Новокрещенов: Домашние задания для школьников сейчас абсолютно бесполезны и даже иногда вредны
Скачать передачу [mp3, 43.6 МБ]
Мы предлагаем полный текст радиопередачи.
А. Милкус:
- Добрый день, дорогие друзья. Наш гость сегодня – начальник управления развития кадрового потенциала департамента образования и науки правительства Москвы, а в недавнем прошлом директор школы «Покровский квартал». Вот министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева порекомендовала школам не задавать домашнее задание на каникулы.
И. Новокрещенов:
- И правильно сделала. Я абсолютно поддерживаю нашего министра в этом вопросе. И вообще, я считаю, что каникулы детям даны для того, чтобы немного отдохнуть от процесса учебы и переключиться на другие вещи.
А. Милкус:
- А нельзя сделать так, чтобы домашние задания были интересными?
И. Новокрещенов:
- Нужно сделать так, чтобы они были интересными. В том виде, в котором они сейчас существуют, повторю свой давнишний тезис, они абсолютно бесполезны и даже иногда вредны. Потому что, как сейчас домашние задания задаются, а они задаются чаще всего в воспроизводящем режиме – прочитай, запомни и перескажи, либо задаются родителям – там поделку какую-то сделать, или презенташку какую-то… Такие задания точно ребенка не развивают, поэтому их ценность сомнительна. А то, что они время отнимают огромное у ребенка…
Д. Завгородняя:
- Развивают мелкую моторику рук у родителей.
И. Новокрещенов:
- Ну, это тоже, конечно, важно. Но мелкую моторику важно чуть пораньше начать развивать, чем уже в зрелом возрасте.
А. Милкус:
- Нет, я понимаю, там каникулы – неделя, а если 15 дней, или там летние каникулы? Дети же забывают все.
Д. Завгородняя:
- Да, вот мама ученика мне вчера сказала – а мы 3-го числа уже куда-то к репетиторам идем…
И. Новокрещенов:
- Скажите, а что же это за образование такое, которое можно просто взять и забыть за 15 дней? Может быть, тогда оно и не нужно, если его так легко забыть? Если ребенку интересно то, чем он занимается на уроках, если он понимает ценность тех результатов, которые он получает, он не забудет этого и будет это использовать в своей обычной жизни. А если он такие вещи забывает, значит, они ему просто не нужны. И, кстати, это не проблема ребенка, на мой взгляд. Это проблема педагога, который не смог объяснить ребенку, зачем он учится. Потому что любое образование должно начинаться с понимания того, а зачем я учусь-то? Для чего?
А. Милкус:
- Хорошо. Поставим другой вопрос. Выход из привычного режима. Вот дети встают, в 8.30 начало занятий, где-то в 9.00 начинают… а тут ребенок спит 10 дней – и выходит из рабочего ритма… Это ж тоже нехорошо?
И. Новокрещенов:
- Это к домашним заданиям отношения не имеет, но я с вами согласен – а кто ж мешает родителям ребенка и на выходных, и на праздниках придерживаться нормального режима дня? Другое дело, что, если ребенок встает рано – в 7-8 утра – и рано ложится… ну, так это ж правильно…
А. Милкус:
- А если он не жаворонок, а сова? Я с ужасом вспоминаю шесть лет, когда мне приходилось в 6.15 вставать, чтобы успеть сначала в школу, а потом в институт…
И. Новокрещенов:
- Я не знаю, существуют ли жаворонки или совы, честно скажу, потому что я тоже был уверен, что я сова стопроцентная и мне попозже бы лечь и попозже бы встать, но по долгу службы сейчас встаю в пять утра и никаких больших… главное – пораньше лечь спать – с этим, скорее, проблема. Главное – успевать выспаться. Если 7-8 часов сна есть, то и хорошо. А во сколько вставать, это вопрос вторичный. Кстати, я заметил, что я гораздо более производительнее, когда я встаю рано. Поэтому права все-таки поговорка «кто рано встает, тому бог подает».
Д. Завгородняя:
- В принципе, режим дня не имеет связи с каникулами, а это имеет связь с культурой, режимом, который принят в данной семье? Какая там бытовая культура есть, такой ребенок и будет придерживаться.
А. Милкус:
- Ну, какой режим на новый год? Понятно, что дети, даже маленькие, ночью спать не будут с 31-го на 1-е, потом 2-го и 3-го отсыпаются…
И. Новокрещенов:
- Ну, собьется немножечко режим, а потом будет возможность обратно вернуться. Я бы рекомендовал как раз родителям, чтобы они помогли детям до того, как начнется школа, как начнется уже первая учебная неделя, помочь детям вернуться обратно в режим, если они из него выпадут.
Д. Завгородняя:
- Я бы родителей двух типов выделила. Одни такие тревожные, которые боятся, что ребенок все забудет. А другие считают, что детям очень много лишнего в школе дают и вот отдохнуть от этой каши, в которой он пребывает, это самое прекрасное и самое замечательное. Но зачастую вот эти родители, которые ребенка ничем не нагружают, они оказывают медвежью услугу, потому что ребенок действительно все забывает, он сидит на уроке зевает, на тебя не смотрит. Такое же есть…
А. Милкус:
- Чем надо нагружать ребенка в каникулы?
И. Новокрещенов:
- Я думаю, что очень хорошая аналогия могла бы быть со спортом. Невозможно спортсмену постоянно увеличивать нагрузку и постоянно в ней пребывать. Любой спортсмен тренируется, исходя из тренировочных циклов. У них есть базовый период, период, когда он накапливает ту или иную свою компетенцию спортивную… И обязательно у всех спортсменов есть режим отдыха, когда весь организм отдыхает от чрезмерных физических нагрузок. В принципе, если говорить про развитие человека, про его образование и развитие его мозга, здесь аналогия, мне кажется, вполне себе такая же. Она имеет право на существование. Поэтому дать мозгу отдохнуть, привести в порядок мысли, чувства, переживания – это тоже очень важно на каникулах. Чем заняться? Да заняться любимыми делами. Посвятить время своим интересам. Потому что, когда ребенок начинает проявлять интерес… у меня ребенок, например, очень любит лизунов…
Д. Завгородняя:
- Это повально, да…
И. Новокрещенов:
- Но вы знаете, что интересного для образования ребенка происходит к связи с этими лизунами? Химией заинтересовался. Тетраборат натрия требует, чтобы покупал я обязательно в аптеке, чтобы обязательно глицерин был… И я вижу, что у ребенка просыпается интерес к химии. Ну и пусть просыпается. Потому что помимо лизунов уже ребенок начинает читать что-то про химию. И это здорово. Поэтому через интерес ребенка выйти как раз на персонально значимые результаты образования гораздо проще, чем нудными лекциями взрослых делай так, потому что это важно и так далее. Поэтому вот как раз на каникулах на зимних есть возможность дать ребенку время, чтобы заняться чем-то интересным.
А. Милкус:
- А дальше будет длинная, муторная, тяжелая третья четверть. Даже те школы, которые живут в триместровом ритме, все равно – маленький короткий световой день… холодно… чего делать? Вот физиологи жалуются, что дети где-то к концу февраля выдыхаются. А им еще мать надо дожить, пока весна начнется. Что делать? Вот как вы взбадриваете своих учеников?
И. Новокрещенов:
- Во-первых, мы точно, я могу сказать, что мы несколько лет назад приняли решение вместе с родителями о том, что у нас график каникул – 5+1 – пять недель учимся, неделю отдыхаем. Это решает проблему третьей четверти, и это доказано нами уже практически. Какой маркер того, что третья четверть это проблема? Дети начинают заболевать. Повально. У них снижается иммунитет и они перестают ходить в школу. Соответственно, ценность образования для ребенка, который заболевает в этот период, сомнительна. Вот мы перешли на режим 5+1 – и это тот ритм, который ребенку выдержать легче. И у нас реально произошло очень серьезное снижение количества заболеваний детей в этот период. Это практически, уже могу сказать, что доказано опытом. То есть, надо создать ребенку условия, чтобы он не выдыхался. Второе – конечно, есть простые вещи, которые связаны с тем, что нужно помочь организму пережить общее снижение иммунитета, работоспособности, связанной с тем, о чем мы говорили. Конечно, витаминов попить, естественно, просто больше внимания уделять качественному отдыху и восстановлению. Отдых и восстановление тоже могут быть разными. Можно лежать на диване, а можно поменять деятельность какую-то и через это проще отдохнуть. Занятия спортом, например, в этот период мобилизуют организм и помогают ему справиться с таким стрессом.
А. Милкус:
- Давайте тогда вернемся к вашей второй ипостаси – как чиновника. Как можно сделать, чтобы школа перешла на другой режим? Многие родители и директора школ и не догадываются, что это их право.
И. Новокрещенов:
- Вы абсолютно правы. Есть закон об образовании, который такую возможность школам предоставляет. И в данном случае школа сама имеет право выбрать для себя режим занятий. Время начало и время окончания, и учебные периоды. Законодательные ограничения, которые существуют, они прописаны довольно мягко. Например, там прописано, что новый год, как правило, начинается 1 сентября. Как правило, это не значит, что это обязанность всех начинать 1 сентября.
А. Милкус:
- Есть просто установка, что 34 недели должно быть в старшей школе, а в младшей…
И. Новокрещенов:
- Да, совершенно верно. Есть продолжительность учебного года. Все остальное в принципе школа имеет право самостоятельно решить. Другое дело, что очень важно, чтобы это решение было общим. То есть, этот вопрос затрагивает интересы разных участников образовательного процесса, а, значит, этот вопрос нужно обязательно обсуждать и с педагогами, и с родителями, и с детьми.
А. Милкус:
- Илья Владимирович, хорошо, вот мы говорили, что надо пожалеть учеников, не задавать домашнее задание на каникулах, но ведь все равно старшие классы будут зубрить ЕГЭ?
И. Новокрещенов:
- Ну и зря.
А. Милкус:
- Родители, вот слушайте внимательно! Учитель, недавний директор школы, говорит – зря они будут зубрить ЕГЭ!
И. Новокрещенов:
- Зря, конечно. Потому что ребятам, особенно 11-классникам, предстоит очень трудный год. Потому что им придется очень здорово потрудиться в этот год. И для того, чтобы потрудиться качественно, им так же необходим отдых. Им нужно сейчас перезагрузиться, немножечко отдохнуть от школьных предметов, почитать что-то, что интересно, лучше всего, конечно, в тех областях, в которых они собираются сдавать экзамены – может, кто-то интересуется биологией, кто-то химией – пусть почитают что-то научно-популярное, что-то просто интересное, для расширения кругозора, что называется, но пока отложат в сторону школьные учебники.
Д. Завгородняя:
- Я вот, как учитель литературы и русского языка, считаю, что можно посмотреть сериал «Война и мир» - бибисишный и наш – и сравнить их. Это и в ЕГЭ поможет, и развлечет. Мне кажется, в такой игровой форме нужно продолжать все-таки образовываться… Мне кажется, что в такой короткий срок так отключиться ты не успеешь. Ну, на каток походишь, да. Но мне кажется, что нужно все-таки вот эту любовь к учебному процессу как-то прививать… Появились, например, «Родной русский язык» и «Родная русская литература», все сразу накатили – что это за дополнительные часы такие нашим детям и т.д. Но русский язык и русская литература нуждаются еще и в пояснении для современных детей, которые зачастую не понимают какие-то архаизмы, какие-то старинные понятия… И вот классные руководители творческие они обязательно по музеям своих детей, мне кажется, потащат в каникулы – это будет очень полезно.
А. Милкус:
- Какие музеи? В большинстве городов, может быть, и есть-то один краеведческий музей, уже обойденный всеми, и, может быть, картинная галерея местного художника… Все.
Д. Завгородняя:
- Ну, тогда выходим в интернет и идем в виртуальное путешествие пол какому-нибудь музею…
А. Милкус:
- Вот это другое дело! Обратите внимание, что вот как раз на каникулах хорошо бы побродить, практически все крупные музеи мира выставили свои картины и творческие работы в интернете – и можно там много чего найти.
Д. Завгородняя:
- Да. Причем, кстати, я читала недавно статистику, что на новый год очень многие россияне устремятся в Москву отдыхать. А в Москве полно музеев-квартир. Водите детей своих по музеям-квартирам, потому что там, видимо, не такая будет сильная толпа, как в самых крупных – в Третьяковской галерее, в Пушкинском музее…
А. Милкус:
- Кстати, 84 московских музея на каникулах будут работать бесплатно.
Д. Завгородняя:
- Да, да. С одной стороны, это и отдых, и приятно, и полезно будет. Да, это помогает полюбить нашу родную культуру, потому что именно любви не хватает, интереса не хватает, личной заинтересованности. А когда ты увидел детскую, в которой росли дети Пушкина, игрушки этих детей Пушкина, ты их сфотографировал… и, когда у тебя в телефоне эта карточка есть, ты уже больше полюбишь Пушкина – я абсолютно в этом убеждена.
А. Милкус:
- Ну, не знаю. Вот я был недавно в Томске на конференции по эмоциональному образованию, там была руководитель курса дополнительной подготовки института повышения квалификации из Новосибирска. Но туда ходят дети, которые хотят научиться рисовать или которые хотят стать преподавателями и т.д. Она просто молила аудиторию, которая в основном состояла из учителей… что вы делаете с детьми? Они приходят, говорит, и, когда я упоминаю школу, у них руки дрожат, у них голос дрожит, они боятся сделать что-то неправильное, они боятся… я им говорю – вы рисуйте, а дальше поправим, ничего страшного… вот это возглас сегодняшней школы, мне кажется.
И. Новокрещенов:
- Это связано с системой оценки просто результатов детей. Она у нас сегодня репрессивна по отношению к ребенку. И ровно это вызывает вот такую реакцию детей – неуверенность в своих силах, страх ошибиться и т.д. Просто потому, что система оценивания современная она ребенку ошибок не прощает. Любая полученная двойка в течение учебной четверти влияет на среднюю арифметическую или средневзвешенную отметку, которую он получает по итогам этой четверти. Поэтому все и боятся. А на самом деле, я уверен, что это неправильно. Где же ребенку ошибаться, как не в школе? Потому что в школе, может быть, одна из важнейших вещей, которой ребенок должен научиться, - это проводить работу над ошибками. Мне кажется, это самое главное в системе оценки качества. Это умение увидеть свою ошибку, разобраться, почему не получилось. Это даст гарантию того, что эта ошибка потом не повторится.
А. Милкус:
- А что делать родителю? Вот ребенок приносит двойку. Ребенок дрожит, родитель дрожит и т.д. Я понимаю, я с вами абсолютно согласен, что лучше учиться в школе на своих ошибках, чем в жизни… на чужих ошибках, несмотря на пословицу, мало кто учится. Но учителю нужно вывести действительно среднее арифметическое по электронному журналу… Вот как мне говорить с учителем или с ребенком, что двойка – это ничего страшного. В основном же – покажи дневник!.. а сейчас даже и не надо дневник показывать… получил он двойку на уроке, через полчаса родитель уже знает и звонит – что случилось? Он вообще находится в диком стрессе постоянно, потому что, с одной стороны, учитель, с другой стороны, он под колпаком у мамы…
И. Новокрещенов:
- Вот самое главное для родителей - выстроить правильные отношения со своим ребенком. Отношения с учителем – это вторичная тема. Потому что родитель очень влияет на то, как ребенок относится к школе, к своему образованию. Если родителю лень зайти в электронный журнал, то первый самый популярный вопрос – это что он сегодня получил, какую отметку?
А. Милкус:
- А что надо спросить?
И. Новокрещенов:
- Что нового узнал? Что интересного сегодня произошло? Я вот честно скажу, я своего ребенка не каждый день, но время от времени истязаю ровно этими вопросами. И я не могу сказать, что у меня дочь сразу стала очень осознанно как-то обучаться, но, по крайней мере, это немножко ее ориентирует на то, чтобы она старалась подмечать в своей школьной жизни то, что ей интересно. Я могу сказать, что, к сожалению, для школы в целом, что ребенок чаще всего говорит про вещи, не связанные с обучением. Чаще всего он говорит, что интересно было общение. Общение с одноклассниками, общение с педагогами, она очень переживает, когда что-то не складывается и, наоборот, очень радуется, если там есть любимые учителя – она про это чаще всего рассказывает. Но мне особенно приятно, когда она начинает рассказывать про то, что, оказывается… и начинает говорить что-то интересное из того, что она узнала. Я думаю, что вот это – первое. Второе – родитель, конечно, сам должен принять ситуацию и дать возможность ребенку ошибаться. Сам родитель. Не доставать, не расчехлять условный ремень, или там не готовить запас обзывательств в отношении ребенка… а постараться понять, что ничего страшного в этой отметке нет…
Д. Завгородняя:
- На самом деле, об этом должны говорить учителя. Вот у меня есть семья - родители очень мягкие и ласковые люди, любят детей, - ребенок боится спросить у учителя на уроке. Учитель при встрече с родителями должен это акцентировать дополнительно – ребята, пусть ваши дети ничего не боятся…
И. Новокрещенов:
- Совершенно верно. И вторая часть этого вопроса – это вопрос, обращенный к нам, к педагогам. На самом деле, использовать на своих уроках систему оценки, которую потом можно будет просто перевести в пятибалльную, никто учителю запретить не может.
А. Милкус:
- А у вас борода есть, а вы работали в школе Дедом Морозом?
И. Новокрещенов:
- Ни разу не довелось.
А. Милкус:
- Такой образ!
И. Новокрещенов:
- Так получилось, что во всех школах, где я работал, всегда находились мужчины более представительные по виду, по росту, по голосу. Менее узнаваемые. Поэтому у нас всегда находился колоритный Дед Мороз.
Д. Завгородняя:
- У меня приятель учитель английского сейчас дедморозит в эти дни. Он очень крупный мужчина. Видимо, его единогласно выбрали на весь комплекс. Чувствую, что он там один мужчина.
А. Милкус:
- Подключайтесь к нашему эфиру. Как вы будете проводить праздничные дни?
Д. Завгородняя:
- Почему я так ратую за девятнадцатый век? Погружаться в те времена, больше узнавать, воспитывать в себе личностную заинтересованность. Потому что я заметила, что сейчас выросло первое поколение молодых экспертов, они мне, как журналисту, часто комментируют. И я заметила тенденцию, что наши эксперты – молодежь с высшим образованием, они прекрасные. Замечательно осведомлены, великолепно компетентны. Но они говорят на таком чудовищном канцелярите, который совершенно непонятно, что с ним делать. Я это отношу к тому, что мало книжек читают.
И. Новокрещенов:
- Не только в книжках дело. Мне кажется, человек прячется за канцелярскими формулировками. Ему в них комфортнее. Мы же понимаем, что за каждое сказанное слово мы несем ответственность, а тут проверенные годами и десятилетиями связки лингвистические, то за ними легко спрятаться.
А. Милкус:
- Ко мне приходят студенты. И на практику в «Комсомолку» приходили. И они писали таким вот суконным канцелярским языком. Самое страшное, что они и говорили таким языком. И говорят.
Ты говоришь, что они мало книжек читали. Боюсь, что большая часть народонаселения детского читали учебники. А учебники написаны жутким канцелярским академическим языком.
Д. Завгородняя:
- Надо «Капитанскую дочку» читать, а не учебники.
И. Новокрещенов:
- Знаете, почему канцеляризмы еще спасают? Грубо сейчас скажу. Когда у человека собственных мыслей не особенно есть, он прикрывается этими фразочками. А что касается учебников и «Капитанской дочки». Я считаю, что современный учебник должен быть хрестоматийным. Учебник – это навигатор, который позволит ребенку обращаться к первоисточникам. Читать надо источники, а не учебники. Любой учебник – это некоторая интерпретация, обобщение. И если учебник станет для ребенка таким навигатором, где он сможет, нажав на ссылку, а говорим мы про учебники интерактивные, если учебник – путеводитель в той области знаний, про которую он написал…
А. Милкус:
- Вы много таких учебников встречали?
И. Новокрещенов:
- Они в последнее время стали появляться. И, кстати, их авторами становятся чаще учителя, не авторские коллективы, профессора и доценты, а именно учителя. У нас в «Московской электронной школе» есть несколько пособий, которые создали именно учителя. И они разительно отличаются от тех книжек, к которым мы привыкли.
Конечно, им надо развиваться. Много задач решить надо, но они интересны и пользуются популярностью и у коллег-учителей. Они их скачивают, используют иной раз чаще обычного учебника.
Д. Завгородняя:
- А что сделать, чтобы это поставить на поток?
А. Милкус:
- За двадцать лет, сколько я занимаюсь образовательной политикой, вот эту вот глыбу этих учебников, как стрижалей, я не знаю, как раскачать. Это просто вот… Во многих учебниках предложение занимает абзац – восемь строк. Я смотрел. Это не продраться взрослому, а ребенок просто, у него это отлетает от головы.
Кстати, родители, посмотрите на каникулах фильм «Союз спасения». Он по концепции абсолютно отличается от того, как нам в учебниках излагали историю декабристов. Совсем по-другому. Это совсем другие люди, достаточно сложные, истеричные, далеко не все у них мотивы были – спасение человечества, народа. Это не значит, что фильм – истина в последней инстанции. Это художественный фильм. Зато у вас есть возможность после этого фильма обсудить с вашими детьми характер этих людей, посмотреть, почитать книжки, как на самом деле сложилась история декабрьская. И оттуда ведь очень хорошая ниточка в историю России девятнадцатого века. И в литературу. Потому что это и Пушкин, и дальнейшая история – Герцен, Огарев.
Я прочел очень интересную дискуссию историков девятнадцатого века. Я фильм не смотрел, но мне уже интересно погрузиться в эту эпоху, потому что есть разные точки зрения уважаемых мною людей.
Д. Завгородняя:
- И подумать, какую цель преследовали создатели фильма, потому что в 25-му году обнаружилось, что никто уже царя-то убивать и не хочет.
А. Милкус:
- Ты имеешь в виду к 1825-му году?
Д. Завгородняя:
- Да.
А. Милкус:
- А ты «25-й»! У нас тут до 25-го года пять лет!
Д. Завгородняя:
- Я в позапрошлом веке живу, ты почувствовал.
А. Милкус:
- А у меня вопрос. А как родителю формировать компанию, в которой оказывается подросток в пубертатном периоде?
Д. Завгородняя:
- И можно ли на нее повлиять?
А. Милкус:
- И это одна из главных проблем.
И у нас есть звонок от Алексея из Воронежа.
- Здравствуйте! С наступающим новым годом! И с прошедшим Рождеством!
А. Милкус:
- Спасибо. Это католическое. Православное еще не прошло.
- Почему? Вы же учитель истории. Я тоже историк. Люди приходят, смотрят памятники своих умерших родственников, кто-то родился в 1900-м году. И я спрашиваю, когда родился. Вот на памятнике написано. Говорю, откуда вы взяли? А мы вот свидетельство о рождении в органах ЗАГС получили.
Д. Завгородняя:
- А вы по сути предмета расскажите? Ваше мнение? Нужно ли заниматься детям в каникулы или отдыхать?
- Если ребенок с шести лет не слушал, как родители ему читали, он не научился и в семь читать. У меня средний сын учится в седьмом, старший закончил школу.
Д. Завгородняя:
- А у вас культурными людьми дети растут? Как вы думаете?
- То, что ты прочитал, не самое главное. Вопрос в том, понимаешь ты прочитанное или нет.
Д. Завгородняя:
- Спасибо.
И. Новокрещенов:
- Вопрос не простой, но очень важный. То доброе, что может делать родитель для своего ребенка, это помочь ему найти хороший круг общения. Понятно, что в подростковом возрасте главное, что влияет на ребенка, это то, с кем он общается. Ни родители, ни авторитетные взрослые по степени влияния с другом, с приятелем из компании не сравнится никогда.
А. Милкус:
- Особенно если ребята на пару лет старше, то все!
И. Новокрещенов:
- Совершенно верно. И родителям надо понимать, с кем общается ребенок. И тут важно, есть ли у ребенка опыт самостоятельного плавания в компаниях. Приведу пример с пионерскими лагерями. Я много лет работал вожатым. И замечал интересный факт. Если ребенок начинает ездить в лагеря с шести-семи лет, то, как правило, оказываясь в старших отрядах, он не придается нехорошим излишествам, не пытается в уголке покурить и так далее. Он относится ко всем соблазнам подросткового периода гораздо спокойнее, чем ребенок, который впервые приезжает в лагерь в пятнадцать лет.
А. Милкус:
- И тут открывается вольница!
И. Новокрещенов:
- И он не знает, как с этой свободой поступить. И делает огромное количество ошибок очень серьезных. Иногда влияющих на всю оставшуюся жизнь. Поэтому ответ на вопрос, можно ли ребенка оставлять с друзьями, зависит от того, есть ли у ребенка опыт общения с друзьями раньше?
А. Милкус:
- Родителям надо заранее готовиться к подростковому возрасту.
И. Новокрещенов:
- Совершенно верно. И готовить их к этому. Волноваться, конечно, все равно родители не перестанут. Я бы своего ребенка ни в 14, ни в 15, ни в 16 лет, ни в 17 лет не отправил бы одного с друзьями отмечать новый год.
А. Милкус:
- Вот ваша дочка вам: папа, мы уехали, мне 15 лет. Все. Встречаемся второго января.
И. Новокрещенов:
- Вот. А чтобы не было такого рода ультиматумов, очень важно, чтобы у ребенка с родителями выстраивались доверительные отношения всю жизнь. Чтобы родитель, не смотря на пубертат, оставался для ребенка значимым взрослым. Психологический контакт и чтобы ребенок прислушивался к своему родителю, а не посылал его словами «увидимся второго января». Если это произошло, значит, в более раннем периоде контакт был потерян. Этого допускать нельзя. Еще раз: ребенок должен быть уверен в своем родителе, в том, что родитель его всегда примет и поймет, что родитель не желает ему зла. Даже тогда, когда он его наказывает, предпринимает не популярные меры воспитательного характера. Если есть доверительный контакт, ребенок так не скажет. Особенно в ситуации, если родитель объяснит ребенку, почему он запрещает. Если просто «я сказал, тебе 18 лет нет, ты за мой счет живешь, поэтому сиди и молчи». Вот если такая риторика, то ребенок хлопнет дверью и уйдет, скорее всего. Но если объяснить ему, почему и в чем дело…
А. Милкус:
- Хорошо. Вариант такой. А давай ты приведешь своих друзей и встретим вместе.
И. Новокрещенов:
- Почему нет?
Д. Завгородняя:
- Моя мама так делала.
И. Новокрещенов:
- Если родителей других ребят это не смутит, они отпустят своих детей, тогда… Вообще, это хорошая тема, чтобы родители общались с родителями друзей ребенка. Чтобы они понимали, с кем он дружит. Родитель должен понимать. Я не говорю, что он должен контролировать, пресекать, но понимать и знать он должен.
Д. Завгородняя:
- Хотела бы процитировать одну мою ученицу. Ей пятнадцать лет. Она говорит, понимаете, Дарья Михайловна, друзья меня понимают лучше, чем родители. Но мама этого не признает. Девочка не сказала, что мама ревнует. Но я поняла, что ревнует. И от этого проблемы во взаимоотношениях и дурацкие ультиматумы. И отношения между мамой и дочкой портятся совсем.
А. Милкус:
- Давайте короткие советы дадим, как с детьми новый год встречать?
И. Новокрещенов:
- Вместе. Интересно, весело, заниматься, пытаться восполнить те дефициты в общении, которые наверняка возникают во время учебы ребенка и работы родителей.
А. Милкус:
- А я бы добавил: не откупаться подарками от имени Деда Мороза.
И. Новокрещенов:
- Абсолютно точно!
А. Милкус:
- Встретимся в следующем году.
Д. Завгородняя:
- Но обязательно успейте сходить на каток, в музей и нагуляться с друзьями! Это я уже к детям обращаюсь.
А. Милкус:
- В поход куда-нибудь. И Илья Владимирович сказал, что можно не делать домашние задания.
Поздравляем всех с наступающим новым годом!