Богдан Булычев: «Колыма — это рай для рыбаков и охотников»

Богдан Булычёв, путешественник, полярник, исследователь, видеоблогер, член Русского географического общества
В гостях у Евгения Проскурякова путешественник, полярник, исследователь, видеоблогер, член Русского географического общества Богдан Булычёв рассказывает о самых прекрасных и опасных путешествиях по Дальнему Востоку, России и миру.

- Сегодня у нас в гостях в открытой студии "Комсомольской правды" Богдан Булычев, профессиональный путешественник, полярник, исследователь, видеоблогер, член Русского географического общества. Богдан, мы с вами поговорим о путешествиях и о Дальнем Востоке. И начать я хотел бы вот с чего. Вы недавно проехали по Магаданской области на вездеходе. Очень интересное путешествие, необычное, хотелось бы его обсудить подробно. Для начала расскажите, пожалуйста, про этот необычный автопробег. Начну с банального обывательского вопроса, может быть, зачем, в чем главная цель этого путешествия?

- Во-первых, я родился на Дальнем Востоке, в Магадане, поэтому я в принципе изначально поехал к себе домой. Нет ничего лучше, чем совмещать приятное с полезным. Работу и поездку домой, к корням, где прошло твое детство. Во-вторых, в верховьях рек Инанья и Омулевка, а это красивейшие места, есть домики, которые принадлежат моим дядям, которые были промысловыми охотниками. Одного из дядей уже нет в живых, один уже в преклонном возрасте, и я хотел приехать туда, потому что у меня есть огромное количество фото и видеоматериала снятого, когда я еще был в школе, как раз из этих мест. И вот хотелось приехать и снять некую личную историю и историю многих дальневосточников, которые в 90-е уехали с Дальнего Востока. Вот что там сейчас осталось, как развивается, потому что рассказ о том, что нового и интересного, много. Мы много показываем какие-то интересные объекты, а хотелось именно показать такую историю, что же стало с ними большими угодьями больших промысловых охотников. И нужно сказать, что в этом году было большое количество осадков и не удалось переехать две большие реки, и мы не проехали до этих мест, куда мы хотели проехать. Просидели неделю, уровень воды не падал и прошлось развернуться. Но чтобы поездка не прошла даром, мы решили отправиться на озеро Джека Лондона, тем более, у меня это было последнее место, где я еще не был у себя в Магаданском регионе. Во всех остальных районах я побывал. Мы взяли вездеход, причем, взяли газушку – ГАЗ-71 – точно такой же, какой был у моих дядек, только мы его сделали в наш фирменный красный цвет, и вот на этом вездеходе мы и отправились туда. Озеро Джека Лондона очень красивое, оно считается одной из жемчужин, входит в топ-100 красивых мест России. Поэтому мы поехали, описали его, сделали подробный маршрут, рассказали, какие есть возможности, как туда можно проехать, какие сложности могут быть., к чему нужно готовиться туристу, какие там есть возможности пешие, водные и т.д. То есть, постарались объемно обо всем рассказать.

- Сколько длилось это путешествие в итоге и сколько километров вы проехали?

- Я думаю, что, наверное, если из Магадана брать, то это в какие-нибудь тысячи полторы мы уложились, то есть, это не так много. А если говорить с условием того, что это по трассе Колыма и по бездорожью, наверное, да, вы правы. Но в целом все прошло без каких-либо серьезных инцидентов. По времени у нас две недели все это заняло. То есть, задача была не приехать из пункта А в пункт Б, а снять и показать интересные места, и передать ту красоту, которую мы видели 24х7.

- Я смотрел ваши фотографии из этого путешествия и, мне кажется, что нужно эту тему развить сильнее. Расскажите, что это за монстр, на котором вы ехали?

- У нас есть монстр на резиновых колесах и есть монстр на гусеницах. Про какого вы спрашиваете?

- На гусеницах.

- Гусеничный - это как раз вот этот вездеход ГАЗ, он выпускался еще со старинных времен и точно такой же вездеход когда-то был у моих дядек. И когда я был маленьким мальчиком, на таком вездеходе мы ездили на рыбалку и на охоту. И вот рычагами этого вездехода мне давали чуть-чуть порулить и это было пределом моих желаний. Поэтому я решил, что было бы по-честному поехать в места и снимать фильм о истории, где у нас есть видеозаписи со старой газушкой именно на таком же ГАЗе, как и был. Этот ГАЗ я купил в Приморье, отправил его кораблем в Магадан и дальше уже из Магадана на машине на место старта. То есть, это вторая жизнь газушки, потому что ее практически уже хотели выбрасывать. То есть, мы купили ее по цене металлолома.

- Не подводил, хорошо отработал?

- Машина отработала хорошо.

- Он на ходу был?

- Машина была на ходе, но вообще вся была такая, как будто бы она должна была в какой-то момент остановиться навсегда. Мы ее всю перебрали, покрасили, всю переварили, полностью все сделали… Я всегда говорю, что для того, чтобы делать что-то хорошо, должна быть хорошая подготовка. Наверное, это и отличает профессионального путешественника или исследователя от просто туриста. Потому что турист либо покупает тур, либо едет в какой-то тур с приключениями и ждет какого-то небольшого приключения. А мы же все-таки готовимся очень хорошо, все прорабатываем. И понятно, что мы узнали все нюансы, которые могут возникнуть с этой техникой, и все постарались предотвратить. И даже то, что казалось нам нормальным, мы все равно превентивно исправили и взяли с собой тот набор запчастей. Который был необходим. Кстати, запчасти не понадобились совсем, подготовка в который раз доказала, что важная и правильная подготовка – это залог успеха.

- Как говорят в фильмах, сейчас такого не делают. Про озеро Джека Лондона я понял, расскажите еще, пожалуйста, по итогам этого путешествия, других путешествий, вообще вашего жизненного опыта и поездок именно по этому региону, по Магаданской области, что посмотреть путешественникам в первую очередь в Магаданской области вы рекомендуете?

- Если говорить про Колыму, то там это рай для рыбаков и охотников, безусловно, потому что количество всего там просто запредельное. Мы просто ехали по дороге, а грибов было столько, что, наверное, на одном квадратном метре можно было собрать ведро грибов. Их никто не берет. Мы остановились, набрали грибов и я говорю – сегодня будет картошка с грибами… с нами еще был француз, тоже наш друг, который с нами путешествует, он вообще с огромными глазами на все на это смотрел, потому что я брал чай, срывал несколько листиков черной смородины, добавлял шиповник, ягоды брусники, брал аналог сагандали, брал шикшу…

- Что брали?

- Ну, есть такое тонизирующее растение…. Оно все тут же растет… по большому счету на одном квадратном километре все это можно собрать. И пока мы ехали, я все это набирал, мы приезжали, я заваривал чай, брал еще шишку – и он на меня смотрел такими глазами… Я там компот им варил из черной смородины, шиповника, брусники и шикши. Поэтому если говорить в целом, то, конечно, рыбалка. Охотское море невероятно красивое. Это тот регион, где вы может сразу три стихии увидеть. Вы можете побывать на море, вы можете побывать на горных реках, где идет ход красной рыбы, и тут же сделать вкусную пятиминутку икру. И тут же сделать стейк из свежей рыбы, которая только зашла, буквально тихоокеанский лосось. И третье – это шикарные озера, в которых водятся эндемики, в которых водится крупная, большая рыба. Очень красивая тайга, очень красивые пешие треки, трасса Колыма, которая сама по себе является брендом и про нее не надо рассказывать. И остатки ГУЛАГа, от которого многие пытаются откреститься, но это история, которую мы должны знать и помнить, что так делать нельзя. Тоже об этом нужно знать, об этом нужно рассказывать. Поэтому все это вот одно об одном и этого всего очень много. И не смотря на то, что у региона в целом, если говорить про регион 100 лет, грубо говоря, то вот за эти 100 лет очень большая история, очень яркая, разноплановая история, очень красивая природа, очень красивые места. И, конечно, люди, которые там живут, каждая история каждого человека, проживающего в этих поселочках, она прямо заслуживает отдельного фильма.

- А что самым сложным было в этом двухнедельном путешествии? Или у вас уже не существует такого понятия?

- Наверное, в этот раз было много комаров. А я ребятам говорю – давайте не будем доставать палатку, мы уже давно, года 3-4, не ночевали под открытым небом. Давайте, говорю, пацаны… мы достали эти наши раскладушечки, достали спальники и они говорят – ну, сейчас же нас комары съедят. Я говорю – да, съедят, но у меня есть старая тюль. Я достал тюль, отрезал каждому по квадрату этой тюли … каждый лег в спальник, оставил лицо и на лицо мы положили тюль и комары нас не ели. Жужжали, но не ели. И это было шикарно. Но вторая опасность – то, что огромное количество бурых медведей там… И вот, наверное, только комары в этом году и обильное количество дождей, которые заставили реки горные выйти из берегов. Вот и все.

- Медведей вы видели?

- Мы встретили трех медведей. Завтра я выложу фотографию еще одного медведя на обратном пути встретили, - их там очень много. Часть медведей, конечно, приручена, и это очень плохо, потому что их приручают едой, они немножко наглеют и теряют вот эту… они по-прежнему остаются злыми и у них есть чувство вот этой агрессии, но они приучаются к человеку, но все равно могут напасть. Это самое опасное. Они могут сильно повредить человека, все-таки они сильные звери. А те медведи, которые не прикормлены, они убегают обычно. И это нормальная их реакция, так и должно быть.

- То есть, вы спали под открытым небом, от комаров защитились, а от медведей?

- Ну, у нас с собой было оружие, потому что мы ехали в самый эпицентр медведей, но они к нам не подходили, потому что мы были в тех местах, где людей было мало и их некому было просто приручать. Поэтому те медведи были правильные и они просто обходили человека и костер стороной.

- Но дежурный-то был все равно?

- Нет, не было.

- То есть, вы знали, что они не придут?

- Это прямо исключение из правил и я думаю, что мы не были бы вот этим одним из миллиона.

- Богдан, я у вас прочитал ваш пронзительный и философский пост о том, что по дороге вы заехали в ваш родной поселок Таскан Магаданской области, расскажите, что вы там увидели, что вас там поразило и какие выводы из всего этого нужно сделать всем нам?

- Знаете, это тот самый момент, когда… это один из поселков в Магаданской области, который не занимался недропользованием. Большинство поселков занимались либо рыбалкой, либо добычей полезных ископаемых – золота, серебра, платины, олова, урана. А наш поселок занимался тем, что был аграрным центром и выращивал огромное количество овощей. Которые использовались не только на территории Магаданской области, но и на территории соседней Чукотки, Якутии. И поселок не был планово убыточным, он был тоже дотационный, наверное, как и все, но он был все-таки в плюсе в том плане, что мог сам себя содержать. Рентабельный он был. И в 90-е года просто пришла команда закрыть. То есть, они просто сняли с баланса этот поселок, перестали туда платить какие-то деньги, а 9 или 10 генеральных директоров, которые приезжали туда, планомерно каждый что-то забирал с этого поселка в прямом смысле и уезжал с набитыми контейнерами. Соответственно, через 10 лет вывозить уже было нечего, тысячное стадо дойное, которое было, просто было пущено под нож, ну и поселок просто пошел под откос. Потом местные жители разобрали его на металл и на доски, и там не осталось практически ничего.

Результат простой. Мы развалили огромную страну и, если бы в этот момент в таком небольшом поселочке был менеджер, ну, простой управленец, который мог бы оптимизировать работу… оптимизация простая помогла бы улучшить финансовое состояние поселка, а он сам себя окупал. И тогда поселок бы точно остался. И таких поселков в Ягодинском районе было 136. Сейчас 13.

- В нем живет сейчас кто-нибудь?

-В нем живет 10 человек сезонно и два человека круглогодично.

- Да, и все, что нужно знать. Богдан, теперь давайте перейдем от конкретного путешествия к более общим темам. У вас было много путешествий в России, за границей, поэтому два вопроса. Каким было ваше самое интересное путешествие по России?

- Наверное, самое первое путешествие – экспедиция 59-я широта, ровно 10 лет назад, когда мы поехали из Санкт-Петербурга в Магадан, проехали все регионы, которые были здесь на этом пути, а это практически 80% регионов России, за исключением южных регионов и западных, и после этого из Магадана еще доехали до Владивостока. И это было мое первое путешествие такое серьезное. То есть, до этого были стандартные, пакетные выезды на море, ну, рыбалку и охоту я не считаю, хотя у меня были регулярные эти выезды в лес, так скажем, на природу. А здесь именно вот было такое какое-то большое. И, конечно, я увидел нашу страну, увидел, насколько она красивая, большая, многогранная. Где-то хватало инфраструктуры, где-то не хватало. Но сейчас, когда я путешествую по стране, я понимаю, что за 10 лет мы сделали просто гигантский скачок. Вот Владивосток 10 лет и сейчас – это просто два разных города.

- В плане инфраструктуры?

- Да. В плане всего. У нас развитая инфраструктура стала, у нас изменились дороги, у нас изменилось отношение людей, качество жизни повысилось. То есть, огромное количество социальных факторов, которые изменили не просто какой-то один регион, а всю страну. И я хорошо помню эти моменты, когда в 2000-х я ездил за границу и вот первый раз я в 2001 году в Скандинавию ездил, и я был под впечатлением. А сейчас у меня есть друзья, которые там живут, и они тоже говорят – когда мы приезжали в 2000-х сюда, нам не хватало много чего. А сейчас, говорят, знаешь в чем вопрос? Вот у нас как было в 2000-м году, так и осталось. А у вас все по-другому. Мы до сих пор снимаем деньги в банкомате с таким телевизориком и с кнопочками по бокам…. Старый роутер он так и остался, нету быстрой скорости. И какие-то моменты, над которыми мы тогда говорили – вау, как это круто, копируя даже разговор на английском, то сейчас я понимаю, что мы сильно ушли по многим показателям. Нам, конечно, есть еще точно что подтягивать, мы явно в начале пути и, как говорится, у нас долгая дорога в светлое будущее, но по многим критериям мы точно обогнали, и это очень хорошо. И это особо приятно слышать от моих иностранных друзей, от европейцев, которые приезжают сюда и говорят, что в России очень круто.

- Раз заговорили про иностранных друзей, каким было самое интересное путешествие за границу?

-Если говорить про эмоцию, которая у меня была, вот неожиданная, то это был Париж. Мы приехали в Париж, я хорошо помню, приехали туда вечером – это автобус, который остановился на выделенной автобусной линии между двух дорог, и автобус был весь набит африканцами, и там был один этнический француз светлый…

- Это рейсовый автобус?

