Наказание за русский язык на Украине: говоришь на русском - преступник

Е. Афонина:
- Мы приветствуем наших радиослушателей. В прямом эфире ведущие программы - Андрей Баранов.
А. Баранов:
- Здравствуйте. И Елена Афонина.
Начнем мы с Украины, как обычно и делаем последние наши уже все эфиры, да и будем делать. Сегодня мы поговорим о том, что творится с языком незалежной, поскольку украинизация там дошла до совершенно идиотских масштабов, и русский язык вообще оказался не только под запретом, но и под запретом наказания за то, что на нем говорят. Но в последнее время начал наблюдаться совершенно обратный процесс. Люди и, что интереснее всего, молодежь, начинают снова возвращаться к русскому языку и не скрывают того, что родным он для них является. Используют его, и песни слушают, и разговаривают, не очень-то опасаясь тех карательных мер, которые киевский режим пытается применять за это. Хотя есть определенные нюансы. Во всех этих нюансах разобрался наш легендарный военкор Дмитрий Стешин. Он сегодня с нами. Его огромный материал на эту тему его стоит на сайте kp.ru. Сегодня он поможет нам разобраться с этим вопросом, что на Украине происходит с русским языком, каковы тенденции и перспективы. Дима, приветствуем тебя.
Д. Стешин:
- Да, добрый день.
А. Баранов:
- Так что, в итоге пошел откат, или это, какая-то временная картина?
Е. Афонина:
- Или все так и было, просто скрывалось?
Д. Стешин:
- Там все серьезно получилось. Надо понимать, что украинское общество уже очень давно, возможно, с первого оранжевого Майдана, живет в таком легком истероидном состоянии. Десять лет, даже больше, достаточный срок, чтобы подвести итоги, если взять последний Майдан, что получила Украина от восстания, смены власти. Ни в НАТО не взяли, ни в ЕС. Вышла кровопролитная война с братьями и не братьями. И эта странная мова, которую решили насаждать всем насильно. Собственно, уже давным давно забыли, что одной из самых веских причин восстаний на Донбассе и в Крыму была грядущая, она еще не произошла, но уже всем все было обещано со сцены на Майдане, языковая реформа - полное истребление русского языка. В быту вывески уже заменили, государственный документооборот уже поменяли на украинский язык, матерые донецкие следователи рыдали и нанимали каких-то девочек, студенток-филологинь, чтобы они переводили им протоколы допросов на украинский язык, потому что сами они не могли. Это все подарил Майдан. Это было, наверное, самое зримое его завоевание, которое достало всех очень быстро. Зеленский этот процесс усугубил, он полностью истребил все русскоязычные школы на Украине, три штуки осталось, и довел до 100% содержание украинского языка в телепрограммах, в любом публичном контенте. И даже завел языковые патрули. И ввел систему штрафов, государство таким образом утверждало свое право на насилие. 300 евро штраф за употребление русского языка в быту - официантам ресторана, ценники в магазине, публичное исполнение песен на русском языке. 300 евро на первый раз, потом можно даже в тюрьму заехать, по большому счету, год, что ли, или полтора срок предназначен.
А людям как-то это не понравилось, этот навязанный язык. Можно судить по радиоперехватам на передовой, там люди общаются на русском языке - на единственном самом понятном. Потому что в современном украинском языке существует шесть слов, которые означают «в атаку». Корнями из польских языков, из каких-то европейских. Часть заимствована, они любят заимствовать англоязычные слова, переделывать их на малороссийский лад.
А. Баранов:
- У нас тоже такая тенденция есть, надо признать.
Д. Стешин:
- Хеликоптер и наш вертолет - сравните. И гвинтокрыл, два варианта. Со словом «в атаку» примерно то же самое. У меня даже карикатура есть на эту тему. И настал момент истины. Буквально несколько дней назад языковая омбудсменша с хорошей украинской фамилией Ивановская, как в насмешку, посетовала, что у нее дочка ведет свои соцсети на русском языке, и все ее читатели – русскоязычные, и смотрит она, и читает блоги русскоязычных ребят из России да с Украины. Когда она ее спросила: доча, что ты делаешь? - дочка сказала: кому нужен украинский язык? Я сравнил это с началом 90-х, когда мы радостно рванулись духовно, скажем так, на Запад, потому что, в отличие от Советского Союза, он предоставлял более широкий объемный контент для молодежи, начиная от музыки, кончая кинематографом, книгами, то, что нам было неведомо. На Украине то же самое. Молодежь в хуторском языковом загоне сидеть не собирается, когда рядом под боком огромная Россия. Все слушают русский рэп. Заметьте, рэп русский - словосочетание. Это же «Левша», Лесков, мы любую блоху на свой лад подкуем. Все смотрят русскоязычные фильмы, потому что в переводе это безумие. Я еще такое экспресс-тестирование провел. Заходишь на любой пиратский библиотечной сайт с книгами, открываешь раздел. Для примера, Гарри Гаррисон, знаменитый фантаст. Кто в здравом уме будет на мове читать его легендарную «Стальную крысу»? Но обязательно в этом разделе с подборкой его книг в самом конце, в самом низу, их положение зависит от количества просмотров, есть два-три перевода на мову. Это оплачивало еще правительство Порошенко из Зеленского - переводить любую литературу на украинский язык, пихать во все электронные библиотеки, куда только можно. И на той же Флибусте можно посмотреть, сколько раз какую книгу скачали, сколько идиотов нашлось, кто решил читать «Стальную крысу» на мове, и сколько сотен тысяч человек решили Гаррисона почитать на русском языке. Вот и все.
И главное, что сказал омбудсмен, языковые патрули тоже отменяются. Потому что возможна дестабилизация. А это очень интересное слово - дестабилизация. Много было позиций в моих рассуждениях в статье на сайте. Но я делаю вывод, что, в принципе, языковая реформа провалилась. Перепрошить десятки миллионов людей не удалось.
А. Баранов:
- Тем не менее, карательные меры продолжают применяться. А иллюстрации к твоему материалу есть реальная, не постановочная фотография: сидит младшеклассник в украинской школе в углу, а на спинке кресла прикреплено «Я говорил по-русски».
Д. Стешин:
- Это какого года фотография, интересно? Все меняется стремительно.
А. Баранов:
- Не знаю, может быть, она уже и прошлая, но очень похоже, как у гитлеровцев, «Я партизан», вешали табличку перед самым страшным. А здесь так. Тем не менее, в быту, мы видим, недавно по роликам пошел эпизод, ехали молодые люди - парень и девушка во Львов, и им соседка по купе стала выговаривать: «Что это вы здесь? Я не терплю москальской речи. Поезжайте к себе в Россию». Но выясняется, что и Львов тоже русифицируется.
Д. Стешин:
- Это заявил депутат-свободовец, матерый бандеровец Любомир Мельничук.
А. Баранов:
- «Если мы выйдем на улицу, то увидим, как Львов потихоньку ручифицируется. Город, который мы с гордостью называли украиномовным, тихонько теряет свой статус. Это катастрофа и великая проблема».
Д. Стешин:
- У меня с львовскими депутатами была совершенно анекдотичная история, связанная с языком тоже, кстати. В 2011 году я прилетел во Львов после того, как там избили колонну ветеранов, которая 9 мая на Холм Славы шла возлагать цветы. Избили ветеранов и их потомков, кто шел, совершенно мирная колонна с цветами. Били будущие бандеровцы, которые потом пановали на майдане. Я приехал на эту тему поговорить. Сразу забегая вперед, скажу, что несколько месяцев назад Холм Славы срыли, а все захоронения ветеранов эксгумировали. С топовым депутатом Львовского совета пытался записать интервью. Он пытался со мной говорить на английском, потому что якобы русского он не знал. Я говорю: я английский знаю недостаточно для интервью. Пытался говорить на мове. Я говорю: я и мову не знаю. Тогда, говорю, извините, что отнял у вас время, пошел я. И тут он вспомнил внезапно русский язык. Мразь!
