«Женщине разрешили любить секс»: актриса о женских ролях в российском кино
21 век, некоторые даже считают, что уже 3-е его десятилетие, космические корабли бороздят просторы мирового океана, а по диснеевским мультикам можно отследить историю феминизма — от Золушки до Моаны. Немолодая уже, но роскошная Дженнифер в «Утреннем шоу» говорит нам, уверенно глядя в глаза с экрана: «Пока вы мерились яйцами, я стала здесь главной. Вы не заметили, как мир изменился».
Любовная любовь офис-менеджера
Похоже, наши кинематографисты тоже не заметили. Давайте же проследим, что снимают российские режиссёры. Сериалы «Любовь доярки», «Пастушка и любовь», «Любовная любовь офис-менеджера» и прочие опусы для домохозяек.
Сюжеты всех этих мыльных опер как под копирку – жизнь женщины, разумеется, только в любви и только ради мужчины. Как правило, героиня – ничем не выдающаяся мямля, которую всё время кто-то обманывает, унижает, а иногда и совершает насилие, которому она никак не сопротивляется, а наоборот подставляет и подставляет другую щёку, раздражающе настойчиво демонстрируя нам вселенскую любовь и всепрощение своих врагов.
Обязательно её любит два-три ооочень достойных мужчины, которых она встретила буквально в Макдональдсе или сразу на вокзале, и ей даже не приходится делать трудный выбор – в конце все, кроме одного, оказываются-таки негодяями, а наша героиня счастливой женой Самого Лучшего Мужчины на земле.
Но все это хотя бы объяснимо целевой аудиторией этих каналов — вряд ли днем телик смотрят дерзкие бизнес-вумен даже хацапетовского разлива. Один из телеканалов вообще несколько месяцев крутил ролик «...приобрети приемник цифрового сигнала и ПОПРОСИ МУЖЧИНУ ЕГО ПОДКЛЮЧИТЬ». А чего тогда не «пусть он принесет домой такую штучку, чтобы ты смогла и дальше смотреть наши сериалы для тупых»?
Но никто не оскорбился, нигде в социальных сетях я не увидела обсуждения такого массового унижения своих зрительниц. Видимо, как раз потому, что целевую аудиторию все устраивает.
Что она наконец сделала?
Сериал «Обычная женщина». Ну вот же! Вот! Наконец сериал о современной женщине! Крутая заправила подпольного бизнеса, да еще такого специфического… хотя… подождите… ради кого же она все это делает? Правильно, ради Гришковца, который, кстати, на любителя и вообще всяческий негодяй и подлый изменщик. Но нашу героиню это не останавливает – все в дом, все в семью.
«Измены» или «Содержанки». Ну да, ну да, женщине разрешили любить секс, но женщина не перестала быть функцией, приложением к мужчине, просто из кухни переместилась в спальню.
Ну и вишенкой на торте «Вторжение». Якобы обладающая невероятной силой Юленька, которую боится сам Ра (нет, не бог, бери выше — искусственный интеллект, искусственнее некуда), но почему-то зритель испытывает неловкость, ведь Юленька ничего сама не может и не делает.
Инфантильная дочка генерала, героиня нашего времени, может быть только при мужчине — при Петрове, при папе, при инопланетянине с грустными глазами. Все ждут, что эта сила хоть как-то в ней проявится, и когда этот-с-грустными-глазами говорит примерно в середине фильма: «Это ты сделала!», зрители оборачиваются друг к другу: «Что? Что она, наконец, сделала??!»
Кино вино и домино
Примерно год назад я участвовала в «Любимовка. Ещё». Честная и выворачивающая наизнанку пьеса «Щастье материнства» рассказывала историю 12 женщин, живущих в нелюбви к своим детям. Нет, для меня не стало открытием, что такое бывает, что материнский инстинкт не безусловный. И осуждение общества для меня не новость — это мужчине в нашей стране простительно не платить алименты годами, в этом ему будет помогать работодатель, и оба они не перестанут быть рукопожатными.
Удивила меня реакция мужчин, участвовавших в обсуждении пьесы. Все как один были возмущены, знаете, чем? Отсутствием в этих реальных историях мужей. То есть женщина не имеет права на отдельные от мужчины переживания, особенно материнские. Страх, боль, стыд, не говоря уже о радости и счастье, женщина может испытывать только относительно мужчины — плеча, опоры (даже если он не работает) и отца.
Когда российские девочки наряжаются Эльзой на Новый год, их родители снимают и снимают историю долбаной Золушки. Вот такое домино, девки /выпила залпом бокал красного/.