«Щекочет нервы»: в Яндексе оценили перспективы появления беспилотников на дорогах России

Андрей Себрант

Андрей Себрант

Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу сервисов Яндекса, стал гостем в студии радио «Комсомольская правда», форум Baltic PR Weekend.

Д.Делинский:

- Открытая студия радио «Комсомольская правда», форум Baltic PR Weekend, у меня в гостях Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу сервисов Яндекса. Здравствуйте!

А.Себрант:

- Здравствуйте!

Д.Делинский:

- Как вам нравится новая реальность, в которой мы живем?

А.Себрант:

- Мне она очень нравится. Я вообще любитель новшеств. И я ее воспринимаю не как реальность, которая замещает старую, а как дополняет.

Д.Делинский:

- То есть, это развитие.

А.Себрант:

- Мне кажется, что очень важно, что сейчас те люди, а самое общее утверждение, мое выступление во многом было о том, что те люди, которые по каким-то причинам не могут доехать куда-то, прийти в учебный класс, кто просто живет далеко от тех мест, где происходят такие прекрасные вещи, как мероприятие, на котором мы присутствуем, они окажутся больше включены в жизнь. Такая инклюзивность в широком смысле этого слова.

Д.Делинский:

- Мир становится шире?

А.Себрант:

- Да. Он становится разнообразнее и шире. У людей появляется больше выбора, то, что я считаю положительным эффектом этих очень непростых месяцев – это то, что люди получили больше выборов. И это очень классно. До этих выборов когда-то добрались бы все равно, но ушли бы годы. А сейчас за несколько месяцев и компании, и технологии, и решимость людей привела к тому, что эти выборы стали доступны прямо сейчас.

Д.Делинский:

- В конце прошлого года вы комментировали 15 новшеств, новинок, которые британские ученые прогнозировали на ближайшие годы.

А.Себрант:

- Я не помню наизусть все 15 сейчас.

Д.Делинский:

- Там был пункт про то, что под давлением экологов 20% всех деловых поездок будут совершаться, в смысле, они не будут совершаться в принципе.

А.Себрант:

- А теперь смотрите, ошиблись ребята в источнике давления. Не столько давление экологов, сколько давление эпидемиологов привело к тому, что вот уже несколько месяцев большая часть поездок отменена, а бизнес не встал.

Д.Делинский:

- Все эти технологии работают?

А.Себрант:

- Опыт показывает, а сейчас уже можно говорить про опыт, потому что мы живем в этих условиях полгода, за полгода многое происходило. И мы можем оценить эффективность того, что происходило. В сложившихся командах да, где люди понимают друг друга с полуслова, где люди до этого какое-то время шлепали друг друга по плечу, все идет хорошо. Хотя они тоже, конечно, очень рады увидеться живьем, но, в общем, они нормально работают дистанционно.

Новичкам сложнее. При создании новой команды из людей, которые ни разу не сидели за одном физическим столом, все гораздо сложнее. Поэтому я и говорю, что это расширение. Весь мир не уйдет в онлайн, но окажется, что после того, как ты познакомился слюдьми, провел какой-нибудь месяц физически в одном пространстве, с участниками проекта из самых разных городов и стран, они могут потом разъехаться. И супер эффективно работать. Потому что люди за эти шесть месяцев выработали навык, как многие другие навыки, он вырабатывается. И добровольно вырабатывать очень мучительно, люди бы не стали. Жизнь заставила. Мы теперь носители этого навыка. И он нам очень пригодится.

Д.Делинский:

- Технологические новинки. Самоизоляция подтолкнула технический прогресс, компании к тому, чтобы ускорить процессы. Что ускоряет Яндекс?

А.Себрант:

- Образовательные проекты. Так сложилось, что примерно год назад мы запускали образовательную инициативу. И нам в голову не могло прийти, насколько важным окажется технологическая помощь, подчеркиваю, ни разу не замещение, а именно помощь учителю. Учитель вдруг оказался в ситуации, когда он должен как-то закончить учебный год, а дети в школу не ходят. Образование – это циклическая вещь. Если бы не был закончен учебный год, например, не было бы полноценного набора в вузы. Огромное количество людей потеряли бы год своей жизни.

