите, может быть, даже не материальную, а потребность ребят проявить себя именно в трудовой деятельности? Я смотрю, много ребят (может быть, это не школьники, а студенты) работают курьерами, много ребят работает на предприятиях фастфуда.
В. Нилова:
- Да, у них есть такая мотивация. Более того, мы с вами понимаем, что ребята, которые идут в колледж, в том числе идут в колледж для того, чтобы быстрее пойти работать.
М. Баченина:
- Есть, я тоже подтверждаю. У нас сейчас дети не голодают, голыми не ходят, 90-е ушли, как в мои школьные годы, когда тебя по одежке встречали и могли, наверное, высмеять, сейчас все одеваются нормально, и если дети начинают придираться, то по другим вопросам. И я заметила, что очень мотивированные, сразу начинают думать: а на что же я должен копить? И теперь мы, например, думаем, где найти эту работу. Мне кажется, очень круто, когда это законом разрешено.
Вера Андреевна, я вас о кружках спрашивала. Совсем недавно я общалась с учениками медиаклассов, и они ко мне подходили после моих мастер-классов, которые я читала, и спрашивали, где они могут применить свои навыки. И я им абсолютно уверенно говорила, что в каждой школе есть радиоузел. Они не понимали сначала, что это за слово – радиоузел. Я им говорила: «У вас проводится учебная тревога, когда пожар, чтобы вы знали?» - «Да». – «Вот, голос идет из радиоузла, записной либо человеческий. Вот там же вы тоже можете вещать. Вы пойдите к директору…». И когда я говорила слово «директор» или «завуч по общественной работе», они начинали как-то нервно хихикать: «Мы к директору?» Я говорила: «Да, и желательно в письменной форме изложите все, чтобы был входящий номер и т.д.». Скажите мне, пожалуйста, почему они хихикали? Какая сейчас коммуникация? Мне казалось, дети сейчас такие смелые, что могут подойти и к директору, и к завучу, не то что мы, боялись с трепетали, особенно когда на ковер вызывали, в кабинет.
В. Нилова:
- Маша, вы мне такой сложный вопрос задали. Судя по описанной ситуации, я вообще не понимаю, что за этим может стоять, если честно, почему они хихикают при слове «директор».
М. Баченина:
- Мол, кто мы такие, что пойдем к директору.
В. Нилова:
- «А чего это мы должны ходить? Нам и так все можно взять».
М. Баченина:
- Знаете, чем я им мотивировала? Я сказала о том, что в любой школе вот такая внеурочная активность – это как дополнительный балл к ЕГЭ, только дополнительный балл к вашей школьной репутации. Это до сих пор так, когда школе нравится…
В. Нилова:
- При слове «школьная репутация» они не смеялись?
М. Баченина:
- Нет. Я им сказала: «К вам действительно будут относиться по-другому, если вы будете делать какой-нибудь радиожурнал, радиокружок. Это как спортсмен, представляющий школу, олимпиадник, представляющий школу». Сейчас такое есть? Вот если бы я к вам пришла и сказала: «Вера Андреевна, здравствуйте, меня зовут Мария Баченина, я ученица 10-го или 11-го класса «Б». Скажите, пожалуйста, я могу радиопрограмму какую-то свою сделать?», вы бы скорее сказали «нет», потому что это лишние траты? Я бы сказала: «Мне микрофон надо купить и наушники».
В. Нилова:
- Микрофон и наушники есть, - сказала бы я, - делайте, только сценарий пришлите.
М. Баченина:
- Понятно. Чтобы я там не нашалила и не нахулиганила.
А. Милкус:
- Радиоузла и радиорубки в школе нет – ни в московской, ни в других.
В. Нилова:
- Александр Борисович, я судорожно соображаю, где же у меня этот радиоузел.
М. Баченина:
- А откуда льется звук «всем выйти из класса, пожарная тревога»?
А. Милкус:
- Это называется медиацентры. В каждой московской школе медиацентры есть, практически в каждой подмосковной школе медиацентры есть, во многих региональных центрах они тоже существуют и открываются. Потому что медийные навыки нужны детям, и администрация это понимает. Я думаю, они просто, когда услышали «рубка»…
М. Баченина:
- Я не сказала «рубка», я сказала «узел». Ну, переименовали нормальное русское слово в эти медиацентры.
А. Милкус:
- Им же радио не совсем интересно. Им нужны не радиозаписи и программы, им нужны подкасты. Вот когда подкасты, это они понимают и делают с удовольствием. И видео снимают, и звук записывают, и сценарий Вере Андреевне не показывают, я думаю.
М. Баченина:
- Вера Андреевна, ваша школа выпускает какие-нибудь подкасты?
В. Нилова:
- Мария, я думала, что вы уже всё посмотрели.
М. Баченина:
- Мне стыдно, но нет.
В. Нилова:
- У нас очень много разных рубрик. Мы представлены везде, в разных соцсетях, и на Rutube в том числе. Одна из самых популярных рубрик – «В гостях у Ксении Владимировны», наш медиацентр выпускал. А сейчас мы переходим к разделу «Новости с Ксенией Владимировной». Дальше мы снимаем внутрянку школьную обязательно, где ребята снимают, а рассказывают педагоги, что происходит в школьной жизни, а главное, почему. Вот почему в школе двери стеклянные, зачем это нужно. Или почему стрелочки на лестницах только наверх или только вниз, вообще на фига это надо в школе. Или как происходит оповещение, почему охрана работает так или иначе. Очень много разных тем, приходите. Даже попадете на «штурм подвала».
М. Баченина:
- Это дает дополнительные плюсики к весу ученика в школе?
В. Нилова:
- Дает обязательно. Даже, наверное, не к весу ученика в школе, а к тому, каким он в будущем будет видеть эту жизнь и куда идти. Объясню почему. Потому что у нас мир в будущем (и сейчас уже) очень сильно картиночный. То, как вы себя продадите, то, как вы выглядите, то, как вы умеете смонтировать что-то про себя, то, как вы напишете резюме, все это влияет на ваш успех.
М. Баченина:
- Итак, можно подводить итоги сегодняшней программы. Мы о многом поговорили. Получается, что волноваться за выполнение домашнего задания и отпущенного на него времени не стоит, все искусственный интеллект разрулил, а классные руководители смотрят, как там у старших классов, им перезадали или, наоборот, у них какая-то халява.
А. Милкус:
- Сделаю маленькую ремарку. Я вообще считаю, что все эти бумажки регламентирующие, они скорее нужны для тех, кто их регламентирует. Дети – существа в основном самоорганизующиеся, и если у них много задания, кроме некой небольшой поросли ботаников, делать никто не будет. Мало того, если будет много заданий, они вообще ни одного не сделают. А зачем делать, если все равно ты не в состоянии все выполнить? Мне кажется, что есть какие-то непересекающиеся множества. Есть нормативка по количеству времени на домашнее задание, а есть живые дети…
М. Баченина:
- А есть внутрянка. Мне очень понравилось это слово.
А. Милкус:
- Да. И они совершенно спокойно с вменяемым классным руководителем или с преподавателем договорятся, скажут: вот тут 4 страницы, это мы не осилили, поэтому – до свидания. Мы сегодня озвучивали официальные данные, но мне кажется, что жизнь, она немножко по-другому устроена…
В. Нилова:
- И расставит все на свои места.
А. Милкус:
- …о чем нам Вера Андреевна пыталась рассказать.
М. Баченина:
- Мы обсудили, как распределяется свободное время у современного школьника, и выяснили, что в большинстве своем это зависит от семьи. И у меня теперь есть ремарочка. Вы, Вера Андреевна, сказали, что если семья смотрит со школой в одну сторону, то школьник проводит свободное время в семье и в школе, либо, если в разные стороны, то он гуляет. Я одного не пойму. Я поняла, что хорошо, когда семья смотрит в одну сторону со школой, но тогда мне представился не гуляющий совсем школьник. То есть он допоздна на продленке, на кружках, а потом домой. Гулять-то нынче опасно и плохо, люди в черных капюшонах тебя заберут?
В. Нилова:
- Мария, не об этом речь. Я сказала о том, что тогда ребенок выбирает чаще кружки, тогда ребенок увлечен каким-то любимым делом. Либо он проводит время с семьей. Если ни то, ни другое, соответственно, он становится абсолютно бесконтрольным.
М. Баченина:
- Или музыкалка.
В. Нилова:
- Да.
М. Баченина:
- Я хотела бы уточнить по поводу практики. Дети вообще не жалуются, что на каникулах загоняют их на практику?
В. Нилова:
- А мы никого не заставляем. Пожалуйста, не ходите.
М. Баченина:
- Тогда другой вопрос. Неужели кто-то придет?
В. Нилова:
- Все придут.
М. Баченина:
- Вы шутите?
В. Нилова:
- Нет. Я вам давно говорю, приходите к нам в школу, а вы всё не приходите.
М. Баченина:
- Я-то приду, но я уже отучилась, вы меня не примете.
А. Милкус:
- Я хотел бы еще раз напомнить родителям, что сейчас как раз самое время задуматься, чем ваши дети разного возраста будут заниматься на каникулах. Это все надо продумать стратегически. Это не так просто. У родителей в лучшем случае от пуск 2 или 3 недели, а жуткие наши каникулы 3 месяца длятся.
В. Нилова:
- Александр Борисович, прошу всех приходить в школу «Дмитровский».
М. Баченина:
- Идем, друзья мои, прямо в кабинет к директору.
А. Милкус:
- Имеется в виду, как я понимаю, летний лагерь.
М. Баченина:
- Вера Андреевна Нилова, директор школы «Дмитровский», сегодня была в «Родительском вопросе». Огромное вам спасибо.
В. Нилова:
- Спасибо большое. До свидания.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp