Наталья Садыкова: На прививку становись!

Синоптики обещают нам лето в сентябре, а Роспотребнадзор напоминает, что от гриппа надо прививаться уже сейчас.

Когда надо прививаться от гриппа беременным и трудовым коллективам? Что с ОРВИ и с ковидом?

У клещей в теплом сентябре открывается второе дыхание: грибники, не расслабляться!

Об этом и не только рассказала заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Наталья Садыкова.

Добрый день, у микрофона Людмила Маслова. У нас сегодня в гостях заместитель главного санитарного врача Нижегородской области, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по нашему региону Наталья Садыкова.

Наталья Александровна, здравствуйте.

Здравствуйте. Первый вопрос, наверное, он интересует всех. Вышли мы все из отпусков, дети пошли в школу. Какая у нас сейчас ситуация по ОРВИ?

Наталья Садыкова:Сейчас традиционно для нашего региона: климатическое похолодание, организованные коллективы формируются, и, соответственно, начинается рост, заболеваемость респираторными инфекциями. Мы пока никакие эпидемические пороги не превышаем, гриппа у нас пока нет. Обычно классическая ситуация — риновирусы, РС-вирусы, то, что встречается всегда. Но мы говорим, что на этом фоне прививки против гриппа не запрещены, а меры профилактики, такие неспецифические меры предосторожности, надо соблюдать.

Минимизируйте выходы в общественные места, особенно если у вас есть какие-то сопутствующие хронические заболевания. Чаще гуляйте на свежем воздухе, проветривайте своё помещение. Организованные коллективы уже включают в свою работу уборку с дезинфицирующими средствами — это уже не просто мыльные растворы, это средства, которые работают против вирусов, поэтому в школах и в детских садах, если все меры профилактики соблюдаются, риск распространения пока не должен быть высоким.

Утренние фильтры: если ребёнок с температурой — он, конечно, должен быть отстранён, и учителя об этом знают. Поэтому удивляться тому, что вам позвонили из детского садика и попросили ребёнка забрать с температурой или с насморком, с кашлем, не надо — надо быть к этому готовыми и всё-таки соблюдать социальную ответственность. Потому что нередко наблюдаем ситуацию, когда ребёнка из детского учреждения, образовательной организации, отстраняют по причине болезни, а он умудряется потом появиться в каких-то дополнительных кружках, спортивных секциях — с мотивацией «это же оплачено, куда же я его дену». Тут надо понимать, что, во-первых, вы подвергаете риску заражения других детей, а во-вторых, вы никакого здоровья своему ребёнку тоже не приносите, потому что любая инфекция, перенесённая «на ногах», в разы сильнее бьёт по иммунитету, чем если бы он просто дома вылежался и быстрее бы выздоровел.

Людмила Маслова:Вы упомянули про грипп, Наталья Александровна. Когда нам ждать грипп и когда прививаться от него, и кому — в первую очередь?

Наталья Садыкова:Грипп мы традиционно ждём в конце декабря. Бывает, он приходит и пораньше, но основная циркуляция, как правило, происходит в декабре, а подъём заболеваемости — эпидемия — либо прямо перед новогодними праздниками, либо через две недели после выхода с январских праздников. Тут будет зависеть от интенсивности вирусов, которые к нам придут, и от того, как мы с вами привьёмся. Прививаться действительно надо, и каждый год вакцины меняют свой штаммовый состав.

В этом году один штамм заменён — и это не «всего ничего», их всего там три–четыре, то есть можно сказать, что треть. Произошла замена, и это очень важно, потому что вот этот вирус A(H3), который заменили, достаточно часто вызывает эпидемии. Они, конечно, не очень интенсивные, но зато вялотекущие: могут по 5–8 недель протекать, поэтому риски заболеть высоки.

Более того, почему ещё надо привиться? Как правило, особенно в последние годы, эпидемии вызываются не одним, а сразу двумя или тремя штаммами. Поэтому, прививаясь, вы гарантируете защиту как минимум от трёх штаммов вирусов гриппа, а если вакцина четырёхвалентная — то и от четырёх.