- Обычный городской транспорт, да. И я в какой-то момент поворачиваюсь и понимаю, что… как же так, я же во Франции. Потом я стал обращать внимание, что в районе, по которому мы едем, куча картонных коробок, в которых живут люди. Потом позже мы приехали к заправке и у заправки было закрыто, как вот позже у нас были в коронавирус закрыты стекла, только это стекло было бронированным. И все, что мы взяли из еды, он говорит – поднесите ко мне, к стеклу, я отсканирую через стекло. Я еще тогда подумал – они к какому-то апокалипсису готовятся. А потом мы приехали в шикарный сетевой отель, а у него закрыты жалюзи, потому что мы приехали к 12 часам. Просто была опущена такая металлическая решетка, и вышел охранник, попросил нас показать документы и только после этого нам открыл. После он нам сказал – вы машину свою перепаркуйте, иначе ее тут всю разграбят у вас. И я подумал – отлично, но сейчас надо отвезти жену на Эйфелеву башню, потому что мы же в столице любви сейчас, вот закат, красиво, башня светится. И пока мы были, башня светилась, мы подъезжаем к башне, а она не светится. В 12 часов вечера они выключают Эйфелеву башню – свою главную достопримечательность, и там просто темень – глаз выколи, ее даже не видно, даже силуэта мы ее не увидели. И это было, наверное, мое самое главное эмоциональное разочарование в Европе в тот момент.

А если говорить об интересных, где не было разочарований, это, наверное, Скандинавия. Это вот прямо по нарастающей. Финляндия – хорошо, Швеция – отлично, ну и Норвегия – это прямо топово. Фотенские острова, теплое течение, незамерзаемое, и вот эти фьорды, где все заснеженное, а тут у тебя вода, треска вот эта. Я помню, мне тогда очень все понравилось и именно вот эта аутентичная Норвегия, где деревянные домики, где все вот это – конечно, это оставило на мне неизгладимое впечатление. Но я рад, что сейчас у нас появляются подобные русские проекты, и это очень круто.

- Вы любите северную природу очень сильно, я смотрю. На меня большое впечатление тоже произвела Исландия. Я смотрю по здешним нашим местам некоторым – похоже достаточно. Вот в прошлом году вы с командой организовали проект «Россия 360» - это первая континентальная экспедиция вокруг всей страны. Вы проехали по сухопутным границам России и, если не ошибаюсь, это вообще был самый масштабный экспедиционный проект в нашей стране. Вы проехали 58 регионов по побережью, 13 морей, двух океанов, установили несколько рекордов России и мира. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте, какая была цель, что удалось сделать, чего добиться?

- Целей было несколько. Во-первых, проехать нашу страну по кругу, представляете себе, такого никто никогда не делал. Вот мы говорим про кругосветки, еще про что-то, а у нас страну нашу по кругу никто не проезжал. И на ВЭФе полтора-два года назад я делал доклад президенту Владимиру Владимировичу и в рамках доклада сказал – вы представляете, никто никогда не проезжал нашу страну. Он говорит – ну, кто-то мог бы? Он говорит – мы можем. Владимир Владимирович поддержал наш проект и в итоге мы отправились в эту экспедицию. Чтобы она была сложнее, я решил, что техника будет только колесная. А чтобы интереснее было, она будет только российского производства. Поэтому мы взяли российские вездеходы, российские автомобили и отправились на них в поездку. В общей сложности стартовав в Мурманске, мы проехали весь этот круг вокруг страны за 10 месяцев и через 10 месяцев приехали опять в Мурманск. Проехали по уникальнейшим местам, сняли уникальное и огромное количество фото и видеоматериалов, 10 октября в онлайн-кинотеатре ОКО выходит пятисерийный документальный фильм об экспедиции. Мы взяли только арктическую часть, очень интересную. А позже выйдет фильм про весь круг вокруг нашей страны уже в социальных сетях и наших, и дальше мы отдадим на телеканалы, потому что фильм действительно получился интересный. Вы только вдумайтесь – мы посетили четыре самые крайние точки России – северную, южную, западную, посетили самые трудно отдаленные места, увидели, кто живет действительно на побережье 13 морей и двух океанов. Что у нас есть, чем может гордиться страна, что мы потеряли, какие интересные объекты есть. И эта экспедиция позволила нам запланировать наши следующие проекты. Вот проект «Русская Арктика», который был у нас этой зимой, где мы уже по следам экспедиции «Россия 360» проехали по Арктике и в «России 360» мы нашли порядка 13 интересных объектов, которые были никак не подписаны. Ну, представьте себе, Остров наблюдения, экспедиция барона Толля, в которой лейтенант Колчак, а тогда он был еще Колчаком, был гидрографом и занимался гидрографическими исследованиями. Так вот, на Острове наблюдения, на яхте «Заря» они вмерзли и пока они там зимовали, Колчак занимался исследованиями. И там построен гурий Колчака, позже гурий был довосстановлен, еще был один сделан, и он никак не подписан, что это гурий экспедиции барона Толля и Колчаковский. Мы сделали табличку. Остатки зимовки Амундсена, домик Папанина, продовольственное депо барона Толля, остатки экспедиции Русанова и так далее, и так далее. Порядка 13 интересных объектов на Таймыре, которые были никак не отображены ни на картах, в документах были какие-то описания, но точных координат не было, были там с погрешностью в три квадратных километра. А что такое три квадратных километра в Арктике? Это ищи-свищи, попробуй найти. Поэтому мы проехали, описали все эти места, сделали фото и видео, самое главное – установили таблички. И не просто таблички с описанием, что это за место, а на табличку еще добавили куар-код. И написали, что сфотографируй и при подключении к интернету перейди. И сейчас формируется сайт, на котором будет описание этого места, но, самое главное – будет книга онлайн-посещений. То есть, вы можете прийти и зарегистрироваться, и написать – Иванов Иван Иванович, и вы узнаете, что на месте зимовки Амундсена вы были 37-м после Амундсена, а на Острове наблюдения вы были 16-м или 28-м. Эта книга онлайн-посещений и такая первая наша возможность и желание оцифровать Арктику в хорошем смысле этого слова.

