Михаил Пучков: «От перегруза гаджетами страдает память»

Здравствуйте, у микрофона Юлия Василишина. И сегодня у нас в гостях министр образования Нижегородской области Михаил Юрьевич Пучков. Здравствуйте.
Михаил Пучков:Добрый день.
Юлия Василишина:
Михаил Юрьевич, как Вы относитесь к дошкольной подготовке? Очень многие родители стараются своих первоклассников заранее как-то уже поднатаскать на учёбу.
Михаил Пучков:Спасибо большое за вопрос, потому что в рамках этого вопроса скрывается целая система работы с детьми младшего возраста. И здесь я хотел бы акцентировать внимание. Первое: нельзя натаскивать к школе. То есть вот натаскивание, как к ЕГЭ, как к школе, — это всегда неконструктивно и не работает в развитии. Да, это может закрыть какую-то конкретную задачу сейчас, но это сыграет плохую шутку в развитии ребёнка в дальнейшем.
Дошкольный период – это очень важный период в развитии ребёнка. Есть так называемые сензитивные периоды в развитии нашего организма. Это такой период, в который определённые воздействия и определённые органы чувств либо развития максимально эффективны. Это не значит, что во все остальные периоды нет. Но вот в этот возрастной период самое максимальное вложение с точки зрения развития в дальнейшем.
И есть сензитивные периоды для ребёнка, которые в том числе до школы. И если в этот момент ребёнка не задействовать, не развивать, то мы просто потеряли время, когда нужно было вложить базу. А с другой стороны, если мы перегрузим ребёнка, то ничего хорошего не будет, потому что у него ещё может быть не сформирована та психическая функция для того, чтобы воспринять эту информацию и уметь с этим работать.
А с другой стороны, мы можем легко его перегрузить. Просто конкретный пример. Ребёнок примерно в два с половиной года очень активно начинает социальное взаимодействие. Вот этот период: он осознаёт, что он в мире не один, что есть не только мама, которая близко, есть разные люди. Он начинает себя ассоциировать как такого активного и начинает заниматься с точки зрения социального взаимодействия.
И, соответственно, вот в этот период прям самый лучший вариант, когда много активности вокруг него. Примерно с 4 лет и выше – это всё, что связано с математическими способностями. Но это не значит, что нужно садиться с ним и решать примеры. Нужно в этот момент на определённом уровне развития ему помогать понимать, что есть мало, а есть много. Что вот, знаете, как в нашем мультике про кучку и три штучки.
О том, что предметов может быть много и внутри, как их разделить между собой. Он начинает познавать этот мир, в определённый период своего развития подходит к пониманию какого-то инструмента и начинает активно им пользоваться. Это и есть сензитивный период. И очень важно на дошкольном уровне дать ребёнку играть в этот мир, ощущать этот мир, а не готовить его к тому, что ты должен сидеть ровно, прямо, учи буквы и так далее.
Он их выучит тогда, когда нужно будет, когда его мозг будет к этому готов. Поэтому всегда должна быть гармония в развитии и подходах к развитию ребёнка.
Юлия Василишина:То есть лучше родителям это самим делать, не к педагогам обращаться?
Михаил Пучков:Нет, не совсем. Лучше поговорить с педагогом, потому что я не думаю, что каждый родитель, кто сейчас слушает интервью, знает о сензитивных периодах и понимает, в какие моменты мозг ребёнка наиболее восприимчив к каким-то заданиям или задачам. Учитель, воспитатель в школе, в детском саду это знает. Соответственно, когда мы отдаём ребёнка в детский сад, то с воспитателем нужно просто поговорить, посмотреть, что он делает, что включено в программу, и просто продолжать это.
Потому что очень важна, например, мелкая моторика. Для развития мышления, речи мелкая моторика очень важна ребёнку. С одной стороны, это подготовка к школе, потому что если правильно развить речь у ребёнка, то ему будет в школе просто проще. А как её развивать? Это не значит, что надо с ним постоянно разговаривать.
Это значит, что он должен делать что-то руками, потому что зоны, которые отвечают за мелкую моторику и за речь в головном мозге, очень близко расположены. И работая, собирая, например, какие-то мелкие детали конструктора, опять же, в безопасном режиме, так, чтобы, не дай бог, он не проглотил этот конструктор. Надо смотреть, сколько ему лет, и возможно ли это делать. Но это позволяет развивать ребёнка.
И нужно с ребёнком просто общаться как с действительно таким активным членом семьи, а не просто давать ему гаджет в руки: вот сиди и смотри мультики, а мы будем заниматься чем-то своим.
Но это не значит, что надо сидеть с ним и учить самому родителю буквы. Сейчас наши дети так быстро в гаджетах учатся находить правильные буквы с точки зрения включить правильный мультик. Поэтому они, конечно, очень в этом плане продвинуты. Но вопрос в том, как они потребляют контент, как они знакомятся с этим миром – это очень важно.
Не каждый родитель знает, как развивается ребёнок, и поэтому задача сферы образования, детских садов в том числе – вести такую просветительскую работу с родителями. Поэтому иногда гораздо лучше с ребёнком не буквы выучить, а поиграть в мячик, покидать вместе с ним мячик. Потому что это развивает очень многое как базу, на которую в последующем начальная школа научит его писать, считать и всё, что связано с образовательной деятельностью.
Или развивать у ребёнка память, играть в игры «А что пропало?», когда выкладывается несколько предметов, закрывается от ребёнка, потом убирается один предмет и «А посмотри, чего не стало?». То есть это универсальный инструмент – наша память. Если у тебя не развита память, то тебе будет трудно учиться дальше, какой бы хороший учитель ни был. Потому что тебе просто невозможно запомнить всё, что он говорит.
А сейчас, с учётом перегруза гаджетами, память – это такая страдающая функция у ребят. Они не могут концентрироваться очень долгое время благодаря тому, что поток информационный очень большой, они постоянно переключаются. А второе – они часто не способны запомнить большой объём информации. А ведь это развивается с самого маленького возраста, когда ему что-то показывают, рассказывают. И наша память так устроена, что ребёнок до определённого возраста использует память органично: не специально, оно запоминается само.
А в школе ты должен использовать свою память как инструмент, ты должен запоминать специально. Для этого нужно научиться. Поэтому есть определённые моменты, в которые важно не упустить развитие. Поэтому вот как я отношусь к дошкольной подготовке: это не должно быть натаскивание на школу, это скорее развитие ребёнка как полноценного в дальнейшем базиса для знаний, умений, концентрации и всего, что с этим связано.
Юлия Василишина:То есть если ребёнок идёт в первый класс, не зная буквы, не умея читать, это не страшно всё-таки?
Михаил Пучков:Конечно нет. Первый класс для того и нужен, чтобы выучить все буквы. Если он знает – это, конечно, неплохо. И, как я уже сказал, многие дети сейчас сами быстро выучивают буквы, слова и умение писать, потому что взаимодействуют с гаджетами. Там очень часто нужно уметь читать, писать какие-то вещи. Но абсолютно не страшно.
Это создаёт сложность для учителя начальной школы, потому что у тебя, получается, ребята хоть одного возраста, но могут быть с очень разной подготовкой. Кто-то умеет читать, а кто-то не умеет. А класс у тебя, извините, больше 20 человек, с которыми нужно организовать ученический коллектив.
Юлия Василишина:А помните, как сами научились читать и какие книги любили в детстве?
Михаил Пучков:Знаете, я не помню момент, как я научился читать, вот правда, не помню. Читал в детстве просто запоем и огромное количество. То есть я очень любил читать в детстве, вплоть до того, что читал по ночам. На меня ругались родители: «Испортить себе зрение!» — выключали мне свет. Я читал с фонариком под одеялом, потому что мне было интересно.
И вот это удовольствие от чтения формируется в детстве. Мне кажется, что я точно вряд ли читал до начальной школы, хотя я помню, что пошёл сразу во второй класс, потому что у меня в детском саду была нулевая группа, где учили писать. Но это было системно, а не просто, что я как-то сам научился.
На самом деле чтение – это универсальное удовольствие в этой жизни и универсальный инструмент развития для мозга. Потому что это большой объём информации, это в том числе развитие памяти, и начитанность всегда приносит пользу.
Знаете, есть хорошее выражение: «Люди, которые читают книги, всегда управляют миром, а люди, которые смотрят телевизор, — нет». Поэтому надо читать книжки, это действительно очень полезно.
Юлия Василишина:Прекрасный совет от Михаила Юрьевича Пучкова. Спасибо вам за визит.
Михаил Пучков:Всего доброго.