Ввести сейчас маркировку товаров – создать новые проблемы для бизнеса
В мероприятии приняли участие:
- Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая Россия» в ГД, Председатель Партии Справедливая Россия;
- Ольга Пентегова, заместитель генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей;
- Максим Новиков, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод;
- Анна Гусева, партнер Ernst & Young;
- Алексей Макарушин, директор по качеству IDS Borjomi International;
- Анастасия Татулова, владелец сети семейных кафе и фабрики «АндерСон», омбудсмен по малому и среднему бизнесу.
Максим Новиков заявил, что индустрия не поддерживает введение обязательной упаковки вод. Он аргументировал эту точку зрения тем, что индустрия и так находится не в лучшем состоянии. В связи с пандемией наблюдается существенное снижение продаж (как в кризис 2008 года), в некоторых регионах на определенную продукцию (19 л тара) до 60%. Тем не менее индустрия не попала в список пострадавших от кризиса и не получила никакой поддержки. Сейчас уровень загрузки мощностей упал до показателей 2000-2001 года. Кроме того, реальных технических решений для маркировки не представлено, что тоже затрудняет ее внедрение. «Считаем, что целесообразно приостановить эксперимент до возможности появления реального решения или значительно увеличить его сроки», - заявил Максим Новиков. Тем более, что есть риск снижения работы скорости оборудования в среднем в два раза после установки системы маркировки. И затраты на это в реальности гораздо выше, чем официально обозначается. При условии реализации этого проекта Россия будет проигрывать внутренний рынок своим коллегам по ЕАС. Ведь более 90% списочной численности игроков упаковочного рынка в России – субъекты малого и микробизнеса. Им будут непосильны такие расходы. Крупных игроков можно пересчитать по пальцам одной руки.
Анна Гусева рассказала об исследовании, которое провела ее компания.
Его целью стал расчет социально-экономических последствий введения обязательной маркировки для бизнеса, государства, населения в категориях воды, соков и безалкогольных напитков. Итак, прибыль для бизнеса может составить минус 30 млрд рублей. Для государства – минус 13 млрд рублей за 10 лет, а прирост розничных цен - 7%. При этом компании создадут 3000 новых рабочих мест для обслуживания процесса маркировки.
Сергей Миронов продолжил тему.
«Потребителю, если это не сказывается на качестве и стоимости продукции, все равно, промаркирована она или нет, - прокомментировал спикер. - Но в том-то и дело, что цена вырастет. Значит, потребителю это не понравится. В борьбе государству с контрафактом маркировка продукции тоже не помогает, судя по тому, что за 15 лет в области алкогольной продукции порядка так и не навели. Что касается бизнеса, то никто в регионах не готов к предлагаемому нововведению.»
Анастасия Татулова убеждена, что ситуация с бизнесом и так катастрофическая в связи с пандемическим кризисом. По мнению эксперт, «добивать его сырыми решениями, заставлять нести непосильные и неоправданные затраты – спланированная акция уничтожения…»
Выступление Ольги Пентеговой, представлявшей фармотрасль, где маркировка продукции уже стартовала, явилось чем-то вроде лакмусовой бумажки.
Обязательная маркировка лекарственных препаратов введена с 1 июля 2020 года. Но, как выяснилось, ее ввели, не изучив итоги предварительного эксперимента. «В результате мы пожинаем горькие плоды. Система слабо и тяжело функционирует, не в состоянии обеспечить бесперебойное продвижение фармпродукции между участниками рынка. А страдают люди. В конце сентября произошла крупная авария, и ее последствия до сих пор не ликвидированы. Несмотря на то, что всего 10% маркированной продукции вошло в базу, технически система не выдержала нагрузки и обрушила весь рынок. Были утрачены коды на многие маркированные товары. И никто не знает, как их восстанавливать», - резюмировала спикер.
Напрашивается вывод, что в таких делах не стоит спешить. И нужно проанализировать все трудные места. Необходимо крупномасштабное основательное тестирование системы прежде, чем она будет окончательно запущена.
Алексей Макарушин фактически поддержал коллег. Его доводы звучали очень просто и конкретно: «Если мы констатируем, что на рынке гуляет 10 % контрафактной продукции, это означает, что все, что делалось ФНС и Роспотребнадзором, было напрасно.
В настоящий момент есть некоторые замечания, которые можно предъявить к производителям минеральной воды. И они должны быть устранены до введения маркировки. В противном случае, она закрепит существующее нежелательное положение вещей – возможную недобросовестность производителя. В маркировании минералки есть хоть какой-то смысл. Но зачем питьевую-то воду?»
В целом все эксперты высказались единодушно, что страна не готова маркировать фотоаппараты, ботинки и прочие товары, и в этом нет целесообразности. Мероприятие лишь перегрузит систему, которая и так не выдерживает объемов загружаемой в нее даже 10% нужной информации.
Наша дискуссия транслировалась в режиме онлайн в YouTube, Facebook и Вконтакте, на радио «КП». Любой зритель мог задать присутствующим свои вопросы.