Михаил Пучков: «Школы в Нижегородской области к 1 сентября готовы»

Кардинальных изменений в этом учебном году не будет, но теперь контрольные работы по предмету не могут занимать больше 10% от времени его изучения, готовиться к Государственной итоговой аттестации ученикам станет легче, в школы поступил новый учебник истории для 5 и 6 классов. Каким будет новый учебный год, об этом редактору нижегородской "Комсомолки" Юлии Василишиной рассказал министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков.

У микрофона Юлия Василишина. Считанные дни остаются до начала учебного года. И сегодня у нас в гостях человек, который знает всё о школьной жизни, о новшествах, которые ждут в этом году школьников. Министр образования Нижегородской области Михаил Юрьевич Пучков.

Михаил Пучков:Добрый день.

Юлия Василишина:Здравствуйте, Михаил Юрьевич. Расскажите, пожалуйста, о том, как идёт подготовка к школе. Все ли школы уже прошли приёмку?

Михаил Пучков:В любом случае сфера образования – это такая замечательная сфера, которая празднует Новый год дважды в год: один раз со всеми, а другой – 1 сентября. Но к 1 сентября нужно готовиться. Поэтому все школы с 1 августа по 15-е проходят приёмку, и 15-го выпускается финальный список готовности школ. На текущий момент у нас 788 школ. Это все те, которые были представлены, приняты и готовы принять наших ребят 1 сентября.

Приёмка прошла без проблем? Да, приёмка завершена, соответственно, мы готовы полностью к учебному году. То есть все, с одной стороны, технические аспекты приёмки школ: здание должно быть готово, инженерные системы должны работать. Второе – это всё, что касается новых учебников: они должны быть закуплены, доставлены, они должны быть в школах. Соответственно, все вопросы решены, мы готовы стартовать.

Юлия Василишина:Каждый год у нас происходят какие-то новшества в учебном процессе. Расскажите о том, чего ждать школьникам в этом году, чего ждать родителям.

Михаил Пучков:Вы знаете, я бы сначала всех успокоил, что никаких кардинально новых изменений или чего-то такого, что очень сильно повлияет на школьную жизнь, в этом году не будет. В прошлом году у нас было изменение: предмет ОБЖ стал предметом ОБЗР – основы безопасности и защиты Родины, вернулся труд в школы. Соответственно, в этом году таких изменений у нас не будет, все предметы, как были, так и есть. Меняется распределение часов в истории и обществознании – соответственно, за счёт обществознания.

Новый учебник истории, который, как я уже упоминал, поступил уже в школы: 5–6 классы. Если в прошлом году у нас были 10–11, то сейчас уже вся параллель – с 5 класса. Это, наверное, такие основные нововведения с 1 сентября. Обратил бы внимание, что это не с точки зрения образовательного процесса или каких-то новых предметов, но с 1 сентября очень меняется внутренняя работа для школы.

Вышел новый приказ Министерства просвещения Российской Федерации, приказ № 704, который говорит о том, что, например, сейчас нельзя по предмету больше 10% времени отдавать контрольным работам. В этом приказе теперь чётко прописано, а что же такое контрольная работа, какой она может быть. И, в любом случае, для того чтобы снижать нагрузку на ребёнка, сейчас на законодательном уровне определено: 10% времени внутри предмета – не больше.

Соответственно, для Министерства образования и науки Нижегородской области это нововведение нужно контролировать с 1 сентября. Ну, мне кажется, что это хорошее нововведение. Ученики однозначно будут рады, да. Ещё бы акцентировал внимание на том, что приведены в соответствие так называемые контрольные элементы содержания и те задания, которые будут на государственной итоговой аттестации.

Соответственно, все темы, которые проходят в рамках рабочих программ, теперь полностью соответствуют программам государственной итоговой аттестации на выпуске. То есть проведена очень большая работа на уровне Федерации: приведены в соответствие рабочие программы и вопросы к нашим выпускникам, которые должны будут продемонстрировать свои знания и умение решать задачи.

Поэтому это действительно облегчение с точки зрения и подготовки, и учителю сейчас станет работать проще – с точки зрения того, что в рамках реализации образовательной программы у тебя полностью соответствует тому экзамену, к которому ты готовишь. В данном случае это, на мой взгляд, очень большой плюс для системы образования: прозрачность и возможность готовиться к государственной итоговой аттестации и получать те знания, которые действительно позволяют в дальнейшем выбирать свой профессиональный путь.

Юлия Василишина:И у школьников, получается, уже никаких сюрпризов не будет.

Михаил Пучков:Да, абсолютно. Никаких сюрпризов вроде «мы эту тему не проходили» не будет. Нет, есть федеральная рабочая программа предмета, она полностью собрана так, чтобы соответствовать государственной итоговой аттестации. Поэтому берём федеральную образовательную программу, рабочую программу в конкретном предмете – и точно будем знать, что вот эта тема вот так-то проверяется в контрольной работе либо в государственной итоговой аттестации.

Юлия Василишина:Продолжение как раз темы ЕГЭ. Это тема, о которой уже много лет все говорят. Но, тем не менее, как прошёл в этом году основной период сдачи ЕГЭ и будут ли какие-то новшества? Вот об одном новшестве вы уже сказали, но, может быть, ещё какие-то изменения?

Михаил Пучков:Вы знаете, это, наверное, не новшество, это модернизация и улучшение, потому что в любом случае, что сфера образования, что государственная итоговая аттестация – они меняются, отвечая на те вызовы времени, которые есть. И взять тот же самый ЕГЭ, о котором постоянно говорят: ЕГЭ 5 лет назад и ЕГЭ сейчас – это очень две большие разницы.

И в этом году наша итоговая аттестация в рамках Нижегородской области прошла без сбоев, очень спокойно, у нас не было каких-то технических проблем, нам удалось полностью модернизировать инфраструктуру, на которой работала наша государственная итоговая аттестация, поэтому всё прошло действительно в штатном порядке, в штатном режиме. Были небольшие нарушения на конкретных пунктах сдачи экзаменов, да, они были, где-то – тоже достаточно известный факт, который широко обсуждался – был поставлен не тот аудиофайл конкретным работником. Но это всё такие издержки действительно организации. При условии, что у нас там почти 50 тысяч, больше 50 тысяч детей сдаёт, конечно, возможны такие мелкие случаи. Но системно в этом году сбоев никаких не было, мы прошли спокойно.

Ребята, которые, если посмотреть на аналитику выбора ОГЭ, ЕГЭ, стали больше выбирать предметы естественно-научного цикла, и это очень приятно. У нас в этом году очень хорошие результаты по химии, очень много стобальных результатов. И это даёт понимание, что система развивается правильно. Действительно, более осознанно ребята подходят к выбору предмета: не тот, который мне легче сдать, а тот, который мне действительно нужен, чтобы потом поступить в образовательную организацию на то направление, которое интересно. И мне кажется, что вот эту тенденцию я бы точно отметил, потому что она видна, и меня это очень радует.

Ну и в целом у нас средний балл, если смотреть по Российской Федерации, по практически всем предметам выше, чем среднероссийский. Поэтому это качество образования в Нижегородской области, это очень приятно.

Юлия Василишина:Да, это хороший показатель. Ещё очень много перед началом учебного года говорили о школьной форме. Сначала говорили, что будет единая школьная форма по стране, потом в результате выяснилось, что это всего лишь стандарты по ГОСТу. Как лично вы относитесь к школьной форме, насколько вы считаете это нужно, полезно школьникам?

Михаил Пучков:Это очень интересный вопрос, потому что к школьной форме можно подойти с разных точек зрения. Очень часто, когда говорят о введении школьной формы, первое, что начинают обсуждать, – это экономический вопрос: а сколько она будет стоить. И это очень важно, потому что для семьи, которая отправляет ребёнка в школу, нужно понимать, сколько нужно заплатить, чтобы ребёнок был готов к началу образовательной деятельности. То есть сколько стоит эта форма. Она, конечно, должна быть конкурентоспособной по цене и при этом соответствовать высоким стандартам одежды для ребёнка.

И вот ГОСТ, который вы упомянули, как раз и регламентирует то качество формы, которое действительно для ребёнка с точки зрения всех таких санитарных качеств подходит. Второе – она прослужит долго, с точки зрения того, что ребёнок каждый день ходит в школу, и очень активные дети бывают, и школьной форме приходится выдерживать многое.

Да, конечно. И это вот, а как купить эту школьную форму? Поэтому это вот экономический такой вопрос. Можно подойти к школьной форме с педагогической точки зрения, потому что сфера образования – это, в первую очередь, педагогика, те модели, которые используются в педагогическом плане. И, на мой взгляд, с той моделью педагогики, которая работает в школах, для современного ребёнка школьная форма – это элемент, который позволяет ему больше сконцентрироваться на обучении.

Потому что я всегда говорил, что обучение требует затрат от ребёнка. Ты всегда должен вкладываться, чтобы получить результат. Это не просто какое-то увеселение или получение только положительных эмоций. Если ты не работаешь над собой, если ты не концентрируешься, если ты не стараешься услышать и понять учителя, решить задачу, то прогресса не будет. То есть это всегда и работа ребёнка.

А с учётом той информационной перегрузки, которая сейчас есть у современного ребёнка, той яркости вокруг мира, множества маркетинговых крючков, которые раздёргивают внимание ребёнка, школьная форма позволяет понять, что вот здесь я должен сконцентрироваться. Это дополнительный элемент помощи для ребёнка в умении управлять своим вниманием. И, конечно, это нужно использовать как педагогический приём.

