«Стереотипы восприятия аграриев надо менять. Сегодня это высокотехнологичная отрасль с растущими зарплатами»

Какие точки роста в сельскохозяйственной отрасли увидели участники Агрофорума «Комсомольской правды»
Какие точки роста в сельскохозяйственной отрасли увидели участники Агрофорума «Комсомольской правды»

Вторая панельная сессия Агрофорума носила название «Продовольственная безопасность в действии: ждать ли дефицит». Участники рассмотрели широкий круг вопросов по импортозамещению в АПК, начиная от подготовки научных кадров и заканчивая производством компонентов для пищевой промышленности.

Борьба за абитуриента

Зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко заявила о необходимости создания системы непрерывного аграрного образования:- Наша задача – вместе с бизнесом, с органами власти увеличить и повысить имидж аграрного образования, чтобы ребята делали осознанный выбор профессии. Необходимо создание агроклассов или реализация профориентационных проектов совместно с бизнесом, на местах, чтобы не просто поступали лишь бы на бюджет, а чтобы приходили и делали осознанный выбор, понимая, что будут работать в самой устойчиво развивающейся и достаточно хорошо оплачиваемой отрасли, - отметила Екатерина Харченко.

Тема престижа аграрного образования еще не раз звучала во время дискуссии на форуме в «Комсомольской правде». Так, Рустам Хафизов, руководитель инновационного аналитического центра Группы «Черкизово» сообщил, что одним из рисков для развития сельскохозяйственной отрасли является дефицит кадров.

- Пока аграрные вузыобъективно проигрывают борьбу за абитуриента. Нужна серьезная работа по повышению престижа аграрных специальностей. К сожалению, сегодня существует стереотипное восприятие аграриев, которое никак не соотносится с тем, что сегодня на производстве. Надо показывать, что сегодня сельское хозяйство – это одна из наиболее высокотехнологичных отраслей экономики. Многие поражаются, когда приходят на современные предприятия и видят, какой уровень роботизации, автоматизации применяется, - отметил Хафизов.

Участники обсуждения согласились, что существует потребность в приближении учебных программ агровузов к реальным потребностям сельхозпредприятий. Подспорьем здесь будет расширение таких уже зарекомендовавших себя практик, как целевая подготовка кадров, производственная практика на опытных хозяйствах, внедрение новых технологичных дисциплин в вузах.

Сотня центнеров с гектара

Не могли обойти вниманием участники агрофорума и вопрос продовольственной безопасности России в свете усилившегося санкционного давления. Из сказанного можно сделать вывод, что несмотря на ряд временных трудностей, участники рынка оптимистично смотрят в будущее. Этому, безусловно, способствует тот факт, что агросектор, как никакой другой был подготовлен к перемене после широкой программы импортозамещения, начавшейся в 2014 году, и постковидной перестройки логистических маршрутов.

Посевная этого года проходит в штатном порядке, рассказал заместитель генерального директора агрохолдинга «Степь» Сергей Ткаченко:

- Все семена, удобрения, средства защиты растений в нашем холдинге были закуплены еще осенью, - отметил он. - Сегодня никаких «пожаров», которые нужно «тушить», не наблюдается. По тем культурам, которые выращиваем мы, никакого дефицита не ожидается. Мы и раньше работали преимущественно с российскими компаниями.

По животноводству тоже опасений в отрасли не испытывают. Рустам Хафизов из «Черкизово» привел статистику Росстата, согласно которой производство мяса птицы в первом квартале 2022 года выросло на 10% (по отношению к аналогичному периоду 2021 года), а свинины — на 6%. Так что дефицит мяса России не грозит.

Сергей Ткаченко отметил, что крупный бизнес вносит свой вклад в научное обеспечение отрасли. Агрохолдинг «Степь» совместно «Щелково Агрохимом» в прошлом году передали в Госсортоиспытание новый сорт пшеницы «Система».

Иностранцы уходят понарошку

​​​​​​

Возможной точкой роста для отечественной пищевой промышленности может стать уход с российского рынка ряда иностранных брендов. Впрочем, как заметила директор по стратегическому развитию компании «Русский продукт» Наталия Голубович, зачастую лозунг «Мы уходим из России» на практике оборачивается простым сокращением рекламных бюджетов. Но даже это дает хорошие возможности их российским конкурентам.- Предложения многих западных компаний были экономически не очень выгодными для ритейла. Но значительные рекламные инвестиции давали хороший оборот торговым точкам. Сейчас рекламные инвестиции заморожены. И выгодность для ритейла сильно уменьшилась, - сказала Голубович, отметив, что «Русский продукт» на 95% не зависит от импорта.

Фермерский вопрос

В любом случае вопрос обеспечения пропитанием России не стоит. Наша страна производит намного больше собственных потребностей в продовольствии. Речь идет о том, как много мы сможем поставить на экспорт – такое мнение высказал президент агропродовольственного фонда «Свое» Андрей Даниленко.

- Мы часто недооцениваем, какие у нас богатейшие природные ресурсы, с точки зрения земли, - заявил он. - Мы же ее не используем в полном объеме. Хороший урожай – это умение работать с природно-климатическими условиями. Это наука, образование, современные технологии. Они должны быть местными. Не может специалист приехать из Австралии или Бразилии и определиться, как лучше в Воронежской области заниматься той или другой культурой.

Большую роль в освоении неиспользуемых земель могли бы сыграть фермерские хозяйства, говорит Даниленко. Однако для этого необходимо облегчить доступ к получению участков брошенных земель.

- Поддержка фермерства положительно повлияет на демографическую ситуацию в России, на занятость населения. Мы понимаем, что с учетом огромных пространств расселение всего населения в больших городах – для нас, наверное, не лучший вариант, - сказал президент фонда «Свое».

О пищевых добавках замолвите слово

Директор Федерального научного центра пищевых систем имени В. М. Горбатова РАН Оксана Кузнецова напомнила, что продовольственная безопасность - это не только количество произведенной продукции, но и ее качество.

- К счастью, тенденции к ухудшению качества продукции точно нет. В борьбе за потребителя наши производители делают все, чтобы качество продуктов питания улучшить и сделать их более доступными, - сказала Оксана Кузнецова.

Вместе с тем, отметила она, необходимы усилия по импортозамещению пищевых добавок, которые сегодня на 85% поступают в Россию из-за рубежа.

- Пищевые добавки к нам идут, в первую очередь, из Китая, Германии, Австралии. Но мы обладаем всеми сырьевыми ресурсами, чтобы наладить технологии процесса производства у себя. И это не только регуляторы кислотности, красители, стабилизаторы, подсластители, но и бактериальные закваски для сыров, молочной продукции. У нас есть исконно российские технологии, уникальные коллекции микроорганизмов, которые создают исконно российские вкусы той же продукции сыроделия, сырокопченых колбас. Нам надо разработать программу по локализации производства данных компонентов на территории Российской Федерации, - предложила директор ФНЦ имени Горбатова.