Кому прививаться? В первую очередь людям, у которых большое количество социальных контактов: медики, работники образования, торговли, сферы обслуживания, правоохранительные органы, сотрудники МФЦ, социальных учреждений — круг большой; также учащиеся, дети с 6 месяцев, студенты.

Кроме этого, лица, для которых грипп опасен осложнениями, кому тяжело будет перенести и саму инфекцию, и лечение против неё: лица старше 60 лет, люди с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с метаболическими нарушениями, беременные женщины во 2–3 триместрах — всем рекомендуется сделать прививку, чтобы не заболеть и не развить какие-то осложнения.

Более того, беременным женщинам на последних сроках — я всегда говорю — надо позаботиться о своём ребёнке и о себе: привиться на последних сроках, чтобы ребёнок получил иммунитет, потому что у нас все вакцины разрешены только с 6 месяцев. А когда женщина беременна на последних сроках в сентябре, октябре, ноябре, то ребёнок попадает как раз…

Людмила Маслова:То есть где-то в восьмой месяц, да, вы имеете в виду беременности?

Наталья Садыкова:Ну, начиная с 5–6 месяцев, когда женщина попадает в сезон подготовки к эпидемии гриппа. Значит, ребёнок, который родится, попадёт в самую эпидемию, а привить его будет нельзя. Соответственно, другого варианта, как защитить, кроме как привиться во время беременности, у женщины не будет — это первое. Второе: если женщина не привьётся и заболеет гриппом, кто будет заниматься этим маленьким новорождённым ребёнком? Она будет лечиться, и, соответственно, кормить грудью у неё уже не получится.

Поэтому масса причин, по которым женщине надо привиться где-то на последних сроках беременности. То есть давайте вот это очень важный момент отметим, Наталья Александровна.

Людмила Маслова:Шестой, второй, третий триместр… Седьмой месяц — да, всё-таки уже нужно. Уже можно прививаться. И, наверное, нужно прививаться от гриппа беременной.

Наталья Садыкова:То есть если вы на этом сроке попадаете в сентябрь, октябрь, ноябрь — это однозначно «да».

Людмила Маслова:Скажите, пожалуйста, Наталья Александровна, для работодателей насколько важно, чтобы люди у них прививались? То есть у вас есть какая-то статистика по итогам прошлых лет, что действительно прививка от гриппа помогала сохранить коллектив в большей его части?

Наталья Садыкова:Я могу, скажем так, привести такой пример. Коллективы, большие заводы — назову те, кто много прививаются: это ГАЗ, Выксунский металлургический завод, «Газпром», «Лукойл». Они делают это не «от жиру бесятся», а потому что им надо сохранить коллективы. Когда начинают «выпадать» цехами — встаёт весь конвейер. Поэтому, чтобы люди не выпадали из рабочего процесса, они как раз покупают самое большое количество вакцины в регионе.

Но, скажем так, в последние годы количество закупаемых вакцин заметно снизилось. У нас закупали до 60 тысяч доз вакцины в год; в последнее время снизили до 20 тысяч. Но всё-таки я призываю работодателей заняться этим вопросом.

Мы каждый год направляем эти предложения — увеличивать количество ассигнований именно на закупку вакцин, потому что не все люди входят в перечень национального календаря, а медиков мы ориентируем на группы риска, которые я назвала, потому что для них это особая опасность. Более того, по итогам 2024 года Федеральная служба Роспотребнадзора опубликовала госдоклад, и там есть экономическая сумма ущерба от всех инфекций, и, в частности, от гриппа: если разделить на количество заболевших по итогам прошлого года, получилось 44 тысячи — экономический ущерб от одного случая гриппа.

То есть работодателю намного выгоднее привить свой коллектив. Во-первых, если мы привьём 75% и больше — эпидемия вообще не наступит в коллективе. Если всё-таки меньше или инфекция «зайдёт», то восстановление привитого человека после заболевания происходит значительно быстрее, потому что не развиваются осложнения.

Хоть говорят «лечись — не лечись, неделя», но часто после перенесённого заболевания, наверное, каждый может отметить: работоспособность снижается, ещё потом месяц в состоянии астении пребываешь. Так вот, у привитых работоспособность восстанавливается гораздо быстрее — если вообще снижается. Поэтому, да, работодателям надо на это обратить внимание. И сейчас уже есть время обратиться в территориальную поликлинику, уточнить, попадаете ли вы под календарь.

Если нет — уже сейчас обращаться к поставщикам услуг по вакцинации, чтобы прививку можно было сделать и не затягивать. Потому что на самом деле вакцина выпускается ограниченными партиями — ориентируясь на среднее потребление. По итогам прошлого года у нас привилось в регионе полтора миллиона. Основная масса прививается где-то до середины ноября: потом падает сначала число заинтересованных, затем — количество вакцины.

А когда наступает декабрь — начинаются звонки на горячую линию: «Я приехала с дачи, мы вот придумали, а у нас появились ресурсы». То есть если вы хотя бы об этом думаете — надо уже обозначиться либо в списках поликлиники, либо в заявках.

Людмила Маслова:У поставщиков. Ну, не будем забывать, что, конечно, грипп очень опасен своими осложнениями и, насколько я знаю, очень высок процент летального исхода, если затянуть с болезнью. Особенно чем старше человек, тем опаснее грипп.

Наталья Садыкова:Да. Здесь ещё надо понимать, что лечение против гриппа достаточно агрессивное, потому что человек лечится и противовирусными, и жаропонижающими, и антибактериальными, и противосвёртывающими. То есть там масса препаратов, и всё это, конечно, особенно пожилые и лица с хроническими заболеваниями переносят тяжело. Поэтому, мне кажется, это аксиома: заболевание легче предотвратить, чем потом вылечить.

Поэтому у меня, наверное, в этой передаче такой лозунг — «На прививку становись». Потому что по-другому никак. И сколько мы каждый год призываем, всё равно по окончании прививочной кампании появляются люди, которым «вот сейчас надо»: «Мы собрались в лагерь, мы выиграли путёвку, нам надо привиться. Где же мы вам сейчас возьмём эту вакцину? Дайте телефон любого коммерческого центра — за любые деньги».

То есть, на самом деле, может быть, в сентябре об этом ещё не думаешь, а когда приходит эпидемия гриппа — становится страшно. Только об этом «страшно» надо подумать уже сейчас. То есть сейчас уже можно прививаться?

Людмила Маслова:Не «можно», а «нужно». Наталья Александровна, а какие есть нетрадиционные методы профилактики от ОРВИ, ОРЗ — я уж по старинке скажу — от гриппа? Может быть, какие-то лекарства надо купить? Посоветуйте.

Наталья Садыкова:О неспецифической защите мы говорим всегда, когда говорим о респираторных инфекциях. То есть всё, что укрепляет иммунитет: закаливание, занятия спортом, рациональное питание — минимизация аллергенных продуктов, полноценный белок, нерафинированные растительные масла, мультизерновые каши. Всё, что содержит витамины, будет укреплять наш иммунитет.

Фрукты, овощи — это традиционно. Что касается препаратов: часто спрашивают, какими витаминами или какими-то иммуномодуляторами «подстегнуть» иммунитет, чтобы подготовиться к сезону. По поводу витаминов сразу говорю: чтобы определиться с тем, какие именно вам нужны, всё-таки надо проконсультироваться с врачом. Мы употребляем витамины с продуктами питания, и избыток витаминов — тоже вред.

Что касается иммуномодуляторов, надо понимать: они действуют «здесь и сейчас». Выпили таблетку — «подстегнули» иммунитет, а грипп случился через две недели — и эта таблетка вам не поможет. Поэтому, если вы хотите подготовиться к сезону с помощью иммуномодуляторов — это в целом не вариант. Они будут вариантом, когда начнётся эпидемия и есть риск заболеть. Но и в этом случае стоит консультироваться с врачом: это лекарственные препараты, у всех есть побочные эффекты, и, возможно, понадобится дополнительное обследование.

Что касается «чего попить, пока врача не вызывал» — часто звонят на горячую линию. Пока врача не вызывали — «попить» только воду, морс и сок. Можно чай травяной заварить.

Людмила Маслова:Вы всегда говорите, что надо больше пить воды.

Наталья Садыкова:Конечно. Я говорю о том, что вода выводит любые токсины, которые есть в организме, и таким образом мы укрепляем своё здоровье. А при инфекции интоксикация идёт очень интенсивно, и выводить «шлаки» мы можем только с мочой и потом. Если вы не будете пить воду, а будете пить лимонады или другие сахаросодержащие, консервированные напитки — вы, наоборот, будете дальше «зашлаковывать» организм.

Поэтому да, когда у вас инфекция, обязательно надо пить воду. Травяной чай в этой ситуации тоже будет обладать дополнительным жаропонижающим и мочегонным эффектом. А уже что назначит врач…

Более того, под маской респираторных инфекций — масса заболеваний, которые начинаются: от банальных ОРВИ — сейчас COVID тоже обычное ОРВИ. Хоть и говорят про осиплость голоса, потерю обоняния — всё индивидуально, у вас этого может не случиться. Под этой же «маской» начинается менингококковая инфекция, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, клещевые инфекции — все начинаются с головной боли и повышения температуры, ну, в общем-то…

Людмила Маслова:А, там, банальная простуда, думаешь ты, да?

Людмила Маслова:Да, банальная простуда… а поэтому — пока врач не посмотрит…

Наталья Садыкова:…не сделает тест на грипп, на COVID — и обязательно рассказывайте врачу, что с вами произошло до заболевания: то ли вы контактировали с инфекционным больным, то ли ходили в лес, то ли убирались в подвале. Всё это будет влиять на постановку диагноза.

Людмила Маслова:А вот по поводу леса, Наталья Александровна — про наших «клещей», в кавычках, любимых, хочу спросить. Синоптики говорят, что осень будет поздней: лето ещё задержится как минимум до 20-х чисел сентября. Это значит, клещи не спят? Или они уже «ушли» до 2026 года? Какие данные у Роспотребнадзора по нашему региону?

Наталья Садыкова:Клещи у нас сейчас на подъёме, я бы так сказала. Хотя, если сравнивать с весной: за последнюю неделю зарегистрировано чуть больше 200 случаев обращений за медицинской помощью — для этого периода года это характерно. Но это чуть выше, чем, например, летом, когда количество клещей уже снижается за счёт того, что они насытились и, с другой стороны, уже все обработки подействовали. Люди тоже «с сознанием дела» идут.

Сейчас идёт такая вторая волна: мы немножко расслабились — «клещей вроде бы нет, прохладно — значит, их не должно быть». А на самом деле, если вспомнить сезоны, у нас клещи до ноября благополучно кусают. И в прошлом году в январе было обращение за медпомощью: как только появляется проталина — они тут как тут. А уж пока снега нет — они могут быть всегда. Поэтому меры предосторожности при походе в лес сейчас так же нужны, потому что, как правило, в августе происходит второй «выплод» клещей.

И, в общем-то, они готовятся, может быть, к спячке, ещё свои дела делают.

Людмила Маслова:А тут раз — и грибники, да?

Наталья Садыкова:И им, конечно, надо поесть, да. И поэтому они ждут грибников.

Людмила Маслова:Наталья Александровна, хочу вас спросить о других инфекциях. Вы уже упомянули об этой страшной, допустим, «мышиной» лихорадке, которую можно подцепить и в сельской местности, и в частном доме при уборке того же погреба. По поводу кишечных инфекций, энтеровирусных: ведь сейчас у нас пошли фрукты и овощи, осень золотая и плодородная. Открывается большая опасность в том, что можно очень нехорошее заболевание подцепить. Как у нас ситуация сейчас с кишечными инфекциями? И дайте, пожалуйста, совет, как себя обезопасить от этих страшных болезней, связанных с желудком и так далее.

И я понимаю, что они часто маскируются под маской ОРВИ, но всё-таки…

Наталья Садыкова:Тут расставим точки над «и», да? Те инфекции, которые вы перечислили… Вот, например, энтеровирусная инфекция — это не совсем «кишечная», хотя фекально-оральный механизм передачи для неё характерен. Но энтеровирусная инфекция — особая категория, и чаще, кстати говоря, она передаётся воздушно-капельным путём, потому что вирус очень активно выделяется. Часто её привозят с югов: к этому времени моря нагреты, много отдыхающих — обмен инфекцией происходит, к сожалению, именно «на водах».

