Иван Палкин: Маме точно не надо знать, что там происходит, главное, что все живы

начальник службы радиационной, химической, биологической защиты полка, гвардии капитан Иван Палкин
В эфире Радио «Комсомольская правда» начальник службы радиационной, химической, биологической защиты полка, гвардии капитан Иван Палкин

- У нас в гостях гвардии капитан Палкин Иван Алексеевич, начальник службы РХБЗ –радиационная, химическая, биологическая защита. Как вы попали в армию?

- Уже после 10 класса я хотел стать военным человеком, но я об этом вообще ничего не понимал, от слова совсем. Просто хотел быть военным. Два года - 10-11 классы - я учился с этой мыслью. И в 11 классе, когда нас уже позвали в военный комиссариат, сказали: нужно определяться, на кого вы хотите, чтобы мы могли уже заранее подавать документы в училище, на получение военное образования,. Я не мог определиться, что я вообще хочу сдавать. Я думал: кто такие военные? Это просто на танках, пехота бегает, всякое такое, с парашютом прыгают. А там еще какие-то, оказывается, предметы надо было сдавать. А на тот момент я был в разногласии с учителем по химии, и я принципиально сказал, что я буду сдавать химию, хотя я в ней ничего не понимал. И у меня предметы по сдаче экзаменов - математика, русский и химия. А когда пришел с этими тремя предметами в военный комиссариат, они на меня посмотрели и начали искать, куда я могу поступить с этими тремя предметами. И оказалось, что есть только одно подходящее место – это был город Кострома, Военная академия РХБЗ. Это 2015 год был.

- Как прошла учеба, скажем так, с проблемами с химией?

- Там очень большой уклон идет на химию. Первые два года вообще в училищах идет как получение высшего образования. Русский, высшая математика, все основные профилирующие предметы. И после третьего курса уже стали профилирующие предметы. Это химия всех видов. Это неорганическая, органическая, молекулярная физика, химия, горение веществ, специальные обработки, очень много химии. Хочешь, не хочешь, но ты получал знания. А тем более человек, который еще хочет получать знания, он вдвойне, как губка, все впитывает.

- Вы из тех, кто хотел получать знание?

- Я из тех, кто да. На тот момент я уже очень хотел. Мне прямо понравилась та стезя, которую я выбрал, именно РХБЗ. Такие нюансы, мелочи, но кто подскажет, как справляться с этим? Было интересно. Специалистом решил стать.

- Что родители сказали на ваш выбор?

- Я почему спрашиваю? Я заканчивал школу в 2002 году. Соответственно, 10-11 класс меня долбили: ты обязан поступить в институт, чтобы не ходить в армию. В тот момент, конец 90-х - начало 2000-х, армия – это было самое страшное место на земле. Для родителей относительно их детей. Только-только закончилась чеченская кампания. Страшная, ужасная. Сколько было всяких сообщений о неуставных отношениях в армии, дедовщине. Ты туда приедешь, тебе почки отобьют. В 2015 году, я так понимаю, было уже все совсем по-другому. Ваши родители были рады.

- Да, но еще сыграло немаловажную роль то, что дед у меня воевал в Корее, в корейском конфликте. В родне много кто участвовал в Великой Отечественной войне, дух патриотизма огромен в нашей семье. Да и папа у меня был сначала пожарным. И потом по состоянию здоровья перевелся уже в МВД России. И там уже до пенсии дослужил. Служить в госорганах – путь семьи, родословная такая.

- Вы закончили в каком году?

- Закончил в 2020 году.

- Самый разгар ковида. Я знаю, что не только гражданские специалисты работали по спасению нас от этого ужаса.

- Все верно.

- Военные тоже. Вас эта история захватила тоже?

- Да, именно на наш вид войск и на наши плечи ковид и сложился.

- Что делали?

- Обрабатывали государственные заводы, оборонно-промышленные предприятия.

- Как показывают иногда по телевизору, люди в костюмах химзащиты, с ранцем за спиной, с лейкой, грубо говоря.

- Все так и было. 8 этажей, огромные площади. Каждый квадратный метр ты должен обойти и качественно проработать.

- Не пожалели тогда, что выбрали это направление?

- На тот момент я по распределению попал в город Волгоград. А там климат очень жаркий. Я сам из Удмуртской республики, из центральной России. И жар я не переносил, а там под 35, под 40 градусов, а еще в средствах индивидуальной защиты. Ужас. Но что поделать. Спасало то, что лейтенант молодой, духа много. И весь день напролет.

- В 2022 году началась специальная военная операция. Как вы стали ее участником?

- Это было начало января 2022 года. Нас отправили в Крым на усиление границ. И мы постояли, заняли позиционную оборону и удерживали пока границы. Дальнейших указаний никаких не было. В тот самый день нам пришла команда, мы сели и поехали. Выдвинулись в Херсонскую область изначально.

- Сколько времени там провели?

- Пробыл с конца февраля по 11 ноября. 11 ноября получил ранение, и все. Херсон я уже не застал.

- А что сказали родители, родственники, когда узнали, что началась специальная военная операция, что вы в ней участвуете?

- Самое страшное было, что на момент захода никакой связи не было, связаться с родственниками возможность была минимальная. Мы связывались только с теми людьми, кто уезжал в Россию получать что-нибудь, на большую землю, - продовольствие, еще что-то. И просили, чтобы на этот номер, пожалуйста, напишите от моего имени, что все хорошо, я жив, цел, здоров. Но потом со временем все равно нашли лазейки, нашли СИМ-карты. Когда появилась связь, я смог выйти на своих родственников, и оказывается, что в сторону моих родителей произошла информационная атака. Лично им написали, что я уже погиб.

- Они не успели бед натворить? Перевести деньги или что-то?

- Нет, нет. Там еще было такое, что полиция приезжала к моему отцу, якобы от его имени было написано письмо, что вы отправили моего сына умирать за чужую страну. И я типа взорву школу, ближайшие поликлиники.

- Это те самые информационные атаки, которые были в первый год, наверное.

- Да, это лето 2022-го года было. Для моих родителей это, когда я еще не могу выйти на связь, а родителям уже такое присылают, естественно, у них в голове происходит непонятно что.

- Но я так понимаю, что связались, всех успокоили.

- Да. Сначала они переживали, а потом весело смеялись над этим происшествием.

- Главное, чтобы никаких последствий этого не было, кроме воспоминаний, которые со временем становятся, действительно, веселыми. Иван Алексеевич - кавалер Ордена Мужества.

- Все верно.

- За что? Я знаю, что Орден Мужества вручается за конкретный подвиг.

- Да, это был конец августа 2022 года. Тогда мы стояли на границе с Херсонской и Николаевской областями, удерживали Херсонскую область, держали позиционную оборону. И в один из дней, я точно уже не помню, череда событий начала идти, противник начал контрнаступление вести на наше подразделение. А на то время нас уже оставалось буквально 17 человек на нашей позиции. Кто-то получил ранения, кто-то травмы, и так постоянно убывали, убывали, а прибывающих людей пока не было. Это остатки роты на одной из позиций. Мы удерживали 150-200 метров протяженность. Это именно с личным составом. Между взводами у нас было расстояние 400 метров. По сумме нам приходилось удерживать позицию километр, 17 человек. И в один из дней у нас сосед слева был 56-яйотдельный штурмовой полк. И у них единственных был Mavic - воздушная разведка. Мы отдали им свою радиостанцию, они нам свою, чтобы могли как-то взаимодействовать. Было вроде 11 часов утра, они нас предупредили о том, что в вашем направлении движется колонна техники, 8 или 9 единиц.

- Так, на 17 человек?

- На 17 человек. Мы, естественно, приготовились, предупредили свое вышестоящее командование. На то время я был командиром огнеметного взвода, и я был приданным подразделением в мотострелковую роту. Там был командир роты, который предупредил командира полка своего. И начальник артиллерии заранее уже подсуетился, навел «Грады». И 152-е гаубицы самоходные тоже на наше направление. Еще такой интересный момент был, когда только мы увидели противника. Сейчас танки стреляют с закрытой огневой позиции, 7-8 километров, а на то время они выезжали на прямой выстрел. Ты их можешь наблюдать. На нас начала огневая подготовка идти, нас обстреливали.

- Вы, грубо говоря, сидите в окопе и видите, что на вас выходит танк.

- Да, но голову там тоже было тяжело понять, так как там танковые выстрелы, минометные, артиллерийские, это все летело. Так выскакиваешь на одну секунду, посмотрел, как обстановка, обратно. И в какой-то момент я высовываю голову и смотрю уже, как по боевому уставу, танки, за ними БМП, за ними спешенная пехота. И просто до роты, наверное, идет в нашем направлении. На секунду расстроился, достал телефон, написал родителям, что «просите меня за все». И все, потом со свободной душой уже полностью посвятил себя делу. На тот момент минометное отделение к нам придавалось в роту. Они примерно сто мин выкинули за две минуты, с такой скоростью. Это был 120-й миномет, одна мина весит килограмм 20, если я не ошибаюсь. И эти минометчики одну за другой просто накидывали. И примерно порядка ста мин вылетело за две минуты, как они говорили.

- Понятно, что вам посчитать было уже невозможно, просто не до этого.

- Просто не до этого. Везде пули свистят. Высунуть голову, так просто посмотреть уже было рискованно. И на тот момент наша артиллерия подключается, артиллерия соседей - 56-го десантно-штурмового полка. Все разрывается, все летает. И пехота продолжает идти. Там, естественно, ее все меньше и меньше, она все подходит и подходит. Когда она подошла примерно на расстояние 700 метров, мы уже начали подключаться со стрелковым оружием. Стрелковое оружие, гранатомет. На тот момент у нас АГС был выведен из строя уже в результате артиллерийского обстрела, также был поврежден ПТУР. У нас средств поражения техники не было, вся надежда была только на артиллерию.

- А техника с той стороны – это танки?

- Танки, БМП-2 и БМП-1 тоже, их «копейками» еще называют. И этот огневой вал с их стороны, с нашей стороны, везде все обстреливается, стрелковый бой идет. Ближе 500 метров они не стали подходить, уже начали обстреливаться крупнокалиберным, одноразового использования. Это были одноразовые гранатометы, реактивные пехотные огнеметы. На тот момент они не стали подходить ближе 500 метров, они стали уже в ближайшую лесополку убегать. В это время подъехали две наши БМП. Начали уже им вдогонку накидывать. Потом подъехали танки, начали еще дальше накидывать. И по итогу пяти часов боя мы не потеряли вообще ничего, только израсходовали практически весь боекомплект, все, что у нас было. Но и они потеряли до мотострелковой роты. У них только две БМП смогли уехать. Все остальное у них осталось в поле пораженное.

- Родителям написали после этого сразу?

- Сообщение так и не дошло. Связи не было.

- Первое сообщение, когда вы прощались с ними, так и не дошло?

- Так и не дошло. Я потом его удалил уже.

- Рассказывали им об этом? Нет, маме уж точно это не надо знать, что там происходит. Главное ей знать, что жив, здоров.

- Как маму зовут?

- Екатерина Михайловна.

- Екатерина Михайловна, если слушаете сейчас радио «Комсомольская правда», заткните уши. Это не для вас была информация. Самое главное, что ваш сын сейчас сидит у нас здесь студии, жив и здоров. Как получили ранение?

- Через такое прошел, грубо говоря. Тогда же не было еще штурмовых действий. Просто мотострелковые войска шли в наступление. Столько всего прошел - ни единой царапины. И как только у нас был приказ отходить за берег Днепра, мы отошли, переночевали. И на следующий день в спокойной обстановке начали готовить БМП к новым позициям. Нам определили рубеж обороны, и мы уже в тылу готовились к занятию этого рубежа. Швартовали БМП, пристегивали, чтобы во время поездки ничего не упало.

- Это уже здесь, на левом берегу Днепра?

- Все верно, да. И в какой-то момент просто прилетает снаряд в этот БМП. Обычно у советских снарядов, я слышал, они все свистят, а тут прям такой глухой шелест ветра. И прямое попадание в БМП. А мы все были рядом с БМП. Мы все разлетелись, кто куда. Слава богу, что это был тыл, рядом с нами были и медики, и товарищи, батальон там стоял, тоже готовился занять рубежи. Медики быстро пришли, на носилки кинули, меня забрали, увезли.

- Дальше что, госпиталь? Восстановление?

- Да, госпиталь восстановление. Конец ноября 2022-го и по ноябрь 2023-го восстанавливался.

- Целый год?

- Да.

- Тяжелое ранение было?

- Да, врачи написали - тяжелое. И за это время, чтобы не сидеть сложа руки, меня назначили временно исполняющим обязанности командира роты РХБЗ. И с военнослужащими срочной службы проводил время, обучал их тому, чему уже сам научился, делился опытом, может, даже готовил их тому, что там есть. Мне кажется, большая часть уже и подписала контракты с Министерства обороны.

- Было время подумать и не возвращаться на СВО. Не было такого желания – уйти на гражданку?

- Нет. Рано еще. Еще запал держится. Его еще много-много. До конца пенсии хватит этого запала. Предложили должность начальника службы РХБЗ во вновь формировавшемся 242-м гвардейском мотострелковом полку. Предложили эту должность. Я пошел. Но самое странное, что за этот период, что я восстанавливался, методы ведения войны очень сильно поменялись. Когда я еще был в зоне специальной военной операции, Mavic были редкие единичные экземпляры. Так называемые «Бабы Яги» коптерного типа тоже один раз всего видел. А тут, когда конец 2023-го, в новый полк пришел, мы на новое направление - Донецкое перешли, этих FPV-дронов был такой рой просто. Уже все кардинально поменялось.

- За три года методы ведения войны просто и изменились на сто процентов.

- Сейчас уже какие-то вертикального взлеты БПЛА придумают для защиты от БПЛА самолетного типа, которые несут взрывчатые вещества. Уже с искусственным интеллектом придумывают. Скачок в развитии очень высокий. Как по мне, когда-нибудь дойдет до такого, что придумают какой-нибудь РЭБ, который глушит все, БПЛА исчезнут.

- И вернемся мы к привычным ротным атакам. Иван Палкин, гвардии капитан, начальник службы РХБЗ был у нас гостях, кавалер Ордена Мужества. Мы желаем вам, чтобы у вас никогда больше не было никаких ранений, чтобы в вашем подразделении все парни были живы и здоровы.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp