Приз - поездка в Москву! Как принять участие в конкурсе «Семья года»

8 июля на Радио «Комсомольская правда» при информационной поддержке национального проекта «Демография» состоялся радиомарафон «День семьи, любви и верности».
Михаил Антонов говорит об этом с председателем правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Мариной Гордеевой

М. Антонов:

- Радиомарафон мы проводим при информационной поддержке национального проекта «Демография», который направлен на всестороннюю поддержку семей на каждом этапе: рождение, воспитание детей, помощь в трудоустройстве, активное долголетие для граждан старшего поколения, здоровый образ жизни и регулярные занятия спортом. Обо всех возможностях национального проекта «Демография» вы можете узнать на портале национальныепроекты.рф.

А у нас в студии председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева. Марина Владимировна, здравствуйте.

М. Гордеева:

- Здравствуйте.

М. Антонов:

- Причем ваш Фонд – организатор конкурса «Семья года».

М. Гордеева:

- Да, все так.

М. Антонов:

- Этот конкурс проводится вот уже пять лет. И цель конкурса – пропаганда и повышение общественного престижа семейного образа жизни, ценностей семьи и ответственного родительства. Семьи-победители определяются в пяти номинациях. За пять лет сколько семей приняло участие в конкурсе?

М. Гордеева:

- Ежегодно более трех тысяч семей принимают участие по всей стране. А на уровень федеральный поднимаются около трехсот семей. А победителями становятся чуть меньше сотни. 85 или вокруг этого.

М. Антонов:

- Как происходит отбор?

М. Гордеева:

- Фонд наш специфический. Он очень близко к правительству. Был организован по указу президента, финансируется из правительства. И проводя этот конкурс, мы кооперируемся или же проводим его вместе с Министерством труда и социальной защиты. И это всероссийский конкурс. История его такова, что во многих территориях проводились такие конкурсы, по разным номинациям. Они варьировались.

М. Антонов:

- Они были исключительно региональные.

М. Гордеева:

- Региональные, причем с разной историей. У кого длиннее, у кого короче. А всероссийский конкурс как бы поднял эту историю на уровень страны.

М. Антонов:

- И сделал «одно окно», свел воедино.

М. Гордеева:

- Все так. И поэтому мы никоим образом не нарушали и пытались не нарушить сложившиеся привычки или обычаи, или же особенности проведения в территориях. Учитывали их. Пять номинаций, конечно, они несколько отличаются от, может быть, каких-то региональных номинаций. Но они были восприняты всеми с пониманием. Потому что они касаются молодой семьи, многодетной, сельской, золотой семьи и семьи – хранителя традиций. А уже, скажем, в Якутии у них там есть еще и студенческая семья, семья оленевода или еще что-то такое. Это уже другая история.

М. Антонов:

- Что нужно делать? Есть семья. У кого-то 25 лет брака, кто-то совсем недавно решил жить вместе, создали семью. И вот они захотят принять участие в этом конкурсе.

М. Гордеева:

- В этом году конкурс уже в разгаре. И на следующей неделе состоится заседание оргкомитета, будут подведены итоги этого года. Но конкурс проводится в два этапа. Региональный этап и федеральный этап. Региональный этап проводят оргкомитеты региональные. Причем они могут по-разному. В некоторых это прям региональный этап, областной. А в других есть еще и этапы предварительные, муниципальные. И тогда количество участников возрастает.

М. Антонов:

- А что делать нужно?

М. Гордеева:

- Подать заявку в оргкомитет региональный. И там будут описаны, какие могут быть требования. А требования, собственно, федеральные они незамысловатые. Многодетная семья – это более пяти детей. Семья золотая, то есть с большим стажем, вот с этого года более 30 лет, а до этого было от 50 лет совместной жизни. Ну, а уж сельская семья, ясное дело, живет в сельской местности и имеет, жизнь свою организует там. Ну, вот так я объясню.

М. Антонов:

- Вот две семьи сельские, допустим. Они обе хороши. Как лучших выбрать?

М. Гордеева:

- Во-первых, это уже детали организации на местах. И, как правило, критерии есть, своего рода конкурсы проводятся общественные. Или же голосование общественное. Разниться может ситуация. Народ выбирает семьи, которые знает и которые уважает.

М. Антонов:

- А что сами семьи получают, помимо участия в конкурсе? Раньше как было: значок, почетная грамота, переходящее знамя. У вас что?

М. Гордеева:

- Я думаю, что это тоже немало. В нашем случае всероссийский конкурс до эпидемиологических дел у нас все-таки главный приз по всей семье – поездка в Москву. Здесь мы принимаем, размещаем, экскурсии устраиваем. И устраиваем торжественное мероприятие. И многие семьи, я замечу, что большинство семей – не жители столичных городов, и для них семейная поездка в столицу, в Москву – это иногда событие всей жизни, до этого просто не выбирались. А еще такая очень памятная вещь – готовится книга «Семьи года». Она подарочная, она красивая, она торжественная. И у каждой семьи есть свой разворот полный, где фотографии семьи и о каждой семье специально рассказывается ее история. Получить в свою библиотеку такую книгу – немаловажно. Денежные дела – это не про нас.

М. Антонов:

- Я понял. Еще один вопрос. Есть ли регион или город в стране, который наиболее активно участвует в вашем конкурсе «Семья года»?

М. Гордеева:

- Все регионы участвуют. Все присылают своих представителей. Может быть, не по всем номинациям пяти. В этом году пять, в другом три, будет зависеть. Но это не критично. И здесь, собственно говоря, наверное, участие важнее, чем победа. Как на любых больших олимпийских играх.

М. Антонов:

- А уникальные семьи были, которые вам запомнились?

М. Гордеева:

- Все семьи хороши. Эти семьи ведь без пафоса и лоска. И общаясь с ними, просто возникает чувство, что просто хочется жить с такими людьми рядом. Они состоялись как люди, они отвечают за себя и за своих близких. Они гордятся тем, что делают. Они понимают, куда стремятся. У них есть понятие о жизни. Просто человеческое, нормальное, спокойное, без лозунгов. Молодые семьи – это, как правило, очень дружные и активные. Семья Николаевых из Иркутской области – это как раз в первый конкурс они победили. Алексей, муж, он чемпион по стрельбе из лука был, сейчас уже время прошло. А супруга его танцует в ансамбле «Степные напевы». Они организовали еще свой конкурс для детских школ по стрельбе из лука. И соревнование получило поддержку, оно уважается и принимается в народе. Поэтому и семья такая заметная.

А если вот о сельских семьях, ну как судить, хороша или плоха. В Пензенской области семья Веденяпиных живет и не мыслит себя в отрыве от родного края. У них большое хозяйство. Сыновья на земле живут. И они счастливы своим делом.

Или, скажем, золотые семьи. Из Приморского края вспоминается семья Протасевичей. Вместе 36 лет брака, воспитали 23 ребенка. 19 из них приемные. Таких примеров не единицы. Поэтому я не хочу сказать, что эта семья уникальная. Многодетные зачастую берут еще и себе в семьи сирот.

М. Антонов:

- Нам нужны были примеры, вы их привели.

Расскажите про свой фонд. Во-первых, название фонда – «Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Нужно расшифровать, много ли таких детей, что это за семьи? Как получают помощь?

М. Гордеева:

- Наши целевые группы – это семейное неблагополучие, сиротство и профилактика сиротства, помощь сиротам. Семьи, воспитывающие детей с инвалидностью. И третья группа – дети в конфликте с законом и их семьи. То есть вот определено нашим уставом поле деятельности.

М. Антонов:

- Много ли таких семей?

М. Гордеева:

- Конечно, много. Кого-то много, кого-то мало. С какой стороны посмотреть. Конечно, правонарушителей, можно сказать, и не так много. Но слишком чувствительная тема. Тема инвалидности детской только растет. Уже 700 тысяч. А что касается сирот, да, сокращается. Но семейное неблагополучие – это тема вечная, судя по всему. В нашем случае – а как? А разводы, а детские травмы? А лишение родительских прав? А еще чего-то? То есть тем достаточно.

Если мы уж начали с конкурса «Семья года», вопрос: а почему мы и этот конкурс? Да потому что мы полагаем, что крепкая семья – это главный залог счастья ребенка и вот этой профилактики неблагополучий, о которых я сказала. Вложиться в крепкую семью – оно того стоит. Хотя бы в таком публичном плане. Продвижение ценностей, что называется.

М. Антонов:

- Знаю про проект «Семейная диспетчерская». Теперь об этом должны узнать слушатели. Это проект, который вы реализуете. Он вошел в рейтинг ста лучших идей по результатам экспертного отбора форума «Сильные идеи для нового времени». Что такое «Социальная диспетчерская»?

М. Гордеева:

- Это своего рода организация работы служб социальных, действующих уже служб по помощи семье. Более соответствующие сегодняшним реалиям. И давайте вот это прелестное слово «одно окно» еще раз вспомним. Имеется в виду, что это не какая-то отдельно стоящая служба, а служба социальной помощи семье, которая существует абсолютно во всех территориях. И я уверена, наши слушатели знают об этих службах. С тем, чтобы обратиться в эту службу с вопросом, мы поддерживаем этот проект. Не могу сказать, что мы авторы. Потому что мы по сути своей не авторы, мы, скорее, организаторы и выявители лучших практик и продвигальщики, реализаторы.

И это мы подглядели уже в практике. Но только подняли, обобщили до уровня технологии и предложили территориям, на конкурс вынесли.И вот уже 21 территория нынче участвует в этом проекте. Создает такие службы на базе своих учреждений социального обслуживания. То есть вот возьмем пример города Тулы. Центр социального обслуживания. Сделали такую службу. Первые – это три человека, принимающие звонки по телефону. У них набор обращений с тем, на что имеет право семья, какую помощь они могут получить, на этапе этого звонка вполне можно формализовать и решить вопросы. Но не всегда звонок решает проблему семьи. Тогда возникает второй этап. Человека приглашают, семью приглашают, заключают уже контракт и включают в программу социального сопровождения.

Идея такая, что оператор, куратор закрепляется за каждой семье. Ведь у нас разные проблемы. Зачастую проблема усиливается и влечет за собой иные, связанные со здоровьем, с работой, с учебой или еще с какими-то вопросами. Поэтому вот этот куратор и берет на себя ответственность составить план действий для семьи и обеспечить взаимодействие со службами, которые имеются в территории.

М. Антонов:

- То есть он не бросает трубку, не говорит: мы этим не занимаемся. И дальше человек не знает, куда обратиться. Берет на себя ответственность куратор. И дальше уже…

М. Гордеева:

- И там это фиксируется. И соответственно твоя связь с другими службами происходит при содействии профессионального человека, который как раз этим и занимается.

М. Антонов:

- А это в наших традициях? Мы же знаем, деньги любят тишину. Не надо выносить сор из избы. Очень сложно иногда взять и о проблемах, которые есть в семье, рассказать, по сути, постороннему человеку. Даже если он психолог, куратор и так далее.

М. Гордеева:

- Проблемы разные. Финансовые – жить не на что. Хочешь – не хочешь, ты это… В территориях есть и специальные фонды экстренной помощи в социальных службах, и так далее. Не каждый знает, но ты обратишься, и тебе быстренько скажут, чем… Или же с вопросами трудоустройства. Это же не интимные вопросы. Дальше – тема семей, воспитывающих детей-инвалидов. Когда возникает в семье такая ситуация, это шок, это незнание, как с этим жить. Куда бежать, что делать. Так что эта вещь очень востребована. Когда мне скажут или помогут выстроить траекторию моей жизни и сказать, кто рядом и с кем я могу взаимодействовать по конкретно своей нозологии.

М. Антонов:

- Результат работы диспетчерской – взять в самом начале и довести до конца?

М. Гордеева:

- Пока не будет снят человек. А некоторые случаи ведь не снимаются. Инвалидность ведь детская не уходит. И дальше по возрастным периодам возникают разные потребности. Дошкольные, понятное дело. О здоровье я не говорю. Здоровье – это отдельно. Мы говорим о социальной службе и социальной помощи. То есть о том, не как вылечить, хотя и вылечить тоже могут свести и помочь, а как жить в этом состоянии. Потому что не все можно ликвидировать и обнулить ситуацию. Как организовать свою жизнь.

М. Антонов:

- Это будет по территории всей России?

М. Гордеева:

- Да, мы будем и дальше продвигать. Мы не авторская группа, не авторы чего-то. У нас тут не вопрос авторства. Наш вопрос – помочь продвигать те сферы жизни и те виды помощи семье, которые востребованы сегодня и которые отвечают приоритетам государственной политики.

М. Антонов:

- Это адаптация того, что применяется во всем мире.

М. Гордеева:

- Поэтому для нас не вопрос, что везде. Конечно, везде. Для нас не вопрос индивидуальной технологии. Она тоже бывает очень хороша. Но она не транслируемая. Она завязана на конкретного автора. Не буду приводить примеры, у меня такие есть, с большим уважением. И мы готовы помогать и помогаем, в смысле поддержки проекта этого. Но понимаем, что это не транслируемая вещь. А вот то, что можно транслировать, то это надо делать обязательно.

М. Антонов:

- Давайте чаще встречаться. Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С праздником вас!

М. Гордеева:

- Спасибо. Всех с праздником.