Сезон энтеровирусных инфекций — как раз август–сентябрь, и мы сейчас наблюдаем подъём заболеваемости по энтеровирусной инфекции. Слава богу, в этом году — в основном не в виде серозных менингитов, хотя такие годы у нас бывали.

Людмила Маслова:Страшная болезнь, конечно.

Наталья Садыкова:Неприятная болезнь, да. Конечно, это не гнойный менингит, но тоже, поверьте, ничего хорошего: всегда требует госпитализации, всегда требует серьёзного специализированного лечения. В основном это формы кожные или лихорадочные: вы можете несколько дней без каких-либо проявлений иметь температуру и, ну, в лучшем случае, красное горло — или вообще ничего, только температура. «И что это такое?» — это как раз энтеровирусная инфекция.

Бывают высыпания по типу ветрянки, но они на ладошках, на подошвах — это «рука-нога-рот» (сказочная инфекция — шутка), это тоже энтеровирусная инфекция. Это очень полиморфная группа и совершенно непредсказуемо, какие проявления будут у конкретного человека. Если вы пообщались с заболевшим с сыпью — ничто не говорит, что у вас будет тоже сыпь: у вас может быть просто, например, насморк.

Людмила Маслова:Пожать руку — и можно через кожу передать… Да, это может быть?

Наталья Садыкова:Поэтому, когда мы говорим «мыть руки», — это относится ко всем инфекциям.

Людмила Маслова:А вот «острый живот», говорят, — это тоже энтеровирусная инфекция?

Наталья Садыкова:Нет, понятие «острый живот» — это синдром. Он может быть и при хирургических состояниях, и при инфекционных заболеваниях бывает, и при ОРВИ — да. Но «острый живот» — сначала хирург должен посмотреть, исключить эту ситуацию.

В основном, когда мы говорим о кишечных, это боли в животе, понос, тошнота. Но в первую очередь — это всё равно болезни грязных рук. Надо мыть фрукты, овощи. Мыть тщательно проточной водой — ни в коем случае не в озере, не в речке.

Если вы едете на дачу, в лес — всегда имейте запас воды не только для того, чтобы попить.

Людмила Маслова:На влажной салфетке, наверное?

Наталья Садыкова:Влажными салфетками вы, конечно, протрёте руки, но арбуз, например, вы не отмоете влажными салфетками. Всё равно надо ополоснуть ещё и водой, чтобы всё стекало.Сразу скажу: сейчас у нас в регионе — и вообще повсеместно — эра вирусных кишечных инфекций. То есть сейчас около 80% кишечных инфекций — вирусные. Если раньше — холера, брюшной тиф, сальмонеллёз, дизентерия…

Людмила Маслова: Это вода, продукты и так далее, да? То есть сейчас это прямо от человека к человеку передаётся?

Наталья Садыкова:Сейчас — да.

Людмила Маслова:Иммунитет такой низкий у людей?

Наталья Садыкова:Да нет, это просто такой период. Сейчас в основном — норовирусные и ротавирусные инфекции. Для того чтобы заболеть норовирусом, там буквально несколько вирусных частиц нужно, чтобы «подцепить».

Людмила Маслова:Батюшки, страшно как, Наталья Александровна. Скажите, как не заболеть, а?

Наталья Садыкова:Нет, на самом деле ничего страшного. Мы же с вами живём и постоянно этим не болеем. Человек, находясь в постоянном контакте с инфекциями, вырабатывает к ним иммунитет.— Спасибо, доктор.

Не надо издеваться над иммунитетом, поэтому давайте не будем «таскать грязь в рот», будем мыть руки, соблюдать меры предосторожности. Просто надо себя беречь. И надо укреплять иммунитет.

Людмила Маслова:То есть действительно: соблюдаем правила личной гигиены, о чём нас с детства просили бабушки, дедушки, мамы и папы; больше гуляем на свежем воздухе. А если заболели — обращаемся к врачу и ничего не ждём ни три дня, ни пять дней. И занимаемся спортом и физкультурой, и смотрим на мир с хорошим настроением. И гуляем на свежем воздухе, и пьём чистую воду. Прекрасно.

Наталья Александровна Садыкова, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, была в нашем эфире.

Спасибо, доктор. Не болеем.

Наталья Садыкова:Спасибо.