Е. Афонина:
- Мы пытаемся понять, почему, несмотря на всю промывку мозгов, которая велась достаточно активно, на Украине по-прежнему говорят на русском языке. В частности, популярные поисковики это подтверждают. Если смотреть на один и тот же вопрос, который вводится на русском и украинском, 80% на русском, 20% на украинском. Это тоже определенный тест. Дима, я думаю, ты тоже видел этот ролик, где девочка в детском саду, носочки ей надо надеть. Воспитательница говорит: «Надевай шкарпетки». Она на нее смотрит, говорит: «Это называется носки». Если от детей перейти к довольно взрослым, я говорю о политиках. Видят же, что они с трудом, с пятого на пятнадцатое, пытаются говорить на украинском так называемом языке, то ли суржик, то ли мова. И при этом это двуличие, когда, с трудом подбирая слова, что-то из себя пытаются выдать, наверное же, видят люди. Наверное, понимают, что не украинский их язык, на котором они могут общаться. Это же очевидно.
Д. Стешин:
- Слова придумывают. Я до сих пор, например, в шутку употребляю «велико вам дякую» или «бимба». «Бимба» в комментариях. Смотрите, можно сравнить ситуацию на нынешней Украине с последними годами Советского Союза. Как ни горько было, но существовал огромный смысловой разрыв между тем, что декларировалось, и тем, как мы жили в реальности, во что верили и что ценили. На Украине то же самое. Можно сколько угодно насаждать этот придуманный язык. Я заступлюсь за суржик. Любой человек из Рязани, оказавшийся в языковой среде на Украине, суржиком овладевает за два-три дня. И спокойно его использует, не морщась. Как так получается? В быту, как показали опросы, которые подтвердили слова шпрехенфюрера, до 70% ребят-школьников говорят на русском языке, во дворе и в семье. В то же время, да, за неупотребление мовы штрафуют, переводят все, что только можно перевести, только физику с химией не могут перевести. Это сразу самый важный знак, что это искусственный политический конструкт - мова. Потому что за столько лет, сколько она существует, со времен того, как Грушевский взял у австрийцев подряд на создание языка, живой бы язык, живой организм давно бы нашел бы заменители основным физическим, математическим, химическим терминам, но этого не произошло. На железной дороге общаются на русском, в авиации - на русском, в атомной энергетике и гидроэнергетике. Я разговаривал с пленным ВСУшником, который сам сдался под Красногоровкой, мобилизованный с железной дороги. Да в любой стране, какая бы кровопролитная война ни была, железнодорожники - бронь всегда. А он был не простой сцепщик-смазччик, а какой-то инженер. Я его спросил: на каком языке у вас говорят на железной дороге? На русском, конечно. А на каком? Он еще удивился моему вопросу.
А. Баранов:
- Пока что мультфильм «Маша и Медведь» запретили. Говорят, является опасностью для безопасности. Хотя он наиболее популярен.
Е. Афонина:
- Если говорить про этот разрыв реальности и того, что декларируют, смотри, буквально на этой неделе Зеленский заявляет: нам нужно 120 миллиардов на следующий год для продолжения военных действий, 60 нам дадут, 60 мы найдем. И дальше, что называется, как по заказу, появляется информация про жену Зеленского, которая на миллион евро оделась в Париже.
А. Баранов:
- Специально для нее закупали наряды, украшения, туфли. Закупали специальные люди и потом все это дело отвозили мадам.
Д. Стешин:
- Как вам не стыдно считать чужие деньги?
Е. Афонина:
- Да они сами об этом родят, не мы считаем! Ладно бы мы это считали! Они выходят и гордо рассказывают, что сумочка у нее столько стоит.
А. Баранов:
- Французские СМИ пишут.
Е. Афонина:
- И плюс Умеров тоже прославился тем, что у него восемь элитных объектов недвижимости США, на многие миллионы долларов.
А. Баранов:
- Три квартиры во Флориде, одна в Нью-Йорке. Возле Майами четыре виллы. Для чего это? Он что, в гроб с собой положит их все? Или у него так много родственников бедных, которых надо расселить? Это же просто кошмар какой-то.
Е. Афонина:
- И при этом Зеленский говорит о том, что если ситуация на фронте не улучшится, нас ждут трудные решения. В свете того, что мы сейчас обсуждаем, скажи, пожалуйста, помимо того, что украинский язык это, как ты совершенно верно сказал, фальшивый языковой конструкт, то, что касается вот этой части реальности, в которой сейчас оказались украинцы, с одной стороны, 100500 вилл в Майами, с другой стороны, «сейчас будем трудные решения принимать».
Д. Стешин:
- Любой военный аналитик скажет, за счет чего. За счет русской смекалки и ума, извиняюсь за противоречие, украинцы вывозят эту войну. Людей у них не хватает. Понятно, что призыв через ТЦК - это не панацея и не знак того, что в государстве все хорошо, воюющем против огромной страны России. Им действительно серьезно помогает Запад развединформацией, целеуказаниями. Им Запад, что бы Трамп ни рассказывал про свою добрую волю, пока работает Starlink на фронте, ни о какой доброй воле в российско-украинском конфликте говорить не приходится. И компенсирует недостаток средств огневого поражения, ствольной артиллерии, ракет и так далее - массовым производством дронов. Все, на этом держится украинский фронт. На насильно мобилизованных, которые, как правило, не убегают с фронта и не сдаются в плен, потому что в современной войне очень сложно сдаться в плен. И иногда ты более вероятно выживешь, если отсидишься в блиндаже, чем поползешь под дронами через заминированные какие-то полосы, и тебя еще на окраине своих позиций наши пристрелят, просто потому что им не понятно, кто ночью ползет. Собственно, на этом держится украинская военщина. И то, что уже проговорились про дестабилизацию языковых патрулей, что Зеленский, наверное, первый раз сказал о непопулярных каких-то решениях, которые он готов принять. Для меня самое напрашивающееся - это освобождение Донбасса и чтобы сохранилась Славянско-Краматорская агломерация хотя бы в каком-то более-менее нетронутом виде, она мне дорога просто по 2014 году.
А. Баранов:
- Говорят, что он собирается понижать возраст мобилизации. В этом непопулярность решения. Посмотрим. Хотя только что отменил.
Д. Стешин:
- Только что отменил. Пусть выкручивается, все равно висеть будет.
Е. Афонина:
- Дима, еще один вопрос. Эта огромная афера под названием ПЦУ, похоже, заканчивается, поскольку, по словам Сергея Лаврова, во время саммита на Аляске Трамп был поражен правдой о том, как поступает Киев в отношении Украинской Православной церкви. И, собственно, сейчас возникает вопрос, действительно ли есть вероятность того, что и это тоже станет гвоздем в крышку гроба этого режима, который устроил такие гонения.
Д. Стешин:
- Да, тут можно искать сочувствие у Трампа, как и у христианина. Я опять вернусь к тому же, будучи пораженным гонением на православную церковь на Украине, он так и не удосужился сказать Маску: отключи ты этим мразям Starlink на полдня хотя бы. Будет достаточно.
А. Баранов:
- Варфоломея он принял, но очень холодно. Варфоломей – это вселенский патриарх, который, собственно, ПЦУ и санкционировал, пресловутый томос выписал Порошенко. Принял очень холодно, как отмечают следящие за темой обозреватели. Тот явно рассчитывал на большее. Говорят, что, видимо, его звезда закатывается, а с ней и ПЦУ может загнуться. Будем надеяться.
Д. Стешин:
- Слушайте, да мы сами в этом виноваты. Я в 2016-2017 году говорил с одним из иерархов нашей церкви. Я говорю: почему так мало принимает участие церковь в судьбах людей на Донбассе, вообще Русской весны, в происходящем? Вы вообще давно видели людей со стягом с ликом Христа, которые под этим стягом воюют и умирают? Мне было отвечено следующее, что я ничего не понимаю в политике, что на Украине сотни приходов нашей церкви. Вы что, хотите, чтобы они пострадали, чтобы на них начались гонения? Через два месяца хлоп – томос, и гонения начались. Вот и все. Наша вина. Как у старшего брата, который недосмотрел.
Е. Афонина:
- Прав, Дима, на все сто процентов. Спасибо большое. Военный корреспондент «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин был на связи с нашей студией.
Мы пытались объяснить, почему же, собственно, несмотря на годы, десятилетия гонений русского языка на Украине, он по-прежнему является основным языком, и не только общением.
А. Баранов:
- Да, пришли от вас комментарии. Есть и ностальгические. «А мы помним конфеты «Ведмедик клишоногий». Я тоже помню «Мишку косолапого», украинские фабрики делали. Действительно, они были с точно таким же дизайном, картина Шишкина. Как-то по-доброму тогда смеялись. А если суммировать, то вот комментарий от Марекса. «Ничего у них не получится. Разговаривали и разговариваем на русском».
Е. Афонина:
- Завершая эту тему, хочу напомнить, что упомянутый нами в разговоре Петр Порошенко внесен в нашей стране в список террористов и экстремистов. Там ему самое место, туда ему и дорога.
Давайте перейдем к не менее острой теме, которую сейчас очень активно обсуждают. Так или иначе, она, кстати, тоже касается школ, но уже не украинских, а наших родных, отечественных. Казалось бы, учебный год только начался, и, к сожалению, уже скандалы в нескольких школах, причем в разных регионах нашей страны, которые связаны с появлением на уроках учениц в хиджабах. Сразу несколько случаев были зафиксированы в Калужской области, скандал разгорелся и в Хабаровске. Давайте и попытаемся понять, можно ли избежать этих скандалов, и кто в этой ситуации прав, а кто не очень. Помогут нам в этом разобраться доктор исторических наук, деструктолог Роман Силантьев. Роман Анатольевич, здравствуйте.
Р. Силантьев:
- Да, рад вас слышать.
Е. Афонина:
- И уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Петр Перевезенцев. Петр Владимирович, здравствуйте.
П. Перевезенцев:
- Здравствуйте.
Е. Афонина:
- Петр Владимирович, вам первому слово и дадим, поскольку в той ситуации, которая произошла в Хабаровске, вы как раз выступили на стороне родителей девочки, которая пришла в школу в хиджабе, что вызвало вопросы со стороны и директора школы, и педагогов в этом учебном заведении. Везде, если речь идет о тех, кто поддержал родителей ребенка, возникает ваша фамилия. Можете объяснить вашу позицию в этом вопросе?
П. Перевезенцев:
- На самом деле ситуация выглядит совсем не так, потому что я не выступал на ее стороне. Ее так преподали уже потом в Telegram-каналах. К сожалению, у меня никто из владельцев этих Telegram-каналов никаких интервью не брал, мое мнение не спрашивал. Действительно, ко мне поступило обращение, как к уполномоченному по правам ребенка, о том, что ребенка не допускают к учебному процессу. Была приложена фотография, где ребенок находился в школьной форме и в платке. И мы обратились в управление образования по городу Хабаровску, потому что они являются учредителем, а наш институт уполномоченного по правам ребенка не подменяет деятельность муниципальных органов власти. Мы разъяснили, что ребенок уже в течение недели не допускается до занятий. Мы обратили внимание учредителя этой школы на то, что в их правилах написано, что нарушение формы одежды не может сразу являться поводом для отстранения от обучения, а учебное заведение должно предпринять целый ряд шагов. И это написано в их правилах, которые мы внимательно посмотрели. Мы им сказали, что должна быть проведена работа с родителями, необходимо рассмотреть эти вопросы на школьном совете. И свою позицию мы изложили только с этой точки зрения управлению образования и попросили восстановить право ребенка на образование. Мы понимаем, если в любом случае родители выступили тоже категорически против того, чтобы ребенок приходил в платке, то у нас существует альтернатива, существует домашнее образование, мы на это обратили внимание органа управления.
Е. Афонина:
- Платок или хиджаб? Давайте мы будем с вами все-таки понимать. Платок - это когда в фильме «Розыгрыш» одна из героинь ходит в школу, перемотанная платком, потому что у железки болят. Все помнят этот эпизод. Это платок. А то, о чем мы говорим, это платок или это хиджаб?
П. Перевезенцев:
- Как родители объяснили, их ребенок их достиг девятилетнего возраста, и сегодня этот платок, предмет культа, все-таки необходим ей для ношения. Наверное, все-таки это хиджаб.
Е. Афонина:
- Почему в таком случае в вашем обращении фигурирует платок, а не хиджаб? Если вы выяснили, что, во-первых, ребенок в третьем классе, ребенок покрытый и ребенок приходит школу. Почему тогда в вашем запросе для школы и для соответствующих инстанций вы избегали подобных формулировок, почему фигурирует платок?
П. Перевезенцев:
- Я не избегал этих формулировок. Я говорил, наоборот, о том, что если дирекция школы или администрация школы видит, что существует, с их точки зрения, нарушение формы одежды, то, безусловно, они должны были отреагировать в соответствии с их же написанными и утвержденными правилами. И мы на это обратили внимание.
Е. Афонина:
- Тогда какую фотографию вам прислали? Ребенок как был одет?
П. Перевезенцев:
- Ребенок был одет в школьную форму, а на голове был белый хиджаб.
Е. Афонина:
- Роман Анатольевич, пожалуйста, мы специально дали возможность Петру Владимировичу, и он абсолютно прав, когда говорил о том, что сначала нужно было к нему обратиться за комментариями, а потом по Telegram-каналам все это рассылать. Это мы сейчас и делаем в прямом эфире. Пожалуйста, Роман Анатольевич, какие-то вопросы, комментарии?
Р. Силантьев:
- Все-таки есть одежда религиозного характера, есть одежда национальная. Если девушка, например, придет в школу в одежде православной монахини, возможно, будут проблемы с этим. Эта одежда не запрещена, но, возможно, это не всем понравится. Потому что это будет именно религиозная идентичность указана. Надо понять, какой национальности была девушка, которая в хиджабе пришла.
П. Перевезенцев:
- Было приложено к обращению свидетельство о рождении. Девочка родилась в городе Хабаровске. Я увидел, что родители - азербайджанцы.
Е. Афонина:
- Вы увидели это в свидетельстве о рождении, насколько мы понимаем.
Р. Силантьев:
-А у азербайджанцев какой национальный головной женский убор? Это хиджаб или какие-то есть иные варианты? У нас, например, совершенно не запрещено по закону приходить в школу в национальном головном уборе.
А. Баранов:
- В кокошнике, например.
Р. Силантьев:
- А в Азербайджане какой у женщин головной убор? Хиджаб или нет? Вы же помните, может быть, в Советском Союзе были соответствующие картинки, реклама. Тут бы стоило, конечно, уточнить, а это точно азербайджанский национальный женский головной убор или нет.
Е. Афонина:
- Петр Владимирович, это вам вопросы, потому что вы отстаиваете сейчас право ребенка на обучение. Мы понимаем, благая цель.
П. Перевезенцев:
- Безусловно, для меня то, что ребенок не находится в школе уже такое длительное время, это совершенно неправильно. Потому что, если родители, я так понимаю, они уже со своей стороны используют этот инструмент давления, как они считают, что восстановление в своих правах, и не отпускают ребенка в школу, либо она придет в хиджабе, либо она не вообще не придет, здесь уже мы на этот вопрос тоже соответствующим образом отреагировали. Я считаю, что здесь уже должны подключаться, и мы подключили уже органы комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних. Сегодня уже мы привлекать будем родителей за то, что они уже препятствуют тому, что ребенок не ходит в школу. Но когда вначале вся эта история только появилась, это произошло 3 сентября, на тот момент мы посмотрели правила, которые сама школа приняла, и мы рекомендовали школе все-таки поступить по тем правилам, которые у них прописаны.
А. Баранов:
- Они так и поступили, типовая форма.
Е. Афонина:
- Мы пытаемся разобраться в этом сложном вопросе, почему в нашей стране, в наших школах продолжают вспыхивать конфликты из-за хиджабов. Роман Анатольевич, вопрос возникает. Ладно бы, действительно, если бы эта ситуация была единична. Произошло в Хабаровске, да, сейчас разбираемся. Но ведь в Калужской области сразу три случая, три эпизода. Плюс к этому есть школы, например, в Нижневартовске и Нефтеюганске, которые прям четко запрещают ношение хиджабов. Мы понимаем, почему это сделано. Там прям прописано. И, несмотря на давление, говорят: нет, нельзя, и все. Можете объяснить, что это за массовый вызов или как это воспринимать?
А. Баранов:
- Раньше девочки как-то обходились без хиджабов, а тут вдруг что-то случилось, всем массово стали их надевать.
Р. Силантьев:
- Это похоже на ваххабитов. Потому что мы уже проводили эксперименты. У нас в Мордовии есть такое село Белозерье, полностью ваххабитское, и там тоже была попытка ограничить ношение хиджаба в школе, скандал, который вышел на федеральный уровень. Там татары живут практически стопроцентно. Если есть желание покрывать голову у девушек, давайте татарские национальные головные уборы носить. Никто не может запретить человеку носить национальную одежду. Но они хотели именно хиджабы. И тут прекрасный тест. Если вы хотите покрывать голову, давайте национальные головные уборы использовать. Никакими законами это не запрещается. Если на хиджаб или никаб есть акцент, это уже вызывает некоторые вопросы. Очень правильно сейчас Министерство просвещения дало рекомендацию разработать школьную формулу по всем подведомственным учебным заведением, средним и специальным, и это полностью решит вопрос. У нас, например, в медицинских учебных заведениях уже такое есть, там носят медицинскую косынку. Да, голова покрыта, но это хиджаб. В принципе, проблема не в хиджабе. Проблема в людях, которые этот хиджаб ассоциируются с ваххабитами, которые нас убивают. К сожалению, они убили у нас почти пять тысяч наших граждан только в терактах. Поэтому я понимаю, конечно, людей, которые не очень хотят учиться вместе с ваххабитами. И есть такой прекрасный тест - это религия и покрытие головы или это ваххабизм? Если ваххабиты в рядах учеников находятся, давайте с этим все-таки мириться не будем. Давайте все-таки ваххабитов отправим на историческую родину, которая у них сейчас Турция.
А. Баранов:
- Поди разбери, ваххабит он или не ваххабит.
Е. Афонина:
- В такой ситуации, я так понимаю, Петр Владимирович и оказался. Вы уж простите меня, бога ради, но ощущение, что вас использовали в темную. Потому что эта семья начала и в Администрацию президента отправлять письма.
П. Перевезенцев:
- Так и произошло. Ведь мы рассматривали совершенно не религиозную историю, мы рассматривали право девочки на образование. Сегодня жизнь уже так показала, прошло двадцать дней с момента начала учебного года. И мы что сейчас отмечаем? Мы видим, что отец использует дочь как инструмент в своих попытках свою какую-то историю доказать всем окружающим. А ребенок, на мой взгляд, совершенно здесь не виноват. И мы говорим о том, что у нас есть разные формы обучения. Пожалуйста, переходите на домашнюю форму обучения, если вы считаете, что ваш ребенок не может в таком виде, который принят в школе по правилам, приходить. Правильно сегодня Роман Анатольевич сказал, я тоже двумя руками за то, чтобы была разработана единая форма. И если это будет принято, тогда уже и вопросов, наверное, таких возникать не будет. Мы завтра проводим проверку в школе и будем настаивать на том, что все-таки, если родители не восстановят право ребенка на образование, то, конечно, привлекать уже к административной ответственности родителей, потому что ребенок на сегодняшний день не получает образование уже практически месяц.
Е. Афонина:
- Еще раз обратим внимание, девочка - третий класс.
П. Перевезенцев:
- Она училась в этой школе первые два года нормально, не было к ней никаких вопросов.
Е. Афонина:
- Это на вопрос. Первые два класса ребенок учился нормально, проблем не возникало. Я так понимаю, что ни у кого не было вопросов. 9 лет исполнилось – все. А тут я, знаете, что вспомнила. Эти истории с выдачей жилищных сертификатов странным семьям, где чуть ли не грудные младенцы. И знаете, что здесь возникает? Если мы даем слабину и делаем исключение для кого-то, то так, простите меня, можно в образовательном процессе дойти до абсурда. У нас есть основные религии. например, иудаизм – это тоже основная религия России. Правильно? Правильно. В иудаизме есть шаббат. Давайте я своего ребенка буду в пятницу не пускать на занятия и в субботу тоже, потому что у нас шаббат, мы не ходим в школу. После захода солнца в пятницу ребенок уже ничего не делает, он лежит на диване, согласно тому, как нужно действовать, в субботу вообще даже меня не трогайте. Если учесть, что у нас по стране закат солнца зимой - это чуть ли не часа четыре, то после четырех он в школу не ходит. А есть регионы, где у нас вообще полярная ночь, там ребенок в принципе не будет по пятницам и субботам ходить в школу. Вы знаете, до какого абсурда можно дойти, если мы уходим от основного. У нас светское образование. Или все-таки, что называется, подстраиваемся? Как вы эту ситуацию видите?
Р. Силантьев:
- Нет, есть сферы, в которых, конечно, религия не обязательна. Например, не обязательно иметь религию в спорте. Не надо называть борьбу православной или мусульманской или пинг-понг иудейским или буддистским. Полагаю, что все-таки в нашем государстве, наверное, и с образованием такая же ситуация. Потому что в иудаизме девушка должна еще и парик носить с определенного возраста. Если парика нет, то и появляться, в общем-то, не должна на людях. Это решать, на самом деле, нам. У нас есть прекрасный пример – Российская империя, где все это прекрасно регулировалось. И давайте все-таки к этому вернемся. Опыт, который был, на мой взгляд, самый удачный за всю нашу историю.
А. Баранов:
- Тут, действительно, если мы пропустим эти, казалось бы, мелочи, эти хиджабы, дальше пойдут никабы, дальше еще халяльные дела, а кончится все это шариатскими судами, как сейчас в Великобритании. У нас никаб не запрещен. У нас, в общем-то, нет запрета приходить в школу в никабе. Нет никакого запрета на никаб. У нас есть только решение муфтия Дагестана, который не рекомендовал местным жителям этот никаб употреблять. И после этого решения поймали множество преступников, в том числе и мужчин, которые этот никаб использовали для маскировки. Но на общероссийском уровне запрета на никаб у нас нет. Поэтому единственный способ решить этот вопрос в школах - это вести необходимое требование, чтобы была или единая школьная форма, или в принципе она была бы разработана для конкретной школы.
Е. Афонина:
- А вы знаете, что удивительно. Буквально на этой неделе кабмин, кстати, ответил отказом на инициативу ряда депутатов как раз все-таки решить вопрос с ношением никабов и хиджабов именно в школе. Было сказано, что эта мера не нужна, поскольку уже и так все прописано. Но смотрите, Петр Владимирович сейчас пытался нам объяснить, что это платочек, мы объяснили, что это хиджаб, и в итоге получается, что вроде как нельзя. А если платочек, то можно. А если это, то так. А если это, то сяк. И всегда найдутся адвокаты, которых нанимают за большие деньги, которые приходят, защищают, отстаивают. Разве не так?
А. Баранов:
- Как это было в Хабаровске, родители же пришли с адвокатом.
Е. Афонина:
- И не только в Хабаровске, в Калужской области, пожалуйста, тоже мама пришла сразу в школу с адвокатом: ущемляют права моего ребенка на вероисповедание и прочее. Почему эта подмена понятий? Почему это не про религию совсем запрет?
Р. Силантьев:
- Вы знаете, есть национальный головной убор, что у русских, что у татар, что у азербайджанцев, что у туркменов, а есть некий общий головной убор, который ассоциируется именно с религией. Я еще раз говорю, что если русская девушка будет ходить в школу в одеянии православной монахини, она может спокойно нарваться на такие же проблемы. Ее спросят: зачем вы как монахиня одеваетесь, не будучи монахиней? Нет же запрета на это. Есть у нас «апостольник» такое понятие, есть и другие головные уборы. Это же не запрещено, но это не вызовет у людей понимание. Поэтому очень просто, если вы хотите покрывать голову, давайте к национальным головным убором вернемся. Если вы отрицаете наличие национальных головных, значит, вы, к сожалению, ваххабиты, и учиться вам…
Е. Афонина:
- Правильно. А в регламентах многих школ прописано, что ношение головных уборов в классах запрещено. Петр Владимирович, все-таки эта история для вас стала показательной? Это первый подобный случай в вашей практике? Вы впервые с этим столкнулись?
П. Перевезенцев:
- Да, это первый случай в моей практике, но на самом деле, вы знаете, совершенно точно с точки зрения религии мы этот вопрос не рассматривали. И хочу сказать, что люди, которые стали раскручивать эту тему в Telegram-каналах, это профессиональные провокаторы, которые профессионально, зная сегодня все сложности взаимоотношений между Россией и Азербайджаном…
Е. Афонина:
- Так что давайте не будем давать повода раскачивать нашу страну.
Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста на любой удобной платформе и слушайте, когда удобно!