Да, со всеми незачетами, шероховатостями и проблемами, иногда занозами, но дистанционное образование сработало. И сработало во многом потому, что здесь присутствующие, все эти компании, занимающиеся технологизацией образования, дали людям, работающим в образовании, новые инструменты. И я очень рад, что так сложилось, что здесь мы успели. Скажем, беспилотники мы еще не могли дать людям, беспилотники не могли заменить водителей в 2020 году и по-прежнему люди сидели на рулем автомобилей.

Д.Делинский:

- А беспилотники, да, это будущее, насколько оно близкое?

А.Себрант:

- Это вопрос сейчас больше юридический, психологический, чем технологический. Технологически беспилотники сейчас почти готовы, во многих странах мира сейчас десятки локаций, где полностью беспилотные, без дополнительного инженера за рулем машины ездят по улицам. И наши машины Яндекс там ездят. Ездят в дождь, ночью, в чудовищных условиях и никого не давят,

Д.Делинский:

- Российские дороги кардинальным образом отличаются от…

Андрей Себрант и Дмитрий Делинский

Андрей Себрант и Дмитрий Делинский

А.Себрант:

- Безусловно, никто не говорит, что беспилотник сразу должен возить вас на рыбалку через болото или по грунтовке до болота. Мы говорим о том, что они, как любое будущее, есть знаменитая фраза Гибсона, что будущее уже наступило, просто оно распределено неравномерно. Понятно, что, в первую очередь, они будут работать в тех местах, где достаточно предсказуемая и качественная дорожная ситуация. Например, в Штатах легко заметить, что все работающие беспилотные шаттлы курсируют, например, по простейшему маршруту, например, от большой ближайшей станции до офисного центра. Маршрутки – это первое и хорошее место, куда могут внедряться беспилотники, потому что для того, чтобы работать на маршруте, ему, кроме этого маршрута, ничего не надо знать. Конечно, беспилотник, который является полной заменой автомобиля во всех ситуациях, это непонятно, какое далекое будущее.

Д.Делинский:

- Самое слабое звено в этой истории – это живой человек. Он непредсказуем.

А.Себрант:

- Опыт показывает, количество ДТП показывают, к сожалению, что человек за рулем тоже не может все предсказать. И речь идет просто о цифрах. Безусловно, беспилотники, это грустно признать, какое-то количество людей будут давить. Например, поскольку накатаны уже миллионы километров, можно сказать, что аварийность таких машин гораздо ниже, чем аварийность машин с человеком за рулем, потому что беспилотник никогда не может уснуть, никогда не может выпить, простите. И все эти истории о том, что люди, к сожалению, не всегда могут предсказать ситуацию со стопроцентной гарантией, даже если это водитель с большим стажем. Люди способны отвлечься за что-то, всего этого не может случиться с беспилотником. И ситуации, при которых беспилотник окажется вынужден, все-таки, причинить вред какой-то, они будут по оценкам в сотни, может, в тысячи раз реже, чем с транспортом, за рулем которого сидят люди. Речь идет о том, что беспилотники – это сотни тысяч спасенных человеческих жизней.

Д.Делинский:

- А когда?

А.Себрант:

- Я думаю, что это во многом зависит от общественного мнения плюс от юридической базы. Мои надежды, потому что вот были просто прямые указания Путина .например, что в 20-м самый крайний срок, в 21-м году должны быть разрешены в определенных местах зоны для тестирования полностью беспилотного автомобиля в России. Сейчас вроде этот срок устаканили, как 21-й год. Но это уже следующий год, в следующем году в каких-то городах России мы увидим беспилотники, где никакого человека в салоне не будет.

Д.Делинский:

- А общественное мнение? Люди боятся таких технологий?

А.Себрант:

- Видно, как общественное мнение меняется. Мы за этим следим. Люди боятся, конечно, потому что во многом они подогреты фильмами, ужастиками, вообще, страх легко продается. Надо признать, что и часть журналистов стараются испугать, рассказывая о новых технологиях. Потому что так привлечь читателя проще, чем рассказывая о каких-то скучных благах. Ну, люди будут умирать меньше, ну, это не осязаемо. А вот человек, которого бы сбил беспилотник, эта фотография, это щекочет нервы. А у тысяч спасенных в будущем, ну, кто они? Мы не знаем их имен и портретов.

Д.Делинский:

- Давайте поговорим о том, в чем мы живем. Одна из реальностей, в которой мы живем – большой брат, который следит за каждым нашим шагом в интернете. Все, что мы делаем, попадает в поле внимания маркетологов, как минимум.

А.Себрант:

- Да нет же, конечно! Под большим братом подразумевается какой-то конкретный, ведь почему боятся большого брата? Потому что слово «брат» - это антропоморфная сущность, что вот есть кто-то, кто за мной следит. Поймите, именно в силу того чудовищного объема данных, которые мы все генерим в интернете, ну, нужно, как минимум, удесятеренное населения планеты, чтобы оно только за нами следило. Ни один человек не в состоянии отследить весь объем данных, которые генерит, скажем, его коллега по работе.

Д.Делинский:

- Но есть технологии, которые работают с BIG DATA, есть способны получить из этих массивов информации что-то, какие-то общие тенденции.

А.Себрант:

- Да. Ровно об этом речь и идет, что… И даже иногда не общие. Простейший пример. Люди ненавидят, что кто-то читает их письма. Я предлагаю всем задуматься над простым фактом. Абсолютно каждое письмо, которое вы отправляете по электронной почте, читают сложнейшие алгоритмы, абсолютно каждое. По одной простой причине, потому что только сложнейшие машинно-обученные алгоритмы – это классические искусственный интеллект. Люди писали самую основу, а потом он самообучался. Он принимает решение: положить это письмо в папочку «спам» или просто во «входящие», потому что современные спамеры настолько изощрены, у них на службе стоят тоже сложные алгоритмы, что без фильтрации спама с помощью машинного обучения мы бы от этого спама все сдохли.

Д.Делинский:

- Принимается. Возможно ли такое, что появятся экосистемы, которые позволят параноящему человеку по этому поводу чувствовать себя в безопасности?

А.Себрант:

- Думаю, что нет. Надо честно признать, что такому человеку надо отказаться от всего, потому что, простите, технология мобильной связи предполагает, что неизбежно есть информация о нахождении вашего мобильного телефона. И поскольку эта информация статистически анализируема, то куда вы ездите, в какое время, когда вы включаете телефон, очень много информации о человеке можно извлечь из тех технических протоколов, без которых невозможна мобильная связь, аналогичная с интернетом, даже если вы поработаете через системы, которые, кажется, вас защищают. Нет, невозможно.

Слушайте, вы ходите по городу. Вы посмотрите, какой количество камер вокруг! Если вы не хотите, чтобы ваше лицо не попало ни на одну камеру, не выходите из дома или уезжайте в тайгу.

Д.Делинский:

- На этом можно заработать? Сейчас идут разговоры о том, что продавать вот эту DATA?

А.Себрант:

- Нет, по той причине, что никому из рекламодателей конкретный человек не интересен. Рекламодателю интересно поведение того, что на жаргоне маркетологов называется «сегментом». Вот сегмент людей, интересующихся кошачьим кормом. От того, что конкретный человек скажет, ой, а я все свои запросы про корм кошечки буду задавать «анонимной моде». Или я все свои запросы про корм буду продавать. Да на фига ты нужен! Есть огромное количество людей, которым лень шифроваться, и для того, чтобы оформить сегмент и понять, как ведет себя в интернете любитель кошек, которому надо показать рекламу кошачьего корма, конкретный человек совершенно не нужен.

Д.Делинский:

- Не пугающе звучит. Перспективно и оптимистично звучит. Если ты не хочешь оставлять следы в интернете, просто уезжай в тайгу.

А.Себрант:

- Простите, давайте рассмотрим альтернативу. Например, камеры, которые обеспечивают безопасность. И в городах, правда, стало жить немного спокойнее. Правда, мы знаем, когда что-то случилось, нам даже в новостях покажут, что вот с камеры наблюдения картинка. И вот этот преступник бежал. И на следующий день его уже взяли. Это же нормальная ситуация с городской хроники 2020 года.

Представьте себе, что это делалось бы без технологии. Вы правда хотите, чтобы человек с автоматом стоял у каждого подъезда и регистрировал вход и выход? Я знаю, что сейчас на моем подъезде и других подъездах московских домов стоят камеры. И они пишут, пока ты набираешь код на домофоне, в это время картинка пишется. И потом можно восстановить, кто в это время вошел в подъезд. Альтернативой этой системы без технологий был бы человек. И я точно не хочу, чтобы у меня человек с кобурой стоял у моего подъезда.

Д.Делинский:

- Спасибо!