Но мы не должны забывать о том, что дети все разные, и они, конечно, хотят проявлять свою индивидуальность. И в какой-то момент школьная форма может быть не очень удобной: «я хочу быть другим». Но для этого есть допобразование, спорт, другие способы самовыражения, а не только «я хочу ходить не такой, как все, с точки зрения формы». «Покажи свои результаты, не такие, как у всех». Поэтому, на мой взгляд, как педагогический приём школьная форма действительно уникальный способ.

Акцентирую внимание: введение школьной формы – прерогатива образовательной организации и родителей. То есть всё решается на школьном уровне. Единой формы не вводится.

Юлия Василишина:А вы свою школьную форму помните?

Михаил Пучков:Да, я прекрасно помню свою школьную форму, и, в общем, это было достаточно удобно. Мне кажется, я с теплотой вспоминаю, хотя я был очень активным ребёнком и иногда проявлял такую активность, которая привлекала внимание. Поэтому школьная форма – это интересный элемент образовательной системы.

Юлия Василишина:Расскажите, пожалуйста, о том, как идёт строительство школ. Мы уже несколько лет наблюдали за тем, как вводятся новые школы. Будут ли какие-то новые проекты в этом году?

Михаил Пучков:В любом случае у нас 1 сентября четыре новые школы откроют свои двери для наших школьников. Это очень большой праздник всегда, когда вводится новая школа. Это в Нижнем Новгороде, школа в Арзамасе. Школа в Арзамасе вообще очень интересный объект, потому что он строился совместно с нашими белорусскими коллегами, и это первый опыт для Нижегородской области взаимодействия на строительном блоке социальных объектов с Республикой Беларусь, со строителями из Республики Беларусь.

Это подрядчик, который строил эту школу. Очень интересный проект. Школа действительно большая, хорошая, интересная. Могу сказать, что изюминка у этой школы, и не одна. Но акцентирую внимание на одной – у неё замечательная обсерватория. У неё обсерватория с настоящим телескопом, с цифровым управлением телескопом. То есть можно задавать определённые параметры, и, соответственно, он автоматически снимет те необходимые показатели или тот кусочек неба, который интересно посмотреть, всё сохранит в цифровом виде. А ребята смогут прийти на уроки физики, географии, использовать эти материалы или заранее с учителем продумать какой-то проект – с точки зрения того, как с помощью анализа звёздного неба какие-то вещи дополнительно делать. Вот у них появилась такая замечательная лаборатория для изучения окружающего мира, целая обсерватория.

Например, в этом году вводится школа, и она тоже очень интересная, – в микрорайоне жилой комплекс «Зенит» в Нижнем Новгороде. Это уникальная школа с точки зрения того, что это самая большая школа в Нижегородской области с точки зрения одного здания. В ней одновременно будет учиться 1600 человек. Больше у нас только школы на 800, но там три корпуса, а здесь – в одном корпусе 1600 ребят.

И действительно, она построена по самому современному подходу к строительству школы. За такие школы, открывая их, очень радуешься. У нас в этом году будет введена школа в Павлове, не только в Нижнем Новгороде. В принципе, сейчас на этапе строительства у нас ещё шесть школ, даже семь. Седьмая – это очень многострадальный пристрой к 103-й школе в Нижнем Новгороде. Очень давно нуждается школа в дополнительных площадях, потому что достаточно большая нагруженность на школу с точки зрения количества ребят, которые учатся. Вот сейчас уже идёт разработка ПСД на стройку нового корпуса 103-й школы.

Поэтому мы сейчас активно строим, ещё более активно ремонтируем. У нас в этом году никогда такого не было: 20 школ выходит из капремонта. Капитальный ремонт – это действительно модернизация школ, это фактически создание новой школы в современном подходе. 11 откроются с 1 сентября и 9 – ещё согласно плану работы – до конца этого календарного года вступят в строй. Поэтому количество введённых и вводимых объектов сейчас после строительства и капремонта, наверное, на пике в сфере образования Нижегородской области.

Это я ещё не упомянул про детские сады или про капитальные ремонты, которые мы начали в наших техникумах и колледжах. Благодаря программе «Профессионалитет» у нас три колледжа в этом году получили федеральные деньги, федеральный грант и начали капитальный ремонт своих помещений. Делается сейчас очень много, и я уверен, что ещё таких позитивных моментов у нас будет много, когда мы открываем либо новое, либо обновлённое здание для наших ребят.

Юлия Василишина:А вот вы упомянули совместный проект с Беларусью. Это только на стадии строительства или в дальнейшем вы тоже будете поддерживать совместные отношения?

Михаил Пучков:Это для нас первый опыт, да, школа в Арзамасе. Но могу сказать, что вместе с ними мы будем строить школу в деревне Крутая. Это тоже очень долгожданный объект. Я думаю, что на строительную площадку, там уже вся документация подготовлена, к концу этого года уже будет выход. Поэтому нет, это не единственный объект, который мы будем строить с нашими белорусскими коллегами. Деревня Крутая – это следующий.

Юлия Василишина:А потом какой-то обмен школьниками будет?

Михаил Пучков:У нас, на самом деле, большая программа работы с Республикой Беларусь: обмен школьниками и совместные проекты между школами. Самый яркий – это Парад Победы 9 мая, когда белорусские кадеты были у нас, а наши кадеты из корпуса Маргелова участвовали в параде в Минске. Это уникальный опыт и огромная честь.

Юлия Василишина:Вернёмся к учителям. Расскажите, пожалуйста, сколько сейчас учителей не хватает в регионе и по каким предметам.

Михаил Пучков:Вы знаете, на самом деле любая отрасль экономики у нас сейчас страдает от нехватки кадров. И здесь образование не может быть в каком-то своём мире. Я не могу сказать, что у нас учителей хватает. Мы видим статистику, которая приходит из школ. В целом у нас больше 25 тысяч учителей, и на сегодняшний день дополнительно нам нужно ещё около 600.

Но это очень неравномерно распределено. Во-первых, предметы разные. Например, учителей китайского языка нужно всего три человека, а географии – восемь. И сказать, что нам не хватает учителей географии… да в целом хватает, но нагрузка часто выше, чем хотелось бы. Поэтому если придут дополнительные учителя, они будут балансировать нагрузку внутри школы.

Невозможно сказать, что у нас нет учителей, поэтому не ведутся уроки. Уроки всё равно ведутся, программа реализуется, но это всегда нагрузка на учителей, которые есть в школе. Кто-то вынужден вести больше часов, кто-то – несколько предметов. В идеальном случае нам нужны дополнительные кадры. Работает огромное количество программ по привлечению, начиная от «Земского учителя». В этом году увеличена квота для программы «Земский учитель» больше чем в два раза. Мы сможем принять больше педагогов. Те, кто согласятся переехать или начать работу в сельской местности, дополнительно получают миллион рублей. Таких программ поддержки много. Но полностью переломить нехватку кадров пока не получается.

Юлия Василишина:А много идёт молодых педагогов в школы?

Михаил Пучков:Достаточно много. Буквально на прошлой неделе было большое совещание на уровне Российской Федерации: Сергей Сергеевич Кравцов собирал региональных министров и ректоров педагогических университетов. Обсуждалось, насколько выпускники действительно приходят в школы работать.

Недавно внесены изменения в законодательство: студент старшего курса может работать в школе. В рамках образовательной программы внутри вуза сейчас большое количество часов отдано на практику, и студент одновременно может и работать, и проходить практику. То есть индивидуальный подход.

На уровне студентства ребята уже работают в школах на старших курсах. И нельзя сказать, что они не идут в школы. Идут. Но вопрос удержания – это и зарплата, и среда внутри школы, и наставничество. Молодому учителю сложно: проверка тетрадей, работа с родителями, нагрузка. Одно из самых сложных в профессии учителя сейчас – именно работа с родителями. С детьми часто проще, чем со взрослыми.

Поэтому молодые приходят, приносят энергетику, но хотелось бы, чтобы их было больше и чтобы они задерживались дольше. Процент удержания – это то, над чем работаем.

Юлия Василишина:Михаил Юрьевич, сейчас очень много в СМИ говорят о стратегии развития образования. Что в Нижегородской области планируется в этом плане?

Михаил Пучков:Вы знаете, стратегия образования до 2036 года – это действительно, как сказал Н.Н. Чернышенко на последнем совещании, фактически «конституция» внутри сферы образования Российской Федерации. То есть основа основ, какой мы видим систему образования в 2036 году.

Нижегородская область очень активно принимала участие в обсуждении этой стратегии. Проходили обсуждения разных групп: от школьников до директоров и руководителей СПО. Все целевые группы в этом участвовали.

Что будет в рамках этой стратегии? Она затрагивает огромное количество направлений: от материально-технической базы до вопросов искусственного интеллекта и педагогических подходов. Это фундамент, который говорит о том, как система образования будет отвечать на необходимость развития страны. В том числе и в Нижегородской области.

Юлия Василишина:То есть скоро мы всё это увидим уже в нижегородских школах. Сегодня у нас в гостях был министр образования Нижегородской области Михаил Юрьевич Пучков. Спасибо вам большое ещё раз за то, что пришли к нам в гости.

Михаил Пучков:Спасибо вам, всегда рад прийти и пообщаться.