- То есть, я так понимаю, что ваши путешествия обычно сильно отличаются от большинства путешествий, то, то есть, поехать в какое-то красивое или просто интересное место России или другой страны, и этим наслаждаться. Обычно это сложные маршруты, с серьезной подготовкой, но в них есть во многом тоже образовательный, исследовательский аспект какого-то наследия всегда?

- И с этого года еще и научное. Потому что я вот уже как второй год являюсь аспирантом университета Ярославского, Демидовского, и получается, что как раз в рамках своей учебы мы занимались исследованием, брали пробы сразу для нескольких институтов – и для моей кандидатской, и еще для ребят, потому что, как оказалось. Подобного рода исследования в Арктике не проводились более 30 лет. Да, мы имеем шикарные лаборатории для исследования анализов, да, мы имеем хорошую научную базу, да, мы имеем молодых специалистов, но у нас нет возможности вывезти туда специалистов, чтобы они взяли там пробы. Да, есть Росатомфлот, который может в зимний период или в экспедиции зимней взять, но зимой по суше никто не проезжает. И именно поэтому мы и сделали первый мировой рекорд, потому что мы там были первые, кто проехал колесной техникой. А летом там вообще невозможно проехать. То есть, мы в целом первые – и зимой, и летом. И получается, что сейчас мы начали использовать свой опыт не просто такая покатушка, приехать куда-то, достигнуть какой-то точки, что-то кому-то доказать, мы уже всем все доказали. Теперь нужно сделать что-то полезное. И вот одна из этих полезных историй – это как раз научная составляющая. То есть, мы в этом году взяли 200 литров проб воды в разных пробирках для исследования. Взяли 200 литров снега тоже такими партиями. Взяли огромное количество проб мха и лишайника и взяли еще специальные водоросли, которые в институте растений как раз изучают на так называемую декарбонизацию. То есть, они очень сильно поглощают углекислый газ.

- То есть, вплоть до изучения вопросов глобального потепления и изменения климата.

- Именно так. Климат, экология – это то, чем мы сейчас занимаемся. Получается так, что – это вот лучшая коллаборация, каждый должен заниматься своим делом. Мы, как экспедиционный центр, можем приехать туда, куда другие не могут приехать, можем взять то, что другие не могут взять, и вывезти это оттуда. Дальше есть ребята, которые сидят в белых халатах в лаборатории – они берут наши анализы и исследуют. И мы делаем с ними совместную работу, которая дальше приносит пользу нашей стране.

- Богдан, давайте теперь перейдем от глобальных вопросов к вопросам в рамках восточной части нашей страны. Мы с вами находимся во Владивостоке им, раз уж мы здесь, к вам вопрос как к опытному путешественнику, ко мнению которого многие прислушиваются. Назовите, пожалуйста, на ваш взгляд, 3 или 5 самых интересных мест на Дальнем Востоке.

- Если говорить про города, то это Владивосток. Очень красивый, современный, сильно развивающийся, точно город, где нужно побывать. Безусловно, нужно побывать на Курилах и на Сахалине, потому что это другой мир вообще, абсолютно другая природа. Вот этот микс – с левой стороны у тебя океан, с другой стороны Охотское море… А под тобой вулкан. И не один. Это очень красиво. И все острова разные, вся Курильская гряда невероятно интересная. Камчатка для тех, кто ни разу там не был, точно подойдет. Чукотка – вообще другая страна и другая планета. Я имею в виду сейчас то, что ты приезжаешь , и… Вообще вся Россия наша многогранная, но вот ты приезжаешь на Чукотку – другая природа. Это ландшафт, у которого нет растений выше 10 сантиметров. И ты видишь весь ландшафт по-другому… Люди совсем другие, интересные истории у них. Есть береговые чукчи, есть тундровые и они между собой отличаются. И именно там ты понимаешь, что, стоя на мысе Дежнева, видны огни Аляски в прямом смысле, и 80 километров до наших соседей по прямой, до следующего материка. Ну и, конечно, Магадан с трассой Колыма и с озером Джека Лондона – это точно место, где нужно побывать. Ну а если вы хотите увидеть еще этнос и попробовать вкусную кухню и узнать многогранную культуру, то это, конечно, ??

- Кстати, а что попробовать из еды в первую очередь вы советуете тут?

- Вообще в целом, конечно, нужно всегда, приехав в регион Дальнего Востока, пробовать локальную еду. Она отличается. Здесь, конечно, надо пробовать морепродукты. Приехав в какую-нибудь Якутию или Чукотку, конечно, нужно поесть строганину из местной рыбы, из оленя, печень налима построгать – очень вкусная, напоминает фуа-гру, только с небольшим привкусом рыбы. Если приехать в центральную часть Дальнего Востока, то. Конечно, это всевозможное мясо, рыбная история, икра. То есть, огромное количество вкусной локальной еды здесь есть. конечно, здесь помидоры и огурцы могут стоить дорого… помню, в одной из экспедиции мы приехали в один из труднодоступных населенных пунктов, и нам достали морошку, белую рыбу, красную рыбу, красную икру, что-то еще, и огурчики так были скромненько порезаны. С нами был оператор одного из телеканалов и он так один огурчик съел, второй огурчик съел, третий, а ему говорят – ну что ж ты делаешь , ирод, вот тебе икра, вот тебе рыба, что ж ты ее не ешь? Он говорит – ну, я думаю, что она дорогая, а вот огурчики… Она говорит – да икра и рыба для меня вообще ничего не стоит, а вот эти огурцы за 1200. И он такой все, я понял, и с этого момента стал есть икру ложкой, потому что она там практически бесплатная. Поэтому локальная еда на Дальнем Востоке вкусная, интересная и разнообразная.

- Сейчас много говорят о том, что надо привлекать на Дальний Восток и иностранных туристов тоже активно. Как, по-вашему, им здесь понравится? И как именно их нужно привлекать?

- Прежде всего, нужно создавать инфраструктуру – ну, мы это уже и делаем – потому что иностранный турист привык к инфраструктуре. То есть, вот простой пример. Тот же самый китайский турист, для него прямо норма, чтобы после восхождения, чтобы после трека он мог вернуться в номер, где есть как минимум вода из крана, где есть нормальная уборная и, возможно, даже ванная или душ. То есть, это норма для них. И когда мы их везли раньше куда-то, куда они ехали неделю вахтовкой, а там все красиво, но ничего нет, то понятно, что мы сокращаем тогда посещение таких мест совсем фанатиками, а их единицы. К сожалению. Поэтому создание инфраструктуры на сегодняшний день – это крайне важная история. И это делается. Сейчас все аэропорты Дальнего Востока приведены в порядок. Шикарный аэропорт сдали совсем недавно в Петропавловск-Камчатском. В Магадане построили шикарный аэропорт. То есть, это первое. Ты прилетаешь, хорошее видишь и улетаешь - шикарное послевкусие. Отлично. Дальше нужны гостиницы, номерной фонд, рестораны вкусные. И вот тогда ты еще наполняешь. Ты увидел красивую картинку – вкусной еды поел. Любое путешествие – это эмоция. А эмоция формируется не только от визуала, но это и слуховое, и осязаемое, и в некоторых местах, если это какой-нибудь запах океана, и обоняние, и кухня, и, конечно, комфорт. В любом случае, конечно, есть некоторая часть туристов, которая любит определенную аскезу, но все-таки большинство хочет комфорта. Хочет комфортно приехать, в комфортной базе побыть – да, в шикарном месте, да, у водопада, да, чтобы медведи выходили, но чтобы был номер или как минимум ровная кровать с хорошим одеялом и там было тепло. Поэтому при создании инфраструктуры мы будем получать все больше и больше туристов, которые будут ехать не только из России, но и из соседних и не только соседних стран.

- А с чего российскому, иностранному опытному или неопытному туристу лучше всего начинать знакомство с Дальним Востоком, на ваш взгляд? Вот так, чтобы не сразу с головой окунуться в то место, где ты в чуме и к тебе медведи выходят, а вот…

- Если ты из Азии, то как раз Владивосток шикарно подходит, потому что здесь для нас это Азия, для жителей центральной части России, потому что здесь и корейская еда, и японская еда, и китайская еда, и вот это смешание культур – чувствуется, что это такой портовый город с историей определенной. Но если говорить про азиатского туриста, то для него Владивосток это прямо Европа. Для них мы Европа. Поэтому, я думаю, что первое – это посещение таких городов, это уже хорошо. А второе – нужно миксовать, потому что Дальний Восток на то и дальний, что, прилетев сюда, ты прилетаешь все-таки далековато и. прилетев сюда, нужно выстраивать тур, чтобы за один тур можно было увидеть, допустим, два региона. Там Хабаровск и Приморье, или Сахалин и Курилы, Магадан и Чукотка. То есть, нужно стараться объединять несколько регионов, потому что ты уже пришел в это место, ты уже долго летел в самолете, долго ехал и благодаря, кстати, сейчас перелетам удобным, которые есть между регионами внутри Дальнего Востока можно легко миксовать регионы и делать такое объемное путешествие.

- Есть такой отчасти стереотип, что Дальний Восток – это дорого. Дадите совет, как сделать путешествие на Дальний Восток подешевле?

- Нужно его планировать заранее. Заранее покупать билеты, заранее бронировать отель и тогда он будет недорогой. Если вы бронируете на ВЭФ номер за год, то можно его купить от 3 до 10 тысяч рублей. Если вы планируете за день до вылета, то он будет стоить 100 плюс. То же самое с билетами. Билеты, купленные за полгода или за год, будут отличаться в десять раз практически. Хотя сейчас тарифная политика по дотации и перелетов, и всего, позволяет даже практически в день вылета купить дешевый билет. Поэтому просто планируйте чуть раньше – это все-таки Дальний Восток, а не поездка в Подмосковье.

- Спасибо большое. Будем изучать Дальний Восток.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp