«Делают деньги на потребителях»: юрист оценил признание Верховным судом права на возмещение морального вреда за спам-звонки

Юрист по защите прав потребителей Олег Фролов в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказал, к чему приведет признание Верховным судом права на возмещение морального вреда жителю Москвы за спам-звонки.
По его словам, на сегодняшний день главная проблема состоит в подтверждении факта нежелательных звонков.
«Как показала практика, нижестоящие суды отказывают потребителям, ссылаясь на то, что не было доказано, кто звонил, что предложение рекламы, потому что на сегодняшний день момент доказывания крайне сложный. Нужно фиксировать и идентифицировать, кто звонит, нужно представить это суду и это нужно нотариально заверять. Нужно сделать аудиовидеозапись на устройстве, которое должно быть калибровано под лицензией то, что оно не подвергнуто изменениям. Поэтому на сегодняшний день процесс доказывания в том виде, в котором есть, для потребителя, я бы сказал, недоступен. Соответственно, в суде вы должны представить свои доказательства, а у вас есть одни слова и претензия. В первую очередь Верховный суд всего лишь указал на технические ошибки, что суд не рассмотрел процессуальные действия, но он не указал, что здесь потребитель прав, поэтому вопрос остается спорным. Маловероятно, что это будет процессуальным решением, то есть шаблоном для нижестоящих судов», — сказал он.
Фролов отметил, что корни этой проблемы в том, что уже создана база клиентов для обзвона всеми желающими по любым вопросам.
«Мы попадаем на уловки во всех организациях, где мы участвуем, мы всегда подписываемся на обработку персональных данных, на согласие. И вот пока мы будем подписывать автоматически, что мы согласны на обработку персональных данных, после исполнения договора нам будут вечно звонить. Когда потребители начнут постоянно жаловаться в правительство и говорить о том, что невыносимо жить в таких условиях, что депутаты обязаны принять соответствующие поправки к закону. И тогда, когда будет вплоть до уголовной ответственности, а не штрафы от 2 до 5 тысяч рублей для физических лиц, тогда, может, как-то бизнесу не будет интересно звонить. И когда любой звонок, который будет зафиксирован как спам, и оператор связи сразу же идентифицирует, подтвердит и предоставит потребителю, что это был спам звонок и не нужно больше ничего доказывать — сразу все отвалится. Но это бизнес, который делает деньги на потребителях», — подытожил он.
Ранее эксперт в области информационной безопасности Алексей Лукацкий заявил, что услышав в телефонном разговоре словосочетание «защищенные счета», надо сразу же